Дворец к г разумовского

Твит


Прямо в центре Москвы, недалеко от шумного Курского вокзала, находится одно из наиболее интересных зданий Москвы, некогда великолепный и богатый дворец городской усадьбы графа Алексея Кирилловича Разумовского. Известный государственный деятель, попечитель Московского университета, один из основателей Царскосельского лицея, министр народного просвещения с 1810 по 1816 год, прожил в своей московской резиденции два года после отставки с государственной службы. Именно в это время в его подмосковном имении, селе Горенки, расцвел уникальный Ботанический сад, считавшийся одни из чудес Москвы.
Усадьба Разумовского была построена в 1801-1803 гг. архитектором А.А. Менеласом, а затем в 1842 году существенно перестроена и расширена архитектором А.Г. Григорьевым. Это типичная богатая городская усадьба екатирининской эпохи, с обширным парком с прудами, парадным подъездым двором и центральным, главным усадебным дворцом.
Главный дом представляет собой двухэтажное строение, с прямоугольной центральной частью, выделенной мезонинным этажом с большим арочным окном, сдвоенными колоннами и львами на выдвинутых портиках, и полукруглыми крыльями, заканчивающимися павильонами кубической формы.
Парадные залы, гостиные и картинная галерея располагались в центральной части здания, а жилые комнаты находились в крыльях. Прислуга обитала в нижнем цокольном этаже.

Усадьба была типичной по планировке, однако не совсем типичной по «содержанию». Достаточно сказать, что на ее обустройство было затрачено более 4 млн. рублей, сумма по тем временам фантастическая! Залы были отделаны бронзой и дорогими гобеленами, украшены специально заказанными для нового дома саксонскими и севрскими сервизами. Библиотека графа, известного масона и мистика, поражала воображение обилием средневековых книг.
Парк при усадьбе не уступал в великолепии дому — оранжереи с экзотическими растениями, роща апельсиновых деревьев, четыре пруда с карпами, многочисленные цветники и аллеи услаждали взор графа.

Однако содержание столь богатой усадьбы влетало в копеечку. Известно, что граф пытался продать имение в казну, чтобы расплатится с долгами, однако получил отказ. После смерти Алексея Кирилловича усадьбу унаследовал старший сын, Петр, однако от отца он перенял лишь тягу к великолепию и расточительность, но не государственный ум. И успел наделать к моменту получения наследства столько долгов, что усадьбу пришлось немдленно продать за бесценок. В 1828 году ее владельцем стал одесский купец Юрков, постепенно распродавший уникальную бесценную обстановку по московским антикварным салонам.
Славный род Разумовских пришел в упадок так же быстро, как и взлетел к вершинам богатства и могущества. Петр Алексеевич скончался в бедности в Одессе, а блистательная усадьба его отца пошла, что называется, по рукам.

Сначала ее выкупил Опекунский совет для устройства сиротского приюта, затем там располагались школа фельдшеров, богадельня, семинария, а с 1901 дом престарелых, или точнее «убежище государыни императрицы Марии Федоровны для заслуженных воспитательниц учреждений Императрицы Марии».
Несмотря на многочисленных хозяев, революцию дворец и парк встретили во вполне сносном состоянии. Но с приходом советской власти начались злоключения усадьбы, пережившей даже захват Москвы Наполеоном. Во времена СССР здесь разместился институт физкультуры и его общежития, в результате чего с территории парка изчезли пруды, засыпанные под спортплощадки. В 1970-х во дворце поселился НИИ физической культуры, общежитий и шумных студентов не стало, зато в центральной части была сооружена сауна. Можно представить, какой эффект это оказало на состояние дворца!

К Московской Олимпиаде началась спешная реставрация, однако закончить ее в срок не успели, и в результате дворец оказался на долгие годы (собственно по нынешний день) брошенным на произвол судьбы. Началось разграбление здания, элементов декора, сопровождаемое обычным вандализмом наших граждан…
В 1990-х годах власти вспомнили о существовании уникального памятника архитектуры, и…передали его в 1999-м году Академии художеств Церетели! «Художества» не заставили себя ждать, вскоре после этого случился пожар, нанесший огромный ущерб строению, а от нового владельца здания не удалось до сих пор добится не то что масштабной реставрации, но хотя бы консервации и возведения временной крыши взамен окончательно разрушенной. Зато в более-менее сохранившихся каменных флигелях в левой части здания усадьбы не замедлили поселиться различные арендаторы.

Излишне наверное говорить, что согласно спискам Москомнаследия, усадьба графа Разумовского, как и прилегающий к ней парк — это объект культурного наследия (ОКН) федерального значения. То, что этот уникальный объект буквально гниет заживо, никого, конечно, не волнует…

В своем рассказе я неоднократно подчеркивал «уникальность» дворца Разумовского. Пора наконец объяснить, в чем же именно она состоит. Дело в том, что центральная часть главного здания на самом деле деревянная, обработанная штукатуркой под камень. Деревянных строений, переживших пожар Москвы 1812 года, в столице практически не осталось. Во время захвата Москвы Наполеоном во дворце расположился маршал Мюрат, благодаря чему дворец ничуть не пострадал. Однако пережить головотяпство чиновников и «художников» различных мастей сложнее, чем пожар…
В последние годы ходит много разговоров о «реконструкции» и «воссоздании» усадьбы, появились признаки какой-то строительной работы, рабочие, тачки и таблички. Однако каких-то существенных изменений пока не заметно, чему, зная умение наших градостроителей под видом реконструкции сносить исторические объекты, возможно стоит даже порадоваться.

Часть фотографий предоставлена — sematary09

Твит

Санкт-Петербург манит своей красотой туристов из всех точек земного шара. Многие люди мечтают воочию полюбоваться дворцами, садами и набережными этого прекрасного города. Одним из подобных мест, куда стоит обязательно заглянуть, является дворец Разумовского на Мойке.

Дворец Разумовского в Санкт-Петербурге: история

Здание поначалу было построено из дерева. Архитектором выступил Растрелли. Участок был выбран графом Левенвольде из-за того, что неподалеку располагалась усадьба его любовницы.

Вскоре по приказу королевы Елизаветы Петровны владельца отправили в долгую ссылку. Здание перешло в казну и после передано Шубину. Но бывший фаворит посчитал Санкт-Петербург небезопасным местом и уехал. Хозяином стал Кирилл Григорьевич Разумовский, президент академии наук.

Время беспощадно отнеслось к дворцу, который обветшал и был разобран. Кокоринов начал работу над новым проектом здания. Работу окончил Валлен-Деламот в 1766 году. Работа превзошла все ожидания: черты барокко в классицизме придавали зданию шарма и очарования. В здании проводилось множество балов и маскарадов, на которых присутствовали тысячи людей. Однако внимание уделялось и бедным людям, которые ни за что не смогли бы попасть в эту сказку: все получали милостыню по большим праздникам.

Дворец графа Разумовского продавался и перепродавался долгие годы, пока он не стал Воспитательным домом под руководством Марии Федеровны, жены императора. Дети без родителей могли найти там приют. Скульптура пеликана являлась символом учреждения. Планировка неоднократно менялась, чтобы детям было более удобно. Поступало очень много малышей, но по достижении десяти месяцев находилась приемная семья. За ребенком велось наблюдение большую часть его жизни, чтобы ничего страшного не случилось. По приказу императора содержание поддерживалось от процентов дохода театров.

Роженицы могли по собственному желанию оставить ребенка под присмотром хозяев дома, их не спрашивали ни об отце, ни о причине, ни о личности.

Новые строения появлялись на территории усадьбы, садились растения и кусты. В 1837 году помещения были преобразованы в Сиротский женский институт. Дети уделяли много времени чтению, в каждом классе была собственная библиотека.

Также важно было изучать языки, в особенности английский и французский. Воспитанницы получали образование, под руководством преподавателей вели занятия в младших классах, музыке обучались особенно одаренные леди, и вскоре открылся женский педагогический институт. Те, кто учились хуже остальных, с истечением определенного времени переводились в Николаевское училище, где продолжали обучение и готовились стать учительницами танцев или гимнастики.

Здесь же спустя время стали возникать новые институты, а на их базе создавался Государственный Педагогический университет имени Герцена.

Дворец графа К. Г. Разумовского: архитектура

Вся архитектура Петербурга – удивительная красота, которую продумывали величайшие архитекторы веками. Множество особенностей делают здания такими прекрасными, какими они являются на самом деле. В число этих достоинств входит:

  • Продуманность дизайна;
  • Величие, которое граничит наравне с простотой объектов;
  • Гармоничность и вписываемость в общую обстановку;
  • Разнообразие стилей.

Удивительно, но дворец относится к тем немногим зданиям, архитектура которых сохранилась на долгие годы. Постройка в ходе переделок стала похода на усадьбы зарубежных царей. Она была очень красивой и величественной.

Декорации главного фасада акцентируют внимание на колонны в центре, которые построены над аркадой цокольного этажа. В дополнение использованы барельефы. Они четко прорисованы и дополняют фасад. Садовый фасад изображен немного по-другому, но не менее чарующе: лепнина и колонны, боковые ризалиты, переплетение с мотивами главного здания. Чтобы отделить улицу и участок, была возведена каменная стена с центральными монументальными воротами.

Пристраивались новые здания, в том числе флигеля. Остался нетронутым сад, который по проекту Воронихина огражден решеткой со стороны Казанской улицы.

Растрелли, который занимался проектированием деревянного фасада здания, было доверено строительство многих шедевров архитектуры Санкт-Петербурга. В это число входит дворец императрицы Анны Иоановны, манеж между Большой Морской улицей и Невским проспектом, Летний и Зимний дворец. Он преодолел неприязнь последующих правительниц и вошел в доверие настолько, что поручена работа над расширением Петергофского дворца, постройкой Екатерининского дворца, Строгановский дворец и многие другие.

Валлен-Деламорт, который окончил работу над будущим университетом, прибыл из Франции. Он создавал проекты загородных домов, дворцов, церквей. Здание малого Эрмитажа – одна из наилучших работ француза, которая в будущем стала местом для отдыха с гостиными, галереями, оранжереями.

Он стал первым основоположников русского классицизма, что отражалось в деталях: симметрия, торжественность, завершенность композиции.

Окна дворца украшены лепкой и красиво обрамлены. Большое количество прислуги следило за всей красотой и поддерживало чистоту. В саду росли экзотические растения, охотно делился ими и радовал прохожих обилием ароматов.

Достопримечательности рядом

Неподалеку можно наблюдать дворец Строгановых, выполненный в стиле барокко. Архитектором выступил Растрелли. Он никогда не занимался производством частных домов, однако для Строганова было сделано исключение. После революции там был открыт музей, коллекции хозяев передали в Эрмитаж, а библиотеку – в томский университет.

Один из крупнейших храмов России – Казанский собор – поражает своим великолепием. Перед Воронихиным стояла сложнейшая задача. Необходимо было построить здание, вытянувшееся с запада на восток. Задача была выполнена безукоризненно. Впоследствии у стен был захоронен Кутузов, а на площади воздвигли памятник великим полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли.

Не важно, какое место будет выбрано для экскурсии в городе на Неве, оно потрясет своим великолепием. Остановить выбор на университете имени Герцена стоит потому, что оно действительно достойно внимания. Особенно важно это абитуриентам, которые в будущем обладают огромным желанием учиться в стенах этого старинного здания.

Апр 5, 2018 Евгения Решетникова

Родилась и живу в Петербурге. Очень люблю свой город. Здесь я смогла получить достойное образование, построить личную жизнь и найти интересную работу. Мне нравится рассказывать про Санкт-Петербург. Всегда рада поделиться интересной и актуальной информацией. Надеюсь была для вас полезной!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *