Александров троицкий собор

Троицкий собор

Троицкий собор – единственный храм Александровского кремля, сохранивший практически первозданный вид. Как и все остальные строения кремля, Троицкий собор построен из белого камня и красного кирпича. Есть предположение, что над строительством собора работали итальянские архитекторы, имя одного из них встречается в различных исторических документах. Согласно одним данным зодчего звали Алевиз Фрязин, другие называют его Алевиз Новый. Непосредственно строительством занимались русские ремесленники, поэтому в архитектуре собора присутствуют как итальянские, так и русские элементы.

Троицкий собор

Троицкий собор не раз становился свидетелем самых значительных событий в жизни нескольких поколений царской семьи, да и всей России. В стенах собора Василий Третий брал благословения на походы, Иван Четвертый проводил собрания, где обсуждались планы нападений на непокорные города. В Троицком соборе проходил обряд венчания Ивана Васильевича Грозного с Марфой Собакиной, которая не смогла долго зваться царицей, так как была уличена в измене и казнена по приказу супруга. Затем в Троицком соборе Иван Васильевич венчался со своей пятой женой Анной Васильчиковой.

Как Распятская колокольня и Успенская церковь, Троицкий собор был построен по приказу князя Василия Третьего. Строительство продолжалось примерно четыре года (с 1509 по 1513 год). Изначально собор был освящен как храм Покрова Пресвятой Богородицы, название «Троицкий» появилось гораздо позднее, примерно в восемнадцатом веке. Монашество решило переименовать храм, таким образом, повторился обряд освящения и собор стал Троицким, точнее, название не появилось, а перешло от Троицкого храма, который, в свою очередь, получил название Покрова Пресвятой Богородицы. Объяснить смысл такого «обмена» не может ни один исторический документ.

Менялось не только название собора, но и его внешний вид. Изначально стены собора были весьма пестрыми, строители не штукатурили и не белили их, поэтому каждый камень имел свой оттенок, кроме того, в глаза бросался контраст белого камня и красного кирпича. Поселившиеся на территории царского дворца монахи решили, что храм должен иметь богоугодный вид и перекрасили стены в белый цвет. Затем вокруг храма стали расти всевозможные пристройки, различных размеров и архитектурных форм. Со временем пристройки окружили собор со всех сторон, закрыв прекрасную галерею, созданную итальянским зодчим.

Особого внимания заслуживают ворота западного входа в храм (их называют «Тверские врата»). Существует масса легенд об их происхождении, о том, кто и когда привез их в Александровскую слободу. Одни историки утверждают, что врата привезены Иваном Васильевичем Грозным из Новгорода (после захвата города), другие твердят, что их (врата) сделали в Тверской области. Тем не менее, последние исследования показали, что, на самом деле, врата изготовлены примерно в середине одиннадцатого века в Новгороде, затем, в четырнадцатом веке их перевозят во Псков, где производят реставрацию и добавляют металлические пластины с изображением Святой Троицы. Великий князь Василий Третий завоевал город (Псков) и в качестве трофея забрал врата. В это время на Руси существовала традиция забирать колокола с главного храма города. Это означало, что весь город принадлежит человеку, снявшему колокола. Василий Третий немного изменил традицию и стал забирать церковные врата.

Иван Грозный продолжил традицию своего отца. В 1570 году он совершил поход на Новгород, завоевав его, царь забрал врата с Софийского собора. Кстати, на месте этих ворот раньше стояли Тверские врата, отправленные во Псков. Грозному достались Васильевские врата (названы в честь епископа Василия, приказавшего сделать главные врата собора вместо Тверских). Васильевские врата были выкованы из железа, на их лицевой стороне размещаются медные пластины с золотыми узорами и изображениями библейских сцен. Одна из медных пластин содержит изображение Иоанна Предтечи. Иван Васильевич приказал сделать эту пластину и разместить ее на вратах, так как святой был его покровителем. И Тверские и Васильевские врата были установлены в западном (Тверские) и южном (Васильевские) порталах Троицкого собора.

На стенах внутри храма довольно хорошо сохранились фрески и картины. В год окончания строительства храм расписывали лучшие мастера Руси. Так как храм был освящен как Покров Пресвятой Богородицы, стены и свод украсили фресками с изображением Девы Марии и некоторых моментов ее жизни. Когда было принято решение переименовать храм в Троицкий, фрески были закрыты новыми изображениями. Долгое время на территории царского дворца располагался монастырь. Монахи решили изменить внешний вид собора и заменить имеющиеся фрески на изображения библейских сюжетов. Как раз это в большей степени повредило старинной росписи стен. В настоящее время при помощи современных технологий, реставраторы пытаются открыть фрески. Благодаря тому, что храм никогда не пустовал, стены сохранились поразительно хорошо. Можно свободно понять, что изображает та или иная картина, даже изображения, нанесенные на стены в шестнадцатом веке, все еще целы.

В подклете (в месте под основным помещением храма, своего рода в подвале) Троицкого собора до сих пор находятся семь могил с богатыми надгробиями, выполненными из белого камня. Исследователям удалось установить имена только трех человек захороненных здесь. В одной могиле покоится тело иеромонаха Корнилия (духовника Успенского монастыря, умер в 1681 году), еще в двух (точнее, могилы объединены в одну) хранятся останки маленьких дочерей царя Ивана Васильевича. Рядом располагается усыпальница генерала И.И. Бутурлина. Установить имена остальных погребенных здесь людей не удалось.

Справочная информация | География и экономика | История | Музей-заповедник «Александровская Слобода» | Покровская церковь | Распятская церковь-колокольня | Троицкий собор | Успенская церковь | Свято-Троицкий Стефанов Махрищский женский монастырь | Гостиницы

Интерьер Троицкого собора

Одной из главных святынь Троицкого собора является Страстная икона Божией Матери, к которой неизменно устремляются все паломники, прибывающие в знаменитый монастырь.

Внутри собор также поражает своими размерами и простором; интерьер хорошо освещен благодаря световому барабану и окнам в верхней части стен. Очень красивы резные перспективные порталы, ведущие в главную часть собора.

Росписи, выполненные в середине XVI века в традициях школы Дионисия, украшали все стены, столпы и своды собора; к сожалению, они сильно пострадали в 1887-1889 гг., когда практически все фрески были записаны новыми росписями артели Сафонова из села Палех. Реставраторам удалось расчистить только два фрагмента древних фресок, остальные до сих пор скрыты позднейшими росписями. Что касается икон собора, то многие были вывезены в московские музеи, где и хранятся до сих пор.

Отдельного внимания заслуживают медные двери в западном и южном порталах. Западный портал украшают Тверские врата, вывезенные из Твери по приказу Ивана Грозного в 1569 г. Вероятно, это двери, выполненные в XIV в. для Спасо-Преображенского собора в Твери. В южный портал были установлены Васильевские врата, вывезенные из Новгорода Великого после его разгрома войсками Грозного.

Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.

Главный престол собора первоначально был освящён во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.

Причт Покровского собора в XVII в. составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 г. его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.

Цари в Троицком соборе Александровой слободы

Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 г. по декабрь 1581 г.

Цари из династии Романовых много благотворили Успенской обители, не забывая и о ее древнем Троицком соборе. Именно в XVII веке собор обнесли крытой галереей с двумя белокаменными приделами, освященными во имя преподобного Сергия Радонежского и святого праведного Симеона Богоприимца.

В 1645 г. в Покровском соборе молился Царь Михаил Федорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 г. приезжал Царь Алексей Михайлович.

В соборной ризнице еще в XIX столетии хранились дары русских царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича… Известны грамоты Алексея Михайловича, а также Иоанна и Петра Алексеевичей касательно ружного жалованья священнослужителей Троицкого собора.

Царь Федор Алексеевич (1676-1682 гг.), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-1681 гг., был в Покровском соборе 29 ноября 1676 г. 30 сентября 1680 г. слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.

В свою монастырскую бытность Троицкий собор оставался соборным храмом для всей Александровской слободы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *