Дворец алфераки в таганроге

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения VALJ

Дворец Алфераки. Таганрогский краеведческий музей

В исторической части города Таганрога, на пересечении улицы Фрунзе и переулка им. Антона Глушко можно увидеть крупное здание, привлекающее своим необычным архитектурным декором: портиком с четырьмя коринфскими колоннами и тяжёлыми лепными украшениями в стиле барокко. Это здание таганрожцы обычно называют Дворцом Алфераки, и сейчас в его стенах располагается экспозиция городского краеведческого музея.


Семья Алфераки относилось к многочисленной на юге России диаспоре греческих поселенцев, основная масса которых появилась на берегах Чёрного и Азовского морей во времена императрицы Екатерины Великой. Первым из рода прибыл в Россию Дмитрий Ильич Алфераки. Он переселился из Греции после Русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Ему, как офицеру было дано российское дворянство и имение в приазовье, названное в честь его родины Лакадемоновкой. Переселенцы с островов греческого Архипелага сыграли значительную роль в экономическом развитии края, превращении Таганрога в большой торговый порт, где сосредотачивался экспорт сельскохозяйственной продукции и через который к нам приходили товары с Запада.


Алфераки закончили постройку своего особняка в 1848 году и прожили в нём в общей сложности около 30 лет. Автором проекта был известный архитектор, профессор Петербургской академии художеств Андрей Иванович Штакеншнейдер, признанный на то время авторитет в вопросах дворцовой архитектуры. Выстроенный особняк, и по внутренней и по внешней отделке действительно представлял собой настоящий дворец.


Снаружи и внутри его украшала лепка античной работы, потолки расписывались итальянскими художниками. Несколько позже к дому был пристроен большой двусветный зал, высотою около 9 метров, украшенный картинами, камином и массивными часами. В этом зале Алфераки давали грандиозные балы, на которые приглашалось избранное таганрожское общество, жившие в градоначальстве помещики и знакомые Алфераки из соседних городов. Гости приезжали в роскошных нарядах, привезённых нарочными из Парижа и Вены. Вся мебель в доме, обстановка и сервировка были приобретены за границей.

Рядом с главным двухэтажным домом, где на правах хозяина стал жить помещик-негоциант Николай Дмитриевич Алфераки находился большой флигель коридорной системы, где со своими учителями и гувернёрами поселились сыновья старшего Алфераки – Николай, Ахиллес, Сергей и Михаил. Дети оказались талантливы, но не на коммерческом поприще: Сергей был известным путешественником, Ахиллес стал композитором. К сожалению, все они вели довольно расточительный образ жизни и после смерти Н. Д. Алфераки дела семьи пришли в упадок.

В конце 70-х годов занимавшее весь квартал домовладение перешло к купцу Негропонте, который распродал его по частям. Дворец с садом был куплен купеческим обществом для клуба «Коммерческое собрание». В большом зале часто устраивались концерты с участием приезжих знаменитостей. В 1876 году, будучи гимназистом. А. П. Чехов впервые попал на концерт с участием профессора Петербургской консерватории Л. С. Ауэра и композитора Танеева. Во время своего пребывания в Таганроге клуб посещал П. И. Чайковский. Тогдашнюю жизнь дворца, неизбежную карточную игру, царящую в клубе, прогулки по саду запечатлены в рассказах Чехова «Ионыч», «Маска», «Моя жизнь».

После революции здание клуба занимали различные советские учреждения, с 1927 года оно было передано краеведческому музею, основанному ещё в 1898 году. Основателем музея по праву считается Антон Павлович Чехов. При его активном участии были собраны экспонаты для художественного отдела музея, оказывал он и финансовую помощь. В советское время перед фасадом стояла цельнокаменная баба-изваяние, языческое наследие религиозных предрассудков древних скифов.

Посетителей в коридоре встречала экспозиция из археологических раскопок Приазовья и непременный атрибут любого музея тех лет – длинные, изогнутые бивни мамонта. В большом зале оборудовали планетарий: «ночью» стрелка-указка бегала по тёмному своду среди звёзд и планет иных миров; «днём» можно было видеть восход солнца над яхт-клубом, рассвет, медленное восхождение небесного светила в зенит и его закат где-то за макетами домиков западного посёлка.

Была в истории городского краеведческого музея и долгая полоса, именуемая капитально-восстановительными работами. Музей закрыли на ремонт в 1966 году, а завершили его к ноябрьским праздникам 1971. За это время исчезли потолочные росписи, прекрасные цветные плафоны на библейские сюжеты, во многих местах убрали художественную лепнину, унесли в запасники зеркала и скульптуры. Интерьер залов совершенно преобразился. Стиль 70-х отличался художественным минимализмом и обилием производственной тематики.

В 1989 – 96 годах произошло своеобразное возвращение к корням – были проведены реставрационные работы, позволившие во многом восстановить первоначальный облик дворца. Предстал в прежнем своём великолепии знаменитый двухярусный зал, где проходят концерты, выставки, торжественные бракосочетания, отмечаются памятные даты, вошедшие в историю нашего города. В 95 – 96 годах открыта ныне действующая экспозиция. Автором художественного решения является ростовский художник, заслуженный работник культуры Российской Федерации П. А. Ибалаков. За научную разработку данной экспозиции коллектив музея был удостоен премии Министерства культуры РФ. В настоящее время краеведческий музей является крупным научно-просветительским центром, славящимся далеко за пределами Ростовской области. Это одно из самых примечательных в Таганроге мест. С возобновлением традиции концертов и приёмов, музей вновь превратился в важнейший центр культурной жизни города.

После революции здание клуба занимали различные советские учреждения, с 1927 года оно было передано краеведческому музею, основанному ещё в 1898 году. Основателем музея по праву считается Антон Павлович Чехов. При его активном участии были собраны экспонаты для художественного отдела музея, оказывал он и финансовую помощь.

Впрочем, не только рождением знаменитых известен город – здесь также прошли последние дни российского императора Александра Первого, кончина которого была столь внезапной и произошла при таких странных обстоятельствах, что до сих пор нет единого мнения среди историков, а действительно ли умер он в Таганроге?
Портрет императора

и его супруги княжны Луизы-Августы баден-дурлахской, по св. миропомазанию Елизаветы Алексеевны
В музее отведён зал, где представлены подлинные вещи императора Алексадра Первого и его супруги.
Обеденный столик, инкрустированный перламутром с часами из малахита
столик для игр
шкаф для книг

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *