Художник Андрей Захаров

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Так могла бы начинаться история о Петре Захаровиче Захарове, чеченском мальчике, ставшем известным русским художником.
Захаров-Чеченец Петр Захарович. 1842. Автопортрет.
14 сентября 1819 года проконсул Кавказа А.П. Ермолов осуществил «акцию устрашения». Вот что он сам пишет в своих записках.
«Желая наказать чеченцев, беспрерывно производящих разбой, в особенности деревни, называемые Качкалыковскими жителями, коими отогнаны у нас лошади, предположил выгнать их с земель Аксаевских, которые занимали они, сначала по условию, сделанному с владельцами, а потом, усилившись, удерживали против их воли. При атаке сих деревень, лежащих в твердых и лесистых местах, знал я, что потеря наша должна быть чувствительною, если жители оных не удалят прежде жен своих, детей и имущество, которых защищают они всегда отчаянно, и что понудить их к удалению жен может один только пример ужаса.
В сем намерении приказал я Войска Донского генерал-майору Сысоеву с небольшим отрядом войск, присоединив всех казаков, которых по скорости собрать было возможно, окружить селение Дадан-юрт, лежащее на Тереке, предложить жителям оставить оное, и буде станут противиться, наказать оружием, никому не давая пощады. Чеченцы не послушали предложения, защищались с ожесточением. Двор каждый почти окружен был высоким забором, и надлежало каждый штурмовать. Многие из жителей, когда врывались солдаты в дома, умерщвляли жен своих в глазах их, дабы во власть их не доставались. Многие из женщин бросались на солдат с кинжалами.
Большую часть дня продолжалось сражение самое упорное, и ни в одном доселе случае не имели мы столько значительной потери, ибо кроме офицеров простиралась оная убитыми и ранеными до двухсот человек. Со стороны неприятеля все, бывшие с оружием, истреблены, и число оных не менее могло быть четырехсот человек. Женщин и детей взято в плен до ста сорока, которых солдаты из сожаления пощадили как уже оставшихся без всякой защиты и просивших помилования (но гораздо большее число вырезано было или в домах погибло от действия артиллерии и пожара). Солдатам досталась добыча довольно богатая, ибо жители селения были главнейшие из разбойников, и без их участия, как ближайших к линии, почти ни одно воровство и грабеж не происходили; большая же часть имущества погибла в пламени. Селение состояло из 200 домов; 14 сентября разорено до основания.»
Одним из пленных оказался 3-х летний чеченский мальчик. Ни его имя, ни точная дата рождения его неизвестны. Ермолов передал ребенка на воспитание своему вестовому, казаку Захару Недоносову. По его имени будущий художник получил фамилию и отчество. А через 4 года, в 1823 году мальчика пригрел кузен проконсула Кавказа, Петр Николаевич Ермолов, взяв его в свою семью.
Ермолов Петр Николаевич. Захаров-Чеченец.
Портрет детей Ермоловых. 1939. Захаров-Чеченец. Третьяковка.
У приемыша обнаружилась склонность к рисованию. «Странный мальчик Петруша, — писал П.Н. Ермолов матери в Москву- Кроме обучения грамоте он рисует все, что попадается под рукой. Видимо, будет художник и неплохой.» Мальчика определили в ученики к живописцу Льву Александровичу Волкову. Интересно, что тот никогда не брал денег за уроки, считая, что наградой ему будет успехи его учеников.
Волков Лев Александрович. Захаров-Чеченец.
В 1830 году Захаров был принят «посторонним учеником» в Императорскую Академию художеств, а в 1833 году он стал постоянным учеником. В 1835 году за картину «Старуха, гадающие в карты» и в 1836 за «голову портрета» Петр был награжден малыми серебряными медалями. По окончании Академии получил звание внеклассного (свободного) художника. В основном, Захаров рисовал портреты современников, хотя в 1839 году он выставлял картину на религиозный сюжет «Искушение Спасителя дьяволом».
Наверное, самым известным произведением Захарова стал портрет А.П.Ермолова, генерала, уничтожившего его родное селение.
Ермолов Алексей Петрович. 1843. Захаров-Чеченец. Русский музей.
Алексей Петрович Ермолов. 1843. Захаров-Чеченец. Музей Тропинина (авторское повторение)
Лермонтов Михаил Юрьевич. Около 1834. Захаров-Чеченец.
Эта картина была написана для А. Столыпина вскоре после окончания поэтом школы прапорщиков. В 1944 году, после депортации чеченцев, под чистку попал и единственный художник-чеченец XIX века, Петр Захарович Захаров. Картина была приписана некоему Будкину. К счастью, сейчас все снова стало на свои места.
Посмотрим на другие портреты кисти Захарова-Чеченца.
Иноземцев Федор Иванович (врач). 1844. Захаров-Чеченец. Третьяковка.
Грановский Тимофей Николаевич (историк). 1845. Третьяковка.
Можем мы увидеть и самого художника. Вот он в юности.
Захаров Петр Захарович. 1830. Автопортрет
А через 12 лет художник изобразил себя в бурке и папахе. Почему? Он совсем обрусел, принял православие, забыл чеченский язык, вряд ли помнил родные места. И, тем не менее, Петр Захарович пожелал остаться в памяти потомства чеченцем. Он упрямо подписывал свои картины «Захаров из чеченцев» или «Захаров-Чеченец».
Захаров Петр Захарович. 1842. Автопортрет.
До 1995 года эта картина (и еще несколько других произведений Захарова) находилась в Художественном музее г. Грозного. Сейчас эти полотна на реставрации в Москве. Выглядят они примерно так:
Будем надеяться, что их удастся восстановить.
Что ж, пора закончить рассказ про художника. Его судьбу нельзя назвать особо счастливой. Академия художеств собиралась послать Захарова на стажировку в Италию, но Николай I упорно вычеркивал его фамилию из списка. А между тем, пребывание в теплых краях было бы очень кстати: Захаров «страдал грудью», у него был туберкулез. Он влюбился в Глафиру, дочь своего учителя, та ответила ему взаимностью. Но Волков был категорически против этого брака, и, едва узнав о любви дочери и ученика, тут же отослал Глашу из Петербурга в провинцию. На память об этой истории у Волковых остался портрет Глафиры, написанный Захаровым. «Глаза мои падают на знакомый тебе портрет девушки с опущенными взорами и с кольцом в руке – и я не могу отвести глаз от этого образа ангельской кротости и миловидности, и очень ясно понимаю, что Захаров был не только живописец, но и поэт, не только поэт, но и влюбленный в Глашу» — так писал А.Д.Галахов второй дочери Волкова, Ларисе Львовне.
Петр Захарович стал известным художником, почетным гражданином, но не было ни денег, ни здоровья, ни, вероятно, душевного спокойствия. Чтобы поправить материальное положение, он поступает на службу в департамент военных поселений Военного министерства в качестве рисовальщика. «Потеряв здоровье и при том надежды быть отправленным за границу, я покорился судьбе, решил избрать хоть немного, но верный кусок хлеба» — писал он в 1841 году. Но в 1842 году обострилась болезнь, и Захаров был вынужден оставить службу. Он переехал в Москву, где дела немного пошли на лад. Он написал портрет Ермолова. за который получил звание академика, и встретил женщину, которая стала его женой. Захаров обвенчался с Александрой Постниковой в январе 1846 года. Увы, через несколько месяцев она умерла, а вскоре, в том же 1846 году, скончался и художник. Было ему 30 лет.
Постникова Наталья Алексеевна. 1845. Захаров-Чеченец. Третьяковка
Жена купца Постникова П.И., мать жены художника.
P.S. Картинки кликабельны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *