Борисоглебский монастырь Ростов

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь.

По преданию, на месте будущего Борисо-Глебского монастыря был «черный», то есть лиственный лес. Здесь поселился монах Феодор из Великого Новгорода. Прожил Феодор в одиночестве несколько лет. Неподалёку от его кельи пролегала дорога к царствующему граду Москве и к Ростову. На дерево около этой оживлённой дороги Феодор повесил кузов, в который проезжающие, понимая, что рядом обитает пустынник, по древнему обычаю клали милостыню. Позднее к Феодору пришёл инок Павел. «Феодор же ему очень обрадовался, аки некое сокровище обрете». Однажды, узнав, что преподобный Сергий Радонежский находится в Ростове, Феодор и Павел направились туда просить Ростовского князя Константина и епископа Игнатия разрешить им устроить монастырь, а преподобного — указать для обители место. «Сергий же, много походив по пустыни сей, выбирает место зело красно» — невысокий холм на берегу реки Устье — и благосовляет Феодора и Павла поставить здесь храм в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. Оставленный преподобным Феодору и Павлу простой деревянный крест берегли в монастыре как великую реликвию. В ХVI веке его обложили серебряной басмой с надписью: «Благословение игумена Сергия». В 1873 году для святыни устроили специальный серебряный ковчежец, и крест был открыт для поклонения всем прибывающим в обитель. В настоящее время он находится в запасниках ГМЗ «Ростовский кремль». Как-то раз, устав от трудов праведных, Феодор и Павел легли отдохнуть под древним кедром неподалёку от строящегося храма. И приснился им обоим один и тот же сон: явились два светлых воина «в ризах позлащеных» и сказали: «Труждайтесь на месте сем, Бог и Пречистая Богородица не оставят места сего. А мы неотступно с вами будем и с теми, кто после вас будет строить обитель сию святую», — после чего, назвавшись один Романом, другой Давидом, стали невидимы. Роман и Давид — имена, данные во святом крещении благоверным князьям Борису и Глебу. Так они засвидетельствовали своё небесное покровительство монастырю.

С момента основания Борисо-Глебский монастырь находился в личных владениях Московского митрополита. Свидетельство об этом содержится в Уставной договорной грамоте 1404 года Великого князя Московского Василия I с митрополитом Киприаном, где в одной из статей упоминается «Борисо-Глебский монастырь с селы». А с 1430-х годов он уже имел статус Великокняжеского, что способствовало расцвету обители, вкладчиками (а то и постриженниками) которой нередко становились представители знатнейших княжеских и боярских родов — Сабуровых, Бельских, Хворостининых, Шереметевых и других. Почитанию монастыря великими московскими князьями положил начало следующий случай. В первой половине ХV века Ростовская земля была театром кровопролитных междоусобных сражений. Одно из таких сражений между Великим князем Московским Василием II и его дядей Юрием Звенигородским произошло 29 марта 1434 года близ нынешнего села Николо-Бой. Летопись сообщает: «Князь Юрий, собрав силу великую, пошёл на великого князя Василия, и встретил его князь великий в Ростовской волости, у монастыря Николы на Горе, и был между ними бой в Лазареву субботу. И победил князь Юрий». Василий вместе с семьёй спасся бегством и нашёл приют в Борисо-Глебском монастыре. С тех пор «Московский князь Василий Васильевич и его мати Великая княгиня Софья Витовтовна велию веру имели в сию обитель». Вскоре Василий II делает в Борисо-Глебский монастырь крупный земельный вклад — село Шульце с деревнями. Это явилось важной вехой в истории возвышения обители. В 1440 году её игумен Питирим был приглашён Василием в Троице-Сергиеву лавру, где крестили первенца Великого князя младенца Ивана, будущего государя всея Руси Ивана III. Памятуя о своём крёстном отце Питириме, Иван III благоволил к Борисо-Глебской обители, а его внук царь Иван IV Васильевич (Грозный) не раз приезжал сюда на богомолье.

Если верить преданию, именно по указу Ивана Грозного в монастыре возвели каменную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Во времена опричнины монастырь стал местом ссылки опальных людей. В обители приняли постриг впавшие в немилость бояре Василий Молчанов (инок Вассиан) и Иван Яковлевич Чеботов (инок Иона). После смерти последнего монастырю отошло его родовое село Переславцево. По некоторым сведениям, в обители, спасаясь от опалы царя, постригся с именем Пимен князь Пётр Михайлович Щенятев, один из героев Казанского похода 1552 года. Однако постриг не спас князя: здесь же в монастыре, он был предан мучительной смерти. Вскоре царь послал в обитель крупные вклады на помин души инока Пимена. Более 150 лет монастырь оставался деревянным. С 1520 года здесь разворачивается грандиозное каменное строительство. Возведение храмов и «прочих каменных служб» началось при настоятеле Феофиле, который «вельми о Христе подвизался и был наследником преподобноначальникам Феодору и Павлу». В окрестностях монастыря имелись залежи хорошего качества глины, так что кирпич изготовлялся на месте. А вот известь приходилось возить из Ярославля и Плёса по Волге, Которосли и Устью, в то время судоходной. В «Повести…» есть следующие строки: Феофил начал «скорбети об извести, понеже проходом далече и ставится дорого. Посылал на Плёс в судех вверх Которослью до Ярославля, проход же тяжек был и далече Которослью и Волгою». Ходил игумен в Москву к государю Василию III и бил челом, чтобы тот разрешил искать известь в селах и вотчинах княжеских и боярских. Василий III выдал ему жалованную грамоту на Переславский и Ростовский уезды: «Где обрящете известь, там и копайте вольно» (беспошинно). Однако поиски были тщетными. Тогда обратился Феофил с молитвами к небесным покровителям монастыря — святым благоверным князьям Борису и Глебу. Те же, явившись ему во сне, сказали: «Не скорби об извести. Даст тебе Пречистая Богородица в домовой твоей вотчине известь по тебе и после тебе». Через несколько дней приходит в обитель крестьянин из монастырской деревни Кочарки и показывает настоятелю и «каменному здателю» (зодчему) Григорию Борисову кусок белого камня, найденный им в монастырском лесу. Борисов отправил камень «в хлебную пещь». После обжига оказалось, что это известь — чистая, белая, «аки снег»… О строителе Феофиле, управлявшем монастырём свыше 30 лет, больше ничего не известно. При Феофиле в монастыре были возведены первые каменные храмы — Борисоглебский собор и Благовещенская церковь с трапезной палатой. Строительство продолжалось и «по преставлении Феофилове»: «Игумены Стахий и Вассиан о каменном здании тщание приложиша».

Согласно «Повести…», Борисоглебский собор, построенный на месте деревянного, освятил архиепископ Ростовский Иоанн 22 сентября 1523 года. В своём первозданном виде собор был прекрасным образцом древнерусской архитектуры, но последующие исправления и перестройки исказили его облик. Из древностей в нём сохранилась лишь фресковая роспись времён царя Ивана Грозного в наполовину заложенной кирпичом нише северной стены у могилы преподобных Феодора и Павла: равноапостольный князь Владимир, его сыновья Борис и Глеб, коленопреклонённые Феодор и Павел и святитель Леонтий Ростовский. В настоящее время стены и своды собора покрывает живопись начала ХХ века работы петербургских мастеров под руководством художника-копииста Ф. Е. Егорова. Сцены из Священного Писания в Борисоглебском соборе выполнены по мотивам росписей В. М. Васнецова. Достаточно высокий художественный уровень, а также неплохая сохранность живописи позволили в 2000 году начать её реставрацию. Второй каменной постройкой в монастыре является Благовещенская церковь с трапезной, возведённая зодчим Григорием Борисовым в 1526 году. В облике этой церкви много сдержанности и скромности, характерных для суровой архитектуры первой половины ХVI века. Невольно бросается в глаза пристроенное в конце ХVII столетия с запада к трапезной крыльцо, великолепное само по себе, но совсем не связанное с храмом. Особое очарование крыльцу придаёт отсутствие строгой геометричности в его роскошном декоре. Каменная резьба и ниши с изразцовыми сердцевинами начинаются от самой земли и уходят вверх пятью ярусами. В этом крыльце донесены до нас черты русской старины — немного наивной, безыскусной, но подлинной.

В советское время в Благовещенской церкви и трапезной размещались отделы Борисоглебского районного краеведческого музея, в частности, отдел природы, столь памятный коренным борисоглебцам. Благовещенская церковь станет вторым после собора монастырским храмом, в котором вскоре планируется возобновить богослужение. В 2008 году здесь заменили купол листами красной меди, а вскоре крест и купол позолотили сусальным золотом, в 2010-м устроили новый иконостас, настелили пол. Заканчивается реставрация выполненной в 1892 году художником В. В. Лопаковым, уроженцем Мстёры, клеевой живописи на сводах трапезной. Роспись в советское время была забелена. Пока идёт полная научная реставрация, церковь открывается раз в году на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Немало красоты придаёт монастырской площади изящной архитектуры звонница, или как бы сказали в старину, «церковь под колоколы с часобитней». Колокольня с церковью во имя Собора Иоанна Предтечи была каменной ещё в ХVI веке. Тяжёлое и пышное крыльцо, украшенное великолепными многоцветными изразцами, очень похожее на крыльцо Благовещенской церкви, пристроено к звоннице примерно в то же время — в конце ХVII века. Замыкают монастырскую площадь два массивных здания — Архиерейский дом, который почему-то неправильно именуют казначейским, и Архиерейская кухня (поварня). Выстроен Архиерейский дом был в середине ХVIII века как летняя резиденция архиепископа Ростовского и Ярославского Самуила (Миславского). Поварню же следует отнести к ХVI столетию.

Ростовские владыки любили посещать Борисоглебский монастырь, называя это место «земным раем». В одном из своих писем архиепископ Самуил писал: «Изведал я довольно опытом, сколь опасен для здравия человеческого климат ростовский. Много я пользовался чистым воздухом в Борисо-Глебском монастыре». Мощны, величественны и великолепны надвратные храмы обители. Северный Сретенский выстроен в самом конце ХVII века и является ярким примером «нарышкинского барокко». Декоративность Сретенской церкви подчёркивается богатым узорочьем ворот и северной галереи, выполненным из профилированного кирпича. Венчают церковь пять удлинённых барабанов с луковичными главами. Предполагают, что в древности река Устье подходила непосредственно к северной монастырской стене, отчего и ворота назывались «водяными». Особенно интересен по своей архитектуре храм во имя преподобного Сергия Радонежского над южными Святыми воротами. Поражающий монументальностью, он придаёт главному входу в монастырь величие и торжественность. Монастырские стены протяжённостью чуть более километра включают в себя 14 башен высотой от 25 до 40 метров. Прямые прясла имеют три ряда бойниц: нижний («подошвенный») — для артиллерии, средний («варницы»), устроенный, чтобы лить на осаждающих расплавленную смолу, и верхний («мушкетный»). С внутренней стороны стен по всему периметру сделаны высокие арочные углубления, создающие по мнению архитекторов, определённый акустический эффект, отражая звук внутри крепости. Однако эти стены конца ХVII века лишены боевой внушительности и имеют характер более декоративный, нежели военный. Возводились они уже просто по традиции — «как исстари повелось». В любом случае, монастырская стена является защитой, напоминанием братии о том, что за ней находится мир, который они оставили, чтобы служить одному Богу. Но служение Богу означает молитву об оставленном мире. Стена — символ самих иноков.

Тот архитектурный ансамбль, который мы видим сейчас, дошёл до нас со значительными перестройками и переделками. Каким был монастырь в начале ХVII века, узнаем из Писцовых книг Ростовского уезда за 1629-1631 годы: «В Пурском стану монастырь Борисо-Глебский на Устье. А на монастыре церковь Благовещения Пречистые Богородицы на паперти с трапезою, другая церковь страстотерпцов Христовых Бориса и Глеба, да на святых воротах церковь Сергия Радонежского чюдотворца, да на колокольне церковь Собора Иоанна Предтечи, все церкви каменные. Да в монастыре две кельи игуменские, да две кельи затворника Корнилья, две кельи келарские, двадцать келий братских, в них семьдесят пять братов черноризцов, все кельи деревянные. Да около монастыря ограда каменная, а на ограде одна башня, да другие ворота на воде». Из документа явствует: как минимум уже в конце ХVI века в монастыре имелось четыре каменных храма. Ограда, возможно, была меньше нынешней, но также каменной. Между тем ранее считалось, что в указанный период обитель располагала всего лишь двумя каменными храмами, все остальные, а также ограда, оставались деревянными, а надвратные церкви и звонница появились только в конце ХVII столетия.

Особо ценной жемчужиной в Борисоглебской обители сияет имя подвизавшегося здесь в конце ХVI — начале ХVII века преподобного Иринарха затворника. Мощи его покоятся под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора, а келья — часовенка преподобного Иринарха — пристроена к восточной монастырской стене на том самом месте, где стояла подлинная древняя келья старца. К ней ведёт липовая аллея. Предание сообщает, что именно здесь рос кедр, под которым беседовали преподобный Сергий Радонежский с Феодором и Павлом о будущем устройстве монастыря и под которым первостроителям было видение благоверных князей Бориса и Глеба.

В обители, в старом саду за еловой аллеей есть высохший пруд. Здешнее предание гласит, что ископан он преподобным Иринархом. Рядом с прудом бил когда-то родник. В 1897 году при архимандрите Ювеналии пруд вычистили, и он вновь наполнился водой, а над родником устроили деревянную часовенку. Славился монастырь своей ярмаркой, с незапамятных времён устраивавшейся на обширной площади за южными воротами. Торг, приуроченнный к наплыву паломников в праздник святых благоверных князей Бориса и Глеба (2 мая по ст. ст.), проводился обычно с 30 апреля по 3 мая. 2 мая, в самый разгар ярмарки, после Божественной литургии совершался крестный ход, в который вовлекались и торговцы. Борисоглебская ярмарка существовала примерно до 1930 года. Тогда же площадь переименовали в Первомайскую. Во время Великой Отечественной войны землю на площади отдали под огороды эвакуированным в Борисоглеб ленинградцам. А в начале 1950-х годов комсомольцами на месте шумевших когда-то ярмарок был разбит парк.

Из книги «Под большими лаврами». Издание Борисо-Глебского монастырского музея, 2016 г.

История Ростовского Борисоглебского монастыря

Точных документальных данных о времени создания монастыря до наших дней не дошло. Самым первым построил для себя жилье на берегу Устьи отшельник Федор, который пришел сюда из-под Новгорода. Через три года к нему присоединился Павел. Эти два инока и стали первыми жителями нового мужского монастыря.

Южные ворота и Сергиевская надвратная церковь

В 1363 году на Ростовскую землю с целью усмирить вражду между местными князьями приехал Сергий Радонежский. Это был период, когда Русь стала заметно укрепляться, готовясь нанести решающий удар Орде. И важно было добиться единства раздробленных княжеств для совместных политических и военных действий. С этими целями по периметру Руси стали строить монастыри-крепости.

Федор и Павел побывали у Сергия Радонежского и просили его о содействии об устройстве новой монашеской обители. Тот, в свою, очередь, убедил в этом правившего тогда в Ростовской земле князя Константина Васильевича. Решение было принято, и святыми покровителями монастыря выбрали особо почитаемых на Руси святых благоверных князей Бориса и Глеба.

По своему географическому положению обитель оказалась на северо-восточных рубежах крепнущего Московского государства. Она быстро росла, собирая иноков и ремесленников, и в скором времени здесь были построены первые деревянные церкви и кельи. А территорию монастыря обнесли большой укрепленной стеной, которая прослужила несколько сот лет, защищая его вначале от татар, а потом о польско-литовских захватчиков.

Слава о новом монастыре очень быстро распространилась далеко вокруг, и паломники приходили в обитель со всех сторон. Навещая родные места, здесь бывал преподобный Сергий Радонежский. В монастыре, спасаясь от преследования Юрия Звенигородского, нашел убежище великий московский князь Василий II Темный. А позже в стенах Борисоглебской обители он даже окрестил своего сына и наследника – будущего русского царя Ивана III.

Сретенская надвратная церковь

По распространенному преданию именно в стенах обители стал монахом легендарный Пересвет. Ей оказывали свое особое расположение все правители Руси, принадлежащие к династии Рюриковичей, а также первые государи фамилии Романовых, которые почитали этот монастырь в качестве «домашнего». В результате такой особой монаршей милости, обитель превратилась в одного из самых крупных в России владельцев земли. Ей принадлежало 360 сельских поселений и 22 000 десятин земельных угодий.

Особая страница монастырской истории связана с жизнью преподобного Иринарха (1547-1616), который в миру носил имя Ильи. До 30 лет он занимался торговлей, а затем принял постриг в Борисоглебской обители. В последующие годы этот монах вел жизнь затворника и не снимал с себя тяжелые вериги. Чтобы получить благословение Иринарха, в монастырь приезжали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Почти весь XVIII век обитель пережила без особых потрясений, процветала и стала центром Борисоглебских слобод. Вокруг нее проводились традиционные пышные ярмарки и развивались местные ремесленные промыслы.

Но в конце XVIII века произошли события, сильно повлиявшие на дальнейшую историю монастыря. Повелением царицы Екатерины II часть монастырских слобод в одночасье изъяли в пользу царского фаворита графа Орлова. В последующие годы было разворовано и распродано многое из ценностей, хранящихся в Борисоглебской обители, и ее благосостояние оказалось под угрозой. В дальнейшем монастырю так и не удалось восстановить былую мощь и величие.

Сретенская надвратная церковь с внутренней стороны монастыря

С приходом советской власти начались годы гонения на религиозные учреждения, и в 1924 году обитель упразднили. В ее помещениях разместили отделение Ростовского государственного музея. В это время было уничтожено много старинных икон и колоколов. И только благодаря вмешательству Наркомпроса, удалось избежать уничтожения монастырской звонницы. Те ценности, которые успели переправить в московскую Третьяковскую галерею или в Ярославский кремль, все же спасли. Но большая часть старинной утвари и реликвий были безвозвратно утрачены. Богослужения в монастырских храмах, тем не менее продолжались до 1928 года.

С 30-х годов прошлого века в монастыре размещались местная милиция, почтовое отделение, сберегательная касса, склады для хранения льна и зерна, и даже кондитерское производство. Музейным экспозициям принадлежали лишь здания Благовещенского храма и настоятельского корпуса. Музей даже закрывали на период с 1954 по 1961 год. Правда потом ему возвратили всю монастырскую территорию целиком. В эти годы начались большие реставрационно-восстановительные работы, благодаря которым удалось возвратить архитектурным памятникам их изначальный образ.

В 1994 году часть монастырской территории отдали православной церкви. А в 2015 году вся обитель целиком передана в ее управление.

Крепостные стены

Архитектурные памятники Ростовского Борисоглебского монастыря

Самые первые каменные постройки на территории обители появились в XVI веке. Сделанный из камня Борисоглебский собор был заложен в 1522 году по указу царя Василия III там, где до него стоял одноименный деревянный храм. Заслуги в возведении красивого собора приписывают известному в те времена зодчему Григорию Борисову, который двумя годами позже участвовал в строительстве на монастырской территории Благовещенского храма. У стены Борисоглебского храма расположена гробница, в которой покоятся основавшие обитель Павел и Федор.

Этот собор много раз перестраивали. Как и во многих православных храмах, со временем его подзакомарную кровлю заменили на современную четырехскатную. Такое покрытие было более дешевым и практичным, но не в лучшую сторону меняло внешний облик церковного здания. Во время проведенной в 1925 году реконструкции Борисоглебского собора были найдены свидетельства того, что когда-то его даже делали пятиглавым.

Каменную Благовещенскую церковь также построили в XVI веке, как трапезный храм на месте, где до нее стояла деревянная церковь. Век спустя ее также подвергли большим переделкам.

Кроме того, на территории сохранился каменный двухэтажный настоятельский корпус, возведенный в XVI веке, Это было большой редкостью и говорило о богатстве обители. Так как в других местах в те времена монастырские постройки делали только из дерева. С севера от настоятельских покоев стоит одноэтажный корпус для братии, в котором жили монахи и послушники.

Внутренний двор Ростовского Борисоглебского монастыря

Кирпичной стеной обитель обнесли во времена правления царя Ивана Грозного. В начале XVII века, в Смутные времена, именно эта оборонительная линия встречала подошедшее польско-литовское войско. А вот об исходе противостояния у историков существуют различные версии. Одни считают, что монастырь покорили и разграбили, другие – что поляки вынуждены были отступить. Существует также предание, что преподобному Иринарху удалось убедить поляков, возглавляемых гетманом Сапегой, не трогать обитель. Достоверно известно лишь то, что после нашествия монастырские укрепления перестраивали.

Очень выразительной делают обитель не только оборонительные стены с мощными башнями, но и величественные надвратные храмы – Сергиевский (1679 г.) и Сретенский. Поднявшись на монастырские укрепления, получаешь прекрасный обзор всей территории и окружающей обитель местности.

Современное состояние и режим посещения Ростовского Борисоглебского монастыря

Территория монастыря открыта для свободного посещения с 7.00 до 20.00. Фотографирование братии и внутреннего убранства храмов во время богослужений возможно только с разрешения настоятеля обители.

Сейчас в монастыре проживает игумен и десять насельников. У них есть свой небольшой огород и пасека. Здесь также работают церковная лавка и музей, знакомящий с многовековой историей обители. Для групп паломников или туристов можно заказать экскурсию.

Звонница

Сегодня туристы и паломники стремятся побывать возле встроенной в монастырскую стену кельи, где жил Иринарх Затворник, а также возле гробницы с его мощами. Почитаемые вериги, шапочка и плеть преподобного Иринарха, к сожалению, были утрачены во времена советской власти.

В обители ежегодно проходят Иринарховские чтения и проводимый с 1997 года и очень почитаемый верующими Иринарховский крестный ход, который начинается от стен монастыря и проходит к источнику, расположенному в 40 км.

Богослужения начинаются в будни в 7.30, в воскресные и праздничные дни – в 8.00. Окончание вечерней службы в будни – 19.00, в воскресные и праздничные дни – 21.00-21.30.

Ростовский Борисоглебский монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Борисоглебский монастырь.

Монастырь
Ростовский Борисоглебский монастырь
57°15′26″ с. ш. 39°09′08″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Посёлок Борисоглебский (Ярославская область)
Конфессия Православие
Епархия Ярославская и Ростовская
Тип Мужской
Дата основания 1363 год
Основные даты
1924 — упразднён
1994 — возрождён
Здания
Собор Бориса и Глеба • Благовещенская церковь с трапезной палатой • Сергиевская надвратная церковь • Стены и башни
Известные насельники

Иринарх Ростовский Тихон (Малышкин)

Амфилохий (Сергиевский-Казанцев)

Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 761420182130006 (ЕГРОКН). Объект № 7630054000 (БД Викигида)
Сайт икх.рф
Ростовский Борисоглебский монастырь на Викискладе

Борисогле́бский на Устье Росто́вский монасты́рь — мужской православный монастырь на дороге из Ростова в Углич (в посёлке Борисоглебский), входящий в «Золотое кольцо России». Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской митрополии, а у московских князей и первых русских царей считался «домашним». После XVII века архитектурный ансамбль почти не менялся.

История монастыря

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Южная стена монастыря

Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *