Базилика святого димитрия

  • Описание
  • Паломничества (18)
  • Поездки сюда (71)

Описание Храма св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники

Базилика Святого Димитрия — пятинефная христианская базилика, построенная в греческом городе Салоники на месте гибели великомученика Димитрия Солунского. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии — над его могилой) была построена между 313-323 годами. Спустя сто лет, в 412-413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году.

По другой версии, первая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках только в V веке (имеются разногласия в датировке — либо его начало, либо последняя четверть). Подобная датировка связана с версией о зарождении культа святого Димитрия в городе Сирмия (современная Сремска-Митровица в Сербии), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Атиллой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике).

Базилика пострадала от пожара в правление императора Ираклия (вероятно, в 629-634 годах), но была быстро восстановлена. В этом пожаре пострадал серебряный киворий, стоявший в середине центрального нефа базилики: «занялся огнем его святой серебряный киворий… серебро, расплавленное огнем, как вода, хотя было все на полу, подобно реке». Киворий имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа).

После этого пожара были сделаны последние строительные работы, придавшие базилике современный вид. В этот же период была выполнена часть мозаик, украшающих базилику. Окончательно интерьер базилики сформировался к середине IX века. После пожара 1917 года на восточной колоннаде была обнаружена мозаичная надпись начала IX века: «Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего раньше от пожара». Лев, упоминаемый в тексте, вероятно является отцом равноапостольных Кирилла и Мефодия, бывшим тогда друнгарием при военачальнике Салоник.

О богослужениях в храмах Салоник (в том числе и о проводившихся в базилике Святого Димитрия) пишет Иоанн Камениат в своём труде «Взятие Фессалоники», посвящённом захвату и ограблению города арабами в 904 году (базилика тогда не пострадала):
» … не уступает им и храм упомянутого уже мною достославного и победой венчанного мученика Димитрия, поставленный там, где он свершил святые подвиги и восприял победную награду. Собирая народ по чередою наступающим праздникам в своих стенах, храмы эти даруют прихожанам несказанное блаженство и духовную усладу. В каждом — свои чины священников, совершающих богослужение, и корпорации чтецов, исполняющих служебные песнопения. Попеременно затягивая слова гимнов и сопровождая эти звуки движениями рук, этот многоголосый и сладостный сонм и чарует взор великолепием сверкающих риз, и услаждает слух искусным псалмолением.»

В 1185 году, когда Салоники были захвачены норманнами, базилика была разграблена, а гробница святого Димитрия осквернена.

В конце XIII века к базилике был пристроен придел преподобного Евфимия, построенный в форме маленькой трёхскатной базилики. Придел был расписан несохранившимися фресками в 1303 году.

После завоевания Салоник турками в 1430 году базилика была на короткое время оставлена христианам. Её передача была закреплена во время торжественной церемонии, которую провёл султан Мурад II Завоеватель. Он, по словам византийского историка Дуки, принеся в жертву барана, приказал оставить храм в распоряжении христиан, однако все украшения храма и гробницы святого Димитрия были турками уничтожены, храм оказался полностью разграбленным.

В 1493 году церковь была обращена в мечеть и оставалась ею до 1912 года. В этот период для христиан был сохранен доступ к кенотафу святого Димитрия, установленному в небольшом приделе в западной части левого нефа базилики, куда был сделал отдельный вход. Тогда же фрески и мозаики храма были сокрыты под штукатуркой и новыми стенами.

Базилика практически полностью выгорела при пожаре 1917 года. Разрушения начали восстанавливать в 1926 году, в ходе реставрации был обнаружен вход в крипту, а под алтарём сосуд, предположительно с кровью великомученика Димитрия, а также были расчищены сохранившиеся фрески и мозаики. Реставрационные работы были завершены к октябрю 1948 года, когда было совершено освящение церкви.

В ходе пожара 1917 года сильно пострадала кровля и мраморная облицовка стен. При этом сохранился ряд мозаичных полотен, которые продолжают украшать стены базилики (часть мозаик помещена в музей, расположенный в крипте). При реставрации максимально были использованы старые колонны, сохранена старая настенная облицовка на внутренних сторонах арок и стенах выше их. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, кровля была заново построена из бетона, но сохранила внешний вид беспотолочной деревянной кровли, характерной для эллинистических раннехристианских базилик.

После реставрации храм вновь стал действующим, проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена недалеко от амвона).

В современных Салониках базилика расположена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом античной агоры на пересечении улиц Селевку и Святого Димитрия.

В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи святого Димитрия.

Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел святого Евфимия — XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия — XV век). Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений.

Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина — 33 метра. Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой.

Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма. Справа от главного алтаря расположен выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике.

Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом. Со наружной стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в настоящее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века

Паломнические поездки к Храму св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники

  • Поездка из Коломны в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Зарайска в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Коломны в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Зарайска в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Киева в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Арзамаса в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Нижнего Новгорода в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Минска в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Минска в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Твери в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Вологды в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Воронежа в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Великого Новгорода в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Волгограда в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Киева в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Тюмени в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Ростова-на-Дону в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Ярославля в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Пензы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Минска в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Казани в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Нижнего Новгорода в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Минска в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Саратова в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Рязани в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Перми в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Ставрополя в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Екатеринбурга в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Ульяновска в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Салоник в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Тулы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Костромы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Ижевска в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Воронежа в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Пскова в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Кирова в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Салоник в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Киева в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Киева в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Самары в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Екатеринбурга в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Челябинска в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Минска в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Москвы в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Белгорода в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники
  • Поездка из Ярославля в Храм св. великомученика Димитрия Солунского в г. Салоники

Все страны / Греция / Салоники / Базилика Святого Димитрия Солунского

Базилика Святого Димитрия Солунского

(греч. Ιερός Ναός Αγίου Δημητρίου Θεσσαλονίκης; англ. Hagios Demetrios)

Объект Юнеско

Часы работы: с понедельника по четверг с 12:30 до19:00, с пятницы по субботу с 08:00 до 20:00, воскресение с 10:30 до 20:00.

Как добраться: Базилика Святого Димитрия Солунского находится в историческом центре Салоник, на северо-востоке от Римского Форума, на углу улиц Святого Димитрия и Святого Николая (Agiou Dimitriou, Agiou Nikolaou).

В старинном греческом городе Салоники, основанном ещё царём Македонии – Кассандром в 315 году до нашей эры, в 323 году уже была построена базилика, которая считается древнейшей в мире. Её возвели на месте гибели Димитрия Солунского, проповедника христианства, которого римский император Максимиан, гонитель христиан, велел прилюдно казнить. По преданию, тело Димитрия было брошено диким зверям, но те не тронули его. Салониковские христиане тайно похоронили останки Димитрия.

Димитрий – один из самых известных греческих мучеников. Лишь в 311 году император Галерий издал эдикт о прекращении преследования христиан, предоставив им религиозную свободу. Гонения подошли к концу, и христианство, наряду с другими религиями получило признание государственной власти.

Во второй половине третьего столетия от Рождества Христова Римская империя сотрясалась в постоянных противостояниях с христианами. Поскольку христиане отказывались воздавать императору божественные почести, они подвергались систематическим преследованиям во времена правления Деция (Траяна), Валериана и Диоклетиана. Властители пытались искоренить христианство в городе Салоники.

Димитрий, поначалу, тоже учавствовал в кровавых расправах. Он родился в 285 году и происходил из знатного рода. Димитрий был сыном римского проконсула в Салониках. Заслуживший признание начальства и обладающий высокими наградами офицер считался особенно надёжным и деятельным. Это обострённое чувство долга в отношении вышестоящих может послужить единственным объяснением его обращения в христианство, ибо неизвестно ключевое событие в его жизни, побудившие его стать христианином. Во всяком случае, он начал размышлять о происходящем и об истинном соотношении сил, примкнул к христианам и принял крещение.

Известия эти дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам, по словам агиогафа, «стал молиться и поститься, готовясь, таким образом, к венцу мученическому». В качестве наказания его сначала заточили в подземелье у горячих источников, а в 306 году казнили. После казни его тело было брошено на съедение зверям, но, те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами.

Базилика Святого Димитрия Солунского является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина – 33 метра. Точной даты построения базилики не сохранилось. Известно, что на месте первой церкви, сооружённой в 323 году, некий богач Леонтий, в память об избавлении его от болезни, велел построить большую церковь. Это произошло в 412 году. Согласно другой версии, первая базилика, посвящённая Димитрию Солунскому, была возведена только в V веке. Якобы останки этого проповедника христианства были обнаружены в городе Сирмия (теперь Сербия) и затем перенесены на его родину – в Салоники, что доказать невозможно.

В начале VII века базилика значительно пострадала от пожара, но её быстро восстановили, она стала её краше. В 1185 году, когда Салоники захватили пришедшие с севера норманны, базилику разграбили, гробницу Святого великомученика Димитрия осквернили.

И снова потребовались годы на восстановление святых мест, но богослужение в базилике не прекращалось. В обновлённом виде она простояла до 1430 года, когда напавшие на Грецию турки захватили Салоники. Турки никого не щадили, тысячи жителей забрали в рабство. Многие греки вынужденно приняли ислам, другие покинули город.

Христианскую базилику превратили в мечеть, заштукатурили стены, убрав все символы христианства. Но, её главные реликвии были надёжно спрятаны, закопаны или заделаны в стены. Такой базилика-мечеть оставалась до 1912 года, пока греки-патриоты в ходе Балканской войны 1912 -1913-ых годов не освободили Салоники от турецкого засилья, от исламского владычества. Базилику Святого Димитрия Солунского вновь вернули в лоно христианства, очистили стены, достали святые реликвии.

К сожалению, пожар 1917 года нанёс немалый ущерб базилике, она, практически, выгорела, остались голые стены, да закопчённая мозаика. Восстановительные работы продолжались до 1926 года. При раскопках в алтаре Базилики Святого Димитрия, под престолом, в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Тогда же раскопали заброшенную крипту – подземное сводчатое помещение, которая, по преданию, стояла, как раз, на том самом месте, где был убит Димитрий.

В годы Второй Мировой войны Салоники оккупировали немецко-фашистские войска. Гитлеровцы планировали передать город под контроль союзной с ними Болгарии, а войска отправить на Восточный фронт, но массовые протесты в Греции не допустили этого. Салоники, а вместе с ним и Базилика Димитрия Солунского были освобождены в 1944 году Греческой народно-освободительной армией.

Сегодня базилика полностью восстановлена. Это самая большая церковь в Салониках и самая популярная среди христиан Греции. Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма. Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Нефы базилики разделяет колоннада из белых, зелёных и тёмно-красных мраморных колонн.

После реставрации базилика вновь стала действующей, здесь проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей Святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена недалеко от амвона).

В настоящее время мощи Святого Димитрия хранятся в северном нефе базилики в мраморном кивории. Мощи Святого Димитрия с древности почитались, как мироточивые. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI — XII веками. В древности истечение мира было очень обильным – Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь.

В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи Святого Димитрия.

Базилика Святого Димитрия Солунского очень древняя – эта один из древнейших храмов в мире. Эта базилика много чего повидала за свою историю, много трагических событий. Это место по-настоящему святое, намоленное. Если у Вас будет возможность, обязательно загляните сюда, прочувствуйте трагичную историю этого места, которое сейчас источает покой и умиротворение.

Читайте, также:

«Греческие Сейшелы» — или самый красивый пляж Северной Греции

«Место с открытки» — изящный греческий город с турецкой душой

Пожалуй, самый живописный монастырь Метеор с потрясающей панорамной площадкой

Самый знаменитый акрополь в мире — богатая история и гармоничные формы

Салоники (Θεσσαλονίκη). Церковь Димитрия Солунского.

Базилика Святого Димитрия — пятинефная христианская базилика, построенная в греческом городе Салоники на месте гибели великомученика Димитрия Солунского. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии — над его могилой) была построена между 313-323 годами. Спустя сто лет, в 412-413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году.

По другой версии, первая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках только в V веке (имеются разногласия в датировке — либо его начало, либо последняя четверть). Подобная датировка связана с версией о зарождении культа святого Димитрия в городе Сирмия (современная Сремска-Митровица в Сербии), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Атиллой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике).

Базилика пострадала от пожара в правление императора Ираклия (вероятно, в 629-634 годах), но была быстро восстановлена. В этом пожаре пострадал серебряный киворий, стоявший в середине центрального нефа базилики: «занялся огнем его святой серебряный киворий… серебро, расплавленное огнем, как вода, хотя было все на полу, подобно реке». Киворий имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа). После этого пожара были сделаны последние строительные работы, придавшие базилике современный вид. В этот же период была выполнена часть мозаик, украшающих базилику. Окончательно интерьер базилики сформировался к середине IX века.

После пожара 1917 года на восточной колоннаде была обнаружена мозаичная надпись начала IX века: «Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего раньше от пожара». Лев, упоминаемый в тексте, вероятно является отцом равноапостольных Кирилла и Мефодия, бывшим тогда друнгарием при военачальнике Салоник. О богослужениях в храмах Салоник (в том числе и проводившихся в базилике Святого Димитрия) пишет Иоанн Камениат в своём труде «Взятие Фессалоники», посвящённом захвату и ограблению города арабами в 904 году (базилика тогда не пострадала): «… не уступает им и храм упомянутого уже мною достославного и победой венчанного мученика Димитрия, поставленный там, где он свершил святые подвиги и восприял победную награду. Собирая народ по чередою наступающим праздникам в своих стенах, храмы эти даруют прихожанам несказанное блаженство и духовную усладу. В каждом — свои чины священников, совершающих богослужение, и корпорации чтецов, исполняющих служебные песнопения. Попеременно затягивая слова гимнов и сопровождая эти звуки движениями рук, этот многоголосый и сладостный сонм и чарует взор великолепием сверкающих риз, и услаждает слух искусным псалмолением».

В 1185 году, когда Салоники были захвачены норманнами, базилика была разграблена, а гробница святого Димитрия осквернена. В конце XIII века к базилике был пристроен придел преподобного Евфимия, построенный в форме маленькой трёхскатной базилики. Придел был расписан несохранившимися фресками в 1303 году. После завоевания Салоник турками в 1430 году базилика была на короткое время оставлена христианам. Её передача была закреплена во время торжественной церемонии, которую провёл султан Мурад II Завоеватель. Он, по словам византийского историка Дуки, принеся в жертву барана, приказал оставить храм в распоряжении христиан, однако все украшения храма и гробницы святого Димитрия были турками уничтожены, храм оказался полностью разграбленным.

В 1493 году церковь была обращена в мечеть и оставалась ею до 1912 года. В этот период для христиан был сохранен доступ к кенотафу святого Димитрия, установленному в небольшом приделе в западной части левого нефа базилики, куда был сделал отдельный вход. Тогда же фрески и мозаики храма были сокрыты под штукатуркой и новыми стенами. Базилика практически полностью выгорела при пожаре 1917 года. Разрушения начали восстанавливать в 1926 году, в ходе реставрации был обнаружен вход в крипту, а под алтарём сосуд, предположительно с кровью великомученика Димитрия, а также были расчищены сохранившиеся фрески и мозаики. Реставрационные работы были завершены к октябрю 1948 года, когда было совершено освящение церкви.

В ходе пожара 1917 года сильно пострадала кровля и мраморная облицовка стен. При этом сохранился ряд мозаичных полотен, которые продолжают украшать стены базилики (часть мозаик помещена в музей, расположенный в крипте). При реставрации максимально были использованы старые колонны, сохранена старая настенная облицовка на внутренних сторонах арок и стенах выше их. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, кровля была заново построена из бетона, но сохранила внешний вид беспотолочной деревянной кровли, характерной для эллинистических раннехристианских базилик. После реставрации храм вновь стал действующим, проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена недалеко от амвона).

В современных Салониках базилика расположена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом античной агоры на пересечении улиц Селевку и Святого Димитрия. В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи святого Димитрия.

Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел святого Евфимия — XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия — XV в.). Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений. Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина — 33 метра. Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой. Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма. Справа от главного алтаря расположен выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике. Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом. Со наружной стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в настоящее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *