Кицканский монастырь приднестровская молдавская республика

Нямецкий монастырь сегодня

Настоятель Нямецкого монастыря архимандрит Бенедикт

Главный вход в монастырь

Колодец с вкусной водой – обязательный атрибут румынских монастырей

Литийный столик в крипте кладбищенского храма

На братском кладбище монастыря покоятся несколько иерархов Румынской Православной Церкви

Братское кладбище с церковью Иоанна Богослова

Румынские паломники

Храм великомученика Георгия Победоносца в восточной стене монастыря и братские кельи

Паломники у раки с мощами преподобного Паисия Величковского

Честная глава преподобного Симеона Столпника Дивногорца

Рака с мощами преподобного Паисия Величковского

Чудотворная Нямецкая икона Божией Матери

Правый клирос в храме великомученика Георгия Победоносца

В Нямецком монастыре в начале 1930-х годов недолгое время подвизался патриарх Феоктист († 2007)

Братия после вечерни

Нямецкая библиотека самая крупная из всех монастырских книгохранилищ Румынии

Евангелие, подаренное императрицей Екатериной II

По сложившейся традиции, во время «Херувимской» молящиеся стоят на коленях, а служащий священник обходит их и касается чашей их голов

Нямецкий монастырь, в котором некогда подвизался преподобный Паисий Величковский (1722–1794, память 15/28 ноября), расположен к северо-западу от румынского города Тыргу-Нямц. Монастырь был основан в XIV веке. В XV веке обитель становится центром книгописания: здесь переписывали рукописи такие известнейшие мастера, как книжник и автор многих миниатюр Гавриил Урик и каллиграф Феодор Мэришеску. В 1497 году молдавский господарь святой Стефан Великий возвел на территории монастыря монументальный храм Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы. Преподобный Паисий Величковский переселился в монастырь вместе с учениками в 1779 году.

О сегодняшней жизни монастыря корреспонденту сайта Православие.Ру рассказал старец (то есть настоятель; в Румынии старцами называют настоятелей и наместников всех монастырей) архимандрит Бенедикт (Сауциуц).

– Отец Бенедикт, расскажите, что представляет собой Нямецкий монастырь сегодня?

– Сейчас в самом монастыре подвизаются 63 монаха и еще 50 – в скиту. Рядом с монастырем находятся храм во имя святого Иоанна Сучавского и больница. В храме есть чудотворная Нямецкая икона Божией Матери. Во время нападения турок в 1821 году она была обретена как раз на том месте, где позже был построен скит. 100 лет спустя в двух километрах от этого скита был построен еще один скит. Всего у нашего монастыря восемь скитов – в горах и в лесу, неподалеку от монастыря. В 60 километрах от монастыря расположены монастырские виноградники – семь гектаров земли.

– За свою 600-летнюю историю монастырь когда-нибудь закрывался?

– Монастырь всегда был открыт, но при коммунистах в нем было мало монахов. В 1948 году в монастыре было 500 монахов, но после декрета 1956 года осталось только 30, потому что монахов моложе 70 лет заставляли работать. Скиты были закрыты. Только после декрета 1964 года монахи стали возвращаться. В 1980 году здесь было уже много монахов. И я пришел сюда в 1982 году.

– В монастыре много посетителей. Такой наплыв только летом или всегда? И кого больше – паломников или туристов?

– К нам круглый год приезжает много и паломников, и туристов. И тех, и других примерно одинаковое количество. При монастыре действует большой культурно-паломнический центр, который мы построили специально, чтобы принимать такое количество приезжающих.

– Когда появился этот центр?

– В 2003 году. В нем имеется гостиница на 100 мест, трапеза на 120 мест, зал для конференций на 900 мест, интернат, информационный центр для паломников. Мы проводим на его базе очень много различных мероприятий, инициаторами части из них являемся сами.

– Кроме румынских паломников, из каких православных стран к вам приезжают?

– К нам едут из Македонии, Украины, немного из Греции. Из России приезжают очень редко, в основном монахи и паломники. При коммунистах из России и других соцстран приезжало много людей, они жили в монастыре, проходя лечение на расположенных рядом бальнеологических курортах.

– При преподобном Паисии монастырь был известен как крупный книжный центр. Сейчас монастырь занимается какими-нибудь издательскими проектами?

– Да, конечно. Во времена святого Паисия были в ходу еще рукописи, и книги монастырь не печатал. Первые книги были напечатаны лишь в 1806 году. При преподобном Паисии было 1100 монахов 23-х национальностей: греки, русские, румыны, болгары, македонцы и другие. Учениками святого Паисия было основано 110 монастырей по всему миру.

Что же касается издательской деятельности монастыря… Издательство в монастыре существует с 1808 года. В 20-е годы прошлого века была небольшая пауза в его работе. Но с 1922 года деятельность издательства возобновилась, оно работало и при коммунистах: это было единственное церковное издательство, которое выпускало книги и календари для Румынской Церкви. Сегодня мы выпускаем много различной литературы: катехизисы, жития святых, жизнеописания подвижников Церкви. Очень много печатаем книг из духовного наследия старца Клеопы (Илие), который подвизался в Секу.

– В соборе в раке преподобного Паисия находится лишь небольшая частица мощей. Какова судьба остальной части святых останков?

– Когда в 1910 году вскрывали могилу преподобного, обнаружили вот эти частицы. Мы считаем, что другие части мощей все еще под спудом.

У преподобного Паисия было больше 1000 учеников, которые разошлись по всей православной Европе. И существует версия, что мощи преподобного могли унести некоторые из его последователей, уходивших из Нямецкого монастыря, а хранящиеся у нас мощи не принадлежат святому Паисию. Но это всего лишь версия.

У нас чрезвычайно высоко оценивается вклад преподобного в румынское и славянское монашество и как переводчика духовной литературы, и как продолжателя исихазма и старчества.

– При таком наплыве паломников удается ли вам продолжать традицию исихазма, заложенную здесь святым Паисием? И есть ли среди вашей братии хотя бы один исихаст?

– Наши исихасты живут в скитах. Известные своей духовной жизнью монахи живут в основном в лесу. При коммунистах в лесу жили многие. Вот почивший старец Клеопа тоже в свое время отшельничал.

– Что сегодня представляет собой монастырская библиотека, основанная преподобным Паисием?

– У монастыря самая большая и самая старая библиотека в Румынии. Она насчитывает 22 тысячи печатных и рукописных книг. В основном это духовная литература XVII и XVIII веков. Это наследие эффективно используется: рукописи и книги переиздаются, с ними работают специалисты, ученые используют их как материал для научных трудов.

– При монастыре есть семинария?

– Да, есть рядом семинария для подготовки священнослужителей. Там сейчас обучается 400 студентов, из них 150 – монахи.

– Каково значение Нямецкого монастыря для Румынии?

– Нямецкий монастырь был самым большим монастырем в Румынии, и сегодня наши верующие чтут духовное наследие тех, кто некогда здесь подвизался. Для Румынии он всегда значил то же, что и для всего православного мира: это известная школа монашества.

– В крипте монастырского кладбищенского храма имеется костница. Эта афонская традиция прижилась только в Нямецком монастыре или существует и в других румынских монастырях?

– Костницы в других обителях тоже есть. В храме, который стоит на месте возведенной в 1100 году первой церкви во имя Иоанна Богослова, собраны останки братии. Они были извлечены при коммунистах, когда была угроза поругания останков. Сегодня на этом кладбище мы уже не хороним, последние захоронения были произведены незадолго до падения безбожного режима.

НОВО-НЯМЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Ново-Нямецкий монастырь. Фото, весна 2008 г., с сайта обители noul-neamt.ru

Ново-Нямецкий монастырь в честь Вознесения Господня в г. Кицканах, ставропигия Православной Церкви Молдавии в черте Тираспольской епархии

  • Адрес: Молдавия, Приднестровье, МД-3300, с. Кицканы, ул. Ленина, 2
  • Тел.: +373 691-55-271, факс: 557-41-585
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Ново-Нямецкий монастырь стал преемником традиций древней Нямецкой Лавры и её знаменитого пастыря — восстановителя духовного старчества преподобного Паисия (Величковского). Толчком к образованию обители стала жесткая политика новообразованного Румынского государства по началом Александра Кузы, который стремился подчинить и обобрать Церковь — в первую очередь богатые монастыри.

В 1858 году митрополит Ясский Софроний направил иеромонаха Феофана (Кристя) в Российскую империю, с целью восстановления прав Нямецкого монастыря на его исторические имения в Бессарабии. Отец Феофан преуспел в этом и стал управляющим этими имениями. Антицерковные притеснения в Румынии привели к тому, что в Нямецком монастыре был нарушен устав преподобного Паисия, и нямецкие монахи — особенно ревнители паисиевского устава — стали постепенно тайно переселяться в Бессарабские вотчины. Во главе нямецких монахов-беженцев встали отец Феофан и духовник Нямецкой обители, иеросхимонах Андроник. В связи с секуляризацией монастырских имуществ в Румынии иеромонах Феофан подал прошение архиепископу Кишиневскому Антонию, Святейшему Синоду Русской Православной Церкви, и даже самому императору Александру II об устроении нового монастыря на бессарабских вотчинах Нямецкой обители. Монастырь должен был не только служить приютом для гонимой братии, но и быть опорой преследуемого в Дунайских княжествах Православия. Из-за этого румынское правительство чинило препятствия основанию новой обители. Указ об учреждении обители был подписан императором Александром II 13 января 1864 года.

Монашеская жизнь в обители была подчинена уставу преподобного Паисия. Для устройства обители было выбрано имение Кицканы, подаренное Нямецкому монастырю ещё в 1429 году господарем Александром Добрым. Иеромонах Феофан, который возглавил Ново-Нямецкую обитель посвященную Вознесению Господню, приступил к постройке корпуса келлий в том же 1864 году. Во владение монастыря, по завещению Андрея Глодя, также перешел Никольский храм. Из Румынии был привезен список с чудотворной Нямецкой иконы Божией Матери, который впоследствии прославился многими чудесами. Благодаря деятельной переписке отца Феофана с первых дней существования Ново-Нямецкая обитель находилась в дружеских отношениях со многими представителями Поместных Церквей и со старцами Святой Горы Афон, которые также одарили монастырь святынями. В 1867-1878 годах был выстроен Вознесенский собор обители. При втором игумене, Андронике, в обители были построены трапезная, больница, библиотека. В начале XX века был построен Успенский храм и колокольня. Монастырь стал известен также и своей немаловажной культурно-просветительской ролью, борьбой с ересью и расколами.

В 1962 году обитель была закрыта. В последующие годы постройки и ценности монастыря сильно пострадали, были порушены и расхищены.

Монастырь возобновил свою деятельность в 1990 году. За последующие годы была налажена церковная жизнь, отремонтированы храмы, колокольня и келии монастыря. Появились и новые постройки — вблизи обители была возведена церковь преподобного Паисия Нямецкого; в 1993 году поблизости был основан скит во имя мучеников Викентия и Доримедонта. С 1990 по 2001 год при монастыре действовала духовная семинария. В 1995 году при монастыре был открыт музей. Появились также библиотека, типография и иконописная мастерская. В обитель вернулись её прежние святни — ковчег с мощами и чтимый список Нямецкий иконы, а в 1994 году был передан посох преподобного Паисия. На землях обители были устроены виноградники.

Статистика

  • 1884 — в монастырской библиотеке 146 рукописей на молдавском и славянском; 2272 печатные книги на молдавском, русском, славянском и греческом

Вознесенский собор Ново-Нямецкого монастыря. Фото на Вознесение 2010 г., с сайта обители noul-neamt.ru

История монастыря

Основание монастыря. Развитие в XIX — начале XX вв

История монастыря тесно связана с запрутской Нямецкой лаврой, которая была одним из крупнейших средневековых центров молдавской культуры и образования. После того, как монахам лавры было запрещено вести богослужение на церковнославянском языке, они бежали в Бессарабию и в 1859 году здесь, в Кицканах, основали Ново-Нямецкий монастырь.

Строительство монастырского комплекса велось почти 50 лет. Вознесенский соборный храм и колокольня, входящие в состав монастырского ансамбля, были спроектированы в 1864 году неизвестным петербургским архитектором. Позже, в начале XX века, были возведены остальные постройки: трапезная, больница, каменная кухня и двухэтажный корпус для келий, а также надвратная колокольня. В 1861 году монастырь получает в собственность 1859 десятин лесных угодий. В 1862 году казённое село Кицканы было передано в собственность монастырю. В полукрепостную зависимость попали 272 кицканских и копанских семьи.

Закрытие монастыря

Постановлением Совета Министров СССР от 16 октября 1958 года за № 1159 и № 1160 Кицканский монастырь в мае 1962 года был закрыт. На его территории была размещена туберкулёзная больница, а в колокольне — музей Боевой славы Ясско-Кишинёвской операции. Постепенно здания монастыря пришли в упадок, иконы, книги, церковная утварь и оборудование расхищались.

Восстановление монастыря

Возрождение монастыря началось в конце 1980-х гг. В 1989 году была открыта для посещения прихожан Успенская церковь. В 1990 году Патриархом всея Руси Алексием II настоятелем монастыря был назначен выпускник Московской духовной Академии Доримедонт (Чекан), стараниями которого монастырь начал оживать. В 1990 году при монастыре было открыто Духовное училище, преобразованное в 1991 году в семинарию (в 1996 году переименована в Кишинёвскую). В 1994 году в честь небесного покровителя монастыря преподобного Паисия была построена приходская церковь селе Кицканы. В этом же году на территории монастыря была заложена часовня в честь чудотворной иконы Божьей Матери Ново-Нямецкой, предназначенная для малого освящения воды. В восстановленном здании библиотеки расположен музей истории монастыря.

Восстанавливается монастырское хозяйство. За ним закреплено 20 га плодородных пахотных земель, на которых в основном разбиты огороды и фруктовые сады. Ведётся интенсивная реставрация монастырских зданий. Например, восстановление купола колокольни потребовало 5 кг сусального золота. Огромную финансовую помощь в восстановлении монастыря оказывает Московский патриархат Русской православной церкви.

Визит Патриарха Кирилла

Иконостас Вознесенского храма

9 сентября 2013 года монастырь посетил Глава Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл, в рамках своего двухдневного визита в Приднестровье. В Успенской церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси обратился к священнослужителям, братии и верующим с назидательным словом. В память о своём визите в монастырь, Кирилл преподнёс образ Святого преподобного Серафима Саровского.

Визит митрополита Владимира

Осенью 2013 года монастырь получил в дар от двух бизнесменов села Кицкань несколько гектаров земли и два озера. Дар был передан по случаю 150-летия с момента образования монастыря. Для церемонии передачи монастырь посетил Митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир.

Изображение монастыря на банкнотах, монетах и марках

7 июня 2014 года прошло специальное гашение почтовых марок Приднестровья, приуроченных к 150-летию Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого монастыря.

25 ноября 2014 года ПРБ ввёл в обращение памятную монету из недрагоценных металлов номиналом 1 рубль. Тираж монеты — 50 тысяч штук.

  • Ново-Нямецкий монастырь на 10 приднестровских рублях. 2000

  • Ново-Нямецкий монастырь на 10 приднестровских рублях. 2007

  • Кицканский монастырь на юбилейной монете Молдовы. 2000

  • Почтовая марка Республики Молдова (1997)

  1. Святейший Патриарх Кирилл посетил Вознесенский Ново-Нямецкий монастырь. patriarchia.ru. Проверено 17 января 2017.
  2. Икона Божией Матери Ново-Нямецкая (недоступная ссылка). Проверено 16 января 2017. Архивировано 4 января 2017 года.
  3. Посох прп. Паисия (Величковского) (недоступная ссылка). Проверено 16 января 2017. Архивировано 18 января 2017 года.
  4. Рака со святыми мощами (недоступная ссылка). Проверено 16 января 2017. Архивировано 21 апреля 2017 года.
  5. Особое место – Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий мужской монастырь (15 января 2017). Проверено 16 января 2017.
  6. Глава Русской Православной Церкви посетил Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий мужской монастырь в с. Кицканы (рус.) (9 сентября 2013). Проверено 14 сентября 2013.
  7. Патриарх Кирилл призвал приднестровцев хранить мир между собой и возрастать духовно (рус.) (9 сентября 2013). Проверено 14 сентября 2013.
  8. ȘTIRILE, PUBLIKA.MD — AICI SUNT. Mănăstirea «Noul Neamţ» din satul Chiţcani a primit în dar câteva hectare de pământ şi două iazuri (ro-RO), PUBLIKA.MD — AICI SUNT ȘTIRILE (16 октября 2013). Проверено 16 февраля 2018.
  9. Диакон Андрей Кураев. КИЦКАНСКИЙ СЦЕНАРИЙ: ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ (04.06.2001). Проверено 13 апреля 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  10. К 150-летию Кицканского монастыря подготовлен почтовый выпуск, novostipmr.com (5 июня 2014). Проверено 4 августа 2014.
  11. Введена в обращение монета «Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий монастырь», novostipmr.com (25 ноября 2014). Проверено 25 ноября 2014.

Описание

Под опекой обители действует Детский дом (60512, с. Молница Герцаевского р-на Черновицкой обл.). В 1997-2002 гг. он размещался в доме настоятеля. В 1999 г. христиане с. Молницы подарили участок земли под постройку нового здания Детского дома, которая началась в том же году. В 2001 г. на участке был заложен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», а в 2002 г. состоялось освящение церкви и 1-го здания Детского дома. Теперь Детский дом представляет собой большой комплекс зданий. На 2012 г. здесь проживают 400 детей, в т.ч. более 80-ти врожденных инвалидов и более 80-ти ВИЧ-инфицированных. Опека над ними отвечает всем медицинским стандартам и нормам действующего законодательства о социальной защите. Уход за детьми обеспечивают насельницы Боянского монастыря.

  • Частица Животворящего Древа Креста Господня
  • Частицы мощей преподобного Серафима Саровского, святой великомученицы Варвары и других святых
  • Часто в монастырь привозят чудотворную Боянскую икону Божией Матери с Боянского женского монастыря.

>Богослужения

Богослужение совершается ежедневно братиею монастыря. Так как большинство братии составляют румыны, то Богослужение преимущественно совершается на румынском языке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *