Летчик бабушкин памятник

Михаил Бабушкин

Биография

Герой Советского Союза (27.06.37). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.

Сайт:

в семье крестьянина. Русский.

В 1914 г. его призвали в армию, и вскоре в числе большой группы новобранцев Бабушкин прибыл в Гатчину. Там его зачислили на курсы мотористов. Сдав экзамен, он стал авиамотористом на Гатчинском аэродроме. Когда Гатчинской военной авиашколе поручили подготовить группу авиаторов из солдат, в первую пятерку был зачислен и Бабушкин. Учебные полеты он совершал на «Фармане» и быстро освоил азы летного мастерства.

Реклама:

В 1915 г. окончил Гатчинскую военную авиашколу и получил звание летчика, после чего был оставлен в школе в качестве инструктора для обучения солдатских групп.

Участвовал в Гражданской войне. В 1920 г. партизанил на Дальнем Востоке.

В 1921 г. был отозван в Егорьевскую школу авиации РККВФ. Был летчиком-инструктором.

В 1923 г. демобилизовался и поступил на работу в ГВФ.

Реклама:

В 1926 г. первым из советских полярных лётчиков выдвинул идею ледовых разведок, и сам провёл первую разведку тюленьих лежбищ в горле Белого моря на Ш-2.

В 1928 г. участвовал в поисках экспедиции Умберто Нобиле. Был награжден орденом Красного Знамени.

Рассказывает генерал-майор авиации Раков: «Весной 1928 года произошли события, привлекшие всеобщее внимание. В Арктике потерпел катастрофу дирижабль итальянского генерала Нобиле, летевшего к Северному полюсу. Попытки спасти участников экспедиции предпринимались различными странами, но уверенности в успехе не было. Корабли, направлявшиеся в Арктику, проникали только в полосу битого льда, а от нее до района катастрофы оставались еще многие сотни километров. Преодолеть их с помощью средств, которые использовались тогда для передвижения в этих суровых краях, было крайне трудно.

Мало надежд возлагали и на самолеты. Слишком большой им предстояло бы проделать путь туда и обратно. В то время дальность полета редко превышала пятьсот — шестьсот километров, а тут дело осложнялось еще суровыми полярными условиями. Снегопады, туманы, пурга, облачность — не очень приятные явления для самолетов даже сейчас. Тогда же они сулили летчикам почти неизбежную гибель. Первые попытки спасти участников экспедиции Нобиле с помощью авиации окончились катастрофой. Погиб полярный исследователь норвежец Руаль Амундсен. 18 июня он вылетел на помощь Нобиле из Тромсе на гидроплане и бесследно пропал.

В спасении экспедиции Нобиле приняли участие шесть государств, однако взоры всех были устремлены прежде всего на Советскую Россию. К тому времени она еще не окрепла после бурных потрясений, только еще залечивала свои раны, но это была страна, строившая новое общество, новый мир. И естественно, что она живее, энергичнее других отозвалась на беду, которую терпела группа людей в ледяной пустыне Арктики.

Советский Союз послал для их спасения два мощных ледокола — «Красин» и «Малыгин» с большими по тем временам трехмоторными самолетами на борту. Вести эти самолеты должны были опытные летчики Б.Г. Чухновский и М.С. Бабушкин».

Благодаря усилиям советских летчиков экспедиция Нобиле была найдена и спасена.

В августе 1930 г. выполнил рейс Москва — Ташкент на самолете К-4 с пассажирами на борту, открыв одну из самых дальних воздушных магистралей СССР.

В 1933-34 г. участвовал в экспедиции на пароходе «Челюскин». Был пилотом самолета-амфибии Шаврова Ш-2, который находился на борту корабля.

13.02.34 г. «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. На льдине посреди Чукотского моря оказалось 104 человека.

2.04.34 г. Бабушкину удалось подняться с ледового аэродрома на своем поврежденном Ш-2 и долететь до Ванкарема. С собой он привез бортмеханика Г.С. Валавина. Затем, до тех пор, пока не окончилась спасательная операция, был комендантом аэродрома в Ванкареме. Награжден орденом Красной Звезды.

В июле — сентябре 1935 г. участвовал в высокоширотной экспедиции ледокольного парохода «Садко». Это судно, семнадцать лет пролежавшее на дне Кандалакшского залива, было поднято и введено в строй в 1934 г. Первую советскую высокоширотную экспедицию возглавлял Г.А. Ушаков. Цель экспедиции состояла в том, чтобы проникнуть как можно дальше в область полярного моря и обследовать громадные «белые пятна», все еще остававшиеся на картах к северу от Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа и в северной части Карского моря. Кроме того, экспедиция на «Садко» должна была своими сводками и прогнозами погоды обеспечить перелет летчика С.А. Леваневского через Северный полюс в Америку.

«Садко» в свободном плавании достиг рекордной широты 82º41′. За 85 дней судно прошло 6500 миль, из них 3200 миль — за пределами 80 параллели. Был проделан большой объем исследований, произведено 107 комплексных океанографических станций.

На «Садко» Бабушкин возглавлял авиагруппу, состоявшую из двух самолетов-амфибий. Полеты летчиков во многом способствовали успеху экспедиции.

Радист Е.Н. Гиршевич вспоминает: «Вторым пилотом у Михаила Сергеевича стал Геннадий Власов. Самолеты были приспособлены как для взлета с воды, так и с ледяного поля. Летали они поочередно. Бабушкин обычно с Ушаковым и капитаном судна Н.М. Николаевым. Авиаразведка во многом помогала отыскивать более легкий проход во льдах…

Михаил Сергеевич… быстро завоевал себе авторитет и большое уважение среди экипажа судна и научного экспедиционного состава как бывалый опытный летчик и как прекрасный человек. У него не было заметно, чтобы в обращении он делил людей на ранги — будь то матрос или кочегар — он всегда разговаривал со свойственной ему легкой улыбкой на лице. В свободное время он очень увлекался играми, особенно при стоянке судна во льдах. Частенько и я сражался с ним на бильярде».

28.09.35 г. «Садко» возвратился в Архангельск. В результате работы экспедиции был собран исключительно ценный и важный материал, позволивший раскрыть механизм процессов, происходящих в Полярном бассейне.

Член ВКП(б) с 1935 г.

В 1937 г. участвовал в экспедиции на Северный полюс. Был вторым пилотом флагманского самолета «СССР Н-170».

21.05.37 г. участвовал в первой в мире посадке самолета на Северный полюс.

27.06.37 г. Бабушкин Михаил Сергеевич был удостоен звания Герой Советского Союза.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Автор книги «Записки лётчика М.С. Бабушкина, 1893-1938» (издана в 1941 г.).

В 1937-38 г. участвовал в поисках экипажа Леваневского. Во время вынужденной посадки потерпел аварию и сломал обе ноги.

19.05.38 г. погиб в авиакатастрофе.

Рассказывает журналист Бронтман: «1938 год… 20 мая. Сегодня у нас помещено короткое сообщение об аварии самолета «СССР Н-212». Подробности, как сообщает наш архангельский корреспондент, рисуются в следующем виде.

Катастрофа произошла 18 мая в 4 часа 10 минут утра. На борту было 16 человек. Машина стартовала на Москву с аэродрома Княж-острова. В момент отрыва из левого среднего мотора показалось пламя. Мотор сдал обороты и машина, поднявшаяся на 3-4 метра, начала снижаться. Самолет находился уже за чертой аэродрома. Машина сильно ударилась о земляной выступ, затем, подпрыгнув, пролетела несколько десятков метров и свалилась в реку Лингосровку (рукав Двины). Сильным течением потащило ее на середину реки, ширина которой там ~ 500 м, огнем охватило всю левую плоскость. Один из левых баков, видимо, от удара, был поврежден и бензин разлился по воде. Над машиной и водой поднялось пламя. Самолет держался несколько минут. Люди выбрались на правое крыло и хвост и бросились в воду. Огромную помощь им оказали находившиеся в лодке вблизи работники АрхБумСтроя кассир А.П. Михайлов, плотник В.М. Беляев и экспедитор В.П. Тепляков. Они вытаскивали людей, рискуя сами вспыхнуть. Пилот Бойко плыл к левому берегу. Выбился из сил. Моторист беломорского отряда полярной авиации т. Шулепов бросился в воду и вытащил его. Мошковский добрался до плота у правого берега. Вдруг заметил, что вода неподалеку несет Бабушкина. Вытащил его, но М.С. был уже мертв. Все спасшиеся получили ссадины, ушибы, ожоги. Им оказали помощь на аэродроме и в больнице.

Шмидт позавчера мне сказал, что доложил Молотову обо всем.

Мошковский заявил:

— Перед стартом мы тщательно проверили моторы и машину. Все было в порядке. В момент отрыва от земли по необычному звуку моторов я почувствовал, что случилось что-то неладное. Средний мотор сдал. Машина снизилась, ударилась об землю. В тот же момент внутри самолета вспыхнуло пламя. Самолет круто завернуло влево и понесло в реку. В последнюю секунду я инстинктивно рванул штурвал — нос машины приподнялся, и мы упали в воду. Если бы шли носом вниз — сразу бы нырнули. При ударе меня выбросило из пилотской кабины на правую плоскость. Вскочив, я бросился открывать задний люк, чтобы освободить товарищей. В передней части самолета бушевал огонь. Я сосчитал людей — по-моему в самолете никого не оставалось, все были наверху. Самолет погружался в воду. Кругом было пламя. Я нырнул. За мной бросились в воду и остальные. Плыть было трудно: все были одеты в теплую одежду. Как добрался до плота — не знаю..

24 мая… Вчера хоронили Бабушкина. Замуровали рядом с дирижаблистами. Распоряжался Слепнев… Шмидт выступал крайне расстроенным. Был мрачен…

26 мая… Гутовский и Шевелев только вернувшиеся из Архангельска рассказывают, что виноват в аварии «Н-212» Мошковский. На взлете сдыхал мотор, он прибавил другим. Машина накренилась, стойка влезла в бак. Все наполнилось бензином. Достали самолет — все как на ладони. Бабушкин плыл на шубе, захлебнулся. Пробовали делать искусственное дыхание — ребра перебиты, кровь в легких…

3 июня. Сегодня был у меня Мошковский. Осунулся. Рассказывал подробности жизни на Рудольфе. Бардак. Угробили две машины.

Аварию рисует так:

— Не спали перед вылетом. Отклонились от линии взлета. Машина перегружена. На взлете задел левым колесом о бугор канавы. Треск. И в тот же момент пламя. Внутри все горит. Сунулись в реку Не успели даже дотянуться до аварийного контакта. Фонарь сломало… Меня выбросило на правое крыло. Кинулся к заднему люку. Открыл. Все вылезли. И в воду. Жутовский попал под плоскость — зацепился там за что-то. Бабушкину сломало ребра при ударе — захлебнулся».

В 1939-60 г. именем героя назывался город в Московской области (бывший поселок Лосиноостровский).

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Лётчик Бабушкин [TR/19688]

В честь Михаила Сергеевича Бабушкина названы:

залив Охотского моря
остров в архипелаге Новая Земля
остров близ берега Отса в Восточной Антарктиде
мыс и гора на полуострове Пьягина в Магаданской области
мыс на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа
город в Подмосковье, в котором родился и вырос герой (ныне этот город входит в состав Москвы в качестве Бабушкинского района)
улица Лётчика Бабушкина в Северо-Восточном округе города Москвы
станция московского метро «Бабушкинская»
улицы в городах Архангельск, Уфа, Улан-Удэ, Сыктывкар, Артём (Приморский край), Екатеринбург, Иркутск, Липецк.
переулки в Железнодорожном районе города Ростова-на-Дону и в городе Няндома (Архангельская область)
улицы в городах Мелитополь и Мариуполь (Украина)
один из районов города Днепропетровска (Украина)

Всё это, конечно, не просто так.

25 мая 1928 года в Арктике погиб дирижабль «Италия» конструктора и воздухоплавателя Умберто Нобиле. Всех оставшихся в живых членов экипажа, кроме Нобиле, которого вывез с льдины шведский летчик Лундборг, спасла 12 июля советская экспедиция под руководством Р. Л. Самойловича на ледоколе «Красин». Но на поиски нобилевцев раньше «Красина» направили ледокольный пароход «Малыгин». Для связи экипажа с итальянцами использовался небольшой одномоторный самолет «Ю-13», который пилотировался летчиком Бабушкиным.
Вот что говорит о нем руководитель экспедиции В. Ю. Визе:
— Хотя Бабушкин, главным образом вследствие небольшого радиуса действия самолета, и не достиг главной цели — палатки итальянцев, тем не менее его полеты в техническом отношении являются одними из самых выдающихся, предпринятых в Арктике. Стартование с дрейфующей льдины и возвращение к ней до Бабушкина еще не практиковалось, так как это считалось слишком рискованным, а некоторыми — даже невозможным. Один из лучших знатоков арктических льдов, норвежский профессор Харальд Свердруп, прямо заявлял, что «летом о посадке самолета на лед не может быть и речи». Бабушкин, как сказано, совершил на одной и той же машине пятнадцать таких посадок.
В 1933/34 годах Михаил Бабушкин, будучи летчиком крохотного самолета «Ш-2», участвует в знаменитом походе на пароходе «Челюскин». 24 августа 1933 года с «Челюскина» увидели не обозначенный на карте остров. Облет его Бабушкиным убедил, что это остров Уединения, который был нанесен на карты на 50 миль восточнее своего истинного положения. На самолете «Ш-2» (он демонстрируется в Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге) Михаил Сергеевич проводил для «Челюскина» ледовую разведку, поднимал для осмотра льдов капитана В. И. Воронина, возил на остров Врангеля академика О. Ю. Шмидта, руководителя экспедиции на «Челюскине».
После гибели парохода на спасение челюскинцев направили летчиков-добровольцев. Каждый их прилет на льдину был сопряжен со смертельным риском. Летевший с Аляски на купленном в США «Флейстере» С. А. Леваневский, попав в метель, чудом посадил самолет на побережье Чукотки. Этим он спас уполномоченного правительственной комиссии по спасению челюскинцев Г. А. Ушакова и американского борт-механика Клайда Армистета, но сам был серьезно ранен и самолет разбил. Чтобы не рисковать чужими жизнями, летчик Бабушкин умудрился починить свой «Ш-2» «домашними средствами», вывез на нем механика Георгия Валавина на материк и возглавил там подготовку аэродрома к приему других самолетов.
Во время демонстрации в честь челюскинцев. Бабушкина пригласили на главную трибуну Мавзолея Ленина. Кроме пяти героев и О. Ю. Шмидта на центральной трибуне Мавзолея вместе с Ворошиловым, Калининым, Сталиным, Кагановичем и Горьким был из челюскинцев только Михаил Сергеевич Бабушкин. Причем место ему отвели между Сталиным и Кагановичем и чуть впереди обоих…
В 1935 году Бабушкин участвует в Первой высокоширотной экспедиции на «Садко», сделавшей последние географические открытия в совет-ском секторе Арктики. Именно на его самолете совершили облет открытого острова, который по имени руководителя экспедиции назвали островом Ушакова. Летал он и в ледовые разведки с целью обнаружения так называемой Земли Джиллеса. Но никаких следов этой земли обнаружено не было.
Затем была напряженная подготовка воздушной экспедиции к Северному полюсу. Бабушкин в ней — второй пилот флагманского самолета Героя Советского Союза М. В. Водопьянова. Из Москвы с посадками в Холмогорах, Нарьян-Маре и на Маточкином Шаре пять самолетов прибыли на остров Рудольфа Земли Франца-Иосифа. Отсюда 21 мая 1937 года они стартовали, и самолет Водопьянова-Бабушкина в тот же день благополучно совершил посадку на дрейфующую льдину в районе Северного полюса, создав там первую в мире научную станцию.
6 июня 1937 после торжественного открытия станции «Северный полюс» самолеты экспедиции двинулись в обратный путь и после промежуточных посадок в Амдерме и Архангельске 25 июня с триумфом прилетели в Москву, где их встречали руководители страны во главе со Сталиным.
27 июня 1937 все сорок три участника экспедиции на Северный полюс были награждены орденами СССР, а восьми из них, в числе которых Шмидт, Папанин и Бабушкин, было присвоено звание Героев Советского Союза. Так Михаил Сергеевич Бабушкин, первым в мире научивший самолеты садиться на дрейфующие льды и взлетать с них, стал 41-м в истории Героем Советского Союза.
Погиб Михаил Сергеевич 18 мая 1938 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
А дорогой, проложенной лётчиком Бабушкиным, идут сегодня полярные летчики всего мира.

А я хочу добавить (ИМХО) Лётчик Бабушкин первым совершил посадку на ПЛАВУЧИЙ объект (льдину) со всеми её кренами и рысканьями и, посему, он первый лётчик, получивший опыт взлёта и посадок на корабли — авианосцы. Поправьте меня, если я ошибаюсь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *