Дворец белосельских белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских

История строительства

В конце XVIII в. угол набережной Фонтанки и Невского занимал обычный, ничем непримечательный домик. В 1797 г. судьбу этой заурядной постройки решила княгиня А. Г. Белосельская, пожелавшая обзавестись собственным дворцом. Участок, понравившийся титулованной особе, спешно выкупили, а незатейливое строение тут же снесли, воздвигнув на его месте первую скромную версию дворца – трехэтажный особняк.

В середине XIX в. новый владелец имения, князь К. Э. Белосельский-Белозерский пришел к выводу, что столь скромное жилище не соответствует высокому статусу его семейства и поручил архитектору А. И. Штакеншнейдеру превратить здание в настоящий дворец. Вдохновленный работами гения архитектуры елизаветинской эпохи Б. Ф. Растрелли, Штакеншнейдер «подогнал» свое детище под стиль того времени. В результате сооружение превратилось в уменьшенную копию другой достопримечательности проспекта – Строгановского дворца. Не была забыта и внутренняя отделка: княжеская резиденция обзавелась роскошной лестницей, каминами из белого мрамора, а также античными статуями.

Дворец Белосельских-Белозерских и его владельцы

Несмотря на то что строительство здания было начато по приказу генерала К. Э. Белосельского-Белозерского, владеть им пришлось совершенно другим людям. Сам потомок знатного рода умер еще на стадии закладки фундамента, в связи с чем его предприимчивая супруга быстро сменила статус вдовы на титул княгини Кочубей. Дворец к тому времени был полностью достроен, и новоиспеченная хозяйка решила организовывать в его роскошных залах балы и светские приемы. На протяжении нескольких десятилетии княжеская резиденция играла роль светского центра Петербурга. Здесь собирались исключительно сливки столичного общества, не брезговал заглянуть «на огонек» к Белосельским-Белозерским и сам государь.

К концу XIX в. Россию накрыл экономический кризис, в результате которого фактический хозяин дворца, князь Кочубей, чуть не оказался в долговой яме. Чтобы рассчитаться с многочисленными кредитами, незадачливый вельможа передал здание в государственную казну. Дальнейшая история сооружения неразрывно связана с династией Романовых. Сначала дворец был преподнесен в качестве свадебного подарка великому князю Сергею Александровичу, но после получения им должности Московского генерал-губернатора некоторое время пустовал. После трагической гибели князя, резиденция перешла к его племяннику Дмитрию, который позднее «прославился» своим участием в убийстве Распутина.

С начала Первой мировой войны в дворцовых покоях действовал госпиталь, открытый Британским Красным крестом и просуществовавший вплоть до 1918 г. После Октябрьской революции здание сразу же национализировали, разместив в нем комитет партии. И лишь в 1992 г. райком благополучно закрыли, а бывшую княжескую резиденцию передали в ведомство комитета культуры.

Дворец сегодня

Начиная с 2003 г. состоянию дворца Белосельских-Белозерских стало уделяться повышенное внимание. Так, например, последняя масштабная реставрация была проведена здесь в 2015 г. К сожалению, большая часть уникальной коллекции первых владельцев, включавшая в себя бронзу, редкий фарфор и живописные полотна, не выдержала проверку временем, хотя общий облик внутренних интерьеров неплохо пережил советскую эпоху и серьезно не пострадал.

Первое, что встречает посетителей этого архитектурного памятника – изящная парадная лестница, украшенная ажурными металлическими перилами. Если повнимательнее присмотреться к их позолоченной арматуре, то можно увидеть затейливый фамильный вензель Белосельских-Белозерских. Поднимаясь вверх, обратите внимание на мемориальную доску, уведомляющую посетителей о том, что некогда в здании располагался госпиталь Красного креста. С левой стороны от лестницы находится Музей становления демократии в современной России им. А. Собчака, занимающий пять дворцовых комнат. Основная часть здешней экспозиции – это агитационные плакаты, листовки и фотографии различных социальных явлений, характерных для России 90-х гг. прошлого века.

Кроме музея, для посетителей дворца открыты следующие части здания:

  • Парадная столовая;
  • Картинная галерея;
  • Дубовый зал;
  • Зеркальный зал;
  • Золотая Малиновая и Бежевая гостиные.

Помещение столовой оформлено в серо-зеленых тонах. Приятный эффект контраста создает белоснежный лепной орнамент и немногочисленные живописные полотна на стенах комнаты.

Картинная галерея дворца, к сожалению, утратила большую часть своих экспонатов. Основная масса полотен была вывезена в Эрмитаж еще в первые годы советской власти, поэтому сегодня здесь можно увидеть лишь несколько образцов настенной живописи.

Массивные двустворчатые двери галереи выходят в бывшую библиотеку, более известную под названием «Дубовый зал». Главная «фишка» этого помещения – массивные деревянные панели со встроенными шкафчиками, а также второй ярус зала, выполненный из резного дерева и оборудованный миниатюрным балкончиком. Отдельного внимания заслуживает и оригинальный потолочный декор бывшей библиотеки. Изящное гипсовое кружево в виде ажурной сетки заметно выделяется на фоне потолков в других залах. Кстати, именно в этой части дворца можно увидеть фотографии бывших владельцев здания, а также познакомиться с газетными вырезками, рассказывающими историю резиденции.

«Сердце» дворца Белосельских-Белозерских – Зеркальный зал. Помещение в традиционном стиле рококо отличается от остальных комнат тем, что оно оборудовано театральной сценой. Большую часть этого салона занимают зрительские места, которых здесь около 400. Свое название зал получил, благодаря трем большим зеркалам, располагающимся слева от входа. Противоположную часть стены занимают три окна, в точности повторяющие форму зеркал. Кстати, два зеркала из трех сохранились еще со времен первых владельцев резиденции, но главную ценность изделиям придает то, что выполнены они из цельных серебряных пластин. Сегодня Зеркальный зал – это место проведения всевозможных концертов и спектаклей.

Совершая экскурсию по дворцу, не поленитесь заглянуть в Бежевую и Золотую Малиновую гостиные. Оба помещения принадлежит Первому каналу, поэтому использование фототехники здесь строго запрещено, а вот рассматривать великолепное оформление и восхищаться изяществом отделки залов можно сколько угодно.

Интересные факты и мифы, связанные с дворцом

Район, в котором располагается здание, имеет мистическую репутацию. Считается, что на этом участке проспекта можно встретить собственного двойника, являющегося предвестником скорой кончины. Например, известно, что некогда здесь столкнулись со своим вторым «я» императрица Анна Иоанновна и поэт П. А. Вяземский.

Фасад и внутренние помещения дворца украшают многочисленные фигуры атлантов и кариатид, работы Д. И. Иенсена. Если внимательно взглянуть на лица этих белоснежных статуй, то можно заметить явную иронию скульптора: мужские фигуры, держащие на своих плечах архитектурные своды, демонстрируют сильное физическое напряжение, их лица хмуры, а мускулы предельно напряжены. При этом женские статуи справляются с точно такой же ношей на удивление легко, а их мимика выражает самые позитивные эмоции.

Забавная байка связана с почетными гостями дворца: императором Александром III и его супругой. Дело в том, что императрица страстно любила танцевать, из-за чего венценосной чете приходилось задерживаться на балах Белосельских-Белозерских до поздней ночи. Чтобы отвлечь супругу от легкомысленного времяпрепровождения, царь постепенно отзывал музыкантов из зала. Когда все участники оркестра под разными предлогами удалялись, Марии Федоровне ничего не оставалось, как покинуть мероприятие.

Завсегдатаем музыкальных вечеров, проводимых во дворце, был великий русский композитор П. И. Чайковский.

Полезная информация

Записаться на обзорную экскурсию по резиденции можно на официальном портале дворца, ежедневно с 11:00 до 19:00. Стоимость билета для взрослого посетителя – 300 руб., для детей и представителей льготных групп населения – 200 руб. Если ваши культурные потребности не ограничиваются неспешными прогулками по пустым залам и рассматриванием интерьеров, попробуйте купить билеты на какой-нибудь концерт, мюзикл или фестиваль, которые постоянно проходят в стенах дворца.

Как добраться

Чтобы попасть во дворец Белосельских-Белозерских, лучше воспользоваться питерским метрополитеном. Поезжайте до станций «Гостиный двор» или «Маяковская», а дальше прогуляйтесь по Невскому в сторону набережной Фонтанки. Точный адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Невский пр-т, д. 41.

Достопримечательность
Дворец Белосельских-Белозерских
59°55′57″ с. ш. 30°20′40″ в. д.HGЯOL
Страна
  • Россия
Местоположение Санкт-Петербург
Тип здания Дворец
Архитектурный стиль необарокко
Архитектор А. И. Штакеншнейдер
Первое упоминание 1797 год
Дата основания 1747
Строительство 1847—1848 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510308490006 (ЕГРОКН). Объект № 7810616000 (БД Викигида)
Сайт beloselskiy-palace.ru
Дворец Белосельских-Белозерских на Викискладе

Дворец Белосельских-Белозерских в Петербурге.

Дворе́ц Белосе́льских-Белозе́рских; Се́ргиевский дворец — дворец в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой.

Автор проекта — архитектор А. И. Штакеншнейдер, осуществивший строительство в стиле так называемого «русского необарокко».

История

В 1797 году княгиня А. Г. Белосельская приобрела у И. А. Нарышкина небольшой каменный дом на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Дом был снесён, и на его месте в конце XVIII века архитектор Ф. И. Демерцов построил первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле. Облик этого дома сохранился на рисунке М. Н. Воробьёва.

Строительство современного дворца

Вид на дворец Белосельских-Белозерских и Аничков мост в 1850-е.

В 1847—1848 годах дворец был перестроен архитектором А. И. Штакеншнейдером, приобретя современный вид. Здание после перестройки в стиле нового барокко стало напоминать растреллиевские дворцы. Штакеншнейдер выполнил проект по заказу князя К. Э. Белосельского-Белозерского. В рамках этой работы были не только полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, но и возведены новые флигеля во дворе дома. Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания. Существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец, выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. В отделке фасадов дворца широко использованы художественные приёмы русского барокко XVIII века.

Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен. По его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид. Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером, яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решётке перил автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца. Великолепно была отделана библиотека Белосельских-Белозерских: стены обиты резными деревянными панелями и затянуты шёлком, камин украшен рельефным узором, огромное зеркало в позолоченной раме.

Хозяева

Название «Белосельских-Белозерских» условно: один из наследников мясниковских миллионов, генерал свиты князь Эспер Белосельский-Белозерский заказал здание в духе Растрелли Андрею Штакеншнейдеру, но скончался, когда рыли фундамент особняка, в 1846 году. Супруга Елена Павловна (урождённая Бибикова) переехала в его особняк на Литейном проспекте, выйдя замуж за князя Василия Кочубея. Дворец на Невском она не оставляла, используя его для проведения балов и светских вечеров. Он был расположен по соседству с императорским Аничковым дворцом, и сюда часто приходили царские особы.

Дворец в 1890-е годы

В 1865 году Надежда Дмитриевна (урождённая Скобелева) вышла замуж за Константина Белосельского — флигель-адъютанта, сына Елены Павловны (во втором браке — княгини Кочубей) от первого брака и поселилась во дворце. Дворец в ту эпоху продолжал считаться самым светским местом столицы, хозяева говорили на русском с лёгким английским акцентом — по последней моде 1880-х. В это время произошёл кризис — капитализация металлургических предприятий Урала — главных активов хозяина — стремительно снижалась: причиной тому стали неудачное управление, отсутствие инвестиций в основное производство. Князь Кочубей пытался выправить ситуацию, для этого набрал кредитов у государства, но не смог спасти положение, и в конце концов вынужден был рассчитаться с казной этим дворцом.

С 1884 года дворец связывался с именем великого князя Сергея Александровича — младшего брата Александра III, став в некотором роде свадебным подарком к его браку с Елизаветой Гессен-Дармштадтской (Елисаветой Федоровной). Дворец получил новое название — «Сергиевский».

С 1891 года великий князь стал генерал-губернатором Москвы и дворец пустовал.

В 1905 году Сергея Александровича убил эсер-боевик Иван Каляев, и в особняке всё изменилось: Елизавета стала монахиней, игуменьей московской Марфо-Марьинской обители. Так как она была бездетна, её приёмными детьми стали племянники мужа — Дмитрий и Мария. Их мать умерла при родах, а отец, великий князь Павел Александрович, отбил у генерала Эриха фон Пистелькорса жену красавицу Ольгу, и женился на ней. После этого великого князя на долгое время выслали из России.

Мария Павловна вышла замуж за шведского принца, а Дмитрий Павлович получил от тети её петербургский дворец на Невском. Дмитрий являлся любимцем последнего государя и покорителем женских сердец. Мастер джигитовки и выездки, он возглавлял российских конников на Олимпиаде 1912 года в Стокгольме, был автогонщиком. В последние годы империи он охладел к государю и государыне, с Феликсом Юсуповым осуществил покушение на Григория Распутина. После убийства «старца» последовала знаменитая царская резолюция: «В России убивать никому не дозволено», и он расстался с дворцом: Дмитрия Павловича выслали в Персию. Есть предположение, что ему удалось, находясь в ссылке, продать дворец Ивану Ивановичу Стахееву, владельцу крупной финансово-промышленной монополии, но документальных подтверждений этому нет.

Атланты дворца Белосельских-Белозерских на фоне фигуры с Аничкова моста

Во время Первой мировой войны в Сергиевском дворце размещался Англо-русский военный госпиталь, торжественно открытый Британским Красным крестом в присутствии Императрицы 30 января 1916 г. и просуществовавший до января 1918 г. В госпитале работал английский персонал под руководством доктора Флемминга. За время своей работы в госпитале прошли лечение около 6000 русских солдат.

После октябрьской революции 1917 года дворец Белосельских-Белозерских, как и многие другие, был национализирован. С 1920 года здесь находился районный комитет партии Центрального, позже — Куйбышевского района. Дворец расстался с коллекцией картин, собранной Белосельскими-Белозерскими: она была перевезена частично в Эрмитаж, а частично в особняк на Крестовском острове, также принадлежавший этому семейству.

После провала августовского путча 1991 года райком КПСС закончил своё существование и в 1992-м году дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга и в нём было размещено государственное учреждение культуры «Петербургский культурный центр».

С середины 1990-х и до 2004 г. во дворце располагался Исторический музей восковых фигур.

C января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ. Большое внимание уделяется его техническому состоянию. Последние реставрационные работы были проведены в 2015 году. В ходе реставрации Зеркальному (концертному) залу и Парадной столовой были возвращены изначальные цветовые решения в оформлении, задуманные А. И. Штакеншнейдером, были отреставрированы все живописные полотна и панно, встроенные в стены Парадной столовой.

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

Пожар на крыше дворца 28 февраля 2012 года

Хозяева дворца

Первой хозяйкой дома стала княгиня Анна Белосельская-Белозерская. Представители этого княжеского рода занимали довольно видное положение при дворе. Муж Анны Григорьевны был известным дипломатом и меценатом. После смерти княгини домовладение перешло по наследству ее сыну – Эсперу Александровичу.

Именно Эспер Белосельский-Белозерский решил перестроить дворец в новом стиле. Однако князь не дождался окончания работ и умер от тифа в разгар строительства. Дворец находился в собственности князей Белосельских-Белозерских до 80-х гг. 19 века, пока очередному хозяину князю Константину не пришлось отписать здание в государственное ведение. Причиной этому стало тяжелое финансовое положение семьи владельцев.

В 1884 году во дворце поселился член императорского дома великий князь Сергей Александрович. Он приходился братом действующему императору Александру III. Дворец в честь нового хозяина стали называть Сергиевским. Дом оставался в собственности императорской фамилии вплоть до революции 1917 года.

Первая мировая война открыла больничную страницу в истории дворца. В здании располагался Англо-русский военный госпиталь. Военно-медицинское учреждение было открыто при непосредственном участии британского Красного Креста, и главным врачом стал английский доктор Флеминг. Впрочем, больничная участь постигла многие императорские дворцы. Даже всем известный Зимний дворец приютил в своих покоях военный госпиталь.

Читайте также: Великокняжеские дворцы Петербурга

Архитектура здания

Автором первого варианта здания был известный русский архитектор Федор Демерцов. В основном он работал по заказам военного ведомства – проектировал здания казарм, типовые воинские поселения. Здание его работы имело строгий классический вид.

Спустя 5о лет дворец подвергся грандиозной перестройке. Исполнителем проекта выступил известный российский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Штакеншрейдер к тому времен уже имел богатый опыт строительства дворцов для членов императорской семьи. Особенно много его построек в Петергофе:

  • Загородный дворец Лейхтенбергских;
  • Фермерский дворец;
  • Ольгин и Царыцын павильоны.

Самым выдающимся сооружением архитектора считается Мариинский дворец, построенный для дочери Николая I. Ныне в этом здании Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Штакеншрейдер был одним из главных придворных зодчих того времени. Строительство зданий в центре Петербурга требовало высочайшей санкции, поэтому проект дворца утверждался императором Николаем I.

Для работ Штакеншрейдера была характерна эклектика – гармоничное сочетание различных стилей в облике здания. Для дворца Белосельских-Белозерских архитектор выбрал стиль «необарокко». Во внешнем облике здания угадываются черты Строгановского дворца, построенного знаменитым Растрелли в середине XVIII века.

Фасад здания украшают многочисленные колонны. В отделке окон используются полукруглые наличники. Такие же изогнутые формы применены на фронтонах. Типичным элементом барочной архитектуры являются фигуры атлантов, установленные под колоннами зданий. Для их изготовления приглашался известный датский скульптор Давид Йенсен.

Дворец успешно вписался в архитектурный ансамбль набережной Фонтанки у Аничкова моста. Современники отмечали, что Штакеншрейдер совершил «настоящий художественный подвиг», создав этот дворец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *