Где музей прадо

История создания

Во второй половине XVIII века по всей Европе активно открывались музеи различной направленности. Карлу III захотелось открыть в своей стране Музей естественной истории. Работы по проектированию начал архитектор Хуан де Вильянуэва (1775 г.). В 1808 году испанская королевская семья потеряла власть, на престол взошёл Ж. Бонапарт. Недостроенное монументальное здание привлекло его внимание, и он решил открыть в нём Музей живописи. От идеи Бонапарта до наших дней дошло лишь название, сам музей не был открыт по причине смерти архитектора. Прадо – название площади, где возводилось сооружение.

В 1813 году испанцам удалось вытеснить французских завоевателей, и королём стал Фердинанд VII. Его жена Мария Изабелла Португальская предложила открыть картинную галерею в здании, а в дальнейшем создать общедоступный музей.

1819 год стал годом рождения знаменитого собрания. На протяжении 10 лет его коллекция формируется за счёт приобретений королевской семьи. С 1829 года дарить экспонаты стали и частные лица. В 1869 г. музей Прадо был национализирован. Трагические события XX века не нанесли ущерба испанской сокровищнице: экспонаты были временно перемещены в нейтральную Швейцарию.

Знаменитые шедевры, которые надо непременно увидеть

Собрание Прадо содержит более 8 тыс. картин и более 1000 скульптурных композиций. Но, несмотря на открытие в 2007 году нового корпуса, выставочное пространство вмещает лишь чуть больше четверти коллекции. Остальные артефакты находятся в запасниках и предлагаются к осмотру лишь на временных выставках. Тем не менее и доступные экспонаты не получится осмотреть за один визит. Как не пропустить самое знаменитое и интересное?

Каждого посетителя на входе ожидает приятный подарок – карта с указанием самых знаменитых шедевров искусства, рекомендуемых к просмотру. Всего там перечислено 15 картин. Но есть несколько произведений живописи, привлекающих к себе целые толпы ценителей прекрасного.

Диего Веласкес «Менины»

В переводе с испанского это слово означает «фрейлины». Другое название картины – «Семья Филиппа IV». Полотно привлекает внимание сложностью композиции и скрытым смыслом. Зрителю предстаёт момент написания портрета короля Испании и его супруги. За процессом наблюдает их дочь Маргарита Тереза, окружённая фрейлинами. Правящая чета почти остаётся «за кадром», они изображены схематично, как отражение зеркала, висящего на стене. Маленькая инфанта со свитой, наоборот, находится в центре и излучает серебристое сияние и свет.

На картине присутствует и сам маэстро. В те годы рисование не признавалось искусством, оно было ремеслом. Но Веласкесу удалось стать придворным живописцем, поэтому его фигура на полотне свидетельствует о его высоком статусе. Тем более, что крест ордена Сантьяго на груди Диего был написан самим королём.

Эль Греко «Поклонение пастухов»

Эль Греко был очень религиозным человеком, поэтому библейские сюжеты занимают центральное место в его работах. «Поклонение пастухов» писалось под заказ для самого древнего монастыря в Толедо. Картина выполнена в мрачных тонах, характерных для последнего творческого этапа автора. Но магический свет, окружающий младенца с Девой Марией, не только освещает пещеру с пастухами, также он передаётся зрителю. Ангелы, парящие над новорожденным, грустны. Их присутствие подчёркивает божественное предназначение ребёнка, но они уже знают его судьбу. Это полотно было последним в карьере Эль Греко. Есть версия, что в образе пастуха на коленях он увековечил себя самого.

Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV»

Посетителей мадридского Прадо это полотно привлекает по двум причинам. Королевская семья одета в поражающие своей роскошью костюмы, которые можно рассматривать бесконечно. Регалии и драгоценности написаны блистательно.

В то же время в картине явственно проступает психологический портрет каждого члена семьи и их отношения между собой. Находящийся слева господин в голубом одеянии с надменным лицом станет тираном Фердинандом VII. Его будущая невеста от него демонстративно отвернулась. Королева Мария-Луиза изображена в центре, а сам король стоит в сторонке. Всё как в жизни. Он не был амбициозным человеком, постоянно самоустраняясь от управления страной, а в последние годы и вовсе передавший бразды власти фавориту своей жены. Королевская семья, получив работу, никаких эмоций не выразила и заказов Гойе больше не делала.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Знаменитый триптих из музея Prado в Мадриде притягивает внимание множеством фигур, необычных сооружений, мельчайшими деталями. Левая створка показывает начало библейской истории появления человечества – Адам и Ева находятся в чудесном райском саду. Центральная часть олицетворяет людскую жизнь во всех ипостасях. Правая створка написана в тёмных цветах и символизирует конец жизни. Безобразные музыкальные инструменты навевают мысли об аде. Весь XX век специалисты спорят о смысле, заложенном в работу, но так и не пришли к единому мнению.

Питер Пауль Рубенс «Три грации»

Каждый человек при слове «грациозность» представляет себе что-то лёгкое и воздушное. Увидев творение Рубенса в музее Прадо, многие зрители не могут скрыть удивления. Полноватые женщины далеки от признанных стандартов красоты. Но признанных кем? Во времена Рубенса женщины не были худыми. Художник писал людей в их естественном виде, без прикрас, не скатываясь в пошлость. Глядя на танцующих античных богинь, посетители чувствуют красоту и любовь. Секрет в том, что одна из изображённых граций – супруга живописца. Он только-только вступил в брак и наслаждался своим счастьем.

Отзывы о музее

Игорь, Екатеринбург:

«Я не являюсь фанатом музеев, максимум, выдерживаю 2 часа. Но не ожидал, что не захочется уходить. Обычно в картинных галереях через какое-то время у меня всё начинает сливаться и мельтешить. В Прадо залы достаточно скромные, между картинами большие расстояния, что позволяет их лучше воспринимать. Из увиденного больше всего понравилось «Непорочное зачатие» Тьеполо и «Сад» Босха. Хотя и запрещено фотографировать, я тихонько сделал несколько селфи. Никто не сделал замечания. В общем, всё понравилось».

Галина, Нижний Новгород:

«У меня появилась идея-фикс посетить этот музей после прочтения раскрученного романа «Хозяин музея Прадо». Хоть историки искусства его и критикуют, меня он восхитил! В музее я с удовольствием рассматривала описываемые картины, вспоминала загадки из книжки. За один поход не уложилась, сходила туда два раза. Один раз воспользовалась бесплатной возможностью за два часа до закрытия. Думала, что будет большая очередь, но по сравнению с Лувром и ватиканскими музеями, почти никого и не было – отстояла ровно 10 минут»

Лариса, Санкт-Петербург:

«Я не была в Лувре, поэтому мне было интересно посмотреть «Джоконду», точнее, её копию того же времени. Честно скажу, не впечатлила. А вот Эль Греко мне очень понравился, просто по-новому открыла для себя этого художника. С языками у меня плохо. Перед поездкой в Мадрид читала в Интернете, что все надписи на испанском и английском. Поэтому изначально брала аудиогид на русском (6 евро). Фоткать запрещено, палку для селфи на входе сказали сдать в камеру хранения, она в этом же здании».

История создания музея Прадо

Вход в Музей ПРАДО, памятник Диего Веласкесу

Национальный музей живописи и скульптуры Прадо является одной из главных ценностей достопримечательностей Мадрида. Испанцы его уважительно величают «Museo del Prado». Живописная коллекция крупнейшего художественного собрания Испании создана в 1819 г. на основе церковных и испанских коллекций и сейчас насчитывает боле 8600 полотен, но выставлено менее 2000 из-за недостатка места.

Начало коллекции музея было положено много раньше его основания и первым монархом, который решил сохранить для наследника свою художественную коллекцию, был Карлос I – испанский король и он же Карл V Габсбург (1500-1558) – император Священной Римской империи. Он был страстным коллекционером и собирателем с тонким художественным вкусом, из художников он особенно любил Тициана. Филипп II (1527-1598), наследник Карлоса I продолжил начатое. И Карл V и Филипп II привозили в Испанию все лучшее из подвластных территорий. Своими богатыми коллекциями ранней итальянской и нидерландской живописи музей Прадо обязан именно им. В Италии скупались полотна Беллини и Мантеньи, заказывались картины Тициану, Веронезе и Тинторетто.

Пребывание Филиппа III (1578-1621) на престоле, который ничего не смыслил в искусстве, не пополнило королевскую коллекцию, а наоборот он даже сумел подарить картины Караваджо императору Священной Римской империи, украшающие ныне Венскую галерею. Немного сгладили эти потери, созданные в Испании за это время картины Рубенса, а также приобретение его некоторых других работ. Филипп IV (1605-1665) в противовес Филиппу III был страстным коллекционером и сумел купить после смерти Рубенса много замечательных поздних работ этого мастера, а также полотна Ван Дейка и Иорданса.

С приходом Бурбонов на испанский трон сменились вкусы правителей. Коллекцию заполонили произведения второго эшелона французских мастеров при Карлe III, а работы его любимого немецкого мастера Антона Рафаэля Менгса, долгое время служили для испанских художников образцом.

Идея о преобразовании в публичный музей королевской коллекции родилась в конце XVIII века, и лишь Луис де МарианоУркихо в 1809 году став советником Жозефа Бонапарта добился на этот счет подписания указа. Возвратившийся из изгнания Фернандо VII (1784 -1833) в 1814 году издал указ об учреждении публичного музея, но до конца идея не была реализована и вернулись к ней только в 1818 году.

Открытие Музея науки и искусства состоялось 19 ноября 1819 г. с коллекцией в 311 картин и по сей день достопримечательности Мадрида могут похвастаться одним из трех самых больших и интересных музеев в мире, которым и является Прадо. Музей именно тогда получил свое окончательное название – Прадо, чем подчеркивалась его преемственность и связь с первой картинной галереей королевского загородного дворца.

Достопримечательности Мадрида: Музей ПРАДО

Сад земных наслаждений, дерево, масло, ок.1500г

Пряхи или Миф об Аранхе 1657 год, масло, холст, Диего Веласкес

Эль Греко, Святая троица, 1577 год

Аннибале Карраччи «Венера, Адонис и Купидон», 1590 год

Непорочное зачатие, 1628 год, холст, масло, Рубенс Петер Пауль

Аталанта и Гиппоменей, 1611 год, Рени Гвидо

Цветы в хрустальной вазе, 1668 год, холст, масло, Хуан де Арельяно

Достопримечательности Мадрида: Музей Прадо

Поделитесь со своими друзьями!

Получайте самые интересные новости из Европы каждую неделю!

Прекрасный Эль Прадо уже на первых ступенях поражает предчувствием великой силы искусства. Пожалуй, именно эту галерею почитает за обязанность посетить каждый турист, впервые прибывший в Мадрид.


«Пряхи или миф об Арахне» (1655 — 1660 гг), Д. Веласкес

Проблема заключается в том, что музей действительно огромен, поэтому для большинства визит превращается в марафон. Почему-то считается, что обязательно надо пройти мимо всех подряд картин, для того чтобы гордо сказать друзьям: «Я там был». Да, действительно, был, но скорее всего ничего не вынес, не задумался ни над одним произведением, просто прогулялся по коридорам. В таком случае, советую не тратиться на музей понапрасну, к тому же билет не дешевый: при галерее есть отличный магазин, куда можно зайти совершенно бесплатно и купить на память магнит с картиной Веласкеса.


«Королева Марианна Австрийская» (1652 — 1653 гг), Д. Веласкес

Что касается меня, то я заранее читаю про музей и представленных художников, чтобы приблизительно ориентироваться на то, что мне интересно. Я не случайно пишу «приблизительно» — по пути всегда может встретиться что-нибудь новое. А еще я не люблю сухие маршруты путеводителей, слишком банальные, слишком исхоженные, поэтому я расскажу про тот Эль Прадо, который увидела я.
Музей открыл свои двери в 1819 году по указу Фернандо VII. Некогда на этих землях располагался монастырь иеронимитов, окруженный лугами. Так музей и получил свое название: «прадо» («prado») переводится с испанского как «луг». Главная цель создания музея заключалась не только в том, чтобы показать миру сокровища испанской короны, но и чтобы продемонстрировать высокий уровень испанского искусства, не отстающего от общеевропейского. Поэтому именно с титанов испанской живописи я и начну рассказ о моем знакомстве с музеем.


«Менины» (1656 г.), Д. Веласкес

Конечно, гордостью Эль Прадо считаются работы Диего Веласкеса (1599 – 1660 гг.), занимающие несколько огромных залов, всегда заполненных туристами, а центром коллекции, одной из визитных карточек музея является картина «Менины». Не слишком понятное русскому человеку слово «менины» означает фрейлины, окружающие на картине юную инфанту Маргариту Австрийскую, любимую модель Веласкеса. Вокруг картины создано много шума, искусствоведы никак не могут сойтись на какой-нибудь одной версии, объясняющей смысл картины, впрочем, конечно, они никогда и не сойдутся, путеводители одаряют произведение эпитетами вроде «мистическое» или «таинственное», толпы наблюдателей формируют семь кругов ада вокруг полотна, завороженно на него смотрят или понимающе кивают. Я не буду лишний раз повторять то, что уже написано в тысячах книг, историю этой картины увлекательно рассказывает искусствовед Паола Волкова в одной из передач цикла «Мост над бездной». Я же хочу обратить внимание на совсем другое.


«Мальчик из Вальекас» (1635 — 1645 гг) — картина из серии портретов придворных шутов и карликов, созданных Д. Веласкесом

Тогда, в Прадо, когда я стояла в зале с картинами Веласкеса, я подождала, пока толпа схлынет и пробралась к «Менинам». Каждое произведение искусства мы всегда воспринимаем в нескольких контекстах, один из которых — то, как это произведение привыкли воспринимать. Однажды моя подруга сказала: «Порой, я не могу понять, действительно ли мне нравится известное произведение или я убеждаю себя в том, что оно мне нравится, потому что это общепринятое мнение». По-моему, картина «Менины» — отличный пример для подобного вопроса. Я долго смотрела на произведение, но никакого сверхъестественного впечатления не чувствовала. Самое главное, в этот момент остаться искренним с самим собой и не поддаться всеобщему деланому восторгу: мой диалог с Диего Веласкесом пока что не состоялся.

«Филипп IV» (1626 — 1628 гг), Д. Веласкес

Живопись Веласкеса настолько глубоко переплетена с историей и собственной биографией художника в ее контексте, что ее необходимо не то, что читать, а разгадывать в длинной веренице портретов королевской четы и высокопоставленных лиц. Среди работ Веласкеса мне определенно нравится одна – «Портрет Папы Иннокентия X», но выставлена она, к сожалению, в галерее Дориа-Памфили. А что касается психологического портрета, то здесь мне намного больше импонирует полюбившийся в галерее Тиссен-Борнемиса Доменикос Теотокопулос, больше известный как Эль Греко (1541 – 1614 гг.).

«Портрет кавалера с рукой на груди» (ок. 1580 г.), Эль Греко

Представленные в Эль Прадо портреты аристократов, врачей, писателей, безымянные и содержащие в названии одно и то же слово «caballero», на первый взгляд, кажутся почти идентичными: узкие, вытянутые лица, характерные для манеры Эль Греко в темных одеждах с традиционным испанским воротником и кружевными манжетами.

«Портрет кавалера» (1600 — 1605 гг.), Эль Греко

Но если вглядеться внимательнее, можно увидеть, как при помощи одних только глаз – губы у всех сомкнуты в тугую нить – художнику удалось передать горькую обреченность во взгляде одного, наглость во взгляде другого, решимость третьего, печаль, озабоченность, встревоженность и представить тем самым целую коллекцию характеров. Идентичность одежд здесь даже помогает сосредоточиться именно на эмоциональной составляющей портретируемых.

«Басня» (ок. 1580 г), Эль Греко

Конечно, снова любуясь работами Эль Греко, я не могла лишний раз не восхититься утонченной манерой письма и палитрой, какой нет больше ни у одного художника. Помимо вышеупомянутых портретов в Эль Прадо хранится внушительная коллекция работ Эль Греко на религиозную тематику.

«Сан Хуан Евангелист» (ок. 1605 г), Эль Греко

«Святое семейство, святая Анна и святой Хуанито» (ок. 1600 г), Эль Греко

Еще один величайший испанский художник, во всей красе представленный в Эль Прадо, — Франсиско Гойя (1746 – 1828 гг.), с картинами которого я познакомилась лет в шесть, хотя тогда я, конечно, этого не знала. Более того, я поняла это лишь после просмотра коллекции, представленной в музее. Моя прабабушка, художница, любила снимать копии с жанровых произведений, сцен, изображающих праздники и веселья.

«Сбор винограда или Осень» (1786 г.), Ф. Гойя

Я проводила немало времени в ее комнате, наблюдая за работой. По окончании она всегда рассказывала мне истории про изображенных персонажей, иногда додуманные и сказочные. Одной из выбранных ею картин и оказалось произведение Гойи «Сбор винограда или Осень» (1786 г.). Палитра картин Гойи конца восемнадцатого века поражает нежностью и разнообразием красок: золотисто-желтые, лазурные, бледно-розовые цвета создают ощущение легкости и веселья.

«Маха одетая» (1798 — 1805 гг.), Ф. Гойя

Впрочем, подобный выбор объясняется тем, что в этот период художник много работал над оформлением королевских покоев, а также созданием картонов для шпалер. Несколько позже Гойя стал создавать и портреты королевских особ и вельмож, ранние из которых, на мой взгляд, отличаются некоторой кукольностью в изображении лиц.

«Маха обнаженная» (1797 — 1800 гг.), Ф. Гойя — Венера восемнадцатого века

Праздничность и нарядность первых работ Гойи постепенно уходит из творчества художника. В конце восемнадцатого века Гойя создает серию сатиричных офортов, высмеивающих пороки человечества и сложившиеся порядки.

Один из офортов серии «Капричос», Ф. Гойя

Один из офортов серии «Капричос», Ф. Гойя

Последующие в начале девятнадцатого столетия войны и болезнь Гойи окончательно меняют стиль и палитру его работ. И именно в этот момент проявляется тот Гойя, который меня впечатляет и ужасает одновременно.
«Сатурн, пожирающий своего сына» (1819 — 1823 гг.), Ф. Гойя

Последние работы художника – воплощение ужасных снов или правдивое изображение уродливой реальности, словно протест против своих же приторно-сладких работ начального периода. Эти произведения, именуемые также «черными картинами», некогда находились в доме Гойи, а теперь представлены в отдельном заде Эль Прадо.

«Две старухи, поедающие суп» (1821 — 1823 гг.), Ф. Гойя

Однако подлинным открытием среди испанских художников в тот день в Эль Прадо для меня стал Хосе де Рибера (1591 – 1652 гг.), на самом деле практически всю свою жизнь проживший в Италии.

«Тицио» (1632 г.), Х. Рибера

В творчестве Хосе де Рибера, конечно, чувствуется влияние Караваджо, но его работы более контрастные, более драматичные, более мрачные. Картины Риберы, на мой взгляд, — длинное рассуждение о смерти, подчас мученической и неизбежной. Недаром поговаривают, что художник делал зарисовки во время пыток в тюрьмах, но даже если это и правда, гений Риберы отрицать невозможно.

«Святой Павел отшельник» (1635 — 1640 гг.), Х. Рибера

«Сан Симон» (ок. 1630 г), Х. Рибера

«Сан Андрес» (ок. 1631 г.), Х. Рибера

Веласкес, Эль Греко, Гойя и Хосе де Рибера, безусловно, главные сокровища испанской живописи, представленной в Эль Прадо, но их работы не были единственными впечатлившими меня в тот день…

Репродукции взяты с официального сайта музея Эль Прадо.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *