Монастыри в Мордовии

Происхождение названия и его значение

Свое название обитель заимствует от того же храма, по повелению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия (ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского), который назвал так самый древний храм на монастырской земле, прославляя своего тезоименитого святого.

17 октября, согласно новому стилю, православной церковью чтится память Варсонофия, известного как епископ Тверской, Казанский, святителя и наделенного от Господа чудотворением. Этой же датой поминается престольный праздник светлой обители.

Обретение чудесных мощей прославленного Варсонофия, святейшего епископа Тверского (год преставления 1576), а также святителя праведного Гурия, в сане архиепископа праведного Казанского (год преставления 1563), совершилось в Казани, в 1595 г.

Во время возведения новой церкви белокаменной в прославление Преображения Господня на территории Спас-Преображенского монастырского удела, основателем которого был сам святитель Варсонофий, у обветшалой стены алтарной старого храма были явлены на свет гробы угодников Божьих с их благоухающими мощами. Открытие их сопровождалось удивительными явлениями.

Святой Гурий был полон целебного и благоухающего мира. Невредима была и погребальная одежда.

Только губы святого немного коснулось тление. Он открыл и другой гроб, праведного Варсонофия.

По благоговению Бога свету открылись чудесные почти полностью сохранные мощи старца и его одежды были также невредимы.

Есть свидетельства и о многих случившихся тогда исцелениях помазанных святейшим миром, истекавшем из раки святителя Гурия.

Дополняет же благое и радостное богослужение в этот день почитание тезоименитства матушки игуменьи прихода, в постриге нареченной Варсонофией.

Вот уже более 20 лет она смиренно несет свой многотрудный крест во славу и процветание святого места.

История Свято-Варсонофиевского женского монастыря

Свято-Варсонофиевский женский монастырь располагается на местах с вековой историей. Наиболее отдаленные упоминания о селе Селищи и близлежащих мордовских поселениях встречается в сказаниях о событиях, которые связаны с крещением сельских жителей. Оно состоялось по указу императрицы Анны Иоановны в 1740-х годах.

В 1756 году уверовавшие и всем сердцем возлюбившие Христа жители, прилагая общие усилия, возводят 2 храма деревянной постройки:

  1. Покровский, называемый холодным, приход.
  2. Основательный Никольский.

С тех времен поселение получило двойное название, а к 19 в. на территории Покрово-Селищенского сельского прихода насчитывалось больше, чем 5000 жителей. В последствии он был разделен.

По соседству, в Новых Выселках (другое название Бозуновка), усилиями сельчан была возведена церковь по зимнему типу постройки, прославляющая великий Покров Владычицы нашей, Богородицы. Она имела придел во славу старца святителя Николая.

Настоятелем там стал ревностный в вере протоиерей отец Иоанн (Богоявленский). Прославленному Владимиру (Богоявленскому) священномученику он был родным братом. Там же у алтарного места нашло упокоение тело их матери Ирины Антоновны.

В самом конце 19 в. Владимиром, святейшим митрополитом, был основан колоссальный по архитектурным приемам храм Покрова Владычицы и Девы, имевший красиво исполненные пристройки, посвященные верному князю Владимиру, а другой – во славу Ирины мученицы.

Проект молельного дома составлялся А.С. Каминским, который взял за образец Спас-Преображенский Собор, при дворе Николо-Угрешской монастырской обители. Верующие поддерживали эти храмовые сооружения до 20 столетия.

Далее им была уготована печальная судьба, а именно:

  1. В 1934 году Селиценские церковные наделы были отданы в распоряжение сельхозкомунне. Церковные помещения стали употребляться как складские помещения и даже стали иметь статус клубных.
  2. В поселке Новые Выселки белокаменный молельный дом разрушили, взорвав его в 1943 году.

    Покровская церковь Свято-Варсонофиевского женского монастыря, которая была снесена

Оба Селищенских церковных свода в 1975 году обрели статус памятников и образцов архитектуры 18 столетия, но Покровская церковь, та, что находилась в очень ветхом состоянии, позднее подверглась сносу.

Только в 1992 году по обращению жителей к властям они вновь обрели обветшалую Никольскую церковь. Но по прошествии небольшого срока ее начинают восстанавливать и освящают в благодарение святителю Варсонофию, славному епископу Тверскому, прославленному от Бога и творящего чудные исцеления.

Настоятелем храмового удела переводят иеромонаха отца Алексия (Дегаева). Выстраивается вокруг здания стена.

Проводятся работы по обустройству земель и строятся:

  • настоятельский дом (позже становиться игуменским);
  • сооружения с комнатами для сестер, их часто называют кельями;
  • просторная пекарня;
  • благоустроенная просфорная;
  • деревянная баня;
  • сарай для коров;
  • отдельный молочный цех.

Разбивается огород и сад с фруктовыми деревьями.

Число постоянных насельниц выросло до 20, в связи с этим появилось право обратиться с письменным прошением к Владыке Варсанофию о его ходатайстве перед высшими духовными и государственными чинами о переименовании общины в Свято-Варсонофиевский, в честь почитания того же святого старца, монастырь с присвоенным статусом женский по разделению общин.

Вскоре их просьба была удовлетворена. 21 января 1997 года с передачей во владение монашеской общине, сложенного из дерева, храма в хвалу чудесного Рождества Христова начинает свою историю монастырское подворье.

Современный статус Свято-Варсонофиевского женского монастыря

Свято-Варсонофиевский женский монастырь на сегодняшнем этапе развития представляет собой комплекс из нескольких храмовых зданий и ландшафтно-парковых устройств.

  1. Церковный свод, прославляющий чудотворный образ Божьей Матери, который именуется как «Живоносный источник». Он расположен в отдалении (2 км) от основного храмового комплекса, на действительном, истекающем из недр земли, святом ручье-источнике.
  2. Заканчивается устройство храма-подворья из дерева в память церковного служителя-мученика славного Владимира, в сане митрополита по чину Киевского, который возводится в поселке Новые Выселки.
  3. Также к монастырскому уделу относится светлая обитель во хвалу Пресветлого Рождества Господа Иисуса Христа в поселении Покассы. Она же является памятником образцов архитектуры 19 века.
  4. «Монастырской жемчужиной» считается храм во славу Светлого Воскресения Господа нашего — десятиглавый и белоснежный свод с величественной колокольней. Ее высота составляет 39 м. Сотворен по проекту В.В. Курбатова, а первый камень был возложен в 2002 году. 10 декабря 2007 года было проведено малое освящение первого яруса прихода, а приделы нижней части будут освящаться в прославление великомучениц Христовых Варвары и Анастасии. Последнюю славят как Узорешительница. Таинство освящения, считающегося верхней дома молитвы части, и приделов его в хвалу верного евангелиста-проповедника Иоанна Богослова и праведного Предтечи, любимого на Руси Крестителя Господня Иоанна, совершалось 10 июня 2012 года.
  5. К подворью отнесен и бывший Никольский приход, а ныне восхваляющий святителя и старца-чудотворца Варсонофия, приписанного к лику святых, епископа Тверского, Казанского;
  6. Домовая Никольская церковь. Та, которая расположена на одном из этажей выстроенного корпуса с кельями. Он появился в результате перестройки деревенской обветшалой библиотеки.
  7. Покровская домовая церковь, чин освящения которой приходится на 2000 год, расположившаяся в ином наместном келейном монашеском корпусе.
  8. Домовая обитель смелого великомученика Христова, а также целителя по приданиям Пантелеимона, находящаяся в здании богодельни. Ее освещение шествовали в 2002 году.
  9. Храм-надстройна — возлежащий над вратами, возведенный в 2005 году, а освящен он чином в 2012 году, в хвалу имени Архангела Михаила.
  10. Памятник архитектуры, в том числе и республиканского значения, — Рождественская церковь в Покассах. Неизменно принимала прихожан с 1873 года.

Интересные факты и легенды

Многовековая история Покрово-Селищенских мест хранит в себе не только прописанные факты становления монастырских угодий и земель, но и разные иносказания и рассказы очевидцев о Господних знамениях.

  1. Существует легенда, что во время освящения крепкого величественного храма во славу честного Покрова нашей Владычицы, некая девица, названная Дарьей, предсказывала его неминуемое и скорое полное обрушение. В последствии ее слова оказались пророческими. Также она говорила, что в здешних местах «возгориться свеча от самой земли и до небес». Этими словами она предзнаменовала появление святой богоугодной обители.
  2. Интересный факт знамений в чудесном соборе Воскресения Христова. Сестры и духовенство рассказывают о славном явлении участка для будущей постройки этого собора. Говорят, что Господь сам огнем очистил землю для новой белоснежной святыни на выкупленном к тому времени в монастырскую собственность земельном участке. По приданию на нем произошел пожар, который уничтожил все деревянные постройки, так как были выполнены они из древесного материала от старой церкви.
  3. Еще одно, не поддающееся научному изъяснению, событие произошло там же в 2003 году. От начала Рождественского сорокадневного поста, когда возводили нижний удел собора, на сводах его необъяснимо появилось очертание огромного четкого креста из сверкающего инея. Он сохранялся вплоть до времени Великого поста. Считается, что это чудо послано Спасителем для большего укрепления правой веры в Божий Промысел.

Святыни Свято-Варсонофиевского женского монастыря

Особо прославляется святыня на целебном источнике в хвалу прославление иконы Владычицы нашей «Живоносный источник».

В 2012 году освятили обитель на источнике, прославляющую чудный образ «Живоносный источник». Эта святыня пользуется особой популярностью у паломников. Христиане приезжают сюда за тысячи км и получают долгожданное исцеление от недугов тела и души.

Есть многие свидетельства, которые бережно сохраняются и повествуются сестрами монастырской обители. Люди, страдающие от сердечных болезней, от болезней души и тела получают по собственным прошениям и благодарственным молитвам, а также по сестринским молитвам и проектам необходимую помощь.

Особые молебны на источнике:

  1. Свято-Варсонофиевский женский монастырь в полном составе, духовенством, сестрией и верующими мирянами, совершается обычай — крестный ход к источнику на Преполовение Пятидесятницы — воздавая хвалу Господу, участники возвращаются к монастырскому комплексу, минуя засеянные поля. Священники щедро освящают посевы, окропляя святой водой.
  2. Летом каждую среду совершаются молебны водосвятные к Пресвятой Богородице ради иконы «Неупиваемая чаша».
  3. 1 сентября, когда памятуют икону Божьей Матери «Донская» служится особый молебен с благодарением.

Накануне праздничного дня Богоявления в 2007 году была устроена оборудованная купальня закрытого типа.

Расписание богослужений

Богослужения в монастыре проходят традиционно для Русской православной церкви по предписаниям Типикона. Учитываются движимый и недвижимый богослужебные круги.

Наименование основных богослужений Периодичность богослужебных чтений
Литургия божественная. Ежедневно, кроме дней, в которые предусмотрены Уставом иные чтения.
Чинопоследовательные молебны с водоосвящением. После Литургии, во все дни, когда она совершается.
Молебен Архистратигу Михаилу. По понедельникам.
Молебен Предтече и Крестителю Христа Иоанну. По вторникам.
Молебен Божией Матери ради образа ее «Живоносный Источник». По средам. Совершается в храме на святом источнике.
Молебные чтения святителю Николаю. По четвергам.
Молебны всем святым. По субботам.
Молельные чтения с заказанными акафистами. По воскресным дням и праздничным.
Панихида (богослужение с поминовением умерших). В дни служения Литургии, после совершения. молебна с водоосвящением.

Община сестер Свято-Варсонофиевский монастыря со дня основания ведет активную благотворительную деятельность, осуществляя проекты, помогающие людям. Святые иконы привлекают паломников и прихожан.

Волохова Екатерина

Оформление стати: Мила Фридан

История и описание Санаксарского мужского монастыря

Эта достопримечательность близко связана с кланом Ушаковых. В 18 веке преподобный Феодор Ушаков вместе с последователями пришли в монастырь. Феодор — это родной брат отца уважаемого адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова, который прославился благодаря своей отваге и доблести. В честь данного адмирала есть даже награда под названием «Орден Ушакова», и присваивалась она советским флотским армиям во времена Великой Отечественной Войны.

XVII век

Основание Санаксарской обители сооружено еще до этих событий, в 17 веке, в годы правления Алексея Михайловича. В 1659 году по настоянию писца Луки Евсекова прибыл старец Феодосий, который имел славу духовного наставника. Он с последователями был поражен красотой этих величественных мест и пожелал остаться здесь до конца дней своих в Санаксарском монастыре. До этого его пристанищем был Старо-Кадомский-Троицкий монастырь.

Благодаря Феодосию была сооружена небольшая часовня, и монахи постепенно стали облагораживать монастырь и близлежащие земли. По истечении 10 лет тогдашние прихожане послали просьбу патриарху Иосафу Второму, в которой просили, чтобы оказали помощь в возведении православной церкви во имя Пресвятой Богородицы Владимирской и получили положительный результат. После этих событий возник Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.

К 1759 году произошло опустение тогда еще Санаксарской пустыни. Такие события произошли из-за отсутствия благодетелей.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о Христорождественском кафедральном соборе в Липецке.

XVIII век

Его создатель игумен Феодор (в миру его звали Иван Ушаков) всю оставшуюся жизнь отдал на процветание монастыря. Он просил разрешение у тогда ещё молодого царевича Федора Алексеевича и обители были присвоены пастбища. Феодор родом из небогатого дворянского рода.

Феодор Санаксарский (в миру Иван Игнатьевич Ушаков; 1718 — 1791)

В 1748 году он принял постриг на глазах у императрицы Елизаветы, которая в последствии упоминается, как материальный спонсор обители. Старец был замечен православным патриархом и был направлен с миссионерскими делами в Сибирь. Одна из главных задач, которую преследовала его миссия, — процветание новоиспеченного монастыря в Иркутских землях.

Это интересно: всего Феодор отдал службе Всевышнему около 45 лет и был предан земле в построенном им соборе.

После отца Феодора, церковь опекали отцы строительной тематики, Зосим, Трифон и Дорофей. Однако при этих старцах, монастырь был деревянным и ветхим. Это чувствовалось за счет немногочисленных украшений и бедных залов.

Стоит отметить: процветание церкви началось при династии Ушаковых.

Именно благодаря стараниям о. Феодора начался возводиться каменный храм, взамен старому ветхому. В 1765 году эта миниатюрная церковь была признана официальным монастырем. Но так вышло, что из-за многочисленных недоброжелателей, наставника в 1774 году отправили в Соловецкий монастырь. Но, несмотря на эти факты, изначальное построение было начато и вскоре продолжено. В 1776 году основана колокольня, по сторонам которой сооружена каменная стена. Также изготовлены ворота в уникальную пустынь. Были сделаны две башни и началась постройка трапезного дома, которая завершилась лишь через 2 года.

В 1774 году под свою опеку мужскую обитель взял игумен Иоил, который прослужил 4 года. Он был одним из многих учеников о. Феодора, который продолжал процветание Санаксарского монастыря. Именно при этом настоятеле был освящен храм Преображения Господня, расположенного под колокольней. При нем же произошло масштабное строительство и церковь была обнесена каменным ограждением.

После правления Иоила, старцы Венекдит и Вениамин продолжили строительство и способствовали расцвету этого монастыря. К концу 18 века вокруг всех сооружений были укреплены внешние стены и воздвигнута ограда, которая защищала обитель со стороны реки Мокши и зеленых пастбищ. В это время в святом сооружении проживали более 100 человек монахов. Врата Санаксарского монастыря были открыты для пищи и временного крова всем нуждающимся.

XIX век

В 19 веке православная обитель, как сказано из записок тех времен, считается «лучшим Российским монастырем». Также даётся неоднократное упоминание в посланиях о том, что она является домом для военных и дворянских сословий.

Фёдор Фёдорович Ушако́в (13 февраля 1745 — 2 октября 1817) — русский флотоводец, командующий Черноморским флотом (1790—1792); командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798—1800)

Примите к сведению: в 1810 году, в нескольких километрах от этого сооружения, в деревню Алексеевка прибыл на постоянное место жительство адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков. Он купил всю эту местность и неустанно огромные суммы тратил на облагораживание обители.

Он помогал и церкви, и местной братии. Морской деятель Ушаков считал, что такому величественному зданию должны быть присущи все самые возможные красоты, и все силы отдавал на достижение этой цели.

Из источников 19 века, говорится, что Федор периодически жил в кельях обители. Как правило, это проходило в дни Великого Поста. Вместе со служащими монастыря он каялся о грехах день и ночь и трапезничал за одним столом с братией.

Еще при жизни адмирал захотел, чтобы его схоронили в данной обители. И осенью 1817 года, когда флотоводец принял смерть, местные жители деревни Темниковского уезда внесли тело Фёдора Ушакова на руках в храм и после службы предали монастырской земле.

XX век

В начале 20 столетия обитель отдали под присмотр настоятелю Августину. Этот старец в миру был каптенармусом гвардейского Волынского полка. Он очень ответственно относился к своему служению. Соорудил немало красивых мест на территории храма. Прекрасные клумбы окружали обитель, сделанные руками бывшего гвардейца. После его смерти, в 1915 году, после долгого совещания братия попросила стать настоятелем о. Александра (Уродова).

Но в 1918 году, когда на российской земле царили революционные перемены, некоторые взбунтовавшие монахи пошли против Уродова, и старец Александр был заключен под стражу. Однако после своего освобождения, игумен не вернулся в Санаксарский монастырь, а стал настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни. А перед кончиной и Седмиезерной пустыни.

В 1920 году территория обители и церковные здания были подвержены постоянным мародёрствам и ограблениям. В 1929 году святое сооружение было закрыто. В течение 60-ти лет монастырь в Мордовии подвергался сплошным разрушениям. Это происходило как за счет действия людей, так и из-за природных катаклизмов. Люди не гнушались ни чем, они портили стены, расписывая всевозможными надписями, вскрывали могилу Ушакова, которая находилась под часовней. Так же земля, на которой было некогда кладбище монахов, была полностью перекопана. А в здании соборного храма была сделана конюшня.

Немного позднее на территории было сделано местное учебное заведение. Поблизости установлены различные механизаторы и даже гаражи. Все это длилось вплоть до 70-ых, пока наконец-то на храм не обратили внимание советские власти. Именно они решили оставить исторические здания бывшей обители и указали на ее значение, как на достопримечательность Мордовии.

Горбачевская перестройка совершило переворот в сознании советского человека. Санаксарский мужской монастырь был отдан верующим постановлением Совета, это произошло 7 марта, 1991 года. А на праздновании Троицы того года, там была совершена первая литургия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *