Кракатау

Основные данные о вулкане Кракатау

Для тех, кому интересно, на каком материке расположен один из действующих вулканов мира, стоит отметить, что он является частью Малайского архипелага, который фактически относят к Азии. Острова раскинулись в Зондском проливе, а непосредственно вулкан располагается между Суматрой и Явой. Определить географические координаты молодого Кракатау непросто, так как они могут незначительно меняться из-за систематических извержений, фактические широта и долгота следующие: 6° 6′ 7″ S, 105° 25′ 23″ E.

Раньше стратовулкан был целым островом с таким же названием, но мощнейший взрыв стер его с лица Земли. До недавних времен про Кракатау даже подзабыли, но он вновь появился и растет с каждым годом. Текущая высота вулкана составляет 813 метров. По средним подсчетам каждый год он увеличивается приблизительно на 7 метров. Считается, что вулкан соединяет между собой все острова архипелага, имея общую площадь в 10,5 кв. км.

История величайшей катастрофы

Кракатау время от времени извергает свое содержимое, но мощных взрывов за всю историю было немного. Самым катастрофичным считается событие, произошедшее 27 августа 1883. Тогда конусообразный вулкан буквально разлетелся на части, отбросив куски на 500 км в разные стороны. Магма вылетела мощным потоком из кратера на высоту в 55 км. В докладе сообщалось, что сила взрыва составила 6 баллов, что в тысячи раз мощнее ядерной атаки в Хиросиме.

Год крупнейшего извержения навсегда попал в историю Индонезии и всего мира. И хотя на Кракатау не проживало постоянного населения, его извержение спровоцировало гибель тысяч людей с близлежащих островов. Сильное извержение вызвало цунами высотой в 35 метров, которое накрыло не один пляж. В результате вулкан Кракатау раскололся на небольшие островки:

  • Раката-Кечил;
  • Раката;
  • Сергун.

Рост молодого Кракатау

После взрыва Кракатау вулканолог Вербеек в одном из своих сообщений выдвинул гипотезу о том, что на месте исчезнувшего вулкана появится новый в силу строения земной коры в этой области материка. Прогноз оправдался в 1927 году. Тогда случилось подводное извержение, пепел поднялся на 9 метров и держался в воздухе несколько дней. После этих событий появился небольшой участок суши, образованный из застывшей лавы, но его быстро разрушило море.

Серия извержений повторялась с завидной периодичностью, в результате чего в 1930 году родился вулкан, которому дали название Анак-Кракатау, что переводится как «Дитя Кракатау».

Советуем посмотреть на вулкан Котопахи.

Конус пару раз менял свое положение из-за негативного влияния океанических волн, но с 1960 года он стабильно растет и привлекает к себе внимание огромного количества исследователей.

Ни у кого не возникает сомнений относительно того, действующий или потухший этот вулкан, так как время от времени он извергает газы, пепел и лаву. Последнее значимое извержение датируют 2008 годом. Тогда активность сохранялась полтора года. В феврале 2014 Кракатау вновь проявил себя, вызвав более 200 землетрясений. В настоящее время исследователи постоянно следят за изменения острова-вулкана.

Туристам на заметку

Хотя вулканический остров никто не населяет, могут возникнуть вопросы, к какой стране он относится, чтобы знать, как добраться до природного творения. В Индонезии существует строгий запрет на поселение рядом с опасным вулканом, а также ограничения для туристических экскурсий, но местные жители готовы сопроводить желающих прямо до острова и даже помочь вскарабкаться на сам Кракатау. Правда, до кратера еще никто не взбирался и вряд ли кого-то туда допустят, так как поведение вулкана очень непредсказуемо.

Ни одна картинка не способна передать истинного впечатления от вулкана Кракатау, поэтому многие люди стремятся попасть на остров, чтобы воочию увидеть покрытые пеплом скаты, сделать фото на серых пляжах или изучить недавно появившуюся флору и фауну. Чтобы добраться до вулкана, придется арендовать лодку. Сделать это можно, например, на острове Себеси. Рейнджеры не только покажут, где находится вулкан, но и сопроводят до него, так как путешествие в одиночку строго запрещено.

Доброго времени суток, читатели сайта «Я и Мир»! На нашей планете есть (привлекающий большое внимание) вулкан – Кракатау. Где находится, что сейчас с ним происходит, действующий он или потухший? Сейчас мы всё вам расскажем.

Место расположения

Если смотреть на карте мира, то Кракатау расположен между двумя островами Суматра и Ява в Малайском архипелаге. Когда-то существовал старый вулкан, а теперь образовался новый (молодой) и его географические координаты определить сложно, поскольку он периодически извергается. А фактическая широта и долгота – 6°06′07″ юш 105°25′23″ вд. На карте полушарий он виден в восточной части.

История катастрофы

Когда-то давно это была не просто гора, а целый остров. Но однажды он проснулся и взрывом раскололся на три маленьких острова. До извержения он был, конечно, выше, а сейчас абсолютная высота в метрах составляет всего 813. За свой исторический период вулкан Кракатау взрывался много раз, выбрасывая в атмосферу невероятно много пепла. В древности одно из извержений случилось в 535 году и разделило острова Яву и Суматру глубоким проливом.

Одно из последних произошло 27 августа 1883 года, что и привело к расколу острова. Тогда конус практически разлетелся на части на полкилометра в разные стороны. А магма так резко выстрелила вверх, что сила взрыва составила 6 баллов, словно произошла ядерная атака, более мощная, чем в 1945 году на японский город Хиросиму.

На острове не было постоянно проживающего населения, но это привело к гибели почти 40 000 человек на соседних островах, из-за огромных цунами, вызванных взрывами. Шум от извержения было слышно на расстоянии в 3,5 км на Шри-Ланке и даже в Австралии, а ударные волны чувствовались по всему миру.

Его сын

С тех пор гора-вулкан периодически просыпался и в начале 20 века родился новый – Анак-Кракатау, что обозначает «Дитя Кракатау». И с тех пор конус постоянно подрастает на 7 метров в год, привлекая внимание туристов и исследователей. Отвечая на вопрос: действующий он или спящий, сомнений нет: с завидной периодичностью он извергает пепел и лаву. В 2008 году он сохранял активность почти полгода, а в 2014 году за короткое время вызвал более 200 землетрясений подряд.

Для желающих сюда добраться

У многих искателей приключений возникают вполне резонные вопросы: на каком материке находится вулкан и в какой стране? Малайский архипелаг принадлежит Азии, а вулкан Индонезии. И хотя экскурсии для туристов ограничены, но местные жители, конечно, за плату, сопроводят вас до острова и даже помогут взобраться на гору. Но до кратера вряд ли вы сами пойдёте, т. к. в любой момент он может начать свою страшную работу.

На соседнем острове раскинулся Национальный парк, где можно увидеть яванских носорогов. К сожалению, они последние на планете. Можно посетить парк фантазий, где в деталях видна мини Индонезия и собраны образцы архитектуры страны. Желающие смогут съездить к спящему вулкану.

Впечатление от вулкана

Ни одна картинка или фото не смогут передать, пусть опасной, но красоты Кракатау, поэтому искатели приключений пытаются сами попасть к нему поближе. Увидеть серые пляжи, изучить растения, походить по земле, которая ещё недавно была горящей лавой.

Когда со страшной силой извергаются вулканы, потом ещё долго все видят солнце, закрытое облаками, а рассветы много дней остаются кроваво-красными от вулканического пепла.

Смотрите также видео: извержение вулкана Krakatoa.

Вы узнали о действующем вулкане мира, узнали, что такое Анак-Кракатау, расположение и его историю. Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями. А мы прощаемся с вами до следующих действующих вулканов, извините, статей.

В заключение нашей поездки в Индонезию летом 2013 года, мы отправились в место, которое известно своей, без преувеличения, страшной историей: 26 августа 1883 года на острове Кракатау началось извержение вулкана, ставшее одним из величайших в современной истории…
Вулкан Кракатау находится в Зондском проливе между островами Суматра и Ява. Вот это место на карте:
До 1883 года Кракатау был целостным вулканическим островом площадью примерно 10 км, а его самая высокая точка достигала 2000 метров. К этому времени остров уже имел дурную славу благодаря сильнейшим извержениям. Например, в 535 году произошло извержение, которое привело к глобальным климатическим изменениям во всем мире! А по некоторым данным именно тогда образовался Зондский пролив, который разделил один большой остров на Яву и Суматру.
Старинный рисунок Кракатау. Пепел из кратера после 20 мая 1883г.
К 1883 году на острове сформировалось 3 кратера Раката, Данан и Пербуатан. Начиная с мая до 26 августа 1883г вулкан не раз проявлял свою активнсть, как бы предупреждая людей об опасности. Ночью, с 26 на 27 августа, из под земли начал доноситься гул, который в итоге стал на столько сильным, что даже в Джакарте (200 км от Кракатау) люди ночью не могли заснуть! А потом раздался взрыв невероятной мощи. Обломки взорвавшейся горы поднялись на высоту до 80 км, пепел выпал на площади более 4 млн км²!! Этим взрывом были вызваны мощнейшие волны до 30 метров в высоту, а одна из цунами обошла ВЕСЬ земной шар. В результате этого извержения были разрушены сотни городов, деревень и селений, а количество человеческих жертв достигло 40 тысяч человек.

После извержения изменился рельеф морского дна в проливе, на месте острова Кракатау осталась только небольшая часть от вулкана Раката, и два островка Сертунг и Панджанг.
Табличка на Кракатау с историей извержения 1883г
Но не смотря на колоссальные разрушения сам вулкан не погиб. И в 1927 году, после подводного извержения, из-под воды на 9 метров поднялся новый вулкан Сын Кракатау (Anak Krakatau). Со дня своего рождения вулкан вырастал примерно на 13 см в неделю, на сегодняшний день его высота 813 метров.
На фотографии ниже хорошо видно очертания острова Кракатау до 1883 года, в нижней части фото остатки вулкана Раката после извержения и молодой Анак Кракатау растущий в центре древней кальдеры. Какие сюрпризы готовит нам этот огненный малыш остается только гадать. А пока мы решили посмотреть на него своими глазами!
Поездка на Кракатау была запланирована нами заранее. Мы перелопатили много информации, рассчитали, сколько дней нам понадобится, но некоторые сложности всё же возникли в пути.
Вылет с Бали на Яву у нас был днём, в аэропорту Джакарты мы оказались примерно в 14 часов. Сдали свои чемоданы в камеру хранения и перекусили в местном KFC. Дальше мы пошли искать такси, нам нужно было доехать до населённого пункта Чарита (Carita) и отеля Mutiara Carita. Таксистов рядом с аэропортом много, цены естественно сначала называют выше, но стандартный на Бали приём «не хотите, тогда мы пошли к другим» работает и здесь. В итоге договорились что нас довезут до места за 450 тысяч рупий. Дорога оказалась долгой. Первая часть пути по платной дороге пролетела очень быстро. Водитель попытался взять с нас деньги за проезд по ней, но мы точно помнили, что это входило в общую сумму проезда и ничего ему не дали) А свернув с трассы на обычную для Индонезии дорогу, по одной полосе в каждую сторону, мы встали в пробку, в итоге ехали от Джакарты до Чариты часов пять, если не больше.
Приехали, заселились без проблем, но всё-таки лучше бронировать номера заранее, на букинге, например, так как район Чарита это популярный курорт у яванцев и они сюда приезжают на отдых, некоторые с группой по тур путевкам, кто-то с семьей, а кто-то по работе. В общем, в выходные могут быть заняты все номера. Отель напомнил мне наши курорты Краснодарского края, которые не ремонтировались с советских времен. Здесь большая территория, есть отдельно стоящие домики и один общий корпус, в который мы и поселились. Номера большие, просторные, достаточно чистые — в общем, жить можно.
Здесь же, в отеле, мы сказали что хотим поехать на Кракатау и нам очень быстро прислали друга, который организует эту экскурсию. Дальше был очень долгий процесс торговли. Изначально мы хотели поехать с ночевкой и посмотреть как из кратера вылетает лава, на этот наш запрос друг объявил цену в 7 миллионов рупий (это почти 700$)! «Май френд, май френд»! В итоге мы выяснили, что вулкан вообще-то сейчас не извергается, да и вряд ли будет это делать завтра и решили поехать на один день. Цену сторговали до 4 миллионов, на этом и остановились, всё-таки в июле высокий сезон.

А дальше у нас случился казус с номером. Я увидела комаров, а так как в одной из своих поездок на Бали благодаря им я познакомилась с лихорадкой денге, ночевать в их компании мне не хотелось. В номере брызгалок от насекомых не было, и мы попросили местных работников принять меры… И они приняли… Я почему-то не отреагировала на странного вида болон с пульверизатором у работника, и вышла из номера к Диме (он на террасе договаривался о поездке на вулкан), а когда в следующий раз зашла в номер, поняла что произошло непоправимое! Работник распылял по нашему номеру бензин!!! Мы были в шоке, чувак уверял что запаха скоро не будет, но понятно, что это бред и оставаться в этом номере на ночь было нельзя! Для справедливости замечу, что на ресепшен нам без слов поменяли номер. После всего этого, мы поужинали, прогулялись немного по территории отеля и пошли спать, завтра нас ждет Анак Кракатау!
Утром мы поднялись не очень рано, часов в 7, и пошли завтракать. К нам подсел один яванец, ему очень хотелось поболтать, подтянуть английский и просто пообщаться с белыми людьми. Развлечение у них здесь такое, если видишь белого человека, то с ним надо обязательно поболтать, а еще лучше сфотографироваться)) Пока мы общались, пришел наш друг — гид и сказал что пора в путь!
Нам подогнали хороший скоростной катер, я сначала подумала, что мы едем с другими туристами, но нет, это только для нас! Примерно через 1,5 часа поездки по волнам океана, вдалеке мы увидели «малыша» Кракатау.
Подъезжая ближе, мы уже явно различали дым, валивший из кратера. Зная историю этого места, даже находясь на некотором удалении, понимаешь, что это не безопасная прогулка, а нам еще предстоит забраться наверх.
Заезжая в своеобразный залив, образовавшийся после извержения 1883г, видно остатки вулкана Раката. Мы знаем, что это только его малая часть. Только представьте, что тут был высоченный вулкан и как он разлетелся на куски от взрыва чудовищной силы!
Остров Раката
Последствия катастрофы можно заметить и сейчас: с правой стороны, там, где раньше возвышалась гора, сейчас лишь вогнутая внутрь выемка.
Остатки от большого вулкана
Мы направились в центр «залива», где в прямом смысле растет Анак Кракатау. Наш катер сначала объехал вулкан вокруг, чтобы можно было его рассмотреть со всех сторон. Зрелище впечатляющее! Нам сказали, что вулкан часто извергается, его береговая линия постоянно меняется, а на склонах видно остывшую лаву и то, как она стекала в океан!
Чем ближе подъезжаешь, тем более грозным или даже угрожающим он выглядит.
Дым идет не только из кратера, он сочится отовсюду из-под земли.
Создается ощущение, что почва постоянно горит.
У подножья вулкана барханы черного вулканического песка вперемешку с пеплом и лавой.
Глядя на эти фотографии сложно подумать, что можно подняться на Кракатау!
Проехав дальше, мы увидели, что на другой стороне от кратера вулкана появляется растительность.
А еще дальше от «горячей точки» уже вырос целый лес! Говорят, что тут даже комодский варан водится, но мы его не увидели.

Когда мы подъехали к месту высадки, я в очередной раз расстроилась. Остров-то необитаемый, а мусора полно(( Это показывает, как сильно загрязнен мировой океан. Очень грустно от таких картин(
Не хочу смотреть на это безобразие((
Немного переведя дух, начинаем поход на вулкан. Треккинг на Кракатау не сложный, самое тяжелое это перенести жару дневного солнца.
Сразу отмечу, что шли мы в шлёпках, песок в общем горячий, но не сильно. Мне показалось, что горячее стало, когда мы уже спускались, может просто к середине дня почва больше нагрелась.
А вот одеть что-нибудь на голову и закрыть плечи очень полезно! Но так как это были последние денёчки нашего летнего отдыха, я старалась наслаждаться солнышком по-полной!
Сначала дорога проходит через лес, здесь есть тенёк и приятно идти. Наши гиды идут вперед и показывают путь)
Потом тропинка выходит на довольно крутой и открытый участок. Здесь придется немного попотеть. Путь наверх в общем-то не трудный, основная сложность в том, что очень жарко на солнце и что идешь по песку.
Лес понемногу редеет и, в конце концов, остается позади. И мы сразу обратили внимание на множество булыжников валяющихся повсюду. Наши гиды сказали, что они вылетели из кратера во время извержений.
Напротив виднеется Раката.
Вот сколько мы уже прошли. Вдалеке еще один островок, кажется это Панджанг. Возможно, и он когда-то был горой.
Мы забрались! И вот такой красивый вид с Кракатау на океан, острова и тропинку, по которой мы шли, открылся нам сверху.
Подъем на Кракатау получается не высокий, может метров 500, а выше на край кратера вас никто не пустит, говорят, что есть пустоты и почва может провалиться. Тропинка дальше проходит по левому краю большой выемки, как я поняла, это почва просела после очередного извержения.
Мы прошли немного по кромке провала, в сторону Ракаты. Здесь тоже очень красиво! Я не удержалась и попозировала)) Жара усиливалась, мы решили не задерживаться на открытом солнце долго и пошли вниз.
С этой стороны вулкана уже больше видны следы извержений. Вот в провале лава и камни.
Ниже много опалённых деревьев.
Диме больше нравятся такие пейзажи)
Дальше уже начинается молодая поросль деревьев и лес за ней.
Потом мы увидели огромные ямы и поломанные вокруг деревья. Оказалось это от камня, который выкинуло из кратера недавно.
А вот и камень. Я бы сказала, что это кусок горы, он высотой с меня и плюс огромный в ширину. Не хотелось бы мне попасть сюда во время извержения.
Пока Дима это всё фотографировал, я не теряла времени)) Очень жарко стало, хочется скорее в тень! А наши проводники уже давно убежали в лес)
В лесочке мы нашли останки сейсмологической станции. Раньше были еще такие же на верху, но сейчас от них ничего не осталось. Новые делать не стали, и наблюдают теперь за обстановкой издалека с Суматры и Явы.
После посещения вулкана, рядом с Ракатой, можно поплавать и посмотреть рыбёшек) Тут конечно не красное море, но после жары очень хорошо! Маски у нас были свои.
Наплававшись, на обратном пути Дима сладко заснул)
Жертва Кракатау 🙂
Напоследок еще один взгляд на Кракатау. Дымить он, кстати, стал сильнее!

Но это еще не всё наше приключение) Пока мы возвращались в отель, погода на побережье испортилась, и мы подумали, что торчать тут целый день и еще одну ночь, смысла никакого нет. Было решено ехать в Джакарту, ночевать там и днем погулять посмотреть город. У нашего друга, который организовывал поездку на Кракатау, мы спросили сколько стоит доехать отсюда до Джакарты, и он нам выдал: «ван миллион»! Да, да, один миллион рупий. Это, в общем-то, 100$, но мы-то помним, что доехали сюда за 450 тысяч, дорога не увеличилась за одну ночь, бензин не подорожал. В чем же дело?! На наш рассказ, что мы приехали за 450 тысяч он сказал что это импосибиль, т.е. невозможно) Ну мы над ним посмеялись конечно, и решили, что найдем другую машину. Но не тут то было! Оказывается таксистов (кроме рикш) тут нету, местные либо приезжают на своих машинах, либо их везут по тур путевкам на автобусе. Пользуясь этим все здешние тур компании, которые организовывают экскурсии, действительно возят в Джакарту за один миллион! Дима попытался поторговаться, опустил цену до 800 тысяч и всё. Тут у нас проснулся дух противоречия) И мы решили что обычные местные жители как-то же добираются до Джакарты, значит и мы сможем! Мы собрали вещи и вышли за пределы отеля, зная лишь одно: мы едем в Джакарту!
На первый взгляд кажется, что тут сложного, спросили где автобус, сели, поехали. НО! Не забывайте что мы на Яве причем в месте, куда иностранный турист заезжает не часто, а если и заезжает то по городу особо не шатается) Следовательно на английском никто не говорит, даже немного! И еще… Мы же на Яве, поэтому белый человек это диво дивное! Я не знаю как передать свои ощущения во время того, когда идешь по улице, а тебя все без исключения рассматривают с диким удивлением! Это как если бы по Москве шел зелёный трехметровый инопланетянин)) Точно, именно так я себя и ощущала 🙂 Мы зашли в магазин, купили мороженное и воду, попытались объяснить что нам надо в Джакарту и спросить где остановка автобуса. Все хихикали, и никто ничего толком нам не сказал. На выходе нам попался человек, который вроде бы мог связать пару английских слов, из его жестов руками мы поняли где остановка, что нам сначала надо доехать до местечка Чилегон (Cilegon), а там пересесть на автобус до Джакарты. Ну, уже что то! По дороге разберемся.
Вот наш маршрут на активной карте:
Нас много пугали, что надо быть аккуратнее на Яве, это вам не Бали, где все добрые, там все злые и ужасные. Не ходите дети в Африку гулять))) Скажу сразу нам ни одного Бармалея не попалось, наоборот все старались помочь чем могли, подсказать (пусть даже на индонезийском) улыбались и конечно же фотографировались с нами) Первым кто нам помог был старенький, весь сморщенный водитель рикши. Он стоял около остановки предложил нам такси) Когда понял что мы в Джакарту, тоже назвал пересадочный пункт, а потом тормознул нужный нам автобус и даже помог туда залезть)
Кстати автобус это сильно сказано, скорее малюсенькая маршрутка, снаружи она похожа на маленький минивэн isuzu. Дверей в ней нет, а для пассажиров сзади две лавки) Мы протиснулись в эту машинку и поехали. Ехать нам предстояло 2 часа! Цена поездки на такой маршрутке на двоих вышла 30 тысяч рупий. Причем цена для женщин и мужчин разная, к сожалению, забыла за кого платят больше, а за кого меньше)) Ехать было весело, с нами пытались все поболтать, мы пытались уточнить дорогу. Дима фотографировал машину изнутри.
Еще, как я уже писала, местные жители фотографировались с нами, а мы с ними )
А дальше нам повезло, когда мы проезжали крупный завод, в маршрутку сел мужчина, который хорошо говорил на английском, и он тоже ехал в Джакарту! Сказал: «Не волнуйтесь, доставим вас в лучшем виде»! Он постоянно ездит сюда на работу и уже знает, как побыстрее добраться, поэтому маршрут наш получился немного другой. Мы сначала пересели на еще одну маршрутку, а уже после на большой автобус до Джакарты. Сели мы на него в каком-то хитром месте, как мы поняли, перед автобусной станцией и поэтому, нам удалось занять места. На этом автобусе мы ехали еще часа 2,5. Проезд на нем вышел 70 тысяч на двоих. И того дорога Чарита — Джакарта вышла 100 тысяч рупий (10$) на двоих, плюс куча положительных эмоций! Вот так экономия!!! По дороге мы выбрали отель, в Джакарте наш друг подсказал, где выйти, и дальше на такси мы доехали до отеля. Вот такое у нас вышло приключение!
Резюмируя эту поездку, я бы посоветовала желающим посмотреть Кракатау, брать машину в прокат. Это можно сделать в международном аэропорту Джакарты и через интернет у таких фирм как Hertz, Avis и др.
Невероятный день на вулкане и долгая, но интересная дорога до Джакарты, стали нашим заключительным путешествием этого лета в Индонезии. Правда у нас в планах на следующий день была еще прогулка по Джакарте. А пока мы попрощались с удивительной природой островов, с Индийским океаном и в очередной раз загадали желание обязательно вернуться!
p.s. Канал Discovery снял отличный фильм про этот вулкан, с реконструкциями событий и т.п., посмотреть его на youtube можно



Еще из путешествия по Индонезии:
Другие вулканы Индонезии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *