Фаустово воскресенский район

ФАУСТОВО (МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Фаустово, село Воскресенского района Московской области.

Есть другие села с этим же названием, см. Фаустово

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Начало исторической жизни Фаустова теряется в прошлом Московского края. Московский край, как о том свидетельствуют археологические раскопки курганов и городищ, каналов рек и местностей, был первоначально населен финским племенем Меря или Неря. Когда южные кочевые народы – половцы, печенеги, а главным образом татары – стали теснить славянские племена, жившие первоначально по Днепру и его притокам, в особенности после нашествия татар и разорения южной Руси в XIII веке, славянские племена двинулись на север, в лесные, недоступные татарам места. Переселение совершалось почти исключительно по рекам, других дорог тогда почти не существовало, и переселенцы оседали по берегам, где были подходящие условия для жизни.

Здесь переселенцы-славяне встречались с мерянами, поселения которых также располагались по берегам рек. Встречи эти были мирны – местность была богата всем, необходимым для жизни, финское население немногочисленно, – памяти о каких-либо кровавых столкновениях предание не сохранило. Меряне постепенно сливались с славянами, подчиняясь им как более сильным, принимая их веру и язык, образуя новую великорусскую народность крестьян, отличающуюся по языку и по внешности от южнорусской славянской.

Было ли мерянское поселение на месте теперешнего Фаустово – определенно сказать нельзя, но предполагать должно. Высокий берег, река, лес, луга должны были бы привлечь внимание славянских переселенцев, и на Фаустовской горе должен был бы возникнуть первый храм этой местности. То обстоятельство, что древнейшей церковью является Космо-Дамианская, дает основание предполагать, что на месте Фаустова было поселение мерян, и славяне-переселенцы не могли занять его.

Поскольку Космо-Дамианская церковь была на погосте, есть основание полагать, что первоначальное население славян было незначительно, разъединено; жило небольшими отдельными поселками, и лишь в праздники, быть может, на лодках по реке Москве и впадавшим в нее речкам (теперь – ручейкам), собиралось в свою церковь. Район прихода этой первой церкви простирался по течению реки Москвы от впадения в нее Торянки (?) около Бронниц, до впадения Нерской, где граничит с приходом другой очень древней церкви Николаевской на Нерской. Итак, первая частная картина местности такова: река Москва с лесом по берегу, – теперяшняя Хрантив и Дубецкие была под лесом, по берегу в лесу – на пригорках, на полянках – поселки мерян и славян, среди же леса, на берегу безымянной речки, впадавшей в Москву через озеро, – маленькая деревянная церковка Космы и Дамиана. Так было до XVII века.

В XVII веке государь Алексей Михайлович строит монастырь – Соловецкую пустынь – с большими каменными церквами, наделяет его большими земельными угодьями. С открытием монастыря крестьяне вступают с ним в духовное и материальное общение, частично становятся в зависимость от монастыря, селясь на монастырской земле; образуются крестьяне монастырские, монастырская слободка; следы Фаустовского языческого поселения постепенно исчезают. Так продолжалось до 1774-1776 года, когда производилась секуляризация церковных имуществ. От монастыря были отобраны земли и крестьяне; земли впоследствии Екатериной II были розданы придворным: графу Орлову, Ламздорфу и др., а крестьяне зачислены в разряд государственных; монастырь обращен в приход, к которому, кроме слободки монастырской, присоединили деревни: Исаково – от Николонерского прихода, Юрасово – от Космо-Дамианского и Юрово – от Михаило-Архангельского в Загорнове.

Откуда появилось самое название Фаустово — сказать определенно нельзя, можно делать только вероятные предположения. Подобные названия: Юрово, Юрасово, Исаково, Алешкино, Михалево, Ивановка, Петровское и т.п. указывают на первых поселенцев деревни, ее родоначальников. К числу таких же названий относится и Фаустово – от имени Фавста — Фavct, Faust. Очевидно, некий Фавст поселился около монастыря со своей семьей, построил несколько избушек, землянок, и получился поселок Фавста. Было бы интересно проследить, с кем этот Фавст пришел, как увеличивался его род, но это, конечно, невозможно. Исторические записи имеются только с 1812 года, когда в селе Фаустове было уже 15 (?) дворов. Можно предполагать, что это были люди, связанные с ним близким родством.

> Литература

  • о. Иоанн Берёзкин. Рукопись.

Использованные материалы

  • Сайт «Фаустовские новомученики»

История

Начало монашеской жизни в Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни, где сейчас находится монастырское подворье, по некоторым историческим источникам, относится к концу XV века. Соловецкая пустынь в Марчугах основана в 1654 году указом царя Алексия Михайловича и благословением патриарха Никона. Монастырское предание связывает основание пустыни с избавлением царской семьи от мора, свирепствовавшего в этом году по всей Русской земле. Место, удаленное от Москвы на 60 километров, от Соловков – на 1635, исторически именовалось Замосковским Раменцом и входило в состав дворцовой Гвоздненской волости Московского уезда.

Основателем и ктитором Соловецкой пустыни в Марчугах исторические источники называют протопопа Кремлевского Благовещенского собора Стефана Нифонтова. Устроение обители было возложено на братию соловецкого подворья в Москве.

Деревянный храм, стоявший на берегу Москва-реки, пострадал от половодья в 1655 году. В следующем году обитель была переведена в Фаустово на возвышенное место, именуемое Красный холм. В царствование Феодора Алексеевича пустынь находилась в ведении приказа Большого дворца. Именно в это время, в 1670-1680 годы проводилось строительство каменных храмов.

Соборный храм Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, надвратная церковь — в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Обитель была обнесена деревянными стенами с четырьмя башнями.

В 1699 году по указу царя Петра I пустынь с вотчинами и угодьями была приписана к Соловецкому монастырю. При императрице Екатерине II в 1764 году пустынь выведена из подчинения Соловецкому монастырю. Храмы были переданы в ведение Московской епархии.

Из всех строений Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни, среди которых были деревянные постройки, сохранились только каменные храмы.

Соборная церковь во имя Живоначальной Троицы строилась в 1670-1680-е годы. В ее облике сочетаются композиционные приемы середины XVII века с белокаменным декором стиля московского барокко. Пятиглавый храм с трехчастной апсидой поставлен на высокий подклет. В нижнем ярусе находится трапезная палата с теплой церковью, освященной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Алтарная часть этой церкви, сильно выступающая, придает восточному фасаду ступенчатые очертания. С южной и западной стороны здание окружают открытые галереи на аркадах с деревянным настилом вместо сводов. У северо-западного угла поднимается трехъярусная шатровая колокольня, перестроенная в 1870 году.

Внешний, частично утраченный декор храма, был нарядным и разнообразным: каменные наличники с колонками и фронтонами, роспись на стенах. Парапет гульбища украшали полихромные изразцы, некоторые из них с изображением двуглавых орлов. Тесовые кровли и черепичные главы храма в XVIII–XIX веках заменены металлическими. Иконостасы и вся церковная утварь утрачены.

Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких была построена в 1680-х годах в стиле московского барокко. Храм одноглавый, поставлен на открытой террасе над главными вратами. Здание ярусное, ступенчатого силуэта с симметричной композицией. Его украшают муравленые изразцы. Восстановлено утраченное черепичное покрытие главы. Установлен крест XVII века. Научное исследование храмов и частичные реставрационные работы проводились в 1976–1977 годах под руководством С. В. Демидова.

ХХ век

В эпоху безбожных гонений, фаустовская земля освятилась подвигом верных служителей Русской Церкви: протоиереев Александра Зверева и Сергея Кедрова.

Александр Зверев родился 8 (21) августа 1881 г. в день перенесения мощей Соловецких первооснователей в селе Фаустово Бронницкого уезда Михалевской волости Московской губернии в благочестивой семье священника Александра Григорьевича Зверева и его жены Анастасии Ивановны, в девичестве Грековой, происходившей из священнической семьи. В тот же день он был крещен в Троицкой церкви села Фаустово священником Феодором Бажановым, он же и был крестным, а крестной была дочь священника Любовь Петровна Магницкая. Кроме сына Александра, в семье были еще четыре старших дочери: Анна, Любовь, Мария и Людмила. Священник Александр Григорьевич Зверев, настоятель Троицкой церкви с. Фаустова, священствовал 48 лет в этой церкви и был похоронен у её алтаря. Дед – священник Григорий Афанасьевич Зверев был женат на дочери свя­щенника Троицкой церкви Сергея Филиппова Елизавете и служил в этой церкви с 1830 года.

Александр Александрович Зверев в 1897 г. окончил Московское Донское духовное училище, а в 1903 г. – Московскую Духовную семинарию по I разряду, в 1909 г. окончил курс Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия. По окончании Академии он поступил на должность помощника инспектора Вифанской семинарии.

В эти же годы Александр Зверев становится духовным сыном старца Смоленской Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Соловьева).

Во время гонений на Русскую Православную Церковь в 1922 г., связанных с изъятием церковных ценностей, в июле того же года в доме № 9 по Звонарскому переулку, где жил о. Александр с семьей, был произведен обыск. Сам священник был арестован. В ноябре 1922 г. он, выступая на открытом судебном процессе «об изъятии церковных ценностей», виновным себя не признал и сказал, что «изъятие в храме прошло спокойно». Несмотря на это он был осужден по ст. 119, получил 3 года, сокращенные по амнистии до 1 года, и уже в марте 1923 г. был освобожден.16 февраля 1913 г. Александр Александрович Зверев был рукоположен во священника, летом того же года назначен членом секретарем строительной комиссии по ремонту зданий Вифанской семинарии. В 1918 г. в начале учебного года о. Александр был назначен помощником начальника Пастырско-Богословских курсов Московской Епархии, а в феврале 1919 г. – настоятелем Московской Николаевской, что в Звонарях, церкви.

Последующие 10 лет о. Александр Зверев продолжал служить в Никольской церкви в Звонарях. 21–22 сентября 1928 г. о. Александр участвовал в отпевании и похоронах своего духовного отца – иеросхимонаха Алексия, старца Смоленской Зосимовой пустыни. В 30-е годы о. Александр был назначен благочинным Сретенского сорок, был духовником Заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородокого).

13 февраля 1933 г. под Трифона мученика батюшку арестовали. Всю ночь длился обыск, перевернули все буквально, до потолка лежали всюду книги, бумаги, вываленные из шкафов. О. Александра Зверева судили по ст. 58-10 УК РСФСР и осудили на 3 года ссылки в г. Каргополь. Выпустили батюшку в Великий Четверг, разрешили служить до Великой Субботы, на Пасху ему не разрешили оставаться в Москве, он должен был уехать.

Его матушка немного жила в Фаустове у родных батюшки, а потом переехала в стоверстную зону в Егорьевск. Летом 1933 г. власти разрешили жене и дочери побывать в Каргополе, осенью 1933 г. к нему приезжал сын, художник.

В ссылке батюшка плотничал, чинил забор дома, где жил еще один ссыльный батюшка с женой. У него было несколько своих гряд, он в свободное время читал книги по огородничеству и пчеловодству. Осенью ходил собирать грибы и сам солил их на зиму.

В Каргополе о. Александр работал при больнице, пилил и раскатывал дрова, кроме того молотил ячмень и горох, набивал силосную яму, работал и на других тяжелых работах. Срок батюшка отбыл летом 1936 г., в это время вернуться из ссылки можно было только на 101 км. от Москвы, и то при условии, что батюшку возьмут «на поруки».

С августа 1936 г. по сентябрь 1937 г. о. Александр Зверев вместе с женой Марией Алексеевной проживал в с. Возмище Волоколамского района Московской области и служил священником в церкви Рождества Богородцы на Возмище. Кое-кто из московских духовных детей смог побывать у о. Александра, исповедаться, получить наставления. Без всякой горечи, с глубокой верой, сосредоточенно и молитвенно наставлял он своих пасомых, «с крайним благоговением и той мерой преданности в волю Божию, какие трудно передать словами».

Свое благоговейное служение перед престолом Господним он закончил осенью 1937 г. С группой ссыльных монахинь из соседнего села и со священниками Павлом Андреевым и Димитрием Розановым о. Александр 3верев был по доносу арестован 22 сентября 1937 г. Сначала он содержался в тюрьме г. Волоколамска, а затем был переведен в Москву. Судила его тройка при УНКВД СССР по Московской области, он был обвинен в антисоветской агитации против проводимых кампаний на селе, контрреволюционной гнусной клевете против Сов. власти, церковной агитации. Виновным себя не признал. О. Александр Зверев был приговорен к расстрелу.

Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 г. в семье священника Павла Кедрова. По окончании Московской Духовной семинарии в 1901 г., Сергей Павлович был направлен работать учителем в Старниковскую церковно-приходскую школу Бронницкого уезда.

Женившись в 1908 г. на дочери священника села Фаустово Александра Григорьевича Зверева, он унаследовал его приход. Рукоположен был Епископом Дмитровским Трифоном.

После революции о. Сергия арестовывали трижды. Во время изъятия церковных ценностей, когда его вызвали и предложили организовать изъятие, он сказал: «Сдать-то сдадим, а вот куда они пойдут?» После этого его арестовали и посадили в Таганскую тюрьму, где он провел два года. Второй раз его арестовали на основании какого-то неосторожного письма или записки, которая попала в чужие руки и была единственной уликой. Последний раз его забрали в 1937 г.

«Отец Александр Зверев был расстрелян на Бутовском полигоне в Москве 16 ноября 1937 года. По Промыслу Божию, а отнюдь не по воле следователей, в ту же ночь там же был казнен друг его юности, муж его сестры, отец Сергий Кедров, – пишет исследователь жизни этих святых.

Отец Сергий незадолго до того был арестован в Фаустове и проходил по совсем другому делу. За час переклички, проводившейся в сарае на полигоне в Бутове перед осуществлением приговора, отец Александр и отец Сергий, конечно, нашли друг друга, имели возможность ободриться и прочитать друг другу разрешительные молитвы».

Современность

14 мая 1996 года указом Святейшего Патриарха Алексия II вновь учреждено подворье Соловецкого монастыря в селе Фаустово Воскресенского района Московской области. Подворью присвоено его историческое название — Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь. Настоятелем назначен священник Роман Сыркин.

В сентябре 2004 года указом Святейшего Патриарха настоятелем Соловецкого подворья в селе Фаустово назначен иеромонах Василий (Чавчанидзе).

Божественная Литургия служится 3–4 раза в неделю, согласно расписанию, утвержденному настоятелем подворья. В среду в 17:00 читается акафист преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам; в субботу в 9:00 совершается панихида; а в 16:00 – Всенощное бдение; в воскресенье в 8:00 – часы, литургия, Крестный ход.

Контакты

Почтовый адрес: Московская обл., Воскресенский р-н., с. Фаустово, ул. Старая, 57

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *