Благовещенская церковь Тула

Тула. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Располагается Благовещенская церковь с западной стороны от стен Кремля.

Первое упоминание о церкви находим в Писцовой книге г. Тулы за 1625г.: «На Ильинской улице от городовых от Пятницких ворот церковь древена клецки во имя Благовещения Преч Бцы, а в церкви образ местной Благовещения Преч Бцы… да придел Блаженного Василия, двери царские на беле, сосуды церковные, и ризы, и книги, и колокола строенье попа Кузьмы Ортемьева».

Как свидетельствует запись, в деревянном, вероятно небольшом по размерам храме, было два престола: главный освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный – в честь Московского блаженного Василия, Христа ради юродивого, прославленного вскоре после кончины в конце XVI в. В статье протоиерея Александра Никаноровича Иванова (1822-1916), преподавателя Тульской духовной семинарии, члена редакции газеты ТЕВ и ее ответственного редактора с 1867 г., находим описание Благовещенской церкви со ссылкой на список с писцовых книг за 1687 год. К этому времени попом Иоанном с прихожанами храм заново построен из дерева, и в нем назван только один главный престол во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Трапезная упоминается без придела (возможно, он еще не был обустроен). На 4-х столбах была установлена колокольня с семью колоколами. С южной и западной сторон и на восток от алтаря располагалось кладбище. Рядом с ним находилась богадельня, приютившая 12 нищих. В 1692 г. на деньги бывшего ее священника иеромонаха Феодосия, строителя Троицкого Астраханского монастыря, построена пятиглавая каменная «…вечного ради поминовения по отце своем схимнике Феодосии, и по матери Марии, и по подружии своей Екатерине, и по своей грешной душе и по прочих своих родителях. И аще будет который священник сооружитель в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, и он бы пожаловал, в забвение не положил, и у святого жертвенника за просфиромисанием и на ектениях имена их поминал, да и сам поминован будет у престола Высшего Судии», – сообщает надпись на каменной плите храма, расположенной в настоящее время на стене справа от паперти.

В середине XIX в. текст ее был переведен с церковнославянского языка и в полной редакции опубликован прот. А. Ивановым со следующим комментарием: эта церковь «…есть один из многих памятников благочестивого усердия духовенства к созиданию и украшению церквей «вечного ради поминовения».

В новом храме с главным престолом во имя Благовещения Пресвятой Богородицы устроен новый теплый придел во имя Епископа Леонтия Ростовского чудотворца, мощи которого были обретены нетленными в 1073 г., через сто лет после мученической кончины и прославились чудесами и знамениями.

В 1760 г. после ремонта придел был заново перестроен и расширен. Со временем из-за недостатка освещения в храме, начались работы по распространению окон.

Страшное наказание Божие –пожары, один за другим, постигли Тулу в первой половине XIX в. Сведения о них известны были и в XVII и в XVIII веках, когда выгорали значительные части города. Лето 1834 г. было очень жарким и засушливым. В праздник святых апостолов Петра и Павла днем загорелся дом возле храма, в котором в этот день был престольный праздник. Сильный ветер

распространил огонь на соседние дома, захватил Оружейный завод и далее через реку Упу перебросился в Заречье. Спустя десять лет в 1844 г. Тула снова загорелась. Когда огонь стал приближаться к Благовещенской церкви, прихожане обратились к заступничеству Царицы Небесной и вышли навстречу с новой, написанной в 1840 г., иконой Иверской Божией Матери. Это была точная копия с афонского списка, который находился в Москве в Иверской часовне. Матерь Божия, по молитвам прихожан чудесным образом остановила движение ветра к Благовещенскому храму. Огонь тут же затих. Благодарные жители решили устроить в храме придел в Ее честь. Имевшийся придел Святителя Леонтия был перенесен в левую часть трапезного храма, а правый с помощью пожертвований горожан расширен и в нем помещена для поклонения чудотворная Иверская икона. Тульский купец И. С. Ломов пожертвовал для ее украшения серебряную ризу.

Согласно документам Госархива Тульской области к середине XIX в. храм имел следующий вид: стены внутри расписаны, пол в алтаре и трапезной вымощен каменными плитами, а в самой церкви в основном чугунными, общее количество окон равнялось 22. Над трапезной размещалась колокольня с семью колоколами. Глава над ней и пять глав над церковью были обиты листовым железом и окрашены медянкой. Небольшой приход накануне революции состоял из пяти кварталов. По социальному составу это были: церковнослужители с семьями – 29 чел., дворяне – 36 чел., мещане – 110 чел., крестьяне– 51 чел. Общая численность прихожан составляла 226 чел. В церковном штате находились священник, диакон и псаломщик. Общие размеры земли возле храма с погостом составляли 587 кв. саженей.

В 1891 г. в церковном доме открыта церковно-приходская школа, которая содержалась за счет доходов с пекарни под домом и калачной лавки около дома. В

1915 г. в ней обучалось 25 мальчиков и 15 девочек. Октябрьский переворот в начале ХХ в. оказался страшнее любого пожара. Он кардинально изменил течение спокойной размеренной жизни прихожан. Приходы разбились на два лагеря. В 1927 г. из 30 действующих храмов половина стала обновленческой с перевесом в «1 голос». Прихожане Благовещенской церкви обновленчество не приняли. По спискам, имеющимся в архивных документах до 1930г., они причислены к течению староцерковников.

В судьбе самого здания принадлежность прихожан к тому или другому течению не играла роли. Закрывались и сносились и одни, и другие. К Благовещенской церкви отношение было особое. Вопрос о ее сохранности рассматривался новой властью еще в 1928 г. Но под охрану, как памятник архитектуры XVII в., государство поставило здание только в 1946 г. и … использовало под склад. Трудами протоиерея Ростислава Лозинского, в конце 70-х годов расчищена от слоя штукатурки в притворе каменная плита с записью о построении церкви. О древности здания вспомнили и в 1982г. Оно было передано на баланс краеведческого музея.

С возрождением духовной жизни в конце XX в. в Центральном районе г. Тулы была создана православная община, которая обратилась в органы местной власти с просьбой передать им один из закрытых храмов. Решением Тульского горисполкома 22 февраля 1990 г. им была отдана Благовещенская церковь.

Новый настоятель храма протоиерей Лев Махно (первым настоятелем был прот. Николай Пикуза) с помощью производственной группы по охране и использованию памятников истории и культуры принимает практические меры по составлению проектно-сметной документации и проведению конкретной работы, направленной на подготовку храма к эксплуатации в зимний период, созданию необходимых условий для отправления в нем богослужений. Благая весть об открытии первой в конце ХХ века в годы оттепели церкви быстро разнеслась по городу. Люди потянулись к церкви из разных концов города и … ужаснулись от увиденного. Грязные, обгорелые стены, потолки. На окнах – одеяла. Несколько прислоненных к стене иконок, а рядом ящичек для свечей. Во время богослужения бабушки плакали от радости. Первые шаги в православную жизнь многие сделали в этой церкви.

XXI век. Ощущение мира, покоя и радости воцаряется в душе, как только входишь в церковный двор. Слева строится двухэтажное здание будущего Дома для престарелых. Далее — церковный дом, где находится крещальня, освященная в

честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Под старинные своды храма ведут ступеньки. Сквозь витражи на окнах в главной его части и через цветные стеклышки в приделе проглядывают солнечные лучики. Под резными сенями размещены на стенах иконы святых. Благоговейным, трепетным отношением к Пресвятой Богородице пропитан весь дух храма. На стене в Ее честь устроен отдельный иконостас из 35 икон, в центре которого, Божия Матерь Казанская. Храмовая икона – Благовещения – расположена на предалтарном иконостасе справа от Царских врат.

Чудотворная икона Иверской Божией Матери в годы изгнания находилась в храме 12 Апостолов. По возвращении домой ее снова поместили в правый придел. Величественная, красиво украшенная, с любовью встречает всех молящихся. Как и иконы преп. Сергия Радонежского, святых апостолов Петра и Павла, Иверская икона часто мироточит.

Источник: Л. Захарова. Тульские епархиальные ведомости, №4 (93), апрель 2009

История

XVII-XIX века

До 1692 года Благовещенская церковь была деревянной. В писцовой книге 1625 года она упомянута с приделом Василия Блаженного. В 1687 году указывается только один престол — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Из писцовых книг XVII века следует, что приход церкви состоял большей частью из посадских людей, казенных кузнецов и так называемых богаделенных нищих. Каменное здание храма было возведено в 1692 году стараниями священника старой деревянной Благовещенской церкви Феофилакта Федорова. В притворе храма сохранилась вмурованная в стену плита из белого известняка размером 119×69 см, надпись на которой рассказывает о времени построения храма, его строителе иеромонахе Феодосии, а также содержит завещание Феодосия.

Церковь имела придел Леонтия Ростовского, располагавшийся первоначально внутри храма. В 1760 году его перенесли в правую сторону трапезной, которую для этого расширили. В 1790 году сделали железную кровлю вместо тесовой, растесали окна алтаря. В 1804 году растесали и другие окна, отчего старинный фасад храма несколько изменился.

Благовещенская церковь в начале XX века

В 1858 году трапезная была расширена асимметричной пристройкой со стороны южного фасада, и по желанию прихожан в ней появился вместо прежнего Леонтиевского придел в честь Иверской иконы Божией Матери. Икона эта стала особо чтимою с 1850 года. Тогда недалеко от церкви случился пожар, грозивший при сильном ветре большим опустошением. Как только образ был вынесен на место пожара, ветер сразу утих и огонь удалось потушить. Серебряную ризу на чудотворную икону пожертвовал купец И. С. Ломов — в память избавления от того пожара. Придел Леонтия Ростовского перенесли на левую сторону трапезной. В 1862 году чеканного серебра 84-й пробы на иконах и утвари Благовещенской церкви (кроме евангелий) было более четырёх пудов.

Богадельня при Благовещенской церкви упоминается в 1785 году. Церковно-приходская школа при храме начала действовать в 1891 году. По наименованию храма была названа улица, на которой он стоял, — Благовещенская. В 1922 году её переименовали в Советский переулок, а в 1995 улице вернули историческое название.

Советское время и современность

Храм был закрыт в 1932 году. В здании долгое время находился склад бакалейных товаров. В 1960 году здание Благовещенской церкви, согласно постановлению Совета Министров РСФСР, было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры. Реставрацию храма впервые провели в первой половине 1970-х годов тульские и московские мастера треста «Росреставрация». Были поправлены некоторые архитектурные детали, обследован обширный подклет, имевший когда-то хозяйственное назначение.

В 1990 году городские власти возвратили Благовещенскую церковь верующим. Её восстановлением занялся настоятель храма Двенадцати Апостолов протоиерей Лев Махно, назначенный в июне 1990 года настоятелем и Благовещенской церкви. Кровля храма была полностью заменена. Купола и колокольню покрыли красной медью, заделали трещины в стенах. Все работы производились на средства верующих.

26 октября 1990 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Алексий (ныне — митрополит Тульский и Ефремовский) освятил правый придел в честь Иверской иконы Божией Матери. Иконостас в приделе выполнил резчик по дереву Алексей Пятин. Иконы для иконостаса написал туляк Игорь Борисович Щелоков. В марте 1991 года на Благовещенскую колокольню подняли семь колоколов весом от 22 до одного пуда. Самый старый из них был отлит в 1771 году, самый поздний — в 1870 году. 7 апреля 1992 года, в праздник Благовещения, к 300-летию храма, был освящен его главный престол. 8 феврале 1995 года открылся для прихожан нижний храм-крещальня с престолом во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». Чуть позже специалисты филиала Академии Наук из подмосковной Черноголовки смонтировали на колокольне часы.

Вид на храм со стороны ул. Благовещенской

В настоящее время при храме работает начальная школа тульской Православной классической гимназии.

Архитектура

Благовещенская церковь — типичный пример небольших пятиглавых храмов «московского» типа. Почти кубический объём Благовещенской церкви, украшенный по углам пучками из трех тонких колонок — так называемых «дудочек» — опоясан широкой лентой карниза со сложным кирпичным узором. Над пучками колонок нарядный карниз раскрепован. Надкарнизная часть стен украшена рядом пластичных полукруглых кокошников, размещенных без увязки с осями нижележащих окон. Церковь покрыта на четыре ската.

Церковь завершена пятиглавием, барабаны которого покоятся на квадратных основаниях, украшенных с каждой стороны кокошниками. Барабаны глав не имеют оконных проемов — всё пятиглавие является чисто декоративным элементом, лишенным практического назначения. Два ряда окон создают обманчивое представление о двухэтажности здания. В действительности же все окна освещают единое, неразделенное по высоте пространство. Под зданием устроены просторные подвалы, охотно снимавшиеся окольными купцами для размещения в них складов.

К северо-западному углу трапезной примыкает высокая, увенчанная шатром, колокольня. Благовещенская колокольня построена, вероятно, одновременно с самой церковью, то есть в самом конце XVII столетия. На высоком четверике, украшенном кокошниками, находится не традиционный в XVI—XVII веках восьмерик, а высокий четверик — со слегка скошенными углами. Окна на гранях узкие и высокие в среднем ярусе и треугольные — в верхнем. Колокольня завершена шатром, высота которого едва достигает одной шестой общей высоты звонницы. На колокольне было семь колоколов.

> Ссылки

  • Официальный сайт храма
  • Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на сайте «Русские церкви»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *