Чесменская церковь Санкт-Петербург

По приказу императрицы…

История создания архитектурного комплекса уходит своими корнями вглубь веков.

В 1774 году по распоряжению государыни Екатерины II на дороге между Петербургом и Царским Селом началось возведение небольшого путевого дворца. В нем государыня желала останавливаться во время своих переездов. Построен дворец был на небольшом возвышении, окруженном земляным валом. По проекту двухэтажное здание имело в плане треугольную форму с равными сторонами. Внутреннее убранство должно было напоминать родовой замок: стены украшали многочисленные портреты предков и родственников императрицы. Окружающая дворец местность имела название “Лягушачье болото” или по-фински “Кикерикексен”. Поэтому построенный замок стал называться Кикерикексенский.

Предание гласит, что в этом дворце государыня получила радостную весть о победе в битве при Чесме. Сражение, начавшееся 24 июня 1770 года, в день Рождества Иоанна Предтечи, закончилось разгромом турецкого флота. Оно стало первой морской баталией, закончившийся победой Российского флота, со времен государя Петра I.

В память об этом событии высочайшим повелением была учреждена серебряная медаль и создано несколько монументов: обелиск в Гатчине, ростральная колонна в Екатерининском парке, Чесменский зал в Петергофском дворце.

Но особенное значение придавала государыня возведению храма-памятника. Автором проекта стал архитектор Юрий Матвеевич Фельтен. Церковь, освященная во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, была торжественно заложена в 1777 году в присутствии императрицы Екатерины II, царского двора и шведского короля Густава III. Место выбрано не случайно — рядом с Кикерикексенским дворцом, там, где государыня получила радостное известие. Освящение нового храма состоялось 24 июня 1780 года, в 10 годовщину чесменской битвы. Дворец, церковь и вся местность вокруг стали называться Чесменскими.

Государыня любила Чесменскую церковь и посещала ее на Масленицу и в храмовый праздник. Для нее было обустроено под красным бархатным балдахином царское место, украшенное двуглавым орлом. После Божественной Литургии устраивались праздники для народа и гулянья.

В 1830 году Николай I повелел обустроить в Чесменском дворце богоугодное заведение для проживания инвалидов и ветеранов Отечественной войны 1812 года. К зданию были пристроены двухэтажные флигели, территория вокруг благоустроена, в разбитом парке построены три часовни.

Возрождение храма

В 1990 году началось возрождение Чесменского храма. Его передали Санкт-Петербургской епархии, первый молебен прошел при закрытых дверях 31 декабря 1990 года. Православная община была зарегистрирована 4 января 1991 года, а в ноябре уже началось постоянное богослужение.

Реставрационные работы были начаты в 1996 году. В 1998 году был освящен иконостас, воссозданный по чертежам, обнаруженным в архивах.

В настоящее время в храме проходят богослужения, поминальные службы, действует воскресная школа.

Старейшая на территории Крымского полуострова христианская святыня – это, безусловно, Храм Святого Иоанна Предтечи. Керчь, где он находится, является обладателем настоящего архитектурного сокровища. И приставок «может» и «одного из» нет, потому что он построен в ранний византийский период, то есть уникален. Воистину это единственное настолько древнее христианское строение на территории Восточной Европы, где до сих пор проводятся богослужения.

По последним данным, полученным во время археологических изысканий, заложена церковь в правление Юстиниана Великого, из чего следует, что ей уже почти 1,5 тысячи лет, что подтверждается целым рядом красноречивых находок. Конечно, сохранилась она далеко не в первозданном виде – ее неоднократно достраивали, перестраивали и реставрировали, но помня судьбу других православных построек в Крыму, кажется чудом, что храм вообще дожил до сегодня.

  • Где находится храм в Керчи?
  • История возникновения святыни
  • Чем интересна Церковь Святого Иоанна Предтечи?
  • Как добраться (доехать)?

История возникновения святыни

По мнению многих историков, первые христианские церкви на месте нынешней были построены еще в I веке нашей эры – с благословения апостола Андрея, жившего в то время в Крыму. Но тому нет никаких материальных подтверждений, кроме каменной плиты с отпечатком человеческой стопы, как полагают, самого Первозванного, заложенной в основание комплекса. Время постройки непосредственно храма Иоанна Предтечи на протяжении долгих лет было предметом споров и скандалов в ученом семействе, в ходе которых он то и дело становился древнее обычного, то, напротив, омолаживался. Датировка осложнялась еще и тем, что многие готовые элементы, колоны и капители, например, привезенные из Греции, принадлежали к разному временному промежутку, чем еще больше путали исследователей. Окончательно точку в этом вопросе поставила профессор Макарова доказавшая, что святыня была возведена еще при жизни императора Юстиниана, то есть не позже середины VI века.

Существование керченского храма

Как и византийский Боспор (древняя Керчь), Храм Святого Иоанна Предтечи располагался в окружении мощных крепостных стен, но это не спасло его от захвата Тюркским каганатом в 576 г., а в VIII столетии под названием Чарша город вошел в состав Хазарского каганата. К чести хазар, проявивших толерантность, ни священнослужителей, ни церковь не тронули, в ней проводились богослужения до пожара в X века, вспыхнувшего при захвате полиса дружиной Мстислава Владимировича, в котором она сильно пострадала. Мстислав, ставший князем Тмутараканским, начал масштабную реставрацию, законченную только спустя 60 лет – в середине XI века, при Глебе Святославиче. Когда же в 1117 г. Керчь захватили половцы, святыня оказалась заброшенной и оставалась в запустении до середины XIV столетия – когда ее основательно отремонтировали генуэзцы.

После захвата Крыма турками-османами, церковь Иоанна Предтечи в Керчи от разрушения спасло то, что она была преобразована в мечеть. После присоединения полуострова к России начались работы по возвращению ей прежнего вида. Первым делом существенно укрепили просевший фундамент, расчистили территорию вокруг и построили лестницу, спускающуюся на 8 ступеней к входу, как следствие, храм оказался в углублении. В 1834 г. к нему пристроили новый притвор, состоящий из трех нефов, а в 1845 г. двухъярусную звонницу и еще один притвор с северной стороны, укреплявший конструкцию. Последнюю реставрацию провели в 1974-1978 гг., когда укрепили купол, находившийся в плачевном состоянии, восстановили кладку идентичную оригинальной и частично обновили внутреннее убранство.

Чем интересна Церковь Святого Иоанна Предтечи?

Она являет собой собирательный образ, состоящий из трех частей. Фундамент, северная стена и некоторые элементы декора, такие как дорические колоны и мощеный внутренний дворик, где находится плита с «оттиском ноги Андрея Первозванного», относятся к VI веку, древнейшему ее периоду. Центральная часть сооружения хоть и была перестроена русскими князьями в X-XI вв., но сделано это настолько качественно и мастерски, что она полностью сохранила первоначальный вид. Сохранена характерная крестово-купольная структура, удивительным образом скопирован неповторимый византийский стиль того периода, к тому же при реконструкции использовались те же самые материалы, что и при первичной постройке.

Генуэзцы, ремонтировавшие в г. Керчь Храм Святого Иоанна Предтечи, оставили прежнюю планировку и ни перестройкой, ни надстройкой не занимались, в период их господства в Крыму он никак не изменился внешне. Но стоит отметить фресковые росписи стен XIV-XV вв. оставленные ими, которыми, как полагают искусствоведы, занимались ученики Феофана Грека. В мусульманский период, в бытность церкви мечетью, также не произошло никаких внешних изменений: татары ограничились тем, что покрыли противоречащие учению Корана росписи толстым слоем штукатурки. Во время последней реставрации штукатурку соскоблили, а фресковую живопись, оказавшуюся под ней, почти полностью восстановили, сейчас это одна из достопримечательностей святыни.

Ну и, наконец, пристройки первой половины XIX века. Безусловно, они повлияли на внешний вид достопримечательности Керчи, сильно ее видоизменили в общих чертах. Но следует отметить, что и северный и западный притворы, собственно, как и звонница, возведенные по проекту талантливого архитектора Александра Дигби, прекрасно вписались в общую композицию. Хорошо знакомый с византийской школой зодчества, при сохранении традиционного стиля и соблюдении необходимых пропорций он добился потрясающего единства всех храмовых элементов, а впоследствии стал одним из зачинателей неовизантийского архитектурного стиля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *