Музей академии художеств

В «Новейшем путеводителе по Санкт-Петербургу», изданном Ф. Шредером в 1820 г., было написано: «На правом берегу Невы на Васильевском острову, между 3-й и 4-й линиями, возвышается сей в благородном вкусе построенный храм, свободным художествам посвященный. Сие прекрасное здание образует большой четвероугольник по 60 сажен на каждой стороне. Лицевая сторона есть одна из прекраснейших и совершеннейших, какие только в сей великолепной столице видеть можно».

Иван Иванович Шувалов (1727-1797), просвещенный фаворит императрицы Елизаветы Петровны, был тонким ценителем прекрасного. Без него, скорее всего, долго не было бы высшего учреждения в области изобразительного искусства и архитектуры. Именно он в 1757 г. «вошел в Сенат» с предложением учредить в Российской империи Академию «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Скоро последовал правительственный указ, поддержавший его идею.
Новое учебное заведение поначалу располжилось в доме Шувалова на Садовой улице в Санкт-Петербурге. Меценат приглашал из Европы лучших преподавателей, покупал картины, гравюры, книги по искусству — словом, все, что было необходимо для занятий студентам, о которых он очень заботился. В 1762 г. состоялся первый выпуск шуваловской академии, подготовленный в основном иностранными специалистами. Но все чаще в числе преподавателей стали мелькать и русские имена, а вскоре на должность директора академии был назначен русский архитектор Александр Филиппович Кокоринов (1726 — 1772). Он приехал в столицу из Москвы, где обучался у Д.В. Ухтомского и И.К. Коробова.

Вместе с профессором архитектурного класса академии Жаном Батистом Валлен-Деламотом (1729 — 1800), приглашенным Шуваловым из Франции, Кокоринов в конце 1763 г. начал проектировать новое академическое здание. Взошедшая же на престол Екатерина Вторая придала учебному заведению статус Императорской академии художеств. Экс-фаворит Шувалов отправился жить за границу, где на своей вилле в Италии принимал русских художников, выпускников академии. Он скупал шедевры живописи, заказывал слепки с античных шедевров и отсылал их в академию. Она располагалась тогда в жилых домах на набережной Васильевского острова между 3-й и 4-й линиями и занимала почти целый квартал. На этом месте и решили возводить новое академическое здание. Сначала, как обычно, изготовили его большую деревянную модель, которая сейчас хранится в музее академии.
Надпись над входом в академию гласит: «Свободным художествам. Лета 1765». Это дата закладки здания, возведение которого растянулось более чем на 20 лет. Кокоринов скончался в 1772 г., так и не завершив начатое дело. Валлен-Деламот покинул Россию. Руководство работами перешло к зодчим Ю.М. Фельтену и Е.Т. Соколову. Строительство было закончено в 1788 г., но еще долго продолжалась отделка интерьеров парадных залов и церкви.
А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот считаются основоположниками классицизма в русской архитектуре, и в этой крупной совместной работе русского и французского архитекторов впервые обозначились принципы нового стиля, отразился переходный период от барокко к классицизму в русском зодчестве. Новой была и архитектурная тема — не храм или дворец, а учебное заведение. Ей и был подчинен план постройки, в котором сочеталось несколько простых геометрических форм.

Строгость членений и крупный масштаб сооружения был предопределен обширным простором «державной» Невы. План здания — огромный прямоугольник со сторонами 140 и 125 м; по всему периметру расположены трехэтажные учебные и жилые корпуса. В одном из них, обращенном к Неве, размещалась анфилада парадных залов. Кокоринов использовал новую архитектурную тему для создания помещений специфического назначения: конференц-зала, музея, библиотеки. Круглый вестибюль и окружающую его гранитную лестницу обычно относят к числу замечательных произведений мирового зодчества.
В центр архитектурной композиции вписан так называемый циркуль — круглый двор академии диаметром 55 м. Этот мотив редко встречается в истории зодчества. По преданию, будто бы Екатерина Вторая приказала устроить внутри комплекса круглый двор, площадь которого равна куполу собора Святого Петра в Риме, чтобы ученики постоянно видели перед собой размеры купола и соотносились с ними. В углах композиции устроены четыре прямоугольных двора с закругленными углами, служившие для освещения окружающих их помещений.
Скромное по окраске, лишенное пышных и затейливых украшений, со спокойными по силуэту формами, гармоничное во всех деталях, здание Академии художеств выделялось на фоне буйства красок и прихотливых форм барочных построек той поры. Его симметричная композиция с уравновешенностью объемов, торжественностью внешнего облика, с использованием колоннады для украшения фасадов выглядела тогда новаторской.
Главный фасад, выходящий к Неве, построен по трехчастной схеме, которая станет типичной для классицизма: центр и подчиненные ему симметричные крылья. Первый этаж с большими арочными окнами служит своеобразным цоколем-пьедесталом для всего здания, а два верхних объединены общим ордером. На фасаде выделяется четырехколонный портик, украшенный копиями античных статуй, Геркулеса и Флоры, и завершенный куполом. На его вершине стояла статуя Минервы; она была утрачена, но в 2003 г. воссоздана и заняла свое прежнее место. Боковые павильоны также имеют портики. Задний фасад, выходящий в академический сад, почти без изменений повторяет главный. В центральной части этого корпуса размещалась церковь. Здание возведено в типичной для Петербурга технике кирпичной кладки со штукатурной облицовкой. Но первый, цокольный, этаж выделен рустовкой — приемом, создающим иллюзию, будто он сложен из крупных камней и потому выглядит массивно и устойчиво.

В первой половине 19 в. академический ансамбль был дополнен Рисовальным корпусом, жилыми флигелями, построенными архитекторами А.А. Михайловым и А.П. Брюлловым. В центре двора к 50-летию основания академии установлена монолитная гранитная колонна в честь «знатнейших художеств», созданная знаменитым мастером-камнетесом С.К. Сухановым.
В ансамбль «храма искусств» входит гранитная пристань, созданная архитектором К.А. Тоном в 1832 — 1834 г.г. На ней установлены сфинксы, «прибывшие» на берега Невы «из древних Фив в Египте».

Петербург. Академия художеств и ее обитатели.

Академия художеств. 1903:

Воспитанники мастерской И. Е. Репина в Высшем художественном училище при Академии художеств. 1892-1894:

Фигурно-натурный класс Высшего художественного училища при Академии художеств. 1892-1894:

Конкуренты. 1897:

Живописная мастерская профессора И. Е. Репина. Постановка натуры. 1897-1898:

Тициановский зал. 1890-е:

Живописная мастерская профессора Д. Н. Кардовского. 1903-1907:

Университетская набережная и Академия художеств во время наводнения. 1903:

Воспитанники Высшего художественного училища при Академии художеств с натурщицей и собаками. 1900-е:
Скульптурная мастерская. Профессор В. А. Беклемишев с учениками. 1910:
Музей. Картинная галерея графа Н. А. Кушелева-Безбородко (Кушелевская галерея). 1910:
Библиотека Академии художеств (справа, за столом, сидит архитектор-художник библиотекарь Ф. Г. Бернштам, рядом стоит С. Н. Кондаков, один из авторов труда «Юбилейный справочник Императорской Академии художест. 1764-1914»). 1910:
Участники Всероссийского съезда зодчих в Академии художеств (в центре — президент Академии художеств великая княгиня Мария Павловна, слева от нее — великий князь Михаил Александрович, справа — архитектор П. Ю. Сюзор, крайний слева — архитектор Л. Н. Бенуа). 1911:
Батальная мастерская. Профессор Н. С. Самокиш (первый слева в группе стоящих) с преподавателями и воспитанниками осматривает лошадь. 1913:
Совет Высшего художественного училища при Академии художеств. Слево направо (сидят): В. Е. Маковский, И. П. Боткин, П. А. Брюллов, В. А. Беклемишев, В. Е. Савинский, И. И. Творожников; (стоят) Н. А. Бруни, В. В. Матэ, Н. Н. Дубовской, Д. Н. Кардовский, Н. С. Самокиш, Р. Р. Бах, В. М. Альбицкий.
1913:
Живописная мастерская профессора В. Е. Маковского. 1913:
На благотворительном балу художников. 1913:
Вестибюль. 1913
Музей. Залы русской живописи. 1913:
Канцелярия Высшего художественного училища при Академии художеств. 1913:
Члены Общества имени А. И. Куинджив Конференц-зале Академии художеств. 1914:
Церковь Св. Екатерины. 1914:
Столовая. 1914:
Здание Мозаичного отделения. 1914:
Ф. И. Шаляпин среди учеников Высшего художественного училища при Академии художеств. 1914:
Студенты Государственных свободных художественных мастерских. 1920-е:
Редакционная коллегия газеты «Союзная школа» коллектива ВЛКСМ при Академии художеств. 1925:
Музей. Экспозиция в «циркуле» второго этажа. 1927:
Скульптурный факультет. Группа студентов второго курса (среди сидящих: Э. Э. Эссен, Р. Р. Бах, Р. Н. Будилов; среди стоящих М. Ф. Бабурин, В. И. Ингал, Н. В. Томский, В. В, Лишев, В. Л. Симонов). 1928:
Живописный факультет. Профессор И. И. Бродский со студентами в мастерской. 1930-е:
Живописный факультет. Студенты в мастерской. 1934:
Живописный факультет. Мастерская профессора А. А. осмеркина. 1930-е:
Спортивный зал (в помещении бывшей церкви). 1930-е:
Новогодний вечер во Всероссийской Академии художеств. Конец 1930-х:
Архитектурный факультет. Профессор Н. А. Тырса на занятиях по рисунку со студентами архитектурного факультета. 1930-е:
Демонстрация. 1932:
Графическая мастерская. Профессор И. Я. Билибин со студентами работает над постановкой. 1937:
Графическая мастерская. Преподаватели и студенты у печатного станка. Слева направо:
М. А. Таранов, В. А. Юсипенко, профессор И. Я. Билибин, Б. И. Кожин, профессор П. А. Шиллинговский.
На втором плане, слева направо: студентка И. К. Архангельская, преподаватель В. А. Успенский, профессор К. И. Рудаков, печатник И. Е. Коротков.
1939:
Академия художеств. 1942:
Разрушенные корпуса на Литейном дворе. 1943:
Преподаватели и сотрудники в столовой. Зима 1942 года:
Музей. Ремонт в «циркуле» второго этажа. 1946:
Профессор А. Т. Матвеев со студентами скульптурного факультета (среди сидящих: А. Т. Матвеев, В. И. Синайский; среди стоящих: В. Г. Стамов, А. М. Игнатьев, М. Т. Литовченко, Л. М. Холина, М. К. Аникушин, Г. А. Косов). 1946:
Живописный факультет. Мастерская профессора В. М. Орешникова (слева направо сидят А. А. Мыльников и В. М. Орешников). 1940-е:
Живописный факультет. Мастерская профессора М. И. Авилова. 1947:

Здание Академии художеств

Здание Академии художеств — одно из самых выдающихся произведений русского зодчества XVIII века, глубокое по замыслу и по оригинальности планового решения. В архитектурном пейзаже Университетской набережной ему принадлежит очень важное место. Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы — с Английской набережной. Построенное в 1764–1788 годах, оно является одним из первых в России сооружений, созданных в архитектурных формах раннего классицизма. В начале XVIII века участок на Васильевском острове между 3-й и 4-й линиями занимали дома петровских вельмож — Г. И. Головкина, В. Л. Долгорукова и А. Г. Долгорукова. После основания Академии эти дома были переданы в её пользование, а затем снесены для постройки нового здания по проекту, разработанному архитекторами А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Валлен-Деламотом.

В первую очередь были возведены корпуса, обращенные в сад и на 3-ю и 4-ю линии, а также дворовые корпуса. В 1788 году здание было закончено постройкой, но фасады и некоторые внутренние помещения в большей своей части не были отделаны. Строительные работы закончились только в 1810 году.
Плановое решение здания своеобразно: в основной прямоугольник вписаны парадный круглый и четыре прямоугольных служебных двора. Расположение внутренних помещений, разнообразных по размерам и конфигурации, тщательно продумано. Парадные помещения — вестибюль нижнего этажа, парадная лестница, залы бельэтажа — отличаются богатством оформления и совершенством композиции.


Из четырех фасадов здания наиболее торжественно решен главный. Его центр отмечен ризалитом и портиком из тосканских колонн, несущих треугольный фронтон. Здесь нашли свое отражение мотивы, характерные для архитектуры барокко. Криволинейным в плане выступам первого этажа противопоставлены изогнутые, плавные линии боковых частей ризалита, венчающего карниза и аттика над ним.
Круглый двор (диаметром около 40 метров) вначале был связан с набережной сквозным проездом, превращенным в 1817 году в вестибюль — единственное помещение, сохранившее до настоящего времени свой первоначальный облик.
Верхний парадный вестибюль частично перестроен. В его композицию включена ионическая колоннада, поддерживающая хоры. Рядом с вестибюлем расположена чугунная лестница, сооруженная в 1817–1820 годах по проекту А. А. Михайлова 2-го.

Стены расписаны по эскизам А. Е. Егорова, А. И. Иванова, В. К. Шебуева и украшены барельефами работы В. И. Демут-Малиновского, И. П. Мартоса, С. С. Пименова и. П. Прокофьева.
Художественный интерес представляет анфилада залов второго этажа вдоль главного фасада, так называемые Рафаэлевские и Тициановские залы, отделанные в 1830–1834 годах по проекту К. А. Тона, центральный круглый конференц-зал (переделанный А. И. Резановым в 1864 году, но сохранивший живописный плафон работы В. К. Шебуева), боковые восьмигранный и круглый залы. К. А. Тон является также автором проекта домовой церкви, законченной в 1837 году.
Оформление залов библиотеки было выполнено по проекту Д. И. Гримма (1860-е годы) и В. А. Щуко (1914 год).


С Академией художеств связаны имена большинства выдающихся русских архитекторов, скульпторов, живописцев, граверов. В стенах Академии художеств обучались зодчие В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, И. А. Фомин, В. А. Щуко; скульпторы М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, П. К. Клодт, М. М. Антокольский; живописцы О. А. Кипренский, Д. Г. Левицкий, С. Ф. Щедрин, К. П. Брюллов, И. Б. Репин, И. И. Левитан, Ф. А. Бруни, И. И. Шишкин, И. К. Айвазовский, В. А. Серов и др.

История

Вскоре после основания в 1757 году Императорской Академии художеств, её основатель И. И. Шувалов передал учреждению, размещавшемуся тогда в покоях его дворца на Малой Садовой, собственное собрание картин и рисунков, включавшее произведения Веронезе и Рембрандта.

В продолжение XVIII—XIX вв. музейное собрание пополняли другие вельможи, Екатерина II и её преемники на российском престоле. Предпочтение отдавалось сухой и строгой живописи в стиле классицизма (произведения Н. Пуссена, К. Лоррена, Р. Менгса и др.). С XVIII века сохранились многочисленные слепки шедевров античной скульптуры (антиков), а также модели шедевров античной архитектуры, выполненные из пробки римским мастером Кики.

По академическому уставу 1859 года музей стал общедоступным. С 1897 года служил местом публичного представления произведений, претендовавших на размещение в Русском музее: «произведения художников, находящихся в живых, подлежат помещению на 5 лет в Музей императорской Академии художеств и только по истечении этого срока могут быть окончательно переведены в Русский музей императора Александра III, с согласия и по выбору управляющего оным».

Кушелевская галерея. Крупнейшее и ценнейшее пополнение фондов музей получил по завещанию графа Н. А. Кушелева-Безбородко, который в 1862 году завещал Академии свою коллекцию — 466 картин и 29 скульптур (по наиболее полному каталогу, изданному в 1886 году). Согласно воле покойного, коллекция получила статус публичной галереи. Для её размещения были выделены залы второго этажа по 3-й линии, которые сообщались с Музеем живописи через Голубой зал. О значении кушелевской галереи для будущих художников писали В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, К. А. Коровин, А. А. Рылов и А. Н. Бенуа. Именно последний, прекрасно понимая художественную и историческую ценность коллекции, будучи заведующим Картинной галереей Эрмитажа, в 1918 году настоял на том, чтобы передать её Эрмитажу. В части публичности, то есть общедоступности воля владельца не была нарушена: в Эрмитаже после его национализации коллекция стала ещё более общедоступной, в отличие от музею при высшем художественном учебном заведении. Позднее несколько работ из коллекции были возвращены из Эрмитажа в музей Академии, а многие, уже вопреки завещанию, к сожалению, перекочевали в Москву, где пополнили экспозицию ГМИИ им. Пушкина.

В разное время хранителями музея были И. И. Спитц (с 1864), архитектор Ф. А. Клагес (с 1887), художники и действительные члены Академии художеств А. П. Соколов (с 1892) и Э. О. Визель (с 1907).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *