Крестовоздвиженский монастырь полтава

Европа
» Украина
» Крестовоздвиженский монастырь

Во время знаменитой Полтавской битвы ставка шведского короля Карла XII размещалась под Полтавой в… Крестовоздвиженском монастыре. Тогда история святыни, впоследствии ставшей культурным и просветительным центром Левобережья, только начинала набирать обороты. Ныне величественный комплекс — памятник архитектуры национального значения.

Мифы и факты

Крестовоздвиженский монастырь был основан в 1650 году в честь разгрома польских войск украинскими. Инициатором постройки выступил полтавский полковник М. Пушкарь. Первые сооружения были деревянными.

Не прошло и полвека, как святыню разрушили крымские татары. В 1689 году взамен деревянного собора начали возводить каменный (по приказу и на средства генерального писаря Левобережной Украины В. Кочубея).

Очередные разрушения принес 1709 год – тогда шведское войско закрепилось в святыне и оттуда обстреливало бастионы Полтавской крепости. Потому строительство каменного Крестовоздвиженского собора затянулось, и он был достроен позднее.

Постепенно монастырь разрастался: в его комплекс входили еще две церкви, многочисленные строения, он владел несколькими окрестными селами. Монахи занимались сельским хозяйством, работали на собственном кирпичном заводе.

Святыня являлась и своеобразным культурным центром края, здесь имелась богатая старинная библиотека. С 1775 по 1798 здесь была резиденция архиепископов Славянских и Херсонских.

С Крестовоздвиженской обители берет свое начало полтавская Славянская семинария, выходцем которой был И. Котляревский. В конце XIX века при монастыре была открыта церковноприходская школа, просуществовавшая до 1918 года.

С приходом советской власти святыня была закрыта (в 1923 году), а ее имущество конфисковано. В дальнейшем в этих помещениях размещались отнюдь не религиозные организации: клуб, местный архив, детская колония НКВД, местный пединститут.

В годы Великой Отечественной войны, в период оккупации Полтавы фашистами, монастырь снова возобновил свою работу, но уже как женская обитель. Благодаря стараниям монахинь разрушенное было восстановлена в послевоенное время.

Так обитель функционировала до 1960 года, а затем за одну ночь все монахини были выселены, а кресты сняты. В монастырских зданиях опять замелькал калейдоскоп светских организаций и лиц.

В 1991 году Крестовоздвиженский женский монастырь вновь был открыт, действует он и поныне.

Что посмотреть

Доминанта монастырского ансамбля — Крестовоздвиженский собор, построенный в стиле украинского барокко. Высота храма – 28 м, венчают его семь куполов. Это единственный сохранившийся до наших дней барокковый семикупольный храм! Интересно, что он не имеет главного и второстепенных фасадов, то есть все его стены равноценны.

Троицкая церковь (1750 год, перестройка – 1864 год) – однокупольная и одноярусная. Однокупольная Семеновская церковь (1887 год) была построена на средства купца Котельникова, в память о его умершем сыне Семене.

Четырехъярусная колокольня (1768 год) возведена в стиле позднего барокко. Высота здания – 47 м. В свое время колокольня имела десять разных по размерам колоколов, самый тяжелый из которых весил более 6,5 т.

По легенде, от монастырских подвалов в старую часть города ведут подземные ходы. Говорят, что в некоторых местах они вымощены камнем и достигают в высоту примерно трех метров (как раз для всадника на лошади)!

Что еще посмотреть в Украине: Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Успенский собор в Харькове, Выдубицкий и Зверинецкий монастыри в Киеве.

Крестовоздвиженский монастырь открыт ежедневно с 6.00 до 20.00, вход свободный.
Как добраться: из Полтавы (3 км) автобусом до села Писаревщина, отправление с автостанции № 3, в 5:50, 8:15, 14:05, 17:30.

Полтавский Крестовоздвиженский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь

Этот православный монастырь пережил радостные и грустные времена. Его основали в честь разгрома польских войск украинскими, а расцвет его начался после победы российских над шведскими. Монастырь не раз разрушали и опустошали. Он был центром культуры и просвещения на Левобережье, долгое время имел статус мужского, но в конечном варианте стал женским.

Хотя отдельные элементы архитектурного ансамбля Крестовоздвиженского монастыря задуманы и выполнены в разное время, весь его комплекс смотрится достаточно гармонически. Среди сооружений монастыря выделяются Крестовоздвиженский собор, колокольня и Троицкая церковь.

Семикупольный Крестовоздвиженский Собор считается одним из лучших образцов украинского барокко. Возведен он был в начале XVIII века. По принципу построения форма собора немного вытянута, крестообразная. Он не имеет главного фасада, три его стороны одинаковы с точки зрения архитектуры. Площадь 366 квадратных метров. Внутреннее оформление собора создавали во второй половине XVIII века. К сожалению прекрасные иконостасы, исполненные известными мастерами того времени – Василием Реклинским и Сысоем Шалматовым, были уничтожены в 1933 году большевиками. Троицкая церковь не претендует на роль архитектурного шедевра. Она достаточно проста, невысока, имеет всего один купол и один ярус, но органически вписывается в весь архитектурный ансамбль и является его неотъемлемой частью.

Сооружение, больше всего привлекающее внимание посетителей – четырехярусная колокольня. Ее высота – 47 метров. Возведена она была в 1786 году. Итальянский стиль архитектуры дополняется элементами украинского барокко. Почти во всех описаниях монастыря, как давних так и более современных, указывается на подобность этого сооружения и Большой Лаврской колокольни в Киеве. В свое время на колокольне Крестовоздвиженского монастыря находились 10 разных по размерам и форме колоколов.

Настоящей гордостью был колокол весом более 6 тонн.
Кроме указанных культовых сооружений в пределах монастыря размещена крошечная однокупольная Семеновская церковь, построенная в 1887 году, а также группа одноэтажных хозяйственных помещений и келий.

Размещенный на холме, отделенный от города широкой и глубокой долиной небольшого притока Ворсклы – Полтавки (больше известной под названием Тарапунька), монастырь хорошо видно издалека. Обнесенный каменной стеной он напоминает крепость (железнодорожная насыпь, почти кольцом окружающая подножие холма, усиливает это впечатление).

В 1650 году на высоком холме, рядом с Полтавой, на деньги казацкой старшины (Мартын Пушкар, Иван Искра, Иван Крамар и др.) и жителей города был основан мужской монастырь. Основание посвятили победе над польско-шляхетским войском. История не очень жаловала эту православную святыню – монастырь был объектом социально-политических споров, не раз его опустошали и разрушали. Но были в его истории и счастливые эпизоды – монастырь сделали одним из символов победы русских войск в Полтавской битве, он был центром культуры и просветительства Левобережной Украины, вдохновлял творчество известных деятелей искусства.

До конца ХVІІ века строения монастыря были деревянными.
В 1695 году его разрушили крымские татары, в союзе с Петром Иваненко (Петриком) пришедшие походом на Левобережную Украину. В начале ХVІІІ века на деньги известного украинского государственного деятеля Василия Кочубея было начато строительство нового, каменного собора (остатки деревянного разобрали). Но после казни Кочубея по приказу гетмана Ивана Мазепы строительство остановилось.

Соответственно историческим источникам, в монастыре располагался штаб шведского короля Карла ХІІ перед решающей битвой с войсками Петра І, впоследствии названой Полтавской. После победы русской армии и завершения боевых действий на этой территории, Крестовоздвиженский Собор был достроен при участии сына казненного Василия Кочубея. Возведение собора было завершено около 1725 года – оно растянулось почти на тридцать лет. В 1750 году
построили Троицкую церковь, а в 1786 – украшение монастыря – колокольню.

Вообще XVIII век можна смело назвать периодом расцвета монастыря. Именно в это время были возведены основные его сооружения. С 1775 по 1798 годы здесь пребывали архиепископы Славянский и Херсонский. Тогда же при монастыре была основана Славянская семинария, учениками которой были известный писатель и поэт Иван Котляревский, Василий Гоголь-Яновский (отец Николая Гоголя), будущий ректор и профессор Перебургской медико-хирургической академии Семен Гаевский, известный греческий ученый-энциклопедист Афанасиос Псалидас и много других.

Среди архиепископов в монастыре проживали известные в мире люди – грек по национальности, друг великого французского просветителя Вольтера, Евгений Булгприс, а также земляк Булгариса – Никифор Феотоки, или Николай. Именно с этими двумя личностями, а также с архиепископом Андреем Серебренниковым и епископом Банулеско-Бодони связан значительный престиж Полтавской Славянской семинарии.

В монастыре бывали Тарас Шевченко, зарисовавший монастырские сооружения, и известный русский художник Григорий Мясоедов.

Последний в 1901 году подарил полтавскому театру картину-занавесь размером в 6 на12, с изображенной дорогой на монастырь, возле которой сидит кобзарь с лицом Тараса Шевченко играющий для путника с лицом Николая Гоголя.

Во время гражданской войны монастырь не раз опустошали. Хотя настоящий грабеж начался после введения в действие декрета Совнаркома о изымании культовых ценностей.

В 1923 году монастырь закрыли. В его строениях в 20-30 годы прошлого века располагались: клуб железнодорожников, исторический архив, Полтавская детская трудовая колония НКВД, общежитие и студенческая столовая Полтавского педагогического института.

Во время фашистской оккупации община монахинь, с разрешения обновленного епархиального управления, основала в бывшем мужском монастыре женский.

В послевоенные годы в нем насчитывалось до 100 монахинь, в начале 50-х обновили некоторые сооружения, пострадавшие во время войны. Но в 1960 году монастырь опять закрыли. Официально он стал памятником культуры и старины, хотя это не спасло его колокольню от поджога подростками, а одну из церквей – от устройства в нем автомастерской.

Чудотворная икона Божией Матери Каплуновская, которая считалась утерянной – найдена и находится в Свято-Троицкой церкви Крестовоздвиженского монастыря в г. Полтава!

Копия Каплуновской иконы Божией Матери которая была в войсках Петра I во время Полтавской битвы.

Святыни Полтавского Крестовоздвиженского женского монастыря

Икона Пресвятой Богородицы «Упование всехъ концевъ земли»

В начале ХІХ века подвизался в келии на колокольне Полтавского Крестовоздвиженского монастыря смиренный инок Даниил Московченко. Имея дар писания икон, он для усиления благоговейного настроения своего написал красками на стене по штукатурке изображение скорбной Божьей Матери и сам сделал надпись: «Дева Мариамъ. Упование всехъ концевъ земли.» Это было В 1821 году. Позже, следуя Божьему Промыслу, Даниил направил стопы свои к Киево-Печерской лавре и там с именем иеромонаха Ефрема окончил свою исполненную подвигов, праведную жизнь.

А написанная им икона осталась неотделимой от стены. За десятилетия, что прошли, икону не единожды забеливали и даже заштукатуривали. Но побелка и штукатурка каждый раз осыпались и являлся Священный образ. Преблагословенной Деве угодно было, чтобы ревностная молитва перед Ее изображением явственней являла всем Ее благодатную помощь, которая вскоре начала чудесно изливаться от иконы. На колокольне освятили престол, возникла церковь (к сожалению, ни название храма, ни время его существования неизвестны).

Для чествования святой иконы был избран понедельник. В летнее время в этот день совершалась Божественная Литургия, а после нее –– соборный акафист Божьей Матери.

В 1923 году Крестовоздвиженская обитель была закрыта. Колокольню, как и весь монастырь, разрушили, при этом икону Божьей Матери выбили до кирпича.

Сохранилась единственный список образа –– икона, которая была келейной у священномученика Василия (Зеленцова), епископа Прилукского (+ 1930). Кем и при каких обстоятельствах она была сделана, неизвестно.

Этот список особенно почитался благочестивыми полтавчанами. Долгое время икону сохраняла раба Божья Иулиания, позже образ находился в Свято-Макариевском кафедральном соборе. После возрождения в начале 1980-х годов Крестовоздвиженского монастыря икона, по просьбе насельниц обители, была перенесена сначала в монастырский храм в честь Преподобного Серафима Саровского, а после –– в храм Святого Симеона Богоприимца.

Согласно утреннему правилу, сестры обители читают перед святым образом Акафист (подобен Акафисту перед иконой «Всех скорбящих Радость»).

Кондак Акафиста, глас 8:

Взбранней Воеводе победительная, яко избавльшеся от вечныя смерти благодатию от Тебе рождшагося Христа Бога нашего, и Твоим Матерним пред Ним ходатайством, благодарственная восписуем Ти раби Твои: яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед и скорбных обстояний свободи, зовущих: Радуйся, благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте и Упование всех концев земли!

Святитель Афанасий (Вольховский) Полтавский, Мгарский

(ок. 1741 — 1/14 января 1801)

Афанасий (Вольховский), епископ Могилевский и Полоцкий, родился в г. Полтаве в семье священника Павла Вольховского. По свидетельству рукописи, сохранившейся в архивах Полтавской епархии, при крещении младенец был именован Феодором. Дядя же будущего святителя был епископом Тверским, после Ярославским, и назывался также Афанасием (Вольховским).

Феодор окончил Тверскую Духовную Семинарию и Киевскую Духовную Академию.

Горе между тем рано заглянуло в очи тому, для которого предназначен был свыше путь горестей и напастей. В двадцать три года он потерял отца, затем благодетеля и воспитателя — дядю. Оставаться далее на чужой стороне молодому образованному Вольховскому не пожелалось.

В 1765 году, по окончании Академии, рукоположен во священника в Николаевской церкви г. Полтавы.

1 октября 1769 года, после смерти супруги, принял монашество в Черниговском Ильинском монастыре и наименован Афанасием, в честь святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца; имя избрано также и в память о почившем к тому времени дяде его, архиепископе Афанасии. С 1770 года исполнял разные послушания при Черниговском кафедральном соборе и Свято-Троицком монастыре.

В 1776 году определен игуменом Новгородского Кириллова монастыря.

В 1781 году стал наместником Александро-Невской Лавры.

В 1783 году был переведен сначала в Новгородский Отенский Покровский Трехсвятительский монастырь, а затем –– в Вяжицкий (с возведением в сан архимандрита).

13 ноября 1785 года назначен архимандритом Новгородского Юрьева монастыря.

6 мая именным Ея Императорского Величества Указом архимандрит Афанасий (Вольховский) утвержден на Старо-Русскую викарную кафедру Новгородской епархии. 14 июля архимандрит Афанасий был наречен, а 30 июля 1788 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. На этой кафедре был ближайшим помощником маститого старца, митрополита Гавриила (Петрова).

«Около пяти лет светил он на этой кафедре, как на свещнице, и на шестом десятке своих лет переведен в город Могилев — губернский, на самостоятельную кафедру, и именно в 1795 году, по кончине приснопамятного Георгия Конисского», — свидетельствует жизнеописание.

С 5 марта 1795 года –– епископ Могилевский и Полоцкий.

11 мая 1797 года награжден орденом св. Александра Невского. В жизнеописании отмечено: «Два с половиною года Святитель Афанасий безмятежно управлял Могилевскою паствою, в которой и оставил по себе память мудрого и доброго пастыря не одним Окружным Посланием своим к ней, но и тем наипаче, что в среде её «много униатских церквей и народа обратил в благочестие» (православие). По вниманию к таковым, без сомнения, великим подвигам, Император Павел Петрович, при Всемилостивейшем и лестном рескрипте, 11 мая 1797 года, пожаловал Епископу Афанасию орден Св. Александра Невского. Но эта звезда была уже последнею на жизненном небосклоне Святителя Божия и, как эмблема земного величия и славы, скоро померкла».

В том же году в Синод поступил донос диакона Харкевича, в котором на епископа Афанасия возводились различные клеветы. В жизнеописании так описано сие происшествие: «Один недостойный диакон, некий Харкевич, забыв наставление Слова Божия, по которому не подобает диакону быти двоязычну, подобно Иуде Искариотскому, продавшему своего Учителя и Господа за 30 сребреников, продал своего архипастыря Афанасия духу злобы и лукавства, духу гордости и честолюбия: он оклеветал его ужасною клеветою. Посланный в Св. Синод донос взводил на Святителя Божия тяжкие преступления в нравственном и даже гражданском отношениях. Святитель Афанасий обвинялся, страшно вымолвить, «в прелюбодеянии, лихоимстве, несоблюдении табельных дней и в других не менее тяжких преступлениях». Был верный расчет доносчика обвинять епископа, как монаха, — в прелюбодеянии, как начальника, — в лихоимстве, как подданного, — в несоблюдении табельных дней, потому что в этих пороках могло сказаться все худое о ненавистном диакону его архипастыре».

Узнав о содержании доноса, Преосвященный Афанасий обратился с прошением об увольнении его от управления епархией, имея в виду также оградить Православие в крае от поношений и подозрений.

Указом Императора, в удовлетворение прошения, епископ Афанасий (Вольховский) был удален с кафедры и определен на покой в Мгарский Спасо-Преображенский монастырь Полтавской губернии (27 августа 1797 года).

О несправедливом характере обвинений в адрес святителя свидетельствует тот факт, что по делу о столь тяжких клеветах не было назначено никакого следствия, а самому епископу Императорским указом была назначены пенсия.

Из жизнеописания известно следующее: «Итак, Святитель Божий Афанасий, избравший при вступлении в монашество Лубенского Угодника Божия, Патриарха Афанасия, своим патроном, приходит к своему покровителю и руководителю учиться терпению, которое рождается от скорби, по слову Апостола. А скорбь у Святителя Божия была велика и сильна. И Царская милость, выраженная впоследствии в пожаловании ему пенсии, не утешила его. Пуще всего боялся он той мысли, не сделал ли он собою невольного соблазна. Эта, видно, мысль была у него неотвязчива, и только Милосердая Царица неба и земли, наша славная Владычица и Богородица и Приснодева Мария, смысл лучший паче естественного людям подающая, не оставляла его и тогда Своим Покровом, когда он сильно недуговал душевно, или, точнее сказать, был в великом духовном испытании.

Такое тяжелое состояние, пред переходом в вечность Святителя Божия Афанасия, продолжалось около полугода. Он прибыл в г. Полтаву как бы проститься с родными и опочил у них на руках».

Скончался 1 января 1801 года в Полтаве. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Мощи его почивали нетленно.

«Весьма утешительно для верующих и благочестивых православных людей узнавать, как протекала жизнь тех подвижников веры и благочестия, которые по кончине своей пребывают нетленны многие десятки лет, и даже сотни, и которые и заживо, и по преставлении своем неоскудно изливали и изливают милости свои всем призывающим их молитвенно на помощь. Такие Угодники Божии, не будучи еще канонизованы святой Церковию, тем не менее, чтятся Боголюбивым народом русским, который, совершая о таковых панихидные моления, прибегает и за их помощью. К числу таких Угодников Божиих относится … и Полтавский святитель, нетленно почивающий в тамошнем Крестовоздвиженском монастыре: епископ Афанасий, преставившийся … в начале 1801-го года. Почивает он под сводами соборного храма Крестовоздвиженского мужского монастыря, в г. Полтаве, в одном из отделений тамошней усыпальницы» — свидетельствует историческое описание.

Прибывший на Прилукскую кафедру (Полтавское викариатство) Преосвященный Иларион (Юшенов), в 1882 году обозревая гробницу Преосвященного Афанасия, обнаружил нетление тела его. О сем было донесено в Синод, откуда последовало предписание изнести гроб из усыпальницы, а в склепе устроить церковь, где поставить мощи и там служить панихиды до времени официальной канонизации.

Ввиду многих исцелений и чудес материалы к канонизации святителя Афанасия были подготовлены в самое краткое время. Имя святителя Афанасия было внесено в готовящийся к изданию Полтавский патерик.

Так обращались в молитвах к еще не прославленному угоднику Христову: «Скорбный Святитель Божий Афанасий, помолись о нас Господу Богу, аще имаши дерзновение к Нему молитися за ны, прибегающии к тебе. Воззри на наши скорби, на клевету, и нас облегающую, и расторгни узы и мрежи, связующия нашу душу. Дай нам помощь молитвами твоими, да укрепит Господь наши силы и наш ум, умерщвляемые грехами, да ограждаемые крестным знамением и помогаемые Пресвятою Госпожею Девою и Богородицею, поживем в благочестии и чистоте и, тако достигнув вечера жизни нашея, отыдем к незаходимому Свету — Христу. Аминь».

Торжества по случаю прославления святителя Афанасия планировалось совершить после Собора Русской Церкви 1917 года, однако сему воспрепятствовала начавшаяся революция.

Мощи были погребены под полом Крестовоздвиженского собора Полтавского монастыря. Вероятнее всего, что мощи, первоначально переданные в краеведческий музей как экспонаты музея атеизма, были с приходом оккупантов возвращены монастырской общине и погребены под полом Крестовоздвиженского собора около 1943 года.

Имеются многочисленные свидетельства о силе молитвенного предстательства блаженной памяти епископа Афанасия. Так, в дореволюционных монастырских архивах хранились записи об исцелении по молитвам святителя Афанасия:

мещанки Анны Прокопенковой — от сильной болезни ног;

мещанина Ф. Новосельского — от тяжкой болезни правой руки, которой он в течение полугода не владел;

харьковской мещанки Кл. Соколовой — от запоя;

девицы Зинаиды Барановой — от тяжкого воспаления руки и избавлении от угрожавшей ампутации.

Имеется свидетельство Губернского секретаря Я. П. Матюхи о чудесной помощи Полтавского святителя, выразившейся в избавлении от несправедливого обвинения.

В книге, изданной более 100 лет назад, высказано твердое убеждение: «Жизнь этого Святителя разрешилась скорбями, вследствие перенесенных им людских напастей и клеветы человеческой, и, вероятно поэтому, он, будучи сам искушен клеветою, может и другим, сущим в скорбях от клеветы и напраслины, помогать данною ему от Бога благодатью».

Амвросий (Серебренников), архиепископ Словено-Херсонский

Мощи подвижника пребывали в Полтавском монастыре

1745 – 1792

Амвросий (в миру Авраам Серебренников или Серебряков, возможно, Серебреников), архиепископ Екатеринославский и Херсонско-Таврический (Словено-Херсонский), родился в 1745 году, в Вятской епархии, в семье диакона. В 1758 году поступил в Вятскую семинарию, затем –– в Московскую Духовную Академию.

В 1768 году назначен учителем синтаксимы и пиитики в Вятскую семинарию, в 1773-ом переведен в Троицкую Лаврскую семинарию преподавателем риторики, истории и французского языка. В конце 1775 года принял монашество и был назначен префектом семинарии и преподавателем философии.

В 1778 году переведен в Московскую славяно-греко-латинскую академию на те же должности. В 1782 году он был возведен в сан архимандрита Антониева монастыря (в Новгороде) и назначен ректором Новгородской семинарии.

26 декабря 1783 (или 1784) года хиротонисан во епископа Олонецкого.

В ноябре 1786 года возведен в сан архиепископа с назначением в Екатеринослав. Поскольку Полтавский Крестовоздвиженский монастырь в 1775–1798 годах являлся резиденцией Словено-Херсонских архиепископов (а позже Екатеринославских), владыка Амвросий в январе 1787 года прибывает в Полтаву.

С 22 декабря 1789 до июня 1792 года владыка одновременно был местоблюстителем Молдо-Влахийской епархии.

Скончался архиепископ Амвросий 13 октября (или сентября) 1792 года. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре, в усыпальнице главного храма, где его мощи нетленно почивали до закрытия монастыря в 20-х годах XX века, после чего их передали в Полтавский краеведческий музей, где они, вместе с мощами Преосвященного Афанасия (Вольховского) (см. Афанасий (Вольховский), епископ Могилевский), вероятно, сгорели в 1943 году.

Преосвященный Амвросий известен как ученый и выдающийся проповедник своего времени. Он отличался необыкновенной любознательностью, энергией и в то же время кротостью и мягкостью характера.

Владыка Амвросий пользовался большой любовью князя Потемкина, расположением Екатерины II, от которой получил алмазный крест на клобук.

За участие в составлении Академического словаря архиепископ Амвросий был избран членом Российской Академии. После возведения в сан архиепископа Екатеринославского Преосвященный Амвросий занялся активной миссионерской деятельностью и многих старообрядцев возвратил к Православной Церкви. Он заботился о воспитании детей духовенства, о благоустройстве церквей, повышении нравственного уровня священников.

В качестве местоблюстителя Молдо-Влахийской экзархии Преосвященный Амвросий много потрудился над приведением в порядок расстроенных дел Церкви, находившейся под мусульманским игом. Своим милосердием, благотворительностью и готовностью оказать всяческую помощь он привлекал под свою защиту единоверцев из Греции, Сербии и других православных земель.

Владыка Амвросий ценил и уважал подвижников-монахов, покровительствовал монастырям. В частности, по прибытии своем в Молдавию он посетил Нямецкую обитель и возвел в сан архимандрита подвизавшегося в ней знаменитого старца Паисия Величковского, чья жизнь также связана с Полтавщиной (См. Паисий (Величковский) // Святые угодники Божии).

При жизни архиепископ Амвросий прославился строгим благочестием и подвижничеством, а после смерти –– нетлением останков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *