Форт Константин в кронштадте

Форт Константин

История форта «Константин»

История форта «Великий князь Константин» начинается с 1808 года – с возведения древокаменной двухъярусной батареи для 45 пушек. Необходимость строительства была продиктована обороной границ от кораблей Британского флота, осуществлявших военные действия на Балтийском море, о чем морское ведомство Российской империи приняло соответствующее решение. Батарее дали название «Двойная Южная». Технология ее возведения отличалась от опробованных в то время методик. Срубы, например, изготавливались на берегу, после чего их буксировали к месту стройки.

Особый статус сооружения был подчеркнут еще в ходе строительства. Здесь устанавливались новейшие образцы вооружений и приборы управления огнем. Современное название появилось несколько позже, в 1834 году, после визита императора Николая I, который распорядился переименовать батарею в честь своего сына Константина. Ее вооружили пушками, двадцать пять из которых были 36-фунтовыми, а двенадцать – 30-фунтовыми. Дополнительно установили двенадцать единорогов – гладкоствольных артиллерийских орудий-гаубиц, изобретенных еще в 1757 году русским артиллеристом М. В. Даниловым совместно с С. А. Мартыновым. Главным назначением батареи стала стрельба прямой наводкой по неприятельским кораблям. Такая стрельба получила название «кинжального огня». Что касается «живой силы», то есть гарнизона башни, то он включал в себя более 250 тысяч человек.

В 1850-х годах форт «Константин» пришел в негодность, и было принято решение о его реконструкции. Уже в 1858 году началось возведение гранитных укреплений. Вес гранитных валунов, которые отделывали плитами, составлял примерно 10 тонн. Длина стены доходила до 4 метров в высоту. В ширину она составляла 300 метров. Строительство заградительного сооружения заняло 3 года, и было завершено в 1861 году. Гранитная отделка полностью решала проблему износостойкости стены и сводила на нет необходимость ежегодных ремонтных работ.

Еще через два года Главное инженерное управление потребовало – это случилось впервые в мировой практике – усилить защиту орудий форта «Константин» тремя броневыми брустверами. Первоначально предполагалось устроить три бруствера. Первый, гранитный, был рассчитан на 5 орудий (авторство проекта принадлежит инженеру-подполковнику Шведе), второй, из броневых плит, которые установили на металлических опорах треугольной формы – на 15 орудий. И, наконец, третий, по так называемой системе Ланкастера (из деревянных брусьев 30 см длиной) – на 3 орудия.

Имелись еще две батареи, которые защищали остальные стены форта, но они тоже не сохранились. То же самое можно сказать о второй батарее «кинжального огня». В 1870 году был воплощен проект известного русского физика Федора Фомича Петрушевского, изобретшего ряд оптических приборов, по возведению павильона оптического дальномера. Это дало возможность полного обзора и контроля огня с фортов «Павел I» и «Император Александр I», который более известен под вторым своим названием – «Чумный форт».

По направлению к заливу частично сохранились две шахты, которые укрывали экспериментальную установку – систему Паукера, механизм которой позволял оптимизировать скорость перезарядки тяжелых орудий с 5 минут до 15 секунд. Строительство батареи Паукера завершилось в 1879 году. Левый фланг форта «Великий князь Константин» завершала цепь из четырех батарей. В 1901 году была построена батарея правого фланга, от которой на сегодняшний день сохранилась часть казематов и оружейных дворов.

Первая мировая и гражданская войны обошли форт «Константин» стороной. Однако во время Великой Отечественной войны он, если можно так сказать, сделался непосредственным ее участником. Отсюда, с южной стороны Финского залива, велась огневая атака по воздушным судам нацистской «Люфтваффе». Оборону советские солдаты держали с помощью двух дотов, полученных фортом в тридцатых годах прошлого столетия.

За все время своего существования в силу различных исторических обстоятельств первоначальный вид крепости неоднократно менялся. Например, в верхней части крепостного вала, спереди защищенной бруствером (валганге), отсутствуют орудия, что придает ей незавершенный вид. Много раз реставрировались казематы, оснащенные амбразурами для круговой обороны – на случай, если войска противника смогут пробиться внутрь крепости.

В 60-е годы прошлого века форт «Константин» разоружили и, к сожалению, разграбили. Спустя два десятилетия на месте форта была оборудована автобаза. Перед этим строители комплекса защитных сооружений осушили вокруг «Константина» довольно большую территорию.

Форт «Константин» в наше время

Историко-культурный комплекс «Форт Константин» располагается в центральной части Котлина. Сообщение форта с остальной частью острова осуществляется благодаря построенной дамбе и железнодорожному пути. На сегодняшний день он является одним из самых значимых региональных центров в стране, который продолжает развиваться. Такое положение дел обусловлено не только безусловной красотой форта, в том числе с архитектурной точки зрения, но и благодаря работе, которая здесь проводится.

В 2003-2006 годах, то есть уже в наше время, в рамках фестиваля электронной музыки Fortdance на территории форта «Константин» организовывались береговые танцполы вместимостью до 30 тысяч человек. Действо сопровождалось качественным 500-киловаттным звуком, видео- и лазерным шоу, системой баров.

C 2006 года форт «Константин» стал развиваться в качестве культурно-туристического центра и одновременно яхт-клуба. Собственно яхт-клуб находится у Главного фарватера Северной столицы, рядом с судопропускными сооружениями и питерской кольцевой автодорогой. В 2013 году здесь ввели в эксплуатацию новые плавпричалы с современной инфраструктурой (есть вода, подведено электричество, имеется доступ к бесплатному Wi-Fi, работает метеостанция). Оборудована стоянка яхт и катеров, осуществляется зимнее хранение последних в эллингах. Осуществляются круглосуточная охрана и видеонаблюдение. Сегодня яхт-клуб «Форт Константин» является одним из крупнейших в Санкт-Петербурге. Его общая вместимость – до 180 судов.

В 2012 году Морской Совет города принял решение организовать на форте пограничный пункт пропуска для маломерных судов и яхт. Оно не было случайным и обусловлено практически идеальным с точки зрения контрольных органов месторасположением «Константина».

Туристам на заметку

Форт «Великий Князь Константин» работает круглосуточно и круглогодично. Спешите осуществить по нему увлекательную морскую прогулку, ведь это замечательная возможность увидеть своими глазами сооружения Кронштадтской крепости, которые ЮНЕСКО включила в список культурного наследия. Во время экскурсии вы узнаете о предназначении каждого сооружения и об их роли в защите границ Санкт-Петербурга. Вы, несомненно, будете очарованы атмосферой этого уникального места.

Все экскурсии по форту «Константин» проводятся на борту парома «Риберпан». Это судно было построено в Германии и названо в честь главной улицы Гамбурга, улицы свободы и протеста. Уникальность заключается не только в его названии, но и в конструкции. Это единственное в своем роде речное судно, корпус которого построен по ледокольному типу. Гостей «Риберпан» порадует атмосферой 60-х годов прошлого столетия. Все отделочные работы выполнены из дерева вручную. Опытные историки и краеведы интересно и живо расскажут о Кронштадте, о крепости, обо всех самых интересных загадках, исторических мифах и фактах. Кроме того, туристы смогут увидеть близлежащие форты, в том числе, знаменитый форт «Император Александр I» или «Чумный», который тоже входит в систему обороны Кронштадта.

Зимой туристам предлагается посетить увлекательную экскурсию по сооружениям форта, ведь «Константин» сохранил в себе постройки разных времен. Например, уже упомянутую выше батарею «Шведе». Вы сможете не только прочувствовать все величие этого исторического места, но и узнаете много интересного о буднях, порой очень нелегких, моряков того времени и о самой крепости.

Если вы хотите, чтобы ваша свадьба запомнилась на всю жизнь, форт «Константин» – идеальное место для воплощения в жизнь церемонии, которая обещает стать эксклюзивной. Крики чаек, море, пейзажи крепости, сочетание современности и красоты истории – все это можно найти здесь. Свадьба будет проходить в шатре, который легко приспосабливается к любой погоде. Для проведения зимних свадеб и чтобы просто защититься от холодной погоды, в этом сооружении установлена система отопления. Кроме того, свадебный шатер украшен драпировкой, что позволит сэкономить на оформлении церемонии. Существует также услуга проката яхты на время торжества.

Как добраться

Добраться до форта «Константин» можно на автобусах: от станции метро «Черная речка» (маршрутке №405) и от станции «Проспект просвещения» (№ 407). Добраться можно и на автобусе № 510, отправление от станции метро «Старая деревня». Стоимость проезда в зависимости от района составляет от 35 до 40 рублей. Ехать придется около часа.

Если вы предпочитаете ехать на своем автомобиле, до форта «Константин» можно доехать от Горской по северной дамбе.

Добраться до Кронштадта можно и по воде. В Санкт-Петербурге налажено движение метеоров по маршруту до Кронштадта. Стоимость билета составляет 80 рублей от Финляндского вокзала. Водный транспорт отправляется и с Арсенальной набережной, время в пути до форта – 45 минут. Стоимость билета – 100 рублей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *