Крестовоздвиженский храм палех

Крестовоздвиженский храм в пос. Палех

Крестовоздвиженский храм — это ценный архитектурный памятник. Он был возведён в 1762-1774 годах в строгих формах древнерусского зодчества XVII века мастером Егором Дубовым (об этом свидетельствует надпись на западном фасаде храма). Роспись стен была закончена к 1807 году.

Храм состоит из четырёх приделов. Главный из них — самый обширный, высокий и светлый, с большими окнами. К нему пристроено два боковых придела. Четвёртый придел верхний. Колокольня соединяется с храмом папертью. Наружные стены храма светлые, гладкие, побелённые, украшены скромным орнаментом из кирпича. На восточной стороне главного придела расположена фреска. Колокольня в основании имеет один над другим два четверика, на которые возведён стройный, высокий восьмерик с шатровым завершением. По традиции XVII века колокольня украшена многоцветными изразцами. Внутри храм по контрасту с белизной наружных стен, поражает красочностью декоративного убранства.

Внутренние поверхности стен основного объёма храма покрыты фресковой живописью, выполненной палехскими мастерами под руководством братьев Сапожниковых, владельцев иконописной мастерской в Москве. В многочисленных композициях, взятых с гравюр иллюстрированной библии Вейгеля, здесь представлена библейская история. В вершине четырёхлоткового сомкнутого свода изображён традиционный Саваоф в сонме ангелов. Ниже показано сотрворение Земли, растительного и животного мира, человека. Все картины выполнены в голубых тонах безоблачного неба.

Следующий ярус посвящён сценам грехопадения людей и изгнания их из рая. Мрачным краскам этой композиции вторит расположенная рядом апокалиптическая сцена мучений грешников в день страшного суда. Ниже изображены вселенские соборы, на которых высшие духовные лица утверждают каноны христианской веры. Прямо перед входом изображены сцены из жизни Христа.

Оформление интерьеров венчают иконостасы: два небольших двухярусных в приделах и пышно украшенный четырёхярусный в храме. Большой иконостас, резанный из дерева и позолоченный, приставлен к стене, отделяющей летнюю церковь от алтаря. Он выполнен в стиле русского барокко середины XVIII века с декоративными элементами рококо. Иконы верхних рядов были написаны в XVIII веке, но во второй половине XIX все были записаны и переписаны. Иконы нижнего ряда остались в первозданном виде и являются великолепными образцами палехских писем XVIII века.

Иконостасы южного и северного приделов являются более поздними. В иконостасе южного предела большую ценность представляют резные царские ворота XVI века. По преданию их привезли из Углича. Иконостас верхнего придела выполнен в стиле классицизма первой половины XIX века. В храме много икон, относящихся к разным периодам древнерусской истории. Самая древняя из них, новгородская икона Николая Чудотворца с житием, написана в XIV веке.

Во второй половине XIX века первоначальная живопись была записана масляными красками. В 1907 году были выполнены реставрационные работы, которые вернули фрескам первоначальный вид. С 1936 года храм является филиалом Государственного музея палехского искусства. В 1958 году живопись алтаря была очищена от поверхностных загрязнений, восстановлены мелкие утраты.

Архитектура

Фрагмент колокольни со звонарём

Тип церкви — четырёхстолпный. Невысокий аттиковый ярус повторяет в плане среднюю часть основания храма. Восточная стена прямоугольного алтаря с конусообразной кровлей скруглена. Храму присуща развёрнутая по оси структура внутреннего пространства с верхним пределом в виде лоджии при общей продольно-осевой симметрии здания.

Многие декоративные элементы храма характерны для стиля русского барокко. Окна его отделаны в различной стилистике: полукруглые наличники — в аттике, оконные украшения с ушками и фартуками — в верхнем ярусе трапезной, трёхлопастное очелье — на крупных окнах фасадов четверика, алтаря и нижнем ярусе трапезной.

Колокольня украшена поясом ромбовидного узора под ярусом звона, высоту которого подчёркивают многоярусные ниши-ширинки с изразцами. Высокий цоколь храма украшен узким поясом поребрика. Архитектурные формы четверика, трапезной и алтаря подчёркнуты одиночными колонками и их пучками. Невысокий аттиковый ярус повторяет в плане среднюю часть основания храма.

Интерьер

Общая характеристика росписей

Росписи начала XIX века созданы в смешанной технике с использованием граффити. Созданы в соавторстве московскими (П. и М. Сапожниковы) и палехскими (А. Беляев и С. Вечерин) мастерами. Впоследствии неоднократно поновлялись и реставрировались. Основные тона росписей мягкие, пастельные, сдержанные. Иконографическая программа типична для эпохи создания храма: квадратные и прямоугольные композиции написаны вплотную рядами. Заимствованные из немецких гравюр, они претерпели некоторые изменения: изображения кажутся более рельефными, фоны упрощены, количество фигур на заднем плане уменьшено.

Главный иконостас

Общими чертами палехской иконописи являются смешение традиций писания, «пройменные иконы», схожие лики святых и цветные пробела, профессиональное владение рисунком, многофигурность композиций и стилистическая умеренность, песенный стиль и копирование западных мастеров, многоклеймовые иконы. Иконостас выполнен в начале XX века в самарской мастерской братьев И. В. и В. В. Белоусовых. Он стилизован под барочный иконостас XVIII века. Иконы в нём также поздние при наличии нескольких подлинников соответствующей эпохи.

Отдельные иконы

Среди других икон интересен «Спас в силах» восемнадцатого века с геометрическим фоном, символизирующим земной и небесный мир, а также Благую весть. В клеймах храмовой иконы Смоленской Божьей Матери изображены Казанская и Владимирская иконы Божьей Матери, а также иконы иных церковных праздников и православных святых. Примечателен также достаточно редкий сюжет «Лествица Божественного восхождения» по книге Иоанна Лествичника. Также сохранилась деревянная скульптура «Христос в темнице» местного мастера, по-своему преломившего «Пермских богов».

Палех. Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня.

ПАЛЕХ. ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ, 2-я пол. 18 в. ул. Ленина. Расположена на гребне пологого спуска к реке, в центре торговой площади: определяет панораму поселка с реки и господствует в окружающем пейзаже. Построена в 1762-74 гг. мастером Егором Дубовым. Вначале колокольня стояла отдельно, позднее ее соединили переходом-притвором с удлиненной к западу трапезной, которая из двустолпной стала четырехстолпной. Вероятно, тогда же над трапезной был сооружен третий придел. А по сторонам колокольни — палатки.

Территорию церкви окружает ограда с воротами, трехпролетными и однопролетными, и часовней. Здание кирпичное, побеленное по обмазке. Один из ярких памятников, воспроизводящих сравнительно редкий тип храмов нарышкинского барокко (с аттиковым ярусом), встречающихся в южных районах области. Основным элементом продольно-осевой симметричной композиции храма является высокий двусветный четверик с сильно уменьшенным в плане аттиковым ярусом, увенчанчанным пятью лучковыми главами над четырехскатной кровлей. К нему примыкает пониженный прямоугольный алтарь с трехлепестковым скруглением восточной стены и конусообразной кровлей и той же высоты трапезная с боковыми приделами, скругленные алтари которых охватывают западные углы храма. Над центральным нефом трапезной поднимается верхний придел; как и боковые, он имеет небольшую самостоятельную главку. Композицию завершает высокий восьмигранный столп колокольни, поставленный на два приземистых четверика и увенчанный граненым шатром с тремя рядами слухов. Высокий цоколь здания подчеркнут узким поясом поребрика. Широкий фриз с многорядной пилой завершает все основные объемы. Пучки из трех тонких колонок подчеркивают углы четверика и трапезной, а одиночные колонки акцентируют сочленения лепестков алтаря. Важный декоративный элемент фасадов — наличники крупных окон (прямоугольных и с лучковым верхом) четверика, алтаря и трапезной. Здесь они украшены трехлопастным очельем с килевидной средней частью, а их формы характерны для 17 в. В верхнем приделе трапезной окна меньшие по размеру, барочные, с ушками и фартуками. Выразителен пояс декоративных полукруглых кокошников аттикового яруса, опирающихся на ступенчатые консольки. Стройные барабаны глав декорированы тонкими колонками. На восточной стене храма, над алтарем, — большая живописная композиция «Воздвижение креста» (выполнена одновременно с внутренней росписью храма в нач. 19 в.); на западном фасаде верхнего придела кирпичной кладкой обозначено имя строителя храма. В убранстве колокольни использованы лопатки, огибающие углы восьмерика, и широкий пояс с выложенным в кирпиче ромбовидным узором под ярусом звона. Глубокие ниши-ширинки с изразцами, расположенные в три яруса на каждой грани столпа, разбивают гладь стены и подчеркивают высоту колокольни. Килевидные архивольты арок звона и фронтончики слухов обогащают пластику шатра.

В интерьере основное пространство перекрыто сомкнутым сводом, алтарная часть — коробовым, переходящим в конху. В трапезной система коробовых сводов с распалубками, причем над центральным нефом свод прорезан прямоугольным проемом в верхний придел (из трапезной туда ведет винтовая чугунная лестница). Все помещения на продольной оси, соединяющие храм с колокольней, а также ее нижний ярус, также имеют коробовые своды. Роспись церкви исполнена между 1807 и 1812 гг. в смешанной технике с применением графьи. Авторами ее, предположительно, были московские художники П. и М. Сапожниковы. Возможно, в работе принимали участие палехские мастера А.Беляев и С. Вечерин. Роспись неоднократно поновлялась и реставрировалась, в 1870-е гг. была сильно записана маслом, а композиции в нижнем ярусе боковых стен исполнены заново. При реставрации 1902-04 и 1906-07 гг. под руководством Н.М. Сафронова и И.М. Баканова очищена от загрязнений и масляной краски. Местами композиции были прописаны водяными красками. Во время последней реставрации в 1950-60-е гг. местными мастерами стенописи промыты и частично освобождены от поновлений. Значительный памятник палехской школы живописи, в стиле которого соединены приемы барокко и классицизма и в то же время сохранены традиции древнерусской иконописи. В красочной гамме доминируют сдержанные, несколько блеклые тона. С бледно-розовым фоном стен сочетаются коричнево-зеленые, глухие красно-коричневые, приглушенный синий и разбеленные охристые цвета композиций. Иконографическая программа росписи традиционна для живописи 17-18 вв. В своде на восточном лотке изображено «Отечество» в древнерусском изводе 16—17 вв., на других в медальонах помещены сцены сотворения мира и первых людей, этот цикл заканчивается в верхней части восточной стены двумя композициями «Грехопадение Адама и Евы».

Роспись на стенах состоит из большого числа квадратных и прямоугольных композиций, написанных вплотную друг к другу в самостоятельных обрамлениях. В верхнем ряду изображены апокалиптические сцены. Ниже следуют евангельские сюжеты, дополненные изображениями семи Вселенских соборов на западной стене. В алтаре, на стенах и своде помещены семь таинств и видения праведников. Источником иконографии почти всех композиций служила гравированная библия Кристофа Вайгеля, изданная в Аугсбурге в 1680 г. Переработка ее гравюр в иконописной манере придала росписям стилистическую двойственность. Пространственно-воздушное построение сцен, свойственное гравюрам, сменилось рельефным пластическим построением формы. Упрощены и плоскостно трактованы архитектурные и пейзажные фоны. Значительно сокращено количество фигур на заднем плане, что позволило увеличить масштаб изображений первого плана. Все это придало росписям больший лаконизм. Иконописные традиции нашли отражение в моделировке обратной и усиленно-сходящейся перспективы. Композиции, иконографически заимствованные из древнерусской живописи («Вселенские соборы», «Великая литургия»), отмечены подчеркнутой симметричностью и яркой декоративностью. Первоначальная роспись трапезной скрыта под масляной живописью 1904-07 гг. На сводах и столбах расположены большие, но разреженные сцены «Хвалим тебя, Господи», «О тебе радуется», «Похвала Богоматери», житийный цикл св. Николая.

Главный иконостас выполнен в 1907 г. в самарской мастерской братьев И.В. и В.В. Белоусовых. Это необычное произведение является блестящей стилизацией в духе барочных иконостасов 2-й пол. 18 в., что встречается достаточно редко в искусстве нач. 20 в. Иконостас обильно украшен умело выполненной резьбой, довольно точно имитирующей барочный декор. Иконы написаны в нач. 20 в. в характерной для Палеха манере, подражающей древнерусской живописи 17 столетия; в местном ряду есть несколько икон 18-19 вв.

Большое четырехъярусное сооружение имеет завороты на боковые стены. В более высоком нижнем ярусе расположены иконы местного чина с арочным завершением и небольшие праздничные иконы в виде квадрифолиев. Ярусы разделены крепованными антаблементами, иконы — массивными витыми колонками на постаментах. Венчает иконостас икона «Новозаветная Троица» и фланкирующие ее картуши. Крупные центральные иконы и узкие — по осям боковых врат — вносят определенный ритм в несколько жесткую и геометрически правильную композицию. Парадный облик сооружения создается благодаря богатой пластичной резьбе в духе барокко. Над заглубленными в арку царскими вратами расположен резной балдахин с ниспадающей драпировкой и кистями — распространенный элемент декора 2-й пол. 18 в. Крупные завитки и картуши, отличающиеся от барочной резьбы более плоскостной трактовкой, декорируют царские врата и обрамления икон. Резной орнамент в виде плетенки на филенках цокольной части, мелкие зубчики карнизов и разорванный фронтон в завершении носят совсем иной характер, им свойственны определенная сухость и дробность — типичные черты декора кон. 19-нач. 20 в. Фон и резьба позолочены. В алтаре расположен киот, выполненный в одно время с иконостасом, и престол кон. 19 в., декорированный золоченой чеканкой по металлу, с изображением сцен «Страстей». Здесь же находится деревянная раскрашенная скульптура Параскевы Пятницы (19 в.).

Двухъярусный иконостас южного придела трапезной нач. 20 в. характерен для русского стиля. В нижнем местном ярусе помещены четыре крупные иконы, в суженном верхнем — три иконы «Деисуса», написанные в это же время в духе древнерусской живописи. Декорированные басмой царские врата с подковообразным навершием выполнены в 16 в. Это единственное в Ивановской обл. произведение древнерусского декоративно-прикладного искусства. Глухая геометрическая резьба в филенках и на колонках, а также трехлопастные килевидные обрамления отличаются эклектичной манерой. В верхнем приделе трапезной расположен одноярусный иконостас кон. 19— нач. 20 в., типичный для русского стиля. Восточная стена притвора оформлена в виде иконостаса, имитирующего классицистические памятники 1-й трети 19 в. В музейной экспозиции представлено большое число икон 16-18 вв., среди них «Никола с житием» 16 в., двусторонняя икона «Смоленская Богоматерь» и «Св. Николай» 16 в., «Деисус» кон. 17 в. Сохранились три деревянные скульптуры «Христос в темнице» (19 в.), а также Евангелие 18 в. с раскрашенными гравюрами В. Иконникова.

Ограда состоит из круглых столбиков на высоком кирпичном оштукатуренном цоколе, прясла которого украшены крупными лежачими филенками. Столбики завершены шарами на квадратных плитах. Между ними — звенья ажурной металлической решетки с центрическим узором в середине. Маленькая часовня в юго-восточном углу ограды — квадратное в плане сооружение со щипцовым покрытием. Углы отмечены массивными лопатками, над дверным проемом — полуциркульная ниша. У южного придела расположены трехпролетные ворота. Спаренные дорические колонны с широким антаблементом, примыкающие к устоям, фланкируют арки проходов. Сооружение завершается ступенчатым аттиком и барочной фигурной кровлей с небольшим шпилем над каждым проемом. Западные ворота однопролетные. Широкая арка прохода опирается на мощные пилоны с простыми капителями и завершается фигурным аттиком с крестом.

Филимонов, 1863, № 34—35; Березин, Добронравов, 1898, с. 401; Ушаков, 1908, № 40-41, с. 697-703. Отд. оттиск, Владимир, 1908; Бакушинский, 1934, с. 55-84, 247-253; Некрасова, с. 70-72, прим. 17; Зиновьев, 1975, с. 58-64; Шлычков, 1983, с. 138-140. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 682-688

Крестовоздвиженская церковь

Крестовоздвиженская церковь, также церковь Воздвижения Креста Господня — один из старейших православных храмов Иркутска. Выполнял функции кафедрального собора в 1929-1936 и 1948-1991. Здание построено в стиле сибирского барокко. Находится по адресу: Иркутск, ул. Седова, 1.

К середине XVIII Иркутск стал настолько богатым городом, что по праву оспаривал у Тобольска звание сибирской столицы. В городе даже возникла местная архитектурная школа, разрабатывавшая одно из направлений сибирского барокко. А венцом, непревзойденным шедевром сибирского барокко стала иркутская Крестовоздвиженская церковь. Городская летопись относит начало строительства здания к маю 1747 года, а клировые ведомости сообшают, что новый храм был освящен 11 сентября 1758 года.

Сибирское барокко

О храмах, подобных Крестовоздвиженскому, историк русской архитектуры академик И.Э. Грабарь писал:

«Виртуозность отделки храма при сравнительно скудных средствах поистине изумительна. Обтесывая и укладывая кирпич и впрямь и вкось, вытесывая колонки и балясы.и устраивая хитро сплетенные карнизы, зодчие достигали поразительного эффекта, когда кирпичные узоры давали впечатление богатых тканей и хитро вытканных ковров».

«Хитро вытканный ковер» представляют собой и стены Крестовоздвиженской церкви, где, по словам И. Грабаря, «наивное сочетание отголосков Москвы и Украины причудливо сплелось в густой узорчатый ковер, с своеобразным привкусом соседнего Востока».

В 1779 году с северной стороны церкви был возведен теплый (остальные были холодные, не отапливались) придел «в честь источения Святой Богородицы». В подражание основным объемам он получил ярусное завершение. Однако окончательный облик сооружения оформился в 1860 году, когда по проекту гражданского архитектора В.А. Кудельского к западной стене колокольни было «прикладено каменное глухое крыльцо» в виде довольно значительного объема, украшенного во вкусе своего времени фронтончиком, полуколоннами, большими полуциркулярными окнами.

Возведенная некогда на окраине, где брал начало Заморский тракт, Крестовоз­движенская церковь оказалась со временем в центре Иркутска, на перекрестке, от которого веером расходятся оживленные улицы.

Академик И.Э. Грабарь отмечал:

«В большое изумление приводит живучесть традиционного стремления «приукрасить» в отдаленной и поздней по времени Крестовской церкви в Иркутске.»

Интерес к необычной церкви исследователи проявили еще в XIX столетии. В 1887 году Императорская Археологическая комиссия включила Крестовоздвиженскую церковь в Свод памятников отечественной старины. Тогда же протоиереем Г. Можаровым была составлена метрика на церковь, как на памятник архитектуры.

Особенно поражает каменное кружево, покрывающее стены Крестовоздвиженского храма. Известный русский исскуствовед Г К. Лукомский восхищенно писал:

«Плетение, как кружево, стелящееся по карнизу, вдоль столбов, между окнами, составляющее обрамление этих окон, у цоколя — покрывает всю церковь, перекрытую барочными, очень странного силуэта куполами. Лишь церкви Соликамски да Сольвычегодска могут сравняться с этим храмом по богатству фантазии и прелести выполнения узорчатых деталей».

В каменном убранстве Крестовоздвиженской церкви присутствуют монгольские мотивы — воистину, «своеобразный привкус соседнего Востока!»

Крестовоздвиженская церковь стала образцом для подражания. Мотивы убранства Крестовоздвиженской церкви можно встретить на стенах собора Посольского Спасо-Преображенского монастыря на Байкале, в других, более поздних по времени церквах Иркутска.

После 1917

Храм выполнял функции кафедрального собора в 1929—1936 и 1948—1991. В 1936 году богослужение в храме было прекращено. Тогда же с колокольни сняли колокола, самый старый из которых был отлит в 1753.

  1. Официальный сайт Иркутской епархии
  2. Достопримечательности России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *