Дорога троллей Норвегия

В каждой стране есть свои «попсовые» достопримечательности. С ними сделаны миллионы фотографий, про них написаны десятки тысяч фотоотчетов. Бывалые путешественники стараются обходить их стороной, и найти что-то уникальное. Но Дорога Троллей не из их числа. Эта изъезженная вдоль и поперек достопримечательность притягивает всех. А я, как любитель горных дорог, еще до экспедиции внес Дорогу Троллей в программу для обязательного посещения.

Территориально Дорога Троллей (ее еще называют Лестницей Троллей) расположена чуть ниже середины Норвегии. Ближайший большой город — Олесунн (или Алесунд, Alesund). Эта дорога соединяет два населенных пункта — Ондалснес (Andalsnes) и Валдалл (Valdall). Сама дорога носит номер 63. Этих данных вам достаточно, чтобы сориентироваться и завернуть куда надо. Вот так выглядит дорога №63 со стороны деревни Ондалснес:
1.

По дороге с таким видом надо проехать километров 5-7:
2.

Ближе к горам она сужается настолько, что двум машинам не разъехаться. Начинаешь сомневаться, та ли эта дорога?
3.

Все сомнения отпадают, когда перед нами предстала горная стена во всем своем великолепии:
4.

В Норвегии много что связано с троллями, это местный фольклорный и сказочный герой. Например, гора, на которую поднимается дорога Троллей, называется Колпак Тролля (Trollhetta). Также здесь есть приют «Хижина в стране троллей» (Trollhelmshytta) и церковь троллей. А гора, на которой построена Дорога Троллей, с другой стороны настолько крутая, что реально похожа на стену. Ее так и назвали Стеной Тролля (Trollveggen).
5.

А на парковке перед подъемом в гору стоит такой шуточный дорожный знак «Острожно, тролли!»
6.

Одним из природных украшений этого места является водопад Стигфоссен (Stigfossen). Потоки воды шумно низвергаются с высоты 180 метров:
7.

И вот, мы начинаем восхождение. Одна из уникальных особенностей этой дороги в том, что она видна вся и снизу (как на этой фотографии) и сверху:
8.
Дорога, надо сказать, весьма узкая. Местами ширина дороги немногим более 3 метров, и двум большим машинам не разъехаться. А транспортным средствам длиннее 12,4 метров вообще запрещен проезд. Самое удобное и безопасное — это доехать до расширения дороги и пропустить встречный поток автомобилей. На фотографии ниже расширение дороги у живописного каменного моста через водопад. Поток воды настолько мощный, что обдает водяным паром проезжающие мимо машины:
9.
Если соберетесь сюда — знайте, что дорога открыта только летом. С октября по май сюда не попасть из-за снегопадов:
10.
Подъем продолжается до этого поворота:
11.
А здесь, на высоте 858 метров над уровнем моря, дорога распрямляется и ведет к большой парковке и зданию с сувенирными магазинами (на фотографии слева вдали видно это здание):
12.
От него проходит дорожка, построенная для удобного обзора на Дорогу Троллей и долину:
13.
Вот какие виды открываются с этой площадки:
14.
15.
16.
А чуть далее та самая площадка, нависающая над пропастью, откуда самый лучший обзор на Дорогу Троллей сверху:
17.
И тот самый вид. В этом кадре поместился почти весь серпантин Дороги Троллей, все ее 11 крутых поворотов:
18.
Насколько крутых? Сами посмотрите:
19.
Обожаю такие дороги:
20.
Они меня гипнотизируют:
21.
Мост над водопадом и парковка, где мы стояли недавно:
22.
Возвращаемся к машине. Тут есть еще одна площадка, нависающая над бурными водами водопада у самого его начала:
23.
А почти лунный пейзаж напоминает нам, что мы в северных широтах. Чтобы увидеть подобное в Альпах, нужно подняться на высоту минимум 2500 метров:
24.
Хотя Альпы Альпами, но у норвежских ландшафтов свой, особенный, суровый шарм. Об этом мы еще поговорим, когда я созрею для фотоотчета из района Нордкапа.
25.
Читать все посты из серии Экспедиция по Норвегии #nordwayexp на двух новых SKODA Yeti (июнь 2014 года)

Генеральный спонсор экспедиции:
Марка ŠKODA в лице официальных дилеров в Санкт-Петербурге Неон-Авто и Пулково-Авто.
Спонсоры экспедиции:
Адвант-Страхование — страхование туристов, покупка полисов онлайн на сайте за 5 минут
ComfortWay — лидер на рынке мобильного интернета для путешественников. Работает по всей Европе!
Магазин Terra-Mag и бренд TALBERG — профессиональная экипировка для походов любой сложности
Бренд мобильной электроники GiNZZU — водостойкие, противоударные смартфоны и телефоны со встроенной рацией.
Kibermag — интернет-магазин багажников на крышу автомобилей, креплений для велосипедов и лыж, корзины и боксы для перевозки грузов.
Информационные партнеры:
Livejournal.com
Сообщество Питерских блогеров
Портал Bigpicture.ru — новости в фотографиях

Дорога Троллей

Норвегия удивляет и поражает обилием разнообразных природных достопримечательностей: фьорды и водопады, горные озера и стремительные реки, причудливой формы горы со снежными шапками на вершинах и ярко-зеленые долины сменяют друг друга. Но, наверно, как бы вы не составили свой маршрут, он обязательно пройдет через одну из самых популярных и часто посещаемых достопримечательностей этой страны – Trollstigen, Лестницу (или Дорогу) Троллей. Рассказывает Марина Петренко:

Лестница Троллей

Кто такие тролли?

В Норвегии много географических названий так или иначе связанных со сверхъестественными существами из скандинавской мифологии троллями: Дорога Троллей (Trollstigen), горный массив Стена Троллей (Trollveggen), гора Колпак Тролля (Trollhetta), есть даже шуточный дорожный знак «Острожно, тролли!»

Как правило, тролли — это такие уродцы, отличающиеся большущим носом. Они могут быть и совсем маленькими, и огромными. Это горные духи, рождающиеся из скал и превращающиеся на солнце в камень.

Тролль в городке Лом

Во время путешествия вы обязательно встретите больших и маленьких каменных и деревянных троллей. Фигурки троллей, футболки с их изображением, магниты – главный сувенир, который туристы привозят из Норвегии.

Тролль на набережной Гейрангера

Как появилась дорога-достопримечательность?

Дорогу Троллей, конечно же, построили не эти мифологические существа, а люди. Но это такое невероятное чудо инженерного искусства, что с трудом верится, что человек мог создать эту трассу без вмешательства сверхъестественных сил.

Языки дороги Троллей

Лестницей Троллей называется одна из 18 национальных туристических дорог Норвегии, являющаяся частью автодороги № 63. Она соединяет два населенных пункта Ондалснес (Andalsnes) и Валдалл (Valdall), расположенные по разные стороны протяженного горного массива. Технический проект трассы разрабатывал дорожный инженер Нильс Ховденак (Nils Hovdenak). Строилась дорога в течение 8 лет и была торжественно открыта королем Норвегии Хоконом VII в 1936 году. Местные жители попросили короля дать новой автотрассе название, после чего она и была названа «Лестница Троллей».

На карте дорога выглядит вот так:

Лестница Троллей на гугл-картах

Она представляет собой 11 языков серпантина с крутыми поворотами, мостами через бурные речки, в том числе мостом, под который падает 180-метровый водопад Стигфоссен (Stigfossen).

Водопад Стигфоссен у дороги Троллей

На подъеме в некоторых местах наклон дороги составляет до 12%, а ширина не превышает 3,3 метра. Имеется даже ограничение на длину транспортного средства. Если учесть, что сразу за дорогой практически без обочины начинается пропасть, достигающая в некоторых местах до 200 метров глубины, а предохранителями-ограничителями являются лишь невысокие природные камни вдоль дороги, то можно представить, какие острые ощущения испытываешь во время езды по этой дороге.

Камни вместо отбойников

Как ехать?

Сразу хочу обрадовать, что парковки у начала и конца дороги Троллей, смотровые площадки и проезд по самой дороге бесплатны. По Дороге Троллей можно проехать в двух направлениях и какое выбрать, решать вам.

Если Вы направляетесь к этой дороге со стороны Гейрангера или Олесунна, то дорога № 63, вьющаяся между заснеженных гор, сама по себе будет невероятно красива.

Живописная дорога №63 На дороге №63

Периодически вдоль дороги попадаются маленькие пирамидки Троллей, сложенные туристами из камней.

Пирамидки Троллей у дороги №63

Дорога приведет вас к большой парковке у современного туристического центра с сувенирными магазинами, кафе, туалетом.

Парковка у начала дороги троллей

За парковкой расположен красивый ступенчатый искусственный водоем с чистейшей водой.

Искусственный водоем у парковки

От него проложена дорожка к смотровой площадке, нависающей над пропастью.

Дорожка к смотровой площадке

Тут самое высокое место дороги Троллей (858 метров над уровнем моря) и сразу несколько смотровых площадок, с которых открывается просто головокружительный вид на долину и петляющую по склонам горного хребта дорогу.

Под смотровой площадкой пропасть 200 метров в глубину.

Причем сверху видно ее всю и вы имеете возможность сначала полюбоваться пейзажем и понять, что вам вскоре предстоит преодолеть, а потом уже проехать по дороге Троллей.

Дорога Троллей во всей красе

Если же вы направляетесь к дороге Троллей со стороны автомагистрали Е136 (Осло или Ондалснес), то вы окажетесь в самой нижней точке дороги Троллей и, как ни удивительно, тоже увидите ее всю, а потом преодолеете ее на подъеме. Нам показался более логичным первый вариант, но тут, как говорится, на вкус и цвет…

Когда ехать?

Дорога Е136 в районе Лестницы Троллей не круглогодичная. Гарантированно она открыта в три летних месяца. Время открытия и закрытия дороги каждый год варьируется в зависимости от погоды и высоты снежного покрова. Прежде чем ехать, советую посмотреть актуальное состояние дороги . Здесь же имеется статистика по годам, которая несомненно пригодится при планировании путешествия.

Вас может поджидать и вторая неприятность, которую, к сожалению, нельзя предсказать заранее. Погода в Норвегии капризна и переменчива, часты дожди и туманы, низкая облачность. В такую погоду на дорогу Троллей лучше не ехать просто потому, что вы почти ничего не увидите и уж точно не получите тех ярких и острых ощущений, как при хорошей ясной погоде. Могу посоветовать предварительно посмотреть почасовой прогноз погоды в районе дороги Троллей на норвежском погодном сайте .

Ну а про саму дорогу можно дополнительно почитать .

Что еще посмотреть рядом?

Если вы едете к дороге Троллей по 63 дороге со стороны Гейрангера, не пожалейте времени и остановитесь в интересном местечке Гудбрандсювет (Gudbrandsjuvet). Большая бесплатная парковка находится прямо у трассы.

Гудбрансювет

Гудбрандсювет – это небольшое очень узкое ущелье, порядка 5 метров в ширину и 20 в глубину, через которое протекает горная речка Валдола.

Голубая речка Валдола

Сложно произносимое для русского человека название Гудбрандсювет это место получило в начале XVI века. Согласно старинным преданиям норвежский юноша по имени Гудбранд за свои проделки был объявлен вне закона и вынужден был бежать от своих преследователей. Его невеста согласилась пуститься в бега вместе с ним. Спаслись они, перепрыгнув через очень глубокий овраг в самом узком месте, и поселились в маленькой хижине в долине у реки. С тех пор место это с оврагом стало называться Гудбрандсювет. а долина, где жили беглецы, и по сей день называется Гудбрандсдален.

Овраг Гудбрансювет

Бурная речка образовала в мягких горных породах вымоины и причудливые изгибы, а люди обустроили над ущельем металлические мостки и смотровые площадки, с которых открываются красивые виды.

Вода в речке ярко-голубого цвета в окружении белого кружева пены и яркой зелени склонов ущелья смотрится просто изумительно. Около ущелья имеется кафе с полностью стеклянной стеной, обращенной к ущелью, и небольшой сувенирный магазин.

Подробнее про Гудбрандсювет можно прочитать .

Стена Троллей

Еще одна природная достопримечательность ожидает вас уже после преодоления дороги Троллей на пути к автомагистрали Е136. Это Стена Троллей (Trollveggen) – вертикальная отвесная скала протяженностью более километра и высотой 1795 метров. Она считается самой большой вертикальной скалой Европы и входит в список «Big Wall» самых сложных горных стен в мире для покорения альпинистами.

Стена Троллей

Стена Троллей видна прямо с автотрассы. В этом месте обустроена большая бесплатная парковка, но вот только не каждому эта стена показывается во всей красе. Нам повезло с дорогой Троллей, а вот Стена Троллей оказалась спрятанной за низкими облаками.

Стена Троллей в облаках

Ну что же, мы не в обиде. Будет повод еще раз вернуться в Норвегию.

Где остановиться рядом с Лестницей Троллей?

Даю ссылки на , где можно заночевать поблизости.

vs_arts

Наконец выкрал немного свободного времени, чтобы продолжить показывать Норвегию 🙂 Напомню, что поездка была ровно год назад.
В этой части мы затронем город Олесунн, прокатимся по «Дороге троллей» и закончим путь на Гейрангер Фьорде.
Город Олесунн распологается на 7-ми островах и отличается мягким климатом благодаря близости Гольфстрима. Построен в стиле Ар нуво. Это также крупный морской порт Норвегии.
1. Сначала пройдемся по набережной. Утреннее умиротворение окутывает полностью, нет ни шума, ни ветра, ни единого движения.
2.
3. Город очень симпотичный! Если бы не разрушительный пожар 1904 года, он не стал бы воплощением популярного тогда стиля ар нуво: яркого, неординарного и немного сказочного.
4.
5. По традиции я продолжаю фотографировать колодцы.
6. Встречаются улицы с достаточно большим уклоном.
7.
8. Queen Mary, которая нам еще покажет себя во всей красе на Гейрангер Фьорде, пытается деликатно слиться с городом.
9. Пример норвежской высокотехнологичной шерстяной кофточки. Говорят очень теплая и не промокает, стоит не дешево — около 17000 руб.
10.
11. Вязаное ограждение на улице.
12. Олесунн со смотровой площадки на горе Аксла. На вершину горы ведут 418 ступеней. Нелегкий подъем награждает фантастическим панорамным видом на город.
13. Олесунн — крупнейший центр норвежской рыболовной промышленности.
14. Такая красота обязана трагедии. Город полностью был уничтожен сильнейшим пожаром в 1904 году (все 850 домов были деревянными).
15.
16. Панорама Олесунна со смотровой площадки.
17.
18. Башенки, шпили, лепка и другие архитектурные детали сделали город одним из самых интересных городов Норвегии.
19. Мы держим путь на «Дорогу Троллей».
20. Проделки Годзиллы?

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27. Подъезжаем к «Дороге Троллей». Снизу открывается вид на еле заметную разлиновку знаменитого серпантина, по которому автобусы борятся за выживание еле еле карабкаются и впритирку расходятся с встречным транспортом.
28. Серпантин красят водопады, образованные от таящего снега, ведь даже в июле месяце на вершине еще можно встретить снег и поиграть в снежки.
29. Дорога троллей или лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес в коммуне Рёума и Валлдал в коммуне Нордаль. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов, а высота подъема иногда составляет 9%.
30. Мост через водопад Стигфоссен.
31.
32. Высота водопада составляет 180 метров или примерно 60 этажей.
33.
34.
35.
36. В осенне-зимний период дорога троллей закрыта для проезда. Обычно она открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.
37.
38. Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра. Дальнобойщикам тут точно не место. Но и сама дорога на сегодняшний момент является больше туристической достопримечательностью, чем связующим звеном.
39.
40.
41. Обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую дорогу троллей и водопад Стигфоссен.
42. В Норвегии погода весьма переменчива. Если вы обратили внимание, когда мы поднимались по серпантину — светило солнце. Спустя несколько минут уже все затянуло облаками и моросило.
43.
44.
45.
46.
47. К сожалению уже не помню что это за место, но весьма необычное. Это очередной водопад который пролегает в разломах горных пород. Сверху проходит дорога и петляющая зигзагом пешеходно-туристическая тропа из металических прутьев в буквальном смысле натянутая над водопадом.
48.
49.
50. А это клубничные поля.
51. Клубнику продают прямо на дороге в ларьке… я бы даже сказал что это не ларек, а просто стол с зонтиком. При этом даже тут вам не откажут в оплате пластиковой картой.
52.
53.
54.
55.
56. А это уже Гейрангер Фьорд. Круизный лайнер «Ocean Princess».
57.
58. Насколько крохотным он смотрится среди норвежских гигантов, а ведь длина лайнера — 180 метров. Добавьте спереди от него еще 4 с половиной лайнера в линейку и увидите, что до начала горы по его текущему направлению — целый километр.
59. По ту сторону фьорда есть тоже смотровая площадка с отличным видом, но мы на нее не попали в этот раз.
60.

Дорога троллей (Норвегия): фото и отзывы

Причудливая нитка асфальта с крутыми поворотами в западной Норвегии и есть известная во всем мире Дорога троллей (Лестница троллей). Даже в современное время дорога, построенная в 1936 году, считается эталоном инженерного мастерства.

Из истории.
С 16 века в Румсдалене функционировала ярмарка. Она же вследствие и послужила толчком в постройке пути в Валльдален. Уже в 1891 г. от Веблунгснеса проложили первые восемь километров дорожного полотна. В это же время уездные власти Грюттен и Нордаль составили обращение к амтману, где говорилось о помощи в разработке плана постройки дороги через горный массив. Обращение было принято, и в 1894 году инженер Нильсон Ховденаку обследовал окрестности предполагаемой дороги и сообщил о том, что путь необходимо прокладывать до Стигфьелльрёр от Эвстестёля. Связывал он это с потенциалом трансформации дороги в автомобильное шоссе. Тем не менее, данный дорожный участок Стиген обходился весьма затратно, но он был пригоден для тропки, где свободно могли передвигаться лошади и люди. Директор Крагского ведомства не верил в вероятность постройки дороги для автомобилей, но в году 1896 другие исследователи подтвердили это. В дальнейшее время инженер сделал многое для воплощения своей задумки в реальность. Его упорство принесло свои результаты, и бюджет государства выделил внушительную сумму на строительство.
Уже с 1905 года началось строительство дорожного полотна и в 1913 году было полностью завершено. Но Ховденак не мог остановиться на достигнутом, и продолжал грезить о прокладке дороги для автомобилей, начиная с Валльдалена до самого Румсдалена. Он также упоминал о том, что данная дорога станет туристическим маршрутом, поскольку местный пейзаж поражает своей красотой. Он составил новый план, а также смету на строительство и в 1916 году власти дали на это добро. Укладка знаменитой дороги закончилась в 1936 году.
Примечательно, что серпантин дороги видно полностью снизу доверху. Петли серпантина насчитывают 11, а перепад высот достигает 12%. При подъеме, на середине пути, располагается мост, проложенный над водопадом Стигфоссен. Высота водопада составляет 180 метров.
На вершине располагается парковка, весьма внушительная по размерам, а также обилие сувенирных магазинов. Всего в паре минут пешего хода от парковки находится обзорная площадка, откуда открывается впечатляющий вид на водопад и дорожный серпантин.
Стоит отметить, что ширина дороги в самой широкой части не более 3,3 метров, что делает невозможным проезд машин, у которых длина более 12,4 метров.
Осенью и зимой здесь запрещен проезд, открытие данного участка зачастую приходится на конец весны. В 2005 году норвежскими властями были осуществлены починочные работы. Направлены данные работы, прежде всего, на защиту автомобилистов от камнепадов.
Выше дороги проложен туристический маршрут для пеших туристов. На более опасных участках установлены крепкие цепочные дорожки. Наверху тропы есть небольшая и своеобразная смотровая площадка. Если пройти в самый угол этой площадки, то можно очутиться у края сказочного пейзажа, а также насладиться самым полным и живописным видом на Лестницу троллей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *