Храм в кукобое

Кукобой

Древнее село Кукобой находится на границе Ярославской и Вологодской областей и со всех сторон окружено дремучими лесами. Видимо поэтому и придумал народ назвать село «Родиной Бабы Яги». Однако не только полусказочной-полуязыческой старухой славятся здешние места.
Здесь как будто всё пропитано сказкой. Когда-то рос в Кукобое хрен, съев который, мужья переставали поглядывать насторону, а кукобойские жены были самыми счастливыми. По берегам местной реки были заросли колбаснного кустарника, плоды которого, похожие на колбасу, запретил есть царь Пётр. Ещё один кукобойский бренд — местные пироги — найти не удалось, видать происки Бабы Яги.
Но обо всё по-порядку.
Сегодня Кукобой — Баба Яга, огромный селький собор, старинные избы, сказки и реальность сельской жизни.
1. Ехать до Кукобоя от Москвы 6 часов, не может же Тридевятое царство быть рядом с мкадом. В народе север Ярославской области называют Северной Фиваидой — по библейской египетской пустыни, куда стремилсь уйти жить христианские отшельники. А сюда, на север, уходили жить монахи, наследники Сергия Радонежского
2. Название объясняют по-разному. Кто видит в нём финские корни и переводит как «длинный ручей», по другой версии название селу дала кукушка. Местные бабки говорят о легенде про воеводу Ивана Грозного — немца Кука — которого съели аборигены давшего сельским мужикам бой, чтобы выяснить кто сильней
Известно одно — селу более 500 лет. Здесь уже совершенно другая атмосфера, чем даже на юге Ярославской области и в Ярославле. Какой-то всеми забытый угол, от которого веет Севером
3. Война не тронула эти места, многие саринные дома не были сожжены. Поэтому и стоят, покосившись, доживают свой не первый, может быть, век
4.
5.
6. Кукобойская улица
7.
8. Блага цивилизации
9. В Кукобое всё пропитано сказкой. Так называется и местная столовая, в которой, после очередной группы детей из Череповца, приехавших в гости к бабе Яге, не осталось ничего поесть. Отмечу и сам сатус заведения — ни кафе, ни ресторан, а столовая
10. Сказочные животные встретят вас и в магазине
11. И на улице. Трансформеры. Кукобойский вариант
12. Из более привычной живности — собаки. В Кукобое их много
13. китайская)
14. трехногая)
15. После «признания» села «Родиной Бабы Яги», о Кукобое узнали за пределами района. Видать от этого местные жители танцуют на улицах
16. Нет-нет, это еще не Баба Яга
17. Пока здесь нет такого туристического наплыва, как на Родине деда Мороза — Великом Устюге, но определённые шаги по росту популярности места и призвыву приехать уже делаются. День села по совместительству стал «днём рождения Бабы Яги». Тогда, в конце июня, детям предлагается особый праздник сказки, а родителям — потратить немного средств.
Менее пышные концерты и представления с Ягой проводятся круглый год. Молодцы инициаторы, нашли как из ничего сделать полезное дело. Лишь бы при «раскрутке» Кукобой не превратился в еще один Суздаль или Мышкин
18. Баба Яга повсюду — в столовой
19. В магазине в виде конфет. «Съешь, сынок, Бабу Ягу»

20. ..и в виде куклы
21. Даже в полёте над Кукобоем была замечена
22. И в детском парке у избушки. Здесь Яга живая. Правда избушка не на курьих ножках, а на поворотном диске
23.
24. Мы попали на детский праздник
25. «Повесим медведя?» )
26. Видимо, Яга в тот день была буйная и не в настроении
27. Что еще есть в Кукобое?
28.
29. Спасский собор. Огромный. Когда в селе начали раскручивать культ Бабы Яги, церковные власти осудили инициаторов за языческие корни старухи. Недальновидные всё-таки люди в РПЦ — неужели не понимают, что народ приедет сюда не устраивать капища, а на шоу? Что ж теперь запретить все сказки? Да и приезжие не отсавят без внимания храм
30. Тем более такой. Собор вполне может быть кафедральным на площади какого-либо областного города. Откуда же здесь такой? 100 лет назад местный купец Воронин предложил селянам выбор — строю на свои деньги железную дорогу в Кукобой или храм. Граждане выбрали второе, хотя церковь здесь уже была. Ныне она стоит рядом, ничем не примечательная, в руинах. Ушло на строительство 1 млн царских рублей
Местные любят рассказывать историю, как во время революции некая комсомолка залезла на храм и скинула кресты. А спустя месяц отморозила кисти рук, так что их пришлось ампутировать
31. Не знаю, что в этом здании, но выглядит по-европейски, и даже как-то средневеково
32. Памятный камень в сельском парке
33.
34. Кукобойцы
35
36
37.
38. Все магазины в селе названы красивыми эпитетами
39.
40. Но стоит отойти к местной ферме, понимаешь, что красота так осталась в вывесках. А будни выглядт так
41. Ныне стало модно искать «родину» известных персонажей. Старицу решили сделать местом рождения Кащея Бессмертного. Колобок, оказывается, из Самарской области. Только Ивана-дурака никто не хочет «прописывать».
Посмотрим, что будет в Кукобое через лет 5, ведь
Сейчас волшебный хрен в Кукобое не растёт. По легенде его здесь тайно выращивал Иван Грозный. Хрен омолаживал организм в год на 5 лет и давал мужскую сиду.
Нет и колбасных кустарников, растущих когда-то вдоль реки Ухтома. Пётр вместе с приказом стричь бороды, их повелел вырубить и сжечь. Говорят, в окрестностях, скоро снова возьмутся за его разведение. Прямо край предпринимателей)
А кукобойских пирогов мы нигде не нашли. Их заменил вишнёвый, приготовленный sofia_paskal, за что ей спасибо.
Кому интересно, в сети много разных статей про «происхождение» Бабы Яги, про её языческие корни, про объяснения имени. Старуха с одной живой, а другой мёртвой ногой, выходит далеко за рамки детских сказок. Наши предки считади её проводником и посредником двух миров — мира живых и мира мёртвых.

LiveInternetLiveInternet


В 180 километрах от Ярославля и в 58 километрах от Пошехонья, на границе Ярославской и Вологодской областей, в живописном месте на берегу реки Ухтомы расположено небольшое село Кукобой.
Названия реки и села станут понятны, если учесть, что когда-то эти земли населяли финно-угорские племена. В переводе с языка одного из этих племен – древнесаамского – слово Кукобой означает «длинный ручей», а Ухтома – «река с волоком».
В центре села величественно возвышается Спасский собор, созданный в начале XX века. Храм поражает своей красотой, изумительными пропорциями, богатейшей орнаментикой из белого облицовочного камня. Собор выполнен в традициях так называемого «псевдорусского стиля» — широко распространенного в первой половине XX века.



Строительство храма началось в 1909 году на средства благочестивого купца Ивана Агаповича Воронина, родом из деревни Рябинки, что в 3-х километрах от Кукобоя. Жил он в Петербурге и был одним из руководителей крупнейшего акционерного общества по проектированию и строительству храмов. Разбогатев, Воронин не забыл своих односельчан, и, приехав в село, предложил им на выбор – строительство собора в Кукобое или железной дороги до Пошехонья (60 километров по непроходимым лесам и болотам). Тогда миряне единодушно выбрали собор, хотя в селе и была добротная действующая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. На строительство храма Воронин пожертвовал 1 миллион царских рублей.
В Кукобое жили тогда прекрасные мастера своего дела – строители, каменщики, плотники, резчики. Даже инженер стройки был из местных. Специально для храма был построен небольшой кирпичный завод. Только облицовочный кирпич – белый для стен и лазуревый для колоколен – доставляли по железной дороге из Финляндии, причем каждый кирпич был отдельно завернут в бумагу и пронумерован. Строительство было завершено за неполных 4 года.
В истории храма примечательно то, что он удостоился быть освященным архиепископом Тихоном, будущим Патриархом Московским и Всея Руси, впоследствии причисленным православной церковью у лику святых. В те годы Тихон возглавлял Ярославскую кафедру. Освящение собора состоялось в мае 1912 года.
Сразу после революции храм был закрыт, а в 30-е годы кресты и колокола были сорваны, роспись уничтожена, прекрасной работы резной иконостас и великолепные иконы варварски изломаны и сожжены. Помещение храма использовалось как склад, а в подвале была устроена тюрьма. В 1989 году храм был возвращен верующим. На сегодняшний день из-за отсутствия средств реставрационные работы приостановлены. Спасский собор, по величию и масштабу не уступающий знаменитым храмам Ярославля, быстро разрушается.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *