Кафедральный собор Хельсинки

Собор в Хельсинки

История строительства

В 1812 году Хельсинки провозгласили столицей Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, Александр I приказал отстроить город согласно его новому статусу. В то время Хельсинки представлял собой небольшой городок с 3500 жителями, и еще не восстановился после последнего большого пожара произошедшего осенью 1808 года, когда сгорело 77 зданий, а это треть города. Реализацией нового проекта по реконструкции города занимался специально созданный комитет, его главой был назначен Йохан Альбрехт Эренстрём (1762-1847) под его руководством был составлен новый прямоугольно-квадратный план застройки Хельсинки. Немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель придал городу его характерный облик в стиле классицизма, так в частности по его проекту построены: Сенатский дворец (период строительства 1818-1822) расположен на восточной стороне Сенатской площади сейчас здесь находится Государственный совет символ государственной власти, Главное здание Университета (период строительства 1828-1832) расположено на западной стороне Сенатской площади, Здание библиотеки Университета (период строительства 1836-1845) расположено на западе напротив главного входа в Кафедральный собор, и конечно же сам Кафедральный собор Хельсинки.

Для создания ансамбля Сенатской площади понадобилось сносить старые здания. Деревянная церковь Ульрики Элеоноры построенная в 1724-1727 годах (Ульрика Элеонора шведская королева (1688-1741)) была снесена в 1827 году. Решение о сносе церкви было принято синодом в виду недостаточной вместительности и презентабельности, заодно были снесены городская ратуша, несколько старых зданий и старое кладбище, существовавший рынок перенесли на Торговую площадь, предстояло создать Главную площадь столицы Великого Княжества Финляндского Хельсинки. Сейчас о существовании церкви Ульрики Элеоноры напоминает гранитный медальон с барельефом и надписью в северо-западном углу Сенатской площади и столбики которые указывают место где находился алтарь. О когда-то снесенном кладбище напомнили археологические раскопки на Сенатской площади, во время проведения раскопок осенью 2012 года Городским музеем Хельсинки на глубине 60 см были найдены 260 человеческих останков, 40 из них были взяты для лабораторных исследований их планируется захоронить на хельсинкском кладбище, а остальные останки перезахоронены на том же месте, только на большей глубине не доступной для экскаваторов.

Внешний вид собора

Собор в Хельсинки построен на холме в стиле классицизма (возможно неоклассицизма), имеет форму симметричного греческого креста (равносторонний крест), пятикупольный. Центральный купол собора символизирующий Христа, окружен четырьмя куполами символизирующие четырех евангелистов (авторы четырех канонических Евангелий: Матфей, Марк, Лука, Иоанн), с каждой из четырех сторон сооружение выделено треугольным фронтоном и колоннадой с шестью коринфскими колоннами, фасады расчленены пилястрами того же архитектурного ордера и украшены барельефами изображающими события из жизни Христа. Над главным входом в собор начертано имя Бога, «Яхве». На крыше собора по углам фронтонов, над колоннами установлены отлитые из цинка фигуры Двенадцати апостолов (апостол — по греч. посланник).

Западный фронтон: Симон Кананит — покровитель кожевников, дровосеков, ткачей в руках пила, Петр — покровитель рыбаков и слесарей в руках у него ключи от Царства Небесного, Фома — покровитель архитекторов, строителей, топографов в руках линейка-угольник.

Южный фронтон: Варфоломей — покровитель ремесленников в руках нож, Иоанн — покровитель семьи и брака а также покровитель всех имеющих отношение к книгам и издательскому делу в руках чаша и евангелие у ног орел одно из лиц тетраморфа (крылатое существо из видений пророка Иезекииля единого с четырьмя лицами; ангела, льва, быка, орла, у протестантов тетраморф представлен в образе четырех живых существ которые охраняют четыре угла Трона Господа и четырех пределов рая, сейчас истолкованы как символы четырех евангелистов), Матфей — покровитель банкиров, таможенных работников, налоговых служащих, бухгалтеров и финансовых служб в руках письменные принадлежности рядом ангел другое из лиц в тетраморфа.

Восточный фронтон: Иаков Алфеев — покровитель людей в безвыходных ситуациях в руках палка, Павел — покровитель проповедников, теологов, церковных журналистов в руках меч, Иаков Заведеев — покровитель паломников, солдат и кавалеристов в руках посох с ракушками.

Северный фронтон: Филипп — покровитель мелких торговцев, валяльщиков в руках крест и открытая книга Андрей — покровитель рыбаков в руках косой крест (Андреевский), Матфий — защитник плотников, мясников, кузнецов в руках алебарда. Трехметровые статуи выполнены в мастерской S.P. Deravanne в 1845-1847 годах берлинскими скульпторами: Hermann Schievelbein (1817-1867) – апостолы Павел, Петр, Фома, Симон Кананит, Иаков Заведеев, Матфий и August Julius Wredow (1804-1891) – апостолы Андрей, Матфей, Иаков Алфеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей. Цинковые скульптуры апостолов установлены в 1849 году. Со стороны Сенатской площади к собору ведет огромная монументальная гранитная лестница шириной 60 метров. Первоначально собор был покрашен в желтый цвет вписываясь в общий ансамбль с другими зданиями Сенатской площади, однако в конце XIX века был выкрашен в три разных оттенка светло серого цвета. Благодаря расположению на холме и белому цвету окраски создается ощущение, что собор парит над городом. Цвет куполов собора зеленый, это говорит о том что он посвящен Святому.

Внутренний вид собора

Интерьер Кафедрального собора Хельсинки отличается простотой, ничего лишнего, полностью отсутствует та помпезность присущая Православным храмам. Внутреннее пространство выкрашено в белый цвет, по углам центральной части собора находятся памятники величайшим деятелям движения реформации церкви: основателю протестантизма Мартину Лютеру (1483-1546), теоретика лютеранства Филиппу Меланхтону (1497-1560) и первому епископу протестанско-лютеранской церкви в Финляндии с 1554 года Микаэлю Агриколе (1510-1557) в четвертом углу центральной части находится кафедра проповедника. Памятники Лютеру и Меланхтону являются увеличенными гипсовыми копиями с памятника Реформации в Вормсе (Германия) работы Эрнста Ритшеля (1804-1861). Памятник Микаэля Агриколы работа финского скульптора Вилле Вальгрена (1855-1940). Алтарь как и положено располагается в восточной части помещения. Алтарную картину «Положение Христа во гроб» выполнил придворный живописец Николая I Тимофей Андреевич Нефф (1805-1876). Фигуры Ангелов по сторонам от главного алтаря создал немецкий скульптор Густав Блезер (1813-1874). В Кафедральном соборе установлен орган насчитывающий 57 регистров, выполнен на датской фабрике Marcussen & Son в 1967 году от предыдущего органа немецкой фирмы Walcker созданного по проекту Эрнста Лормана в 1846-1847 годах сохранился лишь фасад. Для прихожан в соборе установлены кресла-скамейки во время службы прихожане встают только в особо значимых моментах.

Дополнительный сведения

В 1970 году произведена реставрация крипты (подвальное, полуподвальное помещение под алтарем и хоральными частями т.е. сводчатый нижний этаж) собора по проекту архитектора Тарьи Салмио-Тойвиайнен (Tarja Salmio-Toiviainen). После новой реставрации 1996-1998 года в крипте установили новый алтарь с картиной современного финского художника Каролуса Энкеля (Carolus Enckell). Орган в крипте установлен в 2006 году финским органостроителем Мартти Портан (Martti Porthan) в необарочном духе. Крипта вмещает 500 человек, предназначена для проведения собраний общины, концертов и выставок. Крипта работает в летнее время открыта для всех желающих работает кафе Krypta. В 1996-1998 годах были отреставрированы статуи апостолов на крыше собора, также барельефы, лестница и внутренние помещения. В соборе проходят богослужения, праздничные службы, церемонии бракосочетания. Организуются экуменические богослужения (тенденция к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви), знаменующие открытие и закрытие парламентских сессий, ежегодные торжественные богослужения по случаю Дня независимости Финляндии, торжественные богослужения посвященные присвоению научных степеней на различных факультетах Университета Хельсинки и других учреждений высшего образования. В крипте собора летом можно посетить концерты и выставки.

Информация для туристов

Адрес собора Святого Николая Unioninkatu 29, 00170, Helsinki, Finland. Главный вход расположен слева если смотреть на собор с площади напротив входа в Национальную библиотеку с улицы Unioninkatu. Собор открыт для посещений ежедневно с 9.00 до 18.00 (в июле и августе с 9.00 до 00.00) Фотографировать в соборе разрешается. Сувенирный магазин в колокольне собора открыт летом, с понедельника по субботу с 9.00 до 18.00 и по воскресеньям с 12.00 до 20.00. Кафе Krypta открыто ежедневно с июня по август с 11.00 до 17.00, вход в крипту со стороны улицы Kirkkokatu. В соборе ежедневно проходят богослужения (в том числе на английском языке). Каждую среду круглый год в 12.00 проходят органные концерты. В соборе есть бесплатный туалет (слева от входа).

Архитектурный ансамбль Сенатской и Исаакиевской площадей

Сенатская площадь

Сенатская площадь начала создаваться еще в середине XVIII века на территории Адмиралтейской эспланады. Завершилось ее формирование лишь в первой половине XIX века. Центр площади отмечен памятником Петру I — Медным всадником, созданным в 1782 году скульптором Фальконе. Широко открытая на Неву площадь является частью художественного убранства невских набережных. Современники говорили о ней: «Красивая рама великолепной картины».
Эффектно выглядит архитектурный ансамбль Сенатской площади при взгляде с противоположного берега Невы. Слева находится Адмиралтейство, с правой стороны площади — монументальные здания Сената и Синода. В центре — доминанта — Исаакиевский собор и на его фоне — «Медный всадник».
К сожалению, эта прекрасная панорама испорчена частью Александровского сада, деревья которого закрывают нижнюю часть собора, скрывают от зрителя неповторимую красоту планировки Сенатской площади.

Генеральный план Сенатской площади О. Монферрана

В альбоме О. Монферрана 1820 года показан генеральный план площади. По замыслу зодчего, она имела форму прямоугольника с соотношением сторон 1:3, вытянутого от Невы к Синему мосту. Портики домов в классическом стиле, украшенные колоннадами коринфского ордера, создавали уравновешенную композицию, отличавшуюся парадностью, торжественностью, гармонировавшую с фасадами Адмиралтейства и Конногвардейского манежа. Такие здания не только создали бы ансамбль, но и подчеркнули архитектурную значимость Исаакиевского собора.

Этот вариант застройки площади О. Монферран перенес в генеральный план 1825 года. С западной стороны предполагалось построить дома с фасадами, аналогичными фасаду дома Лобанова-Ростовского. На плане 1825 года в этой части О. Монферран сделал надпись: «Вновь запроектированный фасад, подобный дому Лобанова». С юга от Исаакиевского собора был спроектирован 
сквер.

Дом Мятлева

Дом Мятлева, стоящий на Исаакиевской площади, и дома более ранней застройки, как нарушающие правильность прямоугольника, предполагалось снести. Но варианты перепланировки Исаакиевской площади, предложенные зодчим в проектах 1820 и 1825 годов, не были осуществлены. Вместо предложенных Монферраном зданий остались и дом Мятлева, и другие дома, не отвечающие общему архитектурно-художественному ансамблю.

Мариинский дворец

Ныне завершает Исаакиевскую площадь Мариинский дворец, построенный в 1839–1844 годах по проект ту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом по обеим сторонам площади архитектор Ефимов в 1844–1853 годах построил два интересных в архитектурном отношении здания для Министерства государственных имуществ. По архитектуре, композиционным приемам они напоминают итальянские палаццо XVII века.

Памятник Николаю I

В центре Исаакиевской площади находится созданный по проекту О. Монферрана памятник Николаю I — последняя работа зодчего. Проект был утвержден 2 мая 1856 года. Строительство продолжалось три года. Открыли памятник уже после смерти Монферрана. Памятник представляет собой конную статую императора Николая I, созданную скульптором П. К. Клодтом. Постамент памятника эллиптической формы, с четырьмя барельефами, которые изображают отдельные события царствования Николая I.
Постамент выполнен из красного финляндского гранита, сердобольского камня и темно-красного шокшинского порфира. Его верхняя часть облицована белым мрамором. Четыре символические фигуры — Вера, Правосудие, Сила и Мудрость -дополняют художественное оформление. Утверждают, что лица статуй имеют портретное сходство с членами царской семьи.

В 1911 году на месте домов, построенных еще в начале XVIII века, по проекту архитектора Ф. И. Лидваля было возведено здание гостиницы «Астория», являющееся интересным образцом гражданского строительства начала XX века в нашем городе. Рядом — здание, по строенное в XVIII веке как жилой дом. Затем оно неод нократно перестраивалось и в конце XIX века было при способлено под гостиницу, получившую название «Англетер».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *