Горне успенский монастырь

История

Монастырь получил название по местности, на которой располагался (когда-то она называлась «горой»), и соборной церкви Успения Божией Матери.

Монастырь основан в 1590 году старицей Домникией, в годы царствования Фёдора Иоанновича и правления архиепископа Вологодского и Великопермского Ионы Домникия стала первой настоятельницей. Дата основания монастыря устанавливается на основании двух сохранившихся грамот (одна из них — челобитная 1613 года, поданная старицами монастыря архиепископу Сильвестру).

Первым каменным зданием монастыря был одноэтажный больничный корпус, выстроенный во второй половине XVII века. В 1692—1699 годах построена соборная церковь Успения Божией Матери с колокольней и приделом (зимней церковью) преподобного Сергия Радонежского. В 1709—1714 годах построена надвратная церковь Алексия, человека Божия. Каменной оградой с четырьмя башенками по углам монастырь обнесён со всех сторон в конце 1790-х годов.

В 1792 году в монастыре был пожар, уничтоживший все деревянные постройки. Сгорели и многие документы, поэтому сведений об истории монастыря до XIX века сохранилось немного.

В 1824 году монастырь посетил император Александр I. В 1826—1828 годах на его средства был построен двухэтажный настоятельный корпус.

В 1860 году по указу Святейшего Синода к Горнему Успенскому монастырю была приписана Николаевская Озерская (бывшая когда-то монастырской) церковь.

В 1870—1890-х годах строятся здания сиротского приюта и епархиального женского училища. Монастырь до конца XIX века служит местом ссылки для женщин за прелюбодеяние и проституцию.

В 1880 году перестраивается колокольня.

В 1888 году епископ Феодосий преобразовал приют при монастыре в епархиальное женское училище, которое в 1903 году переехало в новое здание за пределами монастыря.

В 1918 году монастырь был закрыт, но часть монахинь оставалась в нём до 1923—1924 годов, пока он не был окончательно отдан под нужды Красной Армии. Успенский собор оставался действующим до 1924 года. После выселения некоторые из монахинь поселились в домах рядом с монастырём. В советский период на территории монастыря располагались пересыльная тюрьма и воинская часть.

В 1995 году началось восстановление Успенского храма, и с 1996 года в нём стали проводиться службы. Игуменский дом и здание приюта используются под магазины и склады.

Храм в честь Успения Божией Матери

Успенский собор, вид со стороны колокольни и придела Сергия Радонежского, 2009 годАпсиды Успенского собора и придела Сергия Радонежского, 2009 год

Успенская церковь, давшая впоследствии название монастырю, а также Успенской трети Вологды, была впервые построена и освящена на этом месте значительно раньше основания монастыря. Первая деревянная церковь Успения была одним из древнейших строений Вологды. В 1303 году на праздник Успения новгородский епископ Феоктист освятил в Вологде церковь Пресвятой Богородицы. Вероятно, эта «церковь пречистая старая» сгорела «со всем узорочьем и с ыконами, и с кузнью, и с книгами, да и монастырь весь» в 1499 году. Под «монастырём», возможно, имеются в виду несколько келий, существовавших при храме, которые, однако, официально монастырём не являлись. На её месте была построена также деревянная церковь Успения, которую в свою очередь сменил нынешний каменный Успенский храм, построенный уже как монастырский собор.

Каменный холодный Успенский собор с колокольней и тёплой зимней церковью (приделом) преподобного Сергия Радонежского был построен в 1692—1699 годах на месте двух прежних деревянных церквей на пожертвования царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича,. В 1691 году начали «ров копати и набутили», а с 1692 года началось строительство самого здания, которое было закончено в 1694 году. 23 мая 1695 года храм был освящён архиепископом Вологодским и Белозерским Гавриилом.

Кресты на куполах были позолочены. Известно, что собор именовали «Золотые кресты». Находящаяся рядом с монастырём церковь Николая Чудотворца на Горе на данный момент также называется «Золотые кресты», но, как следует из архивных документов первой половины XVIII века, изначально он дополнительно назывался «у Золотых Крестов», то есть имелось в виду, что он находился недалеко от Успенского собора. В 1761 году в Успенском монастыре произошёл пожар, своды и главы храма были сильно повреждены и утратили свой золотой узор. Вследствие этого название «Золотые кресты» перешло к церкви Николая, которая стала именоваться «Никола на Горе» — «Золотые кресты».

Внешне Успенский храм больше напоминает обычную приходскую церковь, нежели монастырский собор. Его архитектура основывается на традициях зодчества XVI века. Основная часть здания кубической формы. Её венчают один световой и четыре декоративных барабана, украшенных аркатурой и несущих крупные луковичные главки. Декор фасадов довольно скупой: плоские лопатки, простые карнизы, наличники окон из валиков.

В 1880 году придел, трапезная и колокольня были перестроены в псевдорусском стиле.

В середине июля 1924 года собор перешёл в ведение отдельной роты связи Энской дивизии. 26 июля в нём был устроен первый киносеанс для красноармейцев.

Успенская соборная церковь с приделом Сергия Радонежского является памятником архитектуры (категория охраны местная). На данный момент храм восстановлен и является действующим. Составляет единый приход с церковью Константина и Елены.

Иконы Успенского собора

К моменту закрытия Успенский собор имел резной золочёный пятиярусный иконостас.

Из Успенского собора происходят две выдающиеся иконы — Успение Богоматери и Вознесение — Сошествие во ад, обе XVI века, и обе, вероятно, имеют вологодское происхождение. После закрытия монастыря иконы находятся в экспозиции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ВГИАХМЗ).

Икона Успения Богоматери являлась храмовым образом Успенского собора, куда была перенесена из деревянной церкви Успения, созданной на месте сгоревшего в 1499 году храма.

В собрании ВГИАХМЗ находится также рама с клеймами жития Богоматери начала XVIII века, которую по стилю относят к мастерской Ивана Григорьева Маркова. Икона трижды поновлялась, дважды украшалась окладами (сначала — басменным, затем — серебряным чеканным), реставрирована в 1977 году Н. И. Федышиным.

Известно также об имевшихся в Успенском соборе «старинных» иконах Спасителя и преподобного Сергия Радонежского.

  • Успение Богоматери. Первая четверть XVI века. ВГИАХМЗ, Вологда
  • Успение Богоматери, фрагмент: Иисус. Первая четверть XVI века. ВГИАХМЗ, Вологда
  • Вознесение — Сошествие во ад. Вторая четверть XVI века. ВГИАХМЗ, Вологда
  • Вознесение — Сошествие во ад, фрагмент: ангелы. Вторая четверть XVI века. ВГИАХМЗ, Вологда

Придел Сергия Радонежского

Тёплая придельная церковь Сергия Радонежского расположена с северной стороны Успенского собора. Её строительство началось в 1692 году и закончилось в 1697—1698 годах. Достроен придел Сергия был подмастерьем Василием Карповым, имевшим прозвище «Варган», с сыном Дмитрием. Работал он также «с товарыщи», крестьянами Спасо-Прилуцкого монастыря из села Коровничье.

Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского одноэтажная, одноглавая, трёхпрестольная. Имеет обширную трапезную, на правой стороне которой находился придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Иосифа иконописца, устроенный 4 апреля 1866 года и освящённый в 1712 году. На левой стороне трапезной имелся придел во имя святого Николая Мирликийского, упоминаемый в монастырской описи 1634 года и освящённый в 1714 году.

Колокольня Успенского собора

Колокольня монастыря, построенная в конце XVII века одновременно с Успенским собором, была шатровая по форме и связана с храмом.

В 1880 году из-за «открывшихся повреждений» колокольня была перестроена и находится с западной стороны, над входом в собор. Колокольня двухъярусная, вверху постепенно сужающаяся в виде шатра. Высота колокольни с крестом около 36 м (17 саженей). На колокольне 10 колоколов: самый большой весит около 4 тонн. На втором ярусе колокольни было устроено помещение для ризницы.

Алексеевская церковь

Алексеевская надвратная церковь, 2008 год

Алексеевская надвратная церковь (или церковь преподобного Алексия, человека Божия) сооружена в 1709—1714 годах, освящена в 1720 году. Для завершения её строительства игуменье с монахинями пришлось «на Москве и в городах собирать по верующим… кто что подаст».

Надвратная церковь была каменная, холодная, одноэтажная, одноглавая, однопрестольная. Имела под собой Святые врата с двумя пролётами: большим и малым. Первоначально предполагалось освятить в церкви два престола: первый — во имя святителя Николая Чудотворца, второй — во имя Алексия, человека Божия. Нижний этаж не имел украшений на фасаде, был включён в ограду монастыря и служил подклетом храма. Верхний этаж занимал непосредственно сам храм с четырьмя окнами, придававшими зданию жилой вид. Фасад второго этажа был богато украшен полуколоннами и наличниками с барочными фронтонами, характерными для начала XVIII века. Купол церкви был выполнен в классическом стиле.

В храме находился древний образ Спаса Нерукотворного с изображением многих святых. Двухъярусный иконостас, который был создан в одно время с церковью, украшала золотая резьба по голубому фону.

Алексеевская надвратная церковь является памятником архитектуры (категория охраны местная). В настоящее время церковь находится в полуразрушенном состоянии.

Приют и училище

Современный вид здания женского училища

Впервые мысль о создании училища была высказана преподобным Христофором 7 ноября 1862 года. Сиротский приют появился в 1869 году, когда игуменья Севастиана по совету и с благословения преосвященного Палладия приняла на полное попечение 10 девочек, в основном сирот духовенства.

Изначально приют размещался в игуменском доме, но вскоре было решено построить для него двухэтажный дом, который был заложен 25 сентября 1870 года в день преподобного Сергия Радонежского, храмовый праздник тёплой монастырской церкви. Строительство началось в 1871 и завершилось в 1873 году.

К началу 1880-х было решено соединить игуменский дом и здание приюта, достроив новый трёхэтажный корпус из-за возросшего количества воспитанниц, число которых доходило до сорока пяти в год. Строительство велось на средства преосвященного Феодосия (до 10 тысяч рублей), и ещё 9,5 тысяч рублей он потратил позже на его обустройство.

Полный курс обучения в приюте был шестилетним: три класса, по два года каждый. Преподавались чтение, письмо, «Закон Божий», объяснение богослужения, священная и отечественная история, русский язык, география, арифметика, пение и рукоделие. Всего с 1873 по 1888 год было 7 выпусков в количестве 106 воспитанниц.

В 1888 году епископом Феодосием приют был преобразован в епархиальное женское училище. На его устройство Феодосий пожертвовал около 20 тысяч рублей и выделил капитал в 10 тысяч рублей, с которых шли проценты на содержание приюта. Выпускницы получали аттестат на звание домашней учительницы, и половина из них преподавала в церковно-приходских школах. В 1902—1903 годах училище переехало в новое здание на Златоустинской набережной (сейчас набережная VI армии, 113), а на его месте был устроен детский приют.

Дом воспитанниц приюта является памятником архитектуры (категория охраны не установлена).

Настоятельницы монастыря

В списке приведены те промежутки времени, для которых имеются источники, что им управляла та или иная игуменья. При этом в пропущенные промежутки монастырём, возможно, управляли те же самые настоятельницы.

  • С 1590 — Домникия;
  • До 1613 года — две старицы: Евлампия и Говдела;
  • На 1613 год — Анисья;
  • 1613—1623 — вновь Домникия;
  • 1623—1624 — Марьемьяна;
  • 1639—1644 ­— Анна Левашева;
  • 1649—1658 — Вера;
  • 1660—1673 — Наталья;
  • 1677—1685 — Екатерина;
  • 1686—1688 — Анисия Зуева;
  • На 1689 год — Агрипина Бердяева — переведена из Псковского Ильинского монастыря;
  • 1690—1709 — Екатерина Лунинских, возможно, вместо Евгении до 1714 года;
  • 1710—1713 — Евгения;
  • В 1714 году — Афанасия;
  • 1721—1722 — Досифея;
  • 1738—1741 — Аркадия Скворцова;
  • 1742—1746 — Евдокия;
  • 1746—1770 — Аркадия;
  • 1770—1784 — Араксана;
  • 1784—1786 — Ирода;
  • 1787—1795 — Анастасия;
  • 1795—1805 — Дорофея;
  • 1805—1814 — Феоктиста;
  • 1814—1818 — Евстолия;
  • 1818—1822 — Митрополия;
  • 5 июля 1822 — 1839 † — Серафима — мещанская дочь, девица, определена в Горний монастырь послушницей 2 ноября 1809 года, в нём же была пострижена в монахини в 1816 году. Назначена казначеем 11 декабря 1818 года;
  • 21 января 1840—1844 † — Мефодия;
  • 13 августа 1844 — 1847 † — Евфрасия;
  • 25 сентября 1847 — 17 декабря 1848 — Раиса — перемещена в настоятельницы Устюжского Иоаннопредтеченского монастыря;
  • 2 февраля 1848 — 2 февраля 1850 † — Соломия;
  • 27 мая 1850 — 22 ноября 1856 † — Раиса — повторно, перемещена из настоятельниц Устюжского Иоаннопредтеченского монастыря;
  • 22 ноября 1856 ­— 7 июня 1857 — Амфилохия — казначея монастыря, управляла временно до назначения новой игуменьи;
  • 7 июня 1857 — 1 ноября 1866 — Смарагда;
  • 31 октября 1866 — 21 января 1871 † — Севастиана;
  • 21 января 1871 — 4 июня 1871 — Виталия — казначея монастыря, управляла временно до назначения новой игуменьи;
  • 4 июня 1871 — 27 декабря 1893 † — Арсения (Варвара Александровна Ярышкина, в девичестве — Болтина);
  • 20 февраля 1894—1904 — Сергия.

Горне-Успенский монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский монастырь. У этого термина существуют и другие значения, см. Горний монастырь.

Монастырь
Горне-Успенский монастырь

Монастырь в конце XIX века
59°13′54″ с. ш. 39°52′14″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Вологда
Конфессия Православие
Епархия Вологодская и Великоустюжская епархия
Тип женский
Основатель старица Домникия
Дата основания 1590 год
Дата упразднения 1918 год
Здания
Успенский храм с колокольней и приделом прп. Сергия Радонежского • Алексеевская надвратная церковь • Игуменский дом • Сиротский приют • Богадельный корпус
Статус Объект культурного наследия № 3500015000№ 3500015000
Состояние Сохранились отдельные здания. Реставрируется.
Горне-Успенский монастырь на Викискладе

Горне-Успенский (также Успенский Горний или Горний монастырь) — женский монастырь в Вологде, существовавший в 1590—1924 годах. Расположен в исторической части города, называемой Верхний Посад, в районе, ограниченном улицами Завражская, Бурмагиных и Мохова. Отдельные здания сохранились и реставрированы, другие сохранились частично или полностью утрачены. Является комплексом памятников архитектуры (категория охраны местная).

Примечания

  1. Горний монастырь в Каталоге памятников истории и культуры народов РФ Архивная копия от 16 марта 2014 на Wayback Machine
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Горний Успенский женский монастырь (осн. 1590) Архивировано 16 марта 2014 года. — Cultinfo
  3. 1 2 3 4 Лукомский Г. К. Вологда в её старине. — репринт 1914 г.. — Пг.: Сириус, 1914. — 365 с.
  4. Сазонов А. И. Моя Вологда: Прогулки по старому городу. — Вологда: Древности Севера, 2006
  5. 1 2 История Вологодской епархии (XVIII—XX века) Архивная копия от 27 июня 2009 на Wayback Machine — Вологодская епархия РПЦ
  6. 1 2 «Вологда в минувшем тысячелетии. Очерки истории города», Вологда, изд. «Древности севера», 2004, стр. 104.
  7. 1 2 Военкор Н. Малыгин, «Красный Север», 1 августа 1924; информация о публикации взята из книги «Вологда в минувшем тысячелетии. Очерки истории города», Вологда, изд. «Древности севера», 2004, стр. 163.
  8. «Вологда в минувшем тысячелетии. Очерки истории города», Вологда, изд. «Древности севера», 2004, стр. 161.
  9. Храм в честь Успения Божией Матери Архивная копия от 12 апреля 2013 на Wayback Machine на сайте Вологодской епархии
  10. Запись в Сборнике конца XV века, РГБ. Ф. 178. Муз. № 3271. Л. 39 об.; см.: Кучкин, 1984. С. 125—127; Столярова, 2000. № 151. С. 174—176.
  11. ПСРЛ. Т. 26. С. 292
  12. 1 2 3 4 5 «Художественные памятники XII—XIX веков», Г. Бочаров, В. Выголов, издательство «Искусство», Москва, 1979 — стр. 81—83.
  13. 1 2 № 214. Из «Вологодской летописи» — о постройке новой каменной церкви Успения Богородицы в Вологодском Успенском Горнем девичьем монастыре. 1691—1695 гг.
  14. 1 2 3 4 Собор Успения Богородицы (1692—1700) Архивировано 8 декабря 2007 года. — Cultinfo
  15. Успенская соборная церковь с приделом Сергия Радонежского в Каталоге памятников истории и культуры народов РФ (недоступная ссылка)
  16. Сайт Вологодской Епархии
  17. Виноградова Е. А. «Успение Богоматери». Преображенский А. С. «Воскресение — Сошествие во ад». В книге: Иконы Вологды XIV—XVI веков (С. 421—431 и С. 245—251). — М.: Северный паломник, 2007. ISBN 978-5-94431-232-7
  18. 1 2 Церковь Сергия Радонежского (тёплая) (1692—1698) Архивировано 16 марта 2014 года. — Cultinfo
  19. 1 2 3 4 5 6 «Описание Вологодского Горнего Успенского женского монастыря», Н. Суворов, Вологодская губерния, 1885 год.
  20. Алексеевская надвратная церковь в Каталоге памятников истории и культуры народов РФ (недоступная ссылка)
  21. Алексия человека Божьего надвратная церковь (1709—1714) Архивировано 12 июня 2011 года. — Cultinfo
  22. Дом игуменьи в Каталоге памятников истории и культуры народов РФ Архивная копия от 16 марта 2014 на Wayback Machine
  23. 1 2 3 4 5 6 «Успенский женский монастырь в г. Вологде и приписная Николаевская Озерская пустынь», издательство игуменьи Сергии, Вологда, 1899 год.
  24. 1 2 3 № 358. Из правил учебно-воспитательного приюта при Горнем Успенском женском монастыре в г. Вологде. 31 января 1874 г.
  25. «Вологда прежде и теперь», свящ. С. Непеин, Вологда, 1906 год.
  26. «Православные русские обители», Санкт-Петербург, 1910 год.
  27. Дом воспитанниц приюта в Каталоге памятников истории и культуры народов РФ Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  28. «Вологодская старина. Историко-археологический сборник», составитель И. К. Степановский, Типография Вологодского Губернского Правления, Вологда, 1890 год.
  29. «Успенский женский монастырь в Вологде» — А. Лебедев, 1898 год.
  30. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 «Описание Вологодского Горнего Успенского женского монастыря»: раздел «Список настоятельниц» (с. 17—21), Н. Суворов, Вологодская губерния, 1885 год.
  31. 1 2 3 № 210. Челобитная стариц Вологодского Успенского Горнего девичьего монастыря архиепископу Сильвестру о возвращении в монастырь первой игуменьи и строительницы Домникеи. 4 мая 1613 г.
  32. 1 2 3 4 5 № 401. Из ведомости о Вологодском Горнем Успенском женском монастыре за 1904 г. 25 января 1905 г.
  33. № 211. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Вологодскому Успенскому Горнему девичьему монастырю на выдачу из казны денежной и хлебной руги, воска, ладана и церковного вина. 29 января 1624 г.
  34. № 136. Закладная кабала вологжанина Ильи Бобошина игуменье Вологодского Успенского Горнего девичьего монастыря Наталье на двор и огород. 6 июля 1664 г.
  35. № 83. Из наказной памяти архиепископа Гавриила игуменье Вологодского Успенского Горнего девичьего монастыря Екатерине о пострижении в монастырь ссыльных и условиях их содержания. 3 января 1702 г.
  36. № 213. Челобитная игуменьи Вологодского Успенского Горнего девичьего монастыря Екатерины с сестрами архиепископу Гавриилу с просьбой не назначать в монастырь дьякона. 1690 г.
  37. № 215. Из указной памяти Приказа Церковных дел о разрешении игуменье Вологодского Успенского Горнего девичьего монастыря Афанасии собирать пожертвования на церковное строение. Не ранее 1714 г.
  38. № 387. Донесение игуменьи Вологодского Горнего Успенского женского монастыря Раисы епископу Вологодскому и Устюжскому Евлампию о занятиях монахинь ремёслами. 10 марта 1848 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *