Могила канта в калининграде

vdmironov

Конец войны. Калининград-Кенигсберг после прихода советских войск. Как по вашему, чья эта могила, так богато «украшенная» победными надписями советских солдат-победителей? Думаете какого-нибудь Гитлера, Геббельса или Гимлера? Никогда не догадаетесь.

СТАТЬИ И АНАЛИТИКА
Oleg Cheslavsky
Опубликовано на fakeoff.org по заголовком «Думал ли ты, что «русский» Иван будет стоять на твоем прахе?»
Как вы, наверное, уже знаете, на втором месте из предметов гордости россиян, после полностью сфальсифицированной истории стоит «великая» российская культура.
Культура российская очень особенная. Очень необычная, очень индивидуальная, очень сильно ярко выраженная, так как выражается она через ненависть и неуважение ко всем другим культурам. В этом суть «русского мира», в этом суть его традиционной духовной культуры.
И если и можно сказать о «великой» российской культуре емко и лаконично, то она во многом подобна испражнениям человеческим на еще дымящих углищах разрушенного храма.
Хорошим примером истинно российской (советской) культуры может служить отношение к могиле по-настоящему великого немецкого философа Иммануила Канта, который был похоронен в немецком городе Кёнигсберге в 1804 году.
Когда орды россиян захватили этот потрясающий город, то одним из первых памятников западной культуры, который был самым отвратительным образом обезображен российским вандалами, стала могила Канта.


Надо отметить издевались над памятью великого немца россияне с особым, изысканным цинизмом. Так после оккупации Пруссии, бравые советские солдаты вывели на могиле Канта сразу несколько сакраментальных фраз:
«Теперь ты познал, что мир материален»?
«Думал ли ты, что «русский» Иван будет стоять на твоем прахе»?
Первая фраза получила на России настолько культовый статус, что многие российские «эстеты» вновь и вновь наносили ее на стену могилы Канта.
Вторая же фраза, несущая в себе смысл, вроде: «Я плевал на твою могилу», культовой не стала, но для россиян стала чем-то вроде нерукотворного памятника, их «великой» культуре.
Надо отметить, что россияне, даже их наиболее образованная часть, к Канту никогда любовью не отличались. Ибо считали, что обыденного сознания советского человека нет ничего более оскорбительного и антагонистичного, чем немецкая метафизика. Россиянин считает Канта последним лохом, ибо из-за непонимания, а отсюда и неприятия его, считает, что Кант ничего для него не сделал. По мнению российского жителя, Кант лишь впустую изводил бумагу на какие-то непонятные императивы, отвратительные простому человеку.
Отлично выразился касательно философии Канта российский богослов-космист Федоров:
«Кантизм есть сущность германизма, а если контизм считать за сущность галликанизма, то в победе Германии над Франциею можно видеть победу Иммануила Канта над Огюстом Контом, или критицизма над позитивизмом. Победить же Германию значит победить Канта».
А? Каково? А отметить победу по-российски – это еще и значит поглумиться над бренными останками покойного! В этом истинное проявление величия России!
Понятно, что не смогло «народное» правительство сохранить следы своего триумфа над могилой покойного и со временем ее окультурили, и даже обнесли забором, для того чтобы эстеты смогли справлять нужду в другом месте. Но на этом глумление над Кантом не закончилось.
На этом фото вы видите останки разваливающегося домика Канта, которые в 2015 году 17-летняя абитуриентка педвуза, украсила надписью: «Кант — лох».

(Вот надпись крупным планом

А подробности истории с надписью, можете прочитать на lenta.ru. ВлаДиМир)
Не забывают старика Канта и другие россияне и не смотря ни на что всегда приносят к его домику всевозможные дары и подношения.

Так что? Есть у вас еще сомнения, что российская культура «Величайшая в мире»?
Если вам понравился текст, и вы хотите поделиться им с друзьями в соцсетях, жмите сюда
ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ?

livejournal welcome АТО, Аваков, Аксенов, Бандера, Барашев, Белоруссия, Боинг, Боротьба, Бузина, ВМФ, РФ, Великий, Октябрь, Волынская, резня, Галиция, Гелетей, Гиркин, Грузия, Грушевский, ДНР, Дед, День, Победы, Джемилев, Диссиденты, Дмитрий, Медведев, Донбасс, Донецк, Евромайдан, Европа, Евросоюз, Ефремов, Запад, Затулин, Злука, Интер, Кадыров, Казахстан, Кернес, Киев, Киевский, Русский, клуб, Киевский, патриархат, Киселев, Кличко, Кобзон, Коломойский, Коммунисты, Крым, Кучма, ЛНР, Лавров, Латвия, Ленин, Литва, Луганск, Лукашенко, Луценко, Медведев, Москва, НАТО, Назарбаев, Николаев, НоворосииНет, Новоросия, Новороссия, Новый, Год, Обама, Одесса, Партия, регионов, Парубий, Петлюра, Подкарпатская, Русь, Порошенко, Правый, сектор, Прибалтика, Приднестровье, Путин, РФ, Радио, Roks, РосСМИ, Росиия, Российская, империя, Россия, Русская, весна, Русская, идея, Русский, блок, Русский, мир, Русь, СМИ, СССР, США, Савченко, Свирид, Опанасович, Свобода, Свобода, слова, Симоненко, Слобожанщина, Сталин, Суть, событий, Таможенный, союз, Тимошенко, Турчинов, Тягнибок, УДАР, УНР, УПА, УПЦ, МП, Украина, Харьков, Царев, Чечня, Чуркин, Эстония, Юго-Восток, Янукович, Яценюк, армия, артисты, аэропорт, бандеровцы, боевики, бук, возрождение, России, война, война, 08.08.08, волонтеры, газовая, война, галицаи, гестапо, голод, 33-го, голодный, бунт, гумконвой, гумманитарная, помощь, движение, сопротивления, дебилизм, демократия, добровольческие, батальйоны, дороги, евроинтеграторы, евроинтеграция, европейские, «ценности», здобулы, история, история, о, казаки, каратели, киборги, коммунисты, коррупция, кризис, крымцы, курс, либерасты, люстрация, майдан, малазийский, «Боинг», мобилизация, монархия, мытци, наемники, нацизм, незалежность, нефть, нэзалэжнисть, образование, оккупация, олигархат, ополчение, ополченцы, парламентские, выборы, патриарх, Кирилл, педерасты, политика, политическое, православие, помощь, правосеки., Донбасс, православная, церковь, правый, сектор, проект, «Украина», психология, референдум, в, Донбассе, российская, агрессия, российские, СМИ, российское, ТВ, русины, русификация, русская, символика, русские, русский, язык, санкции, свидомия, скандал, студенты, сучукрлит, таможенная, война, тарифы, террор, терроризм, титушки, украинизация, украинская, символика, украинские, СМИ, украинское, ТВ, украинство, фашисты, федерализация, хунта, экономика, юмор, яма

Остров Канта

Остров Кнайпхоф, или остров Канта – это островная часть города, которая находится в центре Калининграда и окружена водами реки Преголи. На территории острова в просторном парке возвышается Кафедральный собор.

Когда–то на островной территории помещался целый город. О его существовании первые упоминания относятся к XIV веку. К 1944 году в городе насчитывалось 305 домов, 27 улиц, были собор и ратуша. Остров был соединен с материковой частью пятью мостами. По улочкам ходили трамваи. Но летом 1944 года во время бомбардировок городок был полностью уничтожен.

В 70-е года на территории острова обустраивают парк. Окультуривают территорию и размещают Парк скульптур (они были взяты из запасника музея), размечают дорожки и тропинки парка.

В начале 1990-х годов был восстановлен Кафедральный собор. В часовнях были размещены три религиозные конфессии, в настоящее время он недействующий.

Островной парк – это любимое место прогулок, отдыха и культурного времяпрепровождения горожан и туристов.

Здесь есть что посмотреть. Кроме Кафедрального собора, можно посетить музей Канта, его могилу, парк скульптур. В соборе можно отдохнуть от городской суеты и послушать орган.

Кафедральный собор

Кёнигсбергский кафедральный собор, или в настоящее время Кафедральный собор Калининграда, расположен в историческом центре города, на островной его части.

Здесь первый собор был построен в конце XIII века и являлся единственным храмом города на острове Кнайпхофе. В середине XIV века его снесли и начали строительство более просторного храма, используя кирпичи разрушенного собора. Датой завершения строительства принято считать 1380 год, но работы по оформлению продолжались еще некоторое время.

Собор первоначально был католическим, но в 1519 году здесь прошла последняя католическая месса, а через несколько лет состоялась первая евангелическая служба – на немецком языке. Собор превратился в городскую лютеранскую кирху.

Некоторое время спустя рядом был построен корпус здания университета Альбертина.

После этого собор стал выполнять роль университетской церкви, южная его башня использовалась под Валленродскую библиотеку.

В 1558 году при соборе устраивают профессорскую усыпальницу, в которой стали хоронить преподавателей университета.

Последним нашел здесь вечный покой Иммануил Кант. Через 200 лет со дня его рождения с восточной стороны собора был установлен портик, посвященный философу.

В конце XVII века в соборе появился орган, а в 1888 году был привезен и установлен еще один.

Во время англо-американских бомбардировок 1945 года собор был сильно разрушен, на острове был сильный пожар. Люди тушили его собственными силами, однако спасти историческое убранство собора и большую часть жилых построек так и не удалось.

После окончания войны собор длительное время оставался в состоянии руин. Его не сносили только благодаря могиле Канта, которая расположена у его стен.

Первая попытка реставрации собора была предпринята в 70-е годы, но от нее было больше вреда, чем пользы. Был случайно разрушен фронтон северной башни и сильно испорчены напольные эпитафии.

Серьезно подошли к вопросу реставрации собора только в начале 90-х годов. Но и эти работы вызывают множество нареканий со стороны историков. Реставраторы восстановили собор, но не в точном соответствии с его предшественником довоенного времени.

В настоящее время Кафедральный собор является одним из украшений города и его символом.

Он недействующий. Регулярные службы здесь не проводятся, здание используется для проведения концертов органной музыки, для размещения экспозиций собора и музея Канта.

Но при соборе действуют православная и евангелическая часовни.

Первое богослужение здесь состоялось в Пасху 1992 года, в 1995 году состоялось общее богослужение православных, католиков и протестантов.

Кафедральный собор в Калининграде

Собор
Кафедральный собор
в Калининграде
(Кёнигсбергский кафедральный собор)
(нем. Königsberger Dom)
Главный фасад Кафедрального собора в Калининграде

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 391510400360006 (ЕГРОКН)
объект № 3910201000 (БД Викигида)
54°42′22″ с. ш. 20°30′42″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Калининград
Конфессия лютеранство
Архитектурный стиль Кирпичная готика
Автор проекта неизвестен
Первое упоминание 13 сентября 1333 года
Дата основания 1380
Строительство 1333—1380 годы
Статус Охраняется государством
Материал кирпич
Состояние Отреставрирован, не действует
Сайт sobor-kaliningrad.ru
Кафедральный собор в Калининграде на Викискладе

Кафедра́льный собо́р в Калинингра́де (нем. Königsberger Dom — «Кёнигсбергский кафедральный собор»), или Домский собор Богоматери и Святого Адальберта — недействующий кафедральный собор, расположенный в историческом районе города Калининграда — Кнайпхофе (ныне официально именуемом как «Остров Иммануила Канта»), одной из островных частей бывшего восточно-прусского города Кёнигсберга.

До начала церковной реформации XVI века собор являлся главным католическим храмом города Кёнигсберга (был посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии.

В советские годы Кафедральный собор в Калининграде являлся объектом культурного наследия и входил в перечень памятников архитектуры республиканского (РСФСР) значения за № 0058.

Кафедральный собор, построенный в стиле кирпичной (балтийской) готики, является одним из немногих готических сооружений в России.

В настоящее время собор является одним из символов города Калининграда.

Службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и проведения концертов. Действуют евангелическая и православная часовни.

История

Первый кафедральный собор был построен между 1297 и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. После смерти епископа Зигфрида, при котором началось строительство собора, новым епископом стал Иоганн. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхофе.

Точная дата начала строительства собора на новом месте неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах). В этот день магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости, потому что территория была только что завоёвана, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то разрешения, сказав, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка». Таким образом, приостановленное строительство было возобновлено, но теперь собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.

Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён. Специально для доставки их на остров через реку Преголю был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года. Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга, ставшая поводом для создания теории графов.

Формально, датой завершения строительства считается 1380 год, но работы в соборе продолжались и позже. И не только по внутреннему оформлению (так, между 1380 и 1400 годами нефы собора были расписаны фресками). В 1553 году к фасадам собора были пристроены башни (на шпиле одной из них был установлен флюгер-русалка).

Первоначально собор был однонефным, но потом к его западной части пристроили трёхнефный корпус. В орденские времена эти две части церкви были разделены: в однонефной части, известной как Высокие хоры, молились рыцари, в трёхнефной (Низкие хоры) — обыкновенные прихожане.

В 1519 году в соборе прошла последняя католическая служба, а уже через четыре года здесь состоялась первая евангелическая проповедь на немецком языке.

В 1528 году собор стал кнайпхофской приходской кирхой и собственностью города Кнайпхофа. Вскоре по соседству с собором возникает здание университета Альбертина, собор выполняет функции университетской церкви, а с 1650 года в южной его башне располагается Валленродская библиотека, уникальное собрание старинных книг и манускриптов. Связывает Собор и университет профессорская усыпальница, в которой с 1558 года хоронили профессоров Альбертины. Иммануил Кант был последним, кто обрёл там покой. К 200-летию со дня рождения философа в 1924 году с восточной стороны собора был воздвигнут мемориальный портик «Стоа кантиана» (автор — архитектор Фридрих Ларс). Также в соборе был похоронен герцог Альбрехт и многие его родственники, фамильная усыпальница которых находится там же. Фрагменты надгробия Альбрехта сохранились в соборе до сих пор.

В 1640 году в башне собора были установлены часы с боем, а в 1695 году в соборе появился орган.

В 1789 году в кафедральном соборе побывал Карамзин. В его путевых заметках сохранилась запись, посвящённая собору:

Здешняя кафедральная церковь огромна.

С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из маркграфов бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени.

«Где вы, — думал я, — где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней. Одни сыны вдохновения дерзают вызывать их из бездны минувшего — подобно Улиссу, зовущему тени друзей из мрачных жилищ смерти, — чтобы в унылых песнях своих сохранять память чудесного изменения народов».

— Я мечтал около часа, прислонясь к столбу.— На стене изображена маркграфова беременная супруга, которая, забывая своё состояние, бросается на колени и с сердечным усердием молит небо о сохранении жизни героя, идущего побеждать врагов. Жаль, что здесь искусство не соответствует трогательности предмета! — Там же видно множество разноцветных знамён, трофеев маркграфовых.

В 1833 году собор был впервые отреставрирован, а в 1888 году там был установлен новый орган.

Между 1901 и 1907 годами Рихардом Детлефсеном, провинциальным консерватором (так в Германии называют чиновников, следящих за сохранением памятников культуры) была проведена очередная реставрация собора. При этом западному (главному) фасаду вернули черты XIV века, которые были уже к тому времени заметно изменены различными перестройками.

К началу Второй мировой войны собор имел следующие размеры:

  • Длина: 88,5 метров
  • Высота самой высокой (южной) башни до шпиля — 50,75 метров
  • Высота части здания (без креста) — 32,14 метра

Во время бомбардировок 1945 года церковь почти полностью выгорела, но само здание устояло. Во время разгула огня партийные власти запретили тушить собор пожарным, однако кёнигсбержцы пытались тушить храм своими силами. Впрочем, спасти убранство им не удалось: всё оно погибло в огне.

За свою долгую «немецкую» историю собору приходилось быть не только культовым сооружением. В 1344 году граф Вильгельм IV Голландский попросил у епископа разрешения провести зиму в ещё не достроенном соборе вместе со своими лошадьми, и ему не было отказано. А в 1807 году часть собора (точнее — фамильная усыпальница Альбрехта) была превращена французами в военную тюрьму.

Интерьер и убранство

Эпитафия Альбрехта Гогенцоллерна работы Корнелиса Флориса (довоенное состояние)

Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено (сгорело) во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии. Наиболее примечательная из них — эпитафия — надгробный памятник герцога Альбрехта Гогенцоллерна работы фламандского архитектора и скульптора Корнелиса Флориса (архитектор Антверпенской ратуши). Эпитафия выполнена в стиле фламандского ренессанса (маньеризма). Размеры эпитафии — 11 метров в высоту и 12,5 в ширину. Первоначально эпитафия была богато украшена скульптурами, колоннами, гербами и т. п., но после войны от неё остался только голый каркас (восстанавливается с 2009 года). Эпитафия расположена у торцевой восточной стены собора.

Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI—XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.

В 2008 году восстановлена эпитафия Радзивиллов.

Также интересна внутренняя башенка, заключающая винтовую лестницу, ведущую на верхние ярусы башни собора. Башенка состоит из переплетённых стрельчатых арок, которые впервые появились в нормандской архитектуре Сицилии в XI—XIII веках.

Собор после Второй мировой войны

Развалины собора в 1982 году

После войны собор оставался огромными руинами. Власти его в лучшем случае «терпели», так как он (как и все довоенные сооружения) считался «символом прусского милитаризма и фашизма» и чуть ли не «бельмом на глазу нового социалистического города». Собор не снесли только потому, что у его стен был похоронен Кант.

В 1960 году собор получил статус памятника культуры республиканского значения, но никаких мер по сохранению здания предпринято не было: руины продолжали разрушаться. Только в 1976 году была предпринята попытка реставрации собора. Впрочем, от этой реставрации было больше вреда, чем пользы. В её ходе был разрушен сохранявшийся со времён войны фронтон северной башни собора. Сильно пострадали напольные эпитафии внутри собора.

Восстановленный оконный витраж

С новой энергией дебаты о будущем собора начали разгораться с началом перестройки. Предлагалось несколько вариантов:

  • Восстанавливать собор на немецкие деньги. Этот вариант, наиболее реальный (фактически позднее реставрация финансировалась в основном из Германии), тогда вызывал много нареканий. Многие опасались, что восстановление собора за немецкие деньги станет началом «ползучей оккупации» Калининграда немцами.
  • Законсервировать руины, не восстанавливая, как своеобразный памятник войне (подобные намеренно не восстановленные руины можно увидеть, например, в Англии)
  • Передать собор католической общине. Данный вариант был довольно слабым, так как католическая община Калининграда невелика (в основном этнические поляки и литовцы, а также выходцы из Западной Украины и Белоруссии). К тому же бо́льшую часть своей истории собор был не католическим, а протестантским храмом. Выдвигались также предложения о превращении собора в своеобразный межконфессиональный центр-храм, где рядом могли бы молиться католики, православные и протестанты.
  • Восстанавливать собор поэтапно, по мере поступления средств.

Хроника восстановления собора

В 1992 году восстановлением собора занялась фирма «Кафедральный Собор» под руководством Игоря Александровича Одинцова. После комплексного исследования руин собора в 1993 году начались консервационные работы, а в 1994 — реставрационные (башни собора). 21 июня того же года был произведён монтаж шпиля собора, при этом для установки сегментов шпиля на барабане башни использовались вертолёты балтийского флота (на вертолете Ка-27 ПС,экипаж майора И. О. Комарова из 396-й ОКПЭ, поселок Донское) .

В 1995-1996 годах проводилась реставрация эпитафий собора и надгробия Канта. Осенью 1995 года на башне собора были установлены часы и четыре колокола. Данные часы являются самыми точными часами Калининграда, так как за «фасадом», повторяющим облик часов, погибших во время войны, скрывается современнейший часовой механизм, сверяющий время по спутнику. Часы были выпущены известной фирмой «Сименс».

Между 1996 и 1998 годами велись работы по восстановлению кровли собора. В целях её облегчения она выполнена из меди, а не из черепицы, как оригинальная.

Восстановление крыши собора. 1997 год

В сентябре 1998 года на малой башне были подвешены два колокола. В конце 2005 года был восстановлен интерьер Валленродской библиотеки, до войны располагавшейся в соборе. Эти работы были выполнены за три месяца калининградскими мастерами резьбы по дереву.

Однако нынешняя реставрация вызывает много нареканий. Достаточно сравнить современный вид собора с довоенными фотографиями, чтобы убедиться в том, что реставраторы далеко не всегда восстанавливают собор в точном соответствии с довоенным состоянием. О восстановлении внутреннего убранства даже и не идёт речи (впрочем, затраты на восстановление убранства были бы слишком высоки).

Собор в 2002 году

Примечания

  1. Кафедральный собор в Калининграде. // sobor-kaliningrad.ru
  2. 1 2 И. А. Одинцов, директор Государственного музейного комплекса «Кафедральный собор», г. Калининград—Кёнигсберг. «Восставший из руин». История Кафедрального собора в Калининграде. Архивная копия от 18 сентября 2015 на Wayback Machine Статья из периодического издания Европейского союза независимых журналистов «Объектив» (№ 1(6), январь 2014 года). // sobor-kaliningrad.ru
  3. Manfred Gerner, Igor A Odinzow: Der Königsberger Dom. Zentrum Handwerk und Denkmalpflege, 1998, ISBN 3-931991-21-0 (нем.)
  4. August Rudolph Gebser: Geschichte der Domkirche zu Königsberg und des Bisthums Samland, mit einer ausfuhrlichen Beschreibung der Reformation im Herzogthum Preußen. Königsberg 1835, (Digitalisat Google История Кафедрального собора Кёнигсберга (нем.))
  5. 1 2 3 Кафедральный собор в Калининграде. История собора. Архивная копия от 27 октября 2012 на Wayback Machine // sobor-kaliningrad.ru
  6. БРЭ/Калининград (бывший Кёнигсберг)
  7. Историческая справка. История города Калининграда (Кёнигсберга). Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград» // klgd.ru
  8. Урок истории Западной России. Тема: «Кафедральный собор» (посвящается 750-летию Калининградской области). // school.baltinform.ru
  9. Калининградская область. Краткая справка. Энциклопедия «Вокруг света» // vokrugsveta.ru
  10. И. А. Торопова, искусствовед, кандидат педагогических наук, доцент Калининградского филиала Института управления и экономики (Санкт-Петербург). Информация о книге — Балдур Кёстер. «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени». Перевод с немецкого языка Алексея Шабунина (2000 год). // architektura39.ru
  11. Карамзин в Восточной Пруссии (Карамзин Н. М. «Письма русского путешественника» (извлечение). Кёнигсберг, 19 июня, 1789 года). // runivers.ru
  12. Балдур Кёстер «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» . Перевод с немецкого (текст Архивная копия от 4 февраля 2009 на Wayback Machine). Данные оригинального немецкого издания: Baldur Koster , Husum Druck; 2000, ISBN 3-88042-923-5
  13. Герцогу Альбрехту вернут эпитафию Архивная копия от 8 августа 2014 на Wayback Machine
  14. В Кафедральном соборе завершена реставрация эпитафии Радзивиллов (недоступная ссылка)
  15. Балдур Кёстер Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени. Архивная копия от 11 июня 2009 на Wayback Machine
  16. Кёнигсберг-Калининград, 1255—2005: иллюстрированный энциклопедический справочник / ред. А. С. Пржездомский. — Калининград: Янтарный сказ, 2006. — 800 с. — ISBN 5-7406-0840-5 (ошибоч.)
  17. Кенигсберг и собор. Символ древнего города от разрушения спасла могила Иммануила Канта
  18. Вещь не в себе
  19. 1 2 Марк КАБАКОВ. Полковник Одинцов восстанавливает Калининградский Кафедральный собор// Газета «Культура»
  20. В Кафедральном соборе Калининграда воссоздан интерьер знаменитой Валленродской библиотеки, Информационное агентство «Регнум»
  21. Балдур Кёстер «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» . Перевод с немецкого (текст Архивная копия от 18 июля 2007 на Wayback Machine). Данные оригинального немецкого издания: Baldur Koster , Husum Druck; 2000, ISBN 3-88042-923-5
  22. 1 2 Собор на сайте «Чудеса России»
  23. Кафедральный собор на сайте областного министерства культуры (недоступная ссылка)
  24. Международный конкурс органистов имени М.Таривердиева
  25. Калининград. Дирекция Кафедрального собора намерена судиться из-за незаконного использования изображения собора. Информационное агентство «Регнум» Архивная копия от 1 октября 2007 на Wayback Machine
  26. Работники музея кафедрального собора Калининграда недовольны изображением этого храма на памятной монете. // kaliningrad.ru
  27. Калининград стал древним городом России Архивная копия от 3 января 2006 на Wayback Machine Газета «Комсомольская правда» (Калининград) // kaliningrad.kp.ru (19 мая 2005 года)
  28. Кафедральный собор Калининграда претендует на звание одного из чудес России, Газета.ру, 15 июля 2007
  29. Названы «Семь чудес янтарного края»

> Литература

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *