Дворец в стрельне

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Майя_Пешкова Дворцы Петра I.Часть 2.Путевой деревянный особняк в Стрельне

Дворец Петра I в Стрельне

Путевой дворец Петра I — самая ранняя постройка в пригороде Петербурга — Стрельне, сохранившаяся до наших дней с петровских времен.Дворец расположен недалеко от берега Финского залива, в южной части Невской губы, на невысоком холме, оставшемся после отступления ледников, окруженном оврагами, рядом с рекой Стрелкой.

Пётр I Алексеевич

Неподалеку от Финского залива, на холме, окруженном оврагами, расположено одноэтажное деревянное здание с мезонином под треугольным фронтоном. Балкон в средней части здания покоится на стройных колоннах тосканского ордена, высокие мелкоостекленные окна первого этажа обрамлены фигурными наличниками, а балюстрада вдоль крыши увенчана декоративными вазами.

Это — Путевой дворец Петра I, самая ранняя постройка в Стрельне, сохранившаяся до наших дней с петровских времен. Скромное и по размерам, и по убранству здание предназначалось для остановок императора во время его постоянных поездок из Петербурга в строящийся Кронштадт.

Небольших размеров, с удлинённым фасадом, вытянутым вдоль холма, высокими мелкоостеклёнными окнами, дворец ничем не походит на те пышные чертоги, которыми привыкли тешить себя преемники Петра I. Разве лишь рустованные углы да балюстрада вдоль крыши, увенчанная декоративными вазами, придают зданию особую, неброскую красоту и нарядность

Ф.Б.Растрелли. Проект перестройки деревянного дворца. Фасад. Чертеж С.Волкова. 1749 г.
(добавил Mary)

Одноэтажный с мезонином деревянный дворец с высокими окнами, имеющими мелкую расстекловку и обрамленными фигурными рамами. Нарядность зданию придавали рустованные пилястры и белая фигурная балюстрада вдоль крыши, увенчанная пятьюдесятью декоративными вазами. Такая же балюстрада окаймляла северную террасу, от которой вниз шла лестница. По обеим сторонам ее стояли две двенадцатигранные чаши фонтанов: из горки туфа били по три струи высотой 10 м.

Побережье Финского залива по Столбовскому договору 1617 г. отошло к Швеции. До этого времени оно принадлежало России. На месте Стрельны находились деревни Водской пятины (земли Великого Новгорода). Одна из деревень на реке Стрелке называлась Стрельной. Когда земли стали шведскими, управлять ими назначили Иоганна Шютте (ученого и государственного деятеля). Шютте получил титул барона Дудергофского, позже стал генерал-губернатором Ингерманландии, Лифляндии и Карелии. Шютте оценил красоту местности у реки Стрелки и основал здесь мызу с названную Стралл на Хофф (Strall na Goff), позднее превратившуюся в Стрелингоф. Мыза включала баронский дом с садом, оранжереями и церковью, пруд и водяную мельницу. «Имеющиеся научные данные» говорят, что Деревянный дворец Петра I был построен на том же месте, где раньше стоял дом Иоганна Шютте.

В 1711 г. царь отдал распоряжение о строительстве в Стрелиной мызе «пары изб для приезда», птичьего и скотного дворов, маленькой сажалки для рыбы. С этим указанием связано начало истории деревянного дворца. В 1717 г. Леблон, занятый устройством Стрельны, отослал Петру за границу проект. В своём ответе от 29 марта 1717 г. царь писал Меншикову: «делать всё по проекту Леблонову, только на горке, где он малый дом назначил, ничего не делать до меня и оную ничем не трогать».»Малый домик», о котором идёт речь в письме, — это будущий деревянный дворец, который возвели после возвращения царя из-за границы в 1718 г.

Начало постройки — 1716 год (по другой версии — 1710—1711 годы). Первоначальный архитектор дворца неизвестен. Вокруг, на склоне холма, разбили небольшой сад с фонтанами, рядом поставили Преображенскую церковь. В ней Петр венчался со своей супругой, ставшей в последствии Екатериной Первой.Церковь погибла в огне Великой Отечественной войны.

Во вновь построенном дворце были два зала и восемь комнат. Внутреннее убранство его мало чем отличалось от дворцов того времени. Комнаты были скромно обставлены — без резьбы, позолоты и узорчатого паркета. украшением служили только облицованные изразцами фигурные печи и шпалеры, картины и зеркала на стенах. В Верхнем зале были собраны карты уездов и гравюры видов городов России. Возле дворца располагались оранжереи, пруд, плодовый сад, пасека, огород с медоносными растениями.

Путевой дворец был очень удачно вписан архитекторами в окружающий ландшафт.
Северный фасад смотрит на залив, со стороны которого он смотрится солидно для такой простой постройки. Хитрость в высоте холма, на который приходится смотреть снизу.

Скульптура молодой цветущей Весны около Путевого Дворца Петра I в Стрельне

В центре южного фасада расположен мезонин и крыльцо с четырьмя ступенями.
Настоящим украшением служат мелкоостекленные высокие окна первого этажа, обрамленные резными наличниками.

В 1719-1720 гг. здание дворца было реконструировано. 13 мая 1719 г. последовало распоряжение пристроить к дворцу «мыльню и светлицу». Кроме того был устроен (или перестроен) мезонин. В это время дворец перекрывался гонтом, стены изнутри обивались холстом и белились. Частично стены внутри были декорированы шпалерами, частично расписаны. Изнутри окна закрывались обитыми парусиной ставнями. по-видимому, тогда же соорудили балкон на колоннах. Дворец имел красную крышу и желтые с белыми деталями стены. Дом был окружен садом. В 1719 г. садовник Денис Брокет устроил вокруг него решетку с балясинами и воротами, окрашенную в белый и зеленый цвета. Рядом был небольшой пруд. Сохранился план дома 1740-х гг. (до перестройки) — П-образной конфигурации с асимметричными пристройками (мыльня и светлица). Да и хотя к тому времени он поостыл к Стрельне, занявшись Петергофом — своей Северной Версалией.

Оказалось, что несмотря на большое количество воды вокруг (речки Кикенка и Стрелка), желание Петра построить подобие Версаля с большими фонтанами и каскадами неосуществимо — самотеком вода в фонтаны бежать отказывалась, а с насосами в начале XVIII века было тяжело (первый паровой двигатель построили в середине XVII века, всего за несколько десятилетий до описываемых событий).А в Петергофе все условия для постройки фонтанов были созданы природой.

В игровой комнате, которая называется Фортунный покой, лежат настольные игры – шашки, рулетка, бирюльки:

На участке находились хозяйственные службы: оранжереи, пасека, плодовый и липовый сады, огород, на грядках которого высаживались медоносные душистые растения и различные овощные культуры. , так что император, приезжая во дворец — питался здоровой, а главное выращенной тут же пищей. Зная пристрастие Петра к нововведениям, имеет право на существование легенда, что именно здесь Петр I впервые в России посадил привезенный из Голландии картофель.Особенностью петровского огорода было выращивание пряных и лекарственных растений на одной грядке. Эта традиция идет из Голландии, поэтому и получила название «Огород на голландский вкус». Нельзя не сказать о фруктовом саде. В нем, во времена Петра, находились теплицы, в которых росли абрикосы, персики, инжир, лавр, разные травы и цветы.Для царского стола там выращивали виноград, вишни, груши, дыни, арбузы, а для ублажения взора – розы и жасмин.

Из экспонатов больше всего понравились — походный сундук и три ракушечных панно.
Сундук — это вещь ! Поднимали его четыре человека, но в нем спрятаны: палатка, походная кровать, гомеопатическая аптечка, набор посуды, предметы личной гигиены, письменные принадлежности. Имеются отделения для хранения головных уборов, эполет, табака и сигар, белья…
Строго говоря, предмет эрмитажный, но там нет площади для экспонирования (а нужна целая комната), поэтому временно в Стрельне и стоит.

Ракушечные панно тоже привели меня в восторг. Любопытна техника изготовления таких вещей весьма любимых Петром (пастушка, правда, более позднего времени) — фигуры, помещенные на живописном фоне выполнены из гипса, а все остальное из закрепленных на мастике пластинок перламутра и раковин.

В столовой немного мейссенского фарфора:

Мне понравилась дорожная чашка-трамблез, чашка-трусиха (от франц.trembler — дрожать) с двумя ручками и крышкой, которая закреплялась в подставке, чтобы содержимое не расплёскивалось. Принадлежала Екатерине II:

В музее много предметов мебели и картин XVIII века, портретов императоров ..

Из заграничных странствий Петр привез такую экзотику, как артишоки, редис, немецкие и турецкие огурцы.
Даже с сегодняшними технологиями с трудом верится, что такое было возможно.Речка Стрелка, протекавшая с южной стороны усадьбы, использовалась для устройства рыбных прудов. В Стрельне разводили карпов и форель для подачи на царский стол, особенно в постные дни.

Территория дворцовых построек всегда находилась в частном владении династии Романовых, не переходила из рук в руки и поэтому, пожалуй, дошла до наших дней. В 1722 году Петр I подарил территорию и дворец своей дочери Елизавете.Деревянный дворец в Стрельне, как память о Петре, был предметом особых забот и внимания. В середине XVIII века, при Елизавете Петровне, была проведена капитальная реставрация обветшавшего деревянного здания под руководством архитектора Ф. Б. Растрелли.

В 1750 г. дворец был разобран и фундаментально отремонтирован. Этими работами руководил арх. Ф.-Б. Растрелли. В перечне его произведений, составленном им самим, читаем: «Одновременно построил в мызе Стрельна деревянное здание, вблизи большой мельницы, где император Пётр Великий, ценя приятное расположение местности, некогда построил маленький дом. Дабы почтить это место, императрица приказала разбить там прекраснейший сад с дворцом, который я и выполнил. Он служит и сейчас для жительства двора в тех случаях, когда приходится следовать по Петергофской дороге при отправлении её величества на охоту или возвращения с таковой». Но, судя по перечню работ, указанному в донесении управителя конторы, дворец перестройке не подвергался, он был собран в прежнем виде.

Преемники Петра I чаще всего использовали деревянный дворец для непродолжительных остановок во время переездов из Петербурга в Петергоф. В разное время жителями маленького деревянного дворца были такие известные персоны как Григорий Потёмкин, княгиня Е. Р. Дашкова, А. В. Суворов.

Дворец неоднократно реставрировался и перестраивался (деревянные элементы конструкции заменяли новыми, целиком разбирая и собирая дворец) — убирали и возвращали балкон, сносили и достраивали комнаты. При Екатерине II дворец вновь отреставрировали, и с 1786 года в нем разместился военный госпиталь. Следующая реставрация была осуществлена в 1837-1840 годах архитектором Х. Ф. Мейером, который разобрал здание и воссоздал его в соответствии с проектом Ф. Б. Растрелли 1750 года.

В судьбе дворца и территории вокруг поучаствовали известные архитекторы Бартоломео Растрелли, Воронихин, Мейер. В 1750 году Бартоломео Растрелли перестроил обветшалый дворец, а в 1837 году Мейер восстановил облик дворца столетней давности, уже учитывая его музейную ценность, как память о первом Российском Императоре и его начинаниях.В 1797 году уже император Павел I подарил дворец своему сыну Константину вместе с большим каменным Константиновским дворцом.

В XIX веке в огороде при Путевом Дворце экспериментировали в выращивании редких видов растений, новых сортов картофеля и т. п. редкостей.После революции дворец был национализирован и отдан под роддом, а во время Великой Отечественной войны оккупирован и пострадал от боев (в октябре 1941 рядом с дворцом был высажен Стрельнинский десант).На протяжении долгого времени дворец, чудом уцелевший в период Великой Отечественной войны, служил в качестве больничного здания, затем детского сада.

Фото 1980 года

В 1987 году он был передан ГМЗ «Петергоф», и начались восстановительные работы, завершенные в 1999 году. На основе сохранившихся материалов были воссозданы интерьеры дворца, где разместилась музейная композиция.

В коллекции дворца находятся личные вещи первого русского императора: праздничный костюм Петра I; лоскутное одеяло, по преданию сшитое для царя его супругой Екатериной I; ширма для спальни, расписанная в стиле «шинуазри». К интересным экспонатам можно отнести и бронзовый барельеф Петра, выполненный по модели скульптора К. Растрелли; слепок с оттиска кисти руки императора; парадный портрет Петра I – редкое прижизненное изображение молодого царя работы неизвестного русского художника. Дворец находится под охраной государства как один из редких, сохранившихся до наших дней, памятников русской архитектуры начала XVIII века.

В 1981 году было принято решение передать Путевой дворец Петра I государственному музею-заповеднику «Петергоф», однако целиком эта передача была осуществлена только в 1987 году. С 1987 года дворец находился на реставрации.

В наши дни дворец полностью отреставрирован, а также воссозданы парк и два фонтана, спроектированные архитектором Бартоломео Растрелли. Реставрация была закончена в 1999 году, и с тех пор музей в здании дворца полностью доступен для посетителей.

Среди экспонатов — прижизненный портрет Петра I, оттиск руки императора, лоскутное одеяло, сшитое собственноручно императрицей Екатериной I.

Путевой дворец сейчас — еще и главный информационный центр по истории Стрельны. В нем находятся постоянные экспозиции: «История дворца Стрельны и его владельцев», «Историческая интерьерная экспозиция XVIII века», организуются выставки.

Исторические даты
1716 г. (в др. версии 1710-1711) — постройка Путевого дворца Петра I.
1719—1720 гг. — перестройка дворца по указу Петра I
1750 г. — дворец разобран и восстановлен под руководством В. Растрелли.
1797 г. — очередная реконструкция (возможно под руководством Воронихина)
1834—1840 гг. — дворец отремонтирован известным архитектором Христианом Мейером.
1941—1944 гг. — оккупация территории.
1951—1952 гг. — послевоенная реставрация дворца.
1987 г. — дворец передан государственному музею-заповеднику «Петергоф».
2000 г. — дворец полностью восстановлен и отреставрирован.

А. Г. Раскин Дворцово-парковые ансамбли бывшей Петергофской дороги
Гусаров А.Ю.,Краснов И.А. Фонтаны Петербурга и пригородов. — СПб, 2009.

http://www.citywalls.ru/house18937.html?s=p7rdko0m14erp7v6pniie0dsk1

http://peterhofmuseum.ru/objects/strelna/dvorets_petra_v_streln

https://www.drive2.com/l/9138790/

Серия сообщений «Дворцы России»:
Часть 1 — Дворцовые тайны. Особняк Трубецких-Нарышкиных.
Часть 2 — Культурное наследие Российской Федерации: Дворец Юсуповых на Литейном.

Часть 44 — «Дом-комод» или дворец Апраксиных — Трубецких на Покровке
Часть 45 — Музей-усадьба Державина
Часть 46 — Дворцы Петра I.Часть 2.Путевой деревянный особняк в Стрельне
Серия сообщений «Царские и великокняжеские дворцы»:
Часть 1 — Культурное наследие России: Каменноостровский дворец.
Часть 2 — Михайловский замок-последнее прибежище императора

Часть 18 — Шедевр русского барокко-Большой Екатерининский дворец.Часть 6.Остальные помещения
Часть 19 — Зимний дворец-шедевр русского барокко.Часть 2.Интерьеры.
Часть 20 — Дворцы Петра I.Часть 2.Путевой деревянный особняк в Стрельне

Сегодня продолжу рассказывать о достопримечательностях, увиденных нами еще во время путешествия по России в мае-июне 2008 года. Предыдущие посты можно посмотреть по тэгу «Россия» . В этом посте коснусь немного истории создания Константиновского дворца, что в Стрельне под Санкт-Петербургом, и покажу несколько старинных изображений этого архитектурного ансамбля.
О начале большого строительства в Стрельне я рассказывала в посте, посвященном путевому дворцу Петра I http://renatar.livejournal.com/261843.html.
Также рассказ о местоположении Константиновского дворца и много спутниковых и пр. фотографий комплекса было тут: http://renatar.livejournal.com/280370.html.
Константиновский дворец — памятник архитектуры XVIII в., дворцово-парковый ансамбль в Стрельне, нынешнее название — государственный комплекс «Дворец конгрессов». Комплекс находится на южном берегу Финского залива на реке Стрелка в 19 км от Санкт-Петербурга. Он складывался в XVIII — первой половине XIX веков. До 1917 г. усадьба принадлежала российской императорской фамилии.
Первым ее владельцем был Петр I, в конце XVIII в. Стрельна стала частным великокняжеским владением — в 1797 г. Павел I подарил ее своему второму сыну — великому князю Константину Павловичу, благодаря чему большой дворец и парк получили название, сохранившееся до сих пор.
О Константине Павловиче можно прочесть, например, тут: http://melanyja.livejournal.com/449002.html
Архитектурная доминанта комплекса — Константиновский дворец — начал строиться по проекту Н.Микетти в 1720 году и с этого обычно начинают рассказ гиды во дворце. Но вначале немного предыстории. Вот что пишется об основании садов в Стрельне во «Всеобщей истории ландшафтного искусства. Сады и парки мира» В.Я. Курбатова:
Во время своих путешествий Петр I имел возможность видеть большую часть европейских садов. В Версале он был принят с особенным блеском, осмотрел там подробно фонтаны и на гондолах проехал в Большой Трианон. Впечатление было настолько сильным, что Петр решил устроить и у себя сад не хуже того, что у французского короля.
Позже под влиянием Версаля были задуманы и Стрельна, и Петергоф. Однако судьба их была различной. При сооружении Стрельны главное внимание было обращено на разбивку сада, а в Петергофе — на фонтаны. На постройке Стрельны было затрачено мало средств, и все сооружение запущено, тогда как Петергоф украшался непрерывно.
Едва ли будет правильным считать причиной то, что в Стрельне трудно устроить фонтаны, так как там имеется речка. Вернее, что Петр предпочел Петергоф из-за близости к Кронштадту и возможности устроить лучшую гавань. Выбор Стрельны и Петергофа для устройства садов нужно признать чрезвычайно удачным, потому что береговой скат холма там довольно значителен. Это, между прочим, сразу отличает сады Стрельны от ленотровских и роднит их с итальянскими садами.
Первоначальный план Стрельны подписан Себастианом Чиприани и состоит из двора, расположенного на террасе, и партера, прорезанного тремя продольными и двумя поперечными каналами так, что образуется несколько прямоугольных островов с обрывистыми берегами. Это расположение сохранилось до нашего времени, оно не имеет никаких прототипов на Западе и было бы весьма рискованно сопоставлять его даже с датскими или шведскими садами, где воды так много. Скорее, можно видеть в этом требование самого царя и сопоставлять с тем планом, который Леблон составил для Васильевского острова.
Как бы то ни было, но в Стрельне эти каналы играют роль аллей и придают ей вид настоящего морского сада. Конечно, проект был немного искусствен, и эффект общего расположения сада был бы не виден для катающихся на гондолах. Зато можно было подъехать почти к самому дворцу и от дворца видеть, как сад сливается с морем.
По проекту Чиприани было предложено все острова партера покрыть цветниками, устроить там фонтаны и беседки, а на среднем острове насыпать холм, устроить под ним гроты, а наверху — небольшой павильон. Сам дворец фантастического плана (в виде двойной восьмерки) предполагался из двух колоннад, нагроможденных одна на другую, и должен был быть очень эффектным, хотя едва ли бы оказался удобным.
Вероятно, по этой причине Петр отказался от эффектного плана Чиприани и заменил его проектом Леблона. Леблоновский проект был далеко не столь своеобразен, но по торжественности не уступил бы постройкам А. Мансара. Этот дворец был предположен ближе к краю береговой террасы и рассчитан на отвесный обрыв последней, тогда как у Чиприани дворец помещен дальше от края, а спуски террасы очень эффектны и сложны. В этом, по-видимому, оказалась разница между школами итальянской и французской.
Во всяком случае, постановка дворца на высокой широкой террасе с гротами совершенно не похожа на остальные садовые сооружения Европы, как и то, что средина здания прорезана триумфальной аркой, чтобы из верхнего сада была видна даль моря. Вид с террасы дворца на зеленую ширь сада и на залив и вид с партера на дворец имеют мало равных себе, хотя в настоящее время партер покрыт густой травой вместо предполагавшихся цветников.
Ж.Б.Леблон, проект грота 1717 г. в Стрельне отсюда:
Дворец, проектированный Леблоном, не был выстроен, вероятно, вследствие того, что Петр увлекся устройством Петергофа; даже от самого проекта осталось мало, хотя преемник Леблона Н.Микетти сохранил и средние арки дворца с видом на море, и саму террасу, но боковые флигеля дворца не были выстроены.
Дворец не был достроен, да еще сгорел и долго стоял в развалинах. Впрочем, имеются данные, что Растрелли что-то строил в Стрельне, и, пожалуй, до известной степени вероятно приписать ему ворота нижнего парка со стороны Сергиева. Развалины дворца сохранились до начала XIX в., когда А. Воронихин и Л. Руска возобновили его. Второй, по-видимому, работал внутри дворца, тогда как Воронихин восстановил террасу и соорудил превосходные беломраморные входы. Для террасы он задумывал новую форму с тяжелыми дорическими колоннами, но в конце концов сохранил старый вид; уцелела даже туфовая отделка, и теперь вполне можно бы снова устроить каскады и внизу фонтаны. Входные лестницы замечательно рассчитаны Воронихиным и особенно удачно размещены на них изваяния, так что, несмотря на развитие в его время совершенно иных взглядов и вкусов, Воронихин гениально дополнил леблоновский замысел.
В настоящее время Стрельна сохраняет свой прекрасный дворец и великолепную террасу; по краю склона, около дворца, эффектно поднимаются высокие ели. Каналы, проведенные Петром, целы. Средина партера, состоящего из островов, открыта, по краям же на островах выросли густые рощи вековых лип. Гармония несколько нарушена новыми мостами через каналы и тем, что на среднем островке выросли сосны, посаженные, по преданию, Петром Великим (сомнительно, чтобы они имели столь почтенный возраст). Большие зонтики из листвы не соответствуют стилю сада, как и вообще вся мелкая поросль побережья; сверх того, средний пролив со стороны моря уничтожен. Прямые берега каналов и темная листва квадратных липовых рощ красиво гармонируют с ширью партера. К сожалению, ни фотографией, ни чертежом невозможно передать шири стрельнинского партера и слияния его с гладью залива. Во всяком случае Стрельна — не подражание Версалю, а единственный в своем роде морской сад.
Из его предполагавшихся украшений не сохранилось ничего, кроме ворот с восточной стороны сада, но и они, может быть, относятся к более поздней эпохе. Ни гроты, ни павильоны на островах, задуманные Чиприани, не сохранились, а может быть, даже не были исполнены. Теперь остались лишь густые рощи лип, прямые каналы, темные ели и чудесные мраморные входы на террасы. По краям сада расположены участки пейзажного парка с красивыми прудами.
В архитектурном отношении Стрельна принципиально отличается от Версаля и остальных архитектурных садов тем, что ее партер опущен ниже всей окружающей местности, а дворец отделен от всего сада своей террасой. В противоположность Версалю, в Стрельне главную роль играет вода. Волны моря докатываются до подножия самого дворца, а под террасой его устроены гроты, откуда вода предполагавшихся фонтанов и верхних прудов сада должна была изливаться в каналы.
Теперь прежний эффект нарушен как тем, что центральный вход в каналы засыпан, так и тем, что внизу вдоль террасы проходит широкая проездная дорога. Но с террасы видно, как партер постепенно из зеленого превращается в водяной и сливается с далью залива. Если Версаль задуман и выполнен как обиталище короля земли, то Стрельна — дворец морского царя.
http://www.istrossija.ru/strelna.htm
http://www.istrossija.ru/leblon.htm
О планировке дворце, его перестройках и многом другом очень подробно рассказано в этой книге:
Кроме того, есть такая книга:
Отвечающий всем полиграфическим изыскам фолиант «История Стрельны» известного историка архитектуры В. Г. Долбнина, несомненно, станет дорогим подарком не только для специалистов, но и для широких слоев любителей русской старины. Читателю приятно будет разделить с автором восторг первооткрывателя, поскольку большинство приведенных в книге документов и иллюстраций публикуется впервые.
http://www.spbdnevnik.ru/?show=article&id=2711
Поэтому не вижу смысла повторяться и приведу здесь лишь основные вехи истории строительства дворца.
После смерти Леблона в 1719 г. первоначальный проект резиденции в Стрельне дорабатывался итальянцами Чиприани, затем Николо Микетти. Под руководством последнего в июне 1720 г. был заложен Большой Стрельнинский дворец. Строительство здания велось интенсивно, но денег не хватало, т.к. вкладывалось много средств в возведение резиденции в Петергофе, где в августе 1721 г. состоялся пробный пуск фонтанов Большого каскада.
В августе 1721 года Ф.В. Берхгольц, побывавший в Стрельне, в своем «Дневнике камер-юнкера» записал: «Три террасы необыкновенной длины, спускающиеся уступами с горы в сад, уже готовы и снабжены надлежащими трубами для фонтанов, которые будут бить там со всех концов, что царю, как я слышал, уже теперь стоило значительных сумм. На середине верхней террасы… заложен уже фундамент обширного дворца, который, говорят, будет едва ли не великолепнее Версальского во Франции. От главного корпуса здания через все террасы спускается в сад большой широкий каскад со сводом внутри, из которого выйдет нечто вроде грота. Вода для него, для фонтанов на террасах и всех других, какие еще будут устроены в саду, проведена с высоких мест посредством дорогостоящего канала, находящегося позади дворца и так обильно снабжающего все это множество фонтанов, что они могут бить день и ночь… Непостижимо, как царь, несмотря на трудную и продолжительную войну, мог в столь короткое время построить Петербург, гавани в Ревеле и Кроншлоте, значительный флот и так много увеселительных замков и дворцов».
Однако Петр I охладел к идее создания в Стрельне такого же «парадиза», как в Петергофе и в начале 1722 г. недостроенный дворец был подарен 14-летней дочери Анне Петровне.
Архитектор Микетти под предлогом закупки скульптурных украшений для строящегося дворца уехал в Италию, захватив с собой все чертежи, и не вернулся. Строительство царских дворцов, в т.ч. и Стрельнинского с 1723 г. возглавил 35-тилетний М.Земцов. Руководили работами его помощники Усов и Еропкин, но после смерти Петра I и замужества Анны Петровны работы замедлились, а в 1730 г. последовал указ о временном прекращении строительства дворца. Почти 20 лет дворец оставался недостроенным.
Составление первого плана Стрельны и изготовление деревянной модели дворца и сада связывают с именами отца и сына Растрелли. К выполнению скульптурного декора по рисункам Н.Микетти были привлечены Б.-К. Растрелли-старший и скульптор Ф.Васса. Только в 1747 г. под руководством Б.Ф.Растрелли работы во дворце были продолжены: закончены все апартаменты, построена большая парадная лестница, многие помещения перестроены. Отделочные работы продолжались почти 10 лет.
При Елизавете Петровне в огромных сухих подвалах дворца с 1755 г. были устроены винные погреба. С этого времени еще на десятилетие дворец был передан забвению: «широкие аллеи заросли колючим быльем, на плитовых трассах и помостах укоренились толстые березы и осины… в окошках свистел ветер» — писал В.Свиньин.
В 1797 г. император Павел I подарил Стрельну своему сыну, великому князю Константину Павловичу. С этого времени началось возрождение великокняжеской резиденции под руководством архитектора А.Воронихина. Для нового владельца Андреем Воронихиным были в античном вкусе переделаны залы. Дворец был готов к 1803 г., но Константин Павлович вселился в личные покои годом раньше.
Грандиозный пожар, случившийся в ночь на 29 декабря 1803 г., уничтожил всю отделку дворца, удалось спасти лишь незначительное количество картин и мебели. Уже 1 января 1804 г. последовал указ императора Александра I (старшего брата Константина) о восстановлении дворца, которые было поручено архитектору Л.Руска, только что закончившего реставрацию Таврического дворца. В отделке интерьеров принимали участие живописцы Д.Феррари и Ф.Щербаков. Работы были выполнены в очень короткие сроки и в июле 1804 г. Константин Павлович вновь поселился в своих апартаментах.
«Чины лейб-гвардии Конного полка у Константиновского дворца в Стрельне». Неизвестный художник. Сер. 19 в. http://www.encspb.ru/ru/bigimage.php?kod=2803982140
Однако свое второе название – Константиновский – дворец получил не по имени великого князя Константина Павловича, хотя он и оставался наследником престола, т.к. у Александра I не было детей, а несколько позднее. Константин Павлович умер в 1831 г., и дворец перешел во владение другого великого князя — Константина Николаевича, сына императора Николая I.
«Константиновский дворец». Литография К.К. Шульца с оригинала И.И. Мейера. 2-я пол. 19 в.
http://www.encspb.ru/ru/bigimage.php?kod=2803995610
Вид дворца в Стрельне. 30-40-е гг. XIX в. Литография по оригиналу Е.Е. Меера. ГНИМА им. А.В. Щусева http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/300spb/62.shtml
C весны 1844 г. наступил новый этап реставрационно-восстановительных работ в Большом Стрельнинском дворце. Специально назначенная комиссия в составе архитекторов Х.Мейера, А.Штакеншнейдера и А.Брюллова осмотрела дворец и представила свои предложения. После завершения ремонта дворец стал местом летнего пребывания великого князя Константина Николаевича и с 1847–1848 гг. за ним закрепилось название Константиновский. Работы во дворце продолжались до 1851 г. Об этих перестройках очень много где пишется и в Интернете и в книгах, посвященных дворцу, если повторять тот объем информации здесь, то придется делать 10 постов на тему. 🙂
Большой Стрельнинский дворец. Литография К.К. Шульца по рисунку И.И. Мейера. Вторая половина XIX в.
http://www.encspb.ru/ru/bigimage.php?kod=2803994886
Северный фасад дворца, гравюра Горностаева
http://www.museum.ru/alb/image.asp?11464 и прочие разновидности этой работы, найденные в Интернете:
Еще несколько старых фотографий дворца на рубеже 19-20 веков:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
В 1910 году:
В годы блокады Ленинграда гитлеровскими войсками ансамбль дворца был изувечен до неузнаваемости:
В 1955 г. восстановили его фасады и два главных зала. После этой ударно-показательной реконструкции дворцом уже никто особо не интересовался, и как пишут в Интернете, архитектурный ансамбль, в котором располагалось Ленинградское арктическое училище, постепенно приходил в упадок. Но справедливости ради взгляните на фото советского времени, а потом на те, что сделаны после 1990-х годов (будут ниже в посте):
Во дворце до 1990-х годов находились геофизическое, радиотехническое отделения,военно-морская кафедра и библиотека Ленинградского Арктического училища.
После закрытия ЛАУ дворец стал принадлежать разным фирмам, в т.ч. и одной турецкой. Вот несколько старых фото, показывающих состояние парка и дворца во время разрухи на рубеже 20-21 веков.
И когда мне пишут, что лучше бы дворец оставался в таком состоянии, я их не понимаю…
В 2000 году был привлечен интерес властей к состоянию дворца. За 1,5 года удалось восстановить по старинным чертежам фасады и интерьеры дворца, парк, систему каналов. Гидротехники углубили русла водоемов для приема яхт и речных судов. Были сооружены мосты и фонтаны, существовавшие ранее только в проектах. Нашлось несколько фотографий во время реконструкции:
Работа была проделана огромная, честно говоря.
О восстановлении дворца можно прочесть, например, по этим ссылкам:
ВОССТАНОВЛЕНИЕ КОНСТАНТИНОВСКОГО ДВОРЦА В СТРЕЛЬНЕ, N4, 2001 http://www.georec.spb.ru/journals/04/05/05.htm
http://www.itogi.ru/archive/2001/34/106920.html
http://2001.novayagazeta.ru/nomer/2001/63n/n63n-s03.shtml
Ныне дворец вернулся из почти что небытия:
Во взаимодействии с музеями и частными коллекционерами России и Европы Константиновский дворец возрождает свои музейные собрания. Во дворце открыто несколько экспозиций, восстановлены некоторые исторические интерьеры. Летом 2005 года коллекция музея пополнилась четырьмя картинами, поступившими в рамках возврата культурных ценностей из Германии.
В июле 2006 года во «Дворце Конгрессов» проходил петербургский саммит «большой восьмерки».
Наши фото из дворца, каким он был летом 2008 года, планирую показать в следующем посте, за исключением этих двух фотографий просто для примера, каким стал дворец:
А пока некоторые современные фото Константиновского дворца можно увидеть тут:
http://www.tour-m.ru/eng/in/excursion_strelna.php
http://liamrita.livejournal.com/10040.html
Источники информации и официальные сайты:
http://www.konstantinpalace.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86
http://www.skitalets.ru/books/izora_vozvysh/index.htm
http://www.slktour.ru/konstant.phtml
http://www.voyzh.ru/strelna.php
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=289&rubric_id=205&crubric_id=100421&pub_id=78180
Продолжение следует.

Дата первой постройки: 1716-1720 гг.

К западу от парка Константиновского дворца, на высоком холме, находится самая ранняя постройка Стрельны – небольшой бело-желтый деревянный дворец типичной для петровского времени архитектуры. Это единственное сооружение, оставшееся от скромной загородной усадьбы Петра I. Здесь он останавливался во время своих частых поездок в Кронштадт, Петергоф и Ораниенбаум.

Строительство императорского имения началось здесь в 1711 году, сам же дворец появился через пять лет. Автор первоначального проекта неизвестен. В 1719-1720 годах дворец перестроили по распоряжению царя: появились мыльня со светлицей и мезонин.

На участке находились хозяйственные службы: оранжереи, пасека, плодовый и липовый сады, огород, на грядках которого высаживались медоносные душистые растения и различные овощные культуры. Особенностью петровского огорода было выращивание пряных и лекарственных растений на одной грядке. Эта традиция идет из Голландии, поэтому и получила название «Огород на голландский вкус». По преданию, именно в Стрельне по указу Петра впервые в России был посажен картофель.

Речка Стрелка, протекавшая с южной стороны усадьбы, использовалась для устройства рыбных прудов. В Стрельне разводили карпов и форель для подачи на царский стол, особенно в постные дни.

В усадебный комплекс входила деревянная Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1708 году. В ней хранили военные реликвии петровского времени; здесь венчалась с генералом П. П. Ланским вдова А. С. Пушкина Наталья Николаевна. В годы Великой Отечественной войны храм сгорел. В настоящее время можно увидеть остатки церковного фундамента и деревянный памятный крест, установленный после войны.

Деревянный дворец в Стрельне, как память о Петре, был предметом особых забот и внимания. В середине XVIII века, при Елизавете Петровне, была проведена капитальная реставрация обветшавшего деревянного здания под руководством архитектора Ф. Б. Растрелли.

Преемники Петра I чаще всего использовали деревянный дворец для непродолжительных остановок во время переездов из Петербурга в Петергоф. В разное время жителями маленького деревянного дворца были такие известные персоны как Григорий Потёмкин, княгиня Е. Р. Дашкова, А. В. Суворов.

При Екатерине II дворец вновь отреставрировали, и с 1786 года в нем разместился военный госпиталь. Следующая реставрация была осуществлена в 1837-1840 годах архитектором Х. Ф. Мейером, который разобрал здание и воссоздал его в соответствии с проектом Ф. Б. Растрелли 1750 года.

На протяжении долгого времени дворец, чудом уцелевший в период Великой Отечественной войны, служил в качестве больничного здания, затем детского сада. В 1987 году он был передан ГМЗ «Петергоф», и начались восстановительные работы, завершенные в 1999 году. На основе сохранившихся материалов были воссозданы интерьеры дворца, где разместилась музейная композиция.

В коллекции дворца находятся личные вещи первого русского императора: праздничный костюм Петра I; лоскутное одеяло, по преданию сшитое для царя его супругой Екатериной I; ширма для спальни, расписанная в стиле «шинуазри». К интересным экспонатам можно отнести и бронзовый барельеф Петра, выполненный по модели скульптора К. Растрелли; слепок с оттиска кисти руки императора; парадный портрет Петра I – редкое прижизненное изображение молодого царя работы неизвестного русского художника. Дворец находится под охраной государства как один из редких, сохранившихся до наших дней, памятников русской архитектуры начала XVIII века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *