Алмазный фонд кремля

Содержание

Алмазный фонд. Современные ювелирные изделия и самородки

Публикация о коллекции Алмазного Фонда предназначена для молодых московских гидов-переводчиков, которым по долгу службы приходится самостоятельно показывать экспонаты музея иностранным туристам. Самой трудной для показа частью собрания алмазов, бриллиантов и ювелирных украшений я считаю коллекцию современных ювелирных украшений. Эти восхитительные вещи не связаны ни с именами государственных деятелей, ни с датами, ни с историческими событиями. Гидам-переводчиками приходится запоминать вес драгоценных камней в каратах, имена мастеров и использовать многочисленные прилагательные, употребляя их в превосходной степени.

Дело осложняется тем, что сведения о современных украшениях из собрания Алмазного фонда в специальной литературе весьма скудны. Как правило, о них рассказывают не в той последовательности, в которой они представлены в музее. Иллюстрации этих предметов отсутствуют. Приходится только догадываться, о какой гривне или кольце идёт речь. Экскурсии в музее мы проводим не очень часто и раз от раза забываем и расположение предметов, и сведения о них.

ВНИМАНИЕ! СТАТЬЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. КОПИРОВАНИЕ И ТИРАЖИРОВАНИЕ ВСЕГО ТЕКСТА ИЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО ЧАСТЕЙ ЗАПРЕЩЕНО.

В этой статье сделана попытка собрать все имеющиеся данные о коллекции современных ювелирных изделий и рассказать о них в той последовательности, в которой они расположены в Алмазном фонде – повитринно. Все имеющиеся снимки собраны на различных сайтах во всемирной сети. В изложении материала сделана попытка воспроизвести текст экскурсии штатного экскурсовода Алмазного фонда, а также приведены дополнительные сведения из литературы.

Все предметы, представленные в четырёх витринах зала, выполнили русские ювелиры специально для выставки “Алмазный фонд”. Их никогда не надевали, не использовали по прямому назначению. Экспозиция этой части музея не менялась с 1984 года. Великолепные украшения выполнили мастера Виктор Васильевич Николаев, Борис Владимирович Иванов, Владимир Егорович Жилин, Леонид Фёдорович Устьянцев, мастер-закрепщик Геннадий Фёдорович Алексахин, художники Владимир Георгиевич Ситников и Наталья Владимировна Ростовцева.

Изделия в витринах описаны по порядку справа налево от зала исторических драгоценностей к выходу из Алмазного фонда.

Современные ювелирные изделия

Витрина 1 (Рядом с залом исторических драгоценностей).

Брошь “Роза”

Брошь “Роза” мастер В.Николаев выполнил в натуральную величину цветка. Лишь цвет украшения напоминает о том, что цветок не настоящий. Кажется, что он усыпан нежными каплями росы. Лепестки бутона словно распускаются на глазах. Впечатление движения и жизни усиливается приёмом подвижного закрепления цветка на пружинках, известный ювелирам с XVIII века. “Розу” украшают более 1500 алмазов. Брошь кажется лёгкой и изящной, хотя весит она более 200 грамм (222, 11 г).

Есть легенда, что В.В.Николаеву очень трудно давался образ цветка и сотрудники Гохрана приносили ювелиру букеты, чтобы мастер точнее представил будущий образ бриллиантового украшения. Но прообразом броши стала роза, нечаянно оставленная на скамейке, В.В.Николаев увидел её в Филевском парке.

По непроверенным данным крупнейшая в мире алмазодобывающая корпорация Де Бирс (De Beers основана в 1888 году в ЮАР) хотела выкупить шедевр В.Николаева за любые деньги, чтобы сделать её своим символом. Но подобная сделка исключалась в принципе, ведь розу вырезали из платины и усыпали сотнями бриллиантов к 100-летию Ленина.

Диадема “Русская красавица”. Современные ювелирные изделия

Диадема выполнена по мотивам русского женского головного убора. В благородную платину оправлены разновеликие бриллианты (по непроверенным данным – их около 1000) классической огранки. Центр композиции – 25 крупных каплевидных жемчужин.

Комплект украшений: гривна, браслет и булавка. Гривна – древний вид украшения. Тонкий золотой обруч завершается длинной тонкой стрелкой. Украшает гривну единственный бриллиант весом 4,29 карат. Л.Ф.Усольцев оправил камень таким образом, что он кажется крупной каплей воды, парящей в воздухе.

Современные ювелирные изделия. Диадема “Русское поле”

Витрина 2

Доминантой витрины является диадема “Русское поле”.

(Её сделали в память освоения целинных земель в 60-х годах прошлого века). Украшение выглядит как венок, сплетённый из колосьев пшеницы и стеблей с коробочками льна.
Колосья пшеницы и коробочки льна сделаны исключительно из бриллиантов, которые оправлены в разные материалы. Жёлтые колосья выполнены из золота, а белые головки льна оправлены в платину. Пшеница и лён тянутся к центру композиции, к “солнцу”. “Солнце” имитирует крупный лимонно-жёлтый бриллиант весом 32,52 карата.

Всего в диадеме “Русское поле” 1837 бриллиантов общим весом 164,87 карата.

Слева от диадемы расположена подвеска с нежно-голубым камнем, австралийским опалом. Опал в природе встречается во множестве цветов и оттенков – от белого до винно-жёлтого и красного. Голубой опал – редчайший образец этого камня.

Необычна форма кольца “Космос”. По виду оно напоминает взмывающую вверх ракету. Композицию “собирает” крупный бриллиант огранки “маркиз” в верхней самой узкой части “ракеты”. От него расширяющимися лучами отходят 119 бриллиантов в золотой оправе.

Наряду с бриллиантами в этой витрине представлены густо-лиловые аметисты. В России добывают аметисты очень высокого качества. В левой части витрины представлен комплект украшений с аметистом – брошь в нём выполнена в виде поверхности луны с кратерами и “морями”.

Гарнитур “Земляничный” (в правой части витрины) создан художником Н.В.Ростовцевой по мотивом русских вышивок. В украшении прослеживается та же многоцветность, что и в русском народном творчестве. Бриллианты сочетаются с матовыми жемчужинами и глубокими по тону уральскими аметистами.

Современные ювелирные изделия. Витрина 3

В этой витрине наряду с бриллиантами представлены зелёные драгоценные камни. Это изумруд и аквамарин. Оба камня – это разновидности одного минерала – берилла. Аквамарин гораздо чаще встречается в природе, чем изумруд, поэтому он ценится значительно дешевле.

В витрине представлена брошь с огромным аквамарином, весом около 150 карат.

Интересен гарнитур “Весна” с зелёными камнями – колье и браслет. Кажется, что они вытканы из тончайшего белого кружева. По форме колье напоминает старинное русское оплечье. Браслет повторяет форму колье и продолжает её. Стреловидное завершение колье и браслета напоминает готические мотивы.
Смысловой акцент гарнитура – крупные уральские изумруды чистого голубого тона. Самый крупный из них весом в 12,83 карат помещён в центр колье.

Гарнитур “Весенний” состоит из колье и кольца. В очертаниях и цвете камней одного гарнитура можно увидеть символы трёх весенних месяцев.В марте тает снег. Бриллиантовое сверкание камней и каплевидные формы изумрудов олицетворяет первые нежные капельки воды. В апреле появляется первая трава, цвет изумруда как нельзя лучше подчёркивает зелень лугов. В мае природа бурно цветёт, переливы блеска камней соответствуют третьему весеннему месяцу. Гарнитур символизирует радость весеннего пробуждения природы.
В благородный метал оправлены тёмные сапфиры, изумруды и бриллианты. Колье напоминает древнюю гривну. Её обруч разделяется на несколько ветвей и завершается изумрудными каплями. Тёмные сапфиры подчёркивают благородный цвет изумрудов.

Интересны и серьги, представленные в этой витрине. Они украшены крупными изумрудами. Говорят, что в природе не существует двух одинаковых по цвету изумрудов. В этой паре мы видим чудо, когда два разных камня идеально совпали по цвету.

Привлекают внимание колье и серьги в правой части витрины. Этот набор назван “Салют”. Идея создать гарнитур пришла мастеру В.Г.Ситникову во время прогулки по майской Москве. Расходящиеся от центра лучи украшения визуально напоминают праздничный салют. Цветные камни – сапфиры, гранаты, изумруды, бриллианты расположены не в центре композиции, а “разбросаны” по краям. Серьги повторяют мотив колье, но меньше по размеру, они уравновешивают, завершают композицию.

В центре витрины представлена диадема “Элегия”. Её украшают небольшие густо-синие сапфиры. Об этом камне лучше поговорить у следующей витрины.

Современные ювелирные изделия. Витрина 4

В последней витрине представлены украшения с рубинами и сапфирами. Они не случайно экспонируются в одной витрине. Рубин и сапфир – производные одного минерала – корунда. Из красного корунда получают рубин (по древнерусски: яхонт). Сапфиры – другая разновидность корунда. Чаще всего они бывают синими, но могут быть жёлтыми и других цветов. Чем интенсивнее синий цвет сапфира, тем выше он ценится. На выставке Алмазного фонда представлены сапфиры густой благородной синевы.

В центре витрины большое украшение “Юбилейное”, его сделали в год 35-летия победы во Второй Мировой Войне. “Юбилейным” можно украшать декольте платья. Секрет этого украшения в том, что оно состоит из пяти частей, каждая из которых подвижно соединяется с соседней. Украшение можно разъединить и каждую часть использовать по-отдельности, в качестве броши. Основные драгоценные камни украшения – рубин и бриллиант. Обычно, бриллиант оправляют в белый металл. Но чтобы подчеркнуть праздничность и нарядность украшения, мастер добавил к платине блёстки золота, они подчёркивают насыщенный цвет рубинов.

В левой части витрины представлены крупные серьги с длинными золотыми швензами. (Швенза – часть серёг, крючок, который цепляется за ухо). Они выполнены по мотивам серёг-жирандролей XVIII века. Серьги скомпонованы из разъёмных частей. Розетки можно поменять местами, добавить или убрать одну из них. Их также можно использовать как броши или подвески. Украшают комплект бриллианты и рубины.

Коллекция самородков и слитков платины и золота

После показа коллекции современных украшений следует перейти к витрине напротив и вернуться в её начало, то есть двигаться по направлению к залу с историческими драгоценностями. (Если штатный сотрудник музея не попросит изменить маршрут).

Всего на выставке Алмазного Фонда представлено 20 платиновых и 100 золотых самородков общим весом более 300 кг.

В Алмазном фонде хранится ценная коллекция самородков из платины. Название этот металл получил от полупрезрительного испанского слова “плата” – серебришко. Из-за высокой температуры плавления (1755 градусов) люди долго не могли использовать платину и порой выбрасывали самородки, не найдя им применения. На Руси, случалось, платину использовали как подставки под бочки, чугунки.

В России платину впервые обнаружили на Урале в 1819 году, в 1825 году началась её промышленная добыча. Самородная платина в природе встречается очень редко, чаще её находят в виде мелких блёсток. Тем больший интерес представляют большие самородки. В коллекции Алмазного фонда хранится платиновый слиток весом около 5 кг. Рядом со слитком экспонируется самый большой самородок коллекции, он назван “Уральский великан”, весом 7,8 кг. По форме он похож на искажённый треугольник.

Второй по величине самородок весит чуть меньше 6 кг (5,9). Вес остальных экспонатов из платины колеблется от 200 г до 5 кг. Вся платина на выставке – уральская.

Человек знает золото около 6 000 лет. Самое лучшее и дорогое до сих пор сравнивается с этим металлом. В России месторождения золота впервые обнаружили в 1732 году в Олонецком крае и в 1745 году на Урале.

В центре витрины находится несколько слитков золота высочайшей пробы. На них можно разглядеть цифры – 99,99. Слиток состоит из чистого золота, но хранят их на открытом воздухе, а не в вакууме. Золото вступает в химическую реакцию с воздухом и может содержать незначительную долю посторонних примесей. Золотой запас государства хранится в таких слитках весом от 10 до 15 кг, на выставке представлены слитки весом около 12 кг.

Интересна коллекция золотых самородков. Самородок – это крупное образование металла весом более 5 г. Самородки также содержат от 5 до 30 процентов серебра, до 20% меди, реже и меньше другие металлы платиновой группы и железо.

Чаще всего крупные золотые самородки переплавляли. В России же в 1825 году был издан указ, согласно которому все крупные самородки весом более 400 грамм отправлялись в музей Петербургского горного института. Многие самородки на экспозиции названы по аналогии с той формой, которую они напоминают.

Например: “Верблюд” – 9,3 кг

“Лошадиная голова” – около 14 кг

“Заячьи уши” – 3,3 кг. “Заячьи уши” – самый высокопробный самородок собрания Алмазного фонда, в нём 93,2% чистого золота.

“Дельфин” – 10 кг
Любопытен маленький дендритовый самородок “Ёлочка” весом менее 200 г – 199,9 г. Его нашли на Южном Урале, он похож на покрытую листочками веточку, которая образована сростками кристаллов. Дендритовое образование таких размеров и рисунков – большая редкость.

В коллекции Алмазного фонда находятся два уникальных природных образования. Это самый крупный из добытых в России самородков “Большой треугольник”. Его проба – 91%, то есть только 9% веса приходится на долю примесей.

“Большой треугольник” нашли в 1842 году на Южном Урале под зданием фабрики прииска, который собирались закрывать. В настоящее время это самый большой сохранившийся самородок в мире. В XIX веке в Австралии нашли два гигантских самородка. Один весил 70,9 кг, его переплавили на следующий день, не сохранилось ни рисунка, ни его описания. Через три года, в 1872 году в Австралии обнаружили самородок, весом в 285 кг, но его постигла та же участь, гигантский самородок переплавили.

Не менее интересен и самый маленький самородок в собрании Алмазного Фонда весом всего 20,25 г. Такие маленькие образцы, как правило не поступают на выставку, но для этого сделали исключение.Он похож злого человечка с выдающимся вперёд подбородком и крючковатым носом, поэтому назвали его “Мефистофелем”. Чтобы удостоверится в подлинности этого самородка, была создана специальная комиссия, которая вынесла вердикт, что “Мефистофель” – природное образование. Именно природа создала такую причудливую форму и никакой мастер никогда не работал с самородком.
Показом “Мефистофеля” заканчивается экскурсия по выставке Алмазного фонда.

Из недавних поступлений на выставке представлен крупный самородок весом около 8 кг, он находится на экспозиции с 2012 года. Рабочие, которые обнаружили самородок назвали его в честь 40-летия артели старателей. Расположен самородок рядом с “Мефистофелем”.

ОЧЕНЬ ПРОШУ КОЛЛЕГ ДОПОЛНИТЬ СТАТЬЮ ИЗВЕСТНЫМИ ВАМ СВЕДЕНИЯМИ О КОЛЛЕКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ И САМОРОДКОВ АЛМАЗНОГО ФОНДА.

Литература:
Ольга Горева “Алмазная сокровищница России” М, 2006 г.
“Москва – летопись времён”, составитель И.Шнайдген, М., 2002 г.
“Сокровища Алмазного фонда”, каталог выставки, М., 1968 г.

Далее:

Алмазный фонд. Самоцветы, алмазы, бриллианты
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Алмазный фонд. Исторические драгоценности XIX века и ордена
Алмазный фонд. Исторические драгоценности XVIII века
Пешеходные экскурсии по Москве
Царицыно. Текст экскурсии

Бриллиантовая комната Зимнего дворца

Императорские регалии и коронные бриллианты по традиции, сформировавшейся во времена Екатерины II, хранились в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца. Эта комната на протяжении десятилетий входила в состав покоев личной половины правящей императрицы и только в последней четверти XIX в. превратилась в режимное служебное помещение с особым порядком допуска.

Когда после переворота 1762 г. Екатерина II стала хозяйкой Зимнего дворца, то в ее покоях начали оборудовать специальную комнату для хранения драгоценностей. К реализации этого проекта приступили осенью 1762 г., в это время по указу императрицы в Зимний дворец из пригородных и городских резиденций начали свозить драгоценное имущество, преимущественно серебро. Все эти серебряные изделия, находившиеся в Петербурге со времен Петра I и принадлежавшие короне, были апробированы, промаркированы (на них были выбиты соответствующие номера), взвешены и внесены в реестры.

Проект ювелирной инвентаризации завершился к 1764 г., когда в бывшей парадной опочивальне императрицы оформили парадное хранилище императорских регалий. Комната получила название Бриллиантовой, или Алмазной. Следует подчеркнуть, что эта комната входила в комплекс парадных покоев императрицы, находившихся на втором этаже юго-восточного ризалита Зимнего дворца, окна которого выходили на Дворцовую площадь и нынешнюю Миллионную улицу. Перепланировка и создание новых интерьеров для Бриллиантовой комнаты поручили архитектору Ю.М. Фельтену. С 1764 г. в этой комнате хранились императорские регалии: корона, скипетр, держава и множество других драгоценностей. Регалии находились в центре комнаты на столе под хрустальным колпаком. По мере того, как ювелирная коллекция императрицы разрасталась, понадобились новые застекленные витрины, которые изготовил известный мебельщик Д. Рентген. К сожалению, каких-либо изображений Бриллиантовой комнаты времен Екатерины II до нас не дошло.

Следует подчеркнуть, что хотя «Бриллиантовая комната» Екатерины II являлась, безусловно, режимным помещением с соответствующей охраной и штатом служителей, ее никак нельзя назвать неким «сейфом» для хранения драгоценностей колоссальной стоимости. Это было вполне утилитарное жилое помещение с богатым и уютным интерьером, которое активно использовалось узким кругом приближенных к императрице лиц для приятного вечернего времяпровождения. Иногда в холодные дни в «Бриллиантовой комнате» Зимнего дворца совершалась церковная служба.

В книге И.Г. Георги «Описание императорского столичного города Санкт-Петербурга» Бриллиантовая комната описывается следующим образом: «Государственные регалии стоят… под большим хрустальным колпаком, через который все ясно разсмотреть можно… По стенам сея комнаты разставлено несколько шкапов со стеклами, где лежит множество украшений алмазных и иных драгоценных каменьев, в других же великое множество орденских знаков, портретов Ея Императорского Величества, табакерок, часов и цепочек, готовален, перстней, бантов, золотых шпажных эфесов и других драгоценных вещей, из сего выбирает Монархиня, что Ей угодно на раздариваемые Ею подарки».

Действительно, драгоценности хранились в стеклянных шкафах, ключи от которых находились у камер-юнгферы императрицы Анны Константиновны Скороходовой. Эти драгоценности изготавливали не только в придворной «Алмазной мастерской», но и покупали у ювелиров, оплачивая из комнатной суммы императрицы. Поэтому, если в документах указывалось, что какой-либо предмет был приобретен для «Комнаты» или «взят в Комнату», то это означало его присутствие на одной из полок в стеклянных шкафах Бриллиантовой комнаты императрицы.

Драгоценностей в Бриллиантовой комнате было так много, что при всем тщательном их учете вещи, подчас, «исчезали». Исчезали не в смысле их воровства, а в самом обычном и часто встречающемся варианте, когда привычная вещь неожиданно выпадает из жизненного пространства, чтобы столь же неожиданно найтись. Такая история произошла с уникальной панагией работы Луи-Давида Дюваля, который украсил эту наградную вещь «казенным изумрудом». О том, что панагия мистическим образом «выпала» из собрания вещей Бриллиантовой комнаты свидетельствует записка Екатерины II, адресованная Г.А. Потемкину: «Два года искала я панагию, а она лежала в ящике таком, в который два года никто не заглянул. При сем ее посылаю для вручения Преосвященному Платону».

Ювелирные ресурсы Бриллиантовой комнаты не раз использовались Екатериной II для комплектации наградных наборов для своих сановников и полководцев. Екатерина II была не только умной женщиной, но и творческой натурой, поэтому, лично подбирая наградной комплект, она привязывала его по месту и событию. Например, таким комплектом наградили героя Первой Русско-турецкой войны графа Петра Александровича Румянцева после подписания Кучук-Кайнарджийского мира. В письме к барону М. Гримму Екатерина II перечислила составляющие набора: «…Я должна рассказать вам, как я устроила фельдмаршала Румянцева в день мира: 1. Он получил диплом, в котором все его победы, завоевания и заключение мира изложены во всей подробности; потом 2. маршальский жезл, осыпанный бриллиантами; 3. великолепную шпагу; 4. шляпу с лавровым венком в виде султана на ней; 5. оливковую ветвь из бриллиантов и эмали; 6. алмазные знаки и звезду Св. Андрея Первозванного; 7. пять тысяч душ; 8. сто тысяч рублей; 9. серебряный сервиз на сорок человек; 10. коллекцию картин». Как мы видим, императрица предусмотрела для своего полководца все – и для души, и для тела.

Так случилось, что самой значимой исторической реликвией из этого перечня стал «маршальский жезл, осыпанный бриллиантами». До 1917 г. он хранился в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где был похоронен Румянцев. После революции в ходе конфискаций жезл переправили в Российский исторический музей в Москве. В 1922 г. жезл из музея изъяли и передали в Гохран. Как это ни странно, но в ходе распродаж царского золота он уцелел и сейчас находится в одной из витрин исторического зала Алмазного фонда Московского Кремля. Остальные предметы из этого наградного набора в результате большевистских распродаж осели преимущественно в США, в частности, «серебряный сервиз на сорок человек» хранится в Нью-Йоркском Метрополитен-музее.

Известно, что императрица любила использовать Бриллиантовую комнату для игр в карты. Екатерина II была знатоком человеческих душ и понимала, как может бодрить во время азартной карточной игры на «большой интерес» (а иначе у императрицы и не играли) завораживающий блеск бесчисленных бриллиантов, рубинов, изумрудов и сапфиров. А игра в окружении императрицы шла по-крупному и была одной из деликатных форм награды приближенных со стороны императрицы. Те, кто допускался за карточный стол Екатерины II, постоянно имели в виду, что могут «внезапно» выиграть очень крупную сумму, сорвав банк за карточным столом.

Ф.Н. Головина, будучи 18-летней фрейлиной императрицы, вспоминала: «По вторникам я дежурила вместе с другой фрейлиной; мы почти весь вечер проводили в так называемой Бриллиантовой комнате, именовавшейся так по множеству находившихся в ней драгоценных вещей. Здесь, между прочим, хранились и корона, скипетр и держава. Императрица играла здесь в карты со своими старыми придворными, а две дежурные фрейлины сидели у стола и дежурные кавалеры занимали их разговорами».

Однако при всем этом в Бриллиантовую комнату имел доступ очень ограниченный круг людей, сокращавшийся по мере старения императрицы. Поэтому Екатерина II с легкой иронией писала барону М. Гримму о сокровищах Бриллиантовой комнаты: «Всем этим любуются мыши и я».

В самом конце царствования Екатерины II в корпусе «Лоджий Рафаэля», возведенных к 1792 г. вдоль Зимней канавки, устроили вторую «Бриллиантовую комнату», перенесенную из личных покоев императрицы в южную часть этого нового здания. Вероятно, новая и старая Бриллиантовые комнаты некоторое время существовали параллельно, так как основной набор царских регалий оставался рядом с тронным залом Екатерины. Таким образом, Бриллиантовая, или Алмазная, комната служила главным хранилищем драгоценностей несколько десятилетий.

Следует подчеркнуть, что 34-летнее царствование Екатерины II окончательно превратило бриллиант в главный официальный символ богатства Императорского двора. Это действительно было время бриллиантов. Даже жеребец императрицы, на котором она в 1762 г. в преображенском офицерском мундире возглавила «поход» трех гвардейских полков на Ораниенбаум, где укрывался потерявший власть Петр III, звался Бриллиант.

Что касается изменений местонахождения Бриллиантовой комнаты в Зимнем дворце, то следует иметь в виду, что каждый из новых хозяев Зимнего дворца буквально перекраивал его помещения под себя, поэтому на месте спален возникали новые гостиные, а на месте гостиных – танцевальные залы. Поэтому Бриллиантовая комната периодически меняла свой адрес в стенах Зимнего дворца. При Екатерине II комната-хранилище находилась в юго-западном ризалите дворца и ее окна выходили на Дворцовую площадь и Миллионную улицу в районе нынешнего зала № 279 Государственного Эрмитажа.

После смерти Екатерины II в ноябре 1796 г. Бриллиантовая комната переехала, войдя в состав личных апартаментов императрицы Марии Федоровны. Тогда Бриллиантовая комната (нынешний зал № 238 Государственного Эрмитажа) замыкала анфиладную ось покоев Марии Федоровны. Еще раз отметим, что по сложившейся традиции Бриллиантовая комната находилась на жилой половине императриц, поблизости от их опочивален.

Сохранились изображения интерьеров второй Бриллиантовой комнаты и мемуарные свидетельства людей ее посещавших. Так, в дневнике прусской обер-гофмейстрины графини Фосс, посетившей Петербург в январе 1809 г., упоминается о посещении Бриллиантовой комнаты: «Мы по-семейному обедали у Царицы-матери. Перед обедом я осматривала комнату, в которой для подарков находится целое собрание чудеснейших шуб. Одна, из великолепной черно-бурой лисицы, предназначена нашей королеве; здесь же хранятся бриллианты, перстни, ожерелья, одним словом всякие драгоценности, из которых Царь сам выбирает подарки для избранных».

Дворцовая анфилада. С.К. Зарянко. Не позднее 1837 г. На первом плане Бриллиантовая комната

При императрице Марии Федоровне Бриллиантовую комнату стали использовать для процедуры одевания невесты. Сначала там одевали выходящих замуж дочерей Марии Федоровны, а затем и невесток. В 1817 г. прусскую принцессу Шарлотту, в православии Александру Федоровну, выходившую замуж за великого князя Николая Павловича (будущего Николая I), одевали именно в этой Бриллиантовой комнате: «Меня одели наполовину в моей комнате, а остальная часть туалета совершилась в Брильянтовой зале, прилегавшей в то время к спальне вдовствующей Императрицы». В день свадьбы Мария Федоровна сама подбирала для нее корону и «бесчисленное множество крупных коронных украшений», под которыми юная особа чувствовала себя «едва живой». После брачной церемонии драгоценности возвратились в Бриллиантовую комнату. Говоря об этой свадьбе, можно упомянуть о том, что императрица Мария Федоровна в 1817 г. сделала своей невестке поистине царский подарок, подарив жемчужное ожерелье в пять ниток за 142 579 руб.

В восстановленном после пожара Зимнем дворце процедуру одевания невесты перенесли в Малахитовую гостиную на половине императрицы Александры Федоровны.

В 1817–1818 гг. архитектор К.И. Росси разработал проект перестройки комнат Марии Федоровны. По этому проекту предполагалось устроить вместо Опочивальни и Бриллиантовой комнаты один зал – Большую столовую (залы № 283 и № 284 Государственного Эрмитажа). Бриллиантовую комнату архитектор предполагал разместить на месте современного зала № 289. Судя по дошедшим до нас архитектурным эскизам, К.И. Росси намеревался задрапировать Бриллиантовую комнату ярко-розовой живописно ниспадающей тканью с золотым бордюром и кистями. Вверху он мыслил лепной фриз с кариатидами, несущими антаблемент и плафон. Строгость оформления должна была оттенять роскошь регалий и драгоценностей, которые предполагали демонстрировать в этом помещении. Однако этот проект по ряду причин не был осуществлен.

Тем не менее, опять-таки в силу ряда причин, буквально в последний год жизни Марии Федоровны (в 1827–1828 гг.) началась реконструкция ее апартаментов. До ремонта, перечень покоев Марии Федоровны включал в себя следующие помещения (табл. 17):

Таблица 17

К составлению проекта приложили руку два ведущих архитектора того времени: К.И. Росси и О. Монферран. В ходе этих переделок Бриллиантовая комната вновь переехала. На месте Бриллиантовой комнаты Марии Федоровны устроили тронный зал и гостиную.

Любопытно, что и после ремонта эти новые помещения еще долго называли «бывшей бриллиантовой комнатой». Так, в декабре 1832 г. «в бывшей бриллиантовой комнате, что ныне гостиная», на 10 столах разложили вещи, привезенные из Китая офицером Генерального Штаба Ладыженским.

Новое место для Бриллиантовой комнаты традиционно ориентировали на личные покои правящей императрицы, в то время Александры Федоровны, и, соответственно, располагалась она на втором этаже юго-западного ризалита. Но при этом были и весьма существенные изменения в статусе Бриллиантовой комнаты. Если ранее она входила в число парадных покоев императриц, то на рубеже 1820–1830-х гг. Бриллиантовая комната входила уже в число служебных комнат, очень скромно декорированных. Интересующие нас комнаты находились на втором этаже Зимнего дворца, по фронту Дворцовой площади: за Желтой или Золотой гостиной (бывш. Опочивальня) шла Бриллиантовая комната (бывш. Камер-юнгферская).

Видимо, тогда же в ходе ремонтных работ часть драгоценностей из Бриллиантовой комнаты была изъята, и для их хранения в Зимнем дворце была оборудована новая специальная комната, которая уже не являлась частью жилых помещений монархов. Эта была уже комната-хранилище, которую также называли «Бриллиантовой кладовой», и она была устроена на третьем этаже Зимнего дворца возле Церковной лестницы, непосредственно над Малым собором. То есть, примерно с 1830 по 1837 г. в Зимнем дворце существовали две Бриллиантовые комнаты. Одна из них входила в число служебных комнат на половине императрицы Александры Федоровны (второй этаж юго-западного ризалита, окнами на Дворцовую площадь), другая в качестве функционального служебного помещения была расположена этажом выше. Во время пожара в Зимнем дворце в декабре 1837 г., императорские регалии и другие драгоценности выносили из Бриллиантовой комнаты в первую очередь. Горящий дворец был оцеплен войсками гвардии, выносимые из дворца вещи складывали на оцепленной войсками Дворцовой площади. У подножия Александровской колонны высились груды вещей: от барахла из комнат лакеев, до стильных и дорогих вещей из императорских половин. Нижние чины гвардии спасали все, что можно, с риском для жизни.

Во множестве описаний страшного пожара нет никаких значительных упоминаний о процессе эвакуации коронных бриллиантов и императорских регалий. Сначала коронные бриллианты, императорские регалии и другие драгоценности перенесли в Адмиралтейство, а уже затем вывезли в Аничков дворец, на территории которого находилась кладовая № 2 Камерального отделения.

Для транспортировки множества драгоценных вещей у купца Алексеева закупили «80 сундуков окованных железом с замками, для перевозки из Адмиралтейства в Кабинет Его Величества золотых и серебряных вещей». Бо?льшая часть этих сундуков потребовалась для упаковки огромного количества серебряных вещей. При этом, несмотря на суету страшной ночи, «во время переноски сервизов из Зимнего дворца в Адмиралтейство в самый день пожара утратилось мелких серебряных вещей в коих было 17 фунтов 92 золотника», что оценивалось в очень скромные 1779 руб.

Итак, в декабре 1837 г. бриллиантовые вещи поместили в кладовую Кабинета, находившуюся близ Собственного (Аничкова; Николаевского) дворца. Затем, в ноябре 1838 г. регалии и коронные бриллианты перевезли непосредственно в Аничков дворец и сдали на хранение камер-фрау Рорбек.

29 июня 1839 г. «во исполнение Высочайшей воли» министр Двора приказал «хранящиеся в Кабинете Его Величества корону и бриллианты перевести в Зимний дворец 30-го сего июня в Бриллиантовую комнату и сдать госпоже камер-юнгер Пильниковой вместе с книгою». Указание было немедленно выполнено: «две короны, скипетр и держава были доставлены в Бриллиантовую комнату и уложены в назначенном месте», что принявшая их Пильникова подтвердила своей распиской. Тогда же в 1839 г. для всех коронных солитеров были сделаны новые оправы с обозначением буквы «К» (коронные. – Авт.) на оправе.

После «возобновления» Зимнего дворца в 1839 г. на третьем этаже дворца возобновили и Бриллиантовую кладовую. Она сохранила свой режимный характер, как помещение с ограниченным доступом. Бриллиантовую комнату также возобновили в череде служебных комнат на половине императрицы Александры Федоровны. Архитектор А.П. Брюллов сохранил ее простую допожарную отделку. Например, стены в этой комнаты были покрыты простой краской. Единственной роскошью, подчеркивавшей статус Бриллиантовой комнаты, был ее свод, который украшала роспись розетками, гирляндами и кессонами работы художника А.И. Соловьева.

Бриллиантовая комната – три окна на третьем этаже под куполом звонницы

При императрице Марии Александровне (жене Александра II) географию Бриллиантовой комнаты вновь изменили. В ходе очередных ремонтных работ, Бриллиантовую комнату, значившуюся в череде служебных комнат юго-западного ризалита, ликвидировали. Все ювелирное собрание перенесли на третий этаж и разместили в помещении «Бриллиантовой кладовой», устроенной возле Церковной лестницы непосредственно над Малым собором еще при Николае I. Именно там хранились императорские регалии и коронные бриллианты вплоть до лета 1895 г.

Летом 1895 г. «Бриллиантовую кладовую» перевели в другое место. Это решение было принято еще Александром III «По Всеподданнейшему докладу Министра Императорского Двора» 29 января 1894 г. Мотивировалось это решение необходимостью «безопасного хранения коронных бриллиантов». Поскольку о возможности какого-либо ограбления не было и речи, то опасность могла исходить только от возможного пожара. В докладе начальника Камерального отделения Д.С. Сипягина указывалось, что Бриллиантовая комната, действительно, «небезопасна», поскольку под ее паркетом находился «горючий материал»: войлок, стружка и пр. Кроме этого, хранилище драгоценностей не имело каменных сводов. Указывалось и на возможность проникновения в Бриллиантовую – через пол или отводную «воздуходувную трубу», ведущую в Малую церковь дворца.

Работы по освобождению помещений на третьем этаже главной императорской резиденции были связаны еще с рядом соображений. Дело в том, что в апреле 1894 г. состоялась помолвка наследника-цесаревича Николая Александровича с Гессенской принцессой Алисой. И предполагалось, что после женитьбы молодые будут жить в Зимнем дворце. Там же предполагалось поселить младшую сестру Николая Ксению, вышедшую замуж также в 1894 г. Поэтому после смерти Александра III (20 октября 1894 г.) и женитьбы Николая II (14 ноября 1894 г.) в Зимнем дворце проводились ремонтные работы, в ходе которых на втором этаже северо-западного ризалита оборудовали жилую половину для семьи молодого императора. При этом в Зимнем дворце немедленно возник дефицит служебных и жилых помещений, поскольку в Зимнем дворце понадобилось разместить и подразделения государственной охраны. В результате масштабной дворцовой перепланировки решение о перемещении «Бриллиантовой кладовой» пришлось не только к месту, но и ко времени.

В результате, «Бриллиантовую кладовую» перевели с третьего этажа на первый, в «4-е помещение 4-й Запасной половины». Тогда же составили скромную смету «в сумме 4823 руб. 54 коп. на переустройство» комнаты на IV Запасной половине.

Новое помещение отвечало всем требованиям безопасного хранения коронационных регалий и коронных бриллиантов: первый этаж, каменный сводчатый потолок, каменный пол и окна, снабженные решетками и бронированными ставнями. Окна выходили во внутренний двор Зимнего дворца, где была расположена гауптвахта. Для оборудования нового хранилища потребовались минимальные расходы: установили вторые двери, навесили стальные щитки на окна внутри комнаты, провели электрический звонок к гауптвахте.

22 апреля 1895 г. Николаю II доложили, что «работы по капитальному ремонту комнаты для хранения Императорских коронных бриллиантов… окончены».

18 июля 1895 г. Сипягин доносил начальству: «Коронные регалии и бриллианты перенесены мною в новое помещение в здании Императорского Зимнего дворца». Драгоценности переносили всего 34 чел. Это были солдаты роты Дворцовых гренадер и дворники дворца, получившие за свои труды по 50 коп. 10 руб. получило духовенство за освящение нового помещения (итого 27 рублей). Охрана главного государственного хранилища патриархально состояла из двух унтер-офицеров из роты Дворцовых гренадер.

Портретный алмаз

Алмаз «Шах». Вес 88,70 карат

Был также усилен режим охраны, и помимо двух обычных внутренних часовых (какая патриархальность!) был «еще один, наружный, на самой гауптвахте». Тогда же это новое хранилище коронных вещей получило официальное название «Бриллиантовой комнаты».

Перемещение драгоценностей было использовано и для усиления режимных мер по хранению коронных бриллиантов. В частности, были заменены печати на наружных дверях, как кладовых Кабинета (№ 2 и № 3), так и на дверях кладовой № 1 в Зимнем дворце.

Многие из предметов, хранившихся в «Бриллиантовой комнате» – настоящие раритеты мирового уровня. За многими из них стояли реки крови и тысячи людских жизней. Например, алмаз «Шах» массой в 88,70 карат является одним из самых древних индийских алмазов. На нем сохранились письмена, позволяющие восстановить историю этого камня, исчисляемую несколькими столетиями. Этот камень неразрывно связан со смертью знаменитого драматурга А.С. Грибоедова, погибшего в январе 1829 г. в Тегеране. Другой плоский алмаз, ограненный в Индии, в XIX в. стал драгоценной защитой для портрета Александра I. Эти вещи уцелели и по сей день хранятся в Алмазном фонде Московского Кремля.

Кроме географии Бриллиантовой комнаты, время от времени перемещавшейся то Зимнему дворцу, интересен вопрос о вещах, хранившихся в этой комнате.

Кроме коронных бриллиантов и коронационных регалий в Бриллиантовой комнате хранилось множество мемориальных ювелирных вещей. Как правило, эти вещи принадлежали кому-либо из первых лиц. Например, в 1828 г. великий князь Константин Павлович озаботился поисками вещей из туалета Екатерины II. Санкционировал поиски император Николай I. Сначала туалет безуспешно искали в Сервизной кладовой Зимнего дворца, затем наводили справки в архиве Придворной конторы. В результате установили, что этот туалет еще в 1740-х гг. будущая императрица привезла «из Ангальт Цербсткого княжества, но был ли оный в вояжах и какой именно употреблялся никто не упомнит». К поискам привлекли старую обслугу Екатерины II и в результате нашли «по приметам ею описанным в Сервизной 7 коробочек и туалетное зеркало, кои поступили в Сервизную в разное время». Кроме этого, в Царском Селе нашли «серебряную лоханку для полоскания рта и мытья рук». Там же найдены два ящика для пудры «на ножках с крышками и купидонами» и «ящик для алмазных вещей на ножках с крышкою и деревянными вкладками».

Летом 1829 г. поиски начались среди вещей Бриллиантовой комнаты. Там обнаружили две табакерки, золотой ножик и черепаховую гребенку. Поскольку все передавалось Константину Павловичу, то эти вещи исключили из реестров Бриллиантовой комнаты. После смерти великого князя Константина Павловича все вещи вернули в Зимний дворец.

В Бриллиантовую комнату, как в режимное помещение, имело право доступа четко ограниченное число должностных лиц. Поскольку драгоценности считались в XIX в. исключительно женским делом, то заведовала хранением коронных бриллиантов женщина. Остановимся только на одном имени – камер-фрау Авдотье Петровне Пильниковой.

Камер-юнгфера Пильникова отвечала за коронные драгоценности еще при императрице Марии Федоровне. Ее имя упоминается в завещании императрицы Марии Федоровны, написанном в январе 1827 г. В завещании она значилась, как ближайшая горничная императрицы. О степени близости А.П. Пильниковой к Марии Федоровне говорит то, что она получила больше всего вещей (по сравнению с другими горничными), подробно перечисленными в завещании императрицы. Мария Федоровна завещала А.П. Пильниковой «золотые серьги в виде обручей, золотое кольцо с пятью розами на голубой белой эмали, несколько цепочек к часам и браслеты из различных бус; венецианскую цепочку; золотой медальон для волос с вензелем «M.F.» из голубой эмали; волосяные серьги в виде маленьких шариков; небольшой брелок в виде сердца; ножницы с золотой ручкой; большой медальон с авантюрином, медальон с сердоликом; с выпуклым резным распятием; золотую цепочку, составленную из косоугольничков; мой серебряный вызолоченный умывальник; кольцо… ладанницу, золотой гребень с жемчугом, камеем и сердоликом».

После смерти Марии Федоровны в 1828 г. Пильникова сохранила свою должность при новой императрице Александре Федоровне. Более того, высочайшим повелением в декабре 1831 г. из Государственного казначейства А.П. Пильниковой стали платить 1000 руб. «за возложенную на нее должность в хранении государственных бриллиантов и коронных вещей».

Поскольку на должность хранителя драгоценностей Бриллиантовой комнаты придворных дам брали, что называется «навсегда», то эту должность Пильникова сохраняла будучи уже камер-фрау императрицы Александры Федоровны. Именно А.П. Пильникова бестрепетно контролировала процесс спасения императорских регалий и коронных бриллиантов в страшную декабрьскую ночь 1837 г., когда зарево горевшего Зимнего дворца было видно за десятки верст. Помогали ей и другие камер-фрау императрицы. По крайней мере, дочь Николая I упоминает, что «старая камер-фрау Клюгель заботилась о том, чтобы не оставить безделушек и драгоценностей».

После того, как Зимний дворец выгорел и выяснилось, что все императорские регалии и коронные бриллианты благополучно спасены, император Николай Павлович повелел «хранить их в кладовой бриллиантовых вещей Кабинета, впредь до особого повеления». Эта кладовая находилась в здании Кабинета близ Аничкового дворца. Все бриллиантовые вещи были уложены в 11 вызолоченных деревянных ящиков, которые перевезли в Бриллиантовую кладовую, около которой поставили постоянный пост из двух часовых. Весь процесс перемещения ценностей контролировали три человека: камер-фрау Пильникова, гоф-фурьер Пикар и начальник Второго отделения Кабинета Николай Михайлович Петухов.

Этот форс-мажорный процесс перемещения ценностей колоссальной стоимости стал основанием для их тщательной проверки. С 19 февраля 1838 г. упомянутые три должностных лица приступили к проверке, в результате которой они еще раз убедились, что все ценности на лицо. Более того, у камер-фрау Пильниковой оказалось в наличии 10 бриллиантов-шатонов, не учтенных в описях. Такие расхождения были обычным делом, поскольку наиболее активно носимые бриллиантовые вещи могли храниться в гардеробной императриц и за их сохранность отвечали личные камердинеры императриц. А поскольку драгоценностей у императрицы Александры Федоровны было множество, то их не успевали вносить в списки коронных бриллиантов.

Когда в 1840 г. камер-фрау Пильникова умерла, то ее на этом ответственном посту немедленно сменила камер-фрау Анастасия Александровна Эллис. Ее должность впервые стала официально именоваться в «Адрес-календарях» как камер-фрау «при хранении государственных бриллиантов». На этой должности А.А. Эллис также оставалась до своей смерти в 1864 г., т. е. свой ответственный пост она занимала на протяжении 24 лет, при двух императорах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Как попасть в Алмазный фонд

Как попасть в Алмазный фонд. Самостоятельно посетить Алмазный фонд – задача разрешимая. Хотя в интернете множество предложений от контор, которые гарантированно помогут попасть в Алмазный фонд. За определённый гонорар. Мы люди не то чтобы жадные, но вредные и не желаем платить за то, что можно сделать самому. Из этой самой вредности. Поскольку Алмазный фонд находится на территории музея-заповедника Московский Кремль, то как попасть в Алмазный фонд мы уже рассказывали в статье “Особенности национальной экскурсии в Московский Кремль”. Там мы советовали, как угнаться за тремя Кремлёвскими зайцами –
1.Территорией Кремля с соборами, Царь-пушкой и Царь-колоколом и др;
2.Государственной Оружейной палатой с шапкой Мономаха;
3.Алмазным фондом с короной Российской Империи.

Задача эта, хоть и непростая, но возможная. Была. Теперь поток туристов в Московский Кремль увеличился и шансов на то, что вам повезёт, осталось немного. Посему, абстрагируемся от музея Московский Кремль и идём в Алмазный фонд, который находится в ведении Гохрана и относится к Кремлю лишь косвенно, поскольку располагается на его территории. Поэтому, в посещении Алмазного фонда есть свои особенности.

Особенности национальной экскурсии в Алмазный фонд

  • Расписание работы Алмазного фонда
  • Цена билетов на посещение Алмазного фонда
  • Порядок посещения Алмазного фонда
  • Где находится Алмазный фонд и как пройти в Алмазный фонд
  • Как купить билет в Алмазный фонд
  • Что делать, если у вас есть время до начала сеанса в Алмазный фонд
  • Общие советы по посещению Алмазного фонда
  • Как я попала в Алмазный фонд
  • Примечания

Расписание работы Алмазного фонда:

Алмазный фонд работает с 10 до 18 часов. Перерыв на обед с 13 до 14.
Выходной день – четверг.
Музей может быть закрыт в дни особых торжеств и мероприятий, когда нет доступа на территорию Кремля. Как правило, Алмазный фонд закрыт в послепраздничные дни с середины до конца января.
Обращаю ваше внимание, что летом Кремль работает дольше, чем зимой. Это НЕ относится к Алмазному фонду. Он ВСЕГДА открыт с 10 до 18 с перерывом на обед, кроме четверга и особых дней.

Цена билета в Алмазный фонд:

Билет в Алмазный фонд стоит 500 рублей. Для льготных категорий граждан (пенсионеров, студентов, школьников) билет стоит 100 рублей.

Порядок посещения Алмазного фонда

Осмотреть коллекцию Алмазного фонда можно только в составе экскурсионной группы. Экскурсии проводятся трижды в час, организованные группы заходят через каждые 20 минут. Группы формируются на месте. При покупке билетов вам назначат сеанс посещения. Экскурсия продолжается 45 минут.

Где находится Алмазный фонд и как пройти в Алмазный фонд

Алмазный фонд находится на территории Кремля. Музей располагается в здании Оружейной палаты. Как доехать на метро в Алмазный фонд? Также, как и в Кремль. Вход в Кремль находится на территории Александровского сада. На сайте имеется подробный путеводитель с картами и снимками, где рассказано и показано, как добраться до входа в Кремль в Александровском саду.

Как купить билет в Алмазный фонд

Индивидуальным посетителям билеты в Алмазный фонд продаются только в день посещения. Билеты в Алмазный фонд продаются в кассе в Александровском саду.

Касса Музея-заповедника Московский Кремль и Алмазного фонда в Александровском саду – стеклянное сооружение у Кремлёвской стены.

Кассы Алмазного фонда – № 4 и № 5. (Уточнение – летом 2016 года билеты в Алмазный фонд продают только в кассе № 5).

Касса Алмазного фонда № 5. Перерыв на обед – с 13 до 14.

В кассе Алмазного фонда № 4 перерыв на обед с 12 до 13.

Помните, что билеты на экскурсии с 10 до 12.20 продаются в кассах с 9.30, а в летний сезон с 9.00 до 12. Если Вам удобно идти в Алмазный фонд во второй половине дня, то за билетами нужно приходить к 12.30. На вечерние экскурсии билеты с утра НЕ продают. Не совсем удобно, но, справедливо. Иначе, все билеты выкупят с утра, а тем, кто пришёл позже ничего не достанется.
Прилагаю два снимка оба сделала 13 июля 2016 года. Первый – в 9.20 утра, через 20 минут после открытия касс.

Очередь за билетами в Алмазный фонд. 13 июля 2016 года, 9.20

Второй – в 12.10.

Очередь за билетами в Алмазный фонд. 13 июля 2016 года, 12.10

Кажется, если нет принципиальной разницы в длине очереди, зачем приходить раньше? Разница есть. С утра больше шансов купить билет.

Очень часто во второй половине дня летом можно видеть такое объявление:

Алмазный фонд находится в здании Оружейной палаты. Удобнее войти в Кремль через Боровицкие ворота.

Как пройти в Кремль, Оружейную палату и Алмазный фонд через Боровицкие ворота

ВНИМАНИЕ! Чтобы войти в Кремль вам нужно иметь на руках билет либо на территорию Кремля, либо в Оружейную палату, либо в Алмазный фонд. Без билетов на территорию Кремля не пускают!

Вы благополучно вышли из метро в Александровский сад. У Кремлёвской стены увидите кассы Кремля. Если стоять СПИНОЙ к кассам, вам нужно повернуть налево и идти до конца сада к Боровицкой башне Кремля.

Сразу при выходе из метро Вы увидите такую картинку. От касс Кремля нужно идти вдоль Кремлёвской стены. Указатели в Александровском саду помогут выбрать правильное направление. Вам нужно идти в сторону Оружейной палаты.

В Боровицкой башне есть вход на территорию Кремля.

Через несколько шагов вы заметите Боровицкую башню и ворота (на снимке). Это вход в Кремль.

Велика вероятность, что уже издалека вы увидите очередь.

Не самая длинная очередь на вход в Кремль через Боровицкие ворота. Чтобы войти внутрь, мне приходилось стоять по полтора часа.

Придётся подождать, когда наступит ваш черёд. Перед входом в Кремль у Боровицких ворот вам придётся пройти досмотр – открыть сумку и показать её содержимое.

Может случится так, что вход в Кремль через Боровицкие ворота будет свободным. Вдалеке видны офицеры ФСО и рамка металлоискателя.

ВОЗМОЖНО, с большими рюкзаками и баулами вас отправят в камеру хранения. (См. примечание ниже).

Музей Алмазный фонд находится в здании Оружейной палаты

Как только вы войдёте в Боровицкие ворота Кремля, первое, что вы увидите – это длинное жёлтое здание Оружейной палаты.

Первое здание слева – Оружейная палата.

Вам нужно идти прямо вверх вдоль этого здания почти до его конца. Вход в Алмазный фонд находится в конце здания Оружейной палаты.

Идите прямо вверх, вдалеке у железной решётки стоят люди. Вам – туда. Табличка у входа в Алмазный фонд

У входа в Алмазный фонд иногда стоит очередь. Люди ожидают, когда начнут пускать с билетами на очередной сеанс.

У входа в Алмазный фонд всегда стоит офицер и спрашивает, есть ли у вас билеты.

Спускайтесь по лестнице вниз, увидите вход в музей.

Прошу прощения, снимать в здании Оружейной палаты нельзя. Верьте на слово 🙂 .

Что делать, если у вас есть время до начала сеанса в Алмазный фонд

Предположим, у Вас в руках билет в Алмазный фонд. Но до начала сеанса ещё больше двух часов. Что делать? Есть варианты.
1.Можно погулять по Кремлю. За 500 рублей на человека – это цена билета в Кремль. Не возражаете? Тогда покупайте билет на территорию Кремля в кассе рядом (кассы 6-10)

2.В этой же кассе, где продаются билеты в Кремль можно купить билет на посещение Оружейной палаты. Цена билета – 700 рублей. Не забудьте взять аудиогид, его использование включено в стоимость билета. Вход в этот музей ограничен сеансами (куда у нас без них?). Сеансы в Оружейную палату: 10.00, 12.00, 14.30 и 16.30.

Количество билетов в Оружейную палату также ограничено.

3.Погулять в Александровском саду, на Красной площади, зайти в торговый комплекс “Охотный ряд”, где можно перекусить. ВАЖНО! Помните, что наличие билета в Алмазный фонд НЕ даёт вам право на внеочередной вход в Кремль через Боровицкие ворота. Если у вас, например, сеанс в Алмазный фонд на 14.20, у Боровицких ворот может стоять немаленькая очередь, люди придут на сеанс в Оружейную палату в 14.30. В этом случае вы рискуете опоздать в Алмазный фонд, ждать вас никто не будет, без очереди тоже не пропустят, все идут в Кремль и у всех сеансы!!!

Общие советы по посещению Алмазного фонда

Это самая трудная часть статьи. Хотелось бы посоветовать что-то определённое. Но спрос на посещение Алмазного фонда высок, за один сеанс музей может принять совсем немного посетителей. Турконторы не дремлют и полностью выкупают на корню все билеты на определённый сеанс. Я неоднократно становилась свидетелем ситуации, когда с утра все билеты в Алмазный фонд были распроданы. Хочу вас успокоить, что такое случается не очень часто.

1.Всё-таки я настоятельно рекомендую планировать посещение Алмазного фонда на утро буднего дня. Летом (с середины мая до середины сентября) вход в Боровицкие ворота открывают в 9.30.

2.Помните, что у музея Алмазный фонд есть перерыв на обед, с 13 до 14 часов..

3.Поделюсь своим опытом. Всё-таки я рискнула и пренебрегла своими же советами :). Мне повезло!

Как я попала в Алмазный фонд

Эту часть статьи оставляю для истории. Сейчас она не актуальна, потому что появились кассы Алмазного фонда в Александровском саду. Раньше билеты продавались ТОЛЬКО в самом здании Алмазного фонда. Кстати, зимой в будний день, если остались билеты в Алмазный фонд, то можно приобрести их непосредственно в Алмазном фонде, как я и делала.

Я выбрала для посещения Кремля понедельник – будний день, вторая половина дня, конец марта. Школьные каникулы уже закончились, а высокий туристический сезон ещё не начался. Решила подойти к Боровицким воротам к 15 часам. Почему? Потому что сеанс в Оружейную палату на 14.30 уже прошёл. Вероятность, что в воротах будет очередь, невелика. Так и получилось.

Я поднялась по лестнице, дежурно ответила на дежурный вопрос дежурного офицера о том, зачем я иду в Кремль – за билетом в Алмазный фонд.
Бодро поднялась ко входу в Алмазный фонд. Подождала несколько минут в небольшой очереди и офицер пропустил несколько человек.
В том же порядке мы встали в очередь в кассу. На этот день в кассе билеты в Алмазный фонд продавались только на 16.20 и позже. Неудобно, но что делать, я уже собралась.
Снова вышла из Боровицких ворот и отправилась коротать время в “Охотный ряд”. Около 16 часов спохватилась, что в 16.30 начнётся сеанс в Оружейной палате! У Боровицких ворот может быть очередь! Побежала, как ошпаренная, назад. К счастью, в конце марта ближе к вечеру желающих войти в Кремль не оказалось и я снова прошла досмотр.

На этот раз ответила, что у меня есть билет в Алмазный фонд.
Опять подошла ко входу в Алмазный фонд в здании Оружейной палаты, подождала в очереди. На текущий сеанс пускают минут за 15. Вошла, спустилась вниз в гардероб, оставила там верхнюю одежду. Вернулась к кассе Алмазного фонда. Опять ожидание. Те, кто подошёл в это время к кассе, разочарованно слышат, что все билеты на сегодня в Алмазный фонд проданы. Около 16.15 служащая пригласила тех, у кого билеты на 16.20. Снова внимательный досмотр, проход через металлоискатель. Просьба отключить телефоны на время экскурсии. И на целых 45 минут погружение в мир золота и бриллиантов!

Примечания

1.Помните, что в одни руки в Алмазном фонде продают лишь несколько билетов! Два продадут, а вот пять – не уверена!

2.Организациям можно официально заказать экскурсию в Алмазный фонд, привезти письмо в администрацию, договориться о дате и времени, оплатить экскурсию.

3.Сейчас в Алмазный фонд разрешают проносить телефоны, фотоаппараты, планшеты и другие гаджеты. Единственное условие – пользоваться ими нельзя! За этом строго следит охрана в залах музея.

4.Если у вас с собой большая сумка или рюкзак, не рискуйте, не берите их с собой в Кремль, особенно если собираетесь войти через Боровицкие ворота. Сразу у выхода из метро у Кутафьей башни есть камера хранения, оставьте там дорожную сумку или рюкзак.

Вид на Кремль при выходе из станции метро. Слева – Кутафья башня. Внизу слева от лестницы видна дверь – это камера хранения.

Правила прохода с большими сумками постоянно меняются. Бывает, офицеры пропускают туристов даже с огромными рюкзаками. Часто случается, что и с небольшим пакетом не пропускают. ДАМСКИЕ СУМКИ ПРОНОСИТЬ МОЖНО. Если у вас рюкзак, лучше не рискуйте. В Кремле бывают всякие “усиления”. Их расписания и причины никому неведомы. Могут неделю пускать с рюкзаками, а потом вдруг запретить. Я предупредила!

В заключении скажу, что в Алмазный фонд попасть можно. Даже проще, чем я описала. Да, нюансы бывают всякие. Но чаще всего, простой обыватель без проблем покупает билеты в Алмазный фонд и идёт любоваться коллекцией. Советую. По долгу службы я была в Алмазнике раз 50, не меньше. Может быть, больше. С удовольствием пойду ещё!

О правилах прохождения досмотра при входе в Кремль мы рассказали в публикации “Правила посещения Московского Кремля”
Уважаемые дамы и господа! Мы рассказали вам ВСЁ, что знали. Если вам что-то неясно, пожалуйста, внимательно прочтите отзывы к статье, там есть ответы на многие вопросы.
Также к статье есть некоторые дополнения. Я изложила их в статье “Билеты в Алмазный фонд”.

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide

Далее:
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Как попасть в Кремль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *