Дом цветкова на пречистенской набережной

Особняк И.Е. Цветкова

В Москве, на Пречистенской набережной, рядом с храмом Христа Спасителя, стоит необыкновенный дом. Он резко выделяется среди окружающей застройки своим нарядным обликом, напоминающим русский терем. Этот дом был построен в начале XX века по проекту В.М. Васнецова для Ивана Евменьевича Цветкова, банкира и коллекционера.

Этот уникальный дом был построен не для людей. Васнецов спроектировал его как место экспозиции произведений искусства, бывших собственностью И.Е.Цветкова.

К 1898 году коллекция уже не умещалась в маленьком домике в Кривоарбатском переулке, и решено строить новый дом (арх. Б. Н. Шнауберт, проект: В. М. Васнецов и В. Н. Башкиров. Строит-во: 1899 – 1901 гг.).

Осенью 1898 года И. Цветков приобрёл «пустопорожнее место» на Пречистенке (за 14000 руб.), сам составил план будущего дома с точным расположением комнат, а за проектом обратился к Виктору Михайловичу Васнецову, не только знаменитому художнику, но и прекрасному архитектору, родоначальнику особой линии в архитектуре стиля модерн – так называемого «неорусского», использовавшего традиции древнерусского и народного зодчества. В декорации фасада привнесены типичные для «русского стиля» мотивы московского зодчества второй половины XVII в. Внутри висели люстры – точные копии новгородских паникадил времён Ивана Грозного. Сложная бочкообразная кровля оживляет силуэт здания, придавая ему сходство с древнерусским теремом. Впрочем, собственный дом Васнецова (3-й Троицкий переулок, 13, ныне Дом-музей) сам является жемчужиной домостроительства «а-ля рус» (тоже спроектирован совместно с Башкировым).

«Подъезжаем к прелестнейшему особняку, выстроенному по рисунку Васнецова. Спокойные, гармоничные пропорции, славный древнерусский стиль, украшения и фризы майоликовые. И. Е. Цветков выстроил этот дом исключительно для своей картинной галереи. И свет, и распределение комнат – всё приспособлено для неё… Поднимаемся по широкой лестнице. Весь вестибюль в картинах русских мастеров. Зала вся сплошь увешана. Вдоль стен витрины с рисунками» (Нордман-Северова, жена Ильи Репина). Когда вы входили в вестибюль, на встречу появлялся хозяин «терема» – сам Иван Евменьевич – и ожидал вас на площадке лестницы, ведущей на второй этаж: в бархатном камзоле вроде боярского, на голове в расшитой золотом тюбетейке – ну вылитый царь Борис!

Интересна история спора Цветкова с инженером Петром Перцовым. Вид из цветковского дома на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя заворожил Петра Николаевича, побывавшего у Цветкова в гостях, к тому же пригубившего немного «за встречу»; тогда-то Иван Евменьевич и поймал его на слове, предложив указать ещё более лучшее место при условии, что, приобретя его, Перцов выстроит дом в русском стиле. Тот согласился и, при содействии Цветкова, не торгуясь приобрёл участок на набережной, выходящий на площадь (эскиз художника С. В. Малютина, автора русской матрёшки). Так появился знаменитый доходный дом Перцова (угол Соймоновского проезда и Пречистенской наб.), в подвале которого с 1908 по 1910 год размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», предтеча «Собаки» в С-Петербурге.

Жилище своё Цветков очень любил. Особенно нравилось ему сидеть летом на балконе и любоваться прекрасным видом на Кремль и Замоскворечье. Гостям он непременно показывал видневшуюся вдали стеклянную крышу Третьяковской галереи. Кремль и Третьяковская галерея – самые священные для И.Е. места в Москве…

Дом ныне – здание отдела Посольства Франции. В 1995 на нём установлена мемориальная доска в честь Цветкова, но о цветковских временах здесь ничто не напоминает… Теперь это обычные жилые апартаменты иностранного атташе – красивые, уютные, обставленные с чисто французским шармом. В вестибюле располагается небольшая экспозиция, посвящённая истории «Нормандии – Неман»: фотографии лётчиков – Героев Советского Союза, герб авиаполка, документы и наградные листы, автограф генерала Шарля де Голля. Их осеняет трёхцветное знамя Франции.

Автор статьи Фунт Игорь

Особняк Цветкова

Здание
Особняк Цветкова

Главный фасад особняка Цветкова после реставрации, 2016 года
55°44′30″ с. ш. 37°36′24″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Местоположение Москва, Пречистенская набережная, д. 29
Тип здания административное
Автор проекта Виктор Васнецов
Строительство 1899—1901 годы
Статус Объект культурного наследия № 771410392400006№ 771410392400006
Состояние используется
Особняк Цветкова на Викискладе

Особня́к Цветко́ва — дом мецената и коллекционера Ивана Цветкова на Пречистенской набережной, построенный для размещения частного собрания живописи и графики. Архитекторами проекта выступили Борис Шнауберт и Василий Башкиров, художественное оформление здания выполнено по эскизам Виктора Васнецова.

В 1909 году особняк был передан в дар городу Москве, и после смерти Цветкова в стенах дома разместилась картинная галерея. Во время Второй мировой войны в здании располагался штаб военной миссии авиационного полка «Нормандия — Неман», а позднее — личная резиденция военного атташе Франции. Этот статус здание сохраняет на начало 2018 года, находясь в ведомстве Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса МИД России (ГлавУпДК).

История

Особняк Цветкова, 2007 годПарадный вход особняка Цветкова до реставрации, 2016 годПарадный вход особняка Цветкова после реставрации, 2016 годМайоликовый узор особняка Цветкова, 2016 год

Строительство

Будучи известным коллекционером отечественной графики и живописи, Иван Цветков задумал строительство дома в русском стиле. Осенью 1898 года он приобрёл незастроенный участок на Пречистенской набережной за 14 тысяч рублей. Ранее на этом месте складировала древесину фирма «Август Тонет», занимавшаяся производством венской мебели.

Цветков самостоятельно изучил особенности древнерусского зодчества и посетил архитектурные памятники Москвы, Ярославля и Ростова. Он продумал расположение комнат в особняке так, чтобы освещение и планировка соответствовали картинной галерее. Работы по проектированию и художественному оформлению меценат поручил Виктору Васнецову, который задумал возвести здание в духе боярских палат. Живописец дважды заказывал маленькие макеты дома из дерева для наглядной демонстрации эскизов. Он принимал активное участие в отделочных работах.

Внешний же вид, все четыре фасада сделаны по рисункам и указаниям В. М. Васнецова, по его же рисункам и указаниям сделаны все украшения дома, как изразцами, так и раскраской. Иван Цветков

За техническую часть строительства отвечали Борис Шнауберт и Василий Башкиров. Они возвели особняк на 24 каменных столбах, соединённых арками. По некоторым данным, изначально Цветков обратился к популярному архитектору Льву Кекушеву. Его задумка не понравилась заказчику, однако именно он подавал чертежи в городскую управу, поэтому отдельные историки полагают, что Кекушев также выступал инженером проекта.

Строительные работы были окончены в 1901 году и обошлись хозяину дома в 96 тысяч рублей. Здание состояло из двенадцати комнат и нижнего полуподвального этажа, отделённого несгораемым сводом. Входя в особняк, посетитель попадал в вестибюль, где начинался осмотр собрания Цветкова. Живописец Василий Переплётчиков так описывал галерею:

Передняя сплошь завешана картинами русских художников. Их уже вешать некуда. Висят они и над вешалкой, и под окнами… В зале тоже картины, всюду и везде, в гостиной тоже. Горят лампы. Цветков одинокий, но благодаря картинам в квартире тепло и уютно. Чувствуется, что она согрета чем-то хорошим.

Декор особняка Цветкова выполнен по всем канонам московского зодчества второй половины XVII века. Сложный объём кровли, нависающей над постройкой, придаёт зданию сходство с древнерусскими хоромами. Фронтоны и карнизы дома украшены изразцовой мозаикой. Жена Ильи Репина Наталья Нордман-Северова (англ.)русск. так описывала посещение частной галереи:

Подъезжаем к прелестнейшему особняку, выстроенному по рисунку Васнецова. Спокойные, гармоничные пропорции, славный древнерусский стиль, украшения и фризы майоликовые.

Интерьеры были полностью продуманы Виктором Васнецовым. Художник оформил комнаты резными деревянными скамьями и сундуками, а потолок — массивными люстрами, точно копирующими церковные паникадила времён Ивана IV. Но главным украшением стала сама коллекция графики и живописи Ивана Цветкова: над парадной лестницей висело большое полотно Василия Перова «Ловля рыбы бреднем», а в залах вдоль стен были установлены стеклянные витрины с акварельными эскизами и набросками.

Особняк Цветкова посещали видные деятели своего времени, среди которых Пётр Николаевич Перцов, Яков Минченков, Илья Репин с женой Натальей Нордман-Северовой и другие. Однажды во время визита в Москву Николай II также изъявил желание увидеть галерею коллекционера. По свидетельству самого Цветкова особенно императора привлекала работа Репина «Сходка», изображавшая подготовку покушения на Александра II.

Галерея имени Цветкова

Предпочтение коллекционер отдавал отечественным живописцам или иностранным художникам, долго жившим и работавшим в России. Исследователи считают, что в первые годы своего увлечения он находился под влиянием вкусов Павла Третьякова, поэтому акцентировал внимание на работах передвижников. Но позднее увлёкся более ранними авторами конца XVIII — начала XIX веков, творения которых и составили лучшую часть его собрания.

Коллекция отличалась обилием набросков и акварельных рисунков. В конце XIX века собиратели не уделяли отдельного внимания эскизам, поэтому подборка Цветкова быстро стала богатейшей в стране. В его частной галерее были представлены работы Василия Тропинина, Владимира Боровиковского, Ивана Крамского, Василия Сурикова, Карла Брюллова, Павла Федотова, Максима Воробьёва, Ильи Репина, Виктора Васнецова и других.

В 1909 году коллекционер передал собрание живописи и особняк в дар городу. Он оставил за собой право проживать в доме и перестраивать его при необходимости, а также возможность пополнять коллекцию по своему усмотрению. В 1915-м музей насчитывал 1819 объектов хранения, среди них 1373 эскизов, 36 скульптур и 450 живописных полотен.

После смерти Цветкова в августе 1917 года особняк отремонтировали и окончательно реорганизовали под музей. В этот период в галерее были выставлены картины передвижников, полотна живописцев XVIII — начала XIX веков и антикварная мебель. Однако бо́льшая часть собрания находилась в музейном архиве, подборки эскизов демонстрировались только на тематических биеннале. Один из залов был отведён для проведения временных выставок молодых скульпторов и художников: Петра Львова, Льва Бруни, Владимира Лебедева, Николая Тырсы, Николая Купреянова и других.

В 1925-м особняк стал филиалом Государственной Третьяковской галереи и получил статус отдела рисунков, но через год его упразднили. Около ста картин и полное собрание акварельных набросков отошли в ведомство художественной галереи, а оставшуюся часть коллекции распределили по региональным музеям. В 1927—1929 годах в доме располагался музей Восточных культур.

В 1930-х здание перестроили под общежитие Наркомата просвещения. Некоторое время в нём жил и работал инженер Василий Никифорович Авдеев, который разрабатывал проект водохранилища на Воробьёвых горах как альтернативу строительства Канала имени Москвы.

Во время Второй мировой войны между странами Антигитлеровской коалиции было достигнуто соглашение, согласно которому на территории Советского Союза должен был разместиться французский авиационный полк «Нормандия — Неман». И в марте 1942 года особняк Цветкова был выделен для организации военной миссии под руководством генерала Эрнеста Пети (фр.)русск., прибывшего в Москву. В 1956-м в память о заслугах лётчиков на стене дома была установлена мемориальная табличка.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Гнилорыбов П. А. Москва в эпоху реформ. От отмены крепостного права до Первой мировой войны. — Москва: Эксмо, 2017. — 528 с. — ISBN 978-5-699-92281-9.
  2. 1 2 3 4 5 Реставрация исторического дома на Пречистенской набережной. Архи.ру (14 октября 2014). Проверено 15 марта 2018.
  3. 1 2 3 4 5 6 Романюк С. К. Остоженка. От Остоженки До Тверской. — Москва: Центрполиграф, 2015. — 352 с. — ISBN 978-5-227-05133-2.
  4. 1 2 3 Мягтина, 2011, с. 194—195.
  5. 1 2 Сингаевский В. Н. Москва. Путеводитель. — Москва: АСТ, 2010. — 224 с. — ISBN 978-5-17-054017-4.
  6. 1 2 3 Сергиевская И. Г. Москва парадная. Тайны и предания Запретного города. — Москва: Алгоритм, 2014. — 736 с. — ISBN 978-5-4438-0588-7.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 Игорь Фунт. Дилетант. Частный Корреспондент (28 апреля 2014). Проверено 15 марта 2018.
  8. 1 2 Романюк С. К. Из истории московских переулков. — Москва: Московский рабочий, 1988. — 304 с. — ISBN 5-239-00018-2.
  9. 1 2 Олег Торчинский. Знаменитые москвичи. Иван Цветков и его галерея. Москва (2014-06-). Проверено 15 марта 2018.
  10. Савелий Кашницкий. Конкуренты Третьякова. Аргументы и Факты (21 ноября 2012). Проверено 15 марта 2018.
  11. Савелий Кашницкий. Цветковская галерея. Аргументы и Факты (21 ноября 2012). Проверено 15 марта 2018.
  12. 1 2 Алексей Митрофанов. Вдоль по Пушкинской. Московская перспектива (31 октября 2017). Проверено 15 марта 2018.
  13. 1 2 3 Перцов, 1925, с. 65—69.
  14. 1 2 3 4 Полунина Н. М., Фролов А. И. Коллекционеры старой Москвы. Биографический словарь. — Москва: Независимая газета, 1997. — 528 с. — ISBN 5-86712-035-Х.
  15. 1 2 Андреев, 1992, с. 882.
  16. Зильберштейн, 1967, с. 416—417.
  17. 1 2 3 Бакушинский, 1925, с. 5—16.
  18. Чегодаева, 2005, с. 25.
  19. Лев Колодный. Замечательный чудак. Московский Комсомолец (16 июня 2010). Проверено 15 марта 2018.
  20. Гожева, 2012, с. 395—396.
  21. 1 2 Савелий Кашницкий. Русско-французский теремок. Столичность (20 августа 2013). Проверено 15 марта 2018.
  22. Мария Раевская. Идейный водопад. Вечерняя Москва (2014-04-7). Проверено 15 марта 2018.
  23. Смотр-конкурс на премию «Золотое сечение 2017». Архитектурный фестиваль “Золотое Сечение” (2017). Проверено 18 марта 2018.

Здание Цветковской галереи

В 1898 году Иван Евменьевич Цвет­ков, известный коллекционер, приобретает здесь у мещан Квасниковых «пустопорож­нее место». Участок предназначался для строительства здания галереи, где предпо­лагалось разместить обширную коллекцию произведений русских художников, которую Цветков собирал с 1881 года.

Архитектурная концепция здания должна была соответствовать «русской» идее собрания Цветкова. Автором проекта, выполненно­го в неорусском стиле, выступил известный мастер исторической и фольклорной живописи В.М.Васнецов. Строительство особняка в 1899-1901 годах осуществили архитектор В.Н.Башкиров и инженер-архитектор Б.Н.Шнауберт. По оценочной описи значились двухэтажный дом с подвалом, «частью жилым, частью нежилым», каменным открытым крыльцом и каменное одноэтажное строение во дворе «для принадлежностей». В доме были водопровод, канализация, центральное отопление дровами.

Силуэт двухэтажной каменной постройки определила высокая кровля-епанча с метал­лическим гребнем. В декоре краснокирпичных фасадов применены стилизованные приемы узорочья XVII века. Парадный вход акцентирован объемом балкона и килем венчающего кокошника, врезанного в крышу. Резная парадная дверь фланкиро­вана настенными светильниками-фонарями. Парапет балкона украшен ширинками. Центральное окно первого этажа оформлено колонками и завершением в виде разорванного фронтончика, высокие окна второго этажа колончатыми наличника­ми с килевидными кокошниками. Здание опоясано фризом, состоящим из ширинок с изразцовыми вставками и пояса поребри­ка под ним. Углы постройки декорированы лопатками с ширинками, в которых также помещены изразцы. Со стороны двора к особняку примыкает открытое крыльцо на пузатых колонках с перекинутыми между ними арками и килевидным зонтом. В объем крыльца включена лестница, ведущая на высокий первый этаж. Декоративное решение дворового и бокового фасадов идентично главному фасаду. Полихромные изразцы с растительными узорами, скорее всего, были изготовлены фабрикой Товари­щества М.С.Кузнецова. Документального подтверждения этому нет, однако сравни­тельный анализ с кузнецовскими изразцами особняка Н.В.Игумнова (Большая Якиманка, д. 43, стр. 1, 2, 3) не оставляет сомнений в их общем происхождении.

В 1909 году И.Е.Цветков передал свою коллекцию в дар Москве, с условием пожиз­ненного проживания в особняке. Цветков скончался в феврале 1917 года, за несколько недель до отречения императора Нико­лая II. Национализированная галерея функционировала как самостоятельный музей до 1925 года. Затем она получила статус одного из отделов Третьяковской галереи, позже часть ее собрания вошла в Государственный музейный фонд и рас­пределилась по другим музеям России. В 1942 году бывший особняк Цветкова был предоставлен для размещения французской военной миссии в СССР. В наши дни в здании находится военный атташат Франции.

Реставрация особняка была ориентирова­на на максимальное воссоздание утраченных элементов фасадов, соответствующих первоначальному авторскому замыслу. Проект учитывал опыт реставрации комплекса зданий дома Игумнова на Большой Якиманке.

Позднее покрытие основного объема кровли и кровли козырька крыльца дворового фасада из оцинкованного листа было заменено на черепицу из цинк-титана. Также из цинк-титана были выполнены резной подзор свеса кровли, водосточные воронки и трубы. По архивным фотографиям воссоздано утраченное коньковое завершение шатра над дымниками. Воссозданы столярные заполнения внешней нитки окон, окон люкарен, а также деревянные въездные ворота.

Восстановлен исторический облик элементов архитектурного оформления — наличников, колонок, фронтончиков. Согласно проекту реставрации они были выкрашены в белый цвет. Восполнены утраты изразцового фриза. Металлические решетки на окнах цокольного этажа воссоздавались по образцу сохранившихся решеток на главном фасаде. Площадки крылец главного и дворового фасадов были воссозданы из натурального камня.

В 2016 году памятник стал лауреатом премии «Московская реставрация» в номинациях — «За лучший проект реставрации и приспособления» и «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *