Исторический музей в Москве

Содержание

В лабиринтах истории Московского исторического музея

По историческим меркам музей молод, но место, которое своим решением выделила Московская городская дума для строительства музея, самое что ни на есть историческое – Красная площадь. Музей был задуман и создан с целью наглядной иллюстрации истории России, от древнейших времён, до современности.

  • Закладка здания музея состоялась в 1875 году в присутствии императора Александра III.
  • Проект фасадов был разработан содружеством инженера А.А. Семёнова и художника В.О. Шервуда.
  • С мая 1883 года музей открыт для посещения.
  • Со всей страны свозили сюда лучшие антропологические и археологические коллекции, библиотеки.
  • Император и его окружение щедро жертвовали вновь образованному Музею свои ценные коллекции, подавая пример другим богатым меценатам.
  • Большие деньги выделялись на приобретение памятников древности, слепков и других исторических свидетельств. Так постепенно расширялась собственная коллекция Музея.
  • При этом продолжалась внутренняя отделка помещений, также представляющая историческую ценность, ведь в оформлении экспозиционных залов принимали участие выдающиеся русские живописцы и зодчие И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, А.П. Попов, И.Е. Бондаренко, а позже И.Е. Репин, В.А. Серов, С.А. Коровин.
  • После революции музейные фонды пополнились экспонатами расформированных Румянцевского и Военно-исторического музеев, музея «Старая Москва» и Государственного музейного фонда.
  • В 1920-х годах филиалами музея стали закрытые и национализированные церкви и другие здания: Музей дворянского быта 40-х годов «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в г. Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря».
  • В 1930-х к Музею присоединились палаты бояр Романовых, а затем Новодевичий монастырь.

Советские археологи и палеонтологи передавали найденные на местах раскопок материалы в музейную коллекцию.

  • 18 декабря 1991 года Указом Президента России Государственный исторический музей был признан особо ценным объектом культурного наследия России.
  • В 1994 году постановлением правительства музей получил статус научно-исследовательского и культурно-просветительского учреждения. Теперь Государственный исторический музей стал головным центром для всех исторических и краеведческих музеев России.
  • Научно-исследовательская деятельность Государственного исторического музея вызывает интерес не только у учёных и историков, изучение фондов и коллекций даёт бесценный материал для работы культурологов, художников, реставраторов и исследователей костюмов и мебели.

Твой музей — твоя история. 145 лет Историческому музею

Здание исторического музея и внутреннее устройство

Огромное трёхэтажное здание музея из красного кирпича гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Красной площади, это было одно из условий принятия проекта и дальнейшего строительства. Главный фасад музея представляет собой композицию многочисленных башенок и крылец разной высоты, объёма и формы. «Псевдорусский» стиль и большой размер здания позволяют ему стать равноценным участником архитектурного ансамбля Красной площади и придать ему завершенность и равновесие.

В 80-90-х годах музей пережил капитальный ремонт и масштабную реставрацию с целью придать ему первоначальный вид. На главных башнях музея в 1997 году вернулись точные копии золотых двуглавых орлов. Исторический облик музея был окончательно восстановлен в 2003 году, когда на низких башнях заняли своё законное место золотые львы и единороги.

Помимо внешнего убранства были восстановлены исторические интерьеры, но одновременно произошла модернизация – система хранения экспонатов соответствует современным стандартам, в здании оборудован лифт для инвалидов. У посетителей музея есть уникальная возможность с помощью экранов и мониторов, которых много в Государственном историческом музее, увидеть экспонаты, не представленные в данный момент для всеобщего обозрения, или рассмотреть вблизи «жемчужины» коллекции.

В 39 залах Государственного исторического музея перед вашими глазами пройдёт вся история России от древнейших времён до начала ХХ века. На первом этаже вас встретят прекрасно оформленные Парадные сени, здесь же находится лекторий и сувенирный магазин.

Начиная со второго этажа, начнётся ваше погружение в историю – второй этаж занимают экспозиции, посвященные периоду от древнейших времён, до Петра I.

Третий этаж проведёт вас по лабиринтам истории России от эпохи Петра I до правления Александра III. Но не пугайтесь, вам не грозит скучная лекция, где в вашем распоряжении только монотонный голос и ваше воображение! Здесь вы увидите огромное количество документов, архивов, исторических костюмов, орудий труда, предметов быта и интерьера, фотографий, рисунков, книг, картин, слепков. Всё это кропотливо собиралось в течение многих лет, чтобы быть представленным вашему вниманию. В 1996 году коллекция музея насчитывала 4 373 757 предметов. Наверняка с тех пор она ещё пополнилась и расширилась.

Четвёртый этаж Государственного исторического музея отведён под проведение временных выставок. Здесь проходят выставки картин современных художников, редких полотен из музейного фонда, выставки драгоценностей и исторических артефактов. В здании музея помимо выставок проводятся образовательные программы для детей, циклы лекций и концертов, научные конференции и настоящие балы, демонстрируются исторические и документальные фильмы. Видите, какая насыщенная и богатая событиями жизнь у этого уникального здания!

Ну а если вы устанете от обилия исторических дат, имён и событий, вы сможете отдохнуть и набраться сил в уютном кафе в цокольном этаже и со свежими силами вернуться к осмотру экспозиции.

Исторический музей: фото

Интерактивная история

В Государственном Историческом музее вы сможете не только узнать об истории России, слушая обычные или авторские экскурсии. У вас есть удивительная возможность погрузиться в различные эпохи с помощью таких необычных мероприятий как:

  • «Путешествие на поезде времени» — серия интерактивных образовательных программ. Здесь школьники и семейная аудитория смогут почувствовать себя настоящими историками и исследователями, открывающими для себя и для мира новое и неизведанное.
  • Театрализованные экскурсии, во время которых история обретёт кровь и плоть – ваш путь будут сопровождать талантливые актёры в исторических костюмах. Во время маршрута экскурсии вы «познакомитесь» с представителями некоторых слоёв общества разных эпох, сможете задать им интересующие вас вопросы, принять участие в старинных обрядах и забавах.
  • «Музейный сувенир – своими руками». Эти интересные мастер-классы по лепке из глины и росписи фарфора помогут вам изнутри понять, что чувствовали мастера прошлого и почувствовать себя на их месте. С каждого такого мастер-класса вы унесёте с собой памятный сувенир, сделанный своими руками.
  • «Прочтём историю руками». Этот цикл мероприятий разработан для незрячих и слабовидящих детей. Здесь они смогут через осязание копий музейных экспонатов «увидеть» историю древнего мира и историю Древней Руси.
  • Мастер-класс по исторической реконструкции (для детей). Во время мастер-класса ваш ребёнок узнает всё о рыцарстве, разучит средневековый танец, пройдёт «обряд посвящения в рыцари» и на память о волшебном уроке истории унесёт сувенир, сделанный своими руками. Среди музеев Москвы для детей, исторический музей занимает почетное место
  • Мастер-класс по историческому танцу (для взрослых и студентов). Это цикл интерактивных образовательных программ, придуманный для тех, кто хочет углубиться в быт и нравы прошлого через танец. Во время мастер-классов проводятся демонстрации одежды и предметов быта.
  • «Где музыка берёт начало…» Посетив, одно из этих музейных занятий, вы поймёте, что историю можно услышать – она живёт в исторических музыкальных инструментах. На занятиях вам удастся смастерить простейшие древние музыкальные инструменты и унести с собой «оживший голос истории», сделанный своими руками.

Как видите, изучение истории стало многогранным и безумно интересным. Это делает Московский исторический музей одним из самых необычных музеев в Москве. Обо всех уникальных мероприятиях, если вы хотите их посетить, нужно узнавать заранее на сайте музея.

Справочная информация

Если вы москвич или гость столицы, то для похода в Государственный музей выбирайте любой день, кроме вторника – во вторник в музее выходной.

Часы работы

Время работы музея – с 10.00 до 18.00, но касса работает только до 17.30. Отличается от общего графика четверг – в четверг музей работает с 11.00 до 21.00, а касса – до 20.00.

Цена билетов:

  • Стоимость входных билетов начинается от 40 рублей (льготные категории граждан) и доходит до 300 рублей (для взрослых посетителей и иностранных туристов).
  • Школьники и пенсионеры РФ и стран СНГ, а также студенты российских ВУЗов дневной формы обучения смогут попасть в музей, заплатив в кассу 100 рублей.
  • Семейный билет для двоих родителей с одним или двумя детьми до 18 лет будет стоить 550 рублей.
  • Аудиогид стоит 300 рублей.
  • Есть возможность приобретения билетов в несколько музеев сразу.
  • Подробнее узнать об акциях и увидеть подробный список категорий граждан, которым полагается вход по бесплатным билетам можно на сайте музея.

Адрес и как добраться

Итак, вы решили пойти в Государственный исторический музей, но всё ещё не знаете, как туда добраться? Вспомните, ведь он находится на главной площади страны. Адрес музея: Красная площадь, 1.

Добраться можно на метро, доехав до станций Охотный ряд, Площадь революции или Театральной и выйдя на сторону Красной площади.

Вообще, если вы первый раз в Москве, то хотя бы не пройти рядом с Государственным историческим музеем у вас вряд ли получится, ведь он соседствует с легендарными историческими местами, обязательными для посещения каждым уважающим себя туристом. Здесь и Покровский собор, и Памятник Минину и Пожарскому, и Театральная площадь, и Александровский сад, и, конечно, собственно Кремль и Красная площадь.

Посетите Государственный исторический музей, и вы поймёте, что история – это не морщинистая дряхлая старушка, с которой не о чем поговорить, это дама без возраста, с которой может быть потрясающе интересно!

Что об этом месте говорят люди… 0 Оставьте свой отзыв

Будьте первым, чтобы оставить свой отзыв.

Оставьте свой отзыв > Музеи как культурно-историческая ценность

История возникновения музеев

История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились, когда общество достигло того этапа развития, на котором предметы хранятся не только из хозяйственных соображений, а как документальные свидетельства, как ценности не материальные, а эстетические.

Предшественниками современных музеев стали хранилища реликвий в храмах. Они появились в античной Греции. В них хранились произведения искусства и культовые предметы. Это были места для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которые состязались в своем мастерстве.

Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями. Музееведение. Музеи мира / Сб. науч. трудов. — М., 1991. — с. 65

В XV веке музеи возникали в связи с великими географическими открытиями, с развитием науки и производства, с необходимостью сохранять исторические и культурные ценности. Музейными экспонатами становились образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты.

Первые музеи в России появились в эпоху Петра I (1696-1725). Император основал знаменитую «Кунсткамеру» в Петербурге. Ее отличие обозначилось сразу — ориентация на западную культуру.

Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.

В первой четверти XVIII века Россия победоносно участвовала в Северной войне в Европе. Трофеи войны составили базу многих частных и государственных музеев.

Сколько вещей, некогда широко бытовавших, вышли из нашего обихода и превратились в редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся и демонстрируются в самых разнообразных музеях, расположенных в столичных, областных и районных городах, поселках, порою даже в небольших деревеньках.

Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.

Каждый экспонат музея имеет свою «легенду», которая отражается в карточке научного описания. В ней описано происхождение предмета, его движение, пребывание в коллекциях, на выставках, время изготовления, места бытования, способы и условия употребления.

Обращение к русской музейной практике позволяет понять, как складывалось отношение к особо ценным объектам культурного наследия, так как история музейного дела — это история осознания факта принадлежности культурного наследия данному обществу.

В дореволюционной России понятия особо ценных музейных объектов (ОЦМО) не существовало. В процессе осознания культурной ценности предметов, принадлежности их к культурному наследию можно выделить несколько исторических этапов. Первый из них связан с выделением особой ценности произведений искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещением их в церкви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими основаниями выделения предметов служили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем царскому обиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире, Новгороде, Твери, Пскове. В XIV-XV вв. главной сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составили символы власти: шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр. Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов. Осмотр этих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, в 1572 г., во время татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены поляками, но позднее восстановлены Романовыми. Овсянникова С.А. Художественные музеи Петербурга и Москвы второй половины XIX-начала ХХ века (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей) // Вопросы истории музейного дела в СССР. — М., 1962. — С.7

На следующем этапе возникают музейные учреждения. Первые музеи в России появились по инициативе Петра I и Екатерины II. И в дальнейшем государство, императорский дом, правительство создавали или материально поддерживали начинания, наиболее ценные с точки зрения науки, искусства, престижа. Развитие точных наук, природоведения приводит к возникновению научных коллекций и музеев. Критерий научной значимости прочно закрепляется в оценке ценности предметов и объектов. Возникают значительные коллекции произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж), однако складывающиеся музеи имели в своей основе коллекции замкнутого характера, предназначенные для узкого круга людей.

Новый этап музейного строительства, отражающий перемены в общественном сознании по отношению к культурному наследию, начался в России (как и в Европе) в XIX в. под влиянием Великой Французской революции и просветительства, провозгласивших общественную принадлежность музеев. Возникает новый тип музейного собрания, ценность которого определяется не столько научно-художественным значением, сколько моральным и символическим, как выражение общности и могущества человеческой культуры. Создаются публичные музеи, владельцы частных собраний передают их в народное пользование.

В России это проявилось особенно ярко в пореформенное время, характеризующееся развитием экономики, углублением процесса национального самосознания, демократизацией общества и деятельностью общественности с ее идеалами просветительства. Выросло количество музеев, их профильное разнообразие, что отражало распространение понятия культурного наследия на все более широкий круг объектов, включающий произведения современного искусства, ценности мемориального характера (музеи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова) и др. Особую роль в этих процессах играли уже существующие музеи, развернувшие активную просветительную работу; музейные и общественные деятели, коллекционеры, постоянно расширявшие понятие ценности объектов культуры и способствовавшие складыванию в обществе более широкого и глубокого понимания культурного наследия. Деятельность П.М.Третьякова, Щукиных, Морозовых, Н.М.Мартьянова, В.И.Гошкевича и многих других основателей новых российских музеев позволяет говорить о широком размахе и действенности их усилий. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. — СПб.: ООО Издательство Петрополис, 2001. — с. 106

Осознание того, что памятники искусства и старины, хранящиеся в музеях и составляющие достояние всего народа, требуют государственной заботы и охраны, произошло в России примерно в начале XX в. Это положение относилось ко всем музеям, независимо от ведомственного подчинения, в особенности к богатейшим музеям дворцового ведомства, чьи сокровища изначально являлись собственностью царской фамилии. Но и по отношению к другим музеям государство проводило политику протекционизма, выделяло им материальные средства, пополняло их бюджет, хотя и в недостаточном объеме. Утвердившиеся к этому времени критерии оценки музейных коллекций (научная значимость, ценность предметов с точки зрения искусства, старины, мемориальной принадлежности, возможности использовать в просветительных целях, идеологическое воздействие на посетителя и пр.) определялись путем экспертных оценок специалистов, работавших в музейном деле.

Первыми московскими учреждениями музейного характера, хранившими в основном реликвии и раритеты, считаются ризницы монастырей и церквей и Оружейная палата, которая уже в XVII в. имела своего рода экспозиционный зал.

С XVIII в. получили распространение частные коллекции («музеум трёх царств природы» П.Г. Демидова, Русский музей П.Ф. Карабанова, собрания А.И. Мусина-Пушкина, Ф.А. Толстого, М.П. Погодина и др.) и «натуральные кабинеты» учебных заведений (первые в Московском университете: Минеральный кабинет, 1759; Кабинет натуральной истории, ставший затем Зоологическим музеем, 1791).

В 30—50-х гг. XIX в. появились первые проекты общедоступных музеев (З.А. Волконской, А.А. Добровольского, Е.Д. Тюрина), многие музеи приобрели статус публичных (Оружейная палата — в 1858). В 1862 г. из Петербурга переведен публичный Румянцевский музей (был размещён в доме Пашкова)

Во 2 половине XIX века в Москве проходит ряд всероссийских выставок, экспонаты которых послужили основой для создания ряда музеев: Политехнического и Исторического музеев (Политехническая выставка, 1872), Музея антропологии Московского университета (Антропологическая выставка, 1879), Торгово-промышленного музея кустарных изделий (Художественно-промышленная выставка, 1882; ныне Музей народного искусства).

Многие владельцы передавали свои коллекции публичным музеям (П.И. Щукин в 1905 — в Исторический музей), городу (П.М. Третьяков, положивший начало Третьяковской галерее, в 1892; И.Е. Цветков в 1909)

К 1914 в Москве было свыше 40 музеев. Многие из них вели значительную научную и просветительскую деятельность, организовывали передвижные выставки, народные чтения, публичные лекции, литературные и музыкальные вечера. Некоторые музеи были бесплатными для отдельных категорий посетителей (Третьяковская галерея — для всех).

Государственный исторический музей

Государственный исторический музей – один из лучших музеев страны, находится в самом центре столицы на Красной площади.

Уникальная экспозиция отражает все вехи истории России с древних времен и до начала 20-го века, в музейных фондах хранится более 5 000 000 экспонатов. ГИМ является самым крупным музеем России.

Основан музей указом императора Александра Второго 21 февраля 1872 года, а первых посетителей принял 27 мая 1883 года. Здание для Исторического музея на Красной площади было построено по проекту выдающихся архитекторов В.О. Шервуда и А.А. Семенова в псевдорусском стиле с элементами теремной архитектуры, отделку интерьеров выполнили известные художники Айвазовский, Репин, Васнецов, Коровин и другие.

В 1990 году здание Государственного Исторического в составе объектов Красной площади внесено в Список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В годы Советской власти интерьеры многих залов были изменены: забелены росписи, уничтожены детали декоративного оформления. В 1990-х годах была проведена реставрация здания и внутренних помещений и приведение их к первоначальному виду.

Парадные сени с богатой настенной росписью и львами. На потолке – «Родословное древо государей Российских», 68 портретов великих князей, царей и императоров.

Постоянная экспозиция размещена на двух этажах в хронологическом порядке, каждый зал соответствует определенной исторической эпохе. В начале пути расположены экспонаты времен первобытнообщинного строя – каменные орудия труда, подлинные бивни мамонта, скульптурные портреты древних людей.

Найденный на территории Воронежской области огромный 7,5-метровый челн, выдолбленный каменными топорами из цельного дуба:

Зал Бронзового века. В центре находится сравнительно недавно перевезенный в ГИМ из-под Туапсе дольмен «Колихо» — древнее сооружение из каменных плит.

Бронзовый идол, обнаруженный в Галичском кладе в Костромской области, считается атрибутом шаманского культа. На втором фото — бронзовые женские налобные украшения, найденные около муромской деревни Подболотье.

Переход из зала раннего средневековья Восточной Европы и Азии в зал с экспонатами Древнерусского государства.

Музей помогает вспомнить о драматических событиях русской истории: раздробленности, Монгольском нашествии, войне со шведами и Ледовом побоище, Куликовской битве и Смутном времени.

Витрина с доспехами и оружием русского воина времен Ледового побоища, печатью Александра Невского и шлемом и щитом западноевропейского рыцаря.

На второй фотографии — стальные доспехи и сабля польского Крылатого гусара. Позади доспехов – «крыло» с лебедиными перьями, придававшее всаднику эффектный и грозный вид. Реконструкторов в похожем облачении я видела в прошлом году в Коломенском на историческом фестивале «Времени эпохи».

Зал «Русская культура в 16-17-х» веках.

Икона «Богоматерь Казанская» с золотым и серебряным обрамлением, драгоценными камнями – сапфирами, изумрудами, рубинами, жемчугом, шпинелью и альмадинами.

Особо ценный экспонат – глобус голландской фирмы Блау, приобретенный Петром Первым во время поездки в Западную Европу.

На другом этаже показана политика, экономика и культура Российской империи от Петра Первого до Александра Третьего.

Первый российский Император — отливка, выполненная по маске, снятой скульптором Растрелли в 1719 году.

Камзол Петра Первого.

Залы времен царствования Екатерины Второй и Александра Первого.

В музее регулярно проводятся интересные тематические выставки. Одна из них – «Золото. Металл богов и царь металлов». Здесь представлены роскошные золотые предметы и украшения, монеты и ордена, экспонаты религиозного характера Востока и Запада двух последних тысячелетий из фондов Исторического музея.

Золотой кувшин среднеазиатского Сасанидского государства, 3-4 вв. Позолоченные чайники и канделябр, Россия, 19 век.

Позолоченная дарохранительница, Санкт-Петербург, 1843 г. На втором фото — Буддийские божества, Тибет или Индия, 19 век.

При желании можно заказать экскурсионное обслуживание, подробнее о нем можно узнать на официальном сайте Государственного исторического музея. Стоимость аудиогида – 400 рублей.

В ГИМе работают исторические, художественные и археологические студии, проводятся театрализованные представления, музейные занятия для детей.

Справочный телефон: (495) 692-40-19

Как доехать до Исторического музея

На общественном транспорте: м. Охотный ряд, м. Театральная, м. Площадь Революции, далее 1-3 минуты пешком.

Адрес: Красная площадь, д. 1

С 1 сентября по 31 мая:

  • Понедельник — воскресенье: с 10-00 до 18-00
  • Пятница и суббота: с 10-00 до 21-00

Вторник — выходной

С 1 июня по 31 августа:

  • Ежедневно с 10-00 до 21-00

7 августа —выходной день

Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея.

Стоимость билетов

  • Взрослые – 400 рублей, школьники,
  • Студенты, пенсионеры, учащиеся от 16 до 18 лет – 150 рублей
  • Семейный билет (два родителя и один или двое детей) — 600 рублей
  • Дети до 16 лет — бесплатно

Последнее воскресенье каждого месяца для студентов, учащихся от 16 до 18 лет, членов многодетных семей вход на основную экспозицию бесплатен.

Есть другие льготы.

Любительская фотосъемка бесплатна.

Обновлено 26.01.2019

Контакты и часы работы

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Справочная: 8 (495) 692-37-31
Часы работы: по графику работы музея
Эл. почта для приема писем и обращений: shm@shm.ru

Экскурсионный центр: 8 (495) 692-37-31
Эл. почта: visitor@shm.ru
Часы работы экскурсионного центра: с 10:00 до 17:00, вторник — выходной

109012, г. Москва, Красная площадь, д. 1
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Выход из метро по указателям «К Историческому музею».

График работы:

С 1 сентября по 31 мая:
Понедельник — воскресенье: 10:00–18:00
Пятница, суббота: 10:00–21:00
Вторник — выходной

С 1 июня по 31 августа:
Понедельник — воскресенье: 10:00–21:00
7 августа —выходной день

Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея.

Новый выставочный зал:

109012, г. Москва, Красная площадь, д. 1
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Вход со стороны Воскресенских ворот и «Нулевого километра».

График работы (во время проведения выставок):

С 1 сентября по 31 мая:
Понедельник — воскресенье: 10:00–18:00
Пятница, суббота: 10:00–21:00
Вторник — выходной

С 1 июня по 31 августа:
Понедельник — воскресенье: 10:00–21:00
7 августа — выходной день

Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея.

Выставочный комплекс:

109012, г. Москва, Площадь Революции, д. 2/3
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Вход в здание Музея Отечественной войны 1812 года

С 1 сентября по 31 мая:
Понедельник — воскресенье: 10:00–18:00
Пятница, суббота: 10:00–21:00
Вторник — выходной

С 1 июня по 31 августа:
Понедельник — воскресенье: 10:00–21:00
7 августа — выходной день

Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея.

Администратор: 8 (495) 698-24-97

Лекторий Исторического музея (Лекторий 18 89):

109012, Москва, Красная площадь, д. 1
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Лекторий расположен на 1 этаже Исторического музея.

В соответствии с графиком проведения лекций

Лекционный зал Выставочного комплекса:

109012, г. Москва, Площадь Революции, д. 2/3
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Лекционный зал находится на 2 этаже комплекса (вверх по мраморной лестнице).

В соответствии с графиком проведения лекций

Администратор: 8 (495) 698-24-97

Официальные музейные магазины:

109012, Москва, Красная площадь, д. 1
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Магазин расположен в Половецком дворике Исторического музея.
График работы:
В соответствии с графиком работы музея.

109012, Москва, улица Никольская, д. 5/3, стр. 1
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Магазин расположен в здании бывшего Губернского правления.
График работы:

С 1 сентября по 31 мая:
Понедельник — воскресенье: 10:00–20:00

С 1 июня по 31 августа:
Понедельник — воскресенье: 9:00–22:00

Контакты:

Эл. почта: 6923731@mail.ru
Справочная: 8 (495) 692-40-19, 8 (495) 692-68-17
Экскурсионный центр: 8 (495) 692-37-31, 8 (495) 692-68-17
Выставочный комплекс: 8 (495) 698-24-97

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ДВОР:

109012, г. Москва, Никольская улица, д. 5/1, с2
ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Вход во двор со стороны Красной площади.

График работы:
В соответствии с графиком работы музея.

>Истоический музей в Москве — история и культура России

История основания Государственного исторического музей в Москве

Инициаторами создания музея были организаторы Севастопольского раздела Всероссийской политехнической выставки 1872 г. в Москве: А. А. Зеленой, граф А. С. Уваров, полковник Н. И. Чепелевский. Именно полковник Н.И. Чепелевский, занимавший должность гласного Можайского уездного земства Московской губернии, обратился к Александру III с прошением создания в Москве особого музея.

9(21) февраля 1872 г., рассмотрев докладную записку А.А. Зеленого, наследник российского престола, предварительно посоветовавшись по вопросу создания музея с отцом, утвердил создание музея. Указанная дата официально считается днем основания Исторического музея, получившего название — Музей имени его императорского высочества Государя наследника Цесаревича Александра Александровича, который и стал его почетным президентом.

Приоритетной целью музея было «служить наглядною историею главных эпох русского государства и содействовать распространению сведений по отечественной истории». Собираемые музеем исторические материалы, «расположенные в хронологической последовательности, должны представлять … полную картину каждой эпохи, с ее памятниками религии, законодательства, науки и литературы, с предметами искусств, ремесел, промыслов и, вообще, со всеми памятниками бытовой стороны русской жизни, а равно и с предметами военных и морских сил». Главными направлениями деятельности музея являлись, по Уставу, «научная обработка памятников» и проведение «публичных чтений и лекций по предметам отечественной истории и древностей», для чего в 1874 г. были созданы две постоянные комиссии. В работе Ученой комиссии под председательством Уварова принимали участие многие крупные археологи, историки, этнографы, искусствоведы, знатоки древнерусской литературы: К. Н. Бестужев-Рюмин, И. Е. Забелин, Д. И. Иловайский. В. О. Ключевский, В. Е. Румянцев, С. М. Соловьев и др. Ученая комиссия начала разработку подробной программы музея, в соответствии с которой он подразделялся на отделы, что также было закреплено в Уставе.

Строительство Государственного исторического музея в Москве

В апреле 1874 г. Московская городская дума безвозмездно передала под будущий музей земельный участок между Кремлевской стеной и Воскресенскими воротами. Ученая комиссия объявила конкурс на лучший проект здания музея. В нем участвовало 8 известных архитекторов. Победил проект академика портретной живописи В. О. Шервуда и инженера А. А. Семенова.

8(20) августа 1875 г. проект был утвержден Александром II, и 20 августа (1 сентября) того же года состоялась торжественная закладка музея при участии императора.

К концу 1879 г. строительство коробки здания было в основном закончено, но из-за постоянных финансовых затруднений (музей практически полностью зависел от добровольных денежных пожертвований) строительство шло очень медленно.

29 мая (10 июня) 1881 г. решением Александра III музей получил статус государственного учреждения и был передан в ведение Министерства финансов. Он стал называться Императорским Российским Историческим музеем.

В 1881 г. в здании музея начались отделочные работы, при этом, по замыслу Уварова, каждый зал оформлялся с использованием элементов живописного и архитектурного убранства, характерных для освещаемой в нем исторической эпохи. К этой работе привлекались известнейшие художники: В. М. Васнецов, А. К. Айвазовский, Г. И. Семирадский, а позднее — В. А. Серов, С. А. Коровин, И. Е. Репин.

2(14) июня 1883 г. произошло торжественное открытие первых 11 залов в присутствии московских властей, высшего чиновничества, представителей прессы и научной общественности.

Коллекционные фонды музея

6(18) апреля 1885 г. после смерти графа Уварова, последовавшей в конце декабря 1884 г., пост товарища председателя музея перешел к знатоку русской старины, археологу, историку-москвоведу Забелину. При нем были решены многие важные организационные и правовые вопросы: введены «Правила для руководства и управления» (1887 г.), принято новое «Положение о музее» (1888 г.), упорядочены штаты и финансовые дела музея, открыты следующие пять залов и завершено художественное оформление еще пяти.

С 1887 г. по настоянию Забелина казна ежегодно выделяла по 10 тыс. руб. на закупку для музея различных экспонатов. Однако одним из основных способов комплектования фондов музея было поступление в дар крупных собраний и отдельных предметов от государственных, общественных, научных и образовательных учреждений и организаций и частных лиц (всего в списках дарителей музея на начало 1917 г. значилось более 900 человек).

Среди дарителей — члены императорской фамилии и представители известнейших дворянских родов России: Голицины, Кропоткины, Оболенские, Щербатовы, Масальские, Бобринские, Олсуфьевы, Уваровы, Чертковы, Дашковы и др. Огромный вклад в пополнение фондов музея внесли купцы-меценаты: Бахрушины, Бурылины, Боткины, Вахрамеевы, Грачевы, Карзинкины, Найденовы, Постниковы, Сапожниковы. В перечне дарителей Исторического музея значатся имена знаменитых художников: А. М. и В. М. Васнецовых, А. Н. Бенуа, В. В. Верещагина, В. Д. Поленова, В. И. Сурикова, крупных ученых: Д. Н. Анучина, Е. В. Барсова, А. Н. Веселовского, И. Е. Забелина, П. В. Зубова, Д. И. Иловайского, Н. П. Кондакова, Н. П. Лихачева, Д. А. Ровинского, Л. М. Савелова, А. И. Соболевского, А. А. Шахматова.

Самый удивительный и весомый подарок Историческому музею сделал в 1905 г. купец П. И. Щукин, передавший ему свой музей-коллекцию «Российских древностей» (всего около 300 тыс. экспонатов). Все это богатство поступило в Исторический музей вместе с земельным участком и несколькими зданиями по Малой Грузинской улице в Москве, где оно хранилось.

Первое десятилетие XX в. было чрезвычайно насыщено самыми разными событиями. Продолжалась отделка и художественное оформление еще 8 залов первого этажа, в январе 1904 г. графиня С. А. Толстая передала в музей на хранение архив Л. Н. Толстого, в 1906 г. в полную собственность РИМ поступили материалы «Музея памяти Ф. М. Достоевского», созданного вдовой и сыном писателя.

В канун нового 1909 г. ушел из жизни И. Е. Забелин, оставив музею все свои коллекции, библиотеку, архив и 270 тыс. рублей личного капитала. Его должность товарища председателя РИМ занял 23 февраля (8 марта) 1909 г. его друг и соратник князь Н. С. Щербатов.

29 августа(11 сентября) 1912 г. в залах 2-го этажа РИМ открылась грандиозная выставка, посвященная 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г., на которой были представлены богатейшие материалы практически со всей страны (из музейных собраний, картинных галерей, частных коллекций). Многие памятники впоследствии так и остались в фондах Исторического музея.

В 1912 г. Щербатов выступил с инициативой о передаче музею здания Московского губернского правления (бывшего монетного двора царей Ивана и Петра Алексеевичей), а Московская городская дума в 1914 г. предложила передать музею свое здание (ныне филиал ГИМ «Музей В. И. Ленина»). Но решению всех этих вопросов помешала начавшаяся первая мировая война, а затем и Октябрьская революция.

Государственный исторический музей в Советское время

В ноябре 1917 г. музей в третий раз поменял свое название, став Государственным Российским историческим музеем, а с 1925 г. — Государственным историческим музеем (ГИМ).

В первые годы Советской власти возникла весьма серьезная угроза расчленения и изъятия значительной части фондов музея. В 1919 г. при Наркомпросе была создана особая комиссия, определявшая пути реорганизации музея. Результаты ее работы получили одобрение и, спустя 2 года, в 1921 г. был принят новый Устав и сформирована очередная Комиссия под председательством заместителя наркома просвещения РСФСР проф. М. Н. Покровского по уточнению профиля музея. Тогда же, в 1922 г., произошло разделение музея на 6 отделов археологический, исторический, исторический специальный, исторических источников, исторических пособий и функциональный.

1920 — 30-е гг. в музей влились фонды других ликвидированных или несостоявшихся музеев, монастырей, архитектурных и исторических памятников и комплексов, многие из которых стали филиалами ГИМ: Музей 1812 года, Музей дворянского быта 40-х годов, Военно-Исторический музей, Музей-усадьба Коломенское, Боровский-Пафнутиев монастырь, Александрова слобода, Алупкинский дворец, Грузинская церковь и Судакская крепость в Крыму, Новодевичий монастырь в Москве, Покровский собор (Храм Василия Блаженного), Палаты бояр Романовых в Зарядье, Церковь Троицы в Никитниках. Спустя полвека, в 1980 — 90-е гг. этот список расширился за счет Крутицкого подворья, Музея декабристов, Усадьбы Измайлово, Центрального музея В. И. Ленина.

К концу 1920-х гг. приоритетным направлением в деятельности ГИМ стала пропаганда, но уже по Положению 1940 г. основное внимание стало уделяться научно-исследовательской работе. В ГИМ существовала своя аспирантура, где обучались многие музейные сотрудники..

Государственный исторический музей в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны наиболее ценная часть фондов ГИМ была эвакуирована сначала в г. Хвалынск на Волге, затем — в г. Кустанай.

Осенью 1941 г. в ГИМ открылась первая в стране межмузейная «антифашистская» выставка, посвященная истории борьбы нашего народа с немецкой агрессией (начиная с времен Александра Невского), позднее она трансформировалась в выставку «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой в 1941 — 1942 гг.», занявшую сначала 3 (в мае 1942 г.), а затем 6 залов (в 1943 г.).

Сотрудниками ГИМ в годы войны было собрано более 12 тыс. предметов па местах сражений и у участников военных действий. За всю войну музей был закрыт только 8 дней (с 30 октября по 6 ноября 1941 г.), и то лишь потому, что из-за частых бомбежек в окнах многих залов были разбиты стекла.

Сразу после войны в семи залах 2-го этажа открылась экспозиция, охватывавшая историю первой половины XIX в., которая заканчивалась темой «Героическая оборона Севастополя 1854 — 1855 гг.». Но постоянную систематическую экспозицию по отечественной истории с древнейших времен и до 1917 г. удалось создать лишь к 1957 году.

Государственный исторический музей в наши дни

В 1997 г. (после капитального ремонта, начавшегося в 1986 г.) ГИМ открыл первую очередь экспозиции (8 залов) и выставку «Реликвии истории Государства Российского» (3 зала).

В 2006 г. новая постоянная экспозиция ГИМ с древнейших времен до конца XIX в. предстала перед посетителями в 35 отреставрированных и восстановленных залах. В том же году был окончательно решен вопрос о передаче ГИМ здания Центрального музея В. И. Ленина и прилегающих к нему пяти строений.

В настоящее время ГИМ и его филиалы ежегодно посещает свыше 1 млн. 300 тыс. человек, проводится 26 тыс. экскурсий, читается 850 — 900 лекций. В музее работает 18 детских исторических и художественных кружков и клубов, в которых занимается около 700 детей. В ГИМ созданы: Научное общество учащихся ГИМ, семейный клуб «Наш дом — музей», кукольный исторический театр.

ГИМ регулярно принимает на стажировку и практику группы студентов профильных вузов и музейных работников со всех концов России и из стран СНГ. За последние 10 лет ГИМ организовал около 600 выставок, свыше половины из них прошли в российских регионах и более 40 — за рубежом. В музее работает около 280 научных сотрудников, треть из которых имеет ученые степени кандидатов и докторов наук.

Сегодня экспозиция ГИМ охватывает время от каменного периода на территории России до середины XVIII века. Экспозиция Музея построена тематически. Каждый зал посвящен одному или нескольким неразрывно связанным между собою узловым моментам истории России. Экспозиция строится на сочетании подлинных вещественных, иллюстративных и письменных документальных памятников с дополнительными экспонатами, созданными на основе научной реконструкции явлений прошлого: макетами, историческими картами, картинами и художественными зарисовками, моделями и т. п.

Государственный Исторический музей – имеет огромную ценность, как для России, так и всего мира в целом. Ежедневно он открывает людям мир истории, рассказывает о предках и великих исторических событиях. Государственный исторический музей – это великое наследие России.

Исторический музей на Красной площади — Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *