Карнакский храм Египет

Репортажи | Луксор: Карнакский храм

Луксор: Карнакский храм — жемчужина Египта

Карнакский храм — самый большой в мире религиозный комплекс, главное государственное святилище Древнего Египта, основной исторический памятник страны и вторая самая посещаемая достопримечательность после пирамид Гизы. Его сложно сравнить с каким-либо другим храмом мира, потому что ни по масштабу, ни по количеству культурных слоев и эпох равных ему нет. Храм строили непрерывно в течение почти двух (!) тысячелетий, общая площадь храма – более двух квадратных километров, главный зал с колонадами по площади равен собору Святого Петра в Риме и собору Святого Павла в Лондоне вместе взятым, внутри храма – несколько десятков огромных религиозных сооружений, построенных фараонами нескольких династий, а стены храма – важнейший источник сведений об истории Древнего Египта.

Один только макет Карнакского храма, который стоит в местном музее, производит колоссальное впечатление: храм – это буквально целый город из сооружений фантастической красоты. Даже в очень быстром темпе с одного конца храма на другой надо идти около 20-25 минут, чтобы обойти весь храм по периметру – нужно больше часа, а уж чтобы обойти всю территорию храма в неспешном темпе и вовсе нужен целый день.

Карнакский храм посвящён богу Амону-Ра, египетскому богу солнца, который стал главным египетским божеством сразу после того, как Фивы стали столицей Древнего Египта. Его начали строить более 4-х тысяч лет назад, и каждый новый фараон считал своим долгом как-то увековечить своё имя, добавляя к храму всё новые и новые строения. В результате, Карнакский храм – это 33 различных религиозных сооружения и зала разных эпох.

Карнакский храм некогда был соединён широкой мощёной трёхкилометров алеей сфинксов с Луксорским храмом, который стоит в центре города. От самой аллеи сейчас остались только небольшие фрагменты, расположенные около одного и другого храмов, общей длиной в пару сотен метров. По приказу городских властей сейчас идёт очистка всей территории, по которой ранее пролегала эта аллея. Эти места хотят превратить в исторический сектор, а аллею — восстановить настолько, насколько это возможно.

Часть сфинксов, которые были найдены целыми на территории бывшей аллеи, сейчас хранятся внутри Карнакского храма. У них довольно интересное и не совсем типичное для сфинксов строение: тело льва и голова барана. Дело в том, что баран считался священным животным бога Амона, которому и посвящён храм. Около лап сфинксов стоят фигуры не то фараонов, не то жрецов храма.

Вход в храм проходил через серию огромных пилонов – ворот без верха, которые отделяли внутренние части храма друг от друга. То тут, то там встречаются статуи фараонов, строивших тот или иной фрагмент храма.

Огромная колонада статуй фараона:

Кажется, это Рамзес II, но точно не уверена:

Дальше идёт самая главная и самая впечатляющая часть храма – огромный колонный зал, спроектированный при Рамзесе I и построенный при Сети I и Рамзесе II. На площади в полквадратных километра расположены 134 колонны, поставленные в 16 рядов. Каждая из колонн высотой в 23 метра (это приблизительно как 8-этажное здание) и шириной такой, что чтобы обхватить всю колонну, требуется 6 человек. В древности зал использовали для священных ритуалов, праздников и зрелищ.

Если присмотреться, то видно, что нижние ярусы колонн сильно пострадали. Дело в том, что храм стоит близко к реке, и когда Нил разливался, то вода доходила и до храма и покрывала нижние ярусы колонн водой. В это время, по задумке, храм должен был напоминать местные болота, на которых растёт растение, из которого делали папирусные свитки, столь популярные в Древнем Египте.

Изначально все колонны были украшены цветными изображениями, высеченными на камне. Со временем краски выцвели и сейчас остатки цветных изображений можно увидеть только в тех уголках храма, куда не попадало солнце. Например, на нижних частях верхних перекрытий храма:

Изображения на колоннах – это история восхождения египетских фараонов к богам:

Многие стены храма украшены изображениями военных подвигов фараонов. На изображениях обычно можно увидеть огромное мощное войско фараона, которое побеждает своих врагов, мелких человечков, которые валяются под колесницей и просят пощады у фараона:

Враги фараона под ногами его колесницы:

Рядом стоят те, кто просит у фараона пощады:

Интересно, что имена фараонов, как правило, высекались очень глубокими прорезями на камне. Связано это с тем, что каждый новый фараон хотел быть самым известным и самым великим, и для этого часто пытался стереть имя своих предшественников со стен храма, заменив его на своё. Чтобы это не удавалось, фараоны стали высекать свои имена гораздо более глубокими прорезями, чем все остальные изображения:

Вообще, по стенам Карнакского храма можно читать всю историю Древнего Египта. Это самый крупный из всех известных археологических памятников, и именно отсюда египтологи почерпнули много информации о событиях тех времен. Здесь есть изображения победоносных походов царей и их трофеев, есть истории конфликтов с соседними государствами, а на одной из стен есть текст Кадешского мирного договора с хеттами – самого древнего мирного договора в истории человечества (глиняная табличка с текстом этого договора сейчас хранится в музее Древнего Востока в Стамбуле, а сам текст — высечен на камне, стоящем в холле штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке).

На территории храма есть несколько обелисков, поставленных разными фараонами. Самые известные из них – это обелиски, поставленные царицей Хатшепсут. Один из них стоит до сих пор, половина другого сейчас лежит около местного священного озера. Считается, что это были два самых высоких обелиска Древнего Египта, верхняя пирамида которых была украшена золотом и серебром.

Приёмный сын царицы Хатшепсут, Тутмозис III, ставший после её смерти фараоном, настолько не любил свою мачеху и её славу, что приказал повсюду в храме уничтожить её изображения:

Ещё какой-то из фараонов:

В самой дальней части храма стоят постройки фараонов Среднего Царства. Это одни из самых древних построек в Карнаке. Считается, что это священные места храма, где и сидел когда-то сам бог Амон.

Самое святое место в храме – это небольшой чёрный камень, который считается алтарём. По преданию, на нём некогда хранился камень Ипет Соут, так называемая «матерь вселенной». Для египтян Ипет Соут был чем-то типа философского камня, который, по легенде, был доставлен в Египет из древней Атлантиды. В священных египетских текстах Ипет Соут называется «сокровищем мира», доставшимся фараонам от самих богов. По преданию, камень позже увезли из Египта куда-то в Гималаи, в таинственную страну Шамбалу, и теперь он хранится где-то в Тибете на вершине одной из гор.

В разные стороны от основной, главной оси храма, разбросаны различные сооружения более поздних периодов. Пока я ходила по храму, я ещё более-менее помнила, где поcтройка какого фараона, сейчас уже помню только про самые основные. Вот это, кажется, колонный зал Тутмозиса III:

Если завернуть в самые дальние уголки храма и немного полазить по камням, то можно попасть в верхние, совершенно закрытые пространства храма, куда не попадало солнце. Здесь лучше всего сохранились древние цвета, и можно приблизительно представить, насколько ярким и цветным был храм в те времена:

Простые смертные в храм не пускались: только фараоны, приближенные к ним лица, жрецы и рабочие, строившие что-то на территории храма. Однако фараон Тутмозис III гордился своими постройками и храмом вообще, поэтому в стене со стороны своих достроек к храму он сделал небольшую пристройку, с которой открывался вид на храм, и любой смертный мог лицезреть храм с этого ракурса:

Стены с рассказами о подвигах фараонов и восхвалением богов:

Вид на храм от одной из стен:

В южной части храма находится так называемое древнее священное озеро – искусственный водоем, где жрецы несколько раз в день устраивали священные омовения. Время от времени здесь проводились ритуалы, посвящённые богу Амону: по озеру пускалась золотая ладья бога Амона и лодки его свиты. Рядом с озером лежат остатки огромного обелиска Хатшепсут, на котором изображена история её коронации.

Есть здесь и ещё одна важная для древних египтян колонна со священным жуком-скарабеем. Древние египтяне считали, что эта колонна – древние часы, отмеряющие время мира. Каждый год колонна миллиметр за миллиметром погружается под землю, и когда сидящий на ней скарабей окончательно исчезнет из виду, наступит конец света:

В дальних углах храма расположены святилища, посвящённые богине Мут (богине неба), жене Амона, и богу Хонсу (богу луны) – сыну Амона и Мут. Храм Мут почти полностью разрушен, а вот храм Хонсу сохранился вполне себе неплохо. Где-то между ними ещё пара почти полностью разрушенных строений разных эпох:

Что интересно, до храма Хонсу почти не доходят туристы. Он расположен на отшибе, и от главного входа сюда надо идти более получаса. Кроме меня, на территории храма были только трое китайцев и два охранника. Шум и гам центральных улиц Карнакского храма здесь исчез, и впервые за весь день удалось остаться наедине с прекрасным:

Это самая-самая дальняя часть храма, за воротами начинаются жилые кварталы:

Ну вот, вроде, и всё. Карнакский храм – однозначно то место, где обязательно надо побывать хотя бы раз в жизни. На меня он произвёл даже более сильное впечатление, чем пирамиды Гизы. Хотя как вообще можно сравнивать памятники мирового значения…

Использованы материалы сайта: http://marina-pavlova.livejournal.com/

Карнак – небольшая деревня в 2,5 км. от Луксора. Деревня находится на месте Фив, столицы Древнего Египта эпохи Среднего и Нового царств. Карнак занимает около половины территории главного египетского святилища Нового царства — храма Амона-Ра, который был крупнейшим культовым сооружением древности.

Храмовый комплекс

Вместе с Луксорским храмом Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом. Оба исторических памятника одними из первых были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то их соединяла вымощенная камнем аллея сфинксов.

Возведение храмов на нынешней территории карнакского комплекса началось в XX в. до н.э. при фараоне Сенусерте I (1970-1934 гг. до н. э.). Строительство культовых сооружений не прекращалось в течение двух тысячелетий. Последним, кто внёс свою лепту, был римский император Октавиан Август. Каждый правитель Египта стремился увековечить своё имя, поставив здесь храм или обелиск. Ни смуты, ни вторжения иноземцев не останавливали строительство. Даже гиксосы, захватившие Египет в XVII в. до н.э., отметились здесь своими сооружениями.

В относительной целости в Карнаке сохранилось не так много построек. Одни здания разрушило беспощадное время, другие – сами правители Египта. Начиная от фараонов Нового царства и заканчивая турецкими завоевателями, хозяева страны разбирали древние здания, чтобы получить материал для своих нужд. Даже Аменхотеп III, при котором Египет переживал время невиданного расцвета, не остановился перед разбором храма Сенусерта.

Первым святилищем на территории комплекса был храм Амона, бога небес, покровителя Фив (тогда он ещё не отождествлялся с богом солнца Ра).

Храм Амона-Ра

Храм Амона-Ра – название условное. Это было место почитания фиванской «троицы» – Амона, его дочери и жены Мут, царицы небес и покровительницы материнства, и их сына Хонсу, Бога Луны, небесного целителя. Часть храма находится в Карнаке, еще часть — в Луксоре.

Возведение главного здания Карнака, начатое Сенусертом, было завершено 500 лет спустя при фараоне Тутмосе III. Он же воздвиг второе большое святилище с гипостильным залом (залом, крыша которого стоит на многочисленных колоннах). В этом зале Тутмос разместил барельефы, изображавшие его жертвоприношения предкам.

Второй гипостильный зал был сооружён к востоку от главного святилища при Сети I и его сыне Рамзесе II, упоминаемых в Ветхом Завете. Это грандиозное сооружение площадью около 5000 кв.м. Потолок зала поддерживают 134 колонны, высота которых от 13 до 24 метров. Самые высокие колонны расположены в центре, к краям зала высота уменьшается. Таким образом, очертаниями здание напоминает средневековые соборы. Сами колонны толщиной в шесть обхватов поражают своей мощью. Но зал не подавляет ступившего под его своды, наоборот, здесь ощущается покой и гармония.

Стены гипостильного зала являются важнейшим историческим источником. На северной стене изображены победы Сети I над амореями, могущественным народом Передней Азии, на южной — подвиги Рамзеса II. Здесь же помещена «Кадешская поэма», или эпос Пентаура, в которой описывается победа Рамзеса II над хеттами.

Ещё одним замечательным зданием храма Амона-Ра является перистильный двор (открытый двор, окружённый колоннадой), сооружённый в VIII-VII вв. до н. э. Строители его не стали сносить мешавшие им здания, поэтому в ансамбль двора оказались включены небольшие храмы Рамзеса II и Сети II.

По сей день древний храм Амона-Ра производит неизгладимое впечатление своим величием и монументальностью. Десять пилонов, грандиозные залы, разделённые просторными дворами, стелы и обелиски много веков поражают воображение зрителей. Два великолепных обелиска установлены в правление женщины-фараона Хатшепсут. Один из них стоит и сейчас. Это монолитная 30-метровая игла из красного гранита. По сообщениям источников, полировка каждого обелиска заняла 7 месяцев.

Карнакский храм

Карнакским храмом называются совокупность всех храмов Карнака. Как уже было сказано выше, вместе с Луксорским храмом Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом.

За оградой храма Амона-Ра начинается целый ряд протянувшихся на юг дворов и пилонов, завершающийся у аллеи сфинксов. Эта аллея предваряет вторую группу храмов, построенных около озера Иешер. Главный храм этого комплекса, выстроенный Аменхотепом III, посвящён богине Мут, царице небес. Мут едина в трёх лицах, она мать, жена и дочь Амона. Всего храмов Мут три, каждый посвящён отдельной ипостаси богини. Храмы полуразрушены, но и руины их производят сильное впечатление.

К северу от главного храма Амона находится святилище Монту, бога войны, «владыки Фив», бога города Ермонта, который был столицей Фиванской области во времена, когда сами Фивы были заштатным городком. Именно ему Рамзес II считал себя обязанным победой у Кадеша.

В западной части Карнакского комплекса находится храм ещё одного члена «фиванской триады» (наряду с Амоном и Мут) – Хонсу, небесного целителя, бога Луны. Святилище было основано Рамзесом III в XII в. до н.э. Строительство продолжалось с перерывами 12 веков и завершилось уже при Октавиане.

Комплекс окружала высокая стена. Дорога от главных ворот вела к Луксору и охранялась двумя рядами сфинксов. Некоторые из статуй раскопаны и доступны для обозрения.

На территории комплекса постоянно ведутся раскопки. Пожалуй, самое значительное открытие было сделано в начале XX века, когда археологи обнаружили тайник с тысячами великолепных бронзовых и каменных изваяний. Как выяснилось, когда для новых статуй не оставалось свободного места, фараоны приказывали убирать старые монументы. Скульпторы же, уважая труд предшествующих поколений, складывали статуи в тайник.

Храм в Карнаке


Выдающееся произведение египетской архитектуры – Храм в Карнаке – одно из самых популярных туристических мест страны. Храм был построен в шестнадцатом веке до нашей эры древнеегипетским зодчим Иненни, на правом берегу реки Нил, на территории столицы Древнего Египта – города Фив. Карнакский храм – одно из наиболее величественных и монументальных сооружений Египта, неплохо сохранился до наших дней. Он строился во славу богов «Фиванской триады» — Бога Солнца Амона-Ра, его супруги Мут, сына Хонса, также, как и находящийся поблизости Луксорский храм.
Это типичный храм Египта — прямоугольной формой, чей фасад обращен к Нилу, а дорогу, ведущую к фасаду, украшают многочисленные сфинксы. Вход в Карнакский храм – это пилон, перед которым размещены монументальные обелиски и статуи фараона. Затем, вы видите изумительное храмовое сооружение, где есть места для вознесения молитв, несколько библиотек, колонные залы. Находясь внутри храме в Карнаке, можно лицезреть историю Древнего Египта, вырезанную в виде рисунков и иероглифических надписей на колоннах и стенах. Эти изображения рассказывают об славной истории великого царства.

Построил и украсил этот величественный храм знаменитый зодчий Древнего Египта – Иненни, но дальнейшее улучшение, расширение и развитие Карнакского храма, заняло две тысячи лет. Над ним, в свое время, смогли поработать самые выдающиеся архитекторы и мастера Египта, каждый новый фараон Египта, и даже римские императоры, внесли свою лепту в его усовершенствование. За годы существования, храм в Карнаке стал огромным комплексом, включающим: Храм бога Амона-Ра, Храм Птаха, Храм Аменхотепа II, Храм Маат и так далее. Каждый следующий фараон, приходящий к власти, старался переделать храм под свои вкусы, придавал ему больше шика. Когда на трон взошла новая девятнадцатая династия, появилась необходимость увеличения храмового комплекса Карнака. Именно тогда он обрел грандиозные масштабы, лишь новый пилон был по длине сто пятьдесят шесть метров.

Карнакский храм состоит из тридцати трех храмов, залов, а его общая площадь занимает больше двух квадратных километров. Храм Амона-Ра в Карнаке –самая интересная часть архитектурного комплекса. Это огромное здание начали строить при фараоне Аменхотепе Третьем, а затем строительство продолжили следующие приемники трона Египта: Сети I и Рамзес II. Особенно удивляет посетителей гипостильный зал, имеющий пятьдесят два метра в длину, сто три метра в ширину, тут сто сорок четыре колонны, по двадцать три метра в высоту, и по десять метров в окружности, расположенные в шестнадцать рядов, по всей поверхности, расписанные яркими барельефами. Главный зал с колоннадами, по размерам равняется Собору Святого Петра в Ватикане или Собору Святого Павла в Лондоне.

Еще одним великим детищем новой династии фараонов и частью комплекса храмового комплекса Карнака, стал Храм богини Мут, расположившийся южнее Храма Амон-Ра. Это строение с трех сторон окружено водами озера Ишру. В Древнем Египте, в водах этого озера производились омовения статуй богов жрецами, а в небольшом помещении рядом, жили священные птицы бога Амона — гуси. Храм является довольно строгим сооружением, с величественной главной колоннадой и статуями египетской богини Мут – женщины, с головой льва. Но на сегодняшний день, Храм богини неба Мут сильно разрушен и сохранился частично, в виде развалин и руин.
На берегу священного озера Ишру расположен еще один важный египетский символ — большой жук-скарабей, находящийся на постаменте, экскурсоводы рассказывают, что есть поверье, согласно которого, обошедший этот постамент с жуком несколько раз и загадавший желание, получит не только его исполнение, но и обретет удачу на всю оставшуюся жизнь. А вот древние египтяне говорили, что колонна является древними часами, отмеряющими время этого мира. Ежегодно колонна на несколько миллиметров погружается вглубь земли, по легенде, когда жук-скарабей исчезнет из виду, на планету Земля придет конец света.

Храм бога Хонсу в Карнаке – место, куда египтяне приходят молиться о чудесах исцеления. Он, в отличии от храма его матери Мут, очень хорошо сохранился, но так как находится в самой дальней части, редко посещаем рядовыми туристами, а зря, потому что тут совершенно потрясающие интерьеры и изумительные росписи. Про статую Хонса – покровителя медицины ходят легенды: рассказывают, что если искренне обратиться к древнему божеству с молитвами о здоровье, то оно обязательно поможет. И многие местные жители верят в это и в нашем двадцать первом веке.
Самым святым местом Карнакского храма, является довольно небольшой камень черного цвета, раньше являвшийся алтарем, на котором лежал «Камень Ипет Соут» — «Матерь Вселенной», это некое подобие «философского камня», доставленного в Древний Египет из Атлантиды, согласно старинной легенды. А в священных египетских папирусах, о «Камне Ипет Соут» говорится, что это «сокровище мира» досталось фараонам от самых богов. Но затем камень был вывезен с территории храма в Карнаке в Гималаи, точнее в Шамбалу, которая сокрыта от взора простых смертных в Тибетских горах.

Интересной достопримечательностью Карнакского храма является обелиск царицы Египта – Хатшепсут, высотой в тридцать метров, признанный самым большим в стране. На поверхности обелиска высечена история ее коронации. В давние годы, вершины древних памятных обелисков покрывало золото и серебро.
Храмы Карнака и Луксора объединяет протяженная «Аллея сфинксов», они вырублены из цельных каменных глыб, и увенчаны бараньими головами. Данная аллея зовется – «Тропа богов», потому что по ней, в дни религиозных праздников Древнего Египта, священная золотая барка, несущая статую бога Амона-Ра, двигалась из одного святилища в другое.

Сегодня Карнакский храм Египта – считается крупнейшим религиозным комплексом в мире, и является основным государственным святилищем Древнего Египта. Этот исторический памятник туристы посещают также часто, как и знаменитые Пирамиды Гизы, ведь храмовый ансамбль Карнака может многое рассказать о древней, и невероятно интересной, египетской истории и культуре.
В храм Карнака можно приехать с групповой экскурсией, но тогда вы будете привязаны к своей туристической группе и ограничены по свободному времени, поэтому лучше сделать это самостоятельно. Нужно сесть на автобус в Хургаде, Макади-Бэй, Сафаге, Эль-Гуне, Эль-Кусейре и проехать около пяти часов, а еще один вариант — заказать речной круиз по реке Нил, с остановкой в Карнакском храме. Если решите приехать сюда самостоятельно, то постарайтесь быть на месте, в семь часов утра, потому что с девяти часов власть тут захватывают многочисленные групповые туристы, и тотчас забываешь о спокойствии, тишине и возможности что-либо сфотографировать без лишних людей в кадре и без очереди за удачным ракурсом.

Достопримечательность
Карнакский храм
Храмовый комплекс и священное озеро
25°43′07″ с. ш. 32°39′27″ в. д.HGЯOL
Страна Египет Египет
Местоположение Карнак
Тип здания храмовый комплекс
Дата основания 3200 до н. э.
Реликвии и святыни Карнакский царский список, Большая карнакская надпись
Состояние руинировано
Объект всемирного наследия
Ancient Thebes with its Necropolis
Ссылка № 87 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i)(iii)(vi)
Карнакский храм на Викискладе

Карнакский храм (Ипет-Исут — «святейшее / совершеннейшее место») — крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Ансамбль включает храмы, посвящённые фиванской триаде — верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу. Расположен на территории древних Фив в современном Карнаке — небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. С 1979 года этот храм, вместе с Луксорским храмом и фиванскими некрополями, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

План храмового комплекса в Карнаке Главный храм Амона-РаСвященное озероПилон храма Хонсу Зал кариатидМалая аллея бараноголовых сфинксов перед храмом

Первое свидетельство о существовании культа бога Амона-Ра в древнеегипетских Фивах относятся к эпохе Среднего царства. Это восьмигранная колонна, созданная при фараоне XI династии Иниотефе II и находящаяся ныне в Луксорском музее. Старейшее из сохранившихся зданий храмового комплекса было построено во времена XII династии, при фараоне Сенусерте I — это так называемая Белая капелла (храм-киоск из белого известняка), извлечённая из блоков в кладке III пилона.

Особого размаха строительные работы достигли в эпоху Нового царства. Первым масштабные работы по возведению здешних храмов проводил фараон XVIII династии Тутмос I, по приказу которого соорудили три пилона (VI, V и IV), колонный двор, небольшой зал и два обелиска из красного асуанского гранита, один из которых сохранился на своём месте по сей день. Старые памятники окружили стеной, и к ним при вратах пристроили здания из песчаника (пилоны IV и V). При его преемнике Тутмосе II появился ещё один пилон (VIII).

Храм существенно обновила дочь Тутмоса I и вдова Тутмоса II, женщина-фараон Хатшепсут. Она возвела VIII пилон, расширила храм богини Мут и добавила в центр комплекса её отца Красную капеллу — святилище божественной барки Амона-Ра из красного и черного гранита с настенными изображениями её коронации. Впоследствии святилище Хатшепсут было разрушено, использовано Аменхотепом III как строительный материал и перестроено в эллинистическую эпоху (при Александре Македонском и Филиппе III Арридее), но ныне воссозданное в Музее храмов под открытым небом.

Хатшепсут установила в Карнаке четыре гигантских обелиска, два из которых были помещены между пилонами Тутмоса I, включая сохранившийся до наших дней цельный блок из красного гранита высотой 30 метров. Они были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III. По-видимому, при ней для Карнака готовился и крупнейший из всех обелисков, который так и не был закончен. Высота его должна была составлять 41,8 метра, а вес — около 1200 тонн, что на треть превосходит крупнейшие обелиски, когда-либо возведённые в Египте.

Пасынок Хатшепсут Тутмос III, стремившийся превзойти свою предшественницу и уничтожавший память о ней (как в случае с обелисками), добавил VII пилон вдоль новой поперечной оси, придавшей изначально прямоугольному по планировке храму вытянутую Т-образную форму. К востоку от этого пилона во время раскопок в 1903 году открыли внушительный тайник, в котором нашли 17 тыс. бронзовых и 779 каменных статуй, а также другие собираемые веками артефакты, датируемые от V династии (XXVI век до н. э.) до Птолемеев.

Другие дополнения ансамбля при Тутмосе III включают двор со статуями фараона, большое священное озеро с ниломером, два обелиска (в том числе ныне находящийся в Стамбуле «обелиск Феодосия») и Ах-мену — колонный зал празднеств для церемоний хеб-сед, окружённый многочисленными часовнями и рельефами, изображавшими юбилейные приношения фараона своим 61 предкам. Этот «Карнакский царский список» после обнаружения археологами сыграл важную роль для восстановления хронологии древнеегипетской истории; впервые он был упомянут английским египтологом Джеймсом Бёртоном в 1825 году, а в 1840-х годах французский египтолог Эмиль Присс тайно демонтировал барельефы со списком и вывез их в Лувр, подкупив египетского чиновника. Колонны зала Ах-мену в виде огромных расписных шестов не имеют аналогов в египетской архитектуре.

Между VI пилоном и постройками Хатшепсут расположился «Зал анналов», на стенах которого были задокументированы «Анналы Тутмоса III» — военная хроника писца Танини, повествующая о 17 победоносных кампаниях фараона в Передней Азии. При Тутмосе III в Карнаке к северу от комплекса Амона-Ра построили также небольшой храм Птаха, достроенный в греко-римскую эпоху.

Правление этого фараона в Карнаке также отметилось изображениями «ботанического сада Тутмоса III» — художественно оформленной экспозиции фауны и флоры древнеегипетской державы периода её расцвета, включая завоёванные земли Нубии, Ханаана и Сирии.

Аменхотеп III приказал добавить III пилон, а его архитектор Аменхотеп Младший установил центральную колоннаду главного зала-гипостиля. Фараон также пристроил к комплексу храмы Монту (на севере), Хонсу (на юго-западе), Мут (на юге) и разместил более 700 статуй сидящей богини-львицы Сехмет.

Восточнее части, посвящённой Амону-Ра, фараоном Эхнатоном (Аменхотепом IV) был возведён храм богу солнечного диска Атону (Гем-па-Атон), которого он сделал главным и единственным богом Древнего Египта. Размеры его были 120х200 метров, что было больше, чем площадь храма Амона-Ра. По указанию Эхнатона, все прочие храмы, кроме принадлежащего Атону, были закрыты. После его смерти, в правление Хоремхеба, храмы старых богов были восстановлены и вновь открыты, а святилище Атона полностью снесено. Каменные блоки, из которых он был построен, использовались для возведения других храмов и сооружений. Некоторые из этих блоков, соединённых в виде постройки, можно увидеть в Луксорском музее.

При Хоремхебе прибавились II, IX и X пилоны, а также аллея сфинксов. Цари XIX династии Сети I и Рамсес II закончили начатый при Хоремхебе большой гипостильный зал в его нынешнем виде — за колоннадой Аменхотепа III выросли ещё 7 рядов колонн. В 1899 году 11 колонн упали цепной реакцией из-за размыва их основания грунтовыми водами. Жорж Легрен (Georges Legrain), бывший тогда главным археологом в тех местах, руководил восстановлением (закончено в мае 1902 года).

Расположенные на стенах зала рельефы были призваны изображать воинскую доблесть фараонов в их войнах с хеттами. Перед II пилоном Рамсес II установил две монументальные статуи самого себя, а дорогу от Нила до входа в храм выложил аллеей бараноголовых сфинксов. Преемник Рамсеса Великого, фараон Мернептах оставил на стенах храмового комплекса «большую карнакскую надпись» о своих сражениях против «Народов моря», считающуюся длиннейшим из непрерывных монументальных текстов Древнего Египта. Сети II соорудил пилон перед храмом Мут и небольшое святилище в честь фиванской триады.

При XX династии Рамсес III достроил ещё два храма и начал перестройку храма Хонсу, законченную его преемником (впоследствии Херихор оставил здесь во внешнем дворе свои надписи, Птолемей III Эвергет построил сохранившиеся до наших дней большие ворота и стену, а Нектанеб I возвёл небольшой гипостильный зал — в итоге, из-за большого числа переделок храма в нём можно увидеть неподходящие и перевёрнутые элементы отделки).

Крупные строительные проекты в Карнаке возобновились только при фараоне нубийской династии Тахарке, который возвёл крупный храм-киоск перед II пилоном, два святилища Монту и одно — на территории комплекса Мут. Последовавшие фараоны XXVI—XXIX династий занимались реставрацией храмов и добавляли в них свои надписи.

Нектанеб I обнёс комплекс стеной из кирпича-сырца и установил I пилон, ныне являющийся входным. Нектанеб II, несмотря на персидские притеснения, успел соорудить пилон к востоку от древнего святилища, которое, таким образом, оказалось в самом центре зданий. Повреждения, нанесённые отвоевавшим Египет персидским царём Артаксерксом III, были исправлены после македонского завоевания первыми Птолемеями. При этой же эллинистической династии появились и часовня богини Ипет, врата перед храмом Хонсу, пилоны перед храмами Монту, Мут и Птаха. Однако при поздних Птолемеях началось падение храма, окончательно завершившееся землетрясением 27 года до н. э.

В общей сложности, храмы Карнака перестраивались и расширялись вплоть до времён императорского Рима. С принятием христианства римским императором Константином I Великим и последовавшим закрытием языческих храмов при Константине II остатки древнеегипетских святилищ пришли в запустение. Впрочем, к этому моменту Карнак уже был практически заброшен, и его храмовый комплекс стал местом для христианских церквей, самым известным примером чего явилось повторное использование христианами зала празднеств Тутмоса III — на его стенах появились коптские надписи и изображения святых.

Египтяне называли Карнакский храм чикумбара, что значит «Великий».

Архитектура

Наиболее значительным зданием всего комплекса является храм Амона-Ра с его 10 пилонами, крупнейший из которых имеет длину 113 метров, ширину 15 метров и высоту ок. 45 метров. Общая площадь храма составляет ок. 30 гектаров (четырёхугольник со сторонами в 530, 515, 530 и 610 метров). Помимо пилонов, величественный вид представляет колонный зал, начатый при фараоне Хоремхебе и законченный в годы правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Храмовые помещения состоят из трёх, окружённых стенами, частей: посвящённой Амону (Ипет-сут), посвящённой богу Монту (площадью в 2,34 га) и посвящённой богине Мут (площадью в 9,2 га). Кроме этих трёх, здесь был построен фараоном Эхнатоном, на шестой год правления, Гем-па-Атон — храм Атона.

В части, посвящённой Амону, находятся:

  • большой храм Амона-Ра;
  • храм бога Хонсу (размер 80х30 метров. Строительство начато при Рамсесе III, продолжено при Рамсесе IV, Рамсесе XI, закончено при Херихоре);
  • «священная барка» Рамсеса II;
  • храм Ипет (построен во времена царствования Птолемея VIII);
  • небольшой храм бога Птаха;
  • храм Аменхотепа II.

Здесь также находятся т. н. Белая капелла (старейшее сохранившееся здание комплекса, возведённое при Сенусерте I); Красная капелла (построенное при царице Хатшепсут здание, с настенными изображениями её коронации, сценами жертвоприношений и фиванскими религиозными празднествами); Алебастровая капелла (построенная при фараоне Тутмосе IV); храм Рамсеса III. Южнее центрального храмового здания лежит священное озеро размером 120х77 метров. Уровень озера поддерживался исключительно за счёт грунтовых вод. Рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили гуси — священные птицы Амона. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов.

Часть, посвящённая богине Мут, лежит приблизительно в 350 метрах южнее центрального храма Амона-Ра, с которым связана малой аллеей бараноголовых 66 сфинксов, и имеет размеры 250×350 м. Здесь находится окружённый с трёх сторон Священным озером храм Мут, а также храм и «родильный дом» Рамсеса III. Входной портал в храм богини Мут был создан при фараоне Сети I. Рядом находился также храм Камутеф. В 1840 году эти храмы были в значительной степени разрушены с тем, чтобы использовать их как строительные материалы при возведении фабрики.

В античную эпоху Карнакский храм связали с Луксорской аллеей, по обеим сторонам которой были установлены сфинксы. В Карнаке эта дорога оканчивается у десятого храмового пилона. Эта 2-километровая большая Аллея сфинксов в настоящее время реставрируется и в значительной мере уже восстановлена.

Центральная колоннада храма Статуя Рамсеса II с его дочерью Мерит-Амон

Религиозное служение

Изображение Рамсеса III в храме Хонсу

После того, как древнеегипетский культ Амона-Ра постепенно превратился сперва в региональный, а затем и в государственный, фараоны эпохи раннего Среднего царства начинают строительство храмового комплекса (продолжавшееся более тысячи лет), в котором жрецы Амона могли бы с приличествующей им пышностью и торжественностью отправлять свои ежедневные службы. Как и для Амона, были возведены храмы для его супруги, богини Мут, и для их сына, лунного бога Хонсу. Вместе они образовывали так называемую фиванскую Триаду. Кроме них, в Карнаке также был выстроен храм бога Монту, ставшего ещё при XI династии главным богом города Фивы.

В древнеегипетской религиозной системе одним из важнейших принципов было понятие о мировом порядке, обозначаемом термином маат. Так как маат не является чем-то вечным и неизменяемым, и может в результате недостойных человеческих деяний быть выведен из благодатного равновесия, важнейшей задачей являлось поддержание его в стабильном состоянии с тем, чтобы избежать хаоса и уничтожения привычного человеку мира. Высшим долгом и обязанностью фараона являлось поддержание маат в состоянии равновесия. Поэтому каждый древнеегипетский храм представляет собой некую модель этого мира, в котором происходят сакральные действия, проводимые фараоном или представляющим его верховным жрецом для сохранения маат неизменным — принесение жертв богам, моления и священные песнопения.

> См. также

  • Ах-мену
  • Карнакский царский список
  • Большая карнакская надпись
  • Большой гипостильный зал
  • Праздник Опет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *