Феодоровский собор Пушкин

История

Временная церковь

В 1895—1896 годах в районе Египетских ворот Царского Села разместился Сводный пехотный полк. Для него были построены деревянные казармы. Рядом был размещён и Собственный его императорского величества конвой.

В середине 1900-х годов возникла идея строительства на территории казарм архитектурного комплекса в стиле XVII века под названием «Фёдоровский городок». Центральной доминантой должен был стать полковой храм.

В конце 1908 года император Николай II лично указал и отмерил шагами место для постройки постоянного храма на поляне, прилегающей к парку, неподалеку от Александровского дворца.

В начале 1909 года был сооружён временный храм для чинов Сводного пехотного полка и Собственного конвоя. Помещение было найдено в новом каменном здании учебной команды полка. Здесь установили иконостас походной церкви лейб-гвардии Преображенского полка, полученный 13 (26) января 1909 года. Обустраивал храм капитан лейб-гвардии Павловского полка Д. Н. Ломан. 6 (19) февраля 1909 года в церкви состоялась первая служба. Временная церковь была освящена во имя преподобного Серафима Саровского.

Для храма были пожертвованы из Москвы утварь и облачение. Сюда была передана икона святого Серафима, написанная матерью Серафимой, старшей сестрой живописной мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря, освящённая у мощей преподобного в год его прославления. Игуменья Серафимо-Понетаевского монастыря, Нектария, пожертвовала точную копию чудотворной иконы Знамения Божией Матери Понетаевской.

24 мая (6 июня) 1909 года, с переходом полка на летнюю стоянку в Петергоф, церковь была закрыта. В ней продолжались работы. Князь М. С. Путятин создал чертёж нового иконостаса, который создавался с июня по декабрь 1909 года. Архитектор В. А. Покровский, не изменяя помещение, украсил интерьер церкви утварью и иконами, сооруженными по древнерусским образцам. Стены были обтянуты парусиной, крашеной в красноватый цвет, с набитыми на ней орлами времен царя Алексея Михайловича. В храме были собраны древние иконы и ряд святынь.

По окончании строительства Феодоровского собора, вся утварь временной церкви (за исключением иконостаса) была перенесена в его нижний придел и устроена в виде пещерного храма с сохранением престола преподобного Серафима Саровского. Здание, в котором находилась временная церковь сохранилось до нашего времени.

Строительство собора

Одновременно началось сооружение Фёдоровского собора. Император специальным указом утвердил Строительный комитет по возведению собора под председательством командира Сводного пехотного полка генерал-майора В. А. Комарова. В состав комитета вошёл и Д. Н. Ломан.

Составление первоначальных чертежей было поручено архитектору А. Н. Померанцеву. Архитектор разработал проект в первичных для него формах в стиле церквей К. А. Тона. Проект был одобрен.

20 августа (2 сентября) 1909 года состоялась закладка храма. Торжественный молебен по этому случаю совершил Феофан (Быстров), епископ Ямбургский. Первый закладной камень был положен императором Николаем II.

Однако вскоре после начала работ по сооружению фундаментов проект А. Н. Померанцева подвергся критике. Стало ясно, что замысел слишком велик и громоздок.

А. Н. Померанцеву было отказано, взамен приглашён молодой В. А. Покровский. Принято считать, что В. А. Покровский взял за образец Благовещенский собор Московского Кремля в его древнейшем виде, без последующих переделок и пристроек XVI века.

Проект был утверждён 1 (14) августа 1910 года. Вместе с В. А. Покровским работал В. Н. Максимов.

Основные средства для постройки собора (150 000 рублей) предоставили Николай II и Александра Фёдоровна. Они постоянно следили за стройкой и присутствовали в важнейшие моменты. Например, 26 февраля (11 марта) 1910 года, когда на собор поднимали кресты, и 4 (17) марта — колокола. Полная стоимость строительства собора 1 миллион 150 тысяч рублей. Эту сумму, кроме указанного вклада императорской семьи, составили добровольные пожертвования купечества и промышленников.

Торжественное освящение нового собора состоялось 20 августа (2 сентября) 1912 года в присутствии императорской семьи; было совершено протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским.

Пещерный храм был устроен путём перенесения всего убранства временной церкви с сохранением престола во имя преподобного Серафима Саровского. Он был освящён 27 ноября (10 декабря) 1912 года Серафимом, епископом Кишиневским.

По окончании в октябре 1913 года всех строительных работ, возник вопрос о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом В. А. Покровского. По указанию Николая II роспись Фёдоровского собора должна была быть выполнена по образцам церкви Иоанна Предтечи «на Толчках» в Ярославле и Воскресенского храма в Ростовском Кремле. Был учреждён специальный комитет, под председательством К. Ширинского-Шихматова, в составе: ктитора Д. Н. Ломана, графа А. А. Бобринского, В. А. Покровского и др. В связи с этим члены Комитета выезжали в Ярославль и Ростов. Императору был представлен обширный изобразительный материал по этим храмам в виде цветных фотографий, копий живописи и другое. Всё было одобрено.

Храм с 1914 по 1934 год

26 января (6 февраля) 1914 года распоряжением протопресвитера Военного и Морского духовенства церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка получила новое наименование — «Феодоровский Государев собор».

Фёдоровский Государев собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, а также был «приходом семьи императора». Во время пребывания в Царском Селе семья императора посещала храм в праздничные и воскресные дни. В пещерном храме император молился в дни говения.

Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, которые могли получить только у дворцового коменданта.

Император посещал службы в соборе довольно часто. Как правило, в таких случаях соблюдался этикет: на боковом подъезде императора с семьёй встречал ктитор — полковник Д. Н. Ломан, а у входа — дворцовый комендант. Далее императорская семья входила через боковую дверь на правый клирос; дворцовый комендант следовал за ними и занимал место около клироса, впереди команд казаков и нижних чинов, стоявших во всю ширину собора. Иногда императрица проходила в отдельную молельню, отделенную от алтаря аркой. Николай II и члены его семьи традиционно присутствовали в Фёдоровском соборе перед важными делами.

В 1917 году собор стал приходским храмом, через год в Детскосельский отдел ЗАГСа были переданы все метрические книги. В 1922 году произошло самое крупное изъятие имущества. В 1925 году убранство Пещерной церкви было оценено и передано в Екатерининский дворец-музей, а в 1927 году на выставку в Русский музейный фонд были изъяты старинные облачения. Кроме того, в соборе произошло несколько краж, ответственность за которые была возложена на «двадцатку».

Храм с января 1928 года был одним из центров иосифлянского движения. В собор регулярно устраивались паломничнства из других иосифлянских храмов Ленинграда: протоиерей Алексий Кибардин водил гостей по храму, подробно с демонстрацией предметов рассказывал об императорском периоде жизни собора. 21 апреля 1931 года представителями ОГПУ во время ареста протодиакона Николая Нейдбайлика были отобраны ключи от собора, которые затем были обнаружены брошенными на городской площади. 26 августа того же года храм был снова открыт.

Период закрытия

Впервые вопрос о закрытии храма прозвучал на уровне Детскосельского горсовета в декабре 1932 года. Поводом послужила задержка перезаключения «двадцаткой» договора с властями. Кроме того, в качестве причин назывались большое количество действующих храмов в Детском Селе (пять) и необходимость выделения помещения для устройства клуба Института молочного животноводства.

13 июня 1933 года было принято решение Леноблисполкома о закрытии храма. Официально собор был закрыт решением ВЦИК 27 декабря 1933 года.

Церковное имущество закрытого собора было поделено между несколькими музеями. После передачи икон из нижнего храма в Русский музейный фонд выяснилось, что большинство из них, считавшихся подлинно древними, полностью или отчасти фальсифицированы.

Мозаика была закрашена. Верхний храм был приспособлен под кинозал, экран располагался на месте алтаря. В нижнем — был устроен архив кинофотодокументов и склад киноплёнки.

В Великую Отечественную войну 1941—1945 годов здание сильно пострадало от обстрелов. Были сильно разрушены стены северного и западного фасадов, повреждены перекрытия кровли, уничтожен главный купол. Лестница главного входа была разобрана. Архив, находившийся в храме, сгорел.

По некоторым сведениям, после войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище. В 1962 году взрывами были уничтожены пристройки к собору. Остов здания использовали для тренировок альпинисты. В 1985—1995 годах трестом «Леноблреставрация» была проделана большая работа по восстановлению собора.

Современное состояние

Весной 1991 года Фёдоровский собор был передан Русской Православной Церкви. В том же году в одном из царскосельских парков была чудесным образом обретена Феодоровская икона Божьей Матери, ставшая одной из почитаемых святынь собора. 15 января (по другим данным, 1 марта) 1992 года начались богослужения в нижней, а 29 августа 1996 года — в верхней церквях.

В 1995 году Фёдоровский собор включен в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения.

15 октября 2006 года, около 8:30, в подвальном помещении, приспособленном под хранение икон, на площади 10 м² сгорела церковная утварь, приготовленная на реализацию.

4 сентября 2009 года в Москву из Амстердама были доставлены две иконы — Божией Матери и святого Александра Невского, ранее находившиеся на главных хоругвях верхнего храма. На сегодняшний день это первые иконы Фёдоровского собора, обнаруженные в зарубежной частной коллекции. Приобретённые известным московским коллекционером И. В. Возяковым, эти иконы будут выставлены для обозрения в «Доме Иконы на Спиридоновке» в Москве.

>Святыни

  • список Феодоровской иконы Божией Матери, обретённый в марте 1991 года

>Видео

История Феодоровского собора

В 1613 году на российский престол взошел Михаил Федорович Романов, потомки которого руководили страной непосредственно до момента октябрьского переворота и захвата власти большевиками. Трехсотлетие правления августейшей династии приходилось как раз на время царствования Николая II. Последний российский император и решил ознаменовать приближающееся торжественное событие строительством собора в честь Феодоровской иконы Божией матери.

Решение о возведении храма было принято в 1907 году. Из множества различных проектов, подготовленных архитекторами, специально созданная конкурсная комиссия выбрала вариант, предложенный С. С. Кричинским. Местом для строительства была выбрана территория вблизи Николаевского вокзал, где до этого располагалось подворье Феодоровского монастыря, принадлежавшего Нижегородской епархии.

Работы проводились за счет всенародных пожертвований. Завершить возведение собора удалось как раз в 1913 году, когда и праздновалось трехсотлетие царствования династии Романовых. Построенный храм имел пять куполов и был рассчитан на одновременное присутствие в его стенах трех с половиной тысяч прихожан. В высоту он достигал сорока восьми метров.

По своей архитектуре Феодоровский собор в Санкт-Петербурге напоминал храмы Ростова на Дону и Ярославля, построенные в шестнадцатом – семнадцатом веках. Большевики, пришедшие к власти в результате октябрьской революции, старались искоренить православную веру. Повсеместно они закрывали соборы и монастыри. Не обошла эта участь и храм Феодоровской иконы богородицы.

В 1932 году приход закрыли, купола снесли, а в самом здании, где раньше проходили богослужения, организовали производство молочной продукции. Внутри была выполнена полная перепланировка, а снаружи появились неблаговидные пристройки. Лишь в 1993 году молокозавод перебазировали в другое место, а храм стали активно восстанавливать. На полную реставрацию ушло фактически 10 лет.

Весь комплекс работ удалось завершить к 2013 году. Храм Феодоровской иконы Божией матушки вновь открылся для прихожан спустя ровно век с момента своего изначального возведения. При этом отмечалось, что с момента воцарения на российском престоле первого представителя династии Романовых прошло как раз четыре сотни лет.

В чем помогает Феодоровская икона Божьей матери?

Православные верующие с особым трепетом относятся к чудотворному лику Богородицы. Наряду с другими изображениями пресвятой заступницы Феодоровская икона пользуется особым почтением. По преданию она была написана евангелистом Лукой. На сегодняшний день нет достоверной информации о том, когда и при каких обстоятельствах святыня оказалась в России.

Почему такое название «Феодоровская»? Дело в том, что ее обнаружил святой великомученик Феодор Стратилат, проходя по сосновому лесу. Случилось это почти тысячу лет назад. В дальнейшем перед этой иконой молился Александр Невский, бравший ее во все свои походы. Для династии Романовых она и вовсе стала родовой.

Верующие читают молитву Феодоровской Божьей матери, обращаясь к деве Марии с самыми разными просьбами. Святая заступница помогает каждому по его вере. Просить можно о чем угодно. Главное, чтобы просьба не вступала в противоречие с заповедями Господними. Иными словами, нельзя желать зла или вреда кому-либо из людей.

Известны многочисленные случаи, когда после усердных молитв Феодоровской иконе Божией матери в бездетных семьях рождался ребенок, а тяжелобольные получали исцеление. У святой заступницы помощи нужно просить с искренней верой. Во время чтения молитвы в голову могут приходить посторонние мысли, отвлекающие и мешающие сосредоточиться. Их необходимо отгонять, стараясь полностью сконцентрироваться.

Желательно также читать акафист Феодоровской иконы Божией матери. Его можно найти в специальных книгах – православных молитвословах. Они продаются в церковных лавках. Акафист Феодоровской божьей матери обязательно нужно читать в день празднования иконы – 27 марта. В остальное время прибегать к этой молитве нужно по зову души и сердца. Если подходить к процессу с искренней верой, Богородица обязательно услышит и поможет.

Обращаться к святой заступнице можно ежедневно. Акафист Феодоровской Божьей матери для беременных женщин рекомендуется читать, чтобы роды прошли легко, а ребенок появился на свет здоровеньким. Молиться можно также по поводу семейного счастья и благополучия родных.

Как посетить Феодоровский собор?

Храм открыт для посещения каждый день. Богослужения проводятся утром и вечером. Совершаются литургии, чтения акафистов, всенощные бдения. Чтобы увидеть точное расписание богослужений, достаточно посетить официальный сайт Феодоровского собора Санкт-Петербурга. На этом интернет-ресурсе можно также почерпнуть множество другой полезной информации.

В церкви работает просветительский центр для взрослых и Воскресная школа для детей. В стенах собора рады видеть не только тех, кто уже крещен и считает себя верующим человеком, но и тех, кто вовсе не имеет знаний о православной религии. Для желающих сделать первые шаги на пути к своему воцерковлению здесь организуются специальные встречи со священнослужителями, а также проводятся лекции, беседы и проповеди, направленные на приобщение человека к православной вере.

Кроме того, в здании храма нередко звучат духовные произведения российских поэтов и композиторов, творивших в прошлые века. Партии традиционно исполняет «Концертный хор Санкт-Петербурга». При этом вход для всех посетителей продолжает оставаться свободным. С анонсами концертов и других предстоящих мероприятий позволяет ознакомиться официальный сайт Феодоровского собора в Санкт-Петербурге. Там же можно подробнее узнать историю храма, посмотреть фотографии, почитать о православии и актуальных новостях христианского мира.

Резюме

Без сомнений, Феодоровский собор представляет собой интересный объект для посещения. Этот храм с богатой и чрезвычайно непростой историей, помимо прочего, является еще и одним из символов Северной столицы. Отрадно и то, что в его стенах рады и воцерковленным людям, и тем, кто только стремится приобщиться к православной вере.

Кстати, одноименный храм сейчас находится и в Ленинградской области. В небольшом городке Пушкин Феодоровский собор также посещают и местные жители, и паломники. Это совсем недалеко от Санкт-Петербурга, поэтому при желании можно объединить посещение обоих храмов.

Православная местная религиозная организация Приход Феодоровского Государева собора в Царском Селе Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

История строительства Феодоровского Государева собора в Царском Селе

Царское Село, город знаменитых дворцово-парковых ансамблей дворянской эпохи, — излюбленное место отдыха петербуржцев и многочисленных Далее…

Внутренний порядок

Внутренний порядок в Феодоровском Государевом соборе, а равно назначение богослужений, по соображению с церковными правилами, всецело зависит от Дворцового Коменданта, а наблюдение за сим возлагается Далее…

Положение о Феодоровском Государевом соборе

Собор принадлежит Их Императорским Величествам и назначен вместе с тем, с Высочайшего соизволения, служить для удовлетворения религиозных нужд чинов Собственного Его Императорского Величества Далее…

Метрические книги Феодоровского Государева собора с 1910 по 1917 гг.

Метрическая книга — реестр для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII века по 1918 год. Далее…

В.М.Васнецов и создание Феодоровского городка

На долю В.М.Васнецова, ставшего символом русского национального искусства, выпала долгая и счастливая творческая жизнь. Создатель целого направления в религиозной живописи, .

Эхо канонизации Серафима Саровского в Царском Селе

Опасная болезнь императора Николая II в 1900 году и принятый Павлом I закон о престолонаследии со всей остротой поставили сначала перед императрицей Далее…

Биографические данные о священно-церковно служителях

Штат с 1912 г.: священник и церковник (с 7/V 1913 г.: протоиерей-настоятель, священник, диакон, псаломщик и 2 церковника). Далее…

Постройка домов при Феодоровском Государевом соборе в Царском Селе

Мысль о постройке домов при Феодоровском Государевом соборе возникла в 1913 г., и тогда же для них было отведено место вблизи Далее…

Царская Семья и Царский Друг Григорий Ефимович Распутин-Новый в истории Феодоровского Государева Собора в Царском Селе

Причащение Царственных Святых и Григория Ефимовича Распутина в Серафимовском храме Далее…

Роспись верхнего храма Феодоровского Государева собора

Работа над росписью верхнего храма в Феодоровском Государевом соборе в г. Пушкине осуществлялась мастерской церковного искусства «Образ» с начала 2016 по 2017 Далее…

Феодоровский собор (Пушкин)

У этого термина существуют и другие значения, см. Феодоровский собор.

Православный собор
Феодоровский Государев собор
Собор Феодоровской иконы Божией Матери
59°43′32″ с. ш. 30°23′25″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Пушкин (Санкт-Петербург), Академический проспект, дом 34
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская
Благочиние Царскосельское
Тип здания Собор (храм)|Собор
Архитектурный стиль неорусский
Автор проекта В. А. Покровский
Основатель Николай II
Первое упоминание 1909 год
Дата основания 1912
Строительство 1909—1912 годы
Приделы Главный — Феодоровской иконы Божией Матери; северный — святителя Алексия, митрополита Московского (не был освящён); нижний — преподобного Серафима Саровского.
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510319380526 (ЕГРОКН). Объект № 7810445060 (БД Викигида)
Состояние Отличное
Сайт gosudarevsobor.cerkov.ru
Феодоровский собор на Викискладе

Фео́доровский Госуда́рев собо́р — православный храм в пригороде Санкт-Петербурга городе Пушкине на Академическом проспекте у Фермского парка.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской православной церкви, входит в состав Царскосельского благочиннического округа. Настоятель — епископ Маркелл (Ветров).

Строился в 1909—1912 годы по поручению императора Николая II как церковь для Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка, освящён 20 августа (2 сентября) 1912 года. С 1933 по 1991 год храм был закрыт.

В соборе находится почитаемый список чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери.

Архитектура, убранство и устройство собора

Фото 1912 года

Расположенный на самом высоком месте, собор главенствует над всеми постройками Фёдоровского городка.

Собор состоял из двух церквей — верхняя церковь, вместимостью до 1000 человек, с главным престолом во имя Фёдоровской иконы Божией Матери и боковым приделом святителя Алексия, митрополита Московского (устройство и освящение которого к 1917 году так и не было доведено до конца); нижняя церковь — пещерный храм преподобного Серафима Саровского.

Обширный фундамент, заложенный ещё А. Н. Померанцевым, дал возможность при сокращении размеров храма, по чертежу В. А. Покровского, устроить ряд второстепенных низких помещений для папертей, часовен, входов и ризницы.

Основной объём храма четырёхстолпный кубический, крестово-купольной системы. Однообразные плоскости стен нарушаются слегка выделяющимся лопатками, лёгким аркатурным поясом и лепными российскими гербами на царском крыльце. Фасады украшены мозаичными панно, изготовленными в мастерской В. А. Фролова.

Входы в храм и мозаика

Мозаика парадного входа. Фото 2009 года Мозаика над входом для офицеров. Фото 2009 года Мозаика в абсиде. Фото 2009 года

В храме несколько входов, размещенных с разных сторон здания, ранее предназначенных для разных категорий посетителей так, что император с семьёй, духовенство, офицеры, солдаты и частные лица могли проходить отдельно, прямо в те места в храме, которые для них были предназначены.

  • С западной стороны: Парадный вход декорирован большим мозаичным панно с изображением Фёдоровской иконы Божией Матери с предстоящими святыми. Над этим входом находится небольшая звонница с тремя арками и колоколами. В стене по сторонам от входа были вделаны доски с датами закладки и освящения храма, а также с именами строителей. В храм ведёт лестница красного гранита. Этим входом пользовались в редких случаях во время больших праздников. Повреждённая мозаика была восстановлена художниками В. Н. и Н. Лупановым с учениками.
  • С южной стороны здания находились два входа:
  • вход для офицеров и чинов конвоя, решённый в виде трёхступенчатых арок и украшенный мозаичным изображением Георгия Победоносца на коне. Мозаика была восстановлена мозаичными мастерскими Российской академии художеств под руководством В. А. Машенкина;
  • отдельный вход для императорской семьи в пещерный храм. Вход был украшен иконой (не мозаичным панно) с изображением преподобного Серафима Саровского.

  • В юго-восточном углу здания находится вход, ведущий в верхний храм, ранее предназначенный также для императорской семьи. Он оформлен в виде каменного крыльца с шатровым синим верхом, завершенным золоченым орлом на скипетре (точная копия изображения в Патриаршей палате Кремлёвского дворца). Над входом — иконы святого благоверного князя Александра Невского, Марии Магдалины, святой царицы Александры.
  • На северной стороне собора два входа:
  • основной — посередине стены, ведущей в верхний храм и служивший общим входом для прихожан и нижних чинов летом. Сейчас — также основной вход. Над ним находилось мозаичное изображение Архангела Михаила на красно-огненном коне в боевом вооружении.
  • вход в пещерный храм, солдатскую шинельную и в кочегарку (он также назывался входом для нижних чинов). Сейчас над входом мозаика с изображением преподобного Серафима Саровского, что не соответствует исторической действительности.

Под колокольней находится небольшая дверь, которая ведёт в нижнюю часть храма. Небольшие двери находятся также в северо-восточном и юго-западном (в покойницкую) углах храма.

На восточной стороне, над алтарной стороной, в абсиде, мозаика Господь Вседержитель.

План Верхнего храма собора

1 — Парадный (западный) вход.
2 — Вход (южный) для офицеров и чинов конвоя.
3 — Царское крыльцо.
4 — Вход для причта.
5 — Вход (северный) в верхний храм для прихожан и нижних чинов летом.
6 — Вход в пещерный храм, солдатскую шинельную и кочегарку.
7 — Лестница в нижний храм.
8 — Подкупольная часть.
9 — Амвон.
10 — Иконостас.
11 — Главный придел Феодоровской иконы Божией Матери.
12 — Северный придел святителя Алексия, митрополита Московского.

Верхний храм

Иконостас верхнего храма. Фото 1912 года Иконостас верхнего храма. Фото 2009 года

Интерьер верхнего храма отличался величием архитектурных форм, грандиозными размерами круглых столпов, высотой внутреннего объёма и хорошей освещенностью.

Он имел пятиярусный иконостас, выполненный по проекту В. А. Покровского. Высота иконостаса составляла 11 метров. В иконостасе размещались иконы, исполненные в Москве с древних образцов в мастерской Н. С. Емельянова (ныне находятся в Государственном музее истории религии).

Утварь верхнего храма в стиле XVII века изготовила фирма «П. И. Оловянишников и сыновья». Мебель для обоих храмов была изготовлена резчиками по дереву Сергиева Посада.

Н. С. Емельяновым в 1914 году были начаты пробы росписи верхнего храма. Успели расписать 4 столпа на высоту человеческого роста, однако вследствие сырости стен и начавшейся войны эти работы пришлось остановить.

В верхнем храме на солее справа находилось царское место, с установленными креслами; рядом — дверь соединявшая храм с верхней царской комнатой и «царской» лестницей, соединяющей оба храма. Там же, справа от алтаря, располагалось молельня императрицы.

Нижний храм

По первоначальному проекту архитектора В. А. Покровского, пещерного храма в Федоровском соборе не предполагалось, и ныне им занимаемое место предназначалось для устройства отопления и раздевальни для нижних чинов. Утварь и иконы временной Серафимовской церкви готовились к перенесению в верхний храм. Тем не менее, было решено перенести её в целости в Фёдоровский собор в виде пещерного храма, с сохранением престола преподобного Серафима.

Для церкви был углублён и расширен подвал, определённый ранее заложенным фундаментом. Над его обустройством трудился помощник строителя собора архитектор В. Н. Максимов, под руководством князя А. А. Ширинского-Шихматова.

Нижний храм. Фото 1912 года Центральная часть иконостаса нижнего храма. Фото 2009 года Нижняя молельня императрицы. Фото 2009 года

В стенах присутствуют углубления для икон. Все стены от пола до потолка обтянуты темной материей, панели украшены синей набойкой с тёмно-красными цветами древнерусского рисунка. По северной и южной стенам были подвешены ряды лампад, ближе к стене располагался второй ряд лампад.

Потолки сводчатые (высота около 3,6 метров), покрыты фресковым орнаментом в характере ярославской церкви Иоанна Предтечи XVII века с преобладанием светло-золотистой охры. Для росписи применялись новые минеральные краски, которыми на стенах сеней были написаны изображения рая и ада, а на потолке — «тверди небесной». Роспись была выполнена художниками-живописцами братьями Н. П. и Г. П. Пашковыми и В. С. Щербаковым при участии В. М. Васнецова. Росписи были воссозданы художниками В. Н. и Н. Лупановым с учениками.

Полы покрывали тёмно-красные ковры с широкой зелёной дорожкой.

В алтаре стены обтянуты светло-золотистой парчой без рисунка. На выступе восточной стены алтаря был расположен ряд небольших икон в слабо вызолоченных окладах. Дарохранительница представляла собой уменьшенную копию сени над могилой преподобного Серафима Саровского.

В связи с небольшой высотой храма иконостас состоял из одного яруса местных древних икон, дополненных деисусом. Среди них были образ Господа Вседержителя и Тихвинская икона Божией Матери старого московского письма; икона святителя Николая Чудотворца; икона Благовещения Пресвятой Богородицы «устюжского северного письма», выполненная строгановскими мастерами в Устюге; а также образ Святой Троицы XVII века и редкая Феодоровская икона Божией Матери. Иконы были украшены драгоценными камнями, жемчугом.

На правом клиросе против южных дверей алтаря находилось особое кресло, показывающее Царское место. Рядом располагалась «комната Их Величеств», она примыкала к южной части храма, представляла собой продолговатую комнату, будучи продолжением солеи. Комната была украшена иконами, шитыми пеленами и крестами.

Из царской комнаты дверь ведёт в верхний храм, а рядом — небольшой коридор, который, изгибаясь, приводит в алтарь. В этом коридоре в центре изгиба находилась молельня императрицы. В настоящее время убранство молельни повторяет дореволюционное. Кресло императрицы восстановлено по чертежам.

Для служителей собора по эскизам В. М. Васнецова было изготовлено специальное облачение, похожее на стрелецкий кафтан. В. М. Васнецов также создал эскизы одежды для певчих собора и облачений клира.

Территория собора

Парадной площадью собора считалась площадь перед его южным фасадом. Императорская семья всегда подъезжала к храму через эту площадь. Площадь была освещена фонарями. В настоящее время территория перед западным фасадом собора не принадлежит ему.

На этой площади все члены семьи императора посадили по одному дубку, всего было семь дубков. Часть была спилена при оккупации. В настоящее время сохранилось только четыре.

От собора к Царскому вокзалу проходила липовая аллея. В 1950-х годах самые крупные липы были перевезены на реконструировавшийся Невский проспект.

19 мая 1993 года на территории храма произошла закладка, а 16 июля 1993 года — открытие и освящение бронзового бюста императора Николая II (скульптор В. В. Зайко).

Примечания

  1. Феодоровский Государев собор
  2. Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село — резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Тип. «Правда», 2000. — С. 299. — ISBN 5-85991-043-6.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Кузнецов В. В. Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. «Вспоминаю наш храм…» // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 2001. — Вып. 24. — С. 77—87.
  4. 1 2 3 4 Пояснительная записка капитана Д. Н. Ломана по оборудованию церкви преподобного Серафима Саровского чудотворца при Собственном Его Императорского Величества Сводном пехотном полку в г. Царском Селе. — СПб., 1912. — С. 8—12.
  5. 1 2 3 4 5 6 Черновская Л. Ф. Государев Собор // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 2001. — Вып. 24. — С. 88—95.
  6. 1 2 3 4 Цитович Г. А. Храмы армии и флота. — Пятигорск, 1913. — С. 74.
  7. 1 2 Пещерный Храм во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца // Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. — М.: Московская художественная скоропечатня «Товарищества «Левинсонъ», 1915. — Т. . — С. 12, 30, 46—90.
  8. 1 2 Крашенинников А. Ф. Зодчий русской национальной школы Владимир Николаевич Максимов (1882-1942) // Лица: Биографический альманах. — М.; СПб.: Феникс-Атенеум, 1992. — С. 44—77.
  9. 1 2 3 4 Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей: Краткий исторический справочник. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Genio Loci, 2007. — С. 50—53. — ISBN 5-9900655-3-1.
  10. Воейков В. Н. С Царём и без Царя. — М.: Родник, 1994. — С. 17.
  11. Церковной «двадцаткой» в исторической литературе принято называть лиц, заключивших договор с местными властями на использование храмового здания. Они выполняли функции приходского собрания. Как правило, количество лиц в списке составляло около 20-ти человек.
  12. Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. — СПб.: Сатисъ, 2006. — С. 323-327. — ISBN 5-7868-0076-8.
  13. Фото переднего края обороны немцев в районе города Пушкина
  14. Карточка на сайте «Культурное наследие»
  15. В Федоровском Государевом соборе сгорела церковная утварь, приготовленная на реализацию
  16. В Россию привезли хоругви из царского храма // Российская газета. — 2009. 24 августа
  17. Несмотря на то, что собор был построен на самом высоком месте, помещения постоянно были сырыми.
  18. 1 2 3 Пещерный храм Царскосельского Феодоровского собора: Церковь Преподобного Серафима Саровского. Процесс реставрации.
  19. Икона XVI века. К ней по древним новгородским подлинникам Н. С. Емельяновым были приписаны клейма с житием святителя.
  20. Парадный кафтан служителя собора
  21. О памятнике в «Энциклопедии Петербурга».
  22. Феодоровская-явленная
  23. Бохонский Д. О. Духовенство и церковнослужители Феодоровского Государева Собора // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — СПб., 2001. — Вып. 24. — С. 96—99.
  24. Протоиерей Андреев Николай Алексеевич -Собственный Его Императорского Величества сводный пехотный полк. Ранее — полковой священник Лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка. Умер на 68 году жизни. Похоронен 26.10.1916 на Царскосельском братском кладбище.
  25. В праздник Крещения…
  26. Кадры можно увидеть на 43-й минуте фильма.

Литература

  • Церковь Собственного Его Величества конвоя и Собственного Его Величества Сводного пехотного полка в Царском Селе (Проекты, разрезы, планы) // Ежегодник общества архитекторов-художников. — 1910. — Вып. 5. — С. 109—112.
  • Церковь Собственного Его Величества конвоя и Собственного Его Величества Сводного пехотного полка в Царском Селе (Внутренний вид) // Ежегодник общества архитекторов-художников. — 1912. — Вып. 7. — С. 98—102.
  • Погожев Е. Н. Храм в духе царя Алексея Михайловича (Церковь Собственного Его Императорского Величества Сводного пехотного полка в г. Царском Селе). — СПб., .
  • Подробное описание церкви преподобного Серафима Саровского чудотворца при Собственном Его Императорского Величества Сводном пехотном полку в Царском Селе. — СПб., 1912.
  • Пояснительная записка капитана Д. Н. Ломана по оборудованию церкви преподобного Серафима Саровского чудотворца при Собственном Его Императорского Величества Сводном пехотном полку в г. Царском Селе. — СПб., 1912. — , XVI, с.
  • Церковная и ризничная опись Серафима Саровского чудотворца при Собственном Его Императорского Величества Сводном пехотном полку в г. Царском Селе. — СПб., 1912. — 67 с.
  • Цитович Г. А. Храмы армии и флота. — Пятигорск, 1913. — С. 73–75.
  • Пещерный Храм во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца // Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. — М.: Московская художественная скоропечатня «Товарищества «Левинсонъ», 1915. — Т. . — 80 с.
  • Прокофьев В. Феодоровский Государев собор // Русский паломник. — 1916. — № 18. — С. 273—285.
  • Алексеев Ю. В., Барановский А. В. Феодоровский собор: Историческая справка. — , 1992.
  • Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село — резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Тип. «Правда», 2000. — ISBN 5-85991-043-6.
  • Кузнецов В. В. «Вспоминаю наш храм…» // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — СПб., 2001. — Вып. 24. — С. 77—87.
  • Черновская Л. Ф. Государев собор // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — СПб., 2001. — Вып. 24. — С. 88—95.
  • Бардовская Л. В., Ходасевич Г. Д. Феодоровский Государев собор: Русский уголок Царского Села. — СПб.: Изд-во Зимина, 2002. — 27, с. — ISBN 5-93522-020-2.
  • Крекшина Е. Феодоровский Государев собор в Царском Селе. — СПб.: «Поли Медиа Пресс», 2003.
  • Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей: Краткий исторический справочник. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Genio Loci, 2007. — С. 50—53. — ISBN 5-9900655-3-1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *