Дворец румянцевых и паскевичей

Центральная часть дворца является памятником архитектуры конца XVIII в. (1777-1796). С ее историей связана жизнь и деятельность выдающихся личностей Российского государства, государственных и военных деятелей Румянцевых и Паскевичей. В XIX-нач. XX в. помещения первого этажа центральной части дворца в жизни владельцев играли роль парадных помещений, где совершались приемы, проводились торжественные мероприятия. Архитектура и внешнее убранство помещений соответствовали их статусу. С момента создания дворца он несколько раз подвергался разрушению и восстанавливался. Сильно пострадал в 1919 году во время Стрекопытовского мятежа и в годы Великой Отечественной войны. Восстановительные работы после войны были завершены в 60-е годы XX в.

В настоящее время экспозиции 1-го этажа центральной части дворца представляют собой историческую реконструкцию помещений. Наряду с экспозиционными, некоторые залы выполняют представительские функции. Созданы интерьеры, соответствующие их назначению: Колонный зал, «Белая гостиная», «Красная гостиная», зал торжественных приемов (бывшая «золотая» столовая).

Композиционным центром дворца является колонный зал. Это самое большое по размерам помещение центральной части дворца. Величественная перспектива в Колонный зал прежде открывалась через три больших дверных проема. Помещение представляет собой двухэтажный зал, которому при жизни владельцев имения Румянцевых и Паскевичей, отводилась роль главной сцены в театре парадной жизни. Он выделяется и размерами, и масштабом. Его красота — это архитектурная выразительность самого пространства, которое перекрывается куполом. По первому этажу зал обступают шестнадцать белоснежных коринфских колонн. Центральное пространство контрастирует с окружавшими его с четырех сторон и отделенными колоннадами затемненными помещениями и увенчанными арками, которые сегодня украшены женскими скульптурами, представляющих собой аллегорию четырех пор года — «зима», «весна», «лето» и «осень» — работы скульптора Слободчикова В.И. (выполнены в 2004 г.). В зале находятся бюсты фельдмаршалов П.А. Румянцева-Задунайского и И.Ф. Паскевича. Второй этаж колонного зала огражден балконами и мраморными балюстрадами. Чередование света и тени, великолепные перспективы, раскрывавшие анфилады парадных помещений, — все это создает ощущение простора и торжественности.

В летнее время двери колонного зала с противоположной от главного входа стороны распахиваются, и публика попадает на обширную полукруглую веранду. Отсюда открывается вид на заливные луга за рекой Сож. А рядом на газоне, в тени листвы, скрываются уникальные вазы (1840-е гг.), сохранившиеся до настоящего времени.

Вторым по величине помещением главного корпуса дворца является бывшая «золотая» столовая князей Паскевичей. Она располагается слева от колонного зала в стороне от главной поперечной анфилады. Прозвана она была «золотой», вероятно, из-за размещенной по стенам золотой и серебряной посуды, а также саксонского фарфора. Средний простенок занимали два парадных портрета фельдмаршала И.Ф. Паскевича и его жены Елизаветы Алексеевны, работы художника Н.Г. Шильдера (ныне портреты находятся в экспозиции башни дворца).

В связи с тем, что Гомель сегодня является главным культурным и научным центром области, а также центром Международных славянских встреч на уровне глав правительств и государств, в зале торжественных приемов проходят важнейшие встречи, переговоры, подписания различных соглашений и другие мероприятия с участием первых лиц разных государств ближнего и дальнего зарубежья.

В зале представлена «Портретная галерея знаменитых людей Гомельщины» — парадные портреты людей, прославивших Гомельщину далеко за ее пределами.

По обе стороны главного зала дворца — колонного, — открываются перспективы наполненных светом колонных галерей дворца. К ним ведут большие комнаты, называемые гостиными — комнатами для приема гостей. Эти комнаты не имели никакого особого назначения, и в разговоре между собой хозяева дворца — Паскевичи, различали их по цвету — «красная» и «белая». Белая гостиная открывала путь во владения князя Паскевича — павильон и башню, где все было пронизано воспоминаниями о ратных подвигах. Красная гостиная — вела к домовой церкви.

Белая гостиная — это третье по величине помещение главного корпуса дворца площадью около 120 метров. Здесь собирались гости и обитатели дворца во время торжественных встреч и приемов. Посредине гостиной на пьедестале была установлена больших размеров керамическая ваза — изделие Императорского фарфорового завода, подаренная императором Николаем I в 1841 году князю И.Ф.Паскевичу в память о посещении гомельского дворца. По углам гостиной были расставлены гигантских размеров канделябры из цветного стекла, также подарки российского императора. К сожалению, предметов внутреннего убранства не сохранилось, поэтому было принято решение устроить здесь камерный зал. Сегодня в Белой гостиной дворца проходят различные мероприятия, концерты органной и фортепианной музыки. На сцене Белой гостиной дворца с большим успехом проходят концерты лучших вокалистов, народных и заслуженных артистов Беларуси, России, Франции, Голландии и др.

Красная гостиная при владельцах имения была менее официальной. По замыслу архитектора она составляла важное звено в парадной анфиладе дворца. Ее размеры, а главное, место в анфиладе по соседству с залом и столовой определили со временем и ее назначение. В середине XIX века она была портретной. Потребности устроить своеобразный музыкальный салон привели к тому, что в 1870-х годах там уже наряду с двадцатью портретами, «писаными масляной краской», находился орган (к нему три шкафа и 24 вала) и рояль. Затем Красная гостиная стала одной из любимых комнат княгини И.И. Паскевич, последней хозяйки гомельского дворца.

Ныне Красная гостиная — один из красивейших залов дворца, интерьер которого заполнен как подлинными предметами того времени из фондов музея, так и копиями портретов царских особ, выполненных гомельскими художниками.

В Гомельском дворце князей Паскевичей, наряду с произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства светского характера, находилось большое собрание культовых предметов. Большая часть их была сосредоточена в помещении домовой церкви, устроенной в 1857-58 гг. в северном ризалите дворца в честь приезда в Гомель императора Александра II.

Сегодня это небольшое камерное помещение является экспозицией «Культовые предметы из фондов музея» Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Основой данной экспозиции являются предметы, находившиеся в домовой церкви и часовне с усыпальницей княжеской семьи Паскевичей конца XIX — нач. XX в. и культовыми предметами (иконы, книги, церковная утварь, священнические облачения) из коллекции, сформированной сотрудниками музея в послевоенное время.

В 1834 г., став владельцем Гомельского имения, генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич решил провести реконструкцию дворца в соответствии со своими запросами. Из Варшавы был приглашен талантливый архитектор Адам Идзковский, который произвел существенные изменения в облике дворца. Одним из архитектурных проектов, стало сооружение слева от центральной части четырехъярусной башни, несущей на себе средневековые черты. Высота башни — 32 м. Она представляет собой вертикальную доминанту, организующую вокруг себя парковое пространство. С одной стороны к башне примыкает ризалит и павильон с верхним светом, с другой — крытая веранда.

В нач. XX в. в башне размещались личные покои князя. Здесь хранились коллекции батальной живописи, декоративно-прикладного искусства, подарки князьям Паскевичам российских императоров, награды, личные вещи владельца.

В настоящее время в башне расположена музейная экспозиция «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи». Открыта 3 июля 2003 г. Размещенные на трех этажах башни подлинные экспонаты (картины, скульптура, художественная бронза, оружие, личные вещи) позволяют показать историю Гомеля, дворца и парка конца XVIII — начала XX веков, раскрыть роль владельцев Гомельского имения Румянцевых и Паскевичей в создании дворцово-паркового ансамбля и формировании нового облика Гомеля, реконструировать некоторые из интерьеров дворца.
Контактные телефоны: (0232) 75 89 11, 75 80 93, +375 29 174 19 11
Время работы объекта смотреть
Стоимость билетов смотреть .
Правила посещения смотреть

История дворца Румянцевых и Паскевичей

Строительство дворца кончилось в 1794 году. А в 1834 году дворец Румянцевых стал собственностью полководца Паскевича. В эти годы провели реконструкцию дворца и основали прекрасный парк.

Для своей резиденции Паскевич приказал выстроить башню высотой 32 метра с верандой и балконом. Там хозяин принимал гостей, хранил библиотеку и различные коллекции. В 1919 году дворец стал музеем и собственностью государства, а наследников рода переселили в небольшую квартиру. Во время войны здание пострадало, хотя коллекции были вывезены. В 90-х годах началась реставрация, которая позволила восстановить интерьеры дворца, а также статуи, пропавшие во время войны. Коллекция музея постоянно пополняется.

В парке немало деревьев, переживших 100-летний рубеж, есть деревья и возрастом 150-200 лет. А в уникальном Зимнем саду, основанном ещё Паскевичем, произрастают несколько десятков видов субтропических деревьев, растений и цветов. Отдельно стоит Башня обозрения высотой 42 метра, на вершину которой можно подняться по винтовой лестнице. Стоит также посетить Лебяжий пруд, в котором живут прекрасные белые лебеди, выйти на набережную, чтобы полюбоваться рекой Сож.

Сейчас дворец Румянцевых — Паскевичей является центром дворцово-паркового ансамбля. В него также входят городской парк, часовня-усыпальница Паскевичей и Петропавловский собор.

Гомельский дворцово-парковый ансамбль

Гомельский дворцово-парковый ансамбль

Вид на парк с моста через реку Сож
Основная информация
Тип Дворцово-парковый ансамбль
Число посетителей
  • 309 200 чел. (2012)
www.palacegomel.by
Расположение
52°25′25″ с. ш. 31°01′00″ в. д.HGЯOL
Страна
  • Белоруссия Белоруссия
Гомельский дворцово-парковый ансамбль
Аудио, фото и видео на Викискладе

Гомельский дворцово-парковый ансамбль — памятник природы республиканского значения, памятник архитектуры Гомеля 2-й половины XVIII — середины XIX веков, комплекс памятников природы, истории и архитектуры. Протянулся на 800 м вдоль правого (высокого) берега реки Сож. В состав Гомельского дворцово-паркового ансамбля входят:

  • городище древнего и средневекового Гомеля X—XVIII вв. с сохранившимися элементами естественного и исторического ландшафта (1 категория);
  • дворец Румянцевых и Паскевичей XVIII—XIX вв. (1 категория);
  • парк XIX в. (1 категория);
  • собор святых Петра и Павла начала XIX в. (1 категория);
  • часовня-усыпальница семьи Паскевичей второй половины XIX в. (1 категория);
  • Зимний сад с башней обозрения — бывший сахарный завод XIX в. (2 категория);
  • комплекс хозяйственных построек XIX в. на территории парка, включающих административное здание (3 категория);
  • прилегающая заречная парковая зона с её естественной средой;
  • планировочная структура центральной части города с исторической трассировкой улиц и памятниками архитектуры XVIII — начала XX в.

Церковь при дворцеСкульптурная композиция «Лодочник» в парке

Центральный звеном комплекса является парк площадью 34 гектара. На территории парка насчитывается около 5 тысяч деревьев. В основном произрастает липа, акация, берёза, каштан, ясень, клён остролистный и др. Имеется более 30 видов экзотов: гинкго билоба, яблоня Недзвецкого, сосна чёрная, дуб гребенчатый, бархат амурский, лиственница и др. Современный вид парк приобрёл при И. Ф. Паскевиче. Руководил работами по разбивке парка польский архитектор Адам Идзковский. Парк разделён Лебяжьим прудом на две части — южную (где находится дворец Румянцевы-Паскевичей, Собор св. Петра и Павла, часовня-усыпальница Паскевичей, памятник Н. П. Румянцеву) и северную (располагается парк аттракционов, Зимний сад, смотровая башня, являющаяся бывшей трубой сахарного завода)

Композиционным центром ансамбля является построенный в стиле классицизма дворец, который воплотил в художественной форме дух екатерининской эпохи.

Часовня-усыпальница семьи Паскевич была создана в псевдорусском стиле в 1889 году по проекту архитектора Е. И. Червинского при участии художника С. Садикова. По проекту английского архитектора Джорджа Кларка в 1809—1824 году недалеко от дворца возведён Петропавловский собор, ныне являющийся кафедральным собором Гомельско-Жлобинской епархии Русской православной церкви.

На Киевском спуске Гомельского парка расположена бронзовая скульптурная композиция «Лодочник» в виде человека, стоящего в лодке, рядом с которым сидит рысь. Эта скульптура символизирует первого человека-гомельчанина, приплывшего в эти места.

> Примечания

  1. Скульптурная композиция «Лодочник» украсила Киевский спуск Гомельского парка (недоступная ссылка). gomelstreet.info. Архивировано 2 декабря 2013 года.

> Ссылки

  • Новый директор гомельского парка о рэпе, графе Румянцеве и о том, как заставить туристов ехать в Беларусь. onliner.by.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *