Детская железная дорога жуковский

История и сейчас

В настоящее время по линии детской железной дороги проходит граница (с отклонениями) между городом Жуковским и посёлком Кратово.

На линии две станции — «Юность» (историческое название «Путь Ильича») и «Пионерская» (историческое название «Культбаза») — обе конечные, и две промежуточные платформы «Школьная» и «Детская». Платформа «Детская» открыта в 2006 году и является остановкой по заявке для посадки детей из ДОЛ «Кратово».

Станция «Юность» находится к югу от платформы Отдых Рязанского направления МЖД. От неё линия идёт параллельно путям Рязанского хода, пересекая улицу Дзержинского (Жуковский), затем поворачивает на юг. За поворотом располагается платформа «Детская», далее линия пересекает улицу Молодцова (Кратово) и далее идёт вдоль Нижегородской улицы, пересекая ещё ряд улиц посёлка Кратово. За платформой «Школьная» поворот на юго-восток, линия продолжается параллельно улице Гринчика, затем сворачивает на северо-восток вглубь Кратово и заканчивается станцией «Пионерская» на берегу Кратовского озера в парке культуры и отдыха. Вблизи станции «Пионерская» расположена платформа «Кратово» Рязанского направления МЖД.

Тепловоз ТУ2-241 и ТУ2-129 в локомотивном депо

В 2018 году на дорогу поступил новый тепловоз Камбарского машиностроительного завода ТУ10-032, отправлен на ремонт ТУ2-078, вместо которого прислан отремонтированный ТУ2-241, который в 81 сезоне с составом так ни разу и не выехал.

Тепловоз ТУ10-032

Юность

улица Дзержинского

Детская

улица Молодцова
Нижегородская улица
Пушкинская улица
Школьная
Муромская улица
улица Молодцова
Вагонное и локомотивное депо
Пионерская

Движение поездов

Сезон движения поездов начинается в конце мая и заканчивается в последнее воскресенье августа. С 27 мая 2015 г. Московская детская железная дорога работает 5 дней в неделю: со вторника по субботу. По дороге курсирует один фирменный поезд «Малая Московская железная дорога» состоящий из шести вагонов и тепловоза ТУ2-078, ТУ2-241, ТУ10-032 или ТУ2-129. Первый поезд отправляется со станции Пионерская в 11:00; поезда следуют с интервалами 1 час. В день следует от 3 до 5 пар поездов. Иногда количество пар поездов в день сокращается (например, из-за температуры воздуха выше 29°С, из-за сильного опоздания поездов, погодных условий и тд.). Также движение может полностью быть отменено.

РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЧЕТНЫХ ПОЕЗДОВ
Пионерская Школьная Юность Дни курсирования
время
отправления
время
прибытия
время
отправления
время
прибытия
520 11:00 11:07 11:08 11:15 ВТ СР ЧТ ПТ СБ
522 12:00 12:07 12:08 12:15 ВТ СР ЧТ ПТ СБ
524 13:00 13:07 13:08 13:15 ВТ СР ЧТ ПТ СБ
526 14:00 14:07 14:08 14:15 ВТ СР ЧТ ПТ СБ
528 15:00 15:07 15:08 15:15 СБ
РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ НЕЧЕТНЫХ ПОЕЗДОВ
Юность Школьная Пионерская Дни курсирования
время
отправления
время
прибытия
время
отправления
время
прибытия
519 11:30 11:37 11:38 11:45 ВТ СР ЧТ ПТ СБ
521 12:30 12:37 12:38 12:45 ВТ СР ЧТ ПТ СБ
523 13:30 13:37 13:38 13:45 ВТ СР ЧТ ПТ СБ
525 14:30 14:37 14:38 14:45 ВТ СР ЧТ ПТ СБ
527 15:30 15:37 15:38 15:45 СБ

В сезоне движения поездов 2018 года по некоторым вторникам движение поездов не производится, а именно: 5, 19 июня, 17, 31 июля, 7, 21 августа. Последний день движения поездов: 26 августа.

  • Поезд в 2002 году

  • Дежурный по стрелочному посту

  • Тепловоз ТУ2-078

  • Станция «Юность» Малой Московской детской железной дороги (напротив пл. Отдых)

  • Карта 2011 года

  • Поезд МДЖД 2017 год

  • Сцепка тепловоза ТУ2-129 с составом на станции Юность. 2017 год.

  • Сокращенное опробование тормозов на станции Юность. 2017 год.

  • Поезд к отправлению готов! 2017 год.

Схема Малой Московской железной дороги

Кратово


Преобразившийся тепловоз ТУ2-078 открывает сезон 2005 года.
Фото Игоря Боснякова. 4 июня 2005 года. Открыта: 2 мая 1937 года
Длина: 4,962 км
2 станции: Пионерская, Юность, 1 платформа Школьная
Подвижной состав: Тепловозы ТУ2-078, ТУ2-129, 5 вагонов модели 20.0015, 1 вагон модели 20.0016 (штабной);
ранее были: паровозы ВЛ-1, ИС-1 (тип 63/65), Рп-771, 3 деревянных пассажирских вагона, тепловозы ТУ7-2728, ТУ7-2729, вагоны PAFAWAG, 8 вагонов ПВ51
Адрес: 140130, Московская обл., пос.Кратово, Центральная ул., 5
Тел.: (49646) 3-62-89, (499) 641-1393
Начальник: КОЗИНА Марина Борисовна
Официальный сайт: mmzd.net
Cправочная информация: режим работы, цены, проезд

30 октября 1935 года состоялся слет пионеров Раменского района. Одним из обсуждавшихся на слете вопросов был призыв тифлисских пионеров, построивших первую ДЖД, начать строительство детских железных дорог во всех уголках страны. Идея эта показалась настолько интересной, что в тот же день был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово.

Совет решительно взялся за дело и уже через неделю (6 ноября 1935 года) члены совета нашли поддержку в управлении Московско-Рязанской железной дороги. В Кратовской, Быковской и Раменской школах были созданы «кружки юных изыскателей», ставшие впоследствии кружками юных железнодорожников. Под руководством инженеров Московско-Рязанской ж.д. школьники самостоятельно провели изыскательские работы и разработали проект дороги.

После окончания учебного года, 24 июня 1936 года, пионеры начали строительство своей дороги, причем все строительные работы они выполняли сами. На самых тяжелых работах им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. Они же взялись сделать капитальный ремонт трех деревянных пассажирских вагонов и паровоза, получившего на ДЖД обозначение ВЛ-1 (построен на заводе Оренштайн и Коппель). К сожалению, нам не известно, как долго проработал этот паровоз на Кратовской ДЖД, но очень скоро ему на смену пришел паровоз ИС-1 постройки Коломенского завода (заводской тип 63/65).

К 7 ноября 1936 года строительство первой очереди дороги завершилось. Были построены 2.3 километра путей (в том числе 1.8 км главного пути), временные деревянные постройки на станциях Путь Ильича и Школьная.

Всю зиму продолжалась подготовка подвижного состава и обучение юных железнодорожников. В апреле 1937 года все уже было готово к открытию движения по Детской железной дороге. Торжественное открытие Малой Ленинской железной дороги состоялось 2 мая 1937 года. Вести первый поезд было доверено Вениамину Пасынкову, с самого первого дня ставшему активистом совета содействия строительству дороги.

В последующие годы дорога продолжала развиваться. Летом 1940 года исключительно своими силами юные железнодорожники построили еще почти 2 километра пути, здание вокзала на станции Путь Ильича и новую станцию Культбаза с разворотным треугольником для паровозов (на станции Путь Ильича для оборота паровозов использовалась разворотная петля). Реконструкция была закончена к дню железнодорожника, 4 августа. Тогда же по решению ЦК профсоюза железнодорожников в распоряжение детской железной дороги была передана и сама культбаза.

Открытие летнего сезона 1941 года было намечено на 22 июня. Вместо него, собравшиеся на митинг юные железнодорожники слушали сообщение Совинформбюро о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Летом 1941 года детская железная дорога еще работала некоторое время, но ближе к осени все-таки была закрыта из-за начавшихся воздушных налетов.

Весной 1942 год юные железнодорожники откликнулись на призыв «Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт» и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал на прифронтовые железные дороги.

За героизм и самоотверженный труд в годы войны трем юным железнодорожникам присвоено звание Героя Советского Союза, еще 12 – награждены медалями «За оборону Москвы».

По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники, опять же своими силами, приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение на ДЖД было восстановлено, хотя полностью восстановительные работы завершились лишь летом 1947 года.

С этого времени длина главного пути дороги составила 3.8 километра, а полная эксплуатационная длина – 4.962 км (по данным на 1969 год). Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики.


Если вы хотите посмотреть схему путевого развития станции, щелкните мышкой по её названию

В 1950 году юные железнодорожники в честь выборов в Верховный Совет СССР своими силами построили мотовоз и подарили его Лестрансхозу Печерской жд.

В 1957 году Малой Московской железной дороге, взамен выведенного из эксплуатации паровоза ИС-1, был получен тепловоз ТУ2-078 и четыре цельнометаллических вагона Pafawag польской постройки. В том же году на станции Пионерская построено каменное депо на два стойла.

Несколько лет в начале 60-х Кратовская ДЖД работала круглый год. Для расчистки путей от снега имелся самоходный щеточный снегоочиститель СЩС и изготовленный своими силами навесной снегоочиститель для тепловоза ТУ2. При изготовлении навесного снегоочистителя были использованы некоторые узлы отслужившего свое паровоза ИС-1. К сожалению, Кратовская ДЖД очень быстро вернулась к обычному своему режиму работы, которым движение поездов предусматривалось только летом.

В 1971 году, во время капитального ремонта дороги, в путь были уложены рельсы Р43, на станции Пионерская смонтирована маршрутно-релейная централизация, на станции Путь Ильича электрическая централизация, а на перегоне между ними автоблокировка. Тогда же был разобран обгонный путь на станции Школьная, что сделало невозможным обращение на дороге двух составов.

В 1972 году на Кратовской ДЖД закончилась эра паровозов. Последний из паровозов – Рп-771 был отставлен от работы, а вместо него из Шатуры получен тепловоз ТУ2-129. Еще несколько лет Рп-771 можно было увидеть на запасных путях станции Пионерская, а впоследствии он был сдан в металлолом.

В 1979 году на станции Пионерская построен учебно-лабораторный корпус и новая высокая платформа.

В 1982 году на смену вагонам Pafawag пришли цельнометаллические пассажирские вагоны ПВ40 Демиховского завода, которые эксплуатируются до сих пор.

В середине 80-х годов дорога получила в свое распоряжение два тепловоза ТУ7. К сожалению, новые тепловозы не подошли Кратовской ДЖД по соображениям безопасности. Так, при движении тепловоза капотом вперед, машинист-инструктор практически не имел обзора вперед, что весьма опасно при проследовании «слепых» кривых малого радиуса, которых на этой дороге не мало.

Рассматривалось несколько вариантов решения этой проблемы: вождение поездов двумя локомотивами, сцепленными капотами друг к другу или двумя локомотивами, прицепленными с обоих концов состава. От первого варианта пришлось отказаться сразу, поскольку длина тупиков не позволяла выполнить обгон локомотивов на конечных станциях. Во втором же случае маневровая работа на конечных станциях сводилась к нулю, что пагубно сказалось бы на качестве подготовки юных машинистов. От этого варианта тоже решили отказаться, оба тепловоза были поставлены на прикол.

В 90-х годах с одного из этих тепловозов, а именно с ТУ7-2729 был снят дизель, необходимый для капитального ремонта тепловоза ТУ2-129. С тех пор ТУ7-2729 используется исключительно как донор запчастей для остальных тепловозов.

19 июля 2002 года полностью сгорели станционные постройки на станции Юность. До конца сезона управление стрелками на станции Юность осуществлялось вручную, с помощью курбеля, а станционная громкоговорящая связь отсутствовала.

В мае 2003 года средства СЦБ на станции Юность были полностью восстановлены, а в середине лета 2003 на станции возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции.


Новое здание на станции Юность, построенное взамен сгоревшего в 2002 году.

фото И.Боснякова, 18 октября 2003 года.

К началу сезона 2004 года на станции Пионерская восстановлен разобранный много лет назад разворотный треугольник и для предотвращения неравномерного износа гребней колесных пар произведен разворот всего подвижного состава.

Осенью 2004 – весной 2005 года по инициативе Управления Московской железной дороги прошла большая реконструкция Кратовской ДЖД. Главный путь ДЖД переложен на бетонных шпалах, полностью заменены все средства СЦБ, в том числе, смонтирована межстанционная оптоволоконная линия связи.


Рабочее место дежурного по станции Пионерская.
фото И.Боснякова, 4 июня 2005 года

Взамен старых вагонов ПВ51 заводом «Метровагонмаш» по спецзаказу были построены новые, модели 20.0015. Для обеспечения сохранности нового подвижного состава, на месте второго пути станции Пионерская сооружён 70-метровый ангар. Все станционные постройки ДЖД и даже стрелочные посты облицованы сайдингом (цветными пластиковыми панелями), оборудованы современными пластиковыми окнами и дверями.

Существенные перемены коснулись и парка тягового подвижного состава. Тепловоз ТУ7-2729 был списан и сдан в металлолом. Оба тепловоза ТУ2 – отправлены на капитальный ремонт в Рязань. По окончании ремонта изменившийся до неузнаваемости ТУ2-078 вернулся на Кратовскую ДЖД, а ТУ2-129 собирались передать на Новомосковскую ДЖД. (В обмен на тепловоз ТУ2-126, капитальный ремонт которого не успели завершить к началу сезона.) Но до осени 2005 года ТУ2-129 так и не поступил ни на одну, ни на другую ДЖД (только 10 ноября он был доставлен в Кратово). Зато тепловоз ТУ7-2728 был подготовлен к отправке в запас ТЧ6, и вскоре вывезен с территории ДЖД.

(Более подробно о реконструкции 2004–2005 года см. фотохронику.)

За годы своего существования дорога дважды переименовывалась: сперва из Малой Ленинской в Малую Московско-Рязанскую, а затем в Малую Московскую (Кратовскую). Менялись и названия станций. Так, станция Путь Ильича в 1991-92 году была переименована в Юность. Станция Культбаза была переименована в Пионерскую не позже 1951 года.

В настоящее время по линии детской железной дороги проходит граница между городом Жуковским и поселком Кратово.

Обучение на Кратовской ДЖД проходят школьники 11-15 лет из 25 школ от Москвы до Конобеево. Полный курс обучения 4-5 лет. Сезон движения поездов начинается в июне и заканчивается в последнее воскресение августа. Кроме того, на Малой Московской проходят летнюю практику учащиеся кружка Юных железнодорожников при Московском государственном университете путей сообщения (МГУПС / МИИТ).


При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  • материалы Центрального музея железнодорожного транспорта (СПб)
  • материалы РГАКФД
  • Детские железные дороги МПС России, М., ЦДДЖ, 1999
  • материалы из личного архива А.К. Филиппова, П.А. Стрелкова
  • материалы из архива Кратовской ДЖД
  • Малая Московская железная дорога, буклет, 1997
  • Отчет о работе малой Московско-Рязанской жд, 1953
  • «Вечерняя Москва», 15.06.1945
  • «Вечерняя Москва», 08.06.1946
  • «Вечерняя Москва», 13.06.1946
  • «Московский большевик», 13.05.1947
  • «Московский комсомолец», 22.06.1948
  • «Пионерская правда», № 61, 30.08.1948
  • материалы, предоставленные М.Б. Козиной, начальником ДЖД

  • Ссылки по теме:

  • Малая Московская железная дорога (официальный сайт)
  • Малая Московская железная дорога (неофициальный сайт, автор Артём Светлов)
  • Кружок юных железнодорожников при Московском государственном университете путей сообщения (МГУПС / МИИТ)
  • Группа «В контакте» Кружка юных железнодорожников при Московском государственном университете путей сообщения (МГУПС / МИИТ)
  • последнее обновление страницы: 24.07.2007 Поделиться:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *