Музей булгакова в Москве

Триумфальная площадь, Москва

Где же находится музей Булгакова в Москве? Адрес его дома почти такой же, как у знаменитой «нехорошей квартиры» из не менее знаменитого романа писателя. Жил Михаил Афанасьевич по адресу улица Большая Садовая дом 10, квартира 50. Нехорошая же квартира располагалась по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. Все сходится, кроме номера дома.

Чтобы попасть в эту уникальную квартиру первым делом нужно доехать на московском метро до станции Маяковская. Выйдя из метро мы оказываемся на Триумфальной площади, новой, отреставрированной и облагороженной.

Нас встречает памятник Владимиру Маяковскому.

Где жить в отпуске? Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Здесь же возле площади очень любят парковаться частные экскурсии, которые на стилизованном под трамвайчик автомобиле провезут всех желающих по «булгаковским местам».

Мы же направляемся по улице Большая Садовая в сторону уменьшения нумерации домов, по четной стороне улицы. Путь наш лежит мимо Московского академического театра сатиры, сразу за которым расположен сад «Аквариум». В поисках музея Михаила Булгакова мы заглянули и в этот сад. Сад оказался тупиком, но был украшен фонтаном Апполона с лирой, поэтому мы расстроились не сильно.

Вернувшись к маршруту, мы продолжили свои поиски и буквально в соседнем от сада доме со стороны улицы Большая Садовая мы нашли арку, украшенную табличками с обозначением мифического дома. Пройти мимо таких опознавательных знаков очень не просто.

Дом-музей Булгакова

Осмотрев все уголочки и закоулочки квартиры, не спешите покидать двор дома №10 по улице Большая Садовая. В этом же самом доме, но в подъезде №6, расположена квартира писателя. Попасть в подъезд можно позвонив по домофону в указанную квартиру №50. Попав в подъезд дома, вы сразу поймете, что оказались в нужном месте.

Стены испещрены разными надписями, преимущественно это выдержки из самого знаменитого романа писателя «Мастер и Маргарита». Квартира расположена на последнем этаже, поэтому вас ждет увлекательный экскурс в мир современной настенной живописи на булгаковскую тематику. В разное время подъезд выглядел по-разному. Иногда стены и потолок приводят в порядок и роспись начинается заново. Этот процесс похож на то, как городские службы спиливают замки с парапетов на набережной.

А вот вход в саму квартиру №50 платный. Музей Булгакова располагает сайтом, где можно узнать стоимость посещения. Попав в квартиру мы оказываемся в типичной коммунальной квартире Советского времени. Дом конечно же не советский, советским является только образ жизни, который поселился в национализированном после революции доме вместе с новыми жильцами, пришедшими на смену художникам, инженерам, врачам и адвокатам. Дело в том, что Булгаков с женой занимали только одну комнату в коммунальной квартире. Остальные же комнаты занимали рабочие находившейся неподалеку табачной фабрики «Дукат» и типографскими сотрудниками.

Все в этой квартире стилизовано и восстановлено согласно послереволюционному быту. Отдельное произведение искусства это кухня, коммунальной квартиры №50. Это настоящее сосредоточие булгаковского мистицизма и советского духа. При Булгакове в одной квартире жили как минимум 18 человек, некоторые из которых держали кур и поросят. Не мудрено, что кухня становилась не только местом всеобщего сбора, но и настоящих сражений.

Комната самого писателя располагалась сразу напротив кухни, ничуть не удивительно, что эти кухонные скандалы получили отражение во многих произведениях писателя.

Другие комнаты квартиры тоже стилизованы под раннесоветскую эпоху. Именно в эти интерьеры, где окна завешаны тяжелыми шторами, на стенах висят зеркала в тяжелых рамах, а по углам комнат стоят дубовые буфеты, и поселил писатель Воланда со свитой, которые сделали то, чего не мог сделать сам автор — очистил квартиру №50 от ее жильцов.

Патриаршие пруды

Наша экскурсия в музей Булгакова не была бы полноценной, если бы мы не посетили другое знаменитое булгаковское место. Тем более, что находится оно, без преувеличения, в двух кварталах от квартиры писателя. Речь идет о Патриарших прудах. По улице Большая Садовая нужно пройти один квартал до улицы Малая Бронная и по ней один квартал до Ермолаевского переулка и вот мы на месте.

Почему это место считается булгаковским? События в самом знаменитом и последнем романе Михаила Афанасьевича «Мастер и Маргарита» начинаются именно на Патриарших прудах. И если кто забыл, вот вступление от мэтра: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».

Мы появились здесь не в час заката, видимо поэтому весь мистицизм, которым мы напитались в музее писателя быстро выветрился на Патриарших прудах.

Для меня, как не москвича, Патриаршие пруды представляются прежде всего именно местом действия романа «Мастер и Маргарита», поэтому некоторое недоумение вызвало отсутствие каких-либо признаков этого родства. Раньше здесь висел дорожный знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами», но и тот канул в лету.

Михаил Афанасьевич Булгаков великий русский писатель. Его жизнь и опыт нашли отражение не только в мистическом романе «Мастер и Маргарита». Его родной город и опыт полученный при службе в белогвардейской армии лекарем отразился в произведении «Белая гвардия», его наркотическое пристрастия к морфию в «Морфии», его медицинская практика в «Записках юного врача». Еще много душевных переживаний было изложено писателем на бумагу, что-то конечно писателю не понравилось и было уничтожено. Интересный факт, что в 1926 году при обыске у Булгакова были изъяты его дневник и рукопись «Собачьего сердца». Дневник в последствии был возвращен, но сожжен уже самим писателем. Удивительно то, что дневник все равно дошел до наших дней в виде копии, снятой на Лубянке. Ведь как известно «рукописи не горят»!

Музей-квартира Булгакова в Москве

Государственный музей Булгакова в Москве — мемориальная «нехорошая квартира» № 50 по улице Большой Садовой, 10. По этому же адресу, на первом этаже, работает культурный центр и театр «Булгаковский дом».

Московский музей Булгакова создан в 2007 году по инициативе фонда писателя, стал первым российским государственным музеем, посвященным жизни и творчеству Михаила Афанасьевича.

Со своей первой женой писатель занимал комнату в коммунальной квартире № 50 с осени 1921 до 1924 года. В дальнейшем образ коммуналки стал неотъемлемой частью нескольких московских произведений писателя и в гротескном виде запомнился читателям по роману «Мастер и Маргарита».

Сейчас в музее представлены не только личные вещи Булгакова, но и предметы эпохи — 1900–1930-х годов. Основная экспозиция размещена в первом и синем кабинетах, гостиной, «коммунальной кухне». Выставка начинается уже с подъезда: «нехорошая лестница» расписана граффити по мотивам творчества <Михаила Афанасьевича Булгакова. Несколько помещений отведено под временные выставки.

Музей Булгакова участвует в ежегодной акции Ночь музеев, предлагает увлекательные экскурсии, в том числе в формате квестов.

На официальном сайте музея Булгакова в Москве информация об экспозиции представлена на странице с интерактивным планом квартиры писателя.

Музей Булгакова в Москве

Видео: Музей Булгакова в Москве

Архитектурные особенности дома на Большой Садовой

Дом, в котором располагается музей Булгакова в Москве, был возведен в 1904 году. Автором проекта стал архитектор Эдмунд Юдицкий, построивший в столице около десятка доходных домов и несколько городских усадеб в стиле модерн. Над фасадом и декором трудился его коллега Антонин Милков, также приверженец модерна. Главный фасад здания представлял собой пятиэтажный прямоугольник, позади которого стоял П-образный четырехэтажный дом. Попасть в него можно было через двор-колодец с чахлой растительностью. От модернового интерьера и отделки фасада после многочисленных ремонтов почти ничего не осталось, отдельные детали вроде круглых окон в коридоре можно увидеть в булгаковской квартире.

История булгаковского дома

Интерактивный макет в одной из комнат музея Булгакова в Москве рассказывает об истории дома, который был построен по заказу Ильи Пигита, купца-караима, сделавшего блестящую карьеру от простого рабочего на табачной фабрике до ее директора. С 1891 года, набравшись опыта, он открыл собственное предприятие, специализировавшееся на «народных», недорогих сортах папирос. К концу жизни владельца фабрики на ней трудилось уже около 800 человек. Пигит занимал роскошную десятикомнатную квартиру № 5 и желал, чтобы его соседями были почтенные члены общества – оперная певица, врач, крупный железнодорожный чиновник. Мастерские в четырехэтажке арендовали и художники, в том числе Николай Рябушинский и семейство Кончаловских.

Бездетный владелец дома скончался в 1915 году, наследство досталось племянникам, левым эсерам, поддержавшим революцию. Это не помогло им избежать дальнейших репрессий и не спасло дом от уплотнения. На смену степенным буржуа пришли шумные работники типографии и табачной фабрики, продавцы, уборщики. На коммунальных кухнях жизнь била ключом – все это застал переехавший на Большую Садовую улицу в 1921 году вместе с первой женой Михаил Булгаков. Сначала он занимал квартиру № 50, потом перебрался в 34-ую, с более интеллигентными соседями. В 1924 году писатель и вовсе покинул дом, унося с собой наброски и воспоминания о жизни в коммуналке, которые позднее появятся на страницах его пьес, рассказов и романа «Мастер и Маргарита».

Дом после отъезда Булгакова

В предвоенные годы социальный состав жильцов будущего музея Булгакова в Москве перемешался, в доме появилось немало представителей интеллигенции. Продолжали трудиться и художники. Здесь создал свои лучшие произведения Петр Кончаловский, после смерти живописца в 1956 году мастерскую занял его сын Михаил. Он работал в ней до глубокой старости, пока в 1996 году не передал помещение чете художников – Михаилу Тихонову и Елене Утенковой, содержащей ее и по сей день. Художником-любителем был и сосед Кончаловских фон Бооль, чиновник Императорских театров, известный главным образом скандалами с участием Шаляпина. Потом его мастерская досталась скульптору Митрофану Рукавишникову, основателю знаменитой династии. Студия передавалась по наследству сыновьям, пока не оказалась у правнука Филиппа, тоже известного скульптора.

В 60-е годы коммуналки начали, наконец, расселять, в 80-е опустевшую фасадную часть заняли свободные художники, музыканты, не обращавшие внимания на обветшалые стены и отсутствие комфорта. Это был настоящий андеграунд конца советской эпохи, вопреки сплетням, не злоупотреблявший спиртным, но старавшийся сохранить легендарное здание. В 1996 году и они съехали, а все исторические интерьеры были разрушены новыми хозяевами, превратившими эту часть здания в коммерческую. В наше время и в П-образной части дома Пигита жилых квартир почти не осталось.

Организация фонда Булгакова и музея

В 1990 году был основан фонд Булгакова под руководством Мариэтты Чудаковой, крупного российского литературоведа. Борьба за сохранение булгаковской квартиры завершилась ее передачей фонду на условиях сохранения доступа в нее посетителей. В квартире проходили концерты, конференции, временные выставки, к 2007 году собралась солидная, достаточная для открытия музея Булгакова, коллекция вещей, связанных с именем писателя.

Экспозиция музея

Музей Булгакова в Москве состоит из нескольких комнат, первоначально принадлежавших общежитию Высших женских курсов, а потом превращенных в коммунальную квартиру. Собственно булгаковских вещей на Большой Садовой с 1924 года, естественно, не сохранилось, подлинные экспонаты были переданы сюда наследниками и друзьями вдовы писателя. В гардеробе хранится платяной шкаф конца XIX века, принесенный из квартиры № 19, мещанский сундук, брошенный в сретенской коммуналке, дорожный саквояж и принадлежавшая Михаилу Афанасьевичу вешалка, от греха подальше размещенная под самым потолком.

В Синем кабинете воссоздан интерьер последнего места жительства Булгакова в Нащокинском переулке. В гардеробе Елена Булгакова, ставшая прообразом Маргариты, хранила свои платья. За секретером работал сам мастер, кроме того, семейная легенда гласит, что этот предмет мебели, изготовленный во второй четверти XIX века, когда-то принадлежал Гоголю. На пианино играла вторая жена писателя, шкаф-бюро «Монашка», служивший и секретером, и комодом, и платяным шкафом, также стоял в гостиной в Нащокинском переулке. В комнате Булгакова достоверно воспроизведен творческий беспорядок, царивший в кабинете писателя, но действительно принадлежала ему только полка с русалками и несколько книг, да принципиально сохраненные рамы и задвижки выходящего во двор окна помнят 20-е годы. Владельцем стола был дядя писателя, прототип профессора Преображенского в «Собачьем сердце».

Кухня с обшарпанной мебелью и убогой посудой точно соответствует атмосфере коммунального ада. Помещение украшает фотография Анны Горячевой, выведенной Булгаковым в образе Аннушки-Чумы. Ее презентовал музею правнук соседки Булгакова, блестящий адвокат из Швейцарии. Здесь же можно увидеть старинный примус, подобный тому, что починял Бегемот. Гостиная музея Булгакова напоминает о первоначальном назначении квартиры, в которой проживали студентки. Здесь девушки собирались, чтобы отдохнуть, послушать музыку, почитать книги. В комнате, где проходят концерты, собрана дореволюционная мебель, размещено фортепьяно конца XIX века.

Стилистически отличается от других комнат квартиры Белый зал с лаконичной белой плиткой на стенах. Здесь экспонируются предметы из серии «Слова и вещи», рассказывающие о первых изданиях произведений Булгакова, забытых пьесах и рассказах, неожиданных биографических параллелях. В простом коридоре размещены цитаты из трудов современников и исследователей Булгакова, круглый столик и стойка для зонтов из квартиры в Нащокинском переулке. Еще один зал не связан с историей дома Пигита, но имеет непосредственное отношение к судьбе писателя. В нем воспроизведена обстановка редакции газеты «Гудок», в которой, кроме Булгакова, работали Маяковский, Паустовский, Ильф и Петров, Олеша, Катаев.

Экскурсии по музею и окрестностям

Постоянную экспозицию музея дополняют временные выставки, так или иначе связанные с именем Булгакова. Это иллюстрации к произведениям мастера, его воспоминания о проживании в других уголках Москвы, истории о кинематографической судьбе героев его книг, о коллегах, чей творческий почерк близок Булгакову. «Мастером и Маргаритой» дело не ограничивается: много выставок посвящено рассказам, пьесам, «Белой гвардии».

Акции в музее

Музей Булгакова в Москве организует совместные мероприятия с другими культурными учреждениями. Так, например, «Бестиарий Булгакова» во время «Ночи искусств» – плод усилий музея и Московского зоопарка. Часть экспозиции, посвященная образам антропоморфных животных в творчестве Булгакова вроде кота Бегемота или Шарикова, перенесена в дом Клюева на территории зоопарка. Затем посетителей ждет прогулка пешком до Большой Садовой и экскурсия по музею. Гостей предупреждают, что из-за недостатка места на такие мероприятия требуется предварительная регистрация. Театрализованные ночные экскурсии заслуживают особого упоминания. Сценарий «Сюрпризов пятого измерения» каждый раз пишется заново и становится сюрпризом даже для экскурсовода, экскурсия «50 – квартира со странной репутацией» более предсказуема – в разных уголках квартиры для гостей оживают персонажи «Мастера и Маргариты».

Булгаковские экскурсии по Москве

Музей Булгакова в Москве предлагает 4 маршрута по окрестностям Большой Садовой улицы протяженностью от 1 до 4,5 часов. Самая сложная проводит гостей по следам героев «Мастера и Маргариты». Преодолев чуть более 5 км, туристы посещают 19 адресов. Сюда входят и Патриаршие пруды со скамейкой, на которой беседовали Воланд и Берлиоз с Бездомным, и место, где злосчастная Аннушка разлила масло, и Александровский сад, где грустила Маргарита, и бывший Торгсин, где проказничал Бегемот. Посетители посмотрят на домик, послуживший образцом для жилья Мастера, пройдут по переулку, в котором познакомились главные герои.

Часовая прогулка «Первый адрес» затрагивает 12 объектов, объединенных темой Патриарших прудов. Здесь и места, связанные с биографией Булгакова, и точки, зафиксированные в знаменитом романе. Путешествие «В поисках особняка Маргариты» займет около часа с четвертью. Найдут ли туристы подлинный дом героини – неизвестно. Обычно Булгаков точно относился к архитектурно-топографическим деталям, но описанный в романе готический особняк до сих пор не обнаружен. Скорее всего, автор совместил в нем черты нескольких стоявших по соседству знаний, чтобы подчеркнуть демонический дух хозяйки бала Сатаны. Еще одна экскурсия, знакомство с булгаковской Пречистенкой, растянется на час. В этом районе после переезда с Большой Садовой жил Булгаков и его друзья – представители старомосковской интеллигенции, здесь же разворачивалась история, описанная в «Собачьем сердце».

Сувениры

В музее Булгакова можно приобрести сувениры – карту с отмеченными памятными местами булгаковской Москвы, магнитики с цитатами из «Мастера и Маргариты», значки, открытки, эко-сумки с изображениями расписанной граффити лестницы, ведущей к квартире писателя.

Часы работы и билеты

Музей Булгакова не работает по понедельникам, в четверг гостей ждут с 14 до 21 часа, в остальные дни – с 12 до 19 часов. Раз в месяц, в третье воскресенье, всех желающих посетить музей пускают свободно. В те месяцы, когда проходят общероссийские акции, например «Ночь музеев», бесплатные визиты по средам отменяются. Стоимость взрослого билета – 150 рублей, школьники и пенсионеры платят 50 рублей, студенты-очники проходят бесплатно. Вечером в среду проводят полуторачасовые экскурсии по 300 рублей с человека. Обзорные экскурсии на 10 человек в обычное время стоят 1500-2500 рублей, в зависимости от возраста посетителей. Ночные театрализованные экскурсии обходятся в 1500 рублей с человека, концерты с предварительной экскурсией по музею Булгакова – в 1000 рублей.

Как добраться

Музей Булгакова в Москве расположен недалеко от театра Сатиры, к нему обычно добираются от станции метро «Маяковская». Вход в квартиру со двора, чтобы попасть в шестой подъезд, нужно пройти под арку. Точный адрес музея: Москва, Большая Садовая улица, 10. Телефон: +7 (495) 970-06-19.

Музей Михаила Афанасьевича Булгакова

У этого термина существуют и другие значения, см. Музей Михаила Булгакова (значения).

Музей Михаила Булгакова
Музей Михаила Афанасьевича Булгакова
Дом, в котором с конца 1921 г. по 1924 г. жил писатель М.А. Булгаков (кв. 50; кв. 34). Здесь жили и работали художники А.В. Лентулов, П.П. Кончаловский, В.И. Суриков, строитель Днепрогэса А.В. Винтер и др.

Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 771310006660005 (ЕГРОКН)
Дата основания 2007
Дата открытия 2007
Местонахождение Россия, Москва, Большая Садовая, 10
Директор Пётр Мансилья-Круз
Сайт Официальный сайт
Музей Михаила Булгакова на Викискладе

Музе́й Михаи́ла Булга́кова — единственный музей в Москве, посвящённый жизни и деятельности писателя Михаила Булгакова. Открытие состоялось в 2007 году в пространстве легендарной коммунальной квартиры № 50 в доме 10 на Большой Садовой улице, в одной из комнат которой Булгаков проживал с 1921 по 1924 год. Эта квартира стала прообразом «нехорошей квартиры», описанной в романе «Мастер и Маргарита». По состоянию на 2018-й, в коллекцию музея входят более трёх тысяч экспонатов: личные вещи писателя, фотографии, документы и антикварная мебель.

История

Мемориальная доска Михаилу Булгакову, 2009 год

Дом Пигита

Дом № 10 по Большой Садовой улице был построен в стиле модерн в 1902—1903 годах архитекторами Эдмундом Юдицким и Антонином Милковым по заказу московского купца и владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Пигита. В честь него дом получил народное название «Дом Пигита». Изначально предприниматель планировал строительство производственного корпуса фабрики, однако правительство Москвы запретило возведение фабричных корпусов внутри Садового кольца. Из-за этого дом был построен как доходный, а в квартирах селилась творческая интеллигенция Москвы: художники Пётр Кончаловский, Георгий Якулов, Василий Суриков, писатель Михаил Булгаков, меценат Николай Рябушинский и другие. Именно на одной из вечеринок, устроенной в студии Георгия Якулова, поэт Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан.

Построенное в форме трапеции здание состояло из трёх жилых корпусов и секции художественных мастерских. В центре дома находился внутренний двор с фонтаном и палисадником, не сохранившимся до наших дней. Все квартиры имели расширенную планировку и состояли из четырёх-пяти комнат. Исключение составил только шестой подъезд, квартиры которого были в последний момент перепланированы под общежитие Высших женских курсов.

До революции квартиры в доме арендовали довольно обеспеченные москвичи. В центральной части дворового корпуса располагались мастерские художников. Мастерскую № 38 некоторое время арендовал меценат и редактор-издатель журнала «Золотое руно» Николай Рябушинский. С 1910 года в этой мастерской работал художник Пётр Кончаловский, пока в 1917 году не переехал в мастерскую No 40, в которой сначала Пётр, а потом и его сын Михаил проработали до 1996 года. Мастерскую No 36 арендовал управляющий Московской конторой императорских театров и императорских театральных училищ Николай фон Бооль.

В 1918 году дом был национализирован и стал рабочей коммуной бывшей типографии Ивана Машистова. Начиная с 1919-го в доме стали появляться первые коммунальные квартиры, созданные в результате политики уплотнения и заселённые рабочими с фабрики «Дукат». В одной из таких квартир Фанни Каплан Фанни Каплан остановилась в ночь перед покушением на Ленина в 1918 году. Известно, что она вышла рано утром из дома на Садовой и направилась на завод Михельсона, где произвела два выстрела.

В 1920-е годы в коммунальные квартиры дома заселяли рабочих, в первую очередь сотрудников московских типографий, а также работников фабрики «Дукат», продавцов, уборщиков, портних, слесарей
и других. В 1920 году мастерскую No 38 занял авангардный театральный художник Георгий Якулов. На одном из вечеров в его мастерской Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан.

В 1960-е годы началось массовое расселение коммунальных квартир. Если в 1944 году в доме проживали 767 человек, то в 1978 году — уже 355. В 1970-е годы дом на Садовой улице стал одним из неофициальных московских центров нонкоформистского искусства. К 1986 году практически все коммунальные квартиры фасадной части дома расселили, и в уже ветхие от времени и бесхозяйственности свободные помещения въехали музыканты, художники, хиппи. В нескольких квартирах, в том числе и в бывшей домовладельческой квартире No 5, они организовали сквот, просуществовавший до 1996 года.

Проживание Булгакова

Основная статья: Нехорошая квартира

Михаил Булгаков оказался в доме № 10 на Большой Садовой осенью 1921 года — вместе со своей первой супругой Татьяной Николаевной Булгаковой (в девичестве — Лаппа) он поселился в одной из комнат коммунальной квартиры № 50 и прожил до осени 1924 года. В этот период Булгаков написал роман «Белая гвардия», повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца», «Записки на манжетах», рассказы, фельетоны и очерки («Красная корона», «Столица в блокноте», «Киев-город», «Бенефис лорда Керзона» и другие). Сама же коммунальная квартира № 50 послужила одним из прототипов «нехорошей квартиры» в романе «Мастер и Маргарита». Обстоятельства жизни Булгаковых в квартире могли отразиться в рассказах «Самогонное озеро», «Три вида свинства», «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» и других произведениях.

Открытие музея

В 1983 году в квартиру 50 въехал проектный институт «Гипротехмонтаж». Его сотрудница, Наталья Романова, вдохновившись историей квартиры, устроила в одной из комнат импровизированную булгаковскую экспозицию. В это же время начинается настоящий булгаковский бум в прессе. Один за другим самые разные люди выступают за создание музея Булгакова на Большой Садовой и за булгаковские праздники на Патриарших прудах. Первый такой праздник состоялся в сентябре 1989 года. Накануне 100-летия М. А. Булгакова, в 1990-м году был создан Фонд Михаила Булгакова под руководством Мариэтты Чудаковой, который также взял на себя заботу о квартире писателя. В 1994-м помещения официально передали в ведение фонда. Открытие музея состоялось 15 мая 2007 года.

Первым директором стала Инна Мишина, контракт с которой продлился до 2012 года. В июне того же года был объявлен конкурс на создание новой концепции музея, который выиграло итальянское бюро Габриеле Филиппини совместно с командой литературоведа Мариэтты Чудаковой. Впоследствии новым директором музея стал Пётр Мансилья-Круз.

В настоящее время администрация планирует расширение из-за недостатка пространства для проведения культурно-просветительских мероприятий. В 2015 году в состав музея вошла мемориальная мастерская Петра Кончаловского, с 2018-го находящаяся на реконструкции. Музей планирует открытие филиала в квартире на Большой Пироговской улице, где Булгаков проживал с 1927 по 1934 год. Там он снимал три комнаты, в которых были написаны «Бег», «Кабала святош», а также «Мастер и Маргарита». С 2018-го помещения находятся на реконструкции.

При учреждении действует театр «КомедиантЪ», постановки которого проходят в общественных пространствах музея.

Экспозиция

Основу коллекции составляют экспонаты, переданные в дар родственниками и друзьями писателя: филологом Еленой Земской, В. М. Светлаевой, а также президентом Фонда имени Булгакова В. Деменко. Основная экспозиция разделена на две части: историческую и литературную. Коридор является промежуточным пространством, для мистификации которого используются визуальные спецэффекты и компьютерные технологии. По состоянию на 2018-й, в коллекцию музея входят более трёх тысяч предметов.

В Гардеробной находится собрание саквояжей, чемоданов, шляп и зонтов, символизирующих странствия писателя. Из прихожей можно попасть в Синий кабинет — восстановленный по воспоминаниям близких и друзей кабинет писателя из квартиры в Нащокинском переулке, где Булгаков прожил последние годы жизни. В комнате представлена часть оригинальной мебели. На столе лежит издание единственного сохранившегося до наших дней труда на латинском языке «Золотой осёл», автором которого был древнеримский писатель Апулей. Многие исследователи предполагают, что именно этой работой вдохновлялся Булгаков перед написанием «Мастера и Маргариты». В углу кабинета представлен гардероб, ранее принадлежащий супруге писателя, и секретер Булгакова, за которым он работал в последние годы жизни. Также в кабинете располагаются фортепьяно и шкаф-бюро, прозванный семьёй литератора «пузатиком».

Отдельная комната посвящена истории дома Пигита и экспонирует документы, фотографии и чертежи здания. В комнате Булгакова хранится часть личной библиотеки писателя, машинопись пьесы «Мольер» с его автографом, псише, а также резной стол. Последний предмет не принадлежал писателю, однако стоял в квартире дяди Булгакова, врача Н. Покровского. Инсталляция Кухня символизирует социальные перемены 1920 годов и представляет собой экспозицию, моделирующую коммунальную кухню того времени. Рядом представлены оригинальный буфет из Нащокинской квартиры писателя, никелированная пожарная каска, а также примус. Гостиная является общественным пространством, в котором музей проводит спектакли и музыкальные концерты. В комнате хранятся антикварная мебель, фотографии, гравюры, а также фортепьяно XIX века и журнальный столик Н. Покровского. В Белом зале действует выставочное пространство, где проводятся лекции и концерты.

  • Инсталляция коммунальной кухни, 2014 год

  • Инсталляция коммунальной кухни, 2014 год

  • Инсталляция коммунальной кухни, 2014 год

  • Книги из личной библиотеки писателя, 2014 год

  • Экспозиция музея, 2014 год

  • Восстановленный кабинет Булгакова, 2014 год

  • Восстановленный кабинет Булгакова, 2014 год

  • Экспозиция музея, 2014 год

  • Экспозиция музея, 2014 год

  • Гостиная, 2014 год

  • Гостиная, 2014 год

  • Гостиная, 2014 год

  • Стены в подъезде, 2014 год

  • Стены в подъезде, 2016 год

  • Стол из квартиры в Нащокинском переулке, где был написан роман «Мастер и Маргарита», 2016 год

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Музей А. М. Булгакова. Moscow.org. Проверено 24 июля 2018.
  2. «Нехорошая квартира» – таинственный Музей М.А. Булгакова. Mos-Holidays.ru. Проверено 24 июля 2018.
  3. Музей М. А. Булгакова. А-а-ах! Москва. Проверено 24 июля 2018.
  4. 1 2 Евгений Черных. . Комсомольская правда (9 марта 2018). Проверено 24 июля 2018.
  5. “Что делать с этой сволочью?”. Подлинная история «нехорошей квартиры» Булгакова. Недвижимость@news. Проверено 27 июля 2018.
  6. Ольга Филонова. Дом Пигит. Узнай Москву. Проверено 27 июля 2018.
  7. Мастерская № 36. Фотографии семи фон Бооль. Музей Михаила Афанасьевича Булгакова. Проверено 13 декабря 2018.
  8. Музей М. А. Булгакова. А-а-ах! Москва. Проверено 24 июля 2018.
  9. 12 фактов об одном из самых известных домов Москвы. Горький. Проверено 13 декабря 2018.
  10. Олеся Шмагун. Стало известно имя нового директора музея Булгакова. The Village (26 апреля 2013). Проверено 24 июля 2018.
  11. 1 2 3 4 5 Чудакова, 2017.
  12. Сегодняшний факт. Новый музей Михаила Булгакова в Москве. Радио Свобода (19 марта 2009). Проверено 24 июля 2018.
  13. В Музее Михаила Булгакова появится новое пространство. Россия культура (18 мая 2018). Проверено 24 июля 2018.
  14. Квартиру Михаила Булгакова на Большой Пироговской начнут реставрировать в 2018 году. Mos.ru (3 декабря 2017). Проверено 24 июля 2018.
  15. Василий Корецкий. Cлоеное место. Русский репортер (15 мая 2013). Проверено 24 июля 2018.
  16. «А потом все это рухнуло. И началось…». Мослента. Проверено 24 июля 2018.
  17. Музей М. А. Булгакова. Культура.рф. Проверено 24 июля 2018.
  18. Виктория Кайтукова. В гости в «нехорошую квартиру». Аргументы недели (20 июня 2018). Проверено 24 июля 2018.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *