Монастырь в полоцке

Спасо-Евфросиниевский cтавропигиальный женский монастырь в г. Полоцке

Совершая паломничество по святым местам Белой Руси, нельзя не посетить древний Полоцк, который искони был славен своими храмами, обителями, самобытной школой зодчества, ремеслами. Уже в 992 году, всего через четыре года после Крещения Руси, в земле Полоцкой была учреждена епископская кафедра. А спустя несколько десятилетий, во время правления князя Всеслава Брячиславича (1044–1101), на высоком холме Полоцкого детинца был возведен величественный собор Святой Софии – символ духовной мощи и политической независимости города. XII столетие стало для Полоцкой земли периодом расцвета иноческой жизни. Здесь просияла великая угодница Божия преподобная Евфросиния, основавшая девичью обитель «у церкви Спаса».

Святая Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, являлась «отраслью славной» от древнего княжеского рода, восходящего к равноапостольному Владимиру. Из жития преподобной известно, что годы своего отрочества она посвящала чтению Священного Писания и житий святых и что такое имела прилежание к учению, которому дивился даже ее отец. Достигнув двенадцати лет, возраста уже зрелого в Древней Руси, Предслава не захотела вступать в брак. Многие славные князья искали ее руки, но, желая избежать «печали мира сего», Предслава тайно покинула родительский дом. Поступив в монастырь, она приняла иноческий постриг с именем Евфросиния.

Некоторое время преподобная Евфросиния подвизалась в маленькой келии, устроенной в стене Софийского собора. Свободные от молитвы часы она посвящала переписыванию священных книг. Плату, получаемую за этот нелегкий труд, святая подвижница отдавала нуждающимся. Однажды преподобная Евфросиния сподобилась ангельского видения, через которое Господь призвал ее на особое служение. Вот как, по свидетельству жития, было положено начало Спасской обители: «…и было ей видение: взял ее Ангел и повел туда, где была церковка Святого Спаса, метохия Святой Софии, что зовется в народе Сельцо. И тут показал ей Ангел Господень, говоря: “Евфросиния, здесь тебе подобает быть”». Следуя зову Божию, преподобная с одной из черноризиц вскоре пришла на Сельцо, находившееся неподалеку от Полоцка, где и поселилась при маленькой деревянной церкви Спаса. Произошло это около 1125 года. По прошествии некоторого времени стали приходить на Сельцо девицы, искавшие спасения души и желавшие уневестить себя Христу. Когда число сестер увеличилось, святая игумения решила возвести на месте ветхой деревянной церкви каменный храм. На это благое дело и был призван Господом зодчий Иоанн. По молитвам преподобной храм Всемилостивого Спаса был воздвигнут всего за тридцать недель. Стены его расписали лучшие мастера того времени. Уникальные фрески XII века почти полностью сохранились до наших дней.

В 1161 году в Спасский храм был принесен «на вечное хранение» воздвизальный Крест-ковчег, изготовленный по заказу святой Евфросинии мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Выполненный в древневизантийской технике перегородчатой эмали, Крест содержал в себе бесценные христианские святыни: частицу Животворящего Древа с каплей Крови Спасителя, частицу камня Гроба Господня, частицу камня Гроба Божией Матери и частицы мощей святых. Около 1155 года, недалеко от Спасской обители преподобная воздвигла Богородицкую церковь и устроила при ней мужской монастырь. Видя множество инокинь и иноков, собранных во имя Господне, святая игумения «радовалась им… как своему спасению» и прилагала неустанное попечение о вверенных ей душах. В мужском монастыре она пожелала иметь чудотворный образ Одигитрии Эфесской, написанный, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. С этой целью блаженная Евфросиния отправила в Царьград к императору Мануилу I»слугу» своего Михаила, который и привез в Полоцк древнюю святыню. Позднее, в 1239 году, образ Пресвятой Богородицы Эфесской был дан в благословение на брак великому князю Александру Невскому с полоцкой княжной Александрой и перенесен на Псковщину, в соборный храм города Торопца, где совершалось венчание великокняжеской четы.

Достигнув преклонных лет и провидя близкую свою кончину, преподобная возжелала посетить места, связанные с земной жизнью возлюбленного ею всем сердцем и всей душой Спасителя. В 1173 году блаженная Евфросиния с сестрой Евпраксией и братом Давидом покинули Полоцк. Совершив многотрудное путешествие, полоцкие паломники достигли Святой Земли. Во время своего пребывания в Иерусалиме преподобная трижды приходила на поклонение Гробу Господню, где молила Христа, чтобы Он удостоил ее завершить земной путь во Святом Граде. Молитва ее была услышана. Пролежав на одре болезни двадцать четыре дня, 23 мая 1173 года святая Евфросиния предала свою душу Господу и «вошла в покой небесный». Погребена она была в монастыре преподобного Феодосия Великого, недалеко от Иерусалима. В 1187 году Иерусалим был захвачен египетским султаном Салах-ад-Дином. Покидая город, христиане не пожелали оставить в руках мусульман свои святыни. Нетленные мощи преподобной княжны также были изнесены из Святой Земли и Промыслом Божиим оказались в Киево-Печерской Лавре.

По кончине преподобной Евфросинии, основанные ею обители в течение нескольких столетий процветали и благоустраивались, впоследствии же на их долю выпали суровые испытания. Полоцкий Богородицкий монастырь не сохранился до наших дней. Для Спасской обители после долгих лет упадка и забвения новый период расцвета начался в XIX веке. В 1833–1835 годах по проекту архитекторов А. Порто и К. Лукина был произведен капитальный ремонт пришедшего к тому времени в запустение Спасо-Преображенского храма. С 1841 года, после издания Святейшим Синодом указа о возрождении древнего монастыря «у церкви Спаса», в стенах обители начала возобновляться иноческая жизнь. Уже в 1842 году Спасский монастырь был причислен к разряду первоклассных. В 1844 году при Полоцкой обители было торжественно открыто Спасо-Евфросиниевское женское училище, достигшее особого расцвета на рубеже XIX–XX веков.

По мере увеличения числа сестер необходимость строительства просторного, вместительного храма становилась все более очевидной. В 1842 году, во время настоятельства игумении Клавдии (Щепановской), в жилом монастырском доме была устроена домовая Свято-Евфросиниевская церковь. В 1847 году домовую церковь перестроили в теплый каменный храм. В 1897 году усердием игумении Евгении (Говорович) над монастырской площадью засияли кресты пятиглавого Кресто-Воздвиженского собора, построенного по проекту архитектора В. Ф. Коршикова в византийском стиле.

В 1910 году Спасо-Евфросиниевская обитель, а с ней и вся земля Полоцкая, была утешена великой милостью от Господа. 22 апреля 1910 года мощи преподобной Евфросинии, находившиеся в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, были помещены в новую кипарисовую раку и изнесены из пещер. В тот же день они покинули Киев. Перевозили святые мощи до Орши на пароходе по Днепру. Из Орши в Витебск, а затем в Полоцк верующие благоговейно несли святыню на руках. Так, спустя более семи столетий после своей блаженной кончины Преподобная вернулась в родную обитель, чтобы до конца времен ходатайствовать за всех живущих в ней перед Господом. Мощи великой Полоцкой княжны были положены в новую, изготовленную на пожертвования верующих серебряную раку и помещены в древнем храме Спаса.

Однако обитель, переживавшую период благоденствия, с началом Первой мировой войны постигли тяжелые испытания и бедствия. В 1915 году немецкие войска приблизились к Полоцку, и город оказался в прифронтовом положении. В связи с этим из Спасо-Евфросиниевской обители в Ростовский Авраамиев монастырь, были эвакуированы святые мощи преподобной Евфросинии, сестры обители. Предположительно, только в 1921 году мощи святой и сестры вернулись в Полоцкий монастырь.

В 1921–1922 годах советской властью повсеместно проводилась кампания по изъятию церковных ценностей. В это время из монастыря было реквизировано множество икон, драгоценные ризы, оклады, а в 1922 году серебряная рака. Крест преподобной Евфросинии, находившийся еще в 1925 году в Спасо-Преображенской церкви монастыря, был реквизирован не ранее 1925 года. Мощи преподобной Евфросинии вскрывали трижды: в Ростове Великом (1920), в Полоцке (1922) и в Витебском губернском музее, куда святыня была доставлена в 1922 году. В 1925 (по другим источникам – в 1924) году обитель была закрыта, и все здания, принадлежавшие ей, переданы военному ведомству и различным государственным структурам. На момент закрытия в обители проживало 146 сестер. Изгнанным из монастыря монахиням пришлось поселиться в Полоцке в домах родственников и прихожан. Некоторые насельницы Спасской обители переехали на отведенный им участок из-под вырубленного леса, называвшийся Пеньки (находился в 20 км от Полоцка).

В начале Великой Отечественной войны Полоцк был оккупирован немецкими войсками. Несмотря на то, что в одном из корпусов Спасо-Евфросиниевского монастыря размещалось немецкое командование, а в Кресто-Воздвиженском соборе содержались военнопленные, оккупационными властями в 1941 году было дано разрешение на открытие монастыря. Сестры стали возвращаться в свою обитель. А 23 октября 1943 года, с разрешения немецких властей, мощи преподобной Евфросинии были перевезены из Витебска в Полоцк. В 1961 году, в период возобновившихся гонений на Православную Церковь, Спасо-Евфросиниевскую обитель закрыли еще раз, насельниц переместили в Жировичский Свято-Успенский монастырь. Спасо-Преображенская церковь была передана приходской общине и являлась единственным действующим храмом в Полоцке. Только в 1989 году, 6 июля, последовало решение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Полоцкой обители.

В 1990–1991 годах в монастырь вернулись сестры из Жирович. В храмах и корпусах открывшейся обители начались ремонтно-реставрационные работы. Менее чем за два года монастырь преобразился, был восстановлен Свято-Евфросиниевский храм, завершились реставрационные работы в Кресто-Воздвиженском соборе, реконструирована колокольня. В 1997 году, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в Спасский монастырь был торжественно привезен воссозданный Евфросиниевский Крест, изготовленный брестским мастером Н. П. Кузьмичом по образцу древнего, утерянного в годы Великой Отечественной войны. В 1998 году были обретены вериги преподобной Евфросинии. В 2007 году, в канун праздника в честь преподобной Евфросинии, совершилось еще одно знаменательное событие. Из Бреста в Полоцкий монастырь была доставлена серебряная рака, изготовленная Н. П. Кузьмичом по эскизам, сделанным с фотоснимков 1910 года. В августе 2009 года в Кресто-Воздвиженском соборе над серебряной ракой со святыми мощами была установлена резная сень, увенчанная золотой луковичной главой. Средства на изготовление раки и сени – щедрые пожертвования многих благоговейных почитателей преподобной.

По милости Царицы Небесной, 26 мая 2010 года в Спасо-Евфросиниевскую обитель был привезен список с древнего Эфесского образа Божией Матери, которым в XII веке преподобная Евфросиния украсила основанный ею Богородицкий мужской монастырь. Список создан торопчанами в XVI веке, опасавшимися безвозвратно потерять свою святыню из-за предполагавшегося приезда царя Иоанна Грозного в их город. Икона передана в дар обители митрополитом Минским и Слуцким Филаретом к славному 100-летнему юбилею перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. Эфесский образ ныне украшен серебряной басмой и установлен в Кресто-Воздвиженском соборе монастыря под дубовой резной сенью.

Так, пережив все бури и потрясения XX века, ныне вновь красуется Спасская обитель. В настоящее время в монастыре под молитвенным покровом святой Евфросинии подвизается около 100 сестер (2015 г.). Возглавляет обитель игумения Евдокия (Левшук), назначенная настоятельницей в августе 2004 года. В монастырских храмах ежедневно совершаются уставные богослужения. Поклониться преподобной Евфросинии Полоцкой ежегодно стекаются тысячи богомольцев.

В обители проживает 96 насельниц (2017 г.).

КОНТАКТЫ:

Архитектура

См. также: Архитектура Полоцкого княжества

Храм построен в середине 1150-х годов. Как следует из жития Ефросинии Полоцкой, строительными работами руководил «приставник над делатели церковными Иван». По заключению П. А. Раппопорта, зодчий Иван опередил своё время, «смело создав совершенно новый архитектурный образ торжественного столпообразного храма», который будет доминировать в древнерусском зодчестве конца XII века (т. н. «русская готика»).

Храм сравнительно небольших размеров, прост в плане, имеет монументальный внешний вид с единственной апсидой. Наиболее характерные черты изначального Спасского собора (затемнённые позднейшими перестройками) — преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения могло быть народное деревянное зодчество.

Благодаря пониженному западному членению квадратная подкупольная часть выше остального объема. Высокий барабан главы приподнят на особом возвышении, оформленном с каждой стороны трехлопастной кривой ложной закомары, то есть кокошника. Стремясь всячески подчеркнуть вертикальную устремленность столпообразной композиции, мастер Иоанн совершил революцию в древнерусской архитектуре. Чисто готической цели подчеркнуть вертикальную устремленность храма подчинены форма арок закомар, кокошников и даже бровок над окнами, которые во втором ярусе меняют полукруглое завершение на стрельчатое. Таким образом, здесь впервые прослеживается нарастание остроты форм от низа к верху, вплоть до остроугольных завершений кокошников подбарабанного пьедестала. Чтобы разгрузить своды от нагрузки массивного подбарабанного возвышения и перераспределить часть нагрузки со столбов на стены, зодчий Иоанн заузил боковые нефы.

П. А. Раппопорт считает данный памятник первым образцом «торжественного столпообразного храма», в котором зодчие Древней Руси далеко ушли от византийских канонов. В то же время, исследователь отмечает его противоречивость: «удлиненная форма плана и простая профилировка лопаток не поддерживают динамической композиции храма».

Современное состояние

Спасская церковь Ефросиньевского монастыря представляет собой целиком сохранившийся храм XII века, дополненный надстройками XVII—XIX веков в области кровли. В 1830-х гг. храм был признан ветхим, но его решили не сносить, а отреставрировать исходя из того, что он представляет «драгоценный для России памятник древнего зодчества».

Измененная конструкция кровли не нарушила средневековую основу памятника, но позволила законсервировать уникальный конструктивный элемент данного объекта — двухступенчатый ряд закомар («кокошников»), декорирующий ступенчатый переход от сводов к подкупольному барабану.

Внутри сохранились фрески XII века. Идет расчистка от поздних записей, сохранилась практически вся площадь росписи. Реставрацию фресковой живописи за счёт государственных средств и пожертвований планируется завершить к 2015 году. Изначальный облик храма запечатлён на древней ктиторской фреске, недавно раскрытой в келье преподобной Евфросинии на хорах церкви.

3 июня 2007 года на Спасо-Преображенском храме был позолочен купол, 23 сентября 2009 года — установлен новый иконостас.

Монастырь Евфросинии Полоцкой

Единственный древний монастырь, который сохранился и действует сегодня – Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке. Храм действительно уникален. Основан он был еще в 1120 году Евфросинией Полоцкой, на холме, который окружает река Полота. Удивляет и скорость возведения – монастырь был освещен всего лишь спустя 30 недель с начала строительства. Стены обители были расписаны лучшими мастерами своего дела.

Сюда же был перенесен и известнейший крест Евфросинии Полоцкой, созданный ювелиром Лазарем Богшей. Он содержал в себе бесценные и очень редкие святыни: крупицу Животворящего Креста с каплей Крови Господня, частичку камня и мощей святых.

При жизни игуменьи Евфросинии монастырь процветал и развивался. Именно здесь находились центры книжности и просвещения Полоцких земель. Тут же расположились и мастерские, библиотеки и школа.

Период процветания монастыря закончился в середине 16 века, когда войска Ивана Грозного захватили Полоцк. Чуть позже монастырь был передан иезуитам. Спустя 3 века, после многочисленных передач различных конфессиям, монастырь наконец был возвращен православным. Именно в 19 веке начался новый период расцвета. В монастыре произошли реконструкция и ремонт. Был возведен новый корпус для сестер. Заново начало свою работу женское духовное училище.

В 1910 году были перенесены мощи преподобной Евфросинии в свою обитель. Однако в 1928 монастырь был закрыт и его разорили. Мощи и крест Лазаря Богшы были изъяты. Во время Великой отечественной Войны в стенах храма возобновились службы. Немецкие власти разрешили вернуть мощи святой. Однако крест исчез бесследно и где он сейчас доподлинно не известно. В 60-ых годах 20 века монастырь снова закрывают. И только в 1989 году было принято решение о восстановлении Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке. Всего за несколько лет монастырь был реконструирован и возобновил свою деятельность.

В 1997 году монастырю был подарен воздвизальный Крест, созданный по образу известной реликвии.

Монастырский комплекс поражает и сегодня. До наших дней сохранились даже оригинальные росписи 12 века. В состав комплекса входит и Спасо-Преображенская Церковь.

Полоцк – уникальный город, который сохранил множество достопримечательностей.

г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

История

Основан святой княгиней Евфросинией Полоцкой в 1125 году, когда она поселилась возле Преображенского храма в Сельце. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная Евдокия (в миру Гордислава) и двоюродная Евпраксия (в миру Звенислава) — единственная дочь полоцкого князя Бориса Всеславича.

В 1161 году усердием св. Евфросинии преподобной был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский храм — наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкого зодчества. Его строителем был зодчий Иоанн.

В этот храм преподобная Евфросиния в 1161 году пожертвовала золочёный напрестольный крест (Крест Евфросинии Полоцкой) с частицами мощей многих святых и Животворящего Креста Христова. Крест был вырезан местным мастером-ювелиром Лазарем Богшей.

В XIII веке крест был вывезен из Полоцка, однако снова возвращён в монастырь Иваном Грозным в 1563 году после успешной осады города.

В 1580 году монастырь после взятия Полоцка Стефаном Баторием был отдан иезуитам. В 1654 году возвращен в православие. В 1667 году снова попал в руки иезуитов, в ведении которых оставался до 1820 года.

В 1820 год иезуиты были изгнаны из Полоцка, монастырь перешел в казну. В 1832 году монастырь был передан духовному ведомству и в 1840 году восстановлен. В 1841 году в Спасо-Преображенский собор был снова возвращён Крест Евфросинии Полоцкой.

В 1840-х годах древняя обитель была причислена к разряду первоклассных. В стенах монастыря разместилось Спасо-Евфросиниевское женское духовное училище. В 1847 году при игуменье Клавдии (Щепановской) была построена Евфросиниевская трапезная церковь. Согласно новым сведениям, тёплый храм Преподобной Евфросинии (Евфросиниевская трапезная церковь) был заложен 5 июня (23 мая) 1858 года.

В 1897 году при игуменьи Евгении (Говорович) возведён монументальный пятиглавый Крестовоздвиженский собор, построенный по проекту архитектора В. Ф. Коршикова в неовизантийском стиле.

В 1921 году монастырь был закрыт, крест реквизирован, в 1928 году перевезен в Минск, в 1929 — в Могилёв. В 1941 году во время Великой Отечественной войны Крест Евфросинии Полоцкой бесследно исчез и до сих пор не найден.

Настоятельницы

  • Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая († 23 мая / 5 июня 1173)
  • Игумения Евдокия (родная сестра преподобной Евфросинии), княжна Полоцкая († конец XII века)
  • Игумения Параскева (Параскевия), княжна Полоцкая († 1239)
  • Игумения Ульяния (Ульяна) (упоминается в 1552 и 1580 годах)
  • Игумения Акилина (Окулина) († 10 / 23 декабря 1577)
  • Игумения Наталия († конец XVI века)
  • Игумения Иннокентия (Кулешова) (1841)
  • Игумения Евфросиния (Дехтярева) (1842—1843)
  • Игумения Клавдия (Щепановская) (1843—1854)
  • Игумения Евфросиния (Сербинович) (1854—1878)
  • Игумения Евгения (Говорович) (1878—1900)
  • Игумения Олимпиада (1900—1903)
  • Игумения Евфросиния (Сладкевич) (1904—1905)
  • Схиигумения Илариона (Черных) (1905—1910)
  • Монахиня Ангелина (Петроченко) (1911—1913)
  • Игумения Елена (Волкова) (1913—1928) (?)
  • Игумения Анания (Трофимова (?)
  • Игумения Елевферия (Новикова) (194(?)—1959)
  • Схиигумения Евфросиния (Максимчук) (1991—1995)
  • Монахиня Наталия (Скиндер) (1995—1997)
  • Игумения Анфиса (Шевердяева) (1997—2004)
  • Игумения Евдокия (Левшук) (2004 — по настоящее время)

> Примечания

  1. Неожиданная находка (недоступная ссылка)
  • Монастырь у церкви Спаса : полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь от древности до наших дней. — Минск : Орех, 2007. — 135 с. : ил. — ISBN 978-985-6716-16-7
Значимые события
Князья Полоцкие
до удельного периода (до 1101 года)
Князья полоцкие
в удельный период
Общество и культура
Христианские святыни
Уделы Полоцкой земли
Древнейшие города Полоцкого княжества Полоцк (862) · Витебск (974) · Заславль (985) · Усвяты (1021) · Копысь (1059) · Минск (1067) · Орша (1067) · Лукомль (1078) · Логойск (1078)
Архитектура Полоцкого княжества

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *