Храм исидора блаженного в ростове

Храм Исидора на валах

Храм Вознесения Господня (Исидора на валах)

Эта церковь была построена по особому повелению царя Иоанна Грозного, считавшего блаженного Исидора своим небесным защитником.

Несколько лет назад на Святках мы с мужем впервые приехали в Ростов Великий, намереваясь провести в этом древнем городе три дня и обойти все его достопримечательности. Однако в полной мере этим планам сбыться не удалось – ударил мороз, да такой, что после нескольких минут пребывания на улице не только шарфы и шапки, но и волосы покрылись инеем. Стылый воздух, казалось, проникал сквозь каждую щелочку в одежде. Однако сидеть в гостиничном номере три выходных дня было жаль, и мы решили хотя бы обойти вокруг знаменитого кремля – бывшего подворья ростовских митрополитов. Город, окутанный синим морозным маревом, был почти безлюден и так тих, что слышно было, как поскрипывает снег под нашими ногами. Двинулись по большой улице, до сих пор носящей помпезное название «50-летия Октября», вдоль северной стены кремля и целой череды старинных особнячков и одноэтажных торговых рядов. Дорогу неожиданно преградила большая снежная куча, из которой одиноко торчал маленький медный Ильич. Впору было возвращаться, и мы так бы и сделали, если бы не увидели за спиной медного вождя увенчанный крестом островерхий шпиль церковной колокольни.

Будущий русский святой родился близ Бранденбурга в знатной дворянской семье, состоявшей в родстве с Великим магистром Тевтонского ордена

В низине, окруженной крутыми земляными валами, стоял храм. Как потом выяснилось, он так и называется в народе – Исидора на валах.

Дверь оказалась приоткрыта, внутри царил сумрак, было безлюдно и тепло. Лишь у входа за простеньким столиком, на котором не было ничего, кроме пучка свечек, бумаги для записок и нескольких фотографий, сидела пожилая приятная женщина. «Заходите! – пригласила она. – Я вам расскажу о нашем храме».

Женщину звали Мария Степановна, она оказалась мамой настоятеля прихода протоиерея Олега Ельцова. Мария Степановна не только бессменно дежурит «за ящиком», но и добровольно выполняет послушание гида для каждого, кто впервые переступает порог храма. Тогда, слушая ее лаконичный, но емкий рассказ о небесном покровителе града Ростова – блаженном Исидоре, я восхитилась ее эрудицией, мельком подумав о том, какие духовные сокровища подчас скрываются за аскетически скромными фасадами старинных русских храмов.

Дворянин, юродивый, святой

Святой блаженный Исидор Ростовский

По преданию, будущий русский святой родился близ Бранденбурга в знатной дворянской семье, состоявшей в родстве с Великим магистром Тевтонского ордена. Разумеется, по рождению он принадлежал к Римско-Католической Церкви. Еще юношей Исидор покинул отчий дом. Сокровенными остаются обстоятельства, при которых он обрел истинную православную веру. В середине XVI века он переселился в Русскую землю. Нищим странником придя в богатый и вольный Ростов, бывший аристократ поселился в убогом шалаше в болотистой низине, по воле Божией приняв особый подвиг – юродства Христа ради. Лохмотья едва прикрывали его тело, а ложем служила голая земля, а порой и навоз. Безответно и безропотно перенося насмешки, брань, а то и побои горожан, Исидор дни и ночи проводил в молитве. Бог удостоил подвижника дара прозорливости. Наиболее мудрые из ростовчан со временем прониклись уважением к пришельцу, странного обликом и образом жизни, слова которого, сказанные как бы между прочим, обычно имели пророческое значение. Современники блаженного Исидора, не раз убеждавшиеся на деле в осуществлении его предсказаний, называли святого «Твердисловом». Так, в день свадьбы князя Саввы Оболенского и княжны Дарии Луховской юродивый явился на торжество и неожиданно поднес новобрачному собственноручно сплетенный венок из полевых цветов со словами: «Вот тебе, князь, и архиерейская шапка». Спустя несколько месяцев после свадьбы молодая княгиня внезапно скончалась. Безутешный молодой вдовец оставил мир и, приняв монашество с именем Иоасаф, удалился в Ферапонтов Рождества Богородицы монастырь. Жизненный путь завершил на Ростовской архиерейской кафедре в сане архиепископа. Позднее был канонизирован.

Долгие годы блаженный Исидор оставался незримым миру молитвенником за Ростов. Его кончина, произошедшая в канун праздника Вознесения Господня, открылась дивным благоуханием, исходившим из убогого шалашика юродивого. В этом подобии человеческого жилища ростовчане обнаружили почившего Исидора, лежавшего на земле со сложенными крестообразно на груди руками. Только тогда горожане осознали, что рядом с ними жил великий угодник Божий. Погребли тело там же, а над захоронением возвели деревянный храм в честь Вознесения Господня.

«Подобием рус, власы велики…»

Ростовского чудотворца знали и молились ему по всей России. Очень почитал его царь Иоанн IV. В честь блаженного была составлена особая служба. «Устав церковных обрядов Московского Успенского собора», датируемый 1636 годом, гласит: «Мая в 14-й день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний», что свидетельствует о включении празднования памяти этого святого в богослужебный чин главного храма Руси.

Благодаря государеву вкладу на месте обветшавшего деревянного Вознесенского храма был выстроен новый, в камне. До начала XX века здесь бережно хранилась белокаменная плита с надписью: «Лета 1565 державою и повелением благочестиваго царя государя великаго князя Иоанна Васильевича всея Руси его царскою казною поставлена церковь сия Вознесение Господне в ней же Исидор чудотворец при епископе Никандре Ростовском, а делал церковь великого князя мастер Андрей Малой».

В ризнице, расположенной в в правой стороне алтарной части, над местом погребения блаженного Исидора установлена символическая деревенная рака с ростовым образом святого

В XVIII столетии к первоначальному церковному зданию пристроили южный придел во имя блаженного Исидора, к сожалению, снесенный в советское время. От богоборцев сильно пострадала и великолепная церковная роспись конца XVII – начала XVIII века, являвшаяся выразительной иллюстрацией пути святого: каждый ее фрагмент отражал отдельный эпизод его жития.

В разные годы у алтарной стены Вознесенского храма были погребены еще трое местночтимых святых: Христа ради юродивые Стефан Варницкий, Афанасий и Артемий Третьяк. К сожалению, о них сохранилось очень мало сведений, неизвестен и их облик в отличие от блаженного Исидора, которого иконописцам предписывается изображать следующим образом: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодрана серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы».

Священник решил самовольно обрести честные останки святого, но божественная сила отринула его от гроба

В наше время мощи всех четырех святых продолжают почивать под спудом. В житии блаженного Исидора упоминается о приходском священнике, который пожелал самовольно обрести честные останки святого, но «некоторая Божественная сила внезапно отринула пресвитера от гроба, и стал он нем и безгласен, также и расслаблен». Лишь через несколько часов, придя в чувство, священник принес покаяние в своем поступке и был исцелен.

Покоящиеся в земле останки ростовских блаженных избежали осквернения в годы богоборчества, когда большая часть храмов России была закрыта и разорена. В лучшем случае они становились частью музейной экспозиции или просто хранилищем, как это случилось с храмом блаженного Исидора. Лишь в 2002 году его возвратили Церкви, а год спустя в нем возобновились регулярные богослужения.

Так выглядит настенная роспись Вознесенской церкви в 1910 году

Сейчас в ризнице, расположенной в правой стороне алтарной части, над местом погребения блаженного Исидора установлена символическая деревянная рака с ростовым образом святого. Подойти и поклониться ему может любой желающий. Надо сказать, что, несмотря на длительный период забвения, молва о ростовском чудотворце и его скорой молитвенной помощи разошлась по нашему Отечеству. В храме ведется запись чудесной помощи по молитвам к святому Исидору. Сюда специально едут паломники не только из Ярославля, Москвы и Санкт-Петербурга, но и со всех концов страны. И не только из России.

Архиерейскрое богослужение в Вознесенском храме

Приходы-побратимы

Еще одна община, объединенная именем блаженного Исидора с ростовской, находится в Берлине. Обе они были зарегистрированы в один и тот же день – 27 мая, когда празднуется преставление блаженного: одна – в России, другая – в Германии. Символичное, а точнее, промыслительное совпадение. Все это выяснилось, когда настоятели, а затем и прихожане этих храмов узнали о существовании друг друга и познакомились ближе.

Особенность немецкого прихода в том, что он почти на 90 процентов состоит из этнических немцев, перешедших в православие из Католической Церкви. Так же, как когда-то это сделал блаженный Исидор. Таких людей сейчас в Германии становится все больше. Богослужения совершаются на родном для них немецком языке.

И русская, и немецкая православные общины были зарегистрированы 27 мая, в день преставления блаженного Исидора

В этом году окормляющий берлинскую общину священник Михаил Рар вместе с группой паломников из числа своих прихожан впервые приехал в Ростов Великий. Совместно с отцом Олегом Ельцовым они отслужили литургию – половину на церковнославянском, половину на немецком языках. Теперь ростовчане ждут немецкий православный «десант» 27 мая, на престольный праздник. В этот же день будет торжественно отмечаться и 450-летие храма.

Кстати, однажды, совершенно случайно, сюда зашел немецкий турист, ничего не зная о том, кому посвящен храм. Узнав, что русские чтут как святого его бывшего земляка, он был потрясен. Примерно через год от этого человека в Ростов пришла весточка – он принял православие.

Настоятель Вознесенского храма протоиерей Олег Ельцов со своими прихожанами и протоиерей Михаил Рар с паломниками Берлинской общины святого Исидора Ростовского

Полезная информация

Адрес храма Вознесения Господня (Исидора на валах): Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. К. Маркса, д. 25 «А»

Жизнь Блаженного Исидора

Исидор родился в прусском городе Бранденбург. Родители его были католиками, связанными с влиятельными и богатыми немецкими семьями. Юношей он решил юродствовать и пешком дошел до России. Для жизни Исидор выбрал город Ростов и здесь принял православие. Он жил в построенной из веток хижине, вел аскетический образ жизни, молился и помогал христианам советом и предсказаниями.

Однако много терпел унижений, насмешек и побоев за образ жизни юродивого. Прозвище Твердислов Исидор получил за то, что его пророчества всегда сбывались, то есть слово блаженного было «твердым». Самыми известными чудесами юродивого стало спасение выброшенного в море ростовского купца и предсказания архиерейского пути молодому князю Савве Оболенскому.

После смерти (14 мая в 1474 года), над могилой юродивого, устроенной на месте его хижины, возвели деревянный храм. Почитание Исидора началось еще при жизни, а после его смерти только выросло. Толпы паломников шли к новой церкви за исцелением и духовным советом. Позднее там же были погребены еще три ростовских чудотворца – юродивые Артемий Третьяк, Стефан и Афанасий.

Признания всей русской православной церковью, как святой-чудотворец, Исидор удостоился в период между 1552 и 1563 годами. Юродивого стали изображать на иконах и посвящать ему церковные обряды, например, благовест в день кончины блаженного – 27 мая (14 мая по старому стилю).

История церкви Вознесения Господня

Каменный храм Вознесения Господня был построен на месте обветшавшей деревянной церкви в 1566 году по указу царя Ивана Грозного, во времена ростовского архиепископа Никандра. В возведении храма участвовал Андрей Малой, «государев» зодчий самого Ивана Грозного. Имя этого мастера упоминалось в храмозданной надписи на белокаменной плите (или вкладной доске), закрепленной на церковной стене. Но ее, к сожалению, не удалось сохранить до нашего времени.

По указу и на средства государя Ивана Грозного в 1572 году для храма был заказан великолепный тябловый деревянный иконостас с царскими вратами, вырезанный искусными мастерами. Для размещение мощей святого в 1817 году соорудили серебряную раку-гробницу. Она располагалась под аркой, пролегающей между теплой и холодной частями церкви. Почитаемые верующими мощи Исидора до сих пор находятся в храме Вознесения Господня, и хранятся под спудом этой церкви.

По письменным источникам в начале XX века в приходе числилось 382 местных жителя. Службы вели священник и псаломщик. В церкви хранилась плащаница, подаренная Строгановыми, — вышитый золотом и серебром по шелку образ Исидора Твердислова, которая лежала на его гробе. Кроме того, как святыню берегли жалованную грамоту от царя Федора Михайловича и две иконы с изображением юродивого Исидора. К большому сожалению, все это, включая серебряную раку, во времена советской власти сохранить не удалось. В 1930 году храм закрыли и передали на баланс городского музея. В 1955-57 годах церковь подробно изучали под руководством известного архитектора и опытного реставратора Льва Артуровича Давида. А позже в ней были проведены большие реставрационные работы, целью которых стало придание храму облика, максимально близкого к первоначальному. Для этого восстановили трехлопастные закомары и шлемовидный купол, разобрали придел Блаженного Исидора и убрали купол над трапезной. Богослужения возобновили здесь лишь в 2003 году.

Архитектурные особенности и интерьер церкви Вознесения Господня

Место, где расположен храм, находится возле древнего оборонительного вала, опоясывавшего старый город, поэтому в названии храма и появилась приставка «на валах». Когда в XVII веке в Ростове возводили эти земляные укрепления, храм сохранили, окружив его насыпью.

Церковь Вознесения Христа довольна скромна и величественна. Ее архитектура имеет много общего с посадскими храмами, которые были выстроены в Москве в XVI веке. В тот период внешний облик храмовых зданий отражал догмат церкви о верховенстве креста. Религиозное строение имеет свободное внутренне пространство, не поддерживаемое столбами, и перекрыто так называемым крестчатым сводом. От этого помещение получилось квадратным в плане, а кровля храма приобрела сложный трехлопастный рисунок.

Трехлопастное завершение каждой стены здания и внутренняя глухая стена, на которой размещен иконостас, придают церкви устремленность вверх. Это визуальное впечатление усиливают достаточно большой барабан и купол, увенчанный крестом.

Северный и южный фасады идентичны друг другу. Три апсиды восточного фасада невысоки и сильно выдаются вперед. Ранее входы в церковь располагались с трех сторон, и их обрамляли сделанные из кирпича порталы со строгим рисунком.

В XVIII и XIX веках храм несколько раз перестраивали. Трехлопастные закомары заменили восьмискатным покрытием, с запада пристроили здание трапезной, а с юга – теплый придел, освященный в честь Блаженного Исидора. Одновременно с этим вместо шлемовидной главки поставили луковичную, с глубоким перехватом у основания. А в XIX веке возле храма возвели колокольню. Все это очень сильно изменило внешний облик церкви и исказило ее первоначальные пропорции.

Считается, что изначально стенописи внутри храма не было. Расписали стены только в 1720-е годы. Потом роспись несколько раз подновляли и реставрировали, вплоть до 1913 года. Сохранившиеся до наших дней фрески очень красивы, но требуют внимательных рук реставраторов.

Когда создавали первые росписи, разобрали древний четырехярусный иконостас, подаренный храму царем Иваном Грозным. После чего восточную стену церкви расписали традиционным, так называемым, каменным иконостасом, по аналогии с храмами Архиерейского дома. Исследователи предполагают, что живописную работу проделали известные ростовские изографы братья Иконниковы. Они приложили для этого максимум старания и фантазии, и фрески получились живыми и полными движения. Человеческие фигуры на них изображены в многочисленных поворотах, а архитектурные сооружения обладают сложной композицией. Интересно то, что на фресках можно увидеть изображение ростовского Успенского собора таким, каким он выглядел еще до переделок XVIII века. А нижний уровень храмовой росписи полностью посвящен событиям из жизни юродивого Исидора.

Царские врата от древнего иконостаса, заказанного Иваном Грозным, хранятся теперь в музее Ростовского кремля. Они необычны и сделаны мастером-резчиком, выполнявшим подобную работу для Боровского Свято-Пафнутьева монастыря. Небольшие резные иконки оплетены тонкой ажурной резьбой, в орнаменте которой присутствуют стилизованные побеги растений, круглые бляшки и килевидные арки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *