Детская железная дорога в нижнем новгороде

Структура ОАО «РЖД»

Дата открытия: 8 ноября 1939 года (в 14 часов 02 минуты отправился первый поезд).

Общая длина путей: 4,1 км.

Общая протяженность: 3,2 км.

Количество станций: Пушкино, Счастливая, Родина.

Количество посадочных платформ: 4.

Количество грузовых платформ: 4.

Сооружения: 2 моста.

Подвижной состав: паровоз Кп-4-430, тепловозы: ТУ2-155, ТУ2-233, ТУ7-2567, 14 пассажирских вагонов ПВ51 и 2 открытых вагона типа «дилижанс», 4 грузовых платформы, снегоочиститель.

Режим работы: с 1 июня по 31 августа — летняя производственная практика.

Отправление поездов: в 10:00, 11:00, 14:00, 15:00 часов.

Выходные дни: воскресенье, понедельник.

Теоретические занятия проводятся с 1 октября по 31 марта.

Занятия проводятся ежедневно в две смены: начало занятий в 8:15 и 14:30.

За период летнего движения поездов юными железнодорожниками перевозится около 7 тысяч пассажиров.

По «Малой Горьковской магистрали» в течение лета отправляется около 350 пар поездов и перевозится около 11 тыс. пассажиров. Строительство началось 30 мая 1939 года. Горьковская Детская железная дорога строилась методом комсомольских субботников. В них участвовало более 36 тысяч человек. Общая длина путей составляла 11 км 200 м, длина главных путей — 9 км 100 м. Построенные станции: Родина, Маяковская, Пушкино, Счастливая, локомотивное депо имени Чкалова.

В военные годы (7 августа 1941 года) дорога была закрыта, ее здания использовали для подготовки железнодорожников на широкую колею. Вновь дорогу открыли 10 августа 1946 года. Десятки мальчишек и девчонок несли заявления, чтобы стать юными железнодорожниками и совместно со взрослыми они вели работу по восстановлению путей и сооружений. В 1947 году под звуки Гимна Советского Союза был поднят флаг и открылся первый послевоенный сезон на Малой Горьковской. В 1958 году началось переоснащение дороги. В 1992 году начались работы по ее реконструкции. В 1994 году вступил в строй новый участок дороги и новая станция, названная Счастливой в память о старой дороге.

Круглый зал станции Родина — главная достопримечательность ДЖД. Зал имеет сводчатый потолок и обладает неповторимой акустикой. Потолок расписан сюжетами из жизни детского лагеря «Артек». В нем проводятся традиционные выставки детского технического творчества, новогодние праздники, в период летней поездной практики — это кассовый зал. На стендах круглого зала музея показана история Российский железных дорог, Горьковской железной дороги и Детских железных дорог. По периметру башенной части расположены скульптуры юных железнодорожников.

На третьем этаже станции Родина находится музей (восстановлен в 2009 году) Детской железной дороги, в котором воссоздан макет дороги с момента постройки в 1939 году до 1965 года, когда ее сильно укоротили. Основой композиции музея являются два действующих макета масштаба 1:87. Первый макет показывает путевое развитие и станции Детской железной дороги с 1939 по 1965 годы; второй — с компьютерным управлением разработан специально для наглядного обучения юных железнодорожников таким профессиям как: дежурный по станции, диспетчер, машинист тепловоза, СЦБист. Раритетами музея являются два метровых отрезка рельса.

На ДЖД работают шесть профильных железнодорожных кружков. Теоретическое обучение ведется по направлениям: вагонное хозяйство, организация движения поездов, пассажирское хозяйство, локомотивное хозяйство, путь и путевое хозяйство, хозяйство СЦБ.

Праздник открытия летней поездной практики сопровождается концертом, выставкой детского технического творчества (воспитанники ДЖД часто занимают первые места), визитом Почетных гостей с Горьковской железной дороги и выпускников Малой Горьковской.

На сегодняшний день протяженность на магистрали действуют 3 станции: «Родина», «Пушкино», «Счастливая». Поезда отправляются и прибывают на станцию «Родина».

Локомотивный парк Малой Горьковской дороги составляют два тепловоза ТУ-2, один тепловоз ТУ-7 и единственный в России действующий узкоколейный паровоз КП-4 № 430. Во всем мире таких действующих паровозов сохранилось менее десяти.

За время существования ДЖД на ней было подготовлено более 50 тысяч юных железнодорожников. В кружках и студиях занимается более 1300 детей, из них в железнодорожных кружках – более 1 000 человек.

В летнее время на Детской железной дороге действует профильный лагерь с дневным пребыванием «Юный железнодорожник». Он также открывается 1 июня. Во время пребывания в лагере дети совершают экскурсии по историческим и памятным местам Нижегородской области, посещают музеи, знакомятся с базовыми предприятиями Горьковского железнодорожного узла (ребята изучают курс железных дорог и специальности: монтер пути и дежурный по переезду, бригадир пути и дорожный мастер). Теоретическая подготовка подразумевает изучение истории развития, традиции и культурные ценности железнодорожного транспорта.

Детская железная дорога – центр эстетического воспитания школьников и подростков Нижнего Новгорода. Среди кружков и студий ДЖД — не только те, которые имеют железнодорожный профиль, но и фото-видеостудия, изостудия, студии эстрадной песни и танца, радиокружок, спортивные секции, компьютерный класс, кружок технического моделирования.

Детей принимают в кружки ДЖД начиная с 10 лет. На первом году обучения ребята исполняют обязанности стрелочника, путевых рабочих. На третьем им доверяют работу дежурного по станции, вагонного мастера, машиниста тепловоза. Естественно, дети делают все под строгим контролем взрослых, при особом соблюдении мер безопасности. Техника, используемая ДЖД, имеет особые дополнительные ресурсы обеспечения безопасности.

Детская железная дорога предлагает услуги по организации свадебных мероприятий, юбилеев, фуршетов с предоставлением раритетного паровоза и подвижного состава, посещения музея и других мероприятий, связанных с работой дороги.

Из истории.

Решение о строительстве Горьковской детской железной дороги было принято 13 мая 1939 г. Начало строительства было положено общегородским комсомольско-молодежным субботником 30 мая 1939 г., в котором приняло участие 8300 человек. Всего в постройке участвовало 36 тыс. человек.

Параллельно началась подготовка кадров юных железнодорожников – с 3 июня 1939 г. заработали первые профильные кружки, в которых стали заниматься сразу 400 пионеров, а занятия вели инженеры и техники управления Горьковской железной дороги.

20 июня 1939 г. на детскую дорогу поступили два узкоколейных паровоза «К» и несколько вагонов из депо станции Тумская. Строительство заняло всего пять с половиной месяцев.

Общая длина путей составила 11 км 200 м, а длина главных путей – 9 км 100 м. Трасса дороги прошла от сада им. 1 Мая до соцгорода Автозавода, построили четыре станции «Родина», «Маяковская», «Пушкино», «Счастливая».

На станции «Родина» и «Счастливая» расположены два красивейших вокзала-дворца.

8 ноября 1939 г. было торжественно открыто движение поездов. В первый год работы в кружках занималось 1500 юных железнодорожников, дорогу оснастили самыми современными, по тем временам, средствами связи и сигнализации – электрожезловой, селекторной, телефонной и радиосвязью. Были радиофицированы станция «Родина» и станция «Счастливая», а также пассажирские вагоны, оборудована радиосвязь «машинист паровоза – поездной диспетчер». Оборудовали паровозо-вагонное депо, ремонтные мастерские, получили 12 мягких вагонов, два капотированных паровоза типа 63/65 (на ДЖД они получили обозначение ЛК-01 и ЛК-02 – «Лазарь Каганович»).

«Малая Горьковская» стала своеобразным средним учебным заведением юных железнодорожников, которые проходили программу в объеме техникума и по окончанию получали квалификации машиниста, дорожного мастера, электромеханика, дежурного по станции.

7 августа 1941 г. Детскую железную дорогу закрыли, всю войну дорога использовалась для подготовки железнодорожников на широкую колею. Вновь дорогу открыли 10 августа 1946 г. В 1947 г. открылся первый летний послевоенный сезон на Горьковской детской железной дороге. Детская железная дорога длиной 9,1 км соединила два района г. Горького – Канавинский и Автозаводский.

В 1958 г. началось переоснащение дороги: появились тепловозы ТУ2-155, ТУ-230, дрезина ТД-5у, новые вагоны, станции и локомотивы оборудовали поездной радиосвязью.

В 1965 г. Детскую железную дорогу «укоротили» с 9,1 км до 1,4 км, в связи с «бурным» строительством жилого микрорайона и автомобильного шоссе.

В начале 90-х годов было принято решение удлинить пути, построить новые станции, и в 1992 г. протяженность главных путей ДЖД стала 3,2 км, количество железнодорожных станций увеличилось до трех: «Родина», «Пушкино», «Счастливая» (все они тупикового типа), появилось 4 посадочных платформы.

За время своего существования на Малой Горьковской было подготовлено и выпущено более 40 тысяч юных железнодорожников. Многие из ребят, прошедших школу Детской железной дороги, продолжают свое образование в учебных заведениях железнодорожного транспорта.

Детская железная дорога в Нижнем Новгороде

Нижегородская детская железная дорога, она же «Малая Горьковская», или как её часто называют просто ДЖД — одна из первых в России. Как и на любой другой ДЖД, мальчики и девочки обучаются здесь тонкостям работы с современной железнодорожной техникой. Юные работники, под чутким руководством старших, выполняют роли путейцев, машинистов и проводников. Дети от 8 до 18 лет управляют тепловозами в три смены.

ДЖД в Нижнем Новгороде построена в 1939 году на южной стороне парка им. 1 Мая. После открытия она стала первой по протяженности и девятой по счету детской узкоколейкой в СССР. Дорога оснащалась самым передовым оборудованием и средствами связи. На территории имелись ремонтные мастерские и вагонное депо со смотровой ямой. В современной России таких дорог осталось 25.

Инфраструктура и условия эксплуатации детских железных дорог по максимуму подгонялись под «взрослые», делая их не просто аттракционом, а полноценной транспортной системой перевозящей пассажиров. Юные гости могут здесь не только развлечься, но и постигнуть азы железнодорожного дела.

В настоящее время действуют 3 станции — «Родина», «Пушкино», «Счастливая». Протяжённость главных путей составляет 3,2 км, общая протяжённость — 4,1 км. Вагонный парк представлен двумя пассажирскими составами, по 6 вагонов в каждом, и двумя открытыми вагонами типа «Дилижанс». Локомотивный парк состоит из 3-х узкоколейных тепловозов и 1 паровоза. Построенный в далеком 1955 году, паровоз Кп4-430 стал настоящей гордостью Горьковской ДЖД. Сегодня во всем мире машин подобной этой осталось не более десятка.

Здания вокзалов спроектированы выдающимися советскими архитекторами. На конечных станциях — «Родина» и «Счастливая» — возвели настоящие дворцы в стиле сталинского конструктивизма. Промежуточные станции были не столь грандиозными, но и не менее изысканными. Особенно живописной получилась «Пушкинская» — оформленная по образу деревянного терема, с резными наличниками и скульптурами сказочных персонажей.

Поезда на Нижегородской ДЖД ходят только летом. В остальное время ученики здесь получают теоретические знания. Для этого в образовательном центре действует шесть железнодорожных кружков, секции художественного творчества и моделирования. Каждый год в центре обучаются более 1100 детей. В будущем многие из них свяжут свою судьбу с российскими железными дорогами. Закончив обучение здесь, подростки зачастую получают право льготного поступления в железнодорожные колледжи и вузы.

История

Строительство детской железной дороги в Нижнем Новгороде шло бурными темпами. Работы начались в мае 1939 года, но уже 8 ноября этого же года первый состав отправился в путь. В масштабной стройке приняло участие более 36 тысяч человек, включая жителей близлежащих деревень, что и позволило закончить работы в столь короткие сроки. Всего было построено 5 станций, соединенных узкоколейной железнодорожной линией протяженностью 9,1 км. Горьковская ДЖД на тот момент была самой большой в Советском Союзе.

Стальная магистраль соединила между собой районы «Канавино» и «Автозаводской». Став на какое-то время основным видом транспорта для местных жителей. Только в первый год с момента открытия Малой Горьковской воспользовалось более 100 000 пассажиров. По этой причине в адрес руководства всё чаще звучали обвинения в эксплуатации детского труда с целью извлечения прибыли. В дальнейшем круг обязанностей воспитанников стали постепенно сужать, а перевозками занимались исключительно инструкторы. Дела начали идти под откос.

С началом великой отечественной войны малая железная дорога в Горького вынуждена была прекратить деятельность. На её территории теперь проходили обучение уже взрослые железнодорожники, необходимость в которых в годы войны значительно увеличилась. Восстановление детской дороги началось только в 1944 — 1946 годы.

В конце сороковых годов ДЖД начала активно развиваться и модернизироваться, быстро вернув себе славу лучшей в стране. Но успех был недолгим и летом 1965 года судьба дороги внезапно изменилась. В Ленинском районе началось массовое жилищное строительство. В проекте застройки был предусмотрен перенос уже существующих путей, но из-за ошибки проектировщиков, перепланировка стала невозможной. Новый проект не заставил себя долго ждать. Однако последствия оказались катастрофическими. В результате проведенных работ было потеряно 4 станции, а протяженность путей сократилась в 6 раз — с 9,5 до 1,5 км. Единственной действующей станцией осталась «Родина». Немногим позднее вокзал станции «Счастливая» был отдан под дворец бракосочетаний.

В урезанном виде дорога эксплуатировалась вплоть до 1991 года, пока не началась реконструкция. В 1994 заканчивается строительство дополнительных путей и новой станции, названной «Счастливой», в честь той самой, что некогда работала здесь ранее. Теперь дорога в плане имеет вид треугольника, в вершинах которого находятся три тупиковых станции — «Родина», «Счастливая», «Пушкино». Сейчас обсуждается вопрос об увеличении протяженности железнодорожного полотна до 12 км.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *