Астраханский драматический театр

История

Со стороны улицы Шелгунова

Возникновение

Официальной датой рождения профессионального театра считается 12 декабря 1810 года. В этот день в принадлежащем купцу Токареву здании, специально приспособленном под зрелища, состоялся первый спектакль. Организатором и первым руководителем театра был отставной подпоручик Андрей Грузинов. В течение первого года существования театра было дано 46 спектаклей. В репертуар входили пьесы Фонвизина, Бомарше, Мольера, Княжнина. С первых же дней театр занял заметное место в культурной и общественной жизни города. Даже эпидемии оспы и холеры в 1830—1833 годах, когда въезд в город был ограничен, не повлияли на работу театра.

Театр Плотникова

С годами первое здание театра ветшает и приходит в негодность. За строительство нового здания взялся Николай Иванович Плотников.

В 1877 г. он заявляет общественному управлению о своем намерении построить в Астрахани за свой счет каменный зимний театр. Автором проекта был городской архитектор Фольрад, а наблюдение за ходом строительства осуществлял Макаров.

1 октября 1889 года состоялось освящение и открытие нового здания театра, которое стало гордостью многих и многих поколений астраханцев. На протяжении всей своей истории театр был центром культурной жизни Астрахани. Его творческое лицо определяли пьесы Фонвизина, Грибоедова, Островского, Чехова, Горького, Шекспира, Мольера, Гольдони. На подмостках театра в разные годы выступали многие выдающиеся актёры: М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, М. Г. Савина, В. Ф. Комиссаржевская, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин, П. Н. Орленев, Л. В. Максакова, И. И. Лавров, Милашкина; наши современники — О. А. Стриженов, Л. А. Чурсина, А. К. Фатюшин, В. А. Стеклов, В. В. Меньшов, А. Ф. Теплов (1956—1959) и многие другие.

Советские годы

В 1940 театру было присвоено имя С. М. Кирова. В 1948 — 1952 годах театр находился под руководством Лины Самборской.

Современный период

В 1981 году главным режиссёром театра был назначен В. Я. Александрушкин. С его приходом репертуар театра обогатился спектаклями по произведениям современных авторов: «Раненые» В.Крыленко (1984), «Дым отечества» К.Симонова (1985) и др. В начале 1990-х годов здание было закрыто на реконструкцию, и актёры были вынуждены работать на разных площадках.

С появлением Н. А. Ширяева на посту художественного руководителя в 1997 году был пересмотрен репертуар. В нём снова появились пьесы классической драматургии — «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Идиот» по Ф. М. Достоевскому. Стараниями Ширяева была обновлена труппа (артисты Н.Антоненко, С.Штукин, Ю.Даютова, В.Курмашов, Г.Пивоварова), набрана группа выпускников-студийцев. Были поставлены «Семейный портрет с посторонним» С. Л. Лобозёрова, «Призрак» Александра Вольфа по роману Г.Газданова, «Времена года» («Двенадцать месяцев») С.Маршака.

В 1998, впервые за последние 40 лет, театр приезжал в Москву и был тепло принят московской публикой.

17 ноября 2008 года была закончена масштабная реконструкция театра в рамках празднования юбилея Астрахани.

Примечания

  1. Руководство театра Архивировано 6 августа 2009 года.
  2. Новый худрук в Драмтеатре
  3. 1 2 Астраханский драматический театр // Энциклопедия «Кругосвет».
  4. Астраханский драматический театр Архивировано 13 августа 2009 года.
  5. Меньшов, Владимир Валентинович // Энциклопедия «Кругосвет».
  6. Госприемку Астраханского драмтеатра провели с аплодисментами
  7. Почётное звание присвоено указом Президента России № 336 от 31.03.2011 Архивировано 10 января 2015 года.

> Ссылки

  • Виртуальный тур по театру

>Астраханский драматический театр

1810-2010 г. — 200-летний юбилей театра.
Официальной датой рождения театра в Астрахани является 12 декабря 1810 г. В этот день в принадлежащем купцу Токареву сарае, приспособленном под зрелища, состоялся первый спектакль. Память о местоположении театра до сих пор сохранилась в названии переулка «Театральный». Организатором театра был отставной подпоручик А. Грузинов. В течении первого года было дано 46 спектаклей. С первых же дней театр занял заметное место в культурной и общественной жизни города.
С 1857 года театр функционирует как антреприза, в которую приглашались многие известные актеры и театральные семьи. Первые шесть лет работы антрепризы связаны с именем капельмейстера И.Новикова. Об антрепризе И.Новикова писали в российском театральном журнале «Антракт».
В 1864 году город Астрахань принимает одного из великих мировых актеров — Айру Олдриджа.
С годами первое здание театра приходит в негодность. За строительство нового театра взялся потомственный почетный гражданин Н. И. Плотников. В 1873 г. он заявляет общественному управлению о своем намерении построить в Астрахани за свой счет каменный зимний театр. Автором проекта был городской архитектор Фольрад, а наблюдение за ходом строительства осуществлял Макаров. В ходе работ в проект неоднократно вносились изменения. Не случайно Н. И. Плотников, прежде чем начать строительство, совершил путешествие и обстоятельно ознакомился с типами лучших европейских театров.
В июне 1887 года специальная комиссия вынесла решение, что здание «в отношении прочности и безопасности публики на случай пожара достаточно обеспечено и может быть открыто». 1 октября 1887 года состоялось освящение и открытие нового театра, который стал гордостью многих поколений астраханцев.
Первую антрепризу в новом здании держал П. Медведев, вписавший яркую страницу в историю русского провинциального театра. Он был искателем нарождавшихся талантов.
В 1890-е годы громадное значение имели сезоны антрепренеров П. Струйского и К. Витарского. Астрахань охотно посещалась гастролирующими коллективами. В разное время свое искусство здесь демонстрировали Альянова, Ермолова, Комиссаржевская, Собинов, Целиковская, Шаляпин.
Октябрьская революция внесла коренные изменения в театральное дело. Происходит переоценка духовного наследия, меняется репертуар, зрительный зал заполняют солдаты и матросы. Режиссеры Е.Любимов-Ланской, М.Бецкий, К.Олигин ставят спектакли, созвучные со временем. На сцене идут спектакли «Степан Разин» А.Новроцкого, «Мужики» Е.Чирова, «Савва» Л.Андреева. Вплоть до 1940-х годов подлинным новатором искусства как худ. руководитель, артист и педагог в Астрахани был заслуженный деятель искусств РСФСР М. Бецкий. Лучшими работами стали «Таня» А. Арбузова и «Бешеные деньги» А. Островского с замечательным актерским ансамблем: В. Нельский, Б. Ремизов, В. Бух, Б. Степанов, Л. Альянова.
В годы ВОВ театр перестраивает работу на военный лад,– создаются бригады для обслуживания госпиталей и воинских частей, совмещается работа на стационаре с работой на выездах и на строительстве оборонительных сооружений на подступах к Астрахани. В репертуаре театра были не только военные, но и классические спектакли.
Новый творческий подъем в послевоенные годы связан с деятельностью заслуженного деятеля искусств РСФСР Л.Самборской и группой актеров, приехавших вместе с ней. Ее спектакли отличаются великолепной режиссурой, своеобразной манерой подачи материала, особым шармом.
Лучшие традиции развивал и последующий гл. режиссер театра М.Ваховский. При нем состоялся творческий отчет коллектива – гастроли в Москве в связи с 400-летием Астрахани.
Заметный след в истории театра оставили режиссеры Ю.Юровский, Б.Дубенский; заслуженные артисты РСФСР Н.К.Гарин, В.Будагов, К.Моисеенко, М.И.Мощенский, Н.В.Нагуло, Л.Самсонова, В.Степанов, Д.Федоров, заслуженный артист Якутской АССР В.Андреев.
60-70-е годы ознаменовались работой театра под руководством талантливого режиссера, заслуженного деятеля искусств РСФСР А. А. Образцова.
Новый творческий подъем театра связан с работой с талантливым режиссером, заслуженным деятелем искусств Грузии Н. Р. Эшбой. Созданные ею в романтической манере спектакли «Дон Карлос» Ф. Шиллера, «Лесная песня» Л. Украинки, «Снегурочка» А. Островского вошли в золотой фонд театра. Своеобразными были творческие поиски гл. режиссеров Н. Коробицина и В. Александрушкина. Наиболее яркиме спектакли: «Ричард III» У. Шекспира, «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса, «Жестокие игры» А. Арбузова.
В 1986 году Астраханский государственный драматический театр был награжден орденом «Знак Почета».
С 1987 г. по 1994 год театр закрыт на реставрацию. Здание подверглось основательному обновлению. Это трудные годы странствий по чужим подмосткам. Но коллектив преодолел все испытания и сохранил свое творческое ядро. В репертуаре появились «Женитьба Бальзаминова» А.Островского, «Деревья умирают стоя» А.Касоны, «Трамвай «Желание» Т.Уильямса. Наиболее интересно в этот период раскрылись творческие индивидуальности заслуженных артистов РСФСР Л.Каменоградской, Г.Збруевой, Н.В.Четвергова, Т.Степановой. Первые годы работы на обновленной сцене связаны с именем Заслуженного деятеля искусств, лаурета Госпремии Эстонии В.Черменева.
Творческое направление театра конца 1990-х годов определяется художественным руководителем заслуженным артистом России Н.Ширяевым. Многогранность и незаурядность постановок заставила поверить актеров в профессиональное возрождение, когда актерскому коллективу по силам любой спектакль. В репертуаре найдется спектакль на любой вкус – от классики до авангарда, в том числе детские и музыкальные спектакли. Наиболее яркими спектаклями, определяющими творческое кредо театра, были «Идиот» Ф. Достоевского, «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова, «Дурочка» Лопе де Вега, «Призрак Александра Вольфа» по Г. Газданову, «Смерть Тарелкина» А. Колкера.
Начало тысячелетия ознаменовалось работой театра под худ. руководством А. Цодикова. Спектакли этих лет отличает тонкость вкуса, изящество, психологизм и оригинальность драматургии. Сохраняя лучшие традиции, театр старается идти в ногу со временем. Появляются так называемые «кассовые комедии», которые в эти годы являются основой репертуара большинства театров страны. В то же время, улавливая тенденции развития современного театра, создаются спектакли интересные и для искушенного зрителя в том числе. Лучшие спектакли: «Смех в темноте» по В. Набокову, «Гарольд и Мод» К. Хиггенса и Ж. К. Карьера, «Приключения итальянцев в Париже» К. Гольдони, «Семья» М. Горького.
Сегодня театр живет и работает под руководством опытного режиссера С.В.Таюшева, который работает в театре третий сезон. Творческое кредо – традиционная режиссура с адаптированием драматургии для современного стремительного века. Репертуарная политика: русская и зарубежная классика и кассовые комедии. С успехом идут на сцене театра Островский, Гоголь, Лермонтов, Шоу, Скриб и наряду с этим Куни и Камолетти. Основная задача – как можно больше спектаклей для всех категорий зрителя. В сезон театр под руководством С.Таюшева играет 7-8 премьер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *