Красная площадь 1893

Содержание

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью цикла сказки А.С. Пушкина «Сказка о Золотом…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать свой неповторимый стиль, основной для которого стали…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки, где подмечал особенности местного фольклора,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них можно было лишь обнаружить отдельные иллюстрации с…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее перья поражают причудливыми отсветами. Перо может…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на чудесных пейзажах Грабаря. Его любимым занятием были…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он старался изображать на многих своих полотнах….

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают темные краски. Высокие пенящиеся волны подчеркивают…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период. Военная тема занимает значительное место в твор­чество…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность, проведённые в Санкт-Петербурге и имении Нескуч­ном под…

>Красная площадь и ее история

ГЛАВНОЕ

  • Красная площадь ‒ это целый архитектурный ансамбль, состоящий из построек разных стилей XV-ХХ веков, памятников и даже некрополя.
  • Слово «красная» в названии площади означает «красивая».
  • Государственный Исторический музей (XIX в.) с богатой коллекцией археологических находок, икон, произведений декоративно-прикладного искусства.
  • Исторические соборы Казанской Иконы Божией Матери и Василия Блаженного; последний также функционирует как музей, где можно увидеть иконы XVI-XVII вв.
  • Огромный торговый комплекс ГУМ (XIX в.) в стиле эклектика, где помимо всего прочего вы найдете мороженое с «тем самым» вкусом.
  • Мавзолей В.И. Ленина (20-е годы ХХ в.), мемориальные захоронения известных деятелей советского периода ‒ Сталина, Буденного, Жукова, Брежнева и др.

Красная площадь. Сердце столицы и главная площадь страны. Невозможно посетить Москву и не побывать на Красной площади. Ее памятники воплощают многовековую историю Москвы во всех ее проявлениях. Много ли в мире площадей, где в рамках одного пространства располагались бы храмы, крепостные стены и башни, музеи, кладбище с мавзолеем и огромный торговый центр? В единой композиции уживаются постройки разных стилей и веков – от XV-го до ХХ-го, составляя единый ансамбль, прекрасный своим разнообразием.

До сих пор Красная площадь остается в центре жизни страны: на ней проходят праздники и концерты, народные гуляния, а зимой здесь действует каток. Каждый год 9 мая на площади проводятся парады в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне. Сюда приходят не только туристы, но и сами москвичи – Красная площадь не превратилась в застывший музей под открытым небом, а продолжает жить в ритме современного мегаполиса.

Воскресенские ворота и здание Исторического музея

Удобнее всего начать изучение истории Красной площади со стороны Манежной площади, пройдя на Красную через Воскресенские (Иверские) ворота. Возникли они в XVI в. и сначала носили название «Львиные», так как рядом располагался ров, в котором жили львы царя Ивана Грозного. В XVII в. были надстроены две нарядные башни над проездом. Иверские ворота по традиции являлись главными воротами Москвы, поскольку они вели от главной улицы города – Тверской на Красную площадь. Через них торжественно проходили победоносные войска, въезжали иностранные послы. Иверская часовня, возведенная в 1781 году, была выстроена для иконы Иверской Богоматери – одной из самых почитаемых в России святынь. К ней приходили молиться об успехе любого начинания, о защите и покровительстве.

Справа от ворот находится Государственный Исторический музей. Он был построен в 70-80-е гг. XIX в. по проекту архитектора В.О. Шервуда в необычном псевдорусском стиле, чтобы соответствовать облику Кремля и храма Василия Блаженного. Здание получилось большим, нарядным, его шпили и башенки перекликаются с формами кремлевских башен. Исторический музей ограничивает площадь с северной стороны.

Экспозиция музея наглядно рассказывает об истории России начиная с самых древних времен. В нем можно увидеть археологические находки, предметы утвари, а также произведения иконописного, живописного и декоративно-прикладного искусства. Обязательно стоит обратить внимание на оформление залов: его можно рассматривать как образец прекрасного решения музейного пространства.

Здание ГУМа

За Казанским собором следует ГУМ – Государственный универсальный магазин. Красная площадь издавна являлась местом торговли: еще во времена Ивана Грозного на этом месте велась торговля в каменных лавках — «рядах». В первой половине XIX в. после пожара 1812 г. архитектором Осипом Бове была проведена реконструкция пространства площади: засыпан ров с водой у кремлевской стены, уничтожены земляные валы, а на месте многочисленных лавочек было построено большое здание торговых рядов в стиле классицизм.

К концу XIX в. здание Бове обветшало и нуждалось в кардинальной перестройке. В 80-90-е гг. построены новые торговые ряды по проекту А. Померанцева в стиле эклектика. Померанцев создал как бы несколько элегантных улиц с небольшими магазинчиками в три этажа, перекрыв их пространство прозрачными сводами на металлическом каркасе (его проектировал инженер В. Шухов – автор знаменитой московской «Шуховской башни»). Таким образом, получилось пространство, органичное человеку – функциональное, светлое и нарядное.

Современный ГУМ – это крупный торговый комплекс. Значительное пространство в нем отведено под дорогостоящие товары премиум сегмента. Однако, при желании, там можно обнаружить и экономичную столовую, и интересные магазинчики с вполне умеренными ценами. Москвичи часто заходят в ГУМ за мороженым – старожилы уверяют, что знаменитые вафельные стаканчики до сих пор сохраняют «тот самый» вкус любимого советского лакомства.

После 1812 г. на Красной площади появились не только Торговые ряды, но и знаменитый памятник Минину и Пожарскому работы И. Мартоса. Сейчас он стоит перед Храмом Василия Блаженного, но изначально находился на центральной оси старых торговых рядов. После победного завершения Отечественной войны 1812 г. и освобождения Москвы от французов Россия переживала национальный подъем. Примечательно, что победа над поляками произошла ровно за 200 лет до изгнания из Москвы французов – в 1612 г. Скульптор Мартос создает образ двух героев – предводителей народного ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Несмотря на разницу в их происхождении, они изображены как равноправные действующие лица, объединенные общим порывом перед лицом большой опасности. Минин указывает вперед, призывая Пожарского, а с ним и всех россиян, на борьбу за правое дело. Когда памятник находился на своем первоначальном месте, этот жест был направлен в сторону возвышающегося над кремлевской стеной купола Сената. В этом была своя символика, а кроме того, композиционный замысел: памятник визуально объединял торговые ряды и Сенат, подчеркивая композиционную ось площади. Однако в 1931 году, в ходе высвобождения пространства площади, памятник переместили к Собору Василия Блаженного. Неофициально же перенос объясняется тем, что в первое десятилетие советской власти возникла неоднозначная ассоциация: Кузьма Минин, призывающий на борьбу с захватчиками, указывал прямо на мавзолей В.И. Ленина!

Кремлевская стена и Спасская башня

Напротив ГУМа у стены Кремля находятся мемориальные захоронения деятелей советского времени. Здесь покоятся Сталин, Буденный, Ворошилов, Жуков, Брежнев… Центром некрополя является мавзолей В.И. Ленина, построенный в 20-е гг. ХХ в. по проекту А.В. Щусева. Архитектор не пошел по пути Шервуда и Померанцева, ему был чужд стиль историзма. Несмотря на абсолютно современные для своего времени формы, здание мавзолея вписалось в ансамбль площади. Поставленное на оси ГУМ ‒ Сенатская башня, оно подчиняется этой композиции, дополняя, а не разрушая ее.

Одной из самых ярких и знаковых построек, находящихся на Красной площади, безусловно, является Спасская башня. Получив свое окончательно оформление в XVII в., она является высотной доминантой пространства, связывающей площадь с Кремлем. По традиции, Спасские ворота Кремля считаются святыми, царскими вратами, и в старину все проходящие через них обязаны были снимать шапки. По легенде, в 1812 году этого не сделал Наполеон, но налетевший порыв ветра сбросил его треуголку на землю! Бой курантов Спасской башни знакóм каждому россиянину – именно с него начинается каждый Новый год. Недавно – в 2010 г. ‒ на башне была открыта заштукатуренная фреска XVI в., изображающая Христа Спасителя со святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Теперь на одной башне парадоксальным образом сосуществуют православная икона и заменившая в 1930-х гг. двуглавого орла (герб царской России) пятиконечная звезда. Он также является своеобразным произведением искусства и символом своего времени.

Собор Василия Блаженного

Завершает перспективу Красной площади собор Покрова на Рву, или храм Василия Блаженного. Этот удивительный памятник архитектуры XVI в. стал символом Москвы и композиционным центром площади. Он притягивает взгляд, формирует пространство и служит удивительным фоном для парадов и концертов. Создание этого собора посвящено важной военной победе средневековой России: взятию Казани войсками Ивана Грозного.

Примечательно, что храм представляет собой девять самостоятельных церквей, поставленных на общее основание и объединенных в общую композицию, – таким образом решил поставленную перед ним задачу спроектировать храм с девятью престолами автор проекта – русский зодчий Барма Постник. Церкви были освящены в честь праздников и в память святых, дни празднования и памяти которых совпадают с днями важных событий военной кампании против Казани.

Сегодня собор функционирует как музей, однако в церкви Василия Блаженного регулярно совершаются богослужения. При посещении храма обязательно обратите внимание на прекрасные иконы XVI-XVII вв., хранящиеся в его церквях, а также на росписи его галереи. Рядом с собором расположено Лобное место. Вопреки распространенному заблуждению оно не предназначалось для казней: это была своеобразная трибуна для произнесения речей и зачитывания царских указов.

Таким образом, на Красной площади располагаются памятники, рассказывающие о великих победах российской истории. Собор Василия Блаженного напоминает о взятии Казани, Казанский собор – об освобождении от поляков, памятник Минину и Пожарскому – о войне 1812 года. Некрополь у кремлевской стены свидетельствует о революционном прошлом России и о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. О первоначальной оборонительной роли Кремля – зубцы на его стенах. О некогда находившейся в Кремле резиденции русских царей напоминают храмы и иконы, о советской эпохе – звезды на башнях. О торговом прошлом площади ‒ ГУМ, о политическом – Лобное место. Об истории страны с древнейших времен – Исторический музей. На Красной площади переплелось все: религия и политика, праздник и скорбь о потерях, прошлое и настоящее Москвы.

Красная площадь

8 отзывов Красная площадь (Москва, Россия) — описание, история, расположение, отзывы, фото и видео. Предыдущая фотография Вид на Исторический музей, Москва

Красная площадь — главная и наиболее известная площадь Москвы и России, арена многих важных событий русской истории и истории Советского государства, место массовых демонстраций трудящихся столицы и парадов Вооружённых Сил России. Москвичи вообще на Красной площади бывают не часто — возвращаясь ночью из клубов и под Новый год.

Еще в глубокой древности у восточной стены Кремля появилась площадь, где шумела оживленная торговля. В 16 веке она называлась Троицкой от названия церкви св. Троицы, стоявшей на месте собора Василия Блаженного. В средние века здесь часто полыхали пожары, поэтому было у площади и другое название — «Пожар». С середины 17 века ее стали называть «Красной», что в древнерусском языке значило «красивая».

Современная Красная площадь — сплошной камень, но этот вид она приобрела только в 19 веке, а до того была преимущественно деревянной. Булыжником площадь была полностью замощена в 1804 г.

После революции Красная площадь сохранила свое значение, став главной площадью нового государства. У Кремлевской стены был построен Мавзолей Ленина, сделавший площадь идейным центром Москвы. По плану социалистической реконструкции Москвы был снесен Казанский собор, а еще раньше уничтожили Иверскую часовню с Воскресенскими воротами. Так освобождали место для праздничных парадов и демонстраций. В ноябре 1941 года в осажденной столице на Красной площади состоялся знаменитый парад советских войск, откуда они уходили прямо на фронт. А в июне 1945 года здесь прошли колонны Парада Победы, и 200 гитлеровских знамен были брошены к подножию Мавзолея. В настоящее время Красная площадь вновь обрела свой исторический облик — усилиями московских властей национальные святыни недавно были восстановлены.

С 1993 года фотосъемка с использованием профессиональной фотоаппаратуры и штатива на Красной площади и других территориях, прилегающих к Кремлю, запрещена. Под запрет попадают все фотоаппараты с высотой корпуса более 140 мм и диаметром съемного объектива более 70 мм. Для получения разрешения необходимо обратиться в Комендатуру Московского кремля. Заявку на съемку необходимо принести лично и ждать разрешения в течении нескольких дней — по факсу и электронной почте заявки не принимаются.

Часовня Иверской иконы Божией Матери

Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот всегда была одной из самых чтимых московских святынь. Точный список (так называли копию с икон) с Иверской иконы был доставлен в Москву в 17 веке, и его поместили на Неглиненской (Неглинной) башне. Для защиты Иверской иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой навес. Так появилась в Москве Иверская часовня. Место для нее выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными воротами Китай-города, и через них по традиции совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь. Поэтому было у ворот и другое название — Триумфальные.

В 1680 г. обветшавшие ворота были перестроены заново, и тогда над ними появились два высоких шатра, увенчанные двуглавыми орлами. Над воротами поместили икону Воскресения Христова, и с тех пор они стали называться Воскресенскими. Свой современный вид Иверская часовня получила в конце 18 века. После революции Иверскую часовню снесли, а в 1931 г. снесли и Воскресенские ворота — освободили место для прохода демонстраций и автомобильного движения. Недавно на Афоне вновь сделали список с подлинной иверской иконы. В ноябре 1994 г. Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они были восстановлены по проекту архитектора Олега Журина. В 1995 г. часовня снова была открыта.

Как добраться: пешком от ст. м. «Площадь революции» и «Охотный ряд».

Красная площадь – главная площадь Москвы. Ее длина составляет 330 м, ширина – 70 м, площадь – 23100 кв. м. Расположена в центре города возле северо-восточной стены Московского кремля. Является символом не только нашей столицы, но и всей России. Красная площадь – излюбленное место всех туристов. Здесь расположено много интересных достопримечательностей: ГУМ, мавзолей В. И. Ленина, Исторический музей, Покровский собор (храм Василия Блаженного), памятник Минину и Пожарскому, Лобное место и др. Архитектурный ансамбль Красной площади входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время является пешеходной зоной, но ранее (до 1974 года) здесь было автомобильное движение (хотя автомобильное движение тех времен было несколько иным!). Красная площадь вымощена брусчаткой (прекрасной половине человечества следует аккуратней выбирать обувь для прогулки). На площади периодически проводятся концерты и различные народные гуляния. В 2000 году здесь впервые был сооружен каток. А с 2006 года каток на Красной площади открывается каждую зиму. Добраться сюда можно на метро (станции Площадь Революции, Театральная или Охотный ряд).

А еще на Красной площади действует странный и нелогичный запрет на фотосъемку со штатива, а также на фотокамеры и объективы, которые больше некоторых установленных размеров. Раз уж речь зашла о фотосъемке… никогда не понимал, почему во всех музеях России (только России) за фотосъемку надо платить, при этом цена может в разы превышать стоимость входного билета. Вообще-то я им делаю рекламу, значит платить должна администрация музея мне, но никак не наоборот.

История Красной площади

Когда был построен Московский кремль (тот, что сохранился до наших дней) никакой площади не было и в помине – к крепостным стенам вплотную примыкал посад. Образовалась же площадь, можно сказать, случайно – в 1493 году вспыхнул пожар, уничтоживший все постройки. Позже эта территория осталась незастроенной. Дело в том, что пожары в те времена случались достаточно часто, поэтому из-за соображений безопасности возле стен кремля было решено оставить пустующую территорию. Долгое время эту образовавшуюся площадь называли Пожар. Здесь велась активная торговля, с которой пытались бороться: чтобы очертить границы площади, вдоль ее восточной стороны были выстроены каменные торговые лавки. Однако мелкая торговля еще долгое время существовала и на территории самой площади. Поэтому ее стали называть Рыночная (или Торговая). Вся площадь была поделена мощеными улицами (Никольская, Ильинка и Варварка) на три части. После того, как в XVI веке был построен Покровский собор и Спасская башня, прилегающий к ним участок стали называть Красная площадь (от слова «красивая»). Позже это название распространилось и на всю территорию. А в 1661 году даже был издан царский указ о присвоении площади названия Красная.

Говоря об истории, хочется отметить один любопытный факт. В 1987 году гражданин ФРГ приземлился на Красной площади на небольшом спортивном самолете. Если быть точнее сама посадка была осуществлена на мосту через Москва-реку, после чего самолет доехал до Покровского собора и там остановился. Этот гражданин ФРГ совершал несанкционированный перелет из Хельсинки в Москву.

Достопримечательности Красной площади

Покровский собор (храм Василия Блаженного)

Покровский собор – одна из самых ярких достопримечательностей Красной площади. Это символ, пожалуй, не только Москвы, но и всей России. Часто его называют храмом Василия Блаженного, однако это не совсем корректно. Церковь Василия Блаженного – одна из пристроек собора, возведенная в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного. Еще одно название – собор Покрова Пресвятой Богородицы. Можно с уверенностью сказать, что это одно из зданий, определяющих весь архитектурный ансамбль Красной площади. Покровский собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Является филиалом Государственного исторического музея.

Ранее на этом месте находился деревянный храм Святой Троицы. Покровский собор построен в 1555 – 1561 гг. при царе Иване Грозном в честь захвата Казани. Это историческое событие случилось в 1552 году в день Покрова Пресвятой Богородицы – от сюда и произошло название собора. Доподлинно не известно, кто является архитектором. Существует несколько версий. По одной из них, собор был построен под руководством псковского зодчего Постника Яковлева по прозвищу Барма. По другой версии, Барма и Постник – это два разных архитектора, оба принимавшие участие в строительстве. Согласно третьей версии Покровский собор построил неизвестный итальянский зодчий. Также распространена легенда, о которой, наверное, многие слышали. После того как строительство было завершено, и царь Иван Грозный увидел великолепное здание, он приказал ослепить архитектора, чтобы тот не мог построить ничего подобного. Однако это довольно противоречиво. Если архитектором являлся Постник, то очевидно историческое несоответствие, ведь известно, что он принимал участие в строительстве Казанского кремля спустя несколько лет. На протяжении последующих веков были произведены некоторые изменения собора. Например, как уже говорилось выше, в 1588 году была пристроена церковь Василия Блаженного. В конце XVI века появились новые фигурные купола – старые пострадали во время пожара. Вообще, в те времена пожары в Москве были довольно частым делом. Храм несколько раз пострадал из-за огня. Его восстанавливали, при этом добавляя что-либо новое (в соответствии с архитектурными канонами эпохи). В 1817 году была установлена чугунная ограда.

В настоящее время Покровский собор является музеем, но иногда здесь проводятся богослужения. Эта архитектурная достопримечательность широко известна не только в России, но и за рубежом. Каждый турист, приехавший в Москву и посетивший Красной площади, считает своим долгом запечатлеть храм на фотокамеру. Покровский собор органично дополняет установленный неподалеку в 1931 году памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Государственный универсальный магазин (ГУМ)

Государственный универсальный магазин (ГУМ) – большой торговый комплекс, выходящий главным фасадом на Красную площадь. Ранее его называли Верхние торговые ряды. Когда-то на этом месте находились торговые лавки, которые со временем обветшали и портили вид центра Москвы. Было несколько попыток построить здесь торговый комплекс, отвечавший всем требованиям эпохи. Например, при Екатерине II известным архитектором Кваренги был создан такой проект, однако строительство так не было доведено до конца. При пожаре 1812 года торговые ряды пострадали и были перестроены, но вскоре они вновь морально устарели. В 1869 году в очередной раз встал вопрос о строительстве торгового комплекса. Однако дело сильно затруднялось, так как каждый владелец торговой лавки (а их было более 500) отстаивал свои интересы – было очень сложно согласовать строительство со всеми собственниками. В 1886 году московским городским главой Н. А. Алексеевым была предпринята новая попытка перестроить торговые ряды. Он предложил создать акционерное общество, даже был написан проект его устава, но все равно осталось много недовольных. Тогда были предприняты решительные меры – Верхние торговые ряды закрыли под предлогом их аварийности. Все лавки были перемещены во временные здания – показатели торговли резко упали. Тогда лавковладельцы были вынуждены уступить. В 1888 году был утвержден устав акционерного общества. Его правление возглавил А. Г. Кольчугин. Был объявлен конкурс на лучший проект. Одним из важнейших условий было то, что новое здание должно гармонировать с другими уже имеющимися постройками Красной площади. За лучшие работы были выплачены денежные премии. Победил проект архитектора А. Н. Померанцева в псевдорусском стиле. В 1890 году после разборки старого здания состоялась церемония закладки новых торговых рядов, а в 1893 году состоялось их торжественное открытие. Кстати в строительстве принимал известный инженер В. Г. Шухов. В годы Советской власти (а именно с 1934 по 1936 гг.) планировалось снести здание ГУМа, но к счастью этого не произошло. В 1953 году появилось название Государственный универсальный магазин (ГУМ). Несмотря на то, что он был приватизирован в 1992 году, название сохранилось.

Государственный исторический музей

Государственный исторический музей – то самое красное здание на Красной площади. Сам музей был основан в 1872 году по указу Александра II. Ранее он назывался «Императорский Российский исторический музей имени Александра III». Через некоторое время после основания музея специально для него было решено построить новое здание – для этого выделили место на Красной площади. Был объявлен конкурс на лучшую работу, в которой победил проект архитектора В. О. Шервуда. Строительство длилось с 1875 по 1881 гг. Для посетителей музей был открыт в 1883 году. После революции стал называться Государственный российский исторический музей, а с 1921 года название было еще несколько сокращено – Государственный исторический музей. В годы Советской власти были проведены реконструкция и реорганизация, с целью направить деятельность музея на пропаганду коммунизма. Это коснулось не только представленной композиции, но также интерьеров и архитектуры, например, росписи в некоторых залах были закрашены, фигурки двуглавых орлов, львов и носорогов, украшавших здание, демонтированы. В конце XX века начались работы по приданию зданию музея первоначального вида (закончились в 2003 году).

Масштаб экспозиции впечатляет. Для посетителей открыто 39 залов на двух этажах. Представлена история России с древнейших времен до начала XX века (первобытнообщинный строй, древняя Русь и феодальная раздробленность, объединение России в единое государство, эпоха Петра I и т.д.). Представлено множество информационных материалов. Широко используются современные мультимедийные устройства, что не может не радовать (почему-то в начале XXI в. в российских музеях это до сих пор остается редкостью).

Спасская башня

Рассказ о Красной площади был бы неполным без упоминания о Спасской башне. Хотя о башнях и стенах Московского кремля рассказывается в другой статье сайта «Путеводитель». Но Спасская башня, выходя фасадом на Красную площадь, оказывает огромное влияние на формирование ее архитектурного облика. Поэтому хочется представить информацию о ней именно здесь.

Спасская башня была построена в 1491 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. Названа она в честь иконы Спас Смоленский, находящейся над воротами. Кстати это название получили сначала ворота – а затем в их честь назвали и саму башню. Спасские ворота – это главные ворота Московского кремля. Они во все времена считались главными и святыми. В прошлом действовали разного рода правила, например, нельзя было проезжать их верхом, а мужчины должны были снимать головные уборы.

С XVII в. и до 1935 года Спасскую башню (как и другие башни Московского кремля) украшал двуглавый орел. В 1935 году он был заменен на пятиконечную звезду. После распада Советского Союза ходят споры о возвращении на башни двуглавых орлов.

На Спасской башне расположены знаменитые куранты, ставшие традиционным символом Нового года. Первые часы на башне были установлены еще в XVI веке. Те, что сохранились до наших дней, изготовлены в 1851 – 1852 гг. Мелодии, исполняемые курантами, постоянно менялись (новая власть – новая идеология – новая мелодия). В 1917 году, во время штурма Московского кремля большевиками, в куранты попал снаряд, часы остановились, их восстановили лишь спустя почти год. Диаметр циферблата составляет 6,12 м, длина стрелок – 3,27 м и 2,97 м. Циферблат выходит на четыре стороны башни. Первоначально куранты заводились вручную, а с 1937 года – с помощью электромоторов.

Памятник Минину и Пожарскому

Еще одна достопримечательность Красной площади, о которой хочется написать – памятник Кузьме Минину (стоит) и Дмитрию Пожарскому (сидит… да, да, именно сидит, хоть и памятник). Эта скульптурная композиция расположена перед Покровским собором. Как известно еще из школьных уроков Отечественной истории, эти два исторических персонажа были организаторами народного ополчения, направленного на изгнание польско-литовских интервентов в Смутное время в 1612 году. Идея создания памятника Минину и Пожарскому зародилась еще в 1803 году. Однако долгое время никаких действий не предпринималось. После Отечественной войны интерес к памятнику подобного рода возрос – ведь он являлся бы символом побед России. Работы начались в 1812 году. Был объявлен конкурс на лучший проект, победу одержал скульптор Иван Матрос. Кстати изначально планировалось установить этот памятник в Нижнем Новгороде – ведь именно там было собрано ополчение. Но затем было решено, что ему самое место в центре столицы (учитывая важность исторического события для государства). Иван Матрос руководил работами. Сначала он изготовил модель будущего памятника, которую власть и общественность оценили по достоинству. Кстати, при ее изготовлении автору позировали его собственные сыновья. Отливка началась в 1816 году в Санкт-Петербурге. Доставляли памятник из Санкт-Петербурга в Москву в 1817 году в течение трех месяцев. Торжественное открытие памятника состоялось в 1818 году в присутствии императора и при большом стечении народа. Постамент украшает надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россiя». Изначально скульптурная композиция располагалась в центре Красной площади напротив здания ГУМа (тогда – Верхние торговые ряды). В 1931 году памятник Минину и Пожарскому перенесли ближе к собору Василия Блаженного, так как на старом месте он мешал проведению парадов. В 2005 году у стен Нижегородского кремля была установлена точная копия московского памятника, но на 5 см меньше.

Мавзолей В. И. Ленина

Самая популярная достопримечательность Красной площади времен СССР – мавзолей В. И. Ленина. Он расположен около стены Московского кремля. Традиции бальзамирования правителей уходят корнями еще в эпоху Древнего Египта. Как известно, в годы Советской власти продвигалась идеология, отвергающая христианскую религию – на служителей культа осуществлялись гонения, храмы разрушались. Однако взамен традиционной религии была попытка создать новый культ (ведь это дает большие возможности управления массами). Видимо по этой причине тело Ленина решили не захоронить, а сделать из него объект поклонения. Уже ко дню похорон вождя мирового пролетариата был наспех сооружен первый деревянный мавзолей. Он простоял несколько месяцев. Затем на его месте был построен другой также деревянный мавзолей. Ныне существующее здание появилось в 1930 году, оно повторяло формы предыдущего, но уже было выполнено из железобетона. В 1945 г. была достроена центральная трибуна.

Во время Великой отечественной войны тело В. И. Ленина было перевезено в Тюмень (возвращено в Москву в 1945-м). В период с 1953 по 1961 гг. в мавзолее также находилось тело И. В. Сталина. Название было заменено на «Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина».

В 1939 году при мавзолее была основана специальная лаборатория, занимающаяся вопросами сохранения тела Ленина. Эта лаборатория осуществляла также бальзамирование тел различных политических и военных деятелей стран соцлагеря. Ведь, как известно, по примеру СССР, другие страны также выставляли на обозрение своих коммунистических лидеров, отошедших в мир иной (однако сейчас сохранились лишь немногие).

До 1993 года у мавзолея был пост №1 или главный пост почетного караула, который сменялся каждый час. В октябре 1993 года он был упразднен. А с 1997 года – восстановлен, но несколько в другом месте, а именно возле Могилы неизвестного солдата в Александровском саду.

За всю историю существования мавзолея было множество попыток нанести вред как саркофагу, так и самому зданию. Ведь всегда находятся недовольные существующей властью.

Сейчас мавзолей В. И. Ленина открыт для посетителей несколько раз в неделю с 10 до 13 часов – уточняйте более актуальную информацию. Существует множество запретов, касающихся посещения мавзолея: нельзя проносить сумки, рюкзаки, пакеты, жидкости, металлические предметы, иметь при себе фото- и видеоаппаратуру (кстати, мобильные телефоны с фотокамерой тоже запрещены, при том, что сейчас мобильные телефоны без камеры – большая редкость) и т. д. и т. п. При посещении мавзолея нельзя держать руки в карманах, мужчинам быть в головном уборе. Проще сказать, что можно…

В настоящее время все больше людей высказывается за то, что тело В. И. Ленина следует захоронить в земле. Проводились различные акции в поддержку этой идеи. Известно, что после распада СССР в нашу страну вернулась христианская религия, и нахождение тела В. И. Ленина в мавзолее в центре Москвы якобы оскорбляют чувство верующих. Однако, по другому мнению, различного рода склепы существовали и ранее и не нарушают христианских традиций (вспоминается Киево-Печерская лавра). Короче говоря, существуют сторонники как того, что тело Ленина следует вывезти из мавзолея, так и того, что его следует оставить хотя бы как объект, демонстрирующий достижения нашей медицины. Каждый остается при своем мнении. А что же будет в итоге – покажет время.

Лобное место

Лобное место – возвышение, окруженное оградой, расположенное в южной части Красной площади. Распространено ошибочное мнение, что оно использовалось для проведения казней. Казни здесь проходили, но редко. Вообще это место считалось святым. Чаще оно служило для оглашения царских указов или каких-либо других публичных мероприятий. Здесь объявлялось о начале войны, заключении мира, избрании патриарха и других важных государственных делах. Вокруг него совершался крестный ход. Впервые Лобное место упоминается в 1549 году – тогда совсем молодой Иван Грозный обращается от сюда с речью к боярам.

Казанский собор

Казанский собор (или собор Казанской иконы Божьей Матери) расположен на пересечении Красной площади и Никольской улицы. В 1625 году в честь изгнания польско-литовских интервентов на этом месте была построена деревянная Казанская церковь. Пожар, случившийся в 1634 году, уничтожил постройку. Тогда было решено возвести новый каменный храм. Несмотря на небольшие размеры, считался одним из важнейших храмов города Москвы. В 1936 году был уничтожен большевиками. А в 1990 – 1993 гг. воссоздан в первоначальном виде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *