Александровский мост в сызрани

Сызранский железнодорожный мост через реку Волгу

1880 — построен Сызранский (Александровский) железнодорожный мост через Волгу, который соединил центральные районы России с Заволжьем, Уралом и Сибирью. Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью — важнейшему хлебному региону страны. В октябре 1874 г. вводится в эксплуатацию Моршано — Сызранская железная дорога. 12 октября первый поезд прибыл на ее конечный пункт — станцию Батраки. В январе 1877 г. вводится в эксплуатацию Оренбургская железная дорога, которая проходит через город Самару. Начало она берет на станции Батраки. В это же время строится участок железной дороги Сызрань — Батраки. Открытие Оренбургской железной дороги было величайшим событием в истории России, поскольку появился удобный путь для перевозки российских товаров на азиатские рынки, а также для вывоза сырья из Азии. Моста через Волгу тогда не было. Пассажиров и грузы переправляли летом на пароходах, а зимой в экипажах Общества Оренбургской железной дороги по установленным на утолщенном льду рельсам на шпалах или в санях. Мост через Волгу был крайне необходим. Местом его строительства выбрали участок в 10 км восточнее Батраков. Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения профессор Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбский. Грандиозные планы ученого воплощал в жизнь талантливый инженер-мостостроитель Владимир Березин. Сборкой моста заведовал молодой инженер Константин Михайловский. В 1876 г. началось возведение моста. Строительство его из-за стратегической важности курировал лично император Александр II. Металлические пролеты были заказаны в Бельгии, опоры выполнялись из местного жигулевского известняка, ледорезы покрывали выборгским гранитом. В районе сооружения моста была построена новая станция Оренбургской железной дороги «Правый берег реки Волги». К строительству моста в качестве рабочей силы были привлечены несколько тысяч крестьян Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. Стройка продолжалась четыре года. Официальное открытие движения по мосту состоялось 30 августа 1880 года. Это событие было приурочено к празднованию 25-летия царствования императора Александра II. В честь императора Сызранский мост назвали Александровским. Общие затраты на строительство моста составили 7 млн. золотых рублей. Длина моста составила полтора километра, мостовое сооружение имело 13 пролетов по 111 метров каждый. Долгое время Александровский мост оставался единственным звеном, через которое соединялись центральные районы России с Заволжьем, Уралом и Сибирью. Сызранский мост стал не только самым длинным в Европе, но и самым совершенным по выполнению и расчету. Со времен постройки мост не раз подвергался реконструкции и восстановлению, но заменялись только пролетные строения. В частности, в 1918 г. отступающими белогвардейцами были взорваны второй и третий пролеты. Во время Великой Отечественной войны Александровский мост, как крупнейший стратегический объект, защищали несколько зенитных батарей и целая эскадрилья истребителей-перехватчиков. Но основные инженерные решения мастеров XIX столетия сохранены до сих пор. В 1949 году было принято решение о создании двупутной конструкции моста, чтобы обеспечить непрерывное движение поездов в обе стороны и увеличить количество перевозимых грузов. В 1957 году было завершено строительство второго пути на мосту.

Портал города Сызрань

Этот уникальный мост через Волгу имеет много названий: Красный, Волжский, Сызранский. Но изначально он наречен Александровским, поскольку был открыт 30 августа 1880 года, в день тезоименитства императора Александра II. История моста пересеклась с судьбой еще одного российского самодержца — Николая II, который дважды проездом побывал в Сызрани. Личный императорский поезд шел по тому самому мосту над Волгой. Позже царь даже упомянул его в своем дневнике.

Долгое время Александровский (Сызранский) мост считался самым длинным в Европе. Немудрено: ведь он состоит из 13 громадных пролетов по 110,7 метров каждый! Удивляла и высота: под мостом без помех мог пройти корабль высотой с 8-этажный дом. Только что появившемуся на свет мосту рукоплескала вся европейская пресса. Восторженные эмоции в его адрес не могут сдержать и наши современники — журналисты, писатели. Так, Александровский мост упоминает в своем детективе «Алмазная колесница» Борис Акунин.

Проектирование этого грандиозного сооружения осуществил профессор Петербургского института инженеров путей сообщения Николай Аполлонович Белелюбский. Руководил строительством известный русский инженер Владимир Ильич Березин, под началом которого трудилось около двух с половиной тысяч человек со всей Симбирской губернии.

Мост строился в течение четырех лет. Это инженерное сооружение положило конец паромной переправе. Соединив Запад с Востоком, Сибирь и Среднюю Азию, мост стал главной железнодорожно-транспортной артерией, важным стратегическим объектом. Именно этот факт не раз ставил под удар будущее инженерного сооружения. В 1918 году отступавшие белочехи взорвали два пролета моста. Во время Великой Отечественной войны немцы не раз пытались подобраться к нему. В одном из боев, защищая мост, погиб отважный летчик Николай Шутов. Сейчас на высоком берегу Волги воздвигнут памятник в его честь.

Но, несмотря на все перипетии в судьбе, мост продолжает существовать. В 2004 году он пережил реконструкцию. И вот уже новый памятник воздвигнут рядом с ним — стела, посвященная 130-летию Александровского моста!

Александровский мост стал символом открытого регионального фестиваля проектов «Мост», который ежегодно проводится в соседнем с Сызранью Октябрьске. Словом, инженерное сооружение стало не только важным звеном великого пути и одним из главных достопримечательностей Сызрани. Мост — это символ объединения людей, территорий и времен!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *