Королевские ворота Калининград

История

Немецкое время

Ворота в XIX веке

Нынешние Королевские ворота унаследовали своё название от более старых ворот, располагавшихся на том же месте. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота. В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кёнигсберга в состав России во время Семилетней войны ворота на этом месте были построены заново русскими инженерами. Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (ныне Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.

В конце первой половины XIX века в Кёнигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор.

Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма IV, а завершилось строительство в 1850 году.

В конце XIX века оборонительные сооружения, в состав которых входили Королевские ворота, устарели с военной точки зрения и стали мешать развитию города. В 1910 году военное ведомство признало, что эти оборонительные сооружения окончательно утратили военное значение и продало их городу. Позднее в XX веке валы, примыкавшие к воротам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом ворота стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняли функцию своеобразной триумфальной арки.

Не известно, использовались ли Королевские ворота в качестве оборонительного сооружения во время штурма города советскими войсками в ходе Восточно-Прусской операции Великой Отечественной войны. По крайней мере в хрониках военных действий и в мемуарной литературе они не упоминаются (к примеру, нет упоминаний о боях у ворот ни в массово изданном советском сборнике «Штурм Кёнигсберга», ни в мемуарах руководителя немецкой обороны генерала Отто Ляша).

Ворота получили повреждения от артиллерии и бомбардировок, но это не говорит о том, что они были целью, ведь артобстрелам и бомбардировкам подвергался весь город.

Советское время

Пленные немецкие офицеры на фоне Королевских ворот, 12 апреля 1945

Об истории ворот в период с 1945 по 1960 год ничего не известно. Первый официальный послевоенный документ, имеющий отношение к Королевским воротам — постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года. Этот документ устанавливал перечень исторических памятников города, взятых на государственную охрану.

Однако единственным следствием этого постановления было то, что ворота украсились табличкой «Памятник состоит на учёте и охраняется государством». Никаких реставрационных и даже консервационных работ тогда не проводилось.

К тому времени сквозного проезда через ворота уже не было.

В течение ещё пятнадцати лет в истории ворот ничего не происходило. Их не реставрировали, о них не писали. Ворота постепенно разрушались.

В 1975 году в Министерство культуры РСФСР и Управление по охране памятников истории и культуры пришло следующее письмо, подписанное председателем калининградского горисполкома В. В. Денисовым:

Калининградский горисполком сообщает, что ремонтно-консервационные работы на «Королевских воротах», расположенных по улице Фрунзе — Литовский вал и являющихся памятником архитектуры государственного значения, будут выполнены в ближайшие годы. В дальнейшем это сооружение будет приспособлено для культурных нужд города.

— Опубликовано в книге «В казематах королевского форта», автор Овсянов Авенир

Однако на деле эти благие намерения никаких последствий не вызвали. Наоборот, вскоре над воротами нависла новая угроза:

Просим Вашего разрешения как не представляющие ни исторической, ни государственной ценности снести следующие скульптурные изображения, горельефы, барельефы и медальоны: а) с Королевских ворот скульптурные изображения Фридриха I, герцога Альбрехта и Оттокара II, б) с Бранденбургских ворот медальоны с изображениями генералов Астера и Бойена и герб Пруссии…

— Опубликовано в книге «В казематах королевского форта», автор Овсянов Авенир

Автором этого письма, отправленного в государственную инспекцию по охране памятников истории и культуры в 1976 году был начальник Управления культуры Калининградского облисполкома В. К. Глушков.

Однако московские эксперты не дали добро на «обтёсывание» ворот.

В том же году впервые с конца войны ворота стали использоваться: в них разместился книжный магазин № 6.

В последующие годы попытки местных властей уничтожить ворота не прекращались. В номере от 8 января 1978 года газета «Калининградская правда» написала о том, что ворота следовало бы снести. Вряд ли эта статья была случайностью, так как примерно тогда же Калининградский горисполком направил в Министерство культуры и Центральный совет Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры официальный запрос о снятии с Королевских ворот государственной охраны.

Однако и на этот раз инициатива калининградских властей по уничтожению свидетельств довоенной истории города не встретила поддержки в Москве. Статья из «Калининградки» попала на глаза начальнику Управления по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР А. Н. Копылова, который резко раскритиковал инициативу.

Для того, чтобы решить вопрос ценности Королевских ворот, в Калининград Министерством культуры была послана специальная комиссия. Она работала в городе с 10 по 16 сентября 1978 года. В результате охранный статус ворот был подтверждён, и из Министерства культуры в Калининград пришло письмо, в котором обосновывалось историческое и культурное значение ворот, и давался отказ на просьбу о снятии с них статуса охраняемого памятника.

К началу перестройки книжный магазин в воротах перестал существовать. Они вновь стали бесхозным сооружением, за которым никто не ухаживал, и которое постепенно разрушалось. Некоторое время ворота использовались под склад и магазин. В 1990 году в воротах располагалось кооперативное кафе.

Ворота после перестройки

Вид на торцевую сторону ворот до реставрации, 2004 годВорота до реставрации, 2002 годВорота после реставрации (2009 год)

К 1991 году ворота были заброшены. В течение последующих десяти лет это положение не менялось, несмотря на то, что существовало множество вариантов их восстановления и дальнейшего использования.

Поворотным событием в истории ворот стало празднование семисотпятидесятилетия Кёнигсберга, которое отмечалось в 2005 году. Королевские ворота стали не только одним из многих объектов, отреставрированных к юбилею, именно это сооружение стало главным символом юбилея.

Юбилейный символ представлял собой силуэт ворот на фоне российского флага с надписями «Калининград» и «750».

Осенью 2004 года из федерального бюджета для реставрации ворот было выделено 20 миллионов рублей, однако потом стоимость увеличилась более чем вдвое, до 49 миллионов рублей.

Реставрационные работы начались в ноябре 2004 года. К этому времени состояние ворот оставляло желать много лучшего, ведь они были повреждены ещё во время войны и простояли без ухода почти шестьдесят лет. Были повреждены барельефы: у Фридриха I, герцога Альбрехта и Оттокара II были отбиты головы.

Реставрационные работы здания проводились ООО «Монострой».

Ход реставрации ворот курировался на самом высоком уровне, так как оргкомитет по подготовке празднования 750-летия Кёнигсберга возглавлял министр экономики РФ Герман Греф. В феврале 2005 года он заявил, что если к 3 июля (последний день юбилейных торжеств) ворота не будут полностью отреставрированы, то рядом с ними для чиновников, ответственных за реставрацию, будет установлена Королевская виселица.

Однако прибегать к таким крутым мерам не пришлось: ворота были готовы в срок. Их открытие после реставрации состоялось 1 июля.

Реставрация барельефов «трёх безголовых королей», как их прозвали в Калининграде (хотя один из них, Альбрехт, не был королём) представляла собой особую трудность. Практически не было документации, и судить о том, как они выглядели до войны, можно было только по фотографиям. Отправить фигуры на реставрацию в Германию, где имеется большой опыт подобных работ, было крайне сложно из-за российских законов, которые предусматривают сложную процедуру оформления разрешения на временный вывоз объектов культуры за границу. В связи с этим было решено реставрировать фигуры на месте.

Для реставрации фигур в Калининград из Санкт-Петербурга прибыли мастера Алексей Кадыров и Сергей Бугаев, скульпторы-реставраторы, которые до этого реставрировали Певческую капеллу им. Глинки в Санкт-Петербурге. Также для реставрации барельефов был приглашён ведущий реставратор Государственного Эрмитажа Вячеслав Мозговой.

Трудность реставрации заключалась среди всего прочего в том, что фигуры были выполнены из песчаника особой породы, и для укрепления голов пришлось создавать специальный состав.

Отреставрированные рельефы были заново смонтированы на фасаде ворот 6 июня 2005 года.

Не обошлось и без курьёзов: когда головы уже были практически готовы, в одном из польских архивов были обнаружены детальные фотографии фигур. Головы пришлось делать заново. Теперь на тот случай, если короли в будущем по каким-либо причинам вновь лишатся голов, их можно будет заменить запасными.

10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам — стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты», из которой калининградцы будущего узна́ют, как представлялось их время калининградцам 2005 года. Одна из записей в книге была сделана президентом России Владимиром Путиным 2 июля, во время посещения им юбилейных торжеств.

Создание послания потомкам было инициативой Музея Мирового океана.

10 февраля 2005 года ворота были переданы Музею Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвящённая Великому посольству Петра I в Европу.

Архитектура ворот

Горельефы на Королевских воротах

Как и остальные ворота Кёнигсберга, Королевские ворота были выстроены в стиле неоготики, но именно в Королевских воротах стиль выражен наиболее ярко. Материал ворот — кирпич.

Автор проекта ворот — генерал Эрнст Людвиг фон Астер, (по неподтверждённой версии, за художественное оформление фасадов отвечал архитектор Фридрих Август Штюлер), барельефы создал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Королевские ворота состоят из одного проезда шириной в 4,5 метра, по бокам от которого расположены бывшие казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а со внешней стороны — амбразуры. С внешней стороны ворот располагалась так называемая кордегардия — дворик, простреливавшийся со всех сторон.

Вертикальное членение ворот состоит из трёх равношироких частей (порталов), две боковые части членения заключают в себя казематы, средняя же принадлежит проезду. Горизонтальное членение обозначено пояском-карнизом, который делит ворота на два яруса. Казематы имеют высоту в один ярус, средняя часть ворот (часть с проездом) возвышается над ними на высоту ещё одного яруса. На краях крыши как казематов, так и центральной части расположены зубцы. На четырёх углах высокой центральной части расположено по башне. На внешних углах нижнего яруса имеются четыре таких же башни, таким образом, ворота имеют восемь башен. Сейчас все восемь башен выглядят одинаково, однако в XIX веке башни нижнего яруса имели форму турелей — стилизованных дозорных башенок. Скорее всего башни нижнего яруса приобрели свой теперешний вид тогда, когда ворота перестраивали после их продажи городу.

Первый ярус ворот украшен тремя порталами, второй — тремя нишами, в которых установлены барельефы короля Чехии Отакара II (слева), короля Пруссии Фридриха I (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта I (справа). Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель — Замланда и Натангии.

Лицевые стены имеют толщину в два метра, своды — 1,25 м. Покрытия ярусов и перекрытия между ярусами выполнены в виде системы крестовых сводов. Так как эти своды вызывали сильный распор, на боковых гранях ворот были устроены контрфорсы.

За время своего существования архитектура ворот претерпела изменения. Ещё в 1875 году северный каземат был переделан в проход для пешеходов, позднее то же самое произошло и с южным казематом. После продажи ворот городу была снесена кордегардия и некоторые другие элементы, необходимые оборонительному сооружению, но ненужные для ворот — триумфальной арки. Были перестроены торцевые стороны ворот, которые стали видны после срытия вала.

Ворота как возможное место сокрытия утраченных культурных ценностей

Во время войны в Кёнигсберг направлялись культурные ценности, похищенные немецкими войсками в музеях, архивах, библиотеках и церквях Советского Союза. Весной 1945 года эти ценности, вместе с ценностями из кёнигсбергских музеев и других учреждений культуры, захоранивались в разных тайниках. Возможным местом нахождения таких тайников являются и городские ворота, в том числе и Королевские.

Есть версии того, что ценности прятались в воротах Кёнигсберга, в том числе и в Королевских.

В архивах Калининградской геолого-археологической экспедиции (полузасекреченная организация, занимавшаяся поисками утраченных культурных ценностей) имелся документ с показаниями доктора Штрауса, работника органов культуры тогдашней ГДР. Вот что он рассказал:

Местами захоронения ценностей могут быть — башни времён 1840—1860 годов, ворота Фридландер, Закхаймер, Кёнигс (то есть Королевские), Ростгартер…

В основном поиски экспедиции были сосредоточены на Ростгартенских воротах, так как имелись другие свидетельства того, что там были спрятаны ценности. Поиски большей частью ограничились визуальным осмотром помещений. Своих приборов у экспедиции не было, использовались приборы, взятые во временное пользование в военно-инженерном училище. Хотя эти приборы и не были предназначены для такого использования, выбора у поисковиков не было.

Дело № 82 было закрыто в 1975 году, хотя по вышеописанным причинам (отсутствие специализированного оборудования) исследования были довольно поверхностными.

Примечания

  1. Утвержден официальный символ 750-летия Калининграда. REGNUM (15.11.2004). Проверено 24 октября 2010. Архивировано 28 января 2012 года.
  2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО». Официальный сайт Музея Мирового океана. Музей Мирового океана. Проверено 21 ноября 2010. Архивировано 28 января 2012 года.
  3. Сегодня… «Великое посольство». Экспозиция. Музей Мирового океана. Проверено 21 ноября 2010. Архивировано 28 января 2012 года.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Коллектив авторов. Глава 4. Искусство и культура (раздел «Архитектура») // Кёнигсберг Калининград: иллюстрированный энциклопедический справочник / Под общей редакцией А. С. Пржездомского. — Калининград: Янтарный сказ, 2005. — С. 117-119. — 800 с. — ISBN 5 7406 0840 5.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Авенир Овсянов. В камне — застывшая музыка // В казематах королевского форта. — Калининград: Янтарный сказ, 1999. — С. 90-93, 104, 108, 110-119. — 416 с.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Балдур Кёстер (Baldur Köster). Королевские ворота // Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени. — Husum Druck, 2000. — ISBN 3-88042-923-5.
  7. Штурм Кёнигсберга//Сборник. — Калининград: Калининградское книжное издательство,, 1973. — 384 с. — 50 000 экз.
  8. Так пал Кёнигсберг (1991). Проверено 9 декабря 2010. Архивировано 28 января 2012 года.
  9. Королевские ворота на сайте «Чудеса России». Проверено 9 декабря 2010. Архивировано 28 января 2012 года.
  10. На реставрацию Королевских ворот в Калининграде выделено 20 млн. рублей. REGNUM (12.08.2004). Проверено 24 октября 2010. Архивировано 28 января 2012 года.
  11. Стоимость реконструкции Королевских ворот в Калининграде увеличилась вдвое. REGNUM (27.04.2005). Проверено 24 октября 2010. Архивировано 28 января 2012 года.
  12. 1 2 В Калининграде началась консервация знаменитых Королевских ворот. REGNUM (16.11.2004). Проверено 24 октября 2010. Архивировано 28 января 2012 года.
  13. Греф построит в Калининграде «Королевскую виселицу» для чиновников-лентяев. REGNUM (11.02.2005). Проверено 24 октября 2010. Архивировано 28 января 2012 года.
  14. В Калининграде открыты Королевские ворота — символ 750-летия города. REGNUM (01.07.2005). Проверено 24 октября 2010. Архивировано 28 января 2012 года.
  15. К 750-летию Калининграда не удастся восстановить «безголового» короля Оттокара. REGNUM (10.02.2005). Проверено 21 ноября 2010. Архивировано 28 января 2012 года.
  16. В Калининград для реставрации Королевских ворот прибыли скульпторы из Петербурга. REGNUM (23.02.2005). Проверено 21 ноября 2010. Архивировано 28 января 2012 года.
  17. 1 2 У фигур на Королевских воротах Калининграда будут запасные головы. REGNUM-Балтика (14.06.2005). Проверено 21 ноября 2010. Архивировано 28 января 2012 года.
  18. На Королевских воротах в Калининграде начался монтаж фигур правителей Пруссии. REGNUM (06.06.2005). Проверено 22 ноября 2010. Архивировано 28 января 2012 года.
  19. В Калининграде замуровали на 25 лет послания потомкам. REGNUM (10.11.2005). Проверено 21 ноября 2010. Архивировано 28 января 2012 года.
  20. Послание Владимира Путина к потомкам в Калининграде замуруют в стену. REGNUM (02.07.2005). Проверено 21 ноября 2010. Архивировано 28 января 2012 года.

Городские ворота Кенигсберга (Калининград)

Кенигсберг был окружен семью бастионными фронтами, т.е. гранями многоугольно крепостного пояса, с включением в них бастионов с соединяющим их земляным валом. Встроенные в вал и вынесенные за его пределы люнеты, кавальеры, редуты и отдельные редюиты должны были стать вспомогательными оборонительными сооружениями. В систему включались также рвы, питаемые водой, оба рукава Прегеля и другие водоемы. Отдельными элементами оборонительного обвода являлись ворота.

Все городские ворота Кенигсберга запирались на ночь и выставлялся караул. Вход в город от заката до рассвета был запрещен. Исключение составляли только врачи и священники.

Сегодня мы поговорим о городских воротах Кенигсберга (Калининград).

5 апреля 1843 года, прусский король Фридрих Вильгельм четвертый, распорядился создать вокруг Кенигсберга Второе вальное укрепление.Разработать проект поручили руководителю инженерного корпуса, генерал-лейтенанту Эрнесту Людвигу фон Астеру.

Людвиг фон Астер, разрабатывая проект Второго вального укрепления города Кенигсберг, учел не только военное назначение ворот, но и эстетическое. Все городские ворота были выполнены в одном из направлений английской неоготики — стиле Тюдор. Отдельное внимание было уделено скульптурам, украшавшим городские ворота.

Строительство городских ворот началось 30 августа 1843 года с закладки Королевских ворот. В этом событии принимал участие сам король Фридрих Вильгельм четвертый. Завершилось строительство освящением Фридландских ворот в 1862 году.
В конце 19 века началось строительство фортового пояса «Ночная перина Кенигсберга», который был вынесен на значительное расстояние от границ города. Второе вальное укрепление города Кенигсберг потеряло свое военное значение.

Указом от 25 августа 1910 года предписывалось исключить из системы укреплений ряд защитных сооружений, в том числе и городские ворота Кенигсберга.

Во время Второй мировой воны, многие городские ворота Кенигсберга (Калининграда), были частично повреждены.

В послевоенные годы городские ворота даже не рассматривались в качестве памятника архитектуры и прозябали в забросе и забвении. Одни ворота были отданы под овощной склад, другие под мастерские. Так продолжалось до 1960 года, когда постановлением Совета Министров РСФСР они таки были объявлены находящимися под охраной государства. Но основное возрождение городских ворот Кенигсберга произошло в 2004 году. Тогда к 750-летию Калининграда были отреставрированы Королевские ворота.

Сейчас городские ворота Калининграда это одна, а вернее семь достопримечательностей города. В некоторых воротах разместились музейные экспозиции, в других уютные кафе.

Королевские ворота

Королевские ворота (нем. Königstor) расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота.В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кенигсберга в состав России ворота на этом месте были построены заново русскими инженерами. Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse).

Королевские ворота 1849 год

В конце первой половины 19 века в Кенигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор. Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма 4, а завершилось строительство в 1850 году.

пленные немецкие офицеры
на фоне Королевских ворот,
12 апреля 1945

Королевские ворота Кенигсберга построены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок. Автор проекта ворот генерал Эрнст Людвиг фон Астер, за художественное оформление фасадов отвечал архитектор Фридрих Август Штюлер, барельефы создал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Королевские ворота состоят из одного проезда шириной в 4,5 метра, по бокам от которого расположены казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а с внешней стороны амбразуры.

Края крыши обрамлены зубцами. По углам здания расположены четыре восьмигранные башенки (на старых рисунках башенки круглые), и еще четыре восьмигранные башенки расположены на высокой центральной части Королевских ворот.

Фасад со стороны города украшают барельефы короля Чехии Оттокара 2 (слева), короля Пруссии Фридриха 1 (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта 1 (справа). Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель — Замланда и Натангии.
В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а в начале 20 века Королевские ворота были проданы военным министерством городскому управлению.

Королевские ворота 1972 год

Позднее, в 20 веке, валы, примыкавшие к воротам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом, ворота стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняют функцию своеобразной триумфальной арки.
В ходе Великой Отечественной войны, во время бомбардировок города, ворота получили незначительные повреждения.

После войны Королевские ворота использовали в качестве книжного магазина № 6, который закрылся в девяностых годах прошлого века. После Королевские ворота использовали под складское помещение.

В 2004 году начались реставрационные работы, в ходе которых здание Королевских ворот полностью отреставрировали, а барельефам Фридриха 1, герцога Альбрехта 1 и Оттокара 2 были возращены их потерянные головы.

В 2005 году Королевские ворота стали символом празднования 750-летия Калининграда.
10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам — стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты». Одна из записей в книге была сделана президентом России Владимиром Путиным 2 июля.

С 2005 года Королевские ворота являются филиалом Музея Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвященная посещению Кенигсберга Петром 1.

Королевские ворота со стороны города главный фасад Королевских ворот
барельефы Королевских ворот Королевские ворота с внешней стороны

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота (нем. Rossgärter Tor) расположены на пересечении улиц Черняховского (Wrangels) и Александра Невского (Cranzer Allee), рядом с площадью Василевского и Музеем янтаря.
Первые ворота, которые находились на этом месте, были построены в начале 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга. В 1852—1855 годах по проекту директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля, на месте первых городских ворот, построили новые, более современные. Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Штюлер сам проработал проект фасада, придав ему ярко выраженные готические формы. Автор скульптурных украшений — Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Росгартенские ворота имеют всего один проезд шириной четыре метра. С обеих сторон по бокам от проезда расположено по три каземата. Таким образом фасад Росгартенских ворот состоит из семи проемов. Со стороны города казематы имеют окна, с внешней стороны города амбразуры. Сверху над фасадом ворот расположен ряд зубцов, разделенный на две половины возвышенной центральной частью. По бокам центральная часть обрамлена двумя высокими восьмигранными башенками. Над въездом расположена наблюдательная площадка, огражденная зубцами. Справа и слева от въезда проходят аркады, состоящие из арок, опирающихся на колонны. По бокам от главной арки расположены два медальона-портрета, изображающие прусских генералов Шарнхорста и Гнейзенау. С внешней стороны проезд прикрыт блокгаузом, из которого можно вести круговой ружейный и артиллерийской огонь и кордегардией, из амбразур которой можно было вести фронтальный и фланговый огонь. Кордегардия имела распашные ворота. Перед кордегардией — ров, через который перекинут подъемный мост.

После войны Росгартенские ворота были восстановлены и стали использоваться как кафе-ресторан «Солнечный камень».

Росгартенские ворота с внешней стороны Росгартенские ворота со стороны города
Росгартенские ворота медальон-портрет Шарнхорста медальон-портрет Гнейзенау

Закхаймские ворота

Закхаймские ворота (нем. Sackheim tor) расположены на пересечении Московского проспекта и улицы Литовский вал. Первые ворота, которые находились на этом месте, были построены в начале 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.
Сооружение Закхаймских ворот, которое дошло до нашего времени, было построено в середине 19 века.
Ворота имеют один проезд в виде арки, который выполнял функцию контрольно-пропускного пункта при въезде в город.

Здание ворот построено в стиле неоготики из красного кирпича разной степени обжига. Из него же сложены стены и декоративные детали. На углах ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и две восьмигранные с внешней стороны. Со стороны города ворота были украшены барельефами Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, с внешней стороны — изображением черного орла.

В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а начале 20 века Закхаймские ворота были проданы военным министерством городскому управлению, и их оставили как памятник архитектуры, в виде триумфальной арки. Часть казематов была снесена и к воротам были пристроены жилые дома. Через ворота перестал ходить транспорт, который пустили рядом с воротами, срыв при этом значительную часть оборонительного вала.

Во время второй мировой войны ворота не пострадали. После войны ворота стали использоваться под склад, каковую функцию они и выполняли до 2006 года.

В 2006 году началась реставрация ворот. В Закхаймских воротах должно было разместиться федеральное государственное учреждение «Центр стандартизации и метрологии», его лаборатории и небольшой музей, где можно будет увидеть весы и другие старинные измерительные приборы.

На данный момент (апрель 2011), ни каких работ не ведется, а о музее мы можем только мечтать.

Закхаймские ворота со стороны города Закхаймские ворота с внешней стороны
Закхаймские ворота со стороны города Закхаймские ворота с внешней стороны

Фридландские ворота

На окраине города, недалеко от скотного двора, на выезде с Австрийской улицы (пр. Калинина), и пересечении ее с улицей Шенфлиссераллее (ул Дзержинского), был выстроен вал с воротами, для прикрытия города с юга, у дороги, которая вела в город Фридланд (Правдинск).

Первое упоминание о Фридландских воротах (нем. Friedländer Tor) относится к 1657 году, именно в этом году Пруссия освободилась от вассальной зависимости со стороны Польши.
Оборонительные сооружения были хорошо оснащенны артиллерией, однако серьезной проверке эти укрепления подверглись лишь в период наполеоновских войн. Попытка французов сходу взять Кенигсберг не удалась, но этот факт является исключением, так как первое вальное кольцо показало свою несостоятельность при наступлении врага. И уже в 1857—1862 годах началось строительство нового второго оборонительного кольца вокруг города. Старые ворота были разобраны и на их месте в 1862 году были выстроены новые, и они были самыми укрепленными в системе второго вального кольца. Фридландские ворота строились под руководством архитектора Ф. А. Штюлера (1800-1865).

Фридландские ворота выполнены в стиле неоготики из красного кирпича разной степени обжига. Из него же сложены стены и декоративные детали. Ворота имели большое количество казематов с окнами и амбразурами. Они имели эскарповую стену (внутренняя стена крепостного вала) с дозорным путем за ней. Эта стена, идет вдоль парка и сохранилась до наших дней. Казематы ворот имели не только ружейные амбразуры, но и пушечные. Ворота имели два проезда с порталами стрельчатого очертания, а порталы имели наличники, повторяющие их формы. Фасадная часть ворот со стороны города расчленена по вертикали пятью контрфорсами, завершающимися на уровне декоративного зубчатого парапета остроконечными двускатными башенками — пинаклями с фиалами. С внешней стороны ворот таких башенок только три. Башенки и зубцы парапета для создания светотени и большей архитектурной выразительности украшены декоративными нишами с многолопастными и двуцентровыми арочками. Под зубчатым парапетом выделяется орнамент из повторяющихся крестов, носящих в старинной архитектуре название безант.

Со стороны города ворота украшала фигура Фридриха фон Цоллерна, который в начале 15 века был комтуром крепости Бальга. С внешней стороны ворот находится изображение пятнадцатого Великого магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фойхтвангена. Автор скульптур Вильгельм Людвиг Штюрмер (1812-1864). Дата создания скульптур, обнаруженная при реставрации – 1864 год.
В настоящее время скульптуры восстановлены (скульптура Фойхтвангена — в 2005 году, скульптура Цоллерна — в 2008 году).

В начале 20 века, Фридландские ворота хотели снести, но ворота вместе со всем вторым вальным обводом были проданы военным министерством в 1910 году городскому управлению, и их оставили как памятник архитектуры.

После первой мировой войны Фридландские ворота закрываются для транспорта и становятся входными воротами в парк, который создан на месте оборонительных сооружений южного фронта. А дорога на Фридланд (нынешняя улица Дзержинского) стала проходить сбоку от ворот, при этом было снесено часть оборонительного вала.

Во время второй мировой войны Фридландским воротам пришлось стать военным объектом. Наверху до сих пор следы от окопов и ям для артиллерийских орудий. В ходе штурма города 1945 года ворота практически не пострадали. Что нельзя сказать про советский период. В послевоенное время Фридландские ворота пустовали в течение долгого времени, потом в них располагался склад. Уникальные керамические кирпичи неоднократно белились, красились, на крыше ворот прорастали деревья и в итоге ворота разрушались.

В 1988 году Фридландские ворота были переданы парку имени » 40-летия ВЛКСМ» (ныне парк Южный). На пожертвования частных лиц и общественных организаций Фридландские ворота удалось отреставрировать и открыть в них музей Восточной Пруссии.

При очистке прудов парка были найдены различные предметы, которые и составили первую экспозицию музея. Здесь собрана коллекция оружия 19 — 20 веков, коллекция винных и пивных бутылок, кузнечный и плотницкий инструмент, кирпичи с отпечатками лап животных и клейм мастеров.

Музей во Фридландских воротах основал Александр Георгиевич Новик. Первоначально музей был фактически частным и не имел официального статуса. Только в 2002 году музей был официально создан приказом директора Южного парка.
Сейчас музей «Фридландские ворота» — единственный муниципальный музей Калининграда, экспозиция которого посвящена истории довоенного Кенигсберга.

Постоянные экспозиции музея:
«Город-крепость, город-сад. Виртуальная прогулка по улицам старого Кёнигсберга»: возможность увидеть, каким был город в 1895-1910-х гг., заглянуть в витрины магазинов.
«Кенигсберг первой половины 20 века»: быт горожан первой половины 20 в., привычные вещи в непривычном облике, знаменитые торговые марки.
«Цивилизация начинается с канализации»: история водоснабжения и канализации с древнейших времен по настоящее время.

Фридландские ворота со стороны города Фридландские ворота с внешней стороны
скульптура Фридриха фон Цоллерна скульптура Зигфрида фон Фойхтвангена музей Фридландских ворот
музей Фридландских ворот музей Фридландских ворот

Бранденбургские (Берлинские) ворота

Бранденбургские (Берлинские) ворота (нем. Brandenburger Tor) расположены на пересечении улицы Багратиона (Alter Garten) и переулка Южный.
Первые городские ворота на этом месте были построены в 1657 году. Предназначались ворота для защиты города на юго-западном участке, и дороги ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково).

Из-за скудного финансирования, были построены деревянные ворота с крышей, которая упиралась в земляной вал. Для надежности перед воротами был вырыт ров и заполнен водой.

18 веке, по распоряжению прусского короля Фридриха 2, Бранденбургские ворота были снесены, а на их месте, для прикрытия города с юга (ныне улица Суворова), была построена массивная постройка из кирпича.

Бранденбургские ворота имели два просторных проезда, помещения гарнизона караульных, служебные, подсобные и складские помещения.
В 1843 году были проведены реставрационные работы, здание ворот почти полностью было перестроено. Фронтоны стали остроконечными, с крестообразными цветами из песчаника и стилизованными листьями. На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771—1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии, и генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778—1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления.

Бранденбургские ворота — единственные из всех сохранившихся до наших дней Кенигсбергских городских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение Бранденбургских ворот отреставрировано и охраняется государством как памятник архитектуры.

Бранденбургские ворота с внешней стороны Бранденбургские ворота со стороны города

Аусфальские ворота

Аусфальские (Пропускные) ворота (нем. Ausfalstor), расположены на пересечении Гвардейского проспекта (Deutschordenring) и улицы Горная.
Первые ворота на месте нынешних были построены в двадцатых годах 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга. В 1866 году Аусфальские воротабыли полностью перестроены в стиле кирпичной готики. В связи с тем, что ворота были предназначены только для пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам, то и архитектурное оформление ворот было на порядок беднее, чем остальные городские ворота Кенигсберга. Проектировал новые Аусфальские воротаархитектор Людвиг фон Астер.

Аусфальские ворота имеют только один проезд, к которому с внешней стороны города вела лестница и узкий мост. По бокам от проезда расположены казематы с амбразурами фронтального и флангового огня. Проезд перекрыт по дуге лучковой аркой, которая украшена наличником с зубцами. Выходящие в ров боковые наружные стены ворот облицованы гранитными плитами. О внешнем виде фасада ворот со стороны города ничего неизвестно, так как фасад ворот засыпан землей, а его фотографии или рисунки не сохранилось. Над проездом расположена боевая платформа с зубчатым парапетом. Ворота с самого начала врезались вал и находились фактически ниже уровня земли.

В конце 19 века вальные укрепления города утратили свои оборонные функции, и в начале 20 века Аусфальские ворота были проданы военным министерством городскому управлению, а единственный проезд ворот был заложен.

Во время второй мировой войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.

После войны в Аусфальские ворота использовались как склад, позднее — как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а еще позднее в них был расположен коллектор сточных вод.
В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвященная советским солдатам, погибшим при штурме Кенигсберга.

Весной 2007 года Аусфальские и Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.

Аусфальские ворота коллектор сточных вод
православная часовня Св. Георгия Аусфальские ворота

Штайндаммские ворота

Штайндаммские ворота (Steindammer thor), эти ворота располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1912 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.
Ворота имели два широких проезда для транспорта и два проезда для пешеходов. Справа и слева размещались по три казармы. Как и большинство городских ворот Кенигсберга, здание Штайндаммских ворот было построено в готическом стиле. Наличники арочных ворот имели стреловидную форму. Края крыши завершали зубья. По краям пешеходных порталов возвышались башенки. По центру ворот, в нише, размещалась статуя короля Фридриха Вильгейма 4.

Холлэндербаумские ворота

Холлэндербаумские ворота (Hollanderbaum thor) находились в районе перекрестка улицы Генерала Буткова (Ausfalltorstr) и набережной Маршала Баграмяна (Hollanderbaumstr), рядом с двухъярусным мостом через реку Преголю.

Ворота получили название по району, в котором они были расположены (Холлэндербаум, «голландское дерево»). Ворота были снесены в начале 20 века, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.

Трагхаймские ворота

Трагхаймские ворота располагались в районе улицы Горького (Waldburgstr). Ворота были снесены в 1910 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.

Железнодорожные ворота

Железнодорожные ворота (нем. Eisenbahnhof Tor) были построены в 1866-1869 годах по проекту архитектора Людвига фон Астера.

Железнодорожные ворота имели два пролета (северный и южный), оформленных стрельчатыми арками. По бокам железнодорожных пролетов расположены казематы с амбразурами, а с внешней стороны — помещение для караула.

В начале 20 века, поверх ворот проложили улицу Дойчорденринг (нем. Deutschordenring, ныне Гвардейский проспект).

После Второй мировой войны движение по проходящей через ворота ветке прекратилось в связи со строительством новой. Старые пути были окончательно демонтированы лишь в 1990-х годах, теперь на их месте проложена пешеходная дорожка в парк Победы.

Железнодорожные ворота Железнодорожные ворота

>Королевские воротаФото: Королевские ворота

Фото и описание

На пересечении Литовского вала и улицы Фрунзе находятся одни из семи исторических ворот Кенигсберга (ныне — Калининград). Королевские ворота, созданные в 1850 году по проекту генерала Э.Л. фон Астера, были выстроены из красного кирпича в псевдоготическом стиле и напоминают маленький замок. На фасаде ворот размещены три горельефа: короля Фридриха I (первый коронованный прусский король), герцога Альбрехта (реформатор) и короля Пржемысла Отакара II (основатель города), выполненные скульптором В.Л. Штюрмером. Под скульптурами, установленными в 1852 году, расположены гербы трёх государей, а над головами «отцов Кёнигсберга» возвышаются гербы Самбии и Натангии (прусские земли).

Первоначально на этом месте располагались ворота Кальтхофские или Нойе Зорге (в переводе с немецкого — «новая забота»), построенные в 1626 году, позднее их сменили Гумбинненские, построенные в 1717 году русскими инженерами и в 1811 году переименованные в Королевские (по названию улицы). Название улицы (Королевская), на которой находились ворота, связано со следованием по ней прусских королей на войсковые смотры из Кенигсбергского замка в предместье Девау. Закладка существующих в наши дни Королевских ворот состоялась в августе 1843 года с участием знатных особ и короля Фридриха Вильгельма IV. В конце девятнадцатого века ворота утратили военное значение и функционировали как триумфальная арка. В советские времена, после нескольких попыток уничтожить это историческое сооружение, Королевские ворота были признаны памятником истории и культуры. В 2005 году, в преддверии 750-летнего юбилея Кенигсберга, ворота были отреставрированы и стали символом города.

В наши дни в здании Королевских ворот располагается экспозиция Музея Мирового океана, посвящённая международным связям Кенигсберга и Великому посольству. Также в экспозиции представлен материал о развитии города-крепости и демонстрируется фильм о реставрации ворот. На выходе можно приобрести сувенир — «Прусский кот», являющийся своеобразным талисманом города.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *