Бородинское поле музей заповедник

Содержание

Бородинское сражение — одно из самых известных событий Войны 1812 года, его помнят даже те, кто прогулял абсолютно все школьные уроки истории. Принято считать, что в этом сражении победила российская армия под руководством М.И. Кутузова. Однако все не так однозначно, как кажется. Прежде чем отправиться в музей Бородинского поля, чтобы своими глазами увидеть, где происходила эта великая битва, мы хотим кратко рассказать историю Бородинского сражения. Если Вы были прилежными учениками и регулярно посещали уроки истории, то пару следующих абзацев можно смело пропустить, а для тех, кто не помнит или прогулял — краткий экскурс в российскую историю: в каком месяце произошло Бородинское сражение, как оно называется во французской истории, и кто же, в конце концов, победил. Начнем по порядку. Бородинское сражение состоялось в 125 километрах к западу от Москвы недалеко от села Бородино. Битва состоялась 27 августа (7 сентября по старому стилю) 1812 года, но при этом «День воинской славы России» (День Бородинского сражения Русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией) отмечается 8 сентября. Ошибочная дата появилась из-за неправильного пересчета с юлианского календаря в григорианский. Еще один интересный факт, что во французскую историю это сражение вошло совсем под другим названием — «Битва у Москвы-реки» (Bataille de la Moskova).

Краткая история Бородинского сражения

Французские войска под руководством Наполеона I Бонапарта вторглись на территорию Российской Империи в июне 1812 года и уже к концу августа дошли до самой столицы. Российские войска постоянно отступали и, что естественно, вызвали большое недовольство как общества, так и самого императора Александра I. Чтобы переломить ситуацию главнокомандующий Барклай-де-Толли был смещен, а его место занял Михаил Илларионович Кутузов. Но и новый руководитель российской армии предпочел отступать: с одной стороны ему хотелось измотать противника, с другой — Кутузов ждал подкрепления, чтобы дать генеральное сражение. После отступления под Смоленском, армия Кутузова расположилась у села Бородино, всего в сотне километров к западу от Москвы — дальше отступать было некуда. Именно здесь и состоялось самое известное сражение всей Отечественной войны 1812 года, которое многие историки считают переломным.

Интересно: Александровский сад в Москве — история и тайны

Численность русской армии на момент начала сражения оценивалась в 112-120 тыс. человек и 640 орудий артиллерии, в то время как численность французского войска — в 138 тысяч человек и около 600 орудий. Получается, что не таким уж и серьезным было численное превосходство, зато качественное было очень большим. Французская армия состояла в основном из опытных солдат, в то время как российская состояла из новобранцев, более того большое преимущество французы имели прежде всего в тяжелой кавалерии, что серьезно увеличивало их шансы на победу.

Диспозиция сил при Бородине к утру 26 августа (7 сентября) 1812 года

Мы не будем подробно пересказывать все этапы сражения, а скажем лишь, что битва продлилась около 12 часов и стала самой кровопролитной из однодневных сражений в истории. По одним данным российская армия потеряла 40-50 тысяч человек убитыми, раненными и пропавшими без вести, по другим — около 60 тысяч человек было убито и еще несколько тысяч попали в плен. Историки постоянно пересматривают цифры, спорят, находят новые доказательства своих версий. Но не будем вдаваться в конкретику — российская армия в ходе Бородинского сражения потеряла почти 30% своего войска. Что касается французов, то они пострадали не многим меньше — их потери оцениваются от 30 до 60 тысяч человек.

Кто победил в Бородинском сражении?

В ходе 12-часового сражения французам удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий она была вынуждена отойти на исходные позиции. Можно было бы считать, что российская армия одержала победу — французы не смогли приблизиться к Москве. Однако уже на следующий день М. И. Кутузов отдал приказ отступать в связи с большими потерями и из-за наличия у императора Наполеона больших резервов, которые спешили на помощь французской армии.

Необычное: Наследие советского прошлого — парк искусств «Музеон» в Москве

В российской и советской истории (кроме промежутка 1920-1930-х годов) было принято считать, что в Бородинском сражении фактически победила Российская армия. Но в наше время, ряд российских историков настаивает, что исход Бородинской битвы был неопределенным, и русская армия одержала в ней лишь «моральную» победу. Что касается зарубежной истории, то в ней принято считать, что под Бородино несомненную победу одержал Наполеон (кстати, этой версии придерживаются и некоторые российские историки). В результате сражения французы заняли ряд передовых позиций и укреплений русской армии, при этом им удалось сохранить резервы, оттеснить русских с поля боя, и в конечном итоге отступить и оставить Москву. Но сторонники обеих версий не оспаривают, что русская армия сохранила полную боеспособность и моральный дух, то есть своей цели — полного разгрома русской армии — Наполеон так и не достиг. Русские же войска нанесли существенный урон армии противника и смогли сохранить силы для будущих сражений. Общий итог войны мы все с вами знаем.

«Battle of Moscow, 7th September 1812» картина Луи-Франсуа Лежена

Бородинский военно-исторический музей-заповедник

Но вернемся в наши дни и отправимся на место этого кровопролитного сражения. Сейчас здесь установлено более 50 памятников героям Отечественной войны 1812 года, а в самом центре разместилось здание военно-исторического музея.

Музей Бородинского поля. Бородинский музей.

Бородинский музей находится на территории небольшого сельского поселения, которое так и называется — «Поселок Бородинского музея». Музей основан в 1839 году, всего через 27 лет после легендарного сражения. Это один из самых старых музеев мира, которые основаны на месте боевых сражений. Именно с этого здания стоит начать осмотр Бородинского поля, тем более что оно разместилось в самом его центре, прямо напротив главного монумента и могилы Багратиона.

Современное здание было построено к столетию Бородинского сражения в 1912 году, а до этого времени на его месте стоял небольшой дом-сторожка, построенный в далеком 1839 году для ветеранов-участников битвы. По приказу императора Николая I двое ветеранов должны были ухаживать за главным монументом и могилой Багратиона, расположенной у основания памятника.

В доме хранились карта Бородинского поля, составленная Карлом Федоровичем Толем, молоток и лопата, которыми цесаревич Александр Николаевич произвел закладку первого камня в 1837 году, футляр от закладного камня, а также многочисленные находки с поля битвы: ядра, пули, осколки гранат. Здесь же находилась и первая книга записей посетителей Бородинского поля. Сторожка для ветеранов стала прообразом современного музея.

Сейчас внутри здания располагается главная экспозиция музея-заповедника, здесь можно увидеть подлинные вещи тех лет. График работы музея, а также часы работы экспозиций можно посмотреть на официальном сайте Бородинского музея. Перед зданием посетители могут увидеть два постамента, на которых расположились разнообразные пушки Отечественной войны 1812 года.

Главный монумент Бородинского поля

После экскурсии по музею, стоит отправиться к Главному монументу русским воинам — героям Бородинского сражения, установленному на месте батареи Раевского. Именно с этого места и началась история Бородинского музея-заповедника. В 25-ю годовщину Бородинской битвы (в 1837 году) великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II, заложил в этом месте первый камень. Спустя два года состоялось торжественное открытие монумента. На открытии присутствовал император Николай I, члены царской семьи, многочисленная свита и аристократы из Москвы и Санкт-Петербурга.

К сожалению, тот монумент не дожил до наших дней — в 1932 году он был уничтожен как якобы не имеющий ни исторической, ни художественной ценности. И лишь в 1987 году, почти полвека спустя, памятник был восстановлен в прежнем виде и даже из тех же материалов (чугун и бронза с позолотой).

Могила Петра Ивановича Багратиона

Великий полководец Багратион скончался от раны, полученной во время Бородинского сражения, и изначально был похоронен в имении своих родственников князей Голицыных в селе Сима недалеко от города Юрьев-Польский. Но в июле 1839 года был перезахоронен у подножия главного мемориала на Бородинском поле. О том, чтобы перенести прах Багратиона ходатайствовал его адъютант, Денис Васильевич Давыдов, который был с ним постоянно в течение 6 лет. Когда в 1932 году мемориал был уничтожен, пострадал и склеп с прахом полководца. Сейчас мемориальная плита на его могиле, как и главный мемориал, восстановлена.

Карта Бородинского поля

Если Вы приехали на Бородинское поле, то приготовьтесь много ходить пешком. Точнее не много, а очень много. Стоит также с пониманием отнестись к тому, что все 50 мемориалов установленных на поле Бородинского сражения вы увидеть не сможете, так как они расположены на значительном расстоянии друг от друга.

Недалеко от музея установлена карта-схема, на которой отмечены все важные места, которые рекомендуется посетить. Но, если быть откровенными, то по ней Вы ничего не поймете и расстояния между объектами оценить не сможете.

На наш взгляд, самая удобная карта-схема Бородинского поля находится на Викимапии — на нее даже ссылается официальный сайт музея-заповедника. Кстати, на самом сайте есть очень интересные интерактивные карты: современная карта Бородинского поля и реконструкция Бородинского сражения.

Мы, как обычно, приехали сюда на автомобиле, поэтому смогли посмотреть почти все. О нескольких памятниках мы расскажем подробнее, а если Вы хотите увидеть их все, то отправляйтесь на Бородинское поле сами — не пожалеете.

Памятник М.И. Кутузову — ставка главнокомандующего

Один из самых посещаемых монументов Бородинского поля (кроме главного памятника) — это памятник главнокомандующему русскими армиями М.И. Голенищеву-Кутузову на командном пункте полководца. Он находится в самом центре небольшой деревни Горки, прямо у Можайского шоссе (Новой Смоленской дороги), поэтому пропустить его сложно. На Верхней Горкинской высоте распологалась центральная ставка главнокомандующего во время Бородинского сражения.

Именно здесь находился штаб М.И. Кутузова во время боя, хотя до этого он 20-21 августа (за несколько дней до сражения) находился на территории Колоцкого монастыря — именно этот адрес указан на некоторых исторических письмах. Про Колоцкий монастырь чуть позже появится отдельная статья, поэтому вернемся к памятнику. Он представляет собой большой обелиск из красного гранита, на вершине которого разместился бронзовый орел. Памятник был установлен в 1912 году к столетию Бородинского сражения, и мемориальная доска сообщает, что именно с этого места М.И. Кутузов руководил всеми боевыми действиями во время генерального сражения.

Памятник лейб-гвардии Егерскому полку и матросам Гвардейского экипажа

Рядом с мостом через реку Колочь, на окраине села Бородино, возвышается еще одна колонна, вершину которой украшает бронзовый орел. Эта белоснежная колонна с изображением Кульмского креста — памятник лейб-гвардии Егерскому полку и матросам Гвардейского экипажа, защитникам села Бородина в день генерального сражения 26 августа 1812 года.

Памятник 1-му и 19-му Егерским полкам

Рядом с дорогой, которая соединяет село Бородино и деревню Горки, находится памятник первому и девятнадцатому Егерским полкам. Он установлен в честь двух полков, по приказу Барклая де Толли пришедших на помощь лейб-егерям, которые вынуждены были отступать из села Бородино из-за превосходивших сил французов. Совместными усилиями натиск был отражен, и французам не удалось прорвать оборону русской армии. Как и многие другие памятники Бородинского поля, он был установлен к 100-летию битвы в 1912 году.

Как мы уже говорили, таких памятников-мемориалов на поле Бородинского сражения около 50, и чтобы обойти или объехать их все потребуется немало времени. Отдельного внимания заслуживает Спасо-Бородинский монастырь, основанный уже после Бородинской битвы, но о нем тоже будет отдельная история.

Можайская линия обороны

Бородинское поле, прежде всего, известно одноименным сражением, которое произошло здесь 27 августа 1812 года, но и в годы Великой Отечественной войны велись боевые действия — здесь пролегал знаменитый фронт Можайской линии обороны. В 1941 году немецкие войска стали прорываться по направлению к Москве, и основное их наступление производилось в сторону Можайска. Так уж получилось, что во время двух войн на столицу России наступали именно по Смоленской дороге. Летом 1941 года началось строительство укреплений Можайской линии обороны по направлениям: Волоколамск — Можайск — Малоярославец — Калуга. Центром можайской линии стал город Можайск и 36-й Можайский укрепрайон, который проходил через Бородинское поле.

Не будем подробно рассказывать об операции по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун», которая началась осенью 1941 года — об этом очень много информации. Отметим лишь что, как и в Отечественной войне 1812 года, Бородинское поле стало знаковым местом для советских войск. Главным итогом боев стало то, что 32-я дивизия сумела остановить гитлеровцев и продержаться на этом рубеже почти неделю, дав при этом возможность и время подтянуть резервы и организовать линию нового рубежа обороны. Окончательно остановить врага удалось на 75-м километре Минского шоссе по линии Кубинка — Наро-Фоминск. А уже в декабре 1941 года войска Западного фронта перешли в контрнаступление.

Поэтому рядом с памятниками героям 1812 года находятся памятники, связанные с событиями Великой Отечественной войны: доты, ходы сообщения, братские могилы.

Танк Т-34 — памятник воинам 5-й армии, ДОТы на Бородинском поле

Рядом с главным мемориалом Бородинского поля и Бородинским музеем можно увидеть советский Танк Т-34. Это памятник воинам пятой армии, которые в течение шести суток (12-18 октября 1941 года) держали оборону, чтобы выиграть время для подхода резервных войск. Рядом можно увидеть ДОТ (долговременную огневую точку), который входил в Можайскую линию обороны.

Таких ДОТов на Бородинском поле очень много, и два из них можно увидеть совсем рядом с главным монументом.

Братская могила советских воинов 5-й армии 1941 года

Напротив танка Т-34 находится еще один ДОТ с подземных ходом Можайской линии обороны и Братская могила воинов пятой армии.

Братская могила воинов 32-й стрелковой дивизии

Рядом с памятником М.И. Кутузову в деревне Горки находится еще одна из семи братских могил Бородинского поля — братская могила красноармейцев, воинов 32-й стрелковой дивизии полковника В.И. Полосухина, погибших в ходе октябрьских боев 1941 года с немецко-фашистскими захватчиками.

На всех братских могилах одинаковые надгробные памятники из красного гранита, установленные в 1958 году по проекту архитектора И.А. Француза.

Памятников, посвященных событиям осени 1941 года, как и монументов Отечественной войны 1812 года, на Бородинском поле несколько десятков. Вообще Можайской линии обороны можно посвятить не только отдельный пост, но даже целую серию статей, но у нашего сайта совсем другая тематика, по этому мы завершаем нашу прогулку по Бородинскому полю. Нам осталось лишь рассказать о графике работы Бородинского музея-заповедника и о том, как до него добраться.

Как доехать до Бородинского поля. График работы.

Бородинский музей-заповедник находится всего в 12 км от города Можайска Московской области. Добраться сюда можно несколькими способами.

Как доехать до Бородинского поля на машине

Если Вы путешествуете на автомобиле, то из Москвы необходимо ехать по Минскому шоссе в область. Повернуть в сторону музея можно на 96м, 102м или 108м километрах. Повороты на город Можайск или Бородино. По всей дороге есть указатели, так что не ошибетесь.

Как доехать до Бородинского поля на электричке

Электрички отправляются с Белорусского вокзала Москвы, вам подойдут: Москва — Бородино, Москва — Можайск, Москва — Гагарин и Москва — Вязьма. Если Вы доехали до Можайска, то далее — рейсовым автобусом до музея «Бородино» или на такси. Если Вам повезло и удалось попасть на электричку до Бородино, Гагарина или Вязьмы, то необходимо выйти на станции «Бородино», а дальше воспользоваться такси или прогуляться пешком около 3 км в один конец.

Как доехать до Бородинского поля на автобусе

От станции метро «Парк Победы» (выход из метро на улицу Барклая) доехать на автобусе до города Можайска. А далее на автобусе или такси до самого музея.

Ну а закончить наш сегодняшний рассказ нам бы хотелось стихами М.Ю. Лермонтова, написанными через 25 лет после Бородинского сражения. Стихотворение «Бородино» многие из нас помнят еще со школы, по крайней мере, первые несколько строф.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

1837 год

>Музей Бородино, Бородинское поле на карте

Поделиться «Бородинское поле. Бородинский военно-исторический музей-заповедник.»

Проект «Бородинское сражение в живописи»

ПРОЕКТ «БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ В ЖИВОПИСИ»

Проблема состоит в том, что люди зачастую не умеют правильно работать с источниками информации. Они не читают научную литературу, и их знания в истории складываются только лишь из просмотренных фильмов, прочитанной художественной литературы и т. д. Но достоверны ли те источники, которыми пользуются народные массы? Это и является второй проблемой, поднятой в нашем проекте.

Цель :

Анализ произведений живописи, посвященных Бородинскому сражению, как исторических источников.

Актуальность:

Молодое поколение в наше время слабо заинтересовано в искусстве, а в частности в живописи. И естественно не многие из его представителей не смогут правильно проанализировать картины. Нужно понимать авторскую мысль, замысел работы. Осознать это поможет наш проект.

Задачи:

1) Проведение внешней критики исторического источника (список картин, авторы, даты написания)

2) Проведение внутренней критики источника (уточнение достоверности информации источника, сравнение ее с научной информацией)

3) Формулировка вывода о том, насколько можно использовать эти произведения живописи как исторические источники.

Гесс Питер фон. Сражение при Бородине. 26 августа 1812 года. Подвиг русской гвардии в Семёновском овраге. (1843 )

О художнике:

В 1839 году в Россию был приглашен Николаем I Питер Гесс. За 15 лет Гесс создал серию из двенадцати многофигурных полотен, эффектных и документально точных по содержанию, которые, однако, были эмоционально холодны и которым не хватало патриотического воодушевления. Кроме того, современники отмечали сухость колорита произведений. Ныне эти картины хранятся в Эрмитаже. Гесс мог передавать всю полноту сражение, поскольку сам участвовал в походах против французов. Для написания много путешествовал с генералом Килем и делал множество зарисовок.

О картине:

В картине «Сражение при Бородине» Гесс разворачивает широкую панораму боя, одновременно показывая несколько периодов сражения. Ее открывает эпизод, когда лейб-гвардии Измайловский Литовский полки, заняв предназначенные для них места, вступили в бой. В левой части картины, в мундирах с красными лацканами, — солдата Литовского полка, в то время самого молодого в русской гвардии, сформированного перед началом отечественной войны в 1811 году. Далее видно каре 3-его батальона Измайловского полка, рядом, на коне, его командир полковник . Вскоре, после момента, после момента запечатленного на картине, он будет ранен. За Бородино Храповицкий был награжден чином генерал-майора. На втором плане в центре 1-й и 2-й батальоны измайловцев, ведущих огонь по французской коннице. Овладев флешами, маршал Ней при содействии дивизии Фриана атаковал деревню Семеновское. Ее успешно обороняли остатки 2-й гренадерскойи 27-й дивизий, отошедшие с флешей. Тогда Наполеон приказал Мюрату атаковать левый фланг русских двумя корпусами кавалерии. Генерал Нансути с кирасами Сен-Жермена и Валанса атаковал каре Измайловского и Литовского полков. Сначала шагом, потом рысью и, наконец, «марш-маршем», т. е. в карьер понеслись на наших гвардейцев всадники в блестящих, кованных из железа кирасах и касках с конскими хвостами на гребнях.

«Конец Бородинского сражения» (1899)

О художнике:

Верещагин считается одним из крупнейших художников-баталистов своего времени. Поэтому данная картина не является исключением. Верещагин посвятил цикл из 20 полотен войне 1812 года. Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом». Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен».

О картине:

Смотря на картину Верещагина, рисующую мрачный ужас человеческой бойни, мы видим возвышенность, справа, несомненно, батарею Раевского; перед нею ров; дальше расстилается поле. Батарея Раевского, расположенная в центре нашей позиции, была одним из тех мест, где совершались подвиги беспримерной храбрости. Русские и французы владели ею попеременно. Сначала она была атакована войсками вице-короля, который, перейдя реку Колочу, накинулся на батарею с такой энергией, что после ожесточенной схватки этот важный пункт очутился в руках французов. Но ненадолго. Как раз в этот момент , которого Кутузов послал на левый фланг, заметив неладное на батарее Раевского, собрал первые подвернувшиеся ему под руку части войск и с такой стремительностью ударил на французов, что опрокинул их с кургана, обратил вспять, и поколебленные полки Наполеоновой армии на далекое расстояние были преследуемы нами. Французы потеряли здесь 3000 человек; у нас же целый 7-й корпус был настолько расстроен, что его вывели за боевую линию. И еще была тут горькая потеря: пал мертвым генерал-майор граф Александр Иванович Кутайсов, начальник всей артиллерии 1-й армии. Ему было всего 28 лет. Никого не оказалось свидетелем его смерти, и только, когда поймали его лошадь с окровавленным седлом, поняли печальную истину… Счастье переменчиво. Прошло немного времени, и французы с удвоенной энергией возобновили свои нападения на батарею Раевского. Генерал Лихачев, оставленный для ее защиты, храбро противостоял натиску неприятеля, но наконец, сломленный их превосходными силами, ураганом обрушившимися на батарею, искал смерти, бросившись в самую сечу, и несколько раз пораженный штыками был взят в плен. И вот трагический результат ожесточенного соперничества, воплощенный в картине Верещагина: во рву около батареи буквально битком набита какая-то каша из человеческих тел, до того все тут перемешалось и переплелось; торчат ноги, руки, головы с лицами искаженными страданиями смерти, и страшно подумать, что среди этой кровавой каши, быть может, не все только бездыханные трупы, что, перепутавшись в этом хаосе тел, лежат здесь также и тяжелораненые, изнемогающие от нечеловеческих мучений и тщетно умоляющие облегчить или прекратить их страдания. Тщетно!… Никто не услышит их жалобных стонов, никто не придет к ним на помощь! 80.000 павших смертью храбрых — таков итог Бородинского сражения, 80.000 жизней здесь перешли за грань земного бытия во славу завоевательных стремлений Наполеона, одного человека, только одного человека, не бывшего в силах громко сказать самому себе: «довольно! остановись!»…

«Наполеон на Бородинских высотах»()

О картине:

На картине изображен день Бородинской битвы — 26 августа 1812 года. Наполеон страстно хотел генерального боя; он опасался, чтобы русские и здесь его не обманули и не ушли. Он встал в третьем часу утра, после краткого отдыха, и, несмотря на простуду, которую чувствовал еще с вечера, принялся за кипучую деятельность. Первые его слова были: «Что делается у русских?» Получив в ответ, что наши войска оставались на месте, он был очень обрадован и, выйдя из палатки, сказал собравшимся около него во множестве офицерам: «Сегодня немножко холодно, но ясно: это солнце Аустерлица. Почти в течение всего сражения Наполеон находился на высоте у отнятого у нас 24 августа Шевардинского редута. Он был не совсем здоров. Художник изобразил его сидящим на складном стуле. За ним — штаб и свита; за ними — гвардия в полной парадной форме. За Бородинский бой Наполеона упрекают: в недостаточной энергии руководства боем и в недостаточной решительности его ведения. Это объясняют отчасти его нездоровьем, отчасти тем, что в 1812 году он держал себя более как император, чем генерал: он не решался подвергать себя опасности. В бюллетене о Бородинском бое говорится, что Император ни разу не подвергал себя опасности в этом бою; по той же причине не решался он и рисковать своим последним резервом — гвардией, которую он, несмотря на настояния своих генералов, не ввел в бой. В позднейший период этой войны ему пришлось отступить от такого образа действий.

«Эпизод Бородинского сражения» (1912)

«Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.»

О художнике:

Художник жил и работал в Москве. В 1878 стал членом Московского общества любителей художеств, с 1881 экспонировал свои работы на выставках Общества (до 1903, с перерывами). С 1886 по 1924 участвовал в деятельности художественного кружка «Среда». Богатов не был художником-баталистом, данная картина является иллюстрацией к стихотворению Лермонтова «Бородино» .

О картине:

Сразу хочется отметить необычный стиль художника, он детально прописывает каждого человека, детали его одежды и оружие, что заставляет картину пестрить разнообразием красок, о чем и говорится в произведении Михаила Юрьевича. На заднем плане картины огромная панорама Бородинского поля в большей части покрытая дымом от взрывов. Поражает количество людей, участвовавших в битве. Буйство красок сбивает с толку, заставляет не понимать где русские, а где французы, как это обычно и бывает в битве. Люди ходят друг по другу, по трупам и основной их мыслью остается только выжить, отстоять свою Родину, свои земли до конца. Четкости в этой картине нет, как и описывал сражение Лермонтов. Бородино было не просто героическим сражением. Это было огромной трагедией для любого человека, участвовавшего в сражении и для его родных.

«Атака русской кавалерии на французскую батарею» (нач. XXв.) О художнике:

Мазуровский был художником-баталистом, так что написание картины «Атака русской кавалерии на французскую батарею» не было исключением из правил, как например, у художника Серова. Это не единственная картина, посвященная данному факту. Ему посвящен целый цикл картин, к примеру: «Бородино», «Пожар Москвы», «Наполеон на возвратном пути».

Точной даты написания картины неизвестно, но историки установили, что она была написана в начале XX века. Картина является частью цикла посвященного Бородинскому сражению.

О картине:

На заднем плане картины мы можем видеть зарево войны: желтый закат и черный дым от «залпов тысячи орудий». Сзади так же можно видеть земляные «фонтаны» с осколками ядер и дымом от взрывов. Стремительность картине придает летящая в бой конница. Задний план картины поражает своей монументальностью и величавостью происходящих событий. На переднем плане происходит основное действие картины. То есть атака русской кавалерии на французскую батарею. Один из коней встал на дыбы, символизируя победу русских над завоевателями, их превосходство в дальнейшем. Дым на переднем плане закрывает часть русской конницы, и те события что происходят на заднем плане. На самом переднем плане видна поваленная лошадь с всадником, дальше, будучи сверженным, он продолжает сражать, показывая непримиримость характера русских. Художник использовал ход противопоставления, он принизил французов на картине, посадив русских на лошади. Картина поражает своей мрачностью и величавостью битвы. Посмотрев на неё, можно понять, насколько трудно было русским в период Бородинского сражения и сколько силы воли им понадобилась, чтобы выдержать и не пасть.

Рубо Франц Алексеевич «Панорама Бородинской битвы» (1911)

О художнике:

Рубо был художником-баталистом, без особого таланта, его творчество заключалось в точности и трудолюбии. Поэтому его картины проработаны до малейшей детали и так реалистично представляют сцены исторических баталий.

О картине:

В наше время имя Рубо известно почти каждому. Он создал множество батальных картин, известных всему миру. Так же он создал знаменитую Севастопольскую панораму. Другой известнейшей его панорамой стала Бородинская битва. На сегодняшний день неизвестны точно мотивы создания панорамы. Одна версия заключается в том, что Рубо сам подал идею создания панорамы, по другой версии художник получил правительственный заказ в 1901 году. Рубо посетил Бородинское поле перед созданием своего шедевра. Саму панорама он писал в Мюнхене вместе с художником Беккером, пейзажистами К. Фрошем, Цено-Димером и Мюллером. Панорама была написана в очень короткий срок-всего за 11 месяцев. В 1911 году панорама была завершена. Рубо вынес на первый план действия кавалерии. А композиционными центрами стали бой за батарею Раевского и отражение атаки французской кавалерии русской гвардейской пехотой. В этой панораме, по сравнению с Севастопольской, значительно меньше бытовых сцен, зато еще более широко и ярко показан массовый подвиг русских воинов. До нашего времени, к сожалению, дошел только фрагмент этого полотна, который вмонтирован в новый, написанный советскими художниками вариант панорамы (он с 1962 г. находится в отдельном, специально построенном здании в Москве).

«Смертельное ранение Багратиона на Бородинском поле» (1948)

О художнике:

Алексей Иванович Вепхвадзе родился в Тбилиси, в семье художника Ивана Алексеевича Вепхвадзе. Заслуженный художник Грузинской ССР, Лауреат Государственной премии СССР. С 1941 по 1945 учился в Тбилисской Академии художеств у . Вырос в семье художника, продолжил отцовское дело. Был вторым из «трех поколений Вепхвадзе». Он не был художником-баталистом, и картина «Смертельное ранение Багратиона» написана, потому что Багратион – уроженец Грузии. Вепхвадзе гордился своей страной и своими героями, этому и посвящена его картина.

О картине:

Картина отличается своей массовостью, обилием людей на переднем плане, поэтому задний план совершенно отсутствует. Забыв о бое, русская армия направляется к любимому полководцу-Багратиону, чтобы помочь ему, но ранение слишком сильное. Слева лошадь встала на дыбы, смотря вдаль, показывая, что на Бородинском поле продолжаются взрывы и грохот орудий, но все столпились и не обращают внимания. Багратион — центральный образ картины в нем явственно наблюдаются грузинские черты как нигде, что и придает картине национальность, гордость за страну и ее героев. Лицо Багратиона, в отличие от остальных четче всех прописаны, остальные более размыты и теряются на его фоне. Даже на смертном одре Багратион спокоен, когда все вокруг суетятся. Его национальная гордость и твёрдость непоколебима, это и сделало его настоящим русским героем в глазах современников и потомков. На картине кажется, что все затемнены, а на него с небес льется солнечный, озаряя и благословляя его яркую историческую фигуру, которой в тот день суждено было погибнуть. Картина оставляет после просмотра яркие, светлые впечатления благодарности и радости, что существуют настолько талантливые и поистине великие люди как Багратион.

«Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения» (1951)

О художнике:

Художник родился в 1908 году в Стерлитамаке, умер в 1971 году. Учился в 1933—1939 гг. во Всероссийской Академии художеств у и . Участник художественных выставок с 1939 года.

О картине:

«Кутузов на Бородинском поле» является одной из его основных картин. Он не был художником баталистом, поэтому его картина не выражает сражение, а максимально статична. На заднем плане картине видна часть построенного полка. На небе видна часть дыма сражения., что показывает, что картина всё таки основана на Бородинском сражении. На переднем плане Кутузов, в окружении его приближенных: Уварова, Багратиона и т. д. Один из них ранен. Их образы одухотворены и настроены только на победу. Кутузов указывает на поле боя и видимо хочет показать, куда нужно переходить или отступать русским войскам.. Для написания картины Шепелюк выбрал яркие и сочные краски, чтобы осветить, опять же, светлый образ Кутузова.

» на Бородинском поле» (1952)

О картине:

Отдаёт приказ генералам Уварову и Платову на рейд во французский тыл. На командном пункте в деревне Горки также — Ермолов, Багратион, Барклай-де-Толли.

В картине » на Бородинском поле», написанной в год 140-летия Отечественной войны, показывает командный пункт русской армии в тот момент, когда сражение развернулось по всему фронту и шли непрерывные и мощные атаки французских войск на левый фланг и центр русской позиции. На заднем плане мы видим смешавшуюся в кучу французскую, русскую коннику, всё покрыто дымом, задний план не отвлекает от основной части картины, а лишь дополняет ее. На переднем плане Кутузов отдаёт приказ генералам Уварову и Платову на рейд во французский тыл. На командном пункте в деревне Горки также — Ермолов, Багратион, Барклай-де-Толли. Мы видим спокойствие, с каким Кутузов выслушивал донесения и отдавал приказания. Его внутренняя уверенность в победе передавалась армии и подкрепляла решимость всех выстоять до конца. Герасимов использует более четкие и ясные краски для написания переднего плана картины. Атмосфера на картине более яркая и светлая чем у других художников. Она подчеркивает светлый образ Кутузова для русской армии.

Картина является патриотическим раздумьем художника. Разительно отличается от остальных его картин, таких как «мать партизана» итд. Любовь к Родине и ее истории отразилась в этой его работе.

Искусство Герасимова покоряет отражением ярких картин и самой сущности современной жизни, поэтическим накалом, большой живописной культурой. И все же более всего оно сильно тем, что глубоко, истинно национально.

«На артиллерийской позиции» (1955)

О художнике:

Горелов-художник с очень нелегкой судьбой. На самых первых шагах его жизни он был замечен в какой-то антиполитической организации. И был сослан, где ему приходилось творить в ужасных условиях, скрываясь от всех. К 1956 году художник возвратился в Москву, где закончил Московское художественное училище. Его нелегкая судьба оказала сильное влияние на его творчество. Именно это и отличает его картины от всех остальных художников. «На артиллерийской позиции» — яркий тому пример.

О картине:

Художник использует интересный ход. Он основные события показывает на заднем плане. Мы видим Багратиона, командующего русским войском и указывающего идти и не сдаваться. Он подносит фитиль к пушке и его жест очень символичен. С первого взгляда и не скажешь, каким трагизмом пропитана картина. На переднем плане мы видим убитых людей. Возможно, среди убитых-хорошие друзья тех, кто стоит за Багратионом. Эта обстановка, как известно, угнетает, заставляет руки опускаться и забывать о том, что жизнь продолжается. Они должны были защищать свою Родину, они должны были стоять до конца, и только талант Багратиона как полководца спасал их от паники и бегства. Мрачность картине добавляет туча французов на заднем плане, не прописанных четко, что придает еще больший страх. Картина прописана в очень тусклых красках, мы чувствуем глобальную грусть и трагедию русского человека. Данный способ написания картины, уход от героических действий и передача реальности, как она есть — вот то, что отличало художника Горелова от всех остальных его коллег.

«Кутузов на Бородинском поле» (1950е)

О художнике:

В своей творческой и общественной деятельности являлся ярко выраженным представителем официальной государственной идеологии, апологетом метода социалистического реализма в его самом догматическом понимании. Будучи президентом АХ СССР, сыграл неблаговидную роль, негативно оценивая произведения ряда художников «сурового стиля».

О картине:

Его картина «Кутузов на Бородинском поле» является иллюстрацией к роману Толстого «Война и мир».Его картинам был обычно присущ историко-революционный характер, поэтому данная картина достаточно нехарактерна для его творчества. Так же многие его работы были посвящены иллюстрации, к каким либо произведениям. К примеру, к поэме «Кому на Руси жить хорошо», к произведениям Пушкина, Горького и т. д.

В отличие от множества своих коллег, Серов решил изобразить сюжет Бородина в чёрно-белых тонах. На заднем плане неизменные клубы дыма, нагнетающие атмосферу суровой войны. Пейзаж заднего плана дополняет туча русской конницы. «Смешались в кучу кони, люди…» Основой картины является образ Кутузова. Как мы помним, эта картина-иллюстрация к войне и миру. И образу Кутузова, Серов придает большее значение, чем самой битве, как другие художники. Кутузов сидит на холме в кругу приближенных. Его образ пропитаны грустью за Родину, за родную армию. Как мы помним из истории, Кутузов любил свою армию, и знал, практически, всех по именам. И когда терял кого-либо переживал, как будто умер его сын. Победа на Бородине была достигнута с очень большими потерями и это настоящее горе для Кутузова. Он смотрит вдаль и погружен в раздумья. Он молчит, слушая очередной доклад о чьей-либо смерти. Он еще не знает исхода сражения и уже перестает верить в хорошее. Его окружение перенимает его настроение и впадает в такие же тяжкие раздумья. Возможно, в рядах кавалеристов сейчас сражаются их братья, сыновья… Серов передает трагедию и скорбь каждого человека в этой картине. Ведь любой человек, в любое время отдает свою жизнь за Родину, но его потом никто не помнит, кроме родных. Эта картина рассматривает частные случаи каждой семьи.

Заключение: На сегодняшний день Бородинское сражение остается очень важным событием в истории России. Интерес к нему существовал ранее как в XIX так и в XX веке. Многие художники отражали его в своих картинах. Мастера заостряли свое внимание как на батальных сценах (Верещагин «Конец бородинского сражения, Мазуровский «Атака русской кавалерии на французскую батарею»), так и на отдельных персоналиях (Вепхвадзе «Ранение Багратиона», Верещагин «Наполеон на Бородинских высотах»). Мотивы написания картин у художников самые разнообразные. Некоторые писали из личных побуждений, с чувством долга и патриотизма (Верещагин «Конец бородинского сражения»), но большинство писали по государственному заказу, в честь той или иной даты празднования победы при Бородине (Рубо «Панорама бородинской битвы», Гесс «Сражение при Бородине»), а так же некоторые картины были написаны как иллюстрации к произведениям (Богатов «Эпизод Бородинского сражения», Серов «Кутузов на Бородинском поле»). Составить точное мнение о ходе Бородинского сражения по картинам нельзя, поскольку многие из художников не были участниками или очевидцами этой битвы. Их мнения сугубо субъективные и нацелены на прославление России. Победа при Бородине далась России очень нелегко: ценой ошибок и тысяч человеческих жизней.

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
Дата основания 1839 год
Местонахождение 143240, Московская область, Можайский район, посёлок Бородинского музея
Директор Игорь Валерьевич Корнеев
Сайт http://www.borodino.ru
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник на Викискладе

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник — музей-заповедник на месте Бородинского сражения (Бородинское поле) на территории сельского поселения Бородинское Можайского района Московской области; старейший из музеев, основанных на полях сражений.

История музея

Императорская Россия

Ещё в 1812 году генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов в письме к владелице Тарутина обер-гофмейстерине Анне Никитичне Нарышкиной призывал сохранить укрепления, созданные русской армией на Бородинском поле:

«Село Тарутино, Вам принадлежащее, ознаменовано было славною победою русского войска над неприятельским. Отныне имя его должно сиять в наших летописях наряду с Полтавою, и река Нара будет для нас так же знаменита, как Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая. Покорнейше прошу Вас, милостивая государыня, чтоб укрепления, сделанные близ села Тарутина, укрепления, которые устрашили полки неприятельские и были твердою преградою, близ коей остановился быстрый поток разорителей, грозивший наводнить всю Россию, чтобы сии укрепления остались неприкосновенными. Пускай время, а не рука человеческая их уничтожит; пускай земледелец, обрабатывая вокруг их мирное своё поле, не трогает их своим плугом; пускай и в позднее время будут они для россиян священными памятниками их мужества; пускай наши потомки, смотря на них, будут воспламеняться огнём соревнования и с восхищением говорить: вот место, на котором гордость хищников пала перед неустрашимостью сынов Отечества!»

Первым памятником, вошедшим в комплекс исторического Бородинского поля, явилась церковь Спаса Нерукотворного, сооружённая в 1820 году на месте гибели генерал-майора А. А. Тучкова.

В залах музея. Макет поля Бородинской битвы. Фото 2015 года

26 августа 1839 года в присутствии императора Николая I, перед строем 150 тысяч солдат русской армии и 200 ветеранов Бородинского сражения, на батарее Раевского, центральном укреплении русской армии, был торжественно освящён монумент в память доблестных защитников Отечества, сооружённый по проекту Антонио Адамини. У подножия памятника был захоронен прах смертельно раненного в бородинской битве генерала П. И. Багратиона. Недалеко от монумента была построена сторожка для солдатов-ветеранов, которые, согласно императорскому указу, должны были ухаживать за памятником, вести книгу записей посетителей, показывать приезжающим план сражения, находки, сделанные на местах боёв. Тогда же земля в центральной части поля была выкуплена императором на имя наследника, будущего государя Александра II. Для размещения царственных особ и свиты усадебный дом в селе Бородине был перестроен в небольшой деревянный дворец, интерьеры которого были украшены портретами генералов-участников Отечественной войны 1812 года. Там же была устроена небольшая экспозиция из реликвий, связанных с битвой. Всё это стало основой Бородинского военно исторического музея-заповедника — старейшего из музеев, основанных на полях сражений.

В 1839 году на Багратионовых флешах был открыт Спасо-Бородинский монастырь, а М. М. Тучкова стала его первой настоятельницей — игуменией Марией. После кончины игуменьи в 1852 году в её доме, по благословению митрополита Московского святителя Филарета, всё было оставлено, как при её жизни, и он фактически стал домом-музеем.

11 (24) февраля 1903 года сотрудники железнодорожной станции Бородино по своей инициативе в одной из комнат вокзала создали Музей 1812 года.

В 1912 году в столетний юбилей сражения на Бородинском поле состоялись грандиозные юбилейные торжества. Воинским частям и соединениям было разрешено на собственные средства установить памятники предкам (полкам, дивизиям, артбригадам, корпусам) — героям Бородинской битвы. Всего было сооружено 35 памятников, в том числе памятниками были отмечены командные пункты Кутузова и Наполеона.

…Ныне, в сотую годовщину Бородинского боя, вспоминая великий подвиг народа Нашего, Мы призываем всех верных Наших подданных вместе с Нами возблагодарить Господа за милость, явленную Им Отечеству Нашему в годину испытаний… Да пребудут во веки веков в памяти народной высокие примеры военной и гражданской доблести предков в Отечественную войну, да воодушевятся сими примерами все верные сыны России в доблестном служении Родине…

Под руководством офицеров Генерального штаба были восстановлены Шевардинский редут, Масловские флеши, левая Багратионова флешь. К юбилейным торжествам по проекту московского архитектора В. В. Воейкова была перестроена сторожка у батареи Раевского. Торжества с участием императора Николая II начались 25 августа 1912 года крестным ходом с иконой Смоленской Божией Матери вдоль фронта построенных на поле войск «в воспоминание такого же события накануне Бородинского сражения». 26 августа состоялся благодарственный молебен на батарее Раевского, в котором принял участие император Николай II с семьёй. Был зачитан особый приказ армии и флоту. Состоялся военный парад, были вручены памятные медали, книги, подарки.

Советский период

Смена общественного строя в России привела и к «революционным» преобразованиям на Бородинском поле. В начале 1920-х годов в помещениях императорского дворца, приспособленных под лазарет еще в годы первой мировой войны, были устроены аптека, больница, общежитие для медперсонала. Отдельные уцелевшие предметы из дворца были перевезены в здание музея у батареи Раевского. Туда же перенесли экспонаты «Музея 1812 года» с вокзала станции Бородино. Бородинский музей стал сначала филиалом Военно-исторического музея, затем — Российского исторического, а с сентября 1925 года передан в ведение Московского областного отдела народного образования.

30-е годы — мрачный этап в истории поля: разрушались памятники и храмы, осквернялись могилы русских солдат и офицеров, уничтожались иконы. На стене закрытого и разграбленного Спасо-Бородинского монастыря борцами с собственной историей был начертан лозунг «Довольно хранить наследие рабского прошлого» (следы этой надписи можно увидеть и в настоящее время). В 1932 году был уничтожен монумент на батарее Раевского, разрушен склеп с прахом П. И. Багратиона. Почти со всех памятников Бородинского поля были сорваны символы русской государственности — орлы, короны, спилены кресты. Церковь Смоленской иконы Божией матери стала слесарной мастерской.

В октябре 1941 года Бородинское поле снова стало местом ожесточенных боёв. На шесть дней, с 12 по 18 октября 1941 года, солдаты 32 Краснознамённой стрелковой дивизии с приданными ей частями (командир дивизии — полковник Полосухин В.И.), задержали здесь рвавшиеся к Москве немецкие войска. В результате артобстрелов и бомбёжек сильно пострадали многие памятники. В здании музея немцы устроили скотобойню, а при их отступлении оно было сожжено. Сгорели отдельные постройки монастыря, в том числе и дом игуменьи Марии, было полностью уничтожено здание императорского дворца в селе Бородино.

Экспонаты музея удалось эвакуировать. В октябре 1941 года они были вывезены сначала в Москву, а затем в Алма-Ату. В декабре 1941 года, там, в Доме обороны, была развернута экспозиция Бородинского музея. В 1944 году эти музейные экспонаты заняли свои прежние места в капитально отремонтированном здании в центре Бородинского поля, открытом для посетителей 15 октября.

В залах музея

31 мая 1961 года Бородинское поле было объявлено Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником с «включением в него памятных мест и исторических памятников Бородинского поля».

В 60-е — 70-е годы было восстановлено большинство монументов. На братских могилах советских воинов были установлены гранитные надгробия. В центре поля в 1971 году открыт памятник-танк воинам 5-й армии. Разработана «Генеральная программа реставрации памятников и организации заповедника «Бородино». Начались работы по восстановлению Спасо-Бородинского монастыря, где в начале 1980-х годов расположились службы музея, научные отделы, экспозиции.

С 1986 года филиалом Бородинского музея-заповедника стал Можайский историко-краеведческий музей, в структуру которого входит дом-музей народного художника СССР Сергея Герасимова. В 1987 году был воссоздан Главный монумент героям Бородинского сражения на батарее Раевского.

Современный период и перспективы

Вид на главный монумент (2010 год)

В 1994 году правительством Российской Федерации установлены границы территории музея-заповедника площадью 109,7 кв.км., площадь охранной зоны — 645 кв.км. На этой территории сейчас расположено около 300 памятных объектов. В 1995 году был воссоздан монумент у Спасо-Бородинского монастыря «Благодарная Россия-своим защитникам».

С 1995 года музей-заповедник, включая территорию, входит в Государственный свод объектов особо ценного культурного наследия

Воссоздаются некоторые здания (в том числе императорский гостевой дворец) — в рамках дворцово-паркового ансамбля — с целью размещения там фондохранилища, выставочных залов и администрации музея. Эти работы рассчитано завершить к 2014 году, а до тех пор будет продолжаться использование некоторых помещений Спасо-Бородинского монастыря для музейных нужд.

Монументы

Главный монумент в 1911 году Группа монументов на завершении реставрации, 2010 год

  • Главный монумент героям Бородинского сражения на батарее Раевского
  • Памятник мёртвым Великой армии
  • Благодарная Россия своим защитникам
  • Кавалергардам и Конной Гвардии
  • Главнокомандующему русскими армиями М. И. Голенищеву-Кутузову
  • 1-му и 19-му егерским полкам (1912, архитектор Б. А. Альберти)
  • Лейб-гвардии Казачьему полку
  • Лейб-гвардии Егерскому полку и матросам Гвардейского экипажа
  • Нежинскому драгунскому полку
  • 7-й пехотной дивизии генерала Капцевича
  • 2-й конной батарее Лейб-гвардии артиллерийской бригады
  • Астраханскому кирасирскому полку
  • 23-й пехотной дивизии генерала Бахметева
  • Могилы русских офицеров:

поручика Лейб-гвардии Семёновского полка С. Н. Татищева и прапорщика того же полка Н. А. Оленина, капитана Лейб-гвардии Егерского полка А. П. Левшина и капитана Лейб-гвардии Преображенского полка П. Ф. Шапошникова

  • Могила генерала П. И. Багратиона
  • 24-й пехотной дивизии генерала Лихачева
  • 12-й пехотной дивизии генерала Васильчикова
  • Полевой конной артиллерии
  • Волынскому пехотному полку
  • Батарейной № 2 и легкой № 2 ротам Лейб-гвардии артиллерийской бригады
  • Лейб-гвардии Измайловскому полку
  • Лейб-гвардии артиллерийской бригаде
  • 2-й кирасирской дивизии генерала И. М. Дуки
  • Лейб-гвардии Литовскому полку от Московского полка
  • Лейб-гвардии Литовскому полку от Литовского полка
  • Лейб-гвардии Финляндскому полку
  • Могила капитана Лейб-гвардии Финляндского полка А. Г. Огарева
  • Московскому и Смоленскому ополчениям
  • 17-й пехотной дивизии генерала 3.Д. Олсуфьева
  • Павловскому гренадерскому полку
  • 1-й гренадерской дивизии генерала П. А. Строганова
  • 4-му кавалерийскому корпусу генерала К. К. Сиверса
  • Муромскому пехотному полку
  • 2-й гренадерской дивизии генерала К. Мекленбургского и сводно-гренадерской дивизии генерала М. С. Воронцова
  • 3-й пехотной дивизии генерала П. П. Коновницына

«Москва за нами», участники реконструкции битвы при Бородино. > Праздники

  • День Бородина
  • Москва за нами
  • Стойкий оловянный солдатик
  • День Победы

Самостоятельная поездка в Бородино

Во время майских праздников мы выделили один день на посещение музея-заповедника Бородино. Наша дача находится поблизости, поэтому мы легко добрались до легендарного места, где произошло одно из самых грандиозных сражений Отечественной войны 1812 г.

Сейчас многие спорят о том, кто же одержал победу в Бородинской битве, однако, несомненно то, что русские стояли здесь насмерть, и сам Наполеон признал за нами право называться «непобедимыми». Я даже не представляла, что территория музея под открытым небом настолько огромная ?110 квадратных километров. И почти на каждом поле установлен памятник, посвященный какой-либо гвардии, а то и не один.

Расположен музей почти в ста километрах от Москвы, добраться до него можно на электричке с Белорусского вокзала за 2-2,5 часа.

Уже выходя из поезда, пассажиры попадают на территорию музея-заповедника.

Бородино одна из самых красивых железнодорожных станций, которые я когда-либо видела. Очень радует, что здание находится в отличном состоянии и видно, что оно недавно покрашено.

Станция Бородино

Далее для перемещения нужно либо нанимать такси, либо передвигаться на автобусе, так как все объекты расположены на приличном расстоянии друг от друга.

Схема Бородинского поля.

Схема Бородино

По дороге с дачи мы сначала подъехали к Утицкому кургану. Этот высокий холм с несколькими обелисками виднеется издалека, у подножия кургана есть небольшая парковка.

Вид на лес с Утицкого кургана

Перед Бородинским сражением М.И. Кутузов направил к деревне Утицы войска под командованием генерала Н.А. Тучкова и отряды ополченцев для защиты старой смоленской дороги, по которой французы могли обойти русские укрепления и ударить в тыл. Несколько часов длился ожесточенный бой, во время которого курган переходил из рук в руки, однако французская армия была выбита с высоты и не смогла продвинуться дальше деревни Утица. Генерал Н.А. Тучков, к сожалению, получил в этом сражении смертельное ранение и вскоре скончался. В Бородинском сражении погиб и его брат А.А. Тучков, два других брата также принимали участие в битве при Бородино.

Мы осмотрели несколько памятников на Утицком кургане. Самым первым в 1911 г. был установлен черный обелиск, посвященный павловскому гренадерскому полку, которым командовал Н.А. Тучков. На памятнике изображена гренадерка — головной убор, который носили только в этом полку и который остался еще со времен Павла I.

Памятник Павловским гренадерам

Еще несколько памятников, прославляющие солдат Отечественной войны 1812 г. были установлены на столетие Бородинской битвы в 1912 г.

Гранитный обелиск с двуглавым орлом на вершине посвятили дивизии генерала П.А. Строганова, а колонну с крестом — солдатам генерала З.Д. Олсуфьева. Причем эта колонна сильно пострадала во время боев под Бородино в 1941 г., на ней до сих пор видны следы от попаданий снарядов.

Колонна, посвященная солдатам Олсуфьева

По территории нынешнего музея-заповедника Бородино в 1941 г. проходила Можайская линия обороны Москвы, и Утицкий курган снова стал важной боевой точкой для защиты подступов к столице. В 1958 г. был установлен гранитный памятник над братской могилой, в которой покоятся солдаты, погибшие в том сражении. Всего на территории Бородинского поля около семи братских могил красноармейцев, убитых во время Великой Отечественной войны.

Обелиск со схемой боев

Кроме того, вдоль всей дороги установлены памятники той или иной дивизии.

Так, например, возле деревни Семеновское установлен монумент, посвященный артиллеристам, представляющий собой гранитную колонну, по углам которой дулами вверх установлены орудия-единороги. Эти универсальные пушки позволяли стрелять всеми видами снарядов, что являлось важным преимуществом в условиях сложного и ожесточенного боя. Единорогами их назвали потому, что они производились на заводах графов Шуваловых, на гербе которых было изображено это мифическое животное.

Рядом стоит колонна с ядрами, посвященная 1-ой артиллерийской бригаде. Интересна она тем, что на ней изображен масонский символ Всевидящее око.

Колонна с массонским символом

Наконец, мы добрались до Спасо-Бородинского монастыря, который основала вдова генерала А.А. Тучкова, погибшего в Бородинском сражении. О красивой и трагичной истории их любви и возникновении этой святой обители я расскажу отдельно, но хочу отметить удивительную живописность места, где расположен монастырь. Даже не верится, что в таком потрясающем уголке природы происходили столь драматичные события. Вокруг монастыря также довольно много памятников героям битвы при Бородино.

Особенно впечатлил нас старый дуб возле монумента 4-ой пехотной дивизии.

Монумент 4-й пехотной дивизии

Осмотрев монастырь и окрестности, мы направились к музею.

По дороге свернули к высоте Рубо. Это памятное место было оборудовано в 1992 г. к 180-летию Бородинской Битвы. Считается, что именно здесь известный баталист Ф.А. Рубо делал наброски к своей картине-панораме «Бородинская битва».

Высота Рубо

На высоте Рубо

На высоте Рубо

С высоты открываются виды на Спасо-Бородинский монастырь и окрестные леса. По сторонам ее окружают частные участки и огороды.

Спасо-Бородинский монастырь

Вид с высоты Рубо

Затем мы направились к Бородинскому музею и центральному обелиску заповедника на месте батареи Раевского. Он был установлен и торжественно открыт в присутствии императора Николая I в 1839 г. На открытии памятника присутствовали и оставшиеся в живых участники Бородинского сражения.

Центральный обелиск у батареи Раевского

У подножия монумента захоронили прах знаменитого генерала П.И. Багратиона. Уход за памятником возложили на ветеранов, которых поселили в сторожке. Они вели учет посетителей и были здесь первыми экскурсоводами.

Дот у батареи Раевского

Для царской семьи в селе Бородино был построен деревянный дворец и разбит парк. К сожалению, мы приняли вновь отремонтированное имение за новую гостиницу, не имеющую исторической ценности, и не уделили ему должного внимания.

Основная часть монументов на полях Бородинской битвы и здание музея появилось в 1912 г. к столетней годовщине сражения. После революции многие предметы, связанные с историей войны 1812 г., были перенесены в здание музея, сюда же перевезли экспонаты со станции Бородино.

Затем, в 30-е гг. многие памятники были осквернены и уничтожены, с них сняли символику царской власти, разорили могилы генералов, в том числе П.И. Багратиона.

Во время Великой Отечественной войны эти поля вновь стали местом жесточайших сражений. До наших дней сохранились длинные ряды окопов и ДОТы, на поле установили легендарный танк Т-34.

Танк Т-34

Около танка Т-34 находится дот.

Около танка Т-34

Вот так выглядят окопы.

Окопы в Бородино

Здание музея, некоторые постройки и царский дворец сожгли немцы, однако ценные музейные экспонаты удалось во время эвакуировать. И уже в 1944 г. они вернулись в отремонтированный музей.

С 60-х гг. XX века началось активное восстановление памятников Бородинского поля, и был образован музей-заповедник Бородино. В 1987 г. вновь открыли обелиск на месте батареи Раевского. Сейчас этот музей под открытым небом насчитывает более двухсот памятников, которые невозможно осмотреть за день.

Обязательными для посещения я считаю и , о котором я расскажу отдельно. В Бородино широко отмечают праздники, связанные с этими памятными местами. В день Бородинского сражения тысячи людей приезжают, чтобы понаблюдать за военно-исторической реконструкцией знаменитой битвы. Также торжественные мероприятия проходят в музее в День Победы. Не так много в нашей стране мест, на которых разворачивались такие тяжелейшие сражения. Бородинское поле навсегда останется местом воинской славы России, на котором полегли солдаты двух отечественных войн.

На обратном пути через Можайск мы свернули по указателю к усадьбе Гудкова.

Усадьба Гудкова

Этот необычный деревянный дом в стиле модерн был построен для можайского фабриканта Сергея Ивановича Гудкова в конце XIX века. В то время он владел в Можайске мельницей. При советской власти он был арестован отрядом НКВД и умер в заключении. Его жилище приспособили под овощную базу, а сейчас восстановленный дом находится за высокой оградой. Говорят, он принадлежит Бородинскому музею и, возможно, будет открыт для посещения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *