Кинта да регалейра синтра Португалия

kolllak

А что, есть ли у меня во френдах масоны? Нет, я понимаю глупый вопрос, какой же масон признается в этом. С другой стороны, изрядно хитрый масон может всем рассказывать про свое масонство, чтобы точно уж никто не заподозрил. Ведь какой же масон признается, что он масон? Все будут числить его простым пустобрехом и фанфароном. К чему эта присказка, а к тому что г-н Монтейру был именно таким хитрым масоном. И даже создал целый масонский сад под носом у короля Португалии в Синтре, вот так вот зашифровался гад. Про этот сад, напичканный на каждом шагу нездоровой мистикой, и будет небольшой отчет.
UPD: Недавно я повторил поездку в Регалейру, свежий рассказ 2016-го года можно почитать по ссылке:
http://kolllak.livejournal.com/103217.html
Сначала пара слов и несколько фоток самой Синтры. Городок находится всего в 23 км от Лиссабона. Электрички от вокзала на площади Россио ходят туда каждые двадцать минут. Будьте морально готовы, что в электричке вы будете единственными белыми. Впрочем, португальские негры показались мне в массе своей вполне культурными типами. Ну разве, что поголовно кладут ноги на соседнее сидение.
В самом городе прямо от жд вокзала курсирует специальный туристический автобус № 434. Он делает круг по всем красотам этого города. А достопримечательностей здесь хватит на любую европейскую столицу. Причем дело даже не в их количестве, а в их необычности. За день мы с трудом и галопом успели посетить три из них: дворец Пена, Замок мавров и усадьба Кинта-да-Регалейра.
Итак, первым делом отправились в Кинта-да-Регалейра (Quinta da Regaleira). На автобус решили забить и пошли пешком. С одной стороны посмотрели на саму Синтру, но с другой путь там не такой уж и близкий, так что если мало времени — лучше не повторять наш подвиг.
Вот хорошая и подробная информация, как можно добраться до Кинта-да-Регалейра и других достопримечательностей Синтры:
http://moiport-artlife.blogspot.com/2012/09/blog-post.html
Сразу выложу карту Кинта-да-Регалейра, чтобы было понятно, где чего находится.
Карту усадьбы можно взять сразу на входе или скачать по ссылке:
http://www.regaleira.pt/Docs/FolhetoPTpq.pdf

1. Городская ратуша сразу передала настроение этого места. Такое впечатление, что любой, кто ухватил в Синтре кусочек земли старался отстроить нечто экстравагантное и крышесносящее.
2. А как вам этот ушастый (ну или рогатый) дворец Синтры? Правда на резиденцию португальских монархов времени не хватило, но и снаружи странное средневековое строение вполне доставляет.
3. После Лиссабона такими домишками уже сложно удивить. Но тут они кажутся еще более старыми. Землетрясение, разрушившее Лиссабон, сюда не докатилось.
4.
5.
6.
7. Потратив больше часа на дорогу, с учетом портвейна и сувенирных лавок, добрались таки до Кинты. Хотя повторюсь, сама дорога весьма живописна.
Дисклеймер: дальше фотки будут совсем не ахти, поэтому заранее прошу фотоэстетов покинуть журнал.
8. Чего только стоят огромные ромашковые (!) деревья. Никогда такого не видел.
9. В начале 1892 г. усадьбу приобрел Антониу Авгушту Карвалью Монтейру. Сей почтенный господин имел погоняло «миллионщик». Разбогатев на бразильском кофе и камнях, он решил на свои миллионы устроить личный Эдем на отдельно взятых 4-х гектарах.

Готический дворец Регалейры.
10. Кроме немерянного состояния Монтейру слыл человеком образованным и высокодуховным. Ну прямо португальский Ходорковский. В круг его интересов входили тамплиеры, розенкрейцеры, алхимия, Кабалла, гностицизм и прочее масонство. В общем, этакий типичный культурный багаж позднеперестроечного интеллигента. Состоял ли Монтейру действительно в масонах доподлинно неизвестно.
11. Так что и свою усадьбу он построил, исходя из подобной философии. Все здесь насыщено таинственными символами и знаками. Увы, все мои познания по этой теме ограничиваются «Маятником Фуко». Поэтому полностью постигнуть замысел создателя было мне не суждено. Но даже профану здесь весьма интересно.
Часовня — стилизация под Мануэлино.
12. По всей усадьбе раскиданы башни. Туристы охотно изображают сценки из диснеевской «Рапунцели». Девушка сидит наверху башни, а ее спутник снимает у подножия заветные кадры для фейсбука. Впрочем, туристов здесь на порядок меньше, чем в главной достопримечательности Синтры дворце Пена. Это еще один большой плюс места.
13.
14. В средневековой еврейской мистике поиск Бога и божественного опыта на законе соответствия. Такая эзотерика стремится найти, с помощью аналогии, символические отношения между божественном и земным, между трансцендентным и имманентным, между видимым и невидимым, между человеком и вселенной. Переход от одного в другое измерение работает через обряд инициации, через ролевые игры и магические ритуалы, в которых неофит получает секрет трансмутации, получает членство в группу единомышленников и получает доступ на более высокий духовный уровень.
Теперь вы понимаете, что эти цветочки здесь НЕ ПРОСТО ТАК.
15. Из Регалейры хорошо просматривается Крепость мавров и Пена. На эту гору мы еще залезем чуть позже.
16. Калы в диком виде тоже раньше не встречал.
17. Ладно, мистика — мистикой, но я уже ранее каялся в своем профанном уровне. Так вот меня больше всего понравилась в усадьбе не вся эта эзотерическая муть, а местные подземелья. На фотке как раз один из входов туда.
18. Часть подземных ходов освещена такими «нитями Ариадны».
19. А часть ходов совершенно темная. Поэтому прихватите фонарик. Мы с Олькой конечно забили на подготовку, и пришлось подсвечивать дорогу вспышкой от фотиков и телефонами.
20. Внезапно, свет в конце туннеля! Так мы добрались до знаменитых колодцев усадьбы. Первым попался, так называемый, недостроенный колодец.
21. Первая фотка с изрядным зумом, на самом деле колодец метров 15 глубиной. Вот эта картинка лучше передает масштаб. Видите меня на самом дне? Опять таки, снято со вспышкой, на самом деле там очень темно. Чувствительным особам может быть не по себе.
22. И самое знаменитое и загадочное место усадьбы — колодец Посвящения. Колодец почти 30 м глубиной, вниз ведут 9 ярусов спиральной лестницы. В общем, девять кругов ада и все такое. Внизу блестит мраморный крест тамплиеров.
23. Вид снизу.
24. На дно колодца Посвящения можно попасть через подземный туннель.
25. А можно забраться и с поверхности. Вход в колодец замаскирован огромными глыбами и закрыт массивной каменной дверью.

26. Второе место после подземелий и колодцев отдаю Аквариуму. Опять-таки вход в него идет через подземелье.
27. Чтобы выбраться из Аквариума надо пересечь воду по каменным следам. Глубина где-то около метра, но совсем не улыбает бултыхнуться туда вместе с камерой. Видите слева просвет в ряске? Это как раз перед нами кто-то искупался, оставив на дне зонтик.
28. Как и все в Кинта-де-Регалейра, следы тоже с загадкой. Чтобы выбраться из подземелья нужно сделать первый шаг именно с левой ноги. Иначе по камням будет неудобно идти, а под конец пути придется весьма стремно прыгать на берег.
29. Подземный лабиринт Grotto выходит к озеру с водопадом. Вот в этом лабиринте меня уже накрыло, и я потерял ориентацию. Так и не сообразил, как я добрался до выхода, причем оказался там же, где и входил.
30. Короче, под конец прогулки по усадьбе крыша начинает ехать. Мы с Олькой стали подкарауливать и пугать туристов в темных подземных туннелях.
31.
32. Срочно наверх к солнцу и цветам, приходить в себя!
33. Гулять тут можно полдня точно, но с ближайшей горы на нас призывно смотрел замок Мавров.
34. Не ожидал от Кинта-да-Регалейра чего-то такого. Пошерудив Винского, я думал, что кроме колодца Посвящения тут особо делать нечего. А на самом деле зависли часа на два, хотя толком не осмотрели и половины. В итоге впечатление оказалось очень сильное. Стоящее место, понравилось.
Более того, Регалейра так отложилась у меня в памяти, что я решил еще вернуться в это место. И осуществил свой план в 2015-м году. Так что можете еще раз прогуляться по Кинта да Регалейре в моем новом рассказе:
http://kolllak.livejournal.com/103217.html
Мои рассказы о Португалии:
Поездка на майские праздники 2011-го года:
1. Лиссабон: Белен
2. Лиссабон: от Байши до Алфамы
3. Синтра: Кинта-де-Регалейра
4. Синтра: дворец Пена
5. Синтра: замок Мавров
6. Мыс Рока
7. Лиссабон: еще одна прогулка
Поездка в октябре 2015-го года:
1. Порту: начало
2. Порту: тот самый мост
3. Порту: вперед к океану
4. Порту: кружим по центру
5. Порту: башня Клеригуш, собор и… снова мост
6. Лиссабон: Байша
7. Лиссабон: Алфама
8. Кинта да Регалейра
9. Синтра и Мыс Рока

Усадьба Кинта-да-Регалейра

Подобно многим другим сооружениям в Португалии, усадьба Кинта-да-Регалейра содержит на себе отпечатки различных стилей. Здесь, как и во дворце Пена, вы сможете увидеть смешение романского и готического стилей, элементы ренессанса и мануэлино. Я обратила внимание на этот ансамбль из-за мистического и таинственного духа, которым он пропитан. А после посещения ещё долго не могла забыть то чувство волшебства, когда ты оказываешься внутри и восторженно созерцаешь сказочное строение. Ведь один из последних владельцев, при котором Кинта-да-Регалейра приобрела современный вид, состоял в масонской ложе, оттого и желал отразить в архитектуре усадьбы свои интересы.

Но не стану спорить с тем фактом, что широкую известность этот ансамбль получил благодаря колодцу Посвящения, красующемуся на многочисленных фотографиях в сети. И на меня он произвёл впечатление ещё большее, чем дворец. Благодаря этой удивительной архитектуре я ощутила себя вдали от реальности. Кроме дворца и колодца, в окружении лесов, озёр и пещер на сравнительно небольшой территории расположились часовня, различные декоративные строения. Я предлагаю совершить небольшое путешествие: осмотреть дворец Регалейра и его окрестности.

Экскурс в историю

Кинта-да-Регалейра является одним из самых замечательных сооружений Серры-да-Синтры. Само слово quinta переводится с португальского как «ферма», но после посещения ансамбля у вас язык не повернётся назвать его фермой. Этот сказочный комплекс может похвастаться своей интересной историей. А началась она в 1697 году, когда Жозе Лейту приобрёл большой земельный участок недалеко от центра Синтры. В пределах купленной Лейту территории и находится сейчас дворцово-парковый ансамбль.

Через 18 лет на открытом аукционе землю перекупает Франшиску Алберту де Кастр, чтобы направить воду с горы для подпитки фонтанов в городе. На этом смена владельцев не заканчивается: только в XIX веке земля переходила из рук в руки четырежды. Знаковым событием в этот период стала покупка земли в 1840 году влиятельной и богатой Ален Регалейра, вскоре после приобретения ставшей баронессой и давшей имя ферме. По некоторым предположениям, с этого момента начинается строительство на земле загородной усадьбы, о чем свидетельствуют изображения того времени.

Однако бурное развитие усадьбы связано всё же с именем следующего её владельца, португальского энтомолога, мецената и коллекционера и масона Карвальо Монтейра, подарившего месту тот самый ореол таинственности. Большинство сооружений на территории были построены между 1904 и 1910 годами итальянцем Луиджи Манини.

На протяжении XX века ферма сменила ещё нескольких владельцев и, наконец, в 1997 году была выкуплена городским советом Синтры, отреставрирована и открыта для публики.

Влияние эзотерики

Монтейра был человеком научного духа, выдающейся культуры и редкой чувствительности, к тому же библиофилом, коллекционером и великим филантропом. Кроме того, он был любителем астрологии, эзотерики и оккультных наук. Я считаю, что для того времени его знания были достойны восхищения. Благодаря своей образованности и увлечениям Монтейра смог создать каменный шедевр. Весь комплекс в итоге получился неким подобием Эдемского сада, а из преобладающих стилей здесь более всего выделяются причудливый нео-мавританский и ренессанс. Поскольку Монтейра строил комплекс, призванный стать отражением его внутреннего мира и взглядов, здесь на каждом шагу встречаются символы масонов, тамплиеров, алхимиков и различные намёки на эзотерические учения и ритуалы.

В еврейском мистицизме, получившем распространение в XVI веке, эзотеризм основан на законе, целью которого является поиск соответствия между божественным и земным, человеком и Вселенной. Переход из одного измерения в другое происходит посредством ритуалов, благодаря которым новопосвящённый получает доступ к тайному знанию. Колодец Посвящения на территории усадьбы — яркий пример такого символического сооружения. Эта перевёрнутая башня, погружённая вглубь земли – символ рождения и смерти; символ материнского чрева, из которого пришла жизнь, и могила, куда вернётся тело. Как я уже упоминала выше, колодец, безусловно, достоин вашего внимания — он восхитителен в своей необычности. Что называется, почувствуйте себя на месте Вергилия в произведении Данте!

В XVIII веке окончательно оформляется ещё одно эзотерическое учение — масонство в его современном понимании, или спекулятивное, которое больше не имело связи с реальными каменщиками, а в ряды масонов вступали люди знатные и обеспеченные. Почти во все времена оно вызывало сопротивление со стороны католической церкви, хотя и проповедовало веру в добродетели милосердия, бессмертие души и существование великого архитектора Вселенной. А большая часть масонской символики вдохновлена эзотерическимим течениями, такими как алхимия, тамплиеризм и розенкрейцерство. Эти символы мы и будем встречать во всех уголках усадьбы Регалейра.

Дворец Регалейра

Пожалуй, это первое, что видит путешественник при входе на ферму. Дворец очень четко выделяется на фоне окружающей природы, создаётся впечатление, будто архитектор применил к зданию фильтр edge detect. Потемневший белый камень, из которого выстроен дворец, смотрится особенно живописно на фоне пышной флоры. Обращает внимание на себя восьмиугольная башня и богатое декоративное оформление, которое выполнил скульптор Хосе де Фонсека. Здесь больше всего заметен стиль мануэлино (португальский ренессанс) с множеством фигурок фантастических животных.

Многие путешественники оставляют посещение дворца на потом, а то и вовсе не уделяют ему внимания. А зря, ведь его интерьеры не менее красивы, чем экстерьер и раскинувшийся рядом парк. Я была близка к тому, чтобы тоже не заходить внутрь: прогулка по парку отнимает много сил. Но в определённый момент мною завладел живой интерес, о чём я ни разу не пожалела. Здесь сохранилась большая часть оригинальной отделки стен. Однако старая библиотека утеряла со временем своё первоначальное убранство.

На первом этаже в дни Карвальо Монтейры располагались столовая, гостиная, гардеробная, бильярдная и спальня. На втором этаже был кабинет и комната домработницы. На третьем — небольшая комната с террасой и помещение для глажки белья. На цокольном этаже находились комнаты для слуг-мужчин, кухня с лифтом для подъёма блюд в обеденный зал и подсобное помещение.

Взгляните на охотничью комнату с камином впечатляющих размеров, который венчает статуя дровосека. Над камином изображены сцены охоты. Через всю комнату проходит тема «цикл жизни» — начиная от венецианского мозаичного пола и заканчивая потолком.

Дизайн восьмиугольной комнаты был вдохновлён монастырём Конвенту-де-Кришту в Томаре.

Потолок бывшего бильярдного зала украшен портретами двадцати королей и четырех королев Португалии, а также гербами Лиссабона, Порту, Коимбры и Браги.

Прогулка по парку

Парк — это отражение микрокосма, и все его уголки пропитаны магией и тайной. Путешествуя здесь, мы проникнемся гармонией небесной и земной сфер, столкнёмся с упоминаниями о легендах и мифах Древней Греции, отсылками к Вергилию, Данте, Камоэнсу, работам мистиков и алхимиков. Это хитросплетение тропинок, спускающихся со склона сквозь деревья и кустарники, на каждом повороте будет удивлять нас новым чудным видом.

Верхний парк представляет собой обширный дикий лес, в то время как нижний облагорожен человеком и богат различными архитектурными сооружениями. Здесь ни одно строение не было воздвигнуто случайно, всё имеет свой смысл и высокое предназначение, а элегантные здания соседствуют с искусственными пещерами и озёрами.

Портал двух стражников представляет собой живописную структуру из двух башенок и беседкой в центре, под которой скрывается один из тоннелей в подземный мир. Вход в тоннель охраняют два тритона, которые, согласно греческой мифологии, выдувают музыку из морской раковины.

Терраса небесных миров с обзорной площадкой расположилась рядом с Порталом двух стражников.

Над гротом Леды возвышается башня Регалейра. По задумке архитектора, она должна создавать для смотрящего иллюзию нахождения на оси мира. И правда, отсюда открывается отличный вид на дворец Пена и Замок мавров.

Нельзя обделить вниманием живописное Плато богов с аллеей, окружённой девятью статуями греческих и римских божеств. Классическая мифология была, несомненно, одним из источников вдохновения для Карвальо Монтейры.

Важное место среди всего ансамбля занимают несколько построек, о которых я хотела бы рассказать более подробно.

Часовня

Часовня Святой Троицы является вторым после дворца грандиозным сооружением на территории Кинта-да-Регалейра. Этот христианский храм по своим размерам довольно небольшой, но богато украшен декоративными деталями с множеством символических элементов. Особенно здесь выделяется фасад с преобладанием готики и мануэлино, на котором можно заметить фигуры святой Терезы Авильской и святого Антония. А над входом красуется горельеф «Благовещение».

Можно увидеть здесь изображения причудливых гарпий с телом птицы и головой чудовища. А на задней части часовни, также в рельефе, — замок с двумя башнями, покоящийся над пламенем и адской глоткой. Это символ триединства: высшего мира, промежуточного духовного и нижнего мира, или ада.

В интерьере главное место занимает мозаика с изображением коронации Марии воскресшим Иисусом.

По правую сторону от алтаря повторяются изображения Терезы Авильской и Антония, но теперь уже в мозаике. А на полу красуется эмблема Ордена Христа — крест в небесной сфере, окруженный пятиконечными звёздами.

Здесь же снова встречаем эмблему масонов: глаз в треугольнике и сиянии лучей, символ великого архитектора Вселенной.

Обратите внимание на прекрасные витражи, благодаря которым проникающий внутрь дневной свет создаёт ощущение фантасмагории.

Колодец Посвящения

Огромная спиральная галерея колодца поддерживается многочисленными колоннами точной работы, отмечающими выверенный ритм лестницы. Капители колонн увенчаны причудливо изогнутыми листьями аканта.

В каждом из девяти лестничных пролётов внимательный турист насчитает ровно 15 ступеней. Эти 9 маршей символизируют спуск к бездне или восхождение к небу — в соответствии с выбранным путём инициации. И также являются прямой отсылкой к гению Данте, подробно описавшему в «Божественной комедии» строение загробного мира, состоящего из 9 кругов ада, чистилища и рая.

Мраморный пол колодца украшен крестом ордена тамплиеров, который вписан, в свою очередь, в восьмиконечную звезду и является геральдической эмблемой Карвальо Монтейру.

Тоннели, колодцы и гроты

Четыре тоннеля из колодца ведут путешественника в гроты и в ещё один колодец сквозь таинственный подземный мир, населённый когда-то летучими мышами. Эти искусственные сооружения, выдолбленные в горном массиве Синтры, являют нам мраморную породу, окрашенную в розоватые и коричневые оттенки. Кое-где в своды тоннелей вкраплён камень, доставленный сюда из прибрежного региона Пениши. Тоннели не являются частью лабиринта, однако несут на себе функциональную нагрузку и соединяют несколько частей этого удивительного мира. В символическом плане тоннели являются путём от тьмы к свету, от смерти к воскрешению. В открытых для туристов тоннелях проведена подсветка, но это не лишило меня ощущения, будто я оказалась в древних и скрытых от глаз человека пещерах.

Помимо колодца Посвящения, здесь есть Несовершенный колодец, чьё название говорит само за себя. При первом взгляде на него создаётся впечатление, будто незадачливый строитель случайно нагромоздил вдоль стен груду камней. Однако за нечётко оформленными оконными проёмами колодца скрывается спиральный пандус — ещё один путь от тьмы к свету.

Одно из ответвлений тоннеля выведет вас к Восточному гроту.

Недалеко от него находится живописный грот Аквариум.

В стене под башней Регалейра в гроте притаилась миниатюрная статуя прекрасной Леды, чьей красотой некогда пленился сам Зевс и навещал её в образе лебедя.

А у самой дальней стены усадьбы, вдалеке от основных сооружений, спрятался грот Девы.

Кроме тоннелей и гротов на территории парка есть озёра, символизирующие глаза земли. Через них обитатели подземного мира наблюдают за жизнью земной.

Такими «глазами земли» в усадьбе являются грот Лабиринта и Озеро с водопадом. К тому же, вода на территории фермы рассматривается и как элемент, ведущий к духовному очищению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *