Дворец в кноссе

На греческом острове Крит находится крупнейший археологический памятник бронзового века — дворцовый комплекс и город Кносс, открытый в 1878 году Миносом Калокериносом. Сохранились в греческой мифологии легенды о лабиринте царя Миноса, жившего во дворце. Тесей из Афин приплыл на Крит и вынужден был вступить в борьбу с ужасным существом — Минотавром. Царская дочь Ариадна полюбила героя и дала ему нитяной клубок перед входом лабиринт, чтобы он мог найти обратный путь. Тесей убил Минотавра, похитил Ариадну и вместе с ней бежал с острова.
Кносский дворец на карте
В истории древнейшего города на Крите был период расцвета, когда численность жителей достигала 180 тыс. человек. Обитатели дважды навсегда покидали разрушенный Кносский дворец, произошли трагические события в 1700 и 1350 годах до н. э. По мнению исследователей, поводом могли послужить стихийные бедствия: вулканическое извержение на о. Санторин, сильное землетрясение, цунами.

Начиная с 1900 года, британский археолог Артур Эванс и его последователи проводили систематические археологические раскопки на Крите, разработали концепцию древнейшей минойской цивилизации и культуры. Были обнаружены еще более древние артефакты, которые относятся к неолиту. Эванс купил землю, на которой стоял дворец, частично восстановил его.
Центр политической, религиозной и экономической жизни Кносса предстал перед археологами внушительными лабиринтами жилых и складских помещений, мастерских. Внутренние и наружные стены были украшены фресками и другими декоративными элементами. Англичане параллельно с раскопками старались воссоздать дворец в том виде, в котором его представлял себе Эванс. С тех пор развалины древнейших построек соседствует с позже достроенными элементами.
Некоторые археологи утверждают, что Эванс не открывал Кносский дворец и Минойскую цивилизацию, а искусственно создал современной артефакт, используя бетон. Но поток туристов, направляющихся в знаменитый дворец на Крите, не иссякает. Остатки Кносса лежат в 5 км к юго-востоку от Ираклиона. В древности окружающие холмы были покрыты дубовыми и кипарисовыми лесами, сегодня здесь простираются виноградники и оливковые рощи. Использованы фотоматериалы из Wikimedia © Foto, Wikimedia Commons

Кносский дворец — история

По мнению историков, огромный храм в городе Кноссе был возведен еще за две тысячи лет до наступления нашей эры. Археологические раскопки показывают, что на его месте ранее существовало поселение древних людей. К слову, храм, построенный благодаря огромным усилиям, просуществовал лишь около трехсот лет.

Причиной его разрушения стало сильнейшее землетрясение, которое кроме «раннего» Кносского дворца стерло с острова практически все строения. Сразу после природного катаклизма древние греки вновь взялись за работу и построили новый, просто таки гигантский дворец, руины которого и были обнаружены Артуром Эвансом в начале ХХ — го века.

Строительство нового дворца пришлось на расцвет города Кносса и минойской цивилизации. Минойская цивилизация, пожалуй, является одной из самых загадочных и малоизученных. Даже в наше время ученые не могут достоверно сказать, что означает само слово «минос». Некоторые говорят, что это «царский трон» и «власть» на Крите, а другие, высказываются, что это имя человека, правившего городом Кноссом во времена его расцвета, и построившего Кносский дворец. Увы, город Кносс и его роскошный дворец были вновь разрушены очередным землетрясением, которое, скорее всего, стало причиной цунами, накрывшего весь Крит. Детальное изучение развалин Кносского дворца позволило сделать вывод, что главной причиной гибели города стал пожар, распространившийся на все здания. Интересно то, что причина возникновения пожара неизвестна.

Более вероятной считается версия, согласно которой жители Кносса сами спалили родной город или знали о приближающемся бедствии. В пользу этой версии, которая и встречается в современных учебниках истории, говорит то, что во время раскопок на территории древнего Кносса не найдено скелетов людей и домашних животных. Горожане наверняка знали о пожаре и заблаговременно перебрались на побережье. Некоторые историки, опираясь на найденные в Палестине артефакты, сходные по форме с артефактами, обнаруженными на Крите, делают довольно смелое заявление: первыми жителями, населявшими Кносс, были Атланты. Эта версия довольно спорная, хотя само строительство огромного дворца, возраст которого примерно такой же, как и у египетских пирамид, говорит в пользу нее. Скорее всего, эта загадка истории в ближайшее время не будет разгадана, лишь с появлением новых технологий, позволяющих более подробно изучать морские глубины и то, что скрыто под многовековыми наслоениями, историки наконец-то дадут утвердительные ответы на вопросы: «Существовала ли Атлантида?» и «Где жили древние Атланты?».

Кносский дворец в древнегреческой мифологии

Кносский дворец неразрывно связан с одним из самых популярных древнегреческих мифов, в котором повествуется о гигантском кровожадном человеке-быке – Минотавре. Это чудовище, которое раз в девять лет пожирало семь прекрасных девушек и юношей, обитало в огромном лабиринте. Справедливости ради стоит отметить, что этот миф появился тогда, когда развалины Кносского дворца уже были погребены под слоем земли. Тесей, правивший Афинами, смог убить в ожесточенной схватке Минотавра, и с тех пор жители близлежащих островов и городов перестали присылать на Крит своих юных жителей.

Найти путь из лабиринта, который предположительно находился возле Кносского дворца (или непосредственно под ним), помогла Тесею знаменитая нить Ариадны. Из каких источников древним грекам, передававшим из поколения в поколение миф о Тесее, Минотавре и Ариадне, было известно о существовании Кносского дворца и минойской цивилизации, до сих пор остается загадкой. Перед раскопками Артур Эванс полагался исключительно на достоверность этого мифа и, как показало время, он оказался абсолютно прав, а может, в мифе о чудовище есть доля истины….

Зал царицы

Кносский дворец – величайший памятник архитектуры

Можно с уверенностью сказать, что Кносский дворец, возле которого и в наши дни можно встретить многочисленные группы археологов, является одной из самых интересных достопримечательностей современной Греции. Бродящих среди руин туристов довольно часто посещает ощущение, что они столкнулись с чем-то фантастическим и необъяснимым. Быть может, оно появляется после прочтения мифа о Минотавре, а быть может, сама атмосфера, которая характерна для загадочного Крита, вводит человека в состояние, чем-то схожее с медитацией. Крит и развалины Кносского дворца довольно часто упоминаются в туристических проспектах. Не посетить это строение, которое было некогда одним из самых величественных и, по предположениям энтузиастов, являлось дворцом Атлантов – непростительная ошибка.

В наши дни, дворец – это огромное количество построек, которые расположены поблизости внутреннего двора. Особый интерес вызывает то, что все они спроектированы древними архитекторами на разных уровнях. Каждый уровень был соединен между собой внушительного размера лестницей или коридором. Некоторые помещения расположены глубоко под землей, объяснить смысл такой постройки и предназначение здания не представляется возможным. Ну чем не легендарный лабиринт Дедала? В качестве опор для этажей дворца использовались колоны. Археологи утверждают, что Кносский дворец был жилищем древнего царя, его супруги и свиты. Кроме этого, в Кносском дворце располагался театр, в котором за боем двух разъяренных быков (!) могли наблюдать около шестисот человек.

Тронный зал

Удивительно, среди руин специалисты нашли, пожалуй, самую древнюю на нашей планете канализацию, а также, систему водоснабжения. Благодаря тому, что длительное время Кносский дворец был погребен под землей и являлся недоступным для грабителей, в нем сохранились уникальные фрески, на которых изображены мифические существа. Среди развалин были извлечены из под земли бесценные экспонаты, выполненные из золота и дорогих камней. Интересно и то, что практически на всех артефактах, найденных на территории древнего Кносса, изображен бык. Кстати, еще одно изображение, которое довольно часто встречается на стенах здания, черепках и сосудах — двойная секира. По-гречески это оружие звучит, как «лабрис». Большинство лингвистов считают, что именно от этого названия и произошло слово «лабиринт». Не это ли очередное подтверждение правдивости мифа о Минотавре?

Фрески дворца

Несмотря на многочисленные открытия, ученым до сих пор не удалось объяснить, какая религия была основной в древнем и, некогда влиятельном, городе, а Кносский дворец — это своего рода лабиринт, можно даже сказать, ребус, решить который невозможно даже в наш век технологического прогресса.

Путешественник, решивший увидеть своими глазами Кносский дворец – место, с которым связано столько легенд, мифов и тайн, должен знать, что вход на его территорию платный. Цена входного билета по меркам Евросоюза – символична, и составляет всего 6 евро. Работает дворец-музей под открытым небом с 8 утра и до 6 вечера ежедневно. В дни, которые признаны национальными праздниками Греции, попасть к Кносскому дворцу можно абсолютно бесплатно.

Внутри Тронного зала

Бесплатный вход доступен и для молодых людей, которым еще не исполнилось восемнадцати лет. Правда, как и по всей территории Греции, юноши и девушки, которым разрешен безбилетный доступ к памятникам истории и архитектуры, должны проживать в одной из стран, входящих в Евросоюз.

Рейтинг достопримечательности

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.29 Достопримечательности ГрецииСтранны Европы

На живописном Крите, в окрестностях популярного курорта Ираклиона, находится знаменитый Кносский дворец. Он является красивейшим памятником древней архитектуры Греции и окутан множеством мифов и историй. Трудно найти человека, который не слышал о Минотавре и других легендах, связанных с этим местом. Вопреки разрушительной силе времени, варваров и землетрясений, отдельные элементы дворца очень хорошо сохранились и представляют огромный интерес для туристов.

Кносский дворец в мифологии

В древнегреческих документах чрезвычайно тонка грань между реальной историей и мифологией, поэтому трудно утверждать, что было на самом деле, а что породила фантазия поэтов. Предполагается, что Кносский дворец, как и большинство построек на Крите, основал царь Минос. Он пользовался милостью Зевса и Посейдона, которые не раз выручали его в трудную минуту.

Согласно легенде, Минос обязан был приносить в жертву Посейдону самого красивого быка, но однажды пожадничал и отдал менее достойное животное. Рассерженный бог в отместку пробудил страсть его жены к быку, от союза с которым и родился Минотавр – человек с бычьей головой.

Существо это было очень кровожадным и требовало человеческих жертв. Ежегодно юношей и девушек отправляли в коридоры лабиринта на съедение Минотавру, пока однажды в их числе не оказался Тесей. Принц Афин сумел победить жестокого Минотавра. Правда, для этого ему понадобилась помощь Ариадны – дочери Миноса. Позже Тесей с возлюбленной покинули остров, а через несколько столетий сильное землетрясение значительно повредило дворец, и почти полностью разрушило лабиринт.

Описание и архитектурные особенности

В древности Кносский дворец состоял из множества соединенных между собой построек и занимал несколько уровней. Некоторые ученые считают, что лабиринт Минотавра располагался где-то поблизости от дворца. Другие же, изучив запутанный план комплекса, уверены, что сам дворец и являлся лабиринтом. Его корректнее называть городом, а не просто дворцом, ведь на площади 16 000 м² расположилось более 1300 помещений.

Реконструкция Кносского дворца

Обнаружить какую-либо системность в архитектуре очень сложно. Возникает ощущение, что строили его абсолютно обособленные бригады. Некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом. В постройке мало симметричных деталей, фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, зато технология строительства находится на высочайшем уровне.

Некоторые элементы являются очень эффектными и привлекают внимание архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, выкрашенные в охряный и черный цвета. Они имеют необычную форму и сужены книзу.

Схема Кносского дворца

Не менее интересны большие лестницы, выполненные из цельных блоков. У лестниц имелись специальные каналы для сточных вод, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система.

Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.

В процессе раскопок найдено большое количество статуй, предметов быта и драгоценностей. В отделке помещений хорошо сохранились древние фрески. Путешествуя по Кноссу, туристы словно перебираются на небольшие яркие островки старинного дворца. Чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах, стоит воспользоваться картой развалин.

14. Архитектура Кносского Дворца.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. В центре дворца находился весьма обширный двор, который, видимо, имел культовое назначение. К этому двору со всех сторон примыкали многочисленные помещения, выполнявшие различные назначения, как хозяйственные, так и жилищные, с верандами, галереями, колоннадами, бассейнами и лестницами.Парадные помещения дворца состояли из большого и малого «тронных» залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения. Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные. Во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Богатое убранство некоторых комнат, громадное количество изделий из драгоценных металлов, высокохудожественные стенные росписи-фрески, вместительные склады — всё это свидетельствует о том, что дворец был местопребыванием царей — правителей Кносса и всего Крита.

Необычными показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название «иррациональных». Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функциюОбратила внимание археологов манера освещения комнат. Проемов в стенах, подобных окнам позднейших построек, в Кносском дворце не существовало. Свет проходил через отверстия в потолке (световые колодцы) до первого этажа, создавая различную степень освещенности залов дворца, — приближенных или удаленных от световых проемов.Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нем есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. На примере Кносского дворца легко убедиться в том, что архитектура Древнего Крита обладала легкостью, своеобразной свободой и изяществом. Ее чарующая сила не в мрачной дисциплине, а в раскованности и приветливости. К сожалению, знаменитый дворец практически полностью был разрушен во время пожара, случившегося во время одного из землетрясений.

15. Искусство Крита.

Крито-микенская культура — общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3-2 тыс. до н.э. и сильно воздействовавшей на культуру материковой Греции и микенской культуры, формировавшейся под влиянием минойской. Центры культуры находились на материковой Греции. Несмотря на прочные культурные связи с Ближним Востоком, прежде всего с Египтом, крито-микенская культура сохраняла свою самобытность. Одной из особенностей критской культуры является полное отсутствие на Крите храмов. Очевидно критяне совершали свои религиозные обряды или в гротах или на открытом воздухе, перед алтарями, обнесенными священными оградами. Крито-микенская культура предвосхищает греческую как своим тяготением к зрелищам, так и своим увлечением музыкой, танцами, спортом. Критяне задолго до греков изобрели театральную сцену. В честь Минотавра устраивали священные ристалища быков. Женщины наряду с мужчинами принимали участие в опасной и искусной игре. За ристалищами быков следовали состязания в боксе. Активное участие женщин в спортивных праздниках подводит нас к особенности критской культуры, которую можно характеризовать как поклонение женщине. Женщины вели свободную общественную жизнь: участвовали в священных ристалищах, атлетических и музыкальных играх, занимались ремеслом и охотой, открыто показывались на улицах.

В XXI–XVI вв. до Р. Х. центрами власти и культуры были Кносс, Фест и Маллия. Монументальная архитектура дворцов и фресковые росписи — главные детали, отличающие Критскую культуру. Величественные лестницы, колоннады, фрески и гипсовые рельефы, покрывавшие стены дворцов, оформляли придворную жизнь.

Критские дворцыпредставляли собой комплекс обжитых помещений и множество зал, составляющих лабиринт и сосредоточенных вокруг широкого двора. Дворец занимал площадь 150 на 100 м. Не монументальность являлась решающей в архитектурной композиции, а комфорт, поскольку, хотя дворец с виду хаотичен, архитектура его цельна и в идеале приспособлена к требованиям местного климата. Свет проникал в залы дворца с обширного центрального двора; если он не доходил до какой-либо точки, архитектор делал световые отверстия в перекрытиях, или специальные окна верхнего света. Монументальные лестницы Кносского дворца, а также лестницы дворца в Фесте, служили не только для сообщения, но как своеобразные трибуны для зрителей, где можно было следить за играми или иными зрелищами.

Искусство Крита, развиваясь на территории, связывающей Запад с Востоком, с самого начала впитало в себя художественные элементы древнейших цивилизаций Ближнего Востока, неолитических культур Анатолии, Придунайской низменности и балканской Греции. История открытия этой цивилизации насчитывает немногим более ста лет.

Лестница кносского дворца

Территория критской цивилизации включала в себя о-в Крит, о-ва Эгейского моря, западное побережье Малой Азии и часть материковой Греции. Принято выделять следующие периодыв искусстве Крита:

1. Раннеминойский период – 3000/2800 – 2000 гг. до Р.Х. 2. Период «старых дворцов» (1900-1700 гг. до Р.Х.). 3. Период «новых дворцов» (1700 – 1450 гг. до Р.Х.)

Раннеминойский период. В нач. III тыс. до Р. Х. (конец эпохи ранней бронзы) культура Крита вплотную подошла к сложению цивилизации.

Искусство нач. III тыс. до Р.Х. представлено находками из т. наз. «клада Приама», открытого Г. Шлиманом при раскопках Трои, т. наз. кикладскими идолами, а также раннеэлладскими вазами типа «соусников» и раннеминойскими сосудами из цветного камня. «Клад Приама» включает в себя диадемы (оформлявшие либо культовую статую, либо служившие деталью головного убора из ткани или кожи 4), серьги, височные кольца, браслеты, гривны, бусы, выполненные на высоком техническом и художественном уровнях из золота, серебра, бронзы, сердолика и янтаря. Эти находки свидетельствуют не только о высоком уровне изделий, но и об уникальности контактов, отразившихся в технике, материале троянских украшений. По мнению М.Ю. Трейстера, «заимствовав формы украшений и техники обработки драгоценных металлов и бронзы из Междуречья, происходившие оттуда мастера создавали местную (в Трое – С.З.) ювелирную школу и центр торевтики. Наряду с ремесленниками среднего уровня ее представляли выдающиеся мастера, создавшие уникальные для своего времени произведения и внесшие заметный вклад в формирование прикладного искусства Греции Малой Азии II тыс. до н.э.» .

Ещё один яркий пример искусства этого времени – знаменитые кикладские идолы . В рамках изучения кикладской пластики принято выделять следующие периоды:

I раннекикладский (3300-2800 гг. до Р.Х.),

II раннекикладский (2800-2300 гг. до Р.Х.),

III раннекикладский (2200-1800 гг. до Р.Х.) .

Наибольшее количество скульптур было создано с 3000 по 2300 гг. до Р.Х. В основном кикладская скульптура выполнялась из местного греческого мрамора, месторождения которого найдены почти на всех о-вах кикладской группы . Известны примеры скульптур, изготовленных из терракоты, которые представляют собой лишь подражания мраморным изделиям. Кроме того, другие материалы, например обсидиан и песчаник, не были широко используемы жителями Киклад . Открытые к настоящему времени произведения кикладской скульптуры значительно отличаются по размеру – их высота варьируется от 132 до 110 см. Для изготовления скульптур древние мастера использовали каменные и металлические орудия, в качестве абразивного материала для производства первичных грубых форм, вероятно, использовался наждак . Основная часть работы выполнялась каменными орудиями, скорее всего, для придания скульптуре законченной формы использовались орудия из обсидиана. Полировка фигур и придача им мягкого блеска выполнялись с помощью пемзы . Изображалась роспись, существовали ли какие-то общие правила в системе декорировки скульптуры, — всё это до сих пор находится на уровне гипотез. Большинство ученых считают, что многие их кикладских скульптур были полностью покрыты росписью, что кардинально их отличало от их современного вида. На сегодняшний день установлено, что роспись обозначала контуры глаз (часто миндалевидной, но иногда и просто овальной формы), зрачки, черты лица (в основном губы), волосы, возможно татуировку или украшения, прорисованные в форме расходящихся от шеи к груди прямых линий . Краской были подчеркнуты первоначально обозначенные прорезями линии шеи, позвоночника, половые признаки (особенно на женских статуэтках).

Кикладские идолы

Культура Керос-Сирос является периодом расцвета кикладской скульптуры. Именно они являются признанными шедеврами крупнейших собраний кикладского искусства во всем мире. В этой культуре активную роль играли контакты с поселениями II раннеминойского периода на о-ве Крит 20, а также на материковой Греции и с культурами периодов I и II в районе Трои21. Вывозимые в Крита скульптуры со сложенными руками копировались местными мастерами и получив в современной науке название «тип Кумаса». С началом культуры Керос-Сирос наиболее распространенным типом скульптуры становиться тип со сложенными руками на груди, основная составляющая которого приходиться на женские статуэтки. Статуэтки этого типа, в основном, располагаются в горизонтальном положении (о чем свидетельствуют вытянутые ступни и соединенные, чуть согнутые в коленях, ноги), а две разновидности этого типа сохраняют следы росписи. Культура Керос-Сирос включает в себя следующие типы скульптуры в рамках типа со сложенными руками:

1. Тип Капсала (датируется между 2800-2700.гг до Р.Х.). Статуэтки высотой до 30 см. Руки сложены под грудью, при этом правая рука расположена под левой, выпрямленные пальцы рук, обозначенные с помощью прорезей, откинутая назад голова, вытянутые шея и ступни ног. Скульптура этого типа отличается очень мягкими, округлыми, женственными формами (женская статуэтка типа Капсала. Мрамор. Около 2700-2600 гг. до Р.Х. Британский музей).

2. Тип Спедос (ранний – 2700-2500 гг. до Р.Х.; поздний – 2600-2400 гг. до Р.Х.). Скульптура отличается от типа Капсалаболее геометрическими формами, большим применением прорезей для обозначения тех или иных деталей. Меняется форма головы – с овальной на т. наз. «лирообразную» , на которой сохраняются следы росписи и неких узоров. У некоторых скульптур раннего типа Спедос отсутствуют половые признаки, но обозначены нос, миндалевидные глаза, уши, грудь, иногда некий головной убор (в виде диадемы ?). Ранний Спедос отличает тщательность в передаче частей тела, их изящества (женская фигура раннего типа Скерос. Мрамор. Выс. 76,5 см. Британский музей).Поздний Сперос представлен исключительно женскими изображениями (нередко преданных в состоянии беременности), довольно крупными по размеру 23 (до 1 м высотой)24, без ушей, с грудью довольно высоко расположенной над уровнем рук, с плотно сжатыми ногами. В позднем Спедосе мастера вновь возвращаются к применению многочисленных прорезей для обозначения частей тела.

3. Тип Докатисмата (2500-2300 гг. до Р.Х.). В данном типе начинается отход от попытки в передаче естественных форм, появляются широкие и угловатые плечи, непропорционально маленькая верхняя часть туловища, слишком узкие ноги. Скульптуры этого типа утрачивают изящность форм, фигуры отличаются невысоким качеством исполнения.

4. Тип Халандриани (2400-2200 гг. до Р.Х.) . Завершающая стадия в развитии мраморной кикладской скульптуры. Скульптуры этого типа не очень хорошо сохранились, что, вероятно, связано с ухудшением качества обработки мрамора. Фигуры становятся все более непропорциональными, отсутствует прежняя обработка деталей, иногда пальцы рук не изображаются объемно, а просто обозначаются неглубокими линиями на поверхности статуэток. В изображениях исчезает симметрия. Как и тип Докатисмата, данный тип изображает приземистые пропорции, положение рук не следуют традиционным правилам (правая рука расположена выше левой или правая рука сложена на животе, а левая расположена по диагонали между женскими грудями). Как пример такого изображения — мраморная женская фигурка, созданная около 2500-2000 гг. до Р.Х. из Британского музея. Среди образцов обоих типов встречаются мужские изображения.

Архитектура: сакральная архитектура почти совершенно отсутствует. Жилые здания были прямоугольного типа. Большинство домов среднемикенской эпохи представляют собой многоэтажные строения, крытые плоскими крышами и иногда украшенные сверху небольшим аттиком. К специфическим особенностям относится обилие окон по фасаду. За отсутствием стекла отверстия окон закрывались, вероятно, цветной материей или прозрачной промасленной кожей. Строились большие дворцы, самый крупный из них Кносский. В критских дворцах было обилие коридоров, лестниц и световых шахт. Чередуя световые шахты со сквозными лестницами, портиками и водоемами, критский архитектор добивался динамически одухотворенного впечатления. Колонны наряду со столбами находили самое широкое применение. Плиты обычно украшали рельефные изображения (чаще всего изображали животных, особенно — львов). Искусственные гроты применялись для погребения большого количества умерших, единичные могилы устраивались в виде ям или ящиков.Скульптура: Ее особое свойство — отсутствие монументальных памятников, больших культовых статуй или декоративных ансамблей, соединяющих архитектуру и скульптуру. Критская скульптура избегает открытых пространств — площадей, портиков, наружных ниш. Все памятники отличаются небольшими размерами и предназначены для постановки во внутренних покоях. Фигуру связывали с окружающим пространством, давали ей пейзажный фон. Скульптуры делались из глины, слоновой кости, фаянса и бронзы. Также крито-микенская культура знаменита вазописью.

Фрески Крита выделялись яркими красками. Фресковая живопись в Кносском дворце покрывала стены 1500 помещений. Сюжеты представляют сцены из придворной жизни, есть изображения животных и растений, мотивы не повторяются; фантазия авторов росписей богата. Поразительно совершенство техники живописи, тонкость и живость красок. Невзирая на некоторую стилизацию в изображении животного и растительного мира, композиции живые и непосредственные.

Крит. Кносский дворец. Комплекс «Резиденции»

В соответствиями со своими фантазиями о Кносском комплексе как царском дворце, Артур Эванс «выделил» предполагаемой царской чете «апартаменты» в восточной части «дворца». Они, по мнению Эванса, состояли из мужской половины и женской. Мужская часть включала в себя один лишь Зал двойных секир, разделенный многопроемными дверями на несколько секций. Выдуманной царице повезло гораздо больше, ибо в ее покои входили мегарон, ванная, косметический кабинет/сокровищница и Двор Прялок.
«Мегарон царя»

Не будем сейчас пускаться в рассуждения, что привело исследователя к подобному выводу, и рассмотрим помещения «царских апартаментов» поближе.

Парадным входом в царские покои можно считать Большую лестницу – достаточно было спуститься на нижний её этаж (А). Справа от лестницы – в углу Зала Колоннады (9) – находится длинный коридор. (Интересно, что по следам в проемах – сохранились некоторые дверные петли – и на порогах стало известно, что коридор и холл лестницы, а также выходы из Зала Двойных Секир разделяли двери, удалось также установить в какую сторону открывалась каждая их них и сколько створок (1 или 2) имела). Сам коридор заканчивался лестницей и вторым входом в приватную часть дворца (В).


Вид на царские покои с востока

Но мы выходить не будет и, дойдя до середины коридора, повернем направо и войдем в Зал Двойных Секир – «мегарон царя».
«Мегарон» – по-древнегречески означает «большой зал», этим словом обозначали тип дома, сложившийся в Средиземнорье и на Балканах в III-II тыс. до н.э. Мегарон имел в центре помещения очаг, а также открытый портик. Конечно, мегароны найдены не только на территории материковой и островной Греции (Микены, Тиринф, Пилос), но и, например, в Трое.

Реконструкция мегарона в Микенах («дворец Агамемнона»)
Реконструкция мегарона в Пилосе («дворец Нестора»)

Вернемся в Кносс: здесь, на Крите, мегарон являлся не центральным помещением дворца, как во дворцах микенской цивилизации, а, скорее, парадным залом частных покоев. Хотя, как и в Тронном зале, в мегароне тоже присутствовал трон.

Он располагался в западной секции мегарона (1) – так называемой «комнате Аудиенций» – слева от входа. Археологами были найдены его разбитые упавшей плитой остатки.


Слева – место, где находился трон

С обеих сторон от трона стояли колонны, что навело Эванса на мысль о балдахине.

Рисунок Йонга из книги Эванса

Помещение справа от Зала, отделенное тремя колоннами, – это световой колодец (10). Изображения священной секиры на камнях в этом колодце и дало название всему помещению.

Из помещения (1) можно было пройти во внутреннюю часть Зала Двойных Секир (2). Это очень интересная комната – она имеет только одну стену. С остальных трех сторон её ограничивают многопроемные двери (т. н. polythyron — см. ниже), в пазах которой находились полотна дверей. Открывая и закрывая в различных вариациях эти 11 дверей, владельцы апартаментов могли изменять источники света помещения, сохранять летнюю прохладу или зимнее тепло внутри дома, изолировать внутреннюю секцию от соседних и т.п. В то же время пилоны выполняли роль столбов, которые поддерживали архитрав всей деревянной конструкции. Верхние проемы конструкции являлись аналогами современных форточек и, по сути, были единственной возможностью доступа света и воздуха при всех закрытых дверях во внутренние покои (их переплеты могли быть «застеклены» пергаментом).

Очага, как на материке, в кносском мегароне не было, вероятно, хозяева пользовались, скажем, передвижной жаровней.
Как и положено мегарону, у кносского «мегарона царя» имеется портик (3) – открытая веранда с колоннами, она способствовала доступу света и воздуха в помещение.

Портик опоясывала терраса (11).

Пара слов о росписях «мегарона царя». Самый повторяющийся рисунок в «царских апартаментах» – спиральный фриз с розетками. Он похож на фриз «Веранды со Щитами», однако рисунков самих щитов в «мегароне царя» не обнаружили. По предположению Эванса, потому, что в рисунках не было нужды – на стенах мегарона висели сами щиты.

Это модели щитов, которые выполнил Гиллерон, по рисункам щитов на фресках и т.д. Фриз реставрирован.
«Мегарон царицы»

К покоям «царя», по мысли Эванса, примыкали апартаменты «царицы». На «женскую половину» из «мужской» можно было пройти по темному Коридору Собачьей ноги, так названному из-за его два раза изогнутой под прямым углом формы (из (1) в (4)).
(4) – это сам «Мегарон царицы». Из этого комплекса помещений выхода вовне нет. Свет «мегарон царицы» получает из двух примыкающих к нему световых колодцев (4а).



Это портик мегарона (4b) – небольшой закуток перед световым окном. От основного помещения портик отделяло «окно», образованное двумя колоннами на стилобате. Между дальней от двери колонной и откосом «окна» была установлена священная секира. С обеих сторон к стилобату (выс. 38 см) крепились деревянные скамьи (их остатки были обнаружены во время раскопок). Среди предположений об их использовании есть и отсылающее нас к другой, более вероятной функции «мегарона царицы» – сакральной: скамьи могли представлять собой алтари.

Это центральная комната «женской половины» «царской резиденции» Кносса. Мы видим три двери – две на северной стене и одну на восточной. Первая (слева направо) ведет в Коридор Собачьей ноги и, соответственно, в «мужские» покои, вторая – на внутреннюю лестницу (она идет на второй этаж «женской части»), третья – в вышеупоминавшийся портик перед световым колодцем.
Здесь были обнаружены одни из самых известных фресок Кносского дворца (оригиналы которых находятся в Ираклионском археологическом музее) – «Дельфины» и «Танцующая девушка».

В этом помещении пол мостили три раза. В первый раз покрытие состояло из подобранных необработанных камней, во второй раз камни (от 6 до 12 см толщиной, Эванс назвал это мощение «мозаикой») обрабатывали, но не придали им правильной формы, и в третий – последний – раз пол был покрыт отлично отделанными квадратными гипсовыми плитами толщиной 4-5 см.
Соседнее маленькое помещение (5) рядом с «мегароном царицы» условно называется «ванной комнатой царицы». Комнатка отделена от «мегарона» световым окном, а от дверного проема до собственно внутреннего помещения «ванной комнаты» небольшая «балюстрада» справа (длиной около двух метров и шириной в 64 см, с одной деревянной колонной, от которой сохранились следы) формировала небольшой (шириной в 1 метр) коридорчик.
Эванс предполагал, что на балюстраду могли ставить каменные светильники, а световое окно между «ванной комнатой» и «мегароном царицы» при желании можно было занавесить.
Внутренняя секция помещения занимала немногим более двух метров. Уровень пола здесь был ниже, чем в основном помещении – «мегароне». Нижняя часть комнаты олицована большими гипсовыми плитами, над которыми идет такой же орнаментальный пояс из спиралей (более поздний по времени, чем фреска с дельфинами). как в «мегароне царицы» и в Зале Двойных Секир.
В «ванной комнате» не было труб водоснабжения, отсюда вероятен вывод, что вода сюда доставлялась вручную. В связи с чем найденная у прохода в западную часть «покоев» амфора в «морском стиле», по мнению Эванса, принадлежала «ванной комнате» – в ней держали воду.
В «мегароне» была найдена (в осколках) раскрашенная керамическая ванна. Она небольшого размера, сидячая. Эванс поместил ее в «ванную комнату», поскольку счел, что она была выставлена оттуда из-за ремонта. Ванна и сейчас стоит там, куда ее определил археолог.



Есть исследователи, которые не разделяют точку зрения Эванса на «Резиденцию» как на жилые помещения. Место «ванной комнаты царицы» в гипотезе о сакральном характере этого комплекса занимал люстральный бассейн.
Поскольку из «ванной комнаты царицы» (5) не было прохода в соседнее помещение (6) мы по Коридору Расписного Пифоса (4с, названного так по найденному в его начале сосуду и украшенному таким же спиральным бордюром, как «мегарон», и «ванная») пройдем в спальню/»Туалетную комнату»/»Косметический кабинет» «царицы» (7).
У этого помещения, по предположениям разных исследователей, могло быть два предназначения – спальня и туалетная комната. Свет сюда проникал из светового колодца (8), получившего название Двор Прялок по выцарапанной на стене прялке (ср. Зал Двойных Секир).
В юго-западном углу комнаты (нижний левый угол на плане) находилось гипсовое возвышение, которое (в зависимости от склонности к одной из гипотез) можно было истолковать или как кушетку, или как место для сосудов с водой. За стеной располагались две шахты, в которые устремлялась вода с крыши и туалетов верхнего этажа (и далее в дренажную систему по трубам). В пустое пространство между шахтами Эванс «определил» гипотетическую (не найденную) цистерну для воды. У восточной стены располагался самый настоящий туалет с системой смыва «лишнего» все туда же – в сток, выводивший воду в Керат. О трубах – вы можете видеть их пути, обозначенные пунктиром на плане.
Обойдя туалет и выйдя в дверь, расположенную на той же восточной стене, мы попадаем в небольшой коридор. Справа мы видим окно светового колодца – Двора прялок, пройдя направо, а затем свернув налево попадаем в исходную точку нашей экскурсии – Зал Коллонады (9) и на Большую лестницу. Неосмотренной остается одна комната по правую руку от Двора Прялок – «хранилище», «склад» (6).
В этом помещении, как оказалось, пол никогда не мостили, что, очевидно, могло указывать на его нежилое предназначение. Здесь были найдены настоящие сокровища – множество предметов из различных ценных материалов: золота, бронзы, слоновой кости, яшмы, горного хрусталя, фаянса. Правда, большинство изделий оказались фрагментарны. Также были найдены сгоревшие остатки дерева, возможно, принадлежащие сундукам.
Фрагментарность находок скоро была объяснена. Дальнейшие раскопки показали, что все это богатство не хранилось здесь, а попало при разрушении здания (возможно, при землетрясении) с верхнего этажа. Там, в «Сокровищнице», были найдены недостающие фрагменты к некоторым предметам из «хранилища».
В общем, это все о «Резиденции». Осталось добавить пару слов у верхнем этаже «мегарона царицы». В плане он очень похож на нижний (нами только что осмотренный) этаж с небольшими изменениями. А попасть на верхний этаж можно было по двум лестницам. Выход на первую – приватную «хозяйскую» – мы с вами видели в «мегароне царицы». Вторая – «служебная» – находится между «хранилищем» (6), Двором Прялок (8) и Залом Колоннады (9).
Об отличиях назначения комнат наверху от нижнего этажа скажу два слова. На нашем плане между двумя световыми колодцами (4а) есть два пустых помещения – на верхнем этаже их могли, по предположению Эванса, занимать спальни. Еще одно помещение (на плане между 6 и левым 4а) наверху тоже могла занимать спальня, закрашенный у нее верхний левый угол – это водослив. Примыкающая к этой «спальне» слева комнатка имела свой туалет со сливом в одну из двух нижних шахт, о которых я уже говорила выше. Еще один туалет находился на соседней шахтой, войти туда можно было из Комнаты Каменной скамьи, которая находилась как раз над «туалетной комнатой царицы». Ну, и последнее помещение над «хранилищем» было условно названо «Сокровищницей». Второе ее название «Архив» обусловлено обилием стеатитовых печатей, помещенных там в поздней фазе жизни дворца. «Сокровищница» содержала несколько известных минойских вещей, которым уместно выделить по отдельной заметке (если у меня когда-нибудь найдется время).
Многие помещения «Резиденции» были украшены фресками. Часть из них сохранилась очень фрагментарно, а часть (хоть и найденную в большинстве своем в виде кусочков штукатурки в кучах мусора на полу) удалось восстановить. Самые известные фрески этой части комплекса происходят из «мегарона царицы». На их историческом месте размещены реконструкции, а оригиналы находятся в Ираклионском Археологическом музее.
Танцующая девушка
Новодворцовый период (1500 г. до н.э.)
Как я уже рассказывала во второй части «экскурсии», эта фреска вместе с двумя другими украшала пилястру восточного «окна» в «мегароне царицы». К сожалению, сохранилась она только частично.
Волосы девушки развеваются во время движений в танце. Она одета в куртку с короткими рукавами, украшенную вышивкой. Справа виден край юбки.
В самом мегароне размещена реставрированная копия фрески, где реконструированы остальные части росписи, в том числе юбка и правая рука.


«Дельфины»
Новодворцовый период (1500 г. до н.э.)
Фреска с северной стены «мегарона царицы» Кносского дворца с изображениями дельфинов, рыб и морских ежей в воде. Сохранилась весьма фрагментарно, что не помешало А. Эвансу ее реконструировать и «восстановить».
В последний период жизни дворца была закрыта рельефной росписью в виде пояса со спиралями.


Политирон
Политирон представлял из себя перегородку, состоящую из столбов-пилонов, по сторонам которых крепились двери, то есть и являл собою ту самую многопроёмную дверь.
Выполнял политирон три функции.
«Климат-контроль» помещения. Открытые двери летом по утрам впускали в дом прохладу, а днем двери можно было закрыть, чтобы защитить помещение от жары (оставив для доступа воздуха верхние фрамуги). Зимой закрытые двери сохраняли тепло жаровень внутри, а для проветривания можно было использовать одну-две двери.
Регуляция его освещения. В зависимости от нужды в различном уровне освещенности комнаты, можно было открывать разное количество дверей.
Изоляция его от окружающего пространства. Благодаря конструкции политирона, соседние помещения можно было превратить в одно, можно – в два соседних, разделенных дверью (парой дверей), а можно – в абсолютно изолированные друг от друга. Из-за его последней функции политирон часто использовали в сакральных помещениях.
Собственно, я хотела написать это после рассказа о «мегароне царицы», но раз уж представляется такая возможность, то здесь эта ремарка будет более кстати.
Хоть Эванс и отнес «Резиденцию» к царских жилым покоям, но сделал он это, вероятно, потому, что не нашел в Кноссе больше никаких подходящих помещений для этого. Сейчас существует мнение, что политирон чаще использовался в ритуальных целях и, соответственно, мог бы указать на помещения, использовавшиеся для каких-то церемоний.
В Кноссе многопроёмную дверь мы можем встретить не однажды:
в оформлении входа в Тронный зал, вернее, в его прихожую,

политироном внутри Трехчастного святилища разделялись Святилище крипт и Комнаты крипт

еще два политирона разделяли соседний с Трехчастным святилищем блок помещений – Комнату Табличек колесниц и «Храм Реи», Храм Реи и дворик внутри блока.

Ну, вот еще политироны в Восточном крыле дворцового комплекса

Еще один дворцовый комплекс Крита Фест также имел политироны. В «мегароне царя» таких многопроемных дверей было две: одна делила помещение на две части, вторая отделяла его от портика.



Еще один политирон использовался для отделения одной из комнат (т.н. Комната, мощеная ромбообразными плитами) от расположенного рядом небольшого перистиля с колоннадой по периметру.

На вилле в Агиа-Триаде два политирона имеются в Главном зале: один отделяет зал от портика, второй – от внутренних помещений, прилегающих к Главному залу.

Есть политирон и в Главном зале сооружения минойского времени в Ниру Хани. Он делит зал пополам.

Политирон имеется не только на Крите. В Акротири, городе на Санторине, такой стеной разделяли два сакральных помещения в здании Xeste 3 (и не только там).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *