Михайловский собор Киев

Киевский Свято-Михайловский Златоверхий монастырь (собор)

Михайловский Златоверхий монастырь (укр. Михайлівський Золотоверхий монастир, англ. St. Michael’s Golden-Domed Monastery) — древнейший собор, входит в число главных достопримечательностей Киева. Расположен в центре города на Владимирской горке, рядом с наиболее популярными киевскими святынями и памятниками архитектуры, такими как София Киевская, Андреевская церковь и Золотые Ворота. Михайловский собор считается одним из самых почитаемых мест среди верующих паломников и является одним из основных храмов Украинской Православной церкви Киевского Патриархата. Практически все ознакомительные экскурсионные маршруты по Киеву проходят с обязательным посещением Михайловского монастыря.

История Михайловского собора Киева

В летописных записях начала XII века упоминается, что князь Святополк Изяславич, внук великого киевского князя Ярослава Мудрого, 11 июля 1108 года решил построить каменный собор вблизи Дмитриевского монастыря и церкви святого Петра во имя святейшего Архистратига Михаила – небесного покровителя и хранителя города Киева.

По одной из версий Дмитриевский монастырь на этом месте воздвиг отец Святополка Изяслав (в крещении Дмитрий). Существует гипотеза, что тогда же при церкви возник и мужской монастырь. По другой версии монастырь здесь основал еще в 998 году первый митрополит киевский Михаил. Интерьер Златоверхого Михайловского храма в то время был выполнен из дорогих материалов с применением мрамора. Стены собора были украшены мозаикой, убранство святыни завершали драгоценные иконы. Предание гласит, что в период правления князя Святополка Изяславича из столицы Византии города Константинополя в Михайловский монастырь привезены мощи святой великомученицы Варвары, которые впоследствии стали основной священной реликвией храма. 16 апреля 1114 года после кончины Князя Святополка Изяславича его тело захоронили на территории храма.

Златоверхому Михайловскому собору был нанесен значительный ущерб, когда в 1240 году татаро-монгольский хан Батый захватил Киев, а также во время войны с крымским ханом Менгли I Гиреем в 1482 году.

В период с XVII до XVIII века Михайловский монастырь все время совершенствовался и пополнялся различными ценностями благодаря украинским гетманам. В 1718 году знаменитый полководец и политический деятель Богдан Хмельницкий за свои средства оплатил заказ на новую позолоту для главного купола собора. Гетман Павел Скоропадский заменил иконостас. Иван Мазепа подарил специальный ящик, полностью выполненный из серебра, для хранения в нем мощей святой великомученицы Варвары.

В 1654 году, когда Украина соединилась с Русским государством, после раздела земель с Польским Королевством и Литовским Княжеством Киевский Златоверхий собор перестал иметь право на управление некоторыми своими имениями, которые находились уже на территории Речи Посполитой. Взамен монастырю начали принадлежать новые владения, расположенные на левобережной части Украины.

Исходя из исторических упоминаний в XVII веке рядом с мужским Златоверхим монастырем функционировал и Златоверхий Михайловский женский, который в 1712 году переехал на Подол. В 1746 году количество куполов в Михайловском храме решили увеличить до семи. После этих изменений Древняя церковь Святополка находилась в середине монастырского храма. От неё остались алтарные абсиды, некоторые стены и главный купол. В 1800 году объекты Михайловского собора были в плохом состоянии и требовали срочной реконструкции. Долгие годы на протяжении XIX века Михайловский монастырь неоднократно ремонтировали.

3D макет Киевского Михайловского храма. (Нажмите на картинку для просмотра!)

В 1800 году Киевский Златоверхий Михайловский собор был местом пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епархии.

В 1847 году при поддержке настоятеля монастыря Преосвященного Аполинария на территории Михайловского собора начали сооружать здание, которое служило гостевым домом для верующих странников, желающих остановиться на ночлег. Подобные строения в этот период строились и в других монастырях. Также было принято решение покрыть золотом купола и на трапезной церкви.

Свято-Михайловский Киевский Златоверхий монастырь известен своими уникальными фресками и так называемыми «мерцающими» мозаиками. Также в соборе присутствовали граффити (надписи, выполненные методом царапанья).

После прихода большевиков с 1919 года все имущество Михайловского монастыря перешло государству. С 1935 года началось постепенное уничтожение монастыря. 17 августа 1937 года Михайловский Златоверхий собор был начинен взрывчаткой и разрушен. Ликвидацию провели, так как по понятиям власти этот объект не имел культурной и исторической ценности. Некоторые фрески и мозаики чудом удалось сберечь. Их случайным образом забрали из храма ученые накануне взрыва исторического памятника мирового значения.

Благодаря дружеским отношениям с Российской Федерацией Министерство культуры России откликнулось на просьбу Украины и возвратило находящиеся в экспозициях музеев России бесценные предметы искусства Министерству культуры Украины. С 15 июля 2008 года фрески и мозаики опять радуют посетителей в Свято-Михайловском монастыре Киева.

Михайловский монастырь в Киеве сегодня

Комплекс состоит из построенного в традициях украинского барокко большого храма Архангела Михаила (названного именем святого божества, символа-хранителя города Киева), который был уничтожен в 1930-х годах и заново восстановлен в 1990-х, высокой колокольни, сооруженной в 1716—1719 годах, трапезной с церковью Иоанна Богослова, сохранившейся в первозданном виде с 1713 года.

В монастыре функционирует духовная школа, церковный хор и воскресная школа. Также работает специальная гостиница, в которой паломники могут остановиться на время пребывания в святыне.

В колокольне и прилегающем корпусе есть музей, в котором можно увидеть большое разнообразие уникальных экспонатов, найденных при археологических раскопках храма: сохранившиеся фрагменты древних фресок, смальты, остатки старых стен и фундамента, иконы, макет собора в миниатюре, старые печатные материалы и фотографии, мозаики, оригинальный позолоченный медный горельеф Архангела Михаила, остатки бывшего иконостаса, портреты украинских гетманов, а также множество других ценных предметов. Время работы музея: с 10:00 до 17:00 ежедневно, кроме понедельника.

На территории Михайловского собора проводятся увлекательные экскурсии. Если подняться на колокольню, то оттуда можно наблюдать красивую панораму Софиевской площади. В часовне источника Михайловского монастыря в теплые времена года можно попить святую воду. В музее представлена копия мозаики XII века «Дмитрий Солунский» (оригинал находится в Московской Третьяковской галерее). Мозаика «Евхаристия» расположена неподалеку в выставочном зале Софийского собора, в котором смонтировали специальную стену в форме апсиды Михайловского собора. Мощи святой великомученицы Варвары были переданы Владимирскому собору, где находятся и сейчас. 3D виртуальная экскурсия по Михайловскому собору Киева

Интересные факты про Киево-Михайловский Златоверхий монастырь

  • Название «Златоверхий» собор получил оттого, что его купол был украшен позолотой. Существует версия, что это был первый храм на Руси, в котором использовалась подобная технология. Эксперты сделали вывод, что так зародилась традиция декорирования куполов православных церквей и монастырей драгоценным металлом.
  • До начала возвращения в Украину в 2008 году сохранившиеся фрагменты оформления Михайловского собора находились в Третьяковской галерее в Москве, Эрмитаже и Русском музее в Санкт-Петербурге.
  • Во времена Российской Империи Киевский Михайловский собор уступал по популярности посещений только Киево-Печерской Лавре.
  • В XII веке территория монастыря служила местом для захоронения князей.
  • В первой половине XVII века Михайловский собор мог разрушиться. Из-за неправильно проводимых работ по перестройке храма несущие стены дали трещины, и здание могло расколоться на две половины.
  • В колокольне монастыря работают современные электрические часы-куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, на котором специально подготовленный музыкант может играть сложные композиции.
  • В Киевском Михайловском храме начался новый этап развития церковной живописи Древней Руси. Родоначальником нового стиля «мерцающих» росписей считают мастера из Киево-Печерского монастыря легендарного художника Алимпия.

Смотрите короткий фильм про Михайловский собор в Киеве на видео:

Нажмите на кнопку, чтобы записаться сейчас и оформить заказ на пешеходные или автобусные экскурсии по Киеву

График работы Киевского Михайловского Златоверхого собора

Время начала утренних богослужений в 8:00.

Вечерние литургии начинаются в 17:00.

Точное расписание служб, часы проведения обряда таинства крещения, исповеди, венчания, информацию по поводу размещения в отеле для паломников можно узнать по контактному телефону: +38 (044) 278-80-44 или на официальном сайте Киевского Михайловского Златоверхого монастыря.

Как добраться в Киевский Михайловский собор. Доехать в монастырь удобно 3 способами: 1) Самый быстрый путь. Приехать на станцию метро Почтовая Площадь, сделать пересадку на Фуникулер. После подъема вверх пройти 50 метров, перед Вами будет ближайший вход в монастырь. 2) Выйти на станции Площадь Независимости (Майдан Незалежності), подняться вверх по улице Михайловской 700 метров (12 минут) или подъехать троллейбусом №16 или №18 одну остановку. 3) Приехать на станцию «Золотые Ворота» и идти пешком по улице Владимирской до Софиевской площади, потом вдоль Владимирского переулка до Михайловской площади. Длина пути – 1 километр, примерно 15 мин. Схема киевского метрополитена Найти другой общественный транспорт

Михайловский Златоверхий собор, адрес: улица Трехсвятительская, 8, карта Киева:
Просмотреть увеличенную карту

Информацию о Михайловском монастыре в Киеве читайте на странице Википедия.

Карта города Киева с новыми улицами и домами, пробки ОНЛАЙН ►

Фотопрогулки. Михайловский Золотоверхий собор

2012

alexn Один из самых древних и самых красивых храмов Киева. Он находится в самом центре Киева..Рядом Майдан Незалежности, Андреевская горка и Софиевская площадь

Впервые документальное упоминание о Михайловском Златоверхом соборе встречается в летописи, где говорится о том, что князь Святополк Изяславич, внук Ярослава Мудрого, 11 июля 1108 года заложил рядом с Дмитриевским монастырем и церковью святого Петра новый каменный храм в честь святого Архистратига Михаила. Дмитриевский монастырь был предположительно построен отцом Святополка, Изяславом (в крещении Дмитрием). До 1093 года это была небольшая деревянная церковь при монастыре. Создание монастыря приписывается первому митрополиту Киевскому Михаилу. Дата основания монастыря — предположительно 988 год. Лишь после того, как на киевский престол взошел Святополк II Изяславич, вместо деревянной церкви была построена каменная.
Златоверхим Михайловский собор назвали потому, что в то время это была единственная церковь в Киеве с золоченым куполом. Внутри Златоверхий Михайловский собор был отделан мрамором, мозаикой, здесь находились драгоценные иконы. В 1103 году в Киев из Константинополя (Царьграда) были переданы мощи святой великомученицы Варвары, которые затем были переданы в Михайловский монастырь и стали его главной святыней. Перед уничтожением Михайловского монастыря в годы советской власти, мощи были переданы Владимирскому собору, где покоятся и поныне. Когда 16 апреля 1114 года Князь Святополк умер, его похоронили в возведенном им храме.
Михайловский собор пострадал во время нашествия татаро-монгольских завоевателей в 1240 году, он был разграблен и частично разрушен ордами хана Батыя.
По мере того, как проходили столетия, территория Михайловского монастыря расширялась. Самые крупные изменения произошли на протяжении 17-18 веков. Большой вклад в развитие и улучшение Михайловского монастыря в Киеве в разное время внесли украинские гетманы. Богдан Хмельницкий в 1718 году своими средствами обновил позолоту на центральном куполе храма, гетман Скоропадский обустроил новый иконостас, а Иван Мазепа пожертвовал монастырю паникадило и серебряный ларец для мощей святой Варвары.
После объединения Украины с Московией Златоверхий Михайловский монастырь лишился значительной части владений, которые остались на территории Речи Посполитой. Взамен в распоряжение монастыря поступили обширные участки земель, расположенных на Левобережной Украине. Владения Михайловского монастыря расширялись не только за счет милостивых дарений гетманов и казацких старшин, но и путем покупки за собственные монастырские средства.
В начале 17 века был проведен ряд работ по перестройке храма, в результате чего он чуть не раскололся пополам. Следующим этапом в жизни Михайловского собора стал 1746 год, когда число куполов было увеличено до семи. Несмотря на то, что в 1800 году Михайловский Монастырь в Киеве стал резиденцией викариев, сооружения пребывали в плачевном состоянии.С приходом на Украину советской власти имущество Михайловского монастыря, начиная с 1919 года, подверглось национализации, а в 1935 году началось разрушение монастыря. Часть фресок и фрагменты мозаичных полотен, к счастью, уцелели — их сняли ученые перед уничтожением исторического памятника. 17 августа 1937 года Михайловский Златоверхий собор..

Михайловский златоверхий собор

Набег на днепровские страны весной 1096 года стал последней крупной кампанией половцев. Однако война с переменой союзников и ратной удачи продолжалась все следующее десятилетие, пока не завершилась славной победой сумевших объединиться русских князей. По убеждению летописцев, решающую роль в победе сыграла не воинская доблесть, а «усердие к святым местам и упование на всевышнюю помощь». Благолепие в те годы являлось непреложным законом, нарушать который не решался ни один правитель. После каждого удачного похода князья старались возвести храм — «чудотворную церковь» — как благодарение Богу за успехи в ратном деле.

Максим Берлинский назвал последние годы правления Святополка II «счастливым для российских княжений временем, ознаменованным многими достопамятными событиями». Действительно, с 1108 года после многих лет кровопролития, грабежей и разрухи наступила пора созидания. «Великий князь, — отмечено в трудах украинского историка, — нареченный во святом крещении Михаилом, соорудил в монастыре вместо ветхой деревянной каменную архистратига Михаила церковь, внутри украсил ее муссиею (мозаикой) и всякой утварью, а верхи покрыл золотом, от чего сей монастырь слывет Золотоверхим Михайловским».

Старая деревянная часовня стояла на обрыве Старокиевской горы, на месте, где свершилось поругание над Перуном. Митрополит князя Владимира определил к храму двух греческих иноков, положив начало фамильному монастырю. Появлением «отчих обителей» характеризуется начало новой эпохи в истории Руси.

Древнерусское государство еще не утратило мощи, но Киев постепенно терял значение политического центра, и снижение его влияния на удельных князей стало слишком заметным. С ослаблением светской власти усиливалась власть духовная. Являясь носителем признанной идеи, священники могли воздействовать на общество, хотя не старались приблизиться к народу и не выражали его интересов. Сила во многом зависела от взаимоотношений с церковью, поэтому князья не жалели средств на ее благополучие.

Михайловский Златоверхий собор

Одной из форм благотворительности были фамильные монастыри, которые занимали обширные угодья, постоянно отстраивались и украшались, не испытывая недостатка в деньгах. Собор «отчей обители», как правило, служил усыпальницей членов княжеского рода. Нечто подобное произошло и с Дмитриевским монастырем, основание которого является заслугой сына Ярослава Мудрого Изяслава (христианское имя Дмитрий), а процветание стало заботой его потомков. В 1060-х годах великий князь выстроил здесь большой собор в честь своего покровителя святого Дмитрия. Ярополк Изяславич (после крещения — Пётр) едва добыл денег на скромную церковь, по традиции посвятив ее своему небесному патрону — святому Петру. Святополк (христианское имя — Михаил) приказал возвести огромный каменный храм, который, в отличие от остальных построек, не смогли разрушить кочевники.

Не существующий ныне Михайловский Златоверхий собор получил второе название благодаря позолоченным кровлям куполов. Изначально он представлял собой шестистолпное крестовокупольное здание с тремя нефами. Внутри башни была устроена крутая лестница, ведущая на хоры. С противоположной стороны находилась небольшая четырехстолпная крещальня. Судя по технике возведения и отделки, создатели Михайловского храма использовали приемы, типичные для своего времени и места: смешанную кладку с плинфой, арочные завершения фасадов, круглые барабаны под куполами, скромный декор в виде плоских лопаток, золочение, резьбу, меандровые орнаменты.

«Для вящего благолепия» освятить новую церковь прибыл из Константинополя митрополит Никифор, который преподнес киевлянам мощи святой великомученицы Варвары. В синопсисе дар византийского гостя назван приданным греческой царевны, неизвестно когда и где обвенчавшейся со Святополком. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнение, поскольку, согласно всем остальным источникам, киевский князь венчался один раз, а именно в 1094 году, взяв в жены дочь половца Тугоркана.

К XVII веку собор обветшал и уже не соответствовал высокому статусу. В течение всего столетия его переделывали, дополняли пристройками, украшали деталями в неоклассическом стиле. К западной части храма, около входа, пристроили два двухэтажных объема с коринфскими колоннами и разнообразными по форме картушами, в обрамлении которых поместили живописные композиции. Модная отделка в виде лепного орнамента, картушей, фигурных щипцов и фронтонов, коринфских колонн свидетельствует о том, что реставрацией здания занимался специалист, возможно выпускник Петербургской академии художеств. Лепнина, наличники окон, капители и скульптурные орнаменты исполнены знаменитым киевским зодчим И. Г. Григоровичем-Барским.

Святой Георгий, поражающий змия. Рельеф Михайловского Златоверхого собора

Тем не менее главным украшением Михайловского Златоверхого собора всегда были иконы, фрески и мозаики. Произведения неизвестных мастеров, сегодня отнесенные к лучшим образцам древнерусского искусства, не решились уничтожить вместе со стенами.

При разборке здания часть убранства была перенесена в Софийский собор, где благополучно сохранилась до наших дней. Великолепная мозаика с изображением Дмитрия Солунского ныне украшает зал Третьяковской галереи. В Киеве остались мозаичная композиция «Евхаристия», изображения архидиакона Стефана и Фаддея, фрески с ликами святого Николая, первосвященника Захария, сцены «Благовещение» и фрагменты нескольких росписей.

Художественное оформление Михайловского храма наглядно свидетельствует о развитии русской живописи, ее постепенном освобождении от византийских канонов. Если в росписях Софии русские мастера участвовали в качестве помощников, то в украшении Михайловского Златоверхого собора они работали с греками на равных. Стиль фресок и мозаик отражает первые самостоятельные замыслы и решения киевских художников, что заметно по свободным позам, разнообразным и глубоко индивидуальным жестам, по стройным, чуть удлиненным фигурам, окутанным изящными драпировками. Не принятая в религиозной живописи динамика отличает михайловские фрески от статичных композиций Софийского собора. Живопись киевского храма создавалась всего на 85 лет раньше, но различие стилей производит впечатление того, что прошли века.

Михайловский художник очертил овалы лиц темным контуром. Оттененные тонкими линиями, выразительные и глубоко индивидуальные лики апостолов представляют собой законченные портреты. Волосы святых трактованы орнаментально, зато красиво и разнообразно. С удивительным для того времени мастерством написаны отдельные фигуры и вся сцена в целом.

Особенно привлекает декоративная трактовка образа Стефана, одетого в белый плащ с ниспадающими складками. Представленный на золотистом фоне, он смотрит прямо на зрителя. Эту мозаику отличает гармония холодных, мерцающих на свету белых тонов с теплыми охристо-зелеными бликами в тенях.

Мозаики с изображениями Фаддея и Стефана построены на контрастном сочетании цвета. Иначе решен образ Дмитрия Солунского — небесного покровителя князя Изяслава. Здесь в цветовой композиции преобладает охристый тон, подчеркнувший нежность голубых, розовых, красных и фиолетовых оттенков. Создатель наделил своих героев слегка раскосыми глазами, с особой тщательностью выписал руки с тонкими изящными кистями. Поразительное сходство всех главных персонажей определяют плотные насыщенные краски, широкие золотые пробелы, скрытая динамика фигур.

Архидиакон Стефан. Мозаика Михайловского Златоверхого собора

В творчестве создателей михайловских фресок выразилось народное самосознание, моральные и эстетические идеалы передовой в отношении искусства эпохи, предшествующей татаро-монгольскому игу. В пору правления Святополка Киев перестал быть столицей единого государства, но утрата политического значения не привела к упадку в культуре. В городе работали иконописные мастерские, возводились каменные храмы, которые, однако, во многом уступали монументальным сооружениям времен Ярослава.

После смерти Святополка к Владимиру Всеволодовичу (1053–1125) прибыли послы от киевских бояр, чтобы просить черниговского князя принять киевский стол: «Поиди в Киев! Если же не придешь, то знай, что великое зло воздвигнется… и будешь ответ иметь, если разграбят из-за тебя монастыри».

Архангел Гавриил. Фреска Михайловского Златоверхого собора

Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха оставил после себя громкую славу и добрую память.

В пору черниговского княжения он успешно боролся с половцами, вятичами, торками, князьями-изгоями Ростиславичами, сохранял верность Святополку, не принимая во внимание неприязнь к нему киевлян. Не желая пользоваться своим положением, после смерти отца он не занял Киев, а пригласил на великокняжеский стол двоюродного брата, уважая его старшинство по возрасту и положению в семье.

Владимир торжественно въехал в Киев 20 апреля 1113 года. Его благоразумная политика сдерживала ссоры удельных князей, которые хотя и вынужденно, но все же примирились между собой. По замечанию Берлинского, «чужестранные государи его почитали, половцы не смели и подумать о том, чтобы беспокоить российские пределы, усмиренные волжские булгары соглашались на всякие предписания. Даже император греческий Алексей Комнин искал у великого князя защиты от крестоносцев и турков».

Подробного жизнеописания Владимира не существует, но некоторые факты его биографии отражены в преданиях. В одном из них рассказано о походе в Тавриду, где князь убил в поединке генуэзского князя, за что получил прозвище Мономах, то есть «единоборец». К полулегендарным сведениям относится история его венчания на царство, устроенного византийским императором.

Константинопольский посланец митрополит Неофит привез Владимиру бармы и шапку деда Константина Мономаха, вручив князю царские регалии во время торжества в Софийском соборе. Впоследствии все московские государи при венчании на царство покрывали голову шапкой Мономаха.

Княжение Владимира стало эпохой расцвета русской культуры. При нем в Киеве строились каменные палаты, церкви с прекрасной живописью и фресками. Именно тогда на Руси появился первый фундаментальный мост, соединивший берега Днепра.

Мономах щедро одаривал духовенство, помня о том, что священники помогли ему занять киевский престол. Последние годы жизни князь провел «у милой своему сердцу церкви, на реке Альте».

К старости он стал слезлив и богобоязнен. Жалкий, постоянно молившийся старец мало напоминал отважного красавца, воина, каким Владимир был в молодости. Незадолго до его смерти в Киеве случилось землетрясение. В древности это бедствие не являлось чем-то исключительным, и его последствия были не так страшны, как случившийся вскоре пожар, погубивший весь Подол и большую часть города. На фоне великих несчастий смерть князя уже не выглядела трагедией. «Украшенного достоинствами, славного победами, известного во всех землях» владыку помянули добрым словом и с почестями похоронили в Софийском соборе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *