Кирха арнау Калининградская область

Кирха в Арнау: от средневековья до наших дней (или как спастись от церковников)

В начале 14 века в местечке Арнау на правом берегу реки Прегель (теперь Преголя) Тевтонский орден построил кирху Святой Катарины. Готическое здание было возведено в непосредственной близости от прусского оборонительного сооружения Флибург на холме, у подножья которого в 1349 году был основан женский монастырь. В документах 1320 г. уже засвидетельствован священник — Питер Плебау в Арнау, а в 1322 г. кирха. После кирхи Юдиттенской в монастыре в пригороде Кёнигсберга (1288 г.) кирха в Арнау является вторым старейшим храмом не только в Восточной Пруссии, но и во всей исторической области рыцарского Ордена.

В 1364 году интерьер католической кирхи украсили фрески, расположенные по периметру помещения в виде двойного фриза высотой 2,30 м. Фрески были созданы мастером кёнигсбергской школы живописи по образцу фресок в Соборе Кёнигсберга, которые теперь утрачены. В кирхе Арнау они сохранились, хотя значительно повреждены вследствие варварской эксплуатации здания после 1945 г. В 1868 г. их под слоем гипсовой штукатурки обнаружил доктор Хипплер. Они были раскрыты только в 1908—1911 г. в ходе первой комплексной реставрации кирхи.

Сюжеты для фресок были заимствованы из богословского трактата «Speculum Humanae Salvationis» («Зерцало человеческого спасения») и представляли собой нравственную проповедь, переданную в 119 живописных картинах — от грехопадения до Воскресения и Страшного Суда. По оценке искусствоведов, фрески кирхи в Арнау уникальны. Они считаются ценнейшими настенными росписями в Пруссии и единственно сохранившимся свидетельством сакрального искусства такого рода в Европе.

Кирха Св. Катарины была задумана как храм для паломничества и поэтому имела особенно большие размеры, необычно ценное оснащение интерьера и богатые архитектурные украшения. Особое значение для истории искусства представляет восьмиугольный звездчатый свод. Под консолями свода, выполнеными в виде балдахинов, находились фигуры апостолов, которые после 1945 года были уничтожены. Но некоторые из них присутствующие здесь в то время немцы спасли и закопали. Распятие 14 века должно сейчас находится в музее Ортельсбурга (после 1945 г. польск. Szczytno). Другие ценные части оборудования кирхи утеряны. К счастью, перед началом Второй Мировой войны в Рейхе успели провести крупную программу по фотофиксации объектов культурного наследия.

Сегодня это местечко называется пос. «Родники» Гурьевского района Калининградской области — области, которая в ходе политических событий последних лет оказалась островком России в Европейском Союзе, зажатым между Польшей и Литвой.

Более 700 лет кирха Арнау стояла невредимой. Даже во время сражений Второй мировой войны здание получило не слишком значительные повреждения: была разрушена верхняя часть башни и юго-восточная часть хора. Однако, в послевоенный период сокровища искусства кирхи стали жертвой обстоятельств. Советскими властями литургическое использование церкви не было разрешено. Началось разрушение кирпичного здания, кроме того, был нанесен большой ущерб от вандализма внутреннему убранству кирхи.

В начале 1950-х годов величественное архитектурное сооружение стало собственностью колхозов, которые годами использовали его как зернохранилище. В 1951 году с целью увеличения вместимости хранилища помещение кирхи было разделено на 2 этажа, в качестве опор для бетонного перекрытия использовали спиленные деревянные конструкции крыши. Для въезда тракторов внутрь здания были пробиты восточная стена и ризница, при этом разрушен свод ризницы. Все эти мероприятия создали условия, при которых старинные готические фрески разрушались все больше и больше. В 1990-е годы колхоз решил этот памятник снести. Начался разбор здания на стройматериалы.

В 1992 году группа немецких архитекторов, историков и историков искусства посетили кирху в Арнау и узнали о намерении снести полуразрушенное здание. С целью спасти кирху и уникальные фрески они объединилась в культурное общество «Кураториум Арнау», зарегистрировались и энергично боролись за сохранение средневекового памятника.

Президент фонда «Кураториум Арнау» доктор Валтер Рикс в беседе с корреспондентом «Нового Калининграда.Ru» рассказал: «Когда я первый раз приехал сюда в 1992 году, как раз разрушился колхоз «Родники». Директор распродавал все на стройматериалы. У него была только такая мысль по использованию кирхи. Но мы делали все возможное, чтобы сохранить памятник. Мы пытались сначала здесь поставить его на учет как культурную ценность. Но в регионе не хотели. Тогда мы отправились в Москву и договорились с человеком, который тогда руководил этими процессами. Он согласился поставить на учет кирху как памятник. А мы ему в благодарность за это подарили новый «Фольксваген Гольф».

По указанию из Москвы снос здания был остановлен и в соответствии с Постановлением правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 кирха Арнау получила статус объекта культурного наследия регионального значения и поставлена на государственный учёт. Помимо самого здания, в объект культурного наследия «Комплекс кирхи Святой Катарины» входят приходская школа, дом пасторских вдов и склеп, где был захоронен прусский государственный деятель, обер-президент Восточной Пруссии в 1824–1842 годах Теодор фон Шён, он умер в Арнау в 1856 году. После 1945 года его памятник был разграблен и разрушен. Восстановлен в 90-е годы немецкими волонтерами.

В 1992 году «Кураториум Арнау» начал восстановление кирхи за счет средств своего фонда, финансируемого из пожертвований различных немецких фондов и юридических лиц. Был разработан проект научной реставрации, началось восстановление здания и исследование фресок специалистами из университета Хильдесхайм. Среди них была выдающаяся женщина, профессор по восстановлению живописи европейского масштаба Николь Ридль, которая восстанавливала фрески в церкви Мексики, во Франции, в Уругвае. Эксперты установили, что 40% поверхности росписей можно спасти.

В 2008 году кирха была передана в пользование Калининградскому историко-художественному музею, и летом в кирхе открылась экспозиция. Директор музея заключил с «Кураториумом Арнау» договор на 10 лет (до 2018 года), в котором стороны выступали как равноценные партнеры. За два года «Кураториум Арнау» восстановил башню кирхи, колокол, была произведена реставрация части наружных стен. На башне были установлены, изготовленные по историческим образцам в Москве, шпиль и флюгер, изображающий Св. Катарину. Инвестиции немецкого общества в то время, в начале составили 320 тыс евро, позднее сумма существенно выросла.

Летом этого года российские немцы из Северной Рейн-Вестфалии поехали в Калининград, встретились с доктором Вальтером Риксом и записали его рассказ о злоключениях немецкой кирхи на видео. «Больших усилий нам стоило сооружение деревянных конструкций крыши по первоначальному образцу, — говорит доктор Рикс. Российская сторона хотела выполнить их из металла, но мы, также юридическим путем, настояли на своем. Мы уже подошли к стадии, когда средневековая кирха вернулась к своему первоначальному виду, и реставраторы начали закреплять фрески. Интерес общественности к памятнику культуры возрастал и число турристических групп постоянно увеличивалось».

В это время в Москве в стадии разработки находился законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения …» (принятый 30 ноября 2010 г.), согласно которому церкви и церковные владения, отнятые большевиками после революции, должны вернуться прежнему владельцу. Этот закон не распространялся на Карелию и области Восточной Пруссии, присоединенные к СССР после 1945 года. Но Русская Православная Церковь (РПЦ), несмотря ни на что, увидела шанс заполучить «собственность религиозного назначения» в Калининградской области и перенесла его действие на восточно-прусское пространство.

РПЦ заявила свои права на кирху в Арнау, а также на все бывшие церковные сооружения Кёнигсберга, которые никогда православными не были: и Кафедральный собор, и Концертный зал областной филармонии, и Театр кукол, и здание симфонического оркестра, и многое, многое другое. Как писал в статье «Удар по культуре Калининграда» известный калининградский переводчик, историк и экскурсовод Владимир Рыжков*, «если следовать логике епархии, надо бы всю Калининградскую область целиком отдать Русской Православной Церкви. Ведь вся область раньше принадлежала рыцарскому Ордену, а он якобы религиозно-монашеский».

Сначала Областная Дума решила оставить кирху в пользовании Калининградского историко-художественного музея, но потом поступил сигнал из Москвы (решение неправильное) и 28 октября 2010 года депутаты Калининградской Думы большинством голосов приняли решение передать уникальный историко-культурный памятник, востановленный в основном на немецкие средства, в собственность Калининградской епархии Русской Православной Церкви. Безвозмездно.

«Кроме кирхи Арнау, — пишет Александра Меркулова на сайте «Хранители наследия», — региональные депутаты в 2010 году «подарили» Калининградской епархии РПЦ около 200 объектов культурного наследия, сделав ее, таким образом, крупнейшим в регионе распорядителем памятников архитектуры. Губернатор Калининградской области убеждал всех, что в такой операции и есть спасение культурного наследия, что в противном случае, дескать, на эти здания претендовали бы те, кто их когда-то построил – католики и лютеране, а культурные учреждения из зданий были бы выселены. По словам губернатора, он буквально спас эти объекты для региона». (Хотя известно, что РПЦ за последние 25 лет ни одного лютеранского храма в соответствии с положениями по охране памятников не восстановила.)

На передачу кирхи Арнау в собственность Православной Церкви местное население и интелектуалы Калининградской области отреагировали протестами. Образовалась группа общественности, которая выступила с осуждением этого шага. Были проведены две демонстрации против передачи памятника во владение РПЦ, был даже отправлен протест в ЮНЕСКО.

Но протесты общественности не повлияли на ситуацию. Еще до принятия официального решения в Областной Думе Министерство культуры области в начале марта 2010 года фактически выгнало свой же Историко-художественный музей из кирхи. Новые владельцы средневекового памятника почти сразу же открыли в нем приход, а в конце сентября 2010 года разобрали экспозицию музея и полностью обрушили технический этаж, с которого немецкие реставраторы начали восстановление фресок. Кроме того, были удалены пометки на стенах (результаты многолетних работ), необходимые для реставрации фресок.

7 декабря 2010 года при подписании акта передачи «имущества» епископ Балтийский Серафим сказал: «С Божией помощью, прилагая усилия, с миру по нитке мы восстановим этот чудесный храм. Он будет достойно и качественно отреставрирован, и мы обязательно восстановим сохранившиеся фрески». Ему напомнили, что «Закон о безвозмездной передаче кирхи предусматривает осуществление здесь музейной деятельности». В епархии обещали, что выставки в неё вернутся.

Как показали дальнейшие события, РПЦ и не думала воостанавливать фрески. Самым главным было закончить ремонт в назначенный срок. И этот срок — конец 2014 года. Вальтер Рикс рассказывает: «После того как РПЦ оккупировала здание кирхи, договор о сотрудничестве, который был нами заключен с директором Историко-художественного музея, тут же потерял всякую силу. Церковь сразу воспрепятствовала продолжению восстановительных работ и выставила такие деловые и финансовые требования, которые невозможно было соблюсти. Между РПЦ и «Кураториумом Арнау» возникло напряжение, что в итоге привело к разрыву отношений».

После этого РПЦ наняла польскую реставрационную фирму из Алленштайна, но и с ней произошел разрыв. Православная Церковь снова вступила в контакт с «Кураториумом Арнау». Был заключен договор, который предусматривал, что немецкая сторона и дальше будет заботиться о фресках, а церковь создаст маленький музей, сначала хотя бы в притворе, где до неё уже были экспозиции. Но РПЦ выставила реставраторам такой сжатый временной план, что провести работы по этому графику было невозможно и в интересах сохранения фресок совершенно неприемлемо.

Вальтер Рикс объяснил почему. «Нам нужно было сначала достичь договоренности с экспертами, чтобы они имели возможность сюда прибыть. Нужно было собрать довольно значительные финансовые средства, чтобы эти работы оплачивать. Когда спустя полгода мы наконец были готовы произвести работы по спасению фресок, Православная Церковь вдруг говорит «нет». Нам даже не позволено было войти в здание. Это было уже в 2013 году. Нам было запрещено посещать кирху до 1 июля 2014 года».

На территорию кирхи по указанию епископа Балтийского Серафима не пускали также журналистов и экскурсии. Потому что уже с 2012 года в кирхе Арнау работали люди от польской мастерской консервации памятников «PKZ STIUK» из Ольштына. Они отремонтировали внутренее помещение кирхи так, как РПЦ считала нужным: быстро и беспощадно по отношению к фрескам, пренебрегая всеми принципами реставрации. В результате фрески стали отваливаться, а там где они еще держались их покрыли акриловой краской. То есть, «сделали евроремонт».

В результате неправильного ремонта утрачено 98% уникальных фресок. Специалисты в один голос утверждают, что закрашенные фрески восстановить невозможно. Эти росписи уже погибли. Осталось только три очень маленьких фрагмента, но и они из-за сырости стен недолго продержатся. «По-видимому, — сказал Вальтер Рикс, — решающим фактором было решение о том, что кирха может функционировать только как храм, как культовое учреждение. Но ни в коем случае не шла речь о спасении драгоценных фресок. Я думаю, что они до сих пор даже не постигли, какое значение имеют эти фрески».

Кроме этого, РПЦ удалила с башни шпиль и флюгер, изображающий св. Катарину, а на их место водрузила православный крест. На запрос корреспондента «Нового Калининграда.Ru» региональная Служба охраны памятников ответила: «Принимая во внимание то, что пользователем кирхи является православный приход, епархия, по согласованию со службой, установила на крыше православный крест».

Но и это еще не все из того, что позводили себе служители Русской Православной Церкви по отношению к средневековому памятнику. В 2012 году всего в 25 м от кирхи Арнау был построен уютный двухэтажный особнячок площадью более 120 кв. метров. Хотя для памятников архитектуры, состоящих под государственной охраной, существуют охранные зоны и согласно российским законам, нельзя ничего строить на расстоянии 200 метров от памятника.

Краеведы области утверждали, что здание было построено прямо на церковном кладбище без разрешения на строительство и археологических изысканий. Один из калининградских блогеров в своем «Живом Журнале» сообщил, что «фундамент копали экскаватором, вынимая из земли десятки скелетов», «по всему двору валялись раздавленные черепа и кости».

Эту безобразную картину 20 апреля 2012 года увидел председатель «Куратория Арнау» Вальтер Рикс, а спустя три дня также делегация клуба «Друзей Канта». Владимир Рыжков тогда писал: «Первое, на что обратили внимание и российские, и заграничные друзья Канта, — череп и кости, которые лежали возле стройплощадки в 20 метрах от кирхи на еще не увезенных в неизвестном направлении балках спиленного перекрытия. Рабочие прямо на глазах у посетителей выбрасывали черепа из котлована. Друзья Канта были в шоке, но стройплощадку и череп со всех ракурсов сфотографировали. Я — атеист, но и мне стало не по себе».

В апреле 2013 г. корреспонденты «Нового Калининграда.Ru» выехали на место, чтобы разбираться в ситуации. Их первое впечатление: «Территория кирхи огорожена серьезным строительным забором. Ворота на замке, во дворе в вольере — большой пёс на цепи, который встречает нас злобным лаем. Обойти кирху со стороны оврага не удается — там нас встречает ещё одна собака». На вопрос о разрешении на строительство епархия Русской Православной Церкви отвечать отказалась. Из ответов районных властей и прокуратуры области корреспондентам «стало ясно, что светские власти не в силах повлиять на то, чтобы священнослужители исполняли те законы, которые должны исполнять все остальные».

Так, по воле церковников и попустительству чиновников средневековый архитектурный памятник из объекта культурного наследия и объекта для туризма превратился в обычную приходскую церковь. Как и предсказывал Владимир Рыжков еще в 2010 году в статье «Удар по культуре Калининграда», написанной им по поводу передачи бывших католических и лютеранских храмов в пользу Русской Православной Церкви.

Заключительными словами Вальтера Рикса, записанными на видео, были: «Внутреннее помещение кирхи полностью фальсифицированно. В кирхе Арнау установлены иконостас, алтарь и другие символы русской православной церкви. Но наружний облик кирхи соответствует оригиналу. Вместе с печалью о безвозвратной потере фресок все же осталось утешение от знания того, что наши усилия не были совсем уж напрасны. В 1992 году кирха Арнау должна была исчезнуть, а сегодня внешний корпус здания стоит в своем прежнем великолепии, и посетители могут радоваться тому, что она еще существует».

С. Панкратц

*По информации научно-просветительского журнала «Скепсис», 23 июня 2012 годаВладимир Рыжков скоропостижно скончался в результате инфаркта. Он делал всё возможное для защиты культурного наследия Калининграда и написал целую серию статей с разоблачениями рейдеров от РПЦ. В ходе журналистского расследования обстоятельств передачи РПЦ кирхи Арнау ему пришлось даже овладевать профессией юриста.

Редакция schutz-brett.org и автор статьи не были знакомы с Владимиром и до недавнего времени не знали о его раннем уходе из жизни. Но выражение уважения и благодарности не бывают поздними. Мы не сомневаемся, что и в том лучшем мире его достигнут наши чувства любви и благодарности к нему за его просветительскую работу и усилия по сохранению памятников культуры Восточной Пруссии.

На фото:

местные жители собрали разбросанные вовремя работ кости из могил. Вездесущая псевдо-георгиевская ленточка попала и сюда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *