Дудутки на карте минской области

Народные промыслы Белоруссии

Артеменко Е.Г. Могилев Декоративная композиция «Дан приказ» 1978

Народные промыслы Белоруссии
Земля Белоруссии — холмистая равнина, край четырех тысяч озер, лесов, полноводных спокойно текущих рек, край поэтических сказаний, преданий и песен.

Издревле селились на этих землях скотоводы и земледельцы. Помимо основных занятий, они создавали предметы прикладного искусства из простых материалов, которые давала им окружающая природа: из дерева, липовой коры, корня, лозы, глины, бересты, соломы. Ткали из льняных ниток полотно, окрашивали его природными красителями. Весь мир образов художественных промыслов белорусов производит впечатление лиричного, светлого, исполненного особой поэтичности, напевности.
И это, несмотря на то что история Белоруссии изобилует драматическими событиями. Народ пережил нашествие монголов, немецких рыцарей, междоусобицы, набеги литовцев и польскую оккупацию, которая привела к насильственной католизации населения, вызвавшей активный протест, в результате которого треть жителей ушла в Россию. Вхождение в состав России осуществилось в XVIII веке и имело уже то положительное значение, что с этого времени ослаблялись иностранные притязания на белорусские земли.
Огромные разрушения принесла этому мирному краю фашистская оккупация в годы Великой Отечественной войны.
И все же через все перипетии истории народное искусство белорусов пронесло свои светлые идеалы, веру в торжество добра, высокое мастерство и особый вдохновенный мир фольклорных образов.
Белорусское народное искусство развивалось в тесном взаимодействии с искусством больших художественных стилей, и прежде всего барокко. Причем эти стили находили в образах народного искусства свою самобытную интерпретацию, более связанную с мифологическими представлениями, нежели с официальными идеями и канонами. Причин этому явлению много, но одна из наиболее значительных — это высокое развитие наряду с сельским городского художественного ремесла.
Большого расцвета художественная культура народа достигла в XVII веке.

Агафоненко Т.П. Минск Декоративная игрушка «Конь игривый» 1975

В этот период и сельское кустарное ремесло, и городское достигло больших художественных высот и значительного разнообразия. Хотя уже с XIV века известны керамический и другие художественные промыслы (в частности, большое развитие получила Оршанская мастерская, где изготовляли превосходные печные плиты в голубой, синей, желтой, коричневой гамме цветов с милым голубым васильком), все-таки современные художественные традиции народного искусства можно вести именно от XVII века.
Многие белорусские мастера работали в Серебряной палате Московского Кремля. В расходной книге XVII дека можно найти такие сведения: «Взяты в Оружейную палату из Вильны, из Полоцка, из Витебска, из Смоленска разных дел мастеровые люди с женами и с детьми на вечное житье…» Искусству белорусских мастеров удивлялись при русском дворе. Особенного размаха достигла деятельность белорусов по украшению общественных зданий в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче. Они украшали Коломенский дворец, церкви красочными поливными изразцами, в которых преобладали золотисто-желтые и зеленые краски. Нередко изображения были крупными, не только орнаментальными, но и сюжетными. Майоликовые изразцы изображали фигуры святых почти в рост. Церковь Григория Неокесарийского, в Москве на Полянке, до сего времени удивляет высокими художественными качествами декоративных майоликовых изразцов. Иконостасы покрывались так называемой белорусской резью по дереву и золотились. Потрясали современников необычные, как золотом горящие иконостасы, выполненные белорусскими мастерами в древних традициях народного искусства. Таким был иконостас Смоленского собора в Новодевичьем монастыре.
И у себя на родине, в Белоруссии, в это время мастера создают произведения высокого искусства, где архитектурный декор теснейшим образом связан с формами зодчества. Это прежде всего удивительный деревянный резной иконостас собора святого Николая в Могилеве. Здесь и сегодня археологи находят массу декоративных поливных плит, относящихся к XVII-XVIII.

Брисюк Р.А. Левченя З.С. Молодечно, Минская обл. Композиция «Тачанка» 1977

С XVIИ века известно высокое качество белорусских изделий народного искусства, выполненных в техниках резьбы по дереву, керамике, ковке и литье из металлов, перегородчатой горячей цветной эмали, в стекле.
Продолжающаяся в это время работа белорусских мастеров по оформлению общественных и культовых зданий характеризуется прежде всего расцветом деревянной резьбы, так называемой «флемской», то есть пламенеющей. Изысканная пластика этой прорезной пышной резьбы стала предметом подражания для мастеров других стран.
В XVIII веке появилось множество ткацких мануфактура, среди которых наибольшую известность получила Слуцкая мануфактура, где ткали изумительные узорные разноцветные пояса, которые вошли в историю декоративно-прикладного искусства нашей страны под названием «слуцкие пояса». Коллекции этих поясов хранятся в некоторых крупных музеях и составляют их законную гордость. В слуцких поясах заметна барочная традиция, которая выразилась в пышных многоречивых композициях сложной, но гармоничной цветовой гаммы-черного, белого, красного, голубого, бордового, фиолетового, салатного, оранжевого, орехового, золотистого цветов. На поясах изображались чаще всего растительный узоры, цветы, листья. А ближе к XIX веку рисунки декора поясов приобретают характер более графический, несколько суховатый при всем богатстве орнамента.
На Слуцкой мануфактуре выделывали полотенца, скатерти и другие изделия. В Кареличах и Несвиже ткали ковры и превосходные гобелены, некоторые из них и сегодня украшают музейные собрания в Польше, вывезенные из Белоруссии в те далекие времена.
В Белоруссии нет четко обозначенных культурно-исторических регионов вследствие сильной общенациональной культурной традиции, достаточно развитого культурного обмена между селом и городом. Однако те различия, которые сложились между отдельными регионами еще в условиях Древнерусского государства: северо-восточным — Подвинье и Приднепровье, южным — Полесье и северо-западным — Понёманье, оказали известное влияние на народное искусство белорусов и в последующие времена, придали своеобразие художественным промыслам отдельных областей Белоруссии. Понёманье — бассейн реки Неман — не испытало на себе ни монгольского, ни тевтонского нашествия. Это интереснейший регион, сложившийся на основе славянской культуры, сочетавшей в себе черты художественной традиции западно-русских, польских и балтских племен. Юг — Полесье — древнейшее расселение славян.
Художественная обработка дерева. От давних времен до наших дней прослеживается непрерывная нить развития в оформлении сельского жилища. Старинным был способ оформления при помощи простого топора верхних толстых досок, поддерживающих крышу — причелин. (Поэтично само название — при челе дома.) Нередко их окончания представляли собой обобщенный скульптурный образ, чаще всего копя. Появление новых столярных инструментов — пилы и особенно лобзика — способствовало расцвету убранства фасадов домов. На Гомельщине, например, верхняя доска наличника превращается в роскошную корону, на Пинщинс способом наложения одной резной доски на другую делается особенно пышным обрамление окон. Исключительно интересными по художественной выразительности были фронтоны, которые декорировались дощечкой — шелсвкой. В центральном Полесье, от Лельчиц до Пинска, на всех фронтонах красиво рисовались крупные солнышки, выполненные шелевкой. Па Туровщине шелевкой оформлялись и дверные проемы, а сами двери украшались крупными шляпками металлических гвоздей. У каждого дома было крылечко с колонками и крышей, что характерно главным образом для домов на востоке республики. Оконные переплеты веранд, особенно в селах Несвижского района, подчас представляли собой подобие сада, изображая роскошные цветы и листья. В украшении жилищ белорусы достигли большой красоты и изобретательности.

Васковский М.В. Мозырь, Гомельская обл. Сосуд-скульптура «Лев» 1978

Их фантазия восполняла достаточно скромное, не цветное убранство внутренних помещений, хотя и в интерьерах изб резьба использовалась достаточно широко. Резьбой покрывались посудники, верхи шкафов, комоды. И редко расписывались. Белорусы отдавали предпочтение натуральному цвету дерева. Только иногда дерево обрабатывалось растительным маслом, которое слегка тонировало и ярче выявляло его текстуру.
Деревянная посуда была красива прежде всего потому, что имела крепкие, выразительные формы, обладающие пластикой, упругим силуэтом, подчеркнутыми округлыми линиями. Посуда была без росписи и без резьбы. Для украшения такой посуды применялось иногда только выжигание простого геометрического, не перегруженного деталями орнамента. Сосудам нередко придавались формы птиц: ковшики были с изображением птичьих головок, солонки — в виде уточек. Все это было обобщенной стилизованной декоративной формы, красивых плавных очертаний. Особенно красивыми были белорусские резные ложки для всевозможных бытовых нужд. Предметы домашней утвари из простого дерева облагораживались так называемой фляндровкой, имитацией дорогих пород дерева.

Головацкая Л.Г. Минск Декоративная композиция «Олени» 1979

Декоративная соломка.
астера привносили в культовую архитектуру изображения веселых радостных золотых солнышек. Соломой выкладывали изображения на коврах, много изготовляли игрушек, подвешивали сделанных из золотистой соломки огромных «пауков» к потолку хаты. Особенно распространены были изделия из соломы в районах Минска и Могилева.
И сегодня здесь много изготовляют декоративных изделий из соломы — это шкатулки, сундучки, рамки, сухарницы. Ведущими мастерами этого вида художественного творчества являются В. Гаврилюк, Е. Артеменко, Г. Головацкая, А. Агафоненко и другие. Веселый жизнерадостный образ «Конь игривый» выполнялся с большой художественной выразительностью, необычайным мастерством владения свойствами соломы. Кудрявость расщепленной соломы хорошо передает буйную гриву коня, гладкая, собранная в пучок солома своей эластичной упругостью соответствует туловищу коня, звезды из стриженой соломы — это лучистые глаза, а золотые розетки из крученой соломы — солнечные диски, вертикально расположившиеся на груди коня. Наверное, это тот же образ солнечного коня, который известен нам по представлениям многих народов. Как хорош «Олень» Г. Головацкой с огромными и такими ветвистыми рогами, что они похожи на развесистое золотое дерево! У оленя гордо поднятая голова, стройные ноги, упругое пластичное туловище. В скульптуре «Кавалерист» удивляет та мощь, та монументальность, которая стала возможной в таком почти невесомом хрупком материале, каким является солома. Огромная сила обобщения, необычайное чувство материала, высокая образность и декоративность произведений делают этот вид белорусского народного искусства художественно значимым. Изделия из соломки в основном изготовляются в Бресте и Могилеве, а шкатулки с инкрустацией соломкой выполняют в Жлобине.
Ткачество. Большое значение в жизни белорусского крестьянина имело ткачество. Произведения домашнего узорного ткачества были освящены народными обычаями. На тканый рушник принимали новорожденного, на рушнике опускали умершего в его последнюю обитель.
Без рушников не обходился свадебный обряд, ими украшались жилища.
Скромен белорусский рушник, строги, сдержанны его издревле завещанные узоры, имевшие глубокий содержательный смысл.
Рушники были преимущественно из неотбеленного льна с узорами серебристого цвета. Рисунок простой, геометрический. На концах полотенца — бахрома или кружево, вывязанное крючком. Кроме таких, были более нарядные рушники с красными вытканными узорами, которые чередуются с гладкими красными полосами.
Ткали и скатерти — абрусы и настольники. Но были и своеобразные льняные ткани — так называемые «дымки», или «моргухи», от рисунка таких тканей действительно рябит в глазах.
До нашего времени сохранились многие центры белорусского народного ткачества. Это прежде всего в Неглюбке, Слуцке Минской области и в Брестской области, где также ткут ткани, полотенца, покрывала, скатерти, пояса. Они представляют собой серебристо- серые простого переплетения узоры или сочетание сероватой поверхности льна с красными узорами.

Мельникова А.Г. Барсукова М.С., Суглоб Е.Я. Дер. Неглюбка, Гомельская область Полотенца (ручники) 1976—1977

Костюм. Долго сохранялся в народе белорусский национальный костюм, приверженность к отдельным его деталям имеют и сегодня все группы населения. В Полесье традиционными были рубаха с воротом, присборенным на шнурке, и холщовая юбка из ткани с набоечным рисунком. Узоры такой юбки нередко представляли собой сочетания различного размера клеток и полосок, которые образовались в процессе самого ткачества. Набойка была и цветочного характера. В Поднепровье рубахи были иные — с отложным воротником и плечевыми вставками, украшенными плотной вышивкой красного цвета или красного в сочетании с черным. Такой вышивкой украшаются воротник, рукава, а также подолы обязательных в костюме фартуков.
В Слуцке, Несвиже, Клецке, Копыле распространены женские рубахи иного покроя: с поляками, отложным воротником, широкими рукавами в сборку. На Слутчине к такой рубахе дополнением служила гофрированная юбка с горизонтальными полосами, а также вышитая безрукавка.
В одежде Понеманья, в более северных районах, в костюме преобладали шерстяные ткани. Носили, как и в других районах, безрукавки — гарсетки и фартуки, декоративно оформленные вышивкой.
Керамика. На западе Белоруссии, в Брестской области, издавна делали черную задымленную керамику. Это был древнейший способ производства: зажженный пучок смолистых сосновых лучин до четырех килограммов весом бросают в печь, которую затем тщательно замазывают, чтобы не было тяги. Керамика при этом приобретает хорошо прокаленный тонкий черепок с бархатистой черной поверхностью без блеска. Потом на эту поверхность при помощи лощения наносится линейный орнамент.
Задымленная керамика белорусских мастеров отличается редкой красотой и выразительностью. Формы изделий, как правило, округлы, пластичны, без резких переходов между объемами: тулово мягко переходит в горло сосуда, небольшая ручка почти слита с туловом. Эта керамика смотрится несколько архаично, что характерно для всех видов керамики Полесья, в том числе и для терракотовой, которая украшается росписью ангобами — разведенной глиной контрастного цвета.
Изготовляемые сегодня глиняные сосуды со скромной, неяркой орнаментацией донесли до нашего времени древние прекрасные национальные традиции гончарства. Существовал и такой оригинальный способ обжига керамики, как закаливание глиняных изделий при высокой температуре в болтушке из теста. При таком способе получается посуда светло-терракотового цвета. Все эти кувшины, гляки, миски, макитры по своему облику мало изменились и ныне производятся мастерами в Белоруссии в традициях глубокой старины. Эта стабильность объясняется необыкновенной практичностью белорусской керамики, продуманностью каждого предмета. Бывало, что традиционность этих изделий вызывала неудовольствие тех, кто неуемен в своей жажде все модернизировать.
К концу XIX века город с его вкусами и потребностями стал активно влиять на гончарные промыслы Белоруссии. Появились предметы, которых прежде не было: масленки, копилки, пепельницы, конфетницы, настенная и настольная пластика.
Гончарному промыслу сопутствовало производство глиняной игрушки, которое известно в Белоруссии с X века. Игрушка не расписывалась, а только глазуровалась, как и посуда. Какой была посуда, такой была в промысле и игрушка. Где делали чернолощеную керамику, там лепили и такую же игрушку. Белорусская народная глиняная игрушка заслуживает отдельной книги, так интересна и разнообразна она по образам. Она нередко носит на себе отпечаток индивидуальности создавшего ее мастера. Игрушка прекрасна по той чистоте пластического приема, которым создается ойраз: нажал двумя пальцами — вот и мордочка зверя, защип прорезал поперек — рот открылся, палочкой две точечки сделал, и смотрят на зрителя лукавые глаза. Иногда создавались не отдельные игрушки, а целые композиции, особенно интересным был полк солдат во главе с офицерами.
Искусство художественной обработки металлов в белорусской народной сельской художественной культуре занимает скромное место, хотя в профессиональном искусстве белорусов нам известны превосходные, не уступающие лучшим произведениям своего времени литье из серебра, чеканные изделия, оклады для книг и икон, посуда и ювелирные украшения. Но в быту сельского жителя не было драгоценных металлов. Нужные предметы для труда сельские кузнецы виртуозно изготовляли из простого металла. А декоративные произведения, которые обычно принято выполнять из металлов, изобретательно делались, казалось бы, из совсем неподходящего для этих целей материала: оклады для икон и рамочки для картинок в Белоруссии выполнялись из цветного фарфорового бисера и отличались необычайной красотой рисунка и цвета. Многие предметы выполнялись также из соломы. Железо употреблялось лишь для оковывания сундуков — куфров. По форме они напоминают украинские и молдавские, но вот в отличие от тех на белорусских роспись не прижилась. Красочную роспись на куфрах селяне презрительно окрестили «вениками», и она так и не получила распространения. Белорусские мастера традиционно оформляли куфры скромными геометрическими орнаментами при помощи штампика, «цацкованием», скупо применяя цвет. Лишь в Полесье к концу XIX века появилась на сундуках цветочная роспись. Плетеный соломенный короб, долбленный из дерева ковшик, льняное полотно — от самих этих материалов веет теплом и уютом домашнего очага.
Этот прекрасный мир доброго народного искусства, приветливо расположенного к человеку, развивающий традиции и сельского поэтического ремесла, и высокой художественной городской культуры, — часть современного декоративно-прикладного искусства Белоруссии. И без этой народной культуры немыслимо сегодня плодотворное развитие социалистической культуры, профессионального искусства, если оно не хочет потерять связь с родной почвой и взаимопонимание с человеком. Современное профессиональное декоративно-прикладное искусство Белоруссии своими корнями уходит в глубь народной культуры прошлого, ценности которой имеют общесоюзное значение. Сегодня многие народные мастера становятся членами профессионального Союза художников СССР, получают высокое признание.

Агафоненко Т.П. Минск Декоративная игрушка «Конь игривый» 1975Артеменко Е.Г. Могилев Декоративная композиция «Дан приказ» 1978 Брисюк Р.А. Левченя З.С. Молодечно, Минская обл. Композиция «Тачанка» 1977 Васковский М.В. Мозырь, Гомельская обл. Сосуд-скульптура «Лев» 1978
Головацкая Л.Г. Минск Декоративная композиция «Олени» 1979 Головацкая Л.Г. Минск Декоративная композиция «Павлины» 1978 Дегтяренко М.В. Жлобин, Гомельская обл. Сундук (куфарь) «Слуцкий пояс» 1977 Зверко М.М. Пос. Ивенец, Минская обл. Сосуды-скульптуры «Зубры» 1977
Мельникова А.Г. Барсукова М.С., Суглоб Е.Я. Дер. Неглюбка, Гомельская область Полотенца (ручники) 1976—1977 Ольшевский В.В. Минск Декоративная скульптура «Косарь» 1978 Полещук А.И. Дер. Мокраны, Минская обл. Покрывало (постилка) 1976 Прокопович А.В. Пос. Ивенец, Минская обл. Кувшин с узким горлом (гляк) 1978
Пучков П.П. Могилев Ложки 1977 Соломянко Г.В. Барановичи Соломянко Е.П. Барановичи Фруктовница «Золотая рожь» 1978 Шкатулка «Сюрприз» 1978 Сумочка 1978 Соломянко Г.В. Соломянко Е.П. Барановичи Люлька «Счастье» 1979 Суглоб Е.Я. Полотенца (ручники) Фрагмент
Токаревский А.Г. Пружаны, Брестская обл. Горшок с крышкой. 1977 Двойной сосуд (спарыши). 1977 Фидорцева Т.В. Гомель Корхова В.И. Гомель Подвазонник. 1977 Фруктовница. 1977 Шатунова Т.А. Жлобин, Гомельская обл. Сундучки (куфры) «Народные мотивы» 1977—1978

Дудутки — музейный комплекс, один из самых известных и популярных во всей Беларуси. Почти 17 лет его с радостью и интересом посещают гости из самых разных стран. И это не удивительно, ведь здесь можно не только окунуться в историю, но и отлично отдохнуть.

Дудутки — это настоящий музей под открытым небом, находящийся в живописном месте на берегу реки Птичь. На протяжении более сотни лет территория, где сегодня располагается комплекс, находилась во владении помещика Станислава Ельского и его наследников. Именно они привезли сюда ремесленников, обучившим всем секретам своего мастерства местную молодёжь.

Идея создания музейного комплекса принадлежит нашему современнику Евгению Будинасу, предложившему в 1993 г. воссоздать уголок древней Белоруссии в миниатюре. Благодаря ему мы сегодня имеем возможность познакомиться с самыми замечательными ремеслами этого края.

Музей является частной собственностью, и всё в нем организовано на высшем уровне, начиная от сервиса и заканчивая даже самыми незначительными мелочами каждого здания. Деревня воссоздана именно в том виде, в каком она существовала сотни лет назад. Словом, это удивительная возможность перенестись во времена древней Белой Руси.

Всего на территории комплекса находится 32 объекта. Каждый из них является тщательно воссозданной и действующей копией обязательного элемента белорусской деревни.

На подъезде к усадьбе Вас встретит традиционный деревянный идол, ведь славяне испокон веков являлись язычниками и идолопоклонниками. И даже после принятия христианства соблюдали языческие традиции.

Ветряная мельница

Это строение не оставляет равнодушным ни одного туриста и первым бросается в глаза при подъезде к Дудудкам. Сюда она была привезена из гомельской области в 1992 года и отреставрирована до рабочего состояния.

Сегодня мельница является одной из немногих работоспособных старинных мельниц в мире. В отличие от предшественниц столбового типа, где поворачивать навстречу ветру надо было весь корпус, шатровые мельницы были более удобны в обращении тем, что в этом случае при помощи специального штурвала поворачивалась только верхняя часть-шатер (отсюда и название).

В древности мельница считалась мистическим местом и располагалась в стороне от деревни. Местные жители боялись её посещать, считая, что мельнику помогает нечистая сила. Вот и эта мельница, как и положено, находится немногим менее чем в километре от основного комплекса. Поэтому, по поверьям, при входе следует соблюдать некоторые правила: входить обязательно с правой ноги и на пороге непременно загадать желание.

Войдя внутрь, Вам предоставляется уникальная возможность увидеть все составляющие, приводящие механизм мельницы в движение. Можно взобраться по скрипучим ступеням наверх в шатер и увидеть огромный деревянный вал, приводимый в движение крылья-лопастями мельницы.

Выходить из этого мистического места, по древним поверьям, тоже надо особым способом: скинуть чертика с левого плеча и трижды плюнуть, чтобы он остался здесь и не мешал вам в дальнейшей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *