Мечеть мухтарова Владикавказ

Суннитская мечеть во Владикавказе

Суннитская мечеть во Владикавказе (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

В удивительном городе Владикавказе на относительно небольшой территории можно встретить множество храмов разных вероисповеданий. Одна из заметных городских достопримечательностей — это удивительно стройная суннитская мечеть, стоящая на левом берегу Терека, у подножия живописной Столовой горы. Когда смотришь на эту мечеть, создается впечатление, что каким-то чудом она перенеслась сюда прямиком из Каира. Белый известняк, ставший основным строительным материалом, был доставлен из Баку, ну а роспись ее интерьеров по роскоши и богатству наверняка входит в число первых во всей России, большинство их них выполнены из чистого золота. Суннитская мечеть — это настоящий символ города, а ее открыточный пейзаж, несомненно, одна из визитных карточек.

Мечеть на левом берегу реки Терек появилась в самом начале прошлого века. Согласно историческим документам, строительство ее проходило в период с 1905 по 1908 гг. Известно, что огромный вклад в строительство этого сооружения, которое в наши дни стало одним из символов города, внес Муртазы-Ага Мухтаров, богатый бакинский нефтепромышленник. Ведь именно из Владикавказа происходила его супруга.

Кстати, одно из названий мечети — это как раз мечеть Мухтарова, в память о меценате.

Традиционно Владикавказ отличался пестрым составом в конфессиональном плане, здесь были и христиане, и представители магометанских конфессий. В период появления мечети, то есть на рубеже 19 и 20 столетия, из представителей последних здесь проживали ингуши-сунниты, персы-шииты, татары, кумыки и непосредственно часть осетин, которые приняли ислам. Вообще, первоначально идея о строительстве мечети в городе возникла в 1863 г. Инициаторами были татары, проходившие здесь воинскую службу. Они обратились с просьбой о строительстве к командиру 9-го линейного батальона, однако, получили отрицательный ответ из-за нехватки на тот момент необходимых финансовых средств.

В самом начале 20 столетия Терское областное правление получило очередное прошение о строительстве, уже от представителей общества магометан-суннитов, проживающих во Владикавказе. В августе же был получен ответ о том, что препятствий для строительства мечети не имеется. Известно, что мечеть строилась на собственные средства верующих, а вот кто именно был автором проекта и инициатором, об этом ходят споры и существуют две основные версии.

Одна из заметных городских достопримечательностей — это удивительно стройная суннитская мечеть, стоящая на левом берегу Терека, у подножия живописной Столовой горы.

Согласно первой из них, проект был привезен из Царьграда Садыком Радимкуловым, который, в свою очередь, получил проект будущий мечети от М. Б. Якубова. Проект этот был весьма амбициозен и не сообразен имеющимся у владикавказских татар средств. Многие верующие продавали последние ценности, влезали в долги, даже закладывали собственные дома ради того, чтобы наконец мечеть была построена. Однако, к великому сожалению, средств все равно не хватало. И тогда представители старинных семей отправились на ту сторону Кавказских гор, в богатый город нефтепромышленников — Баку. Там должны были состоятся переговоры о строительстве, а вернее, о спонсировании строительства мечети местным миллионером М. Мухтаровым. Вроде бы договоренностей удалось достичь, но по возвращению делегации домой, оказалось, что Мухтаров ввел некие дополнительные условия, на которые татары пойти не могли. Заключались они в том, что мечеть должна быть названы в честь Лизы Тугановой, жены мецената, которая происходила их христианской семьи. Из-за этого пункта сотрудничество было прекращено.

Согласно другой версии, автором проекта и главным архитектором был Иосиф Плошко, русский зодчий польского происхождения, который неоднократно сотрудничал с Мухтаровым, и собственно, это сооружение возвел по его поручению.

Здание мечети выполнено в своеобразном египетском стиле и здорово напоминает подобные многочисленные мечети, которые можно увидеть в жарком Каире. Основной материал, который использовался в строительстве — это белый известняк, доставленный сюда издалека, прямо из-под Баку. Какая версия строительство наиболее точная сказать сложно, но в мрачные 30-е годы 20 века здесь произошло событие, которое совершенно точно связано с татарами. Так, по приказу местных большевистских властей в 1934 г. мечеть попытались уничтожить. Однако командир одной из татарской рот приказал своим подчиненным встать на защиту здания с оружием в руках, что и отпугнуло представителей Горсовета. Уникальное здание удалось сохранить в качестве памятника архитектуры.

В советский период в здании мечети был расположен краеведческий музей, а в конце столетия, в 90-х, памятник архитектуры был передан Духовному управлению мусульман Северной Осетии. Сегодня это и дом молитвы для верующих магометан, и одна из главных достопримечательностей всего Владикавказа.

Адрес: ул. Коцоева, 62.

Мечеть Мухтарова – визитная карточка Владикавказа

Уже 110 лет Суннитская мечеть считается одним из основных символов Владикавказа. Именно в этом городе произошла встреча потомственной осетинской дворянки, дочери генерала Хамби Туганова Елизаветы Тугановой с бакинским нефтепромышленником и меценатом Муртузой Мухтаровым, там же они сыграли свадьбу. В честь своей жены Мухтаров и построил в ее родном городе мечеть, которая стала известна в Северной Осетии как мечеть Мухтарова. (См. также Муртуза и Лиза Мухтаровы: история большой любви в камне).

До появления на берегу Терека мечети мусульмане проводили молитвы под открытым небом, и разговоры о необходимости возведения храма велись фактически с середины XIX века. Разрешение на строительство мечети было выдано лишь в 1900 году. По одной из версий, мечеть начали строить на «народные» деньги, но их катастрофически не хватало и тогда мусульмане Владикавказа отправилась к бакинскому миллионеру Муртузе Мухтарову. Тот взял на себя большую часть расходов, внеся 50 тыс. рублей из необходимых 80 тысяч.

Строительством занялся многократно сотрудничавший с меценатом русский архитектор, поляк по происхождению Иосиф Плошко. Он не специализировался на строительстве культовых объектов, поэтому, получив столь необычное для себя задание от Мухтарова, долго изучал восточную архитектуру и, наконец, взял за образец элементы каирских мечетей и выбрал для строительства кирпич, изготовляемый на заводе барона Штейнгеля.

Специалисты всегда обращали внимание на многослойную цветную штукатурку, которой расписаны стены мечети, и звезду, составленную из двух равносторонних треугольников — этот символ использовался разными народами еще в глубокой древности.

Мечеть Мухтарова – это Джума-мечеть — соборная, предназначенная для свершения пятничной молитвы всей мусульманской общины. При этом долгие годы она была центром образования, культуры и общественной жизни.

Когда в 1934 году властями было принято решение об уничтожении мечети, благодаря 25-ой роте кавалерийского полка под управлением Бектенева уникальный храм удалось сохранить. Тем не менее в советской истории здесь располагались и Дом культуры, и Рабочий клуб, и Краеведческий музей, просуществовавший там практически двадцать лет.

Лишь после 1968 года началась масштабная реставрация мечети для использования ее по прямому предназначению, отчасти с расчетом на иностранных туристов, приезжавших в СССР. Через год мечеть открыла свои двери в качестве одной из уникальных достопримечательностей города.

В 1996 году мечеть, наконец, передали в ведение Духовного управления мусульман Северной Осетии. Однако на этом злоключения уникального строения не закончились – в том же году террористы подложили под стены храма взрывное устройство. Мощный взрыв разрушил одну из капитальных стен, проломил другие стены и покрыл башню глубокими трещинами. Только по счастливой случайности никто не пострадал.

Позже негативную реакцию владикавказцев вызвало строительство рядом с мечетью высотного дома, в результате чего был уничтожен узнаваемый вид мечети на фоне панорамы Главного Кавказского хребта. Сохранение исторической части города долго оставалось больным вопросом для города.

Тем не менее мечеть Мухтарова остается визитной карточкой Владикавказа и завораживающим шедевром восточной архитектуры.

Она не отличается большими размерами. Высота основного зала до потолка достигает 15 метров. Снаружи мечеть напоминает сказочный замок.

Внутреннее убранство также впечатляет — солнечный свет попадает в залы через 16 окон, отделанных витражами, которые были созданными азербайджанскими мастерами без клея и гвоздей.

Говорят, в мечети хранится изготовленный в Стамбуле 25-килограммовый Коран, тексты которого написаны золотыми буквами.

Вход в мечеть украшает стрельчатая арка. Два 33-метровых минарета минарета с балкончиками симметрично расположены по двум сторонам от входа.

Архитекторы говорят, что минареты совершенны по своим пропорциями.

Интерьер мечети и внешняя роспись здания сделаны художником Францем Долежалем. Внутренние стены мечети украшают изречения из Корана, выполненные золочеными буквами арабской вязи.

Архитекторы и путешественники утверждают, что этот историко-архитектурный памятник не похож ни на одну из мечетей мира, даже на каирские храмы.

Он остается не только главным храмом для всех мусульман Северной Осетии, но и уникальным произведением исламской культуры.

>Суннитская мечеть

История создания

Строительство мечети началось в 1900 году, после долгой переписки прихожан мусульманской общины и чиновников разного ранга. Получить разрешение на выделение земельного участка и начало работ было нелегко. А найти средства на строительство – еще сложнее. И здесь первые две загадки, которых в истории Суннитской мечети немало: «Кто за все заплатил и кто построил?»

По первой версии, «татарской», как ее называют местные краеведы, на призыв собрать деньги откликнулись только татары и 15 семейств кумыков. Многие продавали имущество, закладывали дома. Муфтий мечети Аль-София в Стамбуле предоставил проект здания, даровал Коран в кожаном золоченом переплете и прислал своего архитектора. Через два года после начала строительства возвели оба минарета и купол, но не были позолочены штоки-полумесяцы и изречения из Корана на стенах. Средств не хватало. Тогда делегация татар отправилась к бакинскому миллионеру Муртузе Мухтарову. Он обещал оплатить работы, но пожелал дать мечети имя своей жены, православной Лизы Тугановой, а такое условие татары принять не могли…

Однако в специальном докладе Северо-Осетинского центра социальных исследований говорится: «Эксперты института архитектуры и искусства Российской академии наук установили, что здание сооружено русским архитектором, поляком по происхождению Иосифом Плошко, который и был автором проекта. А сделал он этот проект по поручению Муртузы Мухтарова, с которым сотрудничал неоднократно. Здание было задумано в арабском стиле, напоминало каирские мечети X–XII веков и даже известную Аль-Азхар». Согласно этой версии, нефтепромышленник Мухтаров взял на себя большую часть расходов. Он внес более 50 тысяч рублей. Как сообщала газета «Приазовский край» в год открытия мечети: «Ее строительство обошлось в 80 тысяч».

Здание сооружено из белого известняка, привезенного из окрестностей Баку, облицовано красным кирпичом, изготовленным на заводе Штейнгеля. В 1906 году строительные работы были завершены, еще два года мастера расписывали мечеть под руководством Франца Долежаля. Содержание надписей, а их более 300, в основном прославление Аллаха. Позолоченные цитаты из Корана выполнены арабской вязью. И еще одна загадка, поставленная доктором исторических наук Генри Кусовым: «Почему в богатой орнаментальной росписи исламского памятника в изобилии встречается шестиконечная звезда Давида?»

Мечеть в советское время

В советское время на необычную деталь не обращали внимания, но, когда мечеть снова стала действующей, у мусульман-богословов возникли вопросы. Пошли слухи, что звезда, или «щит Давида», появилась после реставрации в конце 60-х годов XX века. Работы проводили специалисты из Ленинграда, некоторые из которых были евреями. Но, как пишет Генри Кусов: «Подобное предположение о диверсии легко отмести, стоит только познакомиться со старыми фотографиями. Смущало лишь то, что с подобным символом мирились правоверный мусульманин Мухтаров и муллы, проводившие службы в мечети до революции… Интересно было бы узнать, кто же явился инициатором создания геометрического орнамента, обозначает ли он отвлеченные формы или стилизует реальные мотивы?.. Но главное мы уже знаем – Суннитская мечеть может оказаться единственным в России памятником авраамических религий!»

Мечеть чудом уцелела после революции. В 1934 году городской совет принял решение уничтожить здание. Но на его защиту с оружием в руках встали кавалеристы татарской роты. И новой власти ничего не оставалось, как уступить и присвоить мечети статус памятника архитектуры. В советское время здесь по очереди располагались Дом культуры, рабочий клуб, антирелигиозный музей, музей краеведения. Под куполом был подвешен маятник Фуко – для демонстрации суточного вращения Земли и в качестве антирелигиозной пропаганды. Кстати, еще одна загадка – маятник бесследно исчез, сейчас никто не может сказать, где он находится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *