Капелла в аахене

В самом центре немецкого Ахена возвышается величественный кафедральный собор.

Внутри его готических стен прячется уникальный памятник архитектуры эпохи Каролингов — Капелла Карла Великого. Сохранившиеся архитектурные памятники раннего Средневековья можно пересчитать по пальцам, и именно поэтому капелла Ахенского собора была внесена в списки памятников мирового значения, находящихся под охраной ЮНЕСКО, одной из первых.

В конце 8-го века (точная дата неизвестна) по велению Карла Великого в Ахене приступили к строительству комплекса пфальца: дворца, атриума и капеллы основанного Карлом монастыря Святой Девы Марии с переходами и хозяйственными строениями. Строительство пфальца было в основном закончено в 788-м году. Рядом с дворцом вознеслась вверх трехъярусная капелла восьмиугольной формы в честь девы Марии, получившая название «Октагон». Возводили капеллу византийские и римские мастера.

Точная дата постройки капеллы неизвестна. Известно только, что в 786-787 годах Карл Великий с согласия папы Римского Гадриана вывез из Италии мрамор для строительства капеллы.

Кроме того, хроники рассказывают, что в 799-м году Карл получил от Патриарха Иерусалимского несколько реликвий с места воскресения Иисуса Христа, которые были доставлены в Ахен в 800-801 годах.

Исходя из этого, историки и считают 800-й год датой постройки Октагона. По некоторым хроникам освящение церкви произошло в воскресенье 17 июля 802-го года, отмечавшееся в те времена как день Пресвятой Девы Марии.

Центральная восьмиугольная часть церкви — сам Октагон — сохранилась до наших дней, хоры и пристройки были разобраны и заменены готическими при расширении собора.

Сохранились и уникальные двустворчатые бронзовые врата. Их уникальность в том, что каждая из почти двухтонных створок отлита как единое целое, а не собрана из деталей.

Первоначально врата стояли в створе Октагона и были покрыты позолотой.

Но затем была сделана входная пристройка, и ворота были перемещены в неё.

На этом месте необходимо сделать небольшую остановку и рассказать одну из многочисленных ахенских легенд.

Говорят, что при строительстве Октагона кончились деньги и уговорить дать недостающие средства ахенцам удалось только … самого Дьявола. Дьявол пошел на сделку с условием, что заберёт душу первого вошедшего в храм. На том и порешили. Дьявол знал, что первым в собор войдёт священник и, довольный своим будущим «богатством», не мешал строить храм. Правда, другие сказители уверяют, что строительство такого высокого сооружения было возможно только заложившими свои души Дьяволу строителями, но это – дело вкуса, а мы продолжим первую версию.

Итак, когда строительство было завершено, настал час оплаты счетов. Естественно, хитрые ахенцы не стали жертвовать своим гражданином (а может, священник просто испугался), поймали в лесу волчицу и запустили её в новый собор.

Дьявол, согласно договоренности, забрал душу первого «посетителя» храма, а когда разобрался, что его обманули, в сердцах так хлопнул дверью, что она чуть треснула.

Да ещё и ткнул пальцем в дверь. Палец застрял в голове льва и с тех пор там и торчит, не давая вставить дверное кольцо.

В общем, «кинули» хитрые ахенцы спонсора, как сказали бы сегодня.

А у волчицы, что стоит в храме, так и зияет отверстие в груди, через которое Дьявол забрал её душу. Хотя, по правде говоря, точное происхождение отверстия неизвестно.

Но вернёмся к рассказу о храме. Войдя через боковую дверь, мы попадаем в небольшое помещение, где, кроме ранее упоминавшейся волчицы, установлена бронзовая шишка пинии с отверстиями на концах, которая была верхушкой ранее существовавшего перед храмом фонтана. Точная дата изготовления этого предмета не известна, но бронза, из которой отлита шишка, датируется 1000-м годом.

На стене в готической нише, украшенной мозаикой, элементы которой сняты с купола собора, скульптура Богородицы с новорожденным Иисусом (около 1400 г.).

Войдем в собор через проём, в котором раньше стояли ворота, и окажемся во внутреннем пространстве Октагона.

Описать то удивительное чувство восхищения древними зодчими, которое возникает здесь, просто невозможно…

Подаренная собору в 1165-м году императором Фридрихом Барбароссой люстра по своей форме точно повторяет контуры Октагона. Люстра имеет диаметр 4.2 метра, выполнена из железа и позолоченной меди и украшена драгоценными камнями.

Прекрасная мозаика, украшавшая купол собора, к середине 19-го века была в значительной мере утрачена. То, что мы видим сегодня, воссоздано по средневековым описаниям в 1880-1881 г.г. художником Jean de Béthune по заказу «Общества Карла Великого».

Примерно в это же время в ходе масштабных работ были установлены на свои места старинные мраморные колонны, вывезенные французами в 1794-м году и возвращённые в Германию согласно Парижскому мирному договору. Был восстановлен внешний вид 14 статуй внутри хора, а также давно утерянный алтарь.

Поднимемся по узкой винтовой лестнице на верхний ярус. Здесь, в западной части яруса, находится Трон Карла Великого.

Трон из пяти мраморных плит, скреплённых бронзовыми скобами, установлен на постаменте.

К трону ведут шесть ступеней.

Трон создан по образу и подобию трона библейского царя Соломона. При интронизации все императоры Священной Римской империи поднимались по ступеням к трону и садились в него. Это действо имело большое символическое значение – тем самым подчеркивалось, что тот, кто сидит на троне, является истинным императором и наследником библейских царей.

Разная толщина плит, из которых сделан трон, и сохранившаяся на одной из плит разметка для игры в «мельницу» свидетельствуют о том, что эти плиты имеют характер реликвий и, возможно, были привезены из Иерусалима, где они когда-то были элементами пола одного из святых мест родины христианства.

Грани опор постамента трона стёрты сотнями тысяч паломников, которые совершали ритуальное действие, проползая на коленях под святым троном.

Трон установлен по оси храма, напротив алтаря. Император, сидевший на троне, мог наблюдать всех своих подданных, находившихся в соборе, а подданные –видеть своего императора.

Спустимся вниз и продолжим осмотр собора. Говорят, что пропорции трёхъярусной часовни в византийском стиле соответствуют мистическим цифрам седьмого видения в Откровении Иоанна Богослова. Восьмиугольник над первым ярусом арок поясом охватывает посвящение на латыни: Cum lapides vivi pаcis conpage ligantur… — «Поскольку живой камень здесь заключён в мирной гармонии…».

В самом центре капеллы находится камень с надписью «Carlo Magno». Под этим камнем находилась могила Карла Великого. Умерший император якобы сидел в могиле на белом мраморном троне в короне и с символами власти в руках. Могила вскрывалась два раза – первый раз в 1000-м году и второй – в 1165-м году, когда по приказу Фридриха Первого Барбароссы останки Карла Великого были помещены в специальный богато украшенный ящик, который в 1215-м году был заменён на драгоценный саркофаг. До 18-го века саркофаг стоял в алтаре собора, а затем был перемещён в сокровищницу.

В 1798-м году знаки верховной власти, находившиеся в саркофаге, отправили в Вену в качестве важнейших государственных реликвий, где они и хранятся по сей день.

Белый мраморный трон из гробницы, на котором якобы сидел император в могиле, был обшит золотом, и сегодня его можно увидеть в сокровищнице собора.

Главный алтарь собора сегодня находится на том самом месте, где находился алтарь во времена Каролингов. Часть его элементов составляют детали старинного алтаря. Во фронтальную часть вмонтирована так называемая «Золотая панель» — Plata d’Oro, — датируемая 1000-1020 г.г. Специалисты не исключают, что панель ранее была большего размера и на ней было большее количество рельефов.

В готическом хоре находится старинный амвон 1414-го года, выполненный из дерева и облицованный позолоченной медью. Украшавший его центральную часть драгоценный камень сегодня находится в Вене, его место занимает стеклянная копия.

В средней части хора можно увидеть двустороннее изображение Мадонны, обрамлённое лучами, которое выполнено в первой половине 16-го века.

В хоре захоронен император Оттон III.

Деревянные сиденья и епископский трон были выполнены во второй половине 18-го века.

Здесь же, в хоре, находятся рака св. Марии и золотой ковчег Карла Великого.

Рака Карла Великого была сделана в 1200-1215 годах из дуба с позолоченными и посеребренными рельефными фигурами. На ней изображен сам Карл, сцены его жизни и его деяния, а также ахенские епископы и различные библейские сюжеты.

Длительное время останки Карла Великого находились здесь, пока не были возвращены в саркофаг, который сейчас находится в сокровищнице собора. Рака длиной 2.04 метра является второй по величине среди подобных ковчегов в церквях Германии.

Рака с мощами Девы Марии предназначается для хранения священных реликвий, она изготовлена из дуба и покрыта позолоченным серебром. По своей форме она похожа на раку Карла Великого, и историки признают здесь руку одного и того же мастера. В центре раки — фигура Богородицы с младенцем, на противоположной стороне – фигура Карла Великого. На двускатной крыше установлены символические изображения основных христианских праздников.

Колоссальные витражи в готическом хоре общей площадью более 1000 кв. метров выполнены в 1949 году.

Особое место в истории собора и самого города сыграли хранящиеся в соборе реликвии. Хроники рассказывают, что в 799-м году Карл Великий получил от Патриарха Иерусалимского несколько реликвий с места воскресения Иисуса Христа, в том числе семь главных святынь, сделавших Ахен крупнейшим центром паломничества к северу от Альп: одеяние Богородицы в ночь Рождества, пелёнки Младенца Христа, окровавленная повязка с чресл Иисуса Христа на кресте, плат, в который была завёрнута глава Иоанна Крестителя (4 «великие» святыни), кожаный пояс Христа, тканый пояс Богородицы, кусок верёвки, которой Христос был привязан к столбу при бичевании (3 «малые» святыни).

Святыни пребывали в реликварии и не выставлялись для поклонения. Перенос их в 1238-м году в новый реликварий св. Девы Марии, подаренный императором Фридрихом II, позволил проводить торжественные показы реликвий для поклонения верующих в 1238, 1242 и 1322 годах. С 1349-го года в связи с эпидемией чумы такие показы устраивались каждые 7 лет с 10 по 24 июля, т. е. в течение недели до и после праздника освящения придворной капеллы (17 июля), а также при коронациях и посещениях Ахена императорами. С 14-го века из-за большого наплыва паломников реликвии демонстрировали со специально построенной галереи, соединявшей башню и здание капеллы. Собравшиеся на площади между капеллой и ратушей паломники ловили отражение святынь маленькими металлическими зеркальцами (Heiligtumsspiegel, Aachener Spiegel), которые затем увозили с собой.

Вынос и демонстрация реликвий продолжается и в наши дни — один раз в семь лет.

Неизменный интерес посетителей вызывает и удивительное собрание сокровищницы собора. Она занимает площадь более 600 кв. метров и даёт возможность увидеть более сотни произведений сакрального искусства, непосредственно связанных с историей собора.

Кроме саркофага Карла Великого здесь представлен бюст Карла Великого из серебра с позолотой, сделанный в середине 14-го века.

Крест императора Лотара из династии Каролингов (около 1000 года):

В сокровищнице хранятся различные атрибуты, использовавшиеся на коронациях императоров в 10–16 в.в., такие, как рог из слоновой кости, куда наливалась святая вода, многочисленные ценные картины и скульптуры Богородицы. Также здесь хранятся ризы епископов, которые надевали представители высшего духовенства на торжественные церемонии коронации.

Конечно, мы представили далеко не полный рассказ о знаменитом соборе, его истории, архитектуре и реликвиях. Тем, кому удастся побывать в Ахене, мы очень советуем посетить собор и увидеть все это великолепие собственными глазами.

Местность: Ахен / Aachen

Капелла Карла Великого

Дворцовая капелла в Ахене — единственный сохранившийся относительно неприкосновенным фрагмент знаменитого Ахенского дворца. Это уникальный памятник архитектуры времён Карла Великого, который здесь похоронен. На протяжении 600 лет в часовне проходила церемония коронации императоров Священной Римской империи. Капелла дала городу его французское название — Экс-ля-Шапель (объяснение названия см. в статье Ахен). Ныне входит в комплекс Ахенского собора (памятник Всемирного наследия).

Карл Великий начал строительство дворца в Ахене не позже 792 года. Дворцовая церковь была освящена папой Львом III во имя Девы Марии в 805 году. Восьмигранное здание симметрично в плане и увенчано куполом. В его архитектуре преломились мотивы позднеантичной и ранневизантийской архитектуры (один из вероятных прообразов — равеннская церковь Сан-Витале). Проект разработал некий Одон из Меца.

Колонны и декоративное убранство, по свидетельству Эйнхарда, представляют собой сполии, доставленные для украшения капеллы по приказу императора из Равенны и Рима. Храм был призван наглядно воплотить притязания Карла на преемственность по отношению к римским и равеннским императорам. Подкупольные фрески с течением времени были заложены мозаиками. В отличие от этих элементов убранства, трон Карла с мраморными инкрустациями сохранился до наших дней.

Планировка

Восьмигранный купол

Подкупольный восьмиугольник

Вид с хор

Трон Карла Великого

Интерьер капеллы

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Ахенская дворцовая капелла

Ахенская ратуша

Ахенская ратуша (нем. Aachener Rathaus) — здание городского управления города Ахен (федеральная земля Северный Рейн — Вестфалия). Наряду с Ахенским собором ратуша является самым значительным памятником архитектуры исторического центра Ахена.

Ахенский дворец

Дворец Карла Великого — грандиозный императорский пфальц, построенный на рубеже VIII и IX веков Карлом Великим на месте современной ахенской площади Катчхоф, чтобы служить главной резиденцией правителя империи франков, особенно в зимнее время. Предположительно служил образцом при строительстве других императорских резиденций.

Дороманский стиль

Дороманское искусство и архитектура — период в европейском искусстве, промежуточный между поздней античностью и романским искусством. Его временные рамки определяются от королевства Меровингов (конец V века) и до начала романского периода в XI веке. Термин «дороманский» преимущественно используется для архитектуры и монументальной скульптуры.

Капелла

Капе́лла:

Капелла (от лат. capella уменьшительное от cappa) — тип католического строения, храм, который входит в состав какого-либо учреждения, жилища, или же является частью большего храма. Распространёна также в англиканстве и лютеранстве. На русский язык часто переводится словом «часовня», что неточно, так как капелла, в отличие от часовни, имеет алтарь, т. е. предназначена для совершения богослужения.

Капелла Карла Великого — дворцовая капелла в Ахене.

Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) (итал. Cappella degli Scrovegni) — небольшая церковь в Венето (Италия).

Капелла Сан-Джорджо (итал. Oratorio di San Giorgio) — католическая капелла в городе Падуя (Италия).

Капелла Никколина (итал. Capella Niccolina) — капелла в Апостольском дворце в Ватикане.

Капелла Бранкаччи (итал. Cappella Brancacci) — капелла в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции.

Мальтийская капелла — католическая церковь ордена мальтийских рыцарей в Воронцовском дворце в Санкт-Петербурге.

Палатинская капелла — капелла Норманнского дворца в Палермо.

Рослинская капелла — церковь XV века в Шотландии.

Сикстинская капелла — музей в Ватикане, бывшая домовая церковь.

Башня Капелла — небоскрёб в Миннеаполисе, штат Миннесота, США.

Капелла (коллектив) — разновидность хора или оркестра.

Государственная академическая симфоническая капелла России

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга — концертно-музыкальное учреждение в Санкт-Петербурге.

Хоровая капелла Казанского университета — любительский студенческий хоровой коллектив Казанского (Приволжского) федерального университета.

Капелла (звезда) (α Возничего; «Козочка», также Капра (лат. Capra) — «коза») — звезда в созвездии Возничего.

Капелла (архитектура)

Капе́лла (от позднелат. capella, cappella уменьшительное от позднелат. сарра (capa) капа, вид облачения католических священников, первоначально — плащ-накидка) — в католицизме термин, используемый для названия храмовых помещений нескольких типов:

домовая церковь в замках и дворцах для частных богослужений;

молельная комната во дворцах и других частных владениях, предназначенная для их хозяев;

отдельное помещение в интерьере больших храмов, имеющее собственное посвящение какому-либо святому, церковному празднику, чтимой иконе и др.Впервые слово «капелла» употребляется в 679 году по отношению к парижской молельне меровингских королей, в которой хранилась священная реликвия католиков — плащ (cappa) св. Мартина Турского.

Карл Великий

Карл I Вели́кий (лат. Carolus Magnus или Karolus Magnus, нем. Karl der Große, фр. Charlemagne, 2 апреля 742/747 или 748 — 28 января 814, Ахенский дворец) — король франков с 768 года (в южной части с 771 года), король лангобардов с 774 года, герцог Баварии c 788 года, император Запада с 800 года.

По имени Карла династия Пипинидов получила название Каролингов. Ещё при жизни именовался «Великим».

Катчхоф

Катчхоф (нем. Katschhof) — площадь, являющаяся центром исторического ядра города Ахен (федеральная земля Северный Рейн — Вестфалия). Расположена между Ахенским собором и Ахенской ратушей на месте разрушенного императорского дворца, от которого до нашего времени дошли только капелла Карла Великого, ставшая частью Ахенского собора, и башня Granusturm, которая стала восточной башней новой ратуши.

Название площади происходит вероятно от слова Katzhoff (в дословном переводе — «Кошачий двор»), так в средневековье называли место установки позорного столба, который стоял на площади до 1790 года. С 1847 по 1902 год площадь носила имя ахенского бургомистра Герхарда Хоруса, по указанию которого было построено новое здание Ахенской ратуши. В 1902 году площади было возвращено историческое название, а имя Герхарда Хоруса было увековечено в названии маленькой улочки рядом с Ахенским собором — Ritter-Chorus-Straße (улица Рыцаря Хоруса).

Прямоугольная форма площади 100×40 м обусловлена размерами внутреннего двора императорского дворца, который располагался между королевским залом, на фундаменте которого сейчас стоит ратуша, и дворцовой капеллой Карла Великого.

Имеющий непередаваемую средневековую атмосферу Катчхоф является местом проведения концертов, еженедельных базаров, городских праздников, а также ежегодной Ахенской Рождественской ярмарки.

В 2009 году площадь Катчхоф вошла в состав европейского проекта «Путь Карла Великого».

Королевский пфальц

Королевский или императорский пфальц (нем. Königspfalz, где нем. Pfalz от лат. palatium — «дворец») — в Средние века резиденция немецкого короля, расположенная на подвластной ему территории. В разные времена существовало несколько десятков пфальцев.

В средневековой Священной Римской империи не было постоянного столичного города. Кайзер, разъезжая по государственным делам, жил то в одном, то в другом дворце. В пфальцах он проводил хофтаги, рейхстаги, празднования больших церковных праздников и т. д.

Пфальцы располагались примерно в 30 километрах друг от друга (расстояние однодневного переезда на лошадях) и представляли собой комплекс из замка, в котором находились дворец, капелла, конюшня и другие сооружения, необходимые для пребывания многочисленной королевской свиты, а также поместье (гутсхоф), обеспечивающее свиту продуктами питания.

Крупнейшим был дворец Карла Великого в Ахене, от которого уцелела капелла Карла Великого. В отсутствие императора этим дворцом управлял пфальцграф Лотарингии. До наших дней сохранились дворцы в Падерборне и Госларе, а также представительные руины в Кайзерверте, Эгере и Гельнхаузене.

Другие значимые пфальцы были расположены в Геристале, Нимвегене, Франкфурте, Шпайере, Вормсе, Майнце, Лорше, Ингельхайме, Дуйсбурге, Дортмунде, Верле, Альтёттинге, Нюрнберге, Цюрихе, Утрехте и Кведлинбурге. Некоторые из дворцов строились при имперских соборах.

Палатинская капелла

О соименной капелле в Ахене см. капелла Карла Великого

Палати́нская капе́лла (итал. Cappella Palatina — буквально, «дворцовая часовня») — капелла Норманнского дворца в Палермо, личная капелла сицилийских королей и вице-королей. Является одним из важнейших памятников арабо-норманнского стиля, содержит выполненные византийскими и местными мастерами мозаики XII века (дополнялись вплоть до конца XVIII века), а также редчайший для Европы арабский резной потолок. 3 июля 2015 года внесен ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия .

Правильный восьмиугольник

Правильный восьмиугольник (октагон) — геометрическая фигура из группы правильных многоугольников. У него восемь сторон и восемь углов, все углы и стороны равны между собой.

Правильный восьмиугольник имеет символ Шлефли {8} и может быть построен также как квазиправильный усечённый квадрат, t{4}, в котором перемежаются два типа граней. Усечённый восьмиугольник (t{8}) является шестнадцатиугольником (t{16}).

Пфальцграф

Пфальцгра́ф (нем. Pfalzgraf) или Граф-палати́н (лат. (Comes) palatinus) — в Раннем Средневековье граф-управляющий пфальцем (дворцом) в период отсутствия в нём правящего монарха. Буквально означает граф дворца, от нем. Pfalz — «дворец, палата» и нем. Graf — «граф». В разные периоды термин имел разное значение:

В средневековом государстве франков пфальцграфом назывался королевский чиновник, возглавлявший королевский суд.

При Каролингах в Восточно-Франкском королевстве и Священной Римской империи пфальцграф представлял в герцогствах интересы короля (императора).

Позже, до самого роспуска империи, пфальцграфами называли владетельных князей рода Виттельсбахов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *