Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Список самых красивых и известных залов Малого Эрмитажа

Павильонный зал

В этом помещении вы не найдете точеных статуй и полотен, однако его интерьер впечатляет своей роскошью и изяществом. Создал такую красоту архитектор Андрей Штакеншнейдер в 19 веке. В оформлении пространства сочетаются античная, мавританская и ренессансная стилистики. Белоснежные колонны, ажурные позолоченные решетки, арки, огромные хрустальные люстры создают здесь атмосферу восточного дворца.

Каждый уголок и элемент Павильонного зала представляет собой отдельную экспозицию. Здесь вы увидите искусно выполненные фонтаны-раковины, копии Бахчисарайского фонтана слез в Крыму, медальоны с расписными вставками. Прогуливаясь по выставке, не забудьте посмотреть вниз. Пол покоев украшен мозаикой, которая была найдена в Риме. На нем изображена голова медузы Горгоны и разные сцены из греческой мифологии. Подчеркивают красоту помещения мраморные статуи и столешницы, задекорированные мозаикой, – творения мастеров 19 века.

Самый драгоценный экспонат Павильонного зала — механические часы «Павлин». Их в свое время князь Потемкин подарил Екатерине Второй. Они изготовлены в виде скульптурной композиции, состоящей из ствола дерева с циферблатом и сидящих на ветвях животных и птиц. Раз в неделю в музее заводят часы, и в это время посетители могут увидеть их в действии.

Лоджии Рафаэля

Великолепный ансамбль , в котором сочетается тонкость архитектуры, богатство живописи и скульптуры. Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески.

Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому. Благодаря последовательности мастеров вы сможете насладиться красотой картин и прочитать главные библейские мотивы, начинающиеся с истории Адама и Евы. Отдельные рельефы галереи оформлены диковинными рисунками животных и людей, выполненных стиле гротеск.

Основные залы Зимнего дворца

Гербовый зал

Один из самых просторных и величественных залов. Холл был оформлен по задумке Василия Стасова в 1839 году для проведения для торжественных вечеров. Об этом свидетельствуют огромные люстры, золотистые колонны и арочные окна, украшающие покои. Сегодня здесь размещается собрание западно-европейского серебра, в частности работы мастеров Франции, датируемые 18 веком. Наиболее интересным образцом стал сервис Тома Жермена, принадлежавший императрице Елизавете Петровне. В витринах выставки также можно увидеть немецкую посуду из серебра.

Александровский зал

Этот просторный холл посвящен памяти Александра Первого и комбинирует в себе элементы готики с классицизмом. Высокие белоснежно-голубые потолки, арки, украшенные лепниной, люстры, массивные колонны вместе напоминают атмосферу храма. В северной части покоев вы увидите величественный портрет императора.

На стенах Александровского зала размещаются 24 медальона, рассказывающих о важных этапах Отечественной войны. В темно-синих витринах представлена экспозиция западноевропейского серебра, датируемого 17-18 веком.

Малахитовая гостиная

Еще одно творение Александра Брюллова, созданное в 1837 году на месте Яшмовой гостиной. Благодаря оформлению из драгоценных камней это небольшое помещение признано самым ценным в корпусе.

Основные акценты в оформлении принадлежат малахитовым колоннам, пилястрам и двум каминам. Из камня также выполнены многие другие экспонаты: столешницы, тумбочки, вазы. Стены отделаны мрамором, потолок украшен позолоченным узором, который копирует рисунок на полу. Контраста и торжественности залу придают малиновые шторы, а также ткань на стульях. Среди экспонатов самыми старинными считаются высокий вазон из малахита и мебель, сохранившаяся после пожара.

Гостиная Марии Александровны

Совсем небольшая по площади комната отличается роскошью убранства. Ее оформление было спроектировано архитектором Гаральдом Боссе, а стиль определяется как рококо. Отличительной чертой покоев являются тонкие витиеватые орнаменты. Они украшают каждый уголок пространства. Они выполнены из позолоченного резного дерева и металла, а их обилие и тонкость изгибов делают пространство живым и очень нарядным. Особой торжественности придает шелковая отделка красного цвета, украшающая стены, стулья, окна и двери. Зеркала на стенах и потолке создают необычную световую игру. А завершают роскошную композицию скульптурные элементы и картины.

Этот холл занимает первые места в списке самых роскошных уголков музея. Еще одно название помещения — личная гостиная Марии Александровны, жены императора Александра Второго. Его интерьер создавал известный архитектор Александр Брюллов.

Атмосфера комнаты полностью соответствует своему названию. Стены, пол и поток буквально блистают позолотой. По периметру покоев располагаются небольшие витрины в форме пирамид. Здесь можно посмотреть французские и итальянские ювелирные изделия. Стены и потолок холла украшены тонкой узорчатой резьбой и расписными орнаментами. Дополняют композицию тяжелые шторы, хрустальные люстры и золотистые двери.

От экскурсовода вы узнаете, что Золотая гостиная стала местом, где император Александр Третий впервые принял важные решения о государственных реформах.

Концертный зал

За историю существования он был трижды изменен и свой окончательный вид приобрел в 1837 году. В богатстве скульптурной отделки этому залу нет равных. Вторые ярусы его стен украшены статуями богинь и античных муз. Скульптурные композиции плавно соединяются с потолком, что придает пространству дополнительного объема. Кроме роскошного оформления здесь можно увидеть богатую коллекцию русского серебра 17 – 20 века. Самым ценным экспонатом считается серебряная рака Александра Невского, изготовленная из 1, 5 тонн благородного металла.

Белый зал

Располагается в юго-западной части Зимнего дворца. Холл был создан из трех гостиных и должен был стать местом празднования свадьбы Александра Второго. Своим оформлением зал ничуть не расходится с названием. Его белые стены задекорированы колоннами, которые венчают скульптуры женских фигур. Они символизируют различные виды искусства. Ампирную стилистику зала подчеркивают барельефные фигуры, изображающие богов Олимпа, а также изящные арочные проемы.

Сегодня в Белом зале выставлена экспозиция французской живописи 18 века, коллекция фарфора и предметы мебели в стиле классицизма.

Залы Нового Эрмитажа

Залы, посвященные Древнему Египту

Любителям египетской культуры точно стоит заглянуть на выставку Зимнего дворца, а также посетить холл № 100, расположенный на первом этаже Нового Эрмитажа. Именно здесь вы найдете экспонаты, принадлежащее разным историческим периодам Древнего Египта.

На экспозиции вы увидите, как развивалась культура в Египте от возникновения до исчезновения Среднего царства. В одном помещении собрана крупная коллекция скульптуры, саркофагов и предметов быта. В другом вы найдете папирусы, тексты из Книги Мертвых, амулеты со скарабеями, украшения, различные произведения художественного ремесла.

В список самых ценных предметов Египетских залов входит статуя Аменемхета Третьего, изображающая сидящего на троне фараона. Еще один великолепный экспонат — скульптура богини Сехмет. Это гранитная фигура женщины с львиной головой, являющаяся одним их самых древних египетских памятников.

Вокруг гранитной статуи Сехмет не один год ходят поверья. Работники музея сообщают, что время от времени на ее коленях видно кровь, а точнее красно-оранжевый влажный налет. Чаще всего он появляется перед катастрофами или трагическими событиями.

Залы с памятниками Греции и Рима

Огромная часть Нового Эрмитажа, 100-131 помещения, посвящена культуре античности. Здесь вы увидите не только экспонаты, принадлежащие римской и греческой культуре, но и стильный античный интерьер, добавляющий яркости атмосфере.

Каждое помещение заслуживает отдельного просмотра и представляет художественную коллекцию, принадлежащую к конкретному периоду истории. Например, в холле № 128 вы увидите большую Колыванскую вазу, достигающую 5 метров в высоту и 3 метров в ширину. Выставка № 130 впечатляет посетителей огромными росписями в греческо-египетском стиле, собранием амфор, ваз, статуй.

В помещениях № 107- 110 располагается собрание скульптур богов и атлантов. Самыми грандиозными считаются огромная статуя Юпитера, «Венера Таврическая», «Амур и Психея», «гибель Адониса», скульптура «Муза трагедии». 109 холл посвящен богу вина Дионису. Его стены окрашены в виноградные тона, контрастно подчеркивающие белоснежные скульптуры. Также рекомендуем посетить помещения № 111 – 114. В них размещаются античные вазы всевозможных форм и размеров. Доминантой выставки считается статуя «Отдыхающего Сатира» — копия известного шедевра Праксителя. Еще одно интересное помещение — № 121, где находится коллекция камней.

Рыцарский зал

Располагает огромной коллекцией оружия, охватывающей более 15 тысяч предметов. Здесь можно увидеть турнирные доспехи, мечи, шпаги, охотничье, а также огнестрельное вооружение.

Главным украшением зала считается выставка фигур рыцарей в доспехах на конях. Эффектность экспонатов подчеркнута огромными картинами с изображением военных действий.

Малый и Большой Итальянский просветы

Галерея Малого просвета охватывает 29 залов, в которых выставляются картины итальянских художников с 13 по 18 век. В Большом просвете основной акцент сделан на предметах мебели и декора. Здесь вы увидите малахитовые вазы, стулья, фойе. Все комнаты с произведениями искусства задекорированы лепниной и позолоченной росписью.

Залы Эрмитажа.

Самым посещаемым местом является Павильонный зал в Малом Эрмитаже. Его убранство состоит хрустальных люстр, фонтанов, мозаичных полов и статуй из белоснежного мрамора. В центре зала находятся знаменитые часы «Павлин», изготовленные из золота. Один раз в час птица распускает хвост и курлыкает.

Посетители музея Эрмитаж любят прогуливаться по галерее, называемой «Лоджии Рафаэля». На потолке находятся 52 копии фресок знаменитого мастера, на которых изображены библейские сюжеты.

В парадные залы Зимнего дворца, на стенах которых висят полотна Леонардо да Винчи («Мадонна с младенцем» и «Мадонна с цветком») и Рембрандта («Даная» и «Возвращение блудного сына»), ведет Иорданская (Посольская) лестница. Ее ступени и балюстрада изготовлены из белого мрамора.

Любители античной культуры с удовольствием посещают в Новом Эрмитаже Двадцатиколонный зал, который расписан в греческо-египетском стиле и хранит коллекцию древних амфор, ваз, античных камей и гемм, в том числе и «Камею Гонзага» – самую большую в мире.

Здесь же находится огромная Колыванская ваза, изготовленная из яшмы. Ее вес – 19 тонн, а высота 5 метров. Примечательно, что Новый Эрмитаж был выстроен специально для этой вазы.

В этом же здании расположились залы Диониса, Юпитера, Геракла с древнеримскими скульптурами.

Знаменит среди посетителей Государственного Эрмитажа Египетский зал, в котором находятся предметы из гробниц египетских придворных. Кроме саркофагов и мумий здесь можно увидеть древние амулеты и выдержки из Книги мертвых.

В старом Эрмитаже существуют две экспозиции, которые можно посетить только в составе экскурсионной группы. Это «Бриллиантовая» и «Золотая» кладовые, в которых хранятся золотые изделия древних сарматов и скифов, а также драгоценные камни и ювелирные украшения работы мастеров XVI-XIX столетий.

В Рыцарском зале хранится более 15 000 экземпляров холодного оружия и защитных доспехов XV—XVII столетий.

Жемчужиной Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге по праву считается скульптура «Скорчившийся мальчик», принадлежащая резцу Микеланджело Буонаротти. Кстати, это единственная его работа в РФ.

В одном из залов музея Эрмитаж внимание туристов привлекает фарфоровый сервиз, состоящий из 700 предметов и рассчитанный на 60 человек. Вся посуда украшена великолепными камеями. Нельзя пройти мимо Малахитовой гостиной с двумя каминами, созданной в 1837 году, вместо сгоревшей Яшмовой комнаты.

В здании бывшего Главного штаба сегодня вниманию зрителей представлены полотна Кандинского, знаменитый «Черный квадрат» Малевича и картины французских художников XIX-XX столетий.

В отделе нумизматики, являющемся самым крупным в стране, представлено более миллиона монет различных эпох и государств. Также здесь можно ознакомиться с наградными и памятными медалями, орденами и значками.

Малый Эрмитаж

У этого термина существуют и другие значения, см. Эрмитаж (значения).

Дворцовый флигель
Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж
59°56′28″ с. ш. 30°18′57″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Санкт-Петербург
Архитектурный стиль классицизм
Автор проекта

Ж. Б. Валлен-Деламот,

Ю. М. Фельтен

Основатель императрица Екатерина II
Первое упоминание 1762 год
Строительство 1764—1775 годы
Основные даты
1764 — Строительство южной части Висячего сада
1767 — Начало строительства Северного павильона
1840 — Реконструкция Висячего сада и Южного павильона
1850 — Реконструкция Северного павильона
2004 — реконструкция Висячего сада
Известные обитатели граф Григорий Орлов и прочие фавориты Екатерины II; великая княжна Мария Николаевна и герцог Лейхтенбергский; великий князь Николай Александрович
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510390340046 (ЕГРОКН). Объект № 7810514001 (БД Викигида)
Состояние хорошее
Сайт hermitagemuseum.org/wps/…
Малый Эрмитаж на Викискладе

Малый Эрмитаж — памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа, построен в 1764—1775 годах архитекторами Ж. Б. Валлен-Деламотом и Ю. М. Фельтеном. Корпуса здания, выходящие на Дворцовую набережную и Миллионную улицу, являются связующим звеном между барочным Зимним дворцом и памятниками классицизма — Большим и Новым Эрмитажем. Своё название Малый Эрмитаж получил благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи.

История строительства

Ю. Фельтен. Продольный разрез Малого Эрмитажа. 1767 г.

В 1762 году даётся указание разобрать ветхие дома Головина и Крюйса, а на их месте возвести конюшни для рейторских лошадей, сараи для карет и дровяной двор. Однако, согласно проекту Франческо Растрелли Зимний дворец должен был иметь широкий обзор в том числе и с восточной стороны. Зодчий всё же представил свой проект новых сооружений, но его реализация затянулась. Возведение здания будущего Малого Эрмитажа, а также параллельно расположенных корпусов конюшни и Манежа с флигелем началось лишь в 1764 году под руководством Ю. М. Фельтена. Ядром композиции должен был стать «Оранжерейный дом» — павильон, выходящий на Дворцовую набережную, с простирающимся от него на юг висячим садом. Однако первой была возведена южная часть Висячего сада с павильоном, выходящим на Миллионную улицу («Южный павильон»). В 1769 году достраивают и Северный павильон (проект разработал Ж. Б. Валлен-Деламот), причём в павильоне был установлен подъёмный стол и созданы особые залы для проведения «Эрмитажей» (от фр. ermitage — место уединения). Строительные и отделочные работы были закончены в 1775 году с постройкой боковых галерей.

Северный павильон

Вид с Дворцовой набережной

История создания Малого Эрмитажа началась с задумки так называемого «Оранжерейного дома» с Зимним садом внутри с экзотическими растениями, где жили птицы и небольшие зверушки. Однако, проект этого павильона долго не был утверждён и поэтому первой начали строительство южной части Висячего сада. Лишь в марте 1768 года в Москву, где тогда находилась Екатерина II, была отправлена деревянная модель «каменной оранжереи» на апробацию и возвращена с замечаниями для архитектора Фельтена.

С видом на Неву разместились зал и два кабинетика по сторонам его. Именном в восточном находился подъёмный стол, который сервировался в нижнем этаже здания и посредством подъёмного механизма оказывался в зале (наподобие сохранившегося механизма в царскосельском Эрмитаже). Несколько позднее название «Эрмитаж» и утвердилось именно за этим зданием (от фр. ermitage — место уединения). Здесь после дневных забот в кругу немногих близких людей (не более 15 человек) императрица любила уединиться, поиграть в карты, отобедать. Но самым большим сокровищем Эрмитажа стали картины и скульптура, приобретаемые Екатериной II, ставшие основой коллекции будущего музея. Стены всех помещений были украшены картинами в несколько ярусов.

В южной части павильона, где теперь в полу размещена копия античной мозаики, находился зимний сад, в центре которого стояла статуя. На балюстраде верхнего яруса сада в декоративных кадках красовались померанцевые и миртовые деревья. Наличием зимнего сада и объясняется первоначальное название павильона — «Оранжерея», как значится в архивных документах. Убранство интерьеров дополняли хрустальные люстры.

Фасад, запроектированный архитектором Валлен-Деламотом, отличает богатство и утончённость архитектурных форм раннего классицизма. Два верхних этажа украшает портик из шести коринфских колонн и двух скульптур — статуй Флоры и Помоны. Завершает здание аттик со скульптурной группой. В Северном павильоне Малого Эрмитажа находится Павильонный зал, созданный в 1850-х годах А. И. Штакеншнейдером. Там же сейчас находятся знаменитые часы «Павлин».

  • Э. Гау. Северный кабинет

  • Кабинет Кваренги

Манеж и конюшни

В 1840-х годах в период реконструкции Малого Эрмитажа архитектор Василий Стасов перестраивает помещения, находящиеся под Висячим садом. Здесь, между Южным и Северным павильонами появляются Манеж, конюшни и каретный сарай. Заново возводятся опорные каменные аркады на мощных столбах, совершенствуются своды перекрытий над залами. В Манеже большепролётные своды опираются на мощные столбы, по периметру в уровне антресольного этажа устроена галерея. В конюшнях своды опираются на гранитные колонны. Во вновь устроенных подвалах размещают прогрессивную систему отопления — Аммосовские печи. Тёплый воздух также поступал в шанцевые своды, которые были запроектированы между сводами перекрытий первого этажа и Висячим садом. Строится оригинальная система канализации, которая в 1870-х годах совершенствуется Штакеншнейдером. В конюшнях были установлены поилки для лошадей по проекту Монферрана.

Проект переустройства Манежа и конюшен. 1940 г.

В 1931 году администрация Эрмитажа, пытаясь решить финансовые затруднения, сдала в аренду конюшни и Манеж Кавалерийской школе Осоавиахима. В период 1938 — 1940-х гг. главным архитектором Эрмитажа А. В. Сивковым ведётся реконструкция Манежа и конюшен под выставочные залы. Также в центре устраивается сквозной проход на уровне антресоли первого этажа, который через новые галереи-переходы позволил связать первые этажи Зимнего дворца (через зал Древнего Египта) и Нового Эрмитажа. Переходы между зданиями имеют сплошное остекление с двух сторон и достаточно нарядный классицизированный облик. Тёмная галерея-переход в Малом Эрмитаже оформлена весьма лаконично. Пол перехода набран из цементных плиток двух цветов, гладкие стены с лёгким карнизом, на который опираются своды, покрыты краплаком. Двери сделаны из красного дерева и ведут на балконы, откуда открывается вид на вновь устроенные залы. Пол в этих залах был сделан наливным, мозаичным. Ворота конюшен были демонтированы, также частично изменены сами проёмы первого этажа. До 2014 года здесь размещалось хранилище музея, в декабре 2014 год залы приняли первых посетителей, а хранение переехало в Старую Деревню.

С 2016 года со стороны Шуваловского проезда устроен дополнительный вход в музей для посетителей с интернет-билетами.

Государственный Эрмитаж

Крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев впервые возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Музей был открыт для посещения в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Сегодня основная экспозиционная часть занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной Невы.

Начало истории

История коллекции Государственного Эрмитажа официально начинается с правления Екатерины II. Но ее великий предшественник Петр I тоже внес свою лепту. За время его правления в частном императорском собрании появилось множество экспонатов, которые сегодня находятся в Эрмитаже. Например, знаменитое «скифское золото» – драгоценные украшения в виде зверей, хранящиеся в Золотой кладовой. Их купил князь Гагарин для Сибирской коллекции Петра.

Вплоть до Екатерининской эпохи пополнений императорского собрания почти не было, либо они происходили случайно. Ярким примером служит коллекция «золота Моголов». В середине XVIII века иранский шах завоевал империю Великих Моголов, которая находилась на территории Индии. С посольством он отправил царице Анне Иоанновне золотые украшения и другие ювелирные изделия, буквально осыпанные бриллиантами, рубинами, сапфирами. В Петербург их доставили на слонах. Однако подарки получала уже императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в результате дворцового переворота. Слоны долго будоражили жителей Петербурга, периодически убегая из вольеров. А подарки были приняты и благополучно забыты; их передали в собрание Эрмитажа уже после революции. В конце XX века выяснилось, что в Иране сокровищ Моголов почти не осталось, и самая большая коллекция драгоценностей их эпохи находится в России.

Эрмитаж в царское время

Один из наиболее важных периодов в истории музея, бесспорно, связан с именем Екатерины II, которую по праву называют его основательницей. К Зимнему дворцу, по ее указанию, была сделана пристройка, которая называлась Эрмитажем. Здесь давали обеды для круга приближенных. Гости обсуждали политику и искусство. В этой части дворца действовал особый свод правил, таких как: «оставлять все чины вне дверей», «спорить без горячности» и т. д. Здесь же хранилась частная коллекция живописи Екатерины II, она началась с приобретения собрания коммерсанта И. Э. Гоцковского, в которое входили произведения нидерландских художников. В правление Екатерины II коллекция пополнилась полотнами Тициана, Рубенса, Рафаэля и других великих мастеров, была куплена единственная в России скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик». По всей Европе эмиссары императрицы приобретали для нее картины десятками и даже сотнями, нередко просто скупая уже сформировавшиеся собрания. Помимо множества картин, в Эрмитаже появилось более 10 000 монет и медалей, более 10 000 рисунков, бессчетное количество гравюр, камней и книг.

Павел I, чуждый взглядам своей матери и питавший к ней сильнейшую неприязнь, тем не менее, продолжал коллекционировать искусство, преимущественно итальянское. Однако он велел на всех картинах в коллекции поставить букву «П». Таким образом, ученые смогли точно установить, какие именно полотна поступили в Эрмитаж до начала XIX века.

С правлением Александра I связана реформа, проведенная графом Дмитрием Бутурлиным. Коллекцию поделили на несколько частей, при каждой из них появился хранитель. В эпоху Александра I собрание Эрмитажа пополнилось испанской и английской живописью. Но самые ценные приобретения связаны с центральным эпизодом его правления – войной 1812 года. Как и многие представители французской знати, графиня Богарне, бывшая супруга Наполеона Бонапарта, была обеспокоена сохранением привилегий после победы русской армии. Она решила сделать подарок Александру I, тот долго отказывался его принимать, однако Жозефина настояла. Таким образом в коллекцию Эрмитажа попала знаменитая «Камея Гонзага».

Николай I, увлеченный военным делом, оставил после себя 600 картин с изображением батальных сцен. В его правление, в 1826 году, была создана знаменитая Военная галерея 1812 года. Сам император увлекался живописью и часто позволял себе вписывать изображения солдат на полотна мастеров батальной живописи. При нем некоторые экспонаты из коллекции были раздарены или уничтожены. Однако благодаря ему появился Новый Эрмитаж, был реконструирован ансамбль уже существующих зданий.

А в 1852 году музей впервые открылся для посетителей под названием «Императорский Эрмитаж». Следующие полвека его коллекция пополнялась с разной степенью интенсивности. Одним из знаменитых приобретений того времени стала «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, купленная в 1914 году.

Эрмитаж в XX веке

История Эрмитажа в XX веке больше напоминает остросюжетный детектив, среди героев которого сотрудники музея, советские власти и российская армия. В революционный период коллекция Эрмитажа удивительным образом не пострадала. Серьезные утечки из нее начались в первые годы советской власти.

Сначала в 1920-е годы за счет царского собрания пополняли коллекции музеев союзных республик. Частично эти потери Эрмитаж компенсировал поступлениями из национализированных частных коллекций. Но в целом довоенные годы его истории пройдут под эгидой лавирования между жесткими требованиями властей открыть запасники, чтобы продавать экспонаты на запад, и искренним стремлением сотрудников сохранить самое ценное. За границу все же были проданы «Венера перед зеркалом» Тициана, «Святой Георгий» и «Мадонна Альба» Рафаэля, «Пир Клеопатры» Тьеполо и многие другие шедевры французской и итальянской живописи. Противостояние советского агентства «Антиквариат», занимавшегося продажей ценностей, и сотрудников Эрмитажа ярко иллюстрирует эпизод с отделом Востока, который возглавлял Иосиф Орбели. Комиссия агентства «Антиквариат» пришла в Эрмитаж, чтобы забрать на продажу сасанидское серебро. Попасть внутрь ее представители так и не смогли. Говорят, что Орбели грозил проглотить ключ и надолго похоронить коллекцию отдела Востока за тяжелыми дверьми музея. Разразился скандал. Директор Эрмитажа Борис Легран и Иосиф Орбели пошли на авантюру. Они написали письмо Сталину, который в итоге их поддержал. Письмо от вождя стало защитой музея. Все попытки «Антиквариата» конфисковать вещь, даже не относящуюся к отделу Востока, ни к чему не приводили. Любой экспонат, который планировали изъять, неожиданно оказывался на хранении в отделе Востока.

Благодаря сотрудникам Эрмитажа в периоды самых крупных «распродаж» из коллекции Эрмитажа он утратил минимальное количество самых ценных экспонатов. Но плата за это оказалась весьма высока. В разные годы более пятидесяти сотрудников музея были репрессированы.

Во время Великой Отечественной войны коллекцию эвакуировали на Урал, но здания музея значительно пострадали. Об уроне, который был им нанесен, свидетельствует список стройматериалов, необходимых для реставрации. Он включал 100 тонн цемента, более 60 тонн гипса, 30 километров тканей и прочее.

После окончания войны работа в Эрмитаже началась с удвоенной силой. Музею предстояло принять трофейные произведения искусства, в огромных количествах вывезенные из Германии. Как известно, Гитлер собирался открыть музей, собрав все самое лучше, что ему удалось захватить в Европе. На момент взятия Берлина советскими войсками музей готовился к открытию. Совершенно случайно в плен был захвачен его будущий директор, который рассказал о местонахождении запасников. Произведения искусства вывозили из Германии вагонами.

Жемчужины европейской коллекции

Диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян Тициана», «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом Гейнсборо».

За последующие годы кое-что возвратилось в европейские коллекции. Но многое осталось на территории России и по сей день. Сегодня в экспозиции Эрмитажа представлены трофейные картины Мане, Ван Гога, Тулуз-Лотрека и других. Однако вполне вероятно, что содержание некоторых из запасников по-прежнему не известно ни широкой публике, ни научному сообществу. Споры вокруг трофейных произведений ведутся до сих пор.

Сегодня Эрмитаж – еще и крупный научно-исследовательский центр.

Комплекс зданий музея Эрмитаж

Зимний дворец

Резиденция российских императоров, построена по проекту Бартоломео Растрелли. Работы по ее возведению начались в эпоху царствования Елизаветы Петровны и закончены при Петре III в 1762 году.

Малый Эрмитаж

Дворец. Построен при Екатерине II Ю. М. Фельтеном и Ж. Б. Валлен-Деламотом.

Большой Эрмитаж

Дворец, построенный Ю. М. Фельтеном в 1787 году для хранения пополнившейся коллекции Екатерины II.

Театр Эрмитажа

Построен по указу Екатерины II архитектором Джакомо Кварнеги для показа спектаклей и проведения маскарадов.

Новый Эрмитаж

Здание построено при Николае I архитектором Лео фон Кленце специально для демонстрации экспонатов императорской коллекции.

За последние годы в известных музеях мира появились специальные выставочные залы, связанные с Эрмитажем. Открылись его новые филиалы: Музей фарфора и Музей гвардии в здании Главного штаба.

Пересказать всю историю Эрмитажа – все равно что изложить историю России, настолько важным явлением в жизни страны является этот музей. Будучи непосредственно связанным со многими событиями отечественной истории, Эрмитаж всегда оставался домом. Что бы ни происходило, здесь всегда кто-то жил. И каждый оставлял после себя что-то свое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *