Китайский дворец в ораниенбауме

LiveInternetLiveInternet

Антонио Ринальди. Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме. Фото Анастасии Семёновой.

Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины II.
Китайский дворец расположен в юго-западной части дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» (г. Ломоносов). Был построен по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1762—1768 годах для императрицы Екатерины II. Является частью ансамбля Собственной дачи в Ораниенбауме. Свое название получил благодаря тому, что его несколько интерьеров отделаны в китайском стиле (шинуазри), что было очень модным в XVIII веке.
В 1852—1853 годах южный фасад был перестроен по проектам А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта. Как музей дворец открыт в 1922 году.
Из всех построек Ораниенбаума середины XVIII века (дворец Петра III, павильон Катальной горки) именно в Китайском дворце стиль рококо (который в России нигде, кроме Ораниенбаума, не получил распространения) проявил себя наиболее полно. В этом, наряду с абсолютной подлинностью дворца (Ораниенбаум в годы Великой Отечественной войны фашистами захвачен не был, в отличие от остальных пригородов Санкт-Петербурга), заключается его уникальность.
Ораниенбаум, имение князя Александра Даниловича Меншикова, после его опалы в 1727 году находилось в ведении Канцелярии от строений. В 1743 году императрица Елизавета Петровна дарует эти земли вместе со всеми постройками своему племяннику и наследнику престола Великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. Здесь для него строится потешная крепость Петерштадт, а в крепости — дворец (по проекту А. Ринальди). После женитьбы Петра Федоровича на немецкой принцессе Софии Фредерике Августе Ангальт-Цербстской (в православии Екатерине Алексеевне) в Ораниенбауме обосновывается малый великокняжеский двор.
Ещё будучи Великой княгиней, Екатерина II замышляет построить в Ораниенбауме дачу для увеселений. Екатерина впоследствии писала:
» Мне пришла фантазия развести себе сад в Ораниенбауме… Я принялась чертить планы и разбивать сад, и так как в первый раз занималась планами и постройками, то все выходило у меня огромно и неловко. В разбивке сада мне помогал ораниенбаумский садовник Ламберти. «
Став императрицей, она уже 1 сентября 1762 года (то есть спустя 2 месяца после восшествия на престол) издала указ об отпуске денег на строительство Собственной дачи, архитектором которой становится Антонио Ринальди. Основные работы были завершены в середине 1770-х годов.
По замыслу Антонио Ринальди, ансамбль Собственной дачи должен был состоять из двух частей — регулярной и пейзажной. В восточной регулярной части располагались основные парковые сооружения (Каменное зало, Китайский дворец, павильон Катальной горки). Большая западная часть была близка пейзажному «английскому» парку. При всем этом четкая граница между ними отсутствовала, одна часть как бы плавно переходила в другую. Все эти постройки ансамбля Собственной дачи сохранились до наших дней.
Антонио Ринальди. Каменное зало. Ораниенбаум. Фото Анастасии Семёновой.
Антонио Ринальди. Павильон Катальной горки. Ораниенаум. Фото Анастасии Семёновой.

Антонио Ринальди. Китайский дворец. Скульптурная композиция «Три Грации».Фото Анастасии Семёновой.
Для внутреннего убранства парадных построек XVIII века характерна анфиладная система расположения комнат. Есть анфилада и в Китайском дворце, однако она занимает лишь среднюю часть здания — ее образуют Зал муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, Большой зал, Штукатурный покой, Малый Китайский кабинет и Большой Китайский кабинет. В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). Ещё две комнаты — Передняя и Гардеробная — связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом. Всего во дворце 17 помещений.
Каждый интерьер во всех своих деталях совершенно самостоятелен, благодаря этому в Китайском дворце нет ощущения бесконечности парадной галереи. Для всех комнат характерен синтез живописи, декоративной скульптуры и всех видов прикладного искусства — гармонично объединены монументально-декоративная живопись, лепка, облицовка, наборные паркеты, позолота, резьба, декоративные ткани.
Живопись (плафоны, картины, росписи) в основном представлена крупными итальянскими мастерами: С. Бароцци, С. Торелли, Д. Маджотто, Г. Дицциани, Д. Б. Питтони. Тематика характерна для рококо — мифология и аллегория. Мебель во дворце полностью отвечает характеру отделки помещений. Чаще всего это выполненные на заказ для определенного интерьера гарнитуры. Также в коллекции мебели присутствуют уникальные экземпляры, изготовленные в Японии и Китае в XVII—XVIII вв. Особую ценность представляют собой наборные паркеты дворца, созданные в 60-70-е годы XVIII века. Они выполнены по рисункам Антонио Ринальди русскими столярами под руководством европейских мастеров-иностранцев. Первоначально в большей части комнат полы были из искусственного мрамора, но десятилетие спустя после окончания постройки дворца мрамор был заменен на паркет с сохранением первоначального рисунка. На щиты, собранные из сосновых досок рыбьим клеем наклеивались вырезанные по узору плашки цветного дерева толщиной 5-8 мм. Породы дерева использовались самые различные — это клен, липа, береза, груша, орех, яблоня, сосна, ольха, дуб, а также дорогостоящие «заморские» сорта дерева: лимонное, табачное, черное эбеновое, амарант, розовое и красное сандаловое дерево, самшит, палисандр, тис, туя и др.
Зал муз по своему архитектурному решению и сохранности принадлежит к числу лучших дворцовых интерьеров XVIII века. Он открывает парадную анфиладу залов Китайского дворца.Убранство Зала подчинено одной теме — содружество искусств.
Это помещение овальной формы, с большими застекленными окнами-дверями. Несколько вытянутые пропорции делают его похожим на галерею — неслучайно в XVIII веке зал назывался Живописной галереей. В отделке господствуют плавные линии — это скругленные углы и пологие своды потолка, полуциркульные завершения окон-дверей.

Более позднее название зала, сохранившееся и теперь, обусловлено тем, что на стенах изображены девять муз — Терпсихора, Каллиопа, Урания (восточная стена), Эвтерпа, Клио (южная стена), Талия, Мельпомена (западная стена), Полигимния и Эрато (северная стена). Росписи стен выполнены Стефано Торелли с помощью темперных красок. Музы изображены в простенках между окнами на розово-лиловом или светло-голубом фоне; каждая живописная композиция обрамлена золоченым и белым лепным орнаментом. Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы Стефано Торелли). На плафоне изображена Венера, восседающая на облаке и окруженная амурами и тремя грациями. Этот плафон, наряду с росписями стен, был необычайно высоко оценен скульптором Э. М. Фальконе в его письме к Екатерине II.

Китайский дворец. Зал муз.

Зал муз. Китайский дворец Екатерины II. Фото Анастасии Семёновой.
Стефано Торелли. Плафон в Зале муз. Китайского дворца. Фото Анастасии Семёновой.

Скульптурное изображение хозяйки дворца Екатерины II. Фото Анастасии Семёновой.
Именно в Зале муз проходили балы и приемы XVIII и XIX веков, устраивавшиеся в Ораниенбауме. Его отделкой восхищались шведский король Густав III, император Иосиф II, прусский король Фридрих Вильгельм III.
Следующая комната парадной анфилады — это Голубая гостиная. Название гостиной происходит от отделки интерьера шелковой голубой материей, которой были декорированы стены до 1860-х годов. В это время обветшавшая ткань была заменена на росписи на холстах художника А. Бейдемана. Это «Тритон и Нереида», а также копии известных эрмитажных произведений «Мадонна с куропатками» А. ван Дейка и «Похищение Европы» Ф. Альбани. От первоначальной отделки сохранились лепка на потолке , плафон «Время, похищающее Истину» и паркетный пол, рисунок которого — один из изящнейших во дворце.

Китайский дворец. Голубая гостиная.
Плафон «Время, похищающее истину». Голубая гостиная Китайского дворца. Фото Анастасии Семёновой.
Фрагменты интерьера Голубой гостиной. Фото Анастасии Семёновой.

Предметы фарфора.
Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом, изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана Пильмана, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями Анной Андреевой, Авдотьей Логиновой, Татьяной и Лукерьей Кусовыми, Прасковьей , Матреной и Авдотьей Петровыми, Клеопатрой Даниловой, Марьей Ивановой под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель . При этом автором рисунков к панно является С. Бароцци, который также выполнял росписи в павильоне Катальной горки. В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета. На одной его стороне изображена корзина с цветами и фруктами, а на другой — птица на фоне двух китайских пагод.

Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда. Золочение выполнено в различной технике (матовой и блестящей), что дает эффект дополнительного объема.
Стеклярусный кабинет Екатерины II. Китайский дворец. Ораниенбаум. Фото Анастасии Семёновой.
Интерьеры Стеклярусного кабинета. Фото Анастасии Семёновой.

Каминный экран кабинета с изображениями китайских пагод. Фото Анастасии Семёновой.
Фрагмент панно. Фото Анастасии Семёновой.
Считается, что к вышивкам Стеклярусного кабинета приложила руку сама императрица Екатерина.
Плафон Стеклярнусного кабинета. Фото Анастасии Семёновой.
Большой зал служит композиционным центром дворца. Он предназначался для торжественных приемов, поэтому его отделка решена в более строгом стиле, чем остальных комнат. Зал в плане представляет собой овал, что породило ещё одно его название — Круглый.
Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора, и это не случайно. Стены обработаны искусственным мрамором различного цвета — этот материал сам по себе имеет достаточный декоративный эффект. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим.
На восточной и западной стенах над дверями в Штукатурный покой и Стеклярусный кабинет расположены мраморные барельефные изображения Петра I и Елизаветы Петровны. Их исполнила Мария Колло по специальному заказу Екатерины II. Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт.
Барельефы Большого зала в Китайском дворце.
Самыми необычными из комнат дворца являются его Малый и Большой Китайские кабинеты, давшие ему такое экзотическое название.
В Малом китайском кабинете все необычно. И прямые линии архитектуры, и звучные сочные краски, и геометрический орнамент в рисунке паркета — все построено на контрасте с остальными помещениями дворца. Красный, зеленый, черный цвета, в сочетании с позолотой, смело введены в окраску наличников дверей, панелей, фриза. Шелк на стенах воссоздан и расписан по старому образцу в 1959 году. В узоре паркета наблюдается сочетание восточной орнаментики геометрического характера с европейской в виде растительных побегов и листьев. Здесь художник и архитектор также добиваются гармонии в убранстве интерьера, но гармонии яркой, сочной, с элементами экзотики и фантазии на восточные темы. Необычная отделка Малого китайского кабинета лишь только предвосхищает экзотический декор следующего помещения.
Интерьер Малого Китайского кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме.
Большой Китайский кабинет Китайского дворца Екатерины II в Ораниенбауме.
Это Большой китайский кабинет, или Китайская галерея, как его называли в XVIII веке. Он принадлежит к главным интерьерам дворца по своему декоративному оформлению и представляет одно из лучших убранств среди европейских дворцов на тему Востока. Авторы доносят до нас аромат Востока с его мифологией и реальностью, с представлением о нем человека того времени. Различные виды украшений, примененные в оформлении этого зала парадной анфилады, объединены только одной восточной темой. Дополняют убранство Большого китайского кабинета подлинные предметы прикладного искусства XVIII века Китая и Японии, необычные для европейцев по форме, цвету, материалу, из которого они изготовлены.

Декоративные панно, украшающие стены Большого Китайского кабинета со сценами из жизни Китая.
Убранство Китайского дворца уникально и является ценным источником наших знаний о представлении Европейцев о Китае и культуре Востока в целом в XVIII веке. Огромный интерес, в этом отношении, вызывает плафон «Китайская свадьба», украшающий потолок Большого Китайского кабинета.
Одного взгляда на него было бы достаточно, чтобы повергнуть в ужас жителя Поднебесной…Невеста изображена в белом европейском свадебном платье, в то время как на Востоке белый является цветом траура. Жених облачен в черное. Традиционно же китайские молодожены должны были быть одеты в красное — символ счастья и изобилия.
Этот сюжет даёт нам понять, что в XVIII веке представления европейцев о Востоке были еще далеко не полными и достоверными, из-за чего мастерам часто приходилось домысливать детали изображаемых сюжетов.
Плафон «Китайская свадьба». Китайский дворец в Ораниенбауме.
Отделка Китайской опочивальни также отличается оригинальностью и экзотикой. Убранство перекрытия решено в виде легкого восточного шатра с плафоном «Китайское жертвоприношение» — художника Я.Гуарана. Наборный паркет, с включением в композицию растительных и геометрических мотивов, отвечает общему замыслу в оформлении интерьера.
Я. Гуарана. Плафон «Китайское жертвоприношение» в Китайской опочивальне Екатерины II.
Отдельная часть дворца относится к Покоям великого князя Павла Петровича — сына и наследника императрицы Екатерины.
А.П. Антропов. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве.
В Покои Павла Петровича входят Розовая гостиная и Штофная опочивальня.
Эта парадная спальня следует сразу за Розовой гостиной. Свое название она получила, когда в XVIII веке стены спальни были затянуты бледно-зеленым штофом. Сейчас в интерьере использована ткань, помещенная сюда в середине XIX века. Рисунок штофа представляет собой серебристую извилистую дорожку, перевитую белыми и розовыми цветами на бледно-зеленом фоне. Мебель, входящая в убранство интерьера, а также каминный экран затянуты тканью с тем же рисунком.
Опочивальня разделена на две части, меньшая из которых — альков. Он украшен изысканной резьбой с цветочных и растительным мотивами. Эта часть спальни декорирована с использованием также и военной атрибутики — боевые знамена, трубы, стрелы — что соответствовало назвачению помещени для наследника престола Павла. В центре алькова на стене висит его детский портрет работы художника А. П. Антропова.
Потолок украшает плафон Д. Маджотто «Урания, обучающая юношу», паркет же, в многом перекликающийся с лепкой потолка и резным украшением алькова, считается одним из лучших во дворце. Он выполнен из ореха, палисандра, самшита, лимона, березы и черного дерева.
Штофная опочивальня Китайского дворца в Ораниенбауме.
Об интерьерах Китайского дворца, поражающего своей изысканной красотой и изяществом, можно говорить бесконечно…
Но нельзя не уделить внимания прекрасному парку, раскинувшемуся вокруг него…
Китайский дворец. Статуя Венеры возле него.

Венера — в римской мифологии богиня красоты, плотской любви, желания, плодородия и процветания.
Сад населяют скульптуры персонажей античной мифологии, что было очень актуально в эпоху рококо и получило еще большее распространение в сменившем вскоре его классицизме.
Скульптуры Аполлона и Артемиды перед Китайским дворцом. Фото Анастаси Семёновой.
Скульптура Артемиды — древнегреческой всегда юной богини охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительницы всего живого на Земле, дающей счастье в браке.
Грации — в древнеримской мифологии богини красоты и изящества. Символы стиля рококо. Фото Анастасии Семёновой.
Помимо парковой скульптуры огромный интерес представляют его павильоны.
Каменное зало. Фото Анастасии Семёновой.
Строительство Каменного зала проходило в 1749—1751 годы. Автор проекта доподлинно неизвестен, хотя Д. А. Кючарианц полагает вероятным авторство М. Г. Земцова, указывая на сходство Каменного зала и Зала славных торжествований в Летнем саду.
В документах 1750-х годов Каменное зало именуется то Новым дворцом, то Маскарадным, а затем — Концертным. Здание, по всей видимости, предназначалось для концертов — в нём был большой зал со сценой. В 1750-х годах у Каменного зала проводится несколько дворцовых праздников «молодого двора», устроенных великой княгиней Екатериной Алексеевной. Например, по случаю именин Пётра Фёдоровича летом 1757 года была дана кантата «Пророчествующая Урания» (слова А. Денуи, перевод М. В. Ломоносова). В спектакле была задействована созданная Ломоносовым «машина» из глобусов и сфер, на которых восседала муза Урания.
Антонио Ринальди. Павильон катальной горки.
Фото Анастасии Семёновой.
Еще, одним из шедевров, созданных в Ораниенбауме Ринальди в 1762-1774 годах, является Катальная горка. Сооруженное на высокой естественной гряде, в обрамлении зелени парка, это здание сразу привлекает к себе внимание эллинской гармонией пропорций, стройностью силуэта, пластической выразительностью фасадов. На бледно-голубом фоне стен четко читаются белоснежные колоннады, ряды пилястр, обрамления окон.
Трехэтажное сооружение не кажется массивным. Соразмерность отдельных частей, ступенчатость силуэта придают ему легкость и устремленность вверх. Этому впечатлению способствует и завершение павильона легким куполом в форме колокола, покоящимся на деревянном барабане, украшенном резными гирляндами.
Сейчас здание павильона Катальной горки воспринимается как самостоятельное архитектурное сооружение. Но в XVIII веке оно было частью грандиозного аттракциона. К каменному зданию примыкали деревянные горы, длина которых составляла 532 метра. По обе стороны ската тянулись длинные колоннады с плоской крышей, украшенной балюстрадами и сотней декоративных ваз и скульптур.
Колоннада, закругляясь в конце, образовывала площадь овальной формы. По плану Ринальди в центре должен был находиться обелиск с вензелем Екатерины II и короной, который так и не был установлен.
Катание начиналось с высоты 22 метров со специальной стартовой площадки, куда вела лестница с галереи третьего этажа павильона. От этой площадки был сооружен волнистый скат, состоявший из четырех горок. Он имел три колеи шириной более 6 метров, центральные служили для катания, боковые — предназначались для подъема колясок с помощью специальных приспособлений-блоков. Катания осуществлялись только в летнее время, для чего были сконструированы специальные колясочки с двенадцатью колесиками, которые двигались по врезанным в скаты колеям. Просуществовали горки недолго. Последние катания относятся к 1801 году. И уже к середине XIX века скаты и колоннаду разобрали, а на их месте появился луг с двумя рядами пихт. Сохранившийся павильон — единственный памятник, напоминающий о бытовавших в России XVIII века подобных увеселительных сооружениях.

К основному цилиндрическому объему этого необыкновенного здания симметрично примыкают три ризалита. Колоннада тосканского ордера, связанная с балюстрадой, образует открытую галерею, окружающую павильон. Колоннада второго этажа поддерживает балконную террасу третьего этажа, самого высокого и парадного. Его фасады расчленены пилястрами коринфского ордера. С восточной стороны на высоту цоколя поднимается красивая наружная лестница. В облике Катальной горки изящно сочетаются декоративные элементы барокко и классицистическая сдержанность и конструктивность. Именно эта двойственность позволяет рассматривать Катальную горку как памятник переходного периода — времени раннего классицизма.
План-макет Катальной горки в Ораниенбауме.
Императрица Екатерина, создавшая такую красоту, к сожалению, редко бывала в Ораниенбауме. Её сын Павел I так же не выбрал Ораниенбаум своей резиденцией, предпочитая Павловск и Гатчину.
Павел I пожаловал Ораниенбаум своему сыну Александру Павловичу. Однако будущий победитель Наполеона бывал здесь лишь наездами.
После смерти Александра Ораниенбаум отошел его брату великому князю Михаилу Павловичу и его жене — великой княгине Елене Павловне, принцессе Вюртенбергской.
Великая княгиня Елена Павловна была известна своими приемами и покровительством музыкантам, композиторам, художникам и другим людям искусства.
Вот как вспоминает о ней великий русский пианист, композитор и дирижер Антон Григорьевич Рубинштейн: «Замечательная это была женщина! Другой, равной ей, я ни прежде, ни после в ее положении не знавал. С представительностью, чисто великокняжескою, она соединяла бездну такта и уменья войти в положение, в мысль решительно каждого, кто к ней приближался. С ученым, военным, артистом, государственным деятелем, писателем, поэтом, романистом— с каждым она умела говорить, на каждого умела произвести самое приятное впечатление».
Великая княгиня Елена Павловна.
В 1873 году после смерти Елены Павловны хозяйкой Ораниенбаума стала ее дочь, Екатерина Михайловна, а в 1894 году Ораниенбаум получили ее внуки — Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская и ее братья — Георгий Георгиевич и Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкие.
Елена Георгиевна, как и бабушка Елена Павловна, была очень музыкальна, любила музыку Баха, часто устраивала концерты, на которых сама пела: у нее был красивый голос. Казалось, что скрипка Петра III обладала особыми чарами и после смерти своего владельца продолжала привлекать в Ораниенбаум людей, неравнодушных к музыке.
Мекленбург-Стрелицкие на фоне Китайского дворца. Фото начала XX века.
В 1909 году герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий был похоронен в парке Ораниенбаума.
В настоящее время на месте надгробия установлен большой валун с мемориальной доской. У этого валуна мы и прощаемся с Ораниенбаумом.
Серия сообщений «В гостях у Великих людей!»:
Часть 1 — На Родине знаменитого литературного критика и писателя Виссариона Григорьевича Белинского.
Часть 2 — Дом-музей Александра Ивановича Куприна в Наровчате Пензенской области.

Часть 7 — Усадьба Надеждино гостях у «Бриллиантового князя» Александра Борисовича Куракина…

Часть 8 — Дворец императора Петра III в Ораниенбауме.
Часть 9 — Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме.
Часть 10 — Дом-музей Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова в Саратове.
Часть 11 — На Родине Великого русского просветителя — Александра Николаевича Радищева.

Часть 13 — Ольгин павильон в Петергофе
Часть 14 — Парк Александрия в Петергофе
Часть 15 — Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум в 2018 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *